16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-2-0-6

СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Aннотация

В статье рассмотрены особенности бюджетной политики и бюджетного планирования на примере Белгородской области. Обоснованы теоретические основы бюджетной политики и бюджетного планирования с обобщением научных подходов к определению сущности и взаимосвязи данных понятий, формулировкой собственной позиции к пониманию их содержания и задач. Определена роль бюджетной политики и определено ее место в бюджетном планировании, в том числе на региональном уровне.


Введение

Управление бюджетным планированием приобретает особое значение в современных условиях неопределенности и кризисных тенденций. В связи с тем, что в федеративном государстве важная роль отводится территориям, управление бюджетным планированием должно последовательно проводиться в каждом субъекте Федерации.

Бюджетное прогнозирование служит основой бюджетной политики. Оно позволяет выяснить не только возможности бюджета для решения социально-экономических задач, выявить источники финансового обеспечения, но и зачастую ответить на вопрос соответствия возможного выполнения в полном объеме основных функций государственного сектора экономики. Изменение роли бюджета государства в управлении его развития, оценки социально-экономических угроз обуславливает повышение требований к качеству бюджетных прогнозов, оценки макроэкономических показателей и методологии их составления. Очевидно, что реализация современных требований к бюджетному планированию осложняется наличием долгосрочных рисков (экологических, демографических, социальных, денежно-кредитных, валютных и т.д.) должна увязываться с методологией бюджетного прогнозирования [О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области, 2018].

 

Основная часть

Бюджетная политика представляет собой совокупность принимаемых мер и решений, осуществляемых законодательной и исполнительной властью, целью которой является определением основных направлений развития бюджетных отношений и разработка путей их использования в интересах государства и общества.

Так как бюджетная политика является составной частью финансовой политики государства, то она выступает некоторым механизмом реализации экономических и социальных задач [Поварова, А.И., 2018].

Разработка бюджетной политики начинается с установления фундаментальных основ бюджета, затем определяются цели и задачи, формулируются конкретные направления использования бюджетных отношений в интересах государства и общества. Все это отражается в бюджетном процессе [Цирихова, А.Х., 2016].

Бюджетный процесс Белгородской области представляет собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и всех участников бюджетных отношений, строго регламентированную законодательством, которая заключается в рассмотрении проектов бюджетов, утверждении и исполнении бюджета области, бюджетов муниципальных образований, контроле за их исполнением, осуществлении бюджетного учета, составлении внешней проверки, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности [Департамент финансов и бюджетной политики, 2019] Таким образом, фактическим воплощением бюджетного процесса за отчетный период становится отчет об исполнении бюджета Белгородской области. Важную роль в управлении бюджетом играет управление расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта) финансами [Соловьева Н.Е., Манина И.М., 2018.].

Участниками бюджетного процесса области являются [Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2018]:

  1. Губернатор Белгородской области;
  2. Белгородская областная Дума;
  3. Правительство Белгородской области;
  4. Главы муниципальных образований;
  5. Представительные органы местного самоуправления;
  6. Контрольно-счетная палата Белгородской области
  7. Органы исполнительной власти Белгородской области
  8. Главные распорядители, администраторы,
  9. Территориальные органы Федерального казначейства
  10. Получатели бюджетных средств.

Следовательно, результатом проведения бюджетной политики Белгородской области стал бюджет региона и его реализация, структура доходов которого представлена на рисунке 1.

Так консолидированный бюджет Белгородской области на 2018 год можно представить следующим образом.

Согласно прогнозным данным, доходы бюджета области в 2018 году сократятся на 1,0 % и составят 78 208 043 тыс. рублей. Расходы соответственно составят 79 564 289 тыс. рублей – рост на 2,5 %. Таким образом, дефицит консолидированного бюджета в 2018 году составит 1 356 246 тыс. рублей, увеличившись к уровню 2017 года
на 11,7 %.

Стоит отметить, что собственные налоговые доходы региона вырастут на 10,8 %. Всего же собственные доходы региона с учётом налоговых и неналоговых доходов составят 62546 млн. рублей, что на 7,7 % больше результата прошлого года. Остальную сумму составляет федеральная помощь бюджету Белгородской области. В структуре всех доходов наиболее крупными источниками поступлений являются: 25 % – налоги на доходы физических лиц, 40 % – налог на прибыль организаций.

Для сравнения обратим внимание, что прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2019 год утвержден в размере 75 891 млн. рублей, объем расходов составит 78 804,2 млн.руб. Прогнозируемый дефицит бюджета – 2 913,2 млн.руб. Следует отметить увеличение дефицита бюджета.

По итогам трехлетки самым тяжелым для бюджета региона оказался2018 г. в этот период напряженность финансового кризиса спала, но долговые последствия не были преодолены. Доходы бюджета резко упали. Они формируются в основном из налоговых поступлений, но у многих предприятий в этот сложный период наблюдалось снижение платежеспособности или они утратили ее совсем и обанкротились [Шмелева, А.В., Милова Л.Н.,2017].

Приятно отметить, что показатели 2019 года свидетельствуют о выходе Белгородской области из посткризисного состояния, на этот факт влияет современная парадигма экономического развития, которая обновляет характер экономических отношений, переводит научные и производственные процессы на интеграционный путь развития экономики [Ваганова О.В., 2017].

Немаловажным в данной ситуации является закрепление достигнутых результатов и стимулирование дальнейшего оздоровления экономики, а значит и бюджета. За счет роста источников дохода наблюдается рост в абсолютном выражении расходов бюджетных средств по направлениям: образование, мероприятия по реализации социально-экономической политики региона [Соловьева Н.Е., Забнина Г.Г., 2019].

«Доходы бюджета области на 2018-2020 годы определены с учетом прогноза умеренно-оптимистичных показателей социально-экономического развития области, базовых значений налоговых и неналоговых платежей», – заявил Владимир Боровик 17 октября 2018 г. на заседании правительства Белгородской области [О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области, 2018].

В предстоящем году собственные поступления бюджета составят 67.9 млрд. рублей со снижением в 1,1 % к 2018 году, а безвозмездная помощь из федерального бюджета планируется в размере 16,6 млрд. рублей. Важным показателем является рост горно-металлургического комплекса.

Отмечается, что дефицит бюджета планируется на уровне 2,8 млрд. рублей и составит 4,6%.

Далее представлена динамика доходной и расходной части, дефицита бюджета на период 2018 – 2020 финансовый год.

По итогом периода 2018-2020 гг. становится понятно, что Белгородская область успешно выходит из посткризисного периода. Для этих целей обозначаются расходы бюджета и направляются на реализацию бюджетной, налоговой, социальной политики региона [Кривова, Т.А., Захарова М.В., Губернаторова Н.Н., 2018].

Заключение

Таким образом, сущность бюджетной политики региона состоит из необходимости разработки фундаментальных основ бюджета и бюджетных отношений, совершенствования законодательной базы для эффективности бюджетного процесса. Проект регионального бюджета разработан адекватно для современного состояния экономики.

Контроль за эффективностью проведения бюджетной политики исполнительными органами власти и разработка ее перспективных направлений, согласно политического курса страны, приведут к становлению сильного и стабильно развивающегося не только региона, но и страны в целом.

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru (дата обращения 17.04.2019 года)
  2. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области (с изменениями на 30 ноября 2018 года) Режим доступа // https://belregion.ru/upload/iblock/7ed/397-%D0%BF%D0%BF.pdf (дата обращения 12.02.2019 года).
  3. О внесении изменений и дополнений в закон Белгородской области «Об областном бюджете на 2018 год»: закон Белгородской области [Электронный ресурс] – Режим доступа // URL: http:// https://belregion.ru/upload/iblock/04b/372.pdf (дата обращения 15.03.2019 года).
  4. Ваганова, О.В. 2017.Динамика научного потенциала и изменение технологической структуры Белгородской области/ О.В. Ваганова // В сборнике: Социально-экономическое развитие организаций и регионов Беларуси: эффективность и инновации, материалы докладов Международной научно-практической конференции. Витебский государственный технологический университет. 2017. С. 142-147.
  5. Департамент финансов и бюджетной политики. http://beldepfin.ru/media/site_platform_media
  6. Камысовская, С. В.2019. Анализ региональных бюджетов РФ [Текст]: учеб. пособие/ С.В. Камысовская, Т.В. Захарова, Н.Н. Попова. – М.: Форум, 2019. – 288 c.
  7. Кривова, Т.А., Захарова М.В., Губернаторова Н.Н., 2018. Бюджетная политика и понятие бюджетного процесса в Российской Федерации // Студенческий электрон. научн. журн. 2018. № 11(31). URL: https://sibac.info/journal/student/31/110033 (дата обращения: 10.04.2019).
  8. Поварова, А.И., 2018. Проблемы формирования регионального бюджета в условиях консолидации// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т11,№2, 2018. – С. 100-116.
  9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2018 «О бюджетной политике в 2019 году и на плановый период 2020 и 2021 годов».
  10. Соловьева, Н.Е., Забнина, Г.Г., 2019. Бюджетно-налоговая политика [Текст]: учебное пособие/ Н.Е. Соловьева, Г.Г. Забнина. – Белгород: ИД "Белгород" НИУ "БелГУ", 2019. – 76 с.
  11. Соловьева, Н.Е., Манина И.М., 2018. Формирование бюджета Белгородской области/ Н.Е. Соловьева, И.М. Манина // В сборнике: Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.А. Стрябкова. 2018. С. 173-175.
  12. Цирихова, А.Х., 2016. Предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Экономика, социология и право. – 2016. – № 12. – С. 80-84.
  13. Шмелева, А.В., Милова Л.Н., 2017. Роль федерального казначейства в процессе бюджетной реформы в Российской Федерации // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. – 2017. – № 1. – С. 401-408.