16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2021-7-2-0-4

Оценка конкурентоспособности продукции предприятия (на примере ОАО «ГОРИНСКИЙ АГРОКОМБИНАТ»)

Aннотация

Многим современным предприятиям, активно участвующим в международных экономических процессах, приходится осваивать рыночные методы работы, внедрять современные механизмы управления конкурентоспособностью. Развитие внешнеэкономических отношений ставит белорусские предприятия в более жесткие условия конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, особенно негативно воздействующие на предприятия пищевой промышленности и сельского хозяйства. Оценка деятельности предприятий АПК республики должна учитывать социальную направленность рынка продуктов питания, последовательные связи производственных структур в системе агропромышленного комплекса (АПК), многопрофильность аграрной организации, меняющуюся нормативно-законодательную базу, сложившиеся системы ведения хозяйства и развитие производительных сил в АПК. Актуальность проблемы состоит в том, что на сегодняшний день мало произвести продукт. Необходимо правильно и вовремя донести его до потребителя. Всему этому посвящён комплекс мер, включённый в такое понятие, как обеспечение и повышение конкурентоспособности продукции.


Введение

 Среди множества проблем, стоящих перед экономикой, все возрастающее значение имеет проблема обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции. Проблема повышения конкурентоспособности продукции аграрной сферы актуальна в условиях открытости экономики Республики Беларусь, так как предприятия в ситуации нестабильности и отсутствия опыта рыночного хозяйствования должны конкурировать с крупными иностранными корпорациями, приходящими на отечественный рынок.

На основании методик, используемых для анализа конкурентоспособности продукции дана оценка конкурентоспособности, выпускаемой продукции ОАО «Горынский агрокомбинат». Для этого воспользуется метод оценки конкурентоспособности, предложенный С.И. Артеменко [Артеменко, С.И. Artemenko, S.I., 2014], учитывая, что коэффициент значимости распределен по 0,25 по каждому из рассматриваемых параметров, так как потребители стремятся видеть качественный товар, по доступной цене в привлекательной упаковке и широком ассортименте.

Основная часть

Для оценки параметров применялась 5-ая система оценки, где 5 – наивысший балл, а 0 – наименьший. Основные конкуренты по аналогичным видам продукции для ОАО «Горынский агрокомбинат» являются производители: ОАО «Ляховский консервный завод» и ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» (таблица 1).

В таблице 2 представлены параметры конкурентоспособности продукции ОАО «Горынский агрокомбинат». В качестве эталона принят ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат».

Так данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что продукция ОАО «Горынский агрокомбинат» имеет низшее значение интегрального показателя абсолютной конкурентоспособности на уровне остальных производителей – 0,795. Наивысший балл (как у эталона) у ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» – 1,00, средний у ОАО «Ляховский консервный завод» – 0,9.

Определим показатель относительной конкурентоспособности для сравнения интегральных показателей абсолютной конкурентоспособности товаров-конкурентов.

Тогда, конкурентоспособность продукции ОАО «Горынский агрокомбинат»:

а) в отношении ОАО «Ляховский консервный завод»:

б) в отношении ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат»:

Так как в обоих случаях Кабс<1, то продукция ОАО «Горынский агрокомбинат» в большей степени неконкурентоспособна в отношении ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат», также она менее конкурентоспособна по сравнению с продукцией ОАО «Ляховский консервный завод».

Для определения конкурентоспособности отдельного вида продукции можно воспользоваться методом, предложенным Н.Ф. Воробьевой [Воробьева, Н.Ф. Vorobyova, N.F., 2015]. В качестве примера возьмем овощные консервы. Расчеты представлены в таблице 3.

Анализ данных таблицы 3 видно, что овощные консервы, производимые в ОАО «Горынский агрокомбинат» наименее конкурентоспособны по сравнению с овощными консервами ОАО «Ляховский консервный завод» и ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат». Наибольшими конкурентными преимуществами обладает ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат», в частности это прослеживается и на экономическом параметре – более низка цена, так и на потребительских параметрах (более высокое качество, варианты предложения, упаковка).

Проведенный анализ показал, что на конкурентоспособность высокое влияние оказывает такой экономический параметр как цена. В таблице 4 представлен анализ конкурентоспособности продукции (овощных консервов) ОАО «Горынский агрокомбинат» по ценовому признаку.

Из данных таблицы 4 видно, что в ОАО «Горынский агрокомбинат» ценовая конкурентоспособность овощных консервов составляет 0,981 – 1,000, что в наименьшей степени соответствует среднему значению данного показателя. Наилучшую позицию по данному показателю получает ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат», а наихудшую – ОАО «Горынский агрокомбинат».

Таким образом, для анализируемого предприятия в отношении ценовой политики как фактора, влияющего на конкурентоспособность продукции есть резервы, позволяющие улучшить данный показатель.

Целесообразно провести оценку упаковки продукта в сравнении с конкурентами [Аббасов Ф.З. Abbasov F.Z., 2016]. В качестве примера рассмотрим упаковку солений овощных. Для этого:

1. Определяются наиболее важные характеристики упаковки, которые могут повлиять на выбор товара с позиции покупателя и шкалу оценки – оценка проводилась в виде устного опроса основных покупателей продукции (таблица 5).

2. Определяется значимость этих факторов по степени их влияния на выбор покупателя (таблица 6).

3. Проводится оценка упаковки с учетом значимости факторов (таблица 7).


 
Удобным инструментом сравнения упаковок предприятия и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графические соединения оценок положения упаковок предприятия и конкурентов по наиболее значимым свойствам упаковки, представленным в виде векторов-осей (рис. 1) [Акулич, И.Л. Akulich, I.L., 2009].

Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных упаковок предприятий друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны упаковок одного предприятия по отношению к другому.

Так из данных таблицы 7 и рисунка 1 видно, что упаковка солений овощных ОАО «Горынский агрокомбинат» является наименее конкурентоспособной. Слабые стороны на уровне конкурентов: внешняя привлекательность; простота в обращении, удобство хранения и надежность.

В настоящее время любое предприятие, которое хочет добиться успеха, должно ориентироваться на потребителей. При анализе конкурентоспособности продукции предприятия может быть использован метод анализа бизнес-портфеля с помощью матрицы BCG. Являясь простым, но эффективным инструментом, матрица BCG позволяет выявить наиболее перспективные и, напротив, самые «слабые» продукты. ОАО «Горынский агрокомбинат» имеет следующие основные бизнес-единицы: овощные консервы; соленья; томатные консервы и фруктовые консервы. В данной работе матрица ВСG построена на основе двух критериев: привлекательность рынка и конкурентная позиция предприятия на рынке.

Для оценки привлекательности рынка используется показатель темпа роста объема продаж предприятия (таблица 8).

Для оценки конкурентной позиции вида бизнеса на рынке используется уровень рентабельности (таблица 9).

 

С помощью данных темпа роста объема продаж и уровня рентабельности можно представить фактическую ситуацию каждого из видов бизнеса ОАО «Горынский агрокомбинат» на матрице бизнес-портфеля, которая представлена на рисунке 2 [Александров, А.В. Aleksandrov, A.V. 2011].

        Данные рисунка 2 позволяют сделать вывод о том, что в зону «Трудные дети» попадают томатные консервы. Товары, занимающие малую долю рынка, но на быстро развивающемся сегменте. Данная группа имеет также ещё одно название – «тёмные лошадки». Это связано с тем, что у них имеется перспектива потенциального развития, но в то же время они требуют для своего развития постоянных денежных вложений. Овощные консервы также частично попадают в зону «Трудные дети», но в большей степени переходят в зону «Неудачников».

В зоне «Неудачники» также располагается фруктовые консервы. Отличительные черты: низкий уровень продаж и выручки; отсутствие перспектив для дальнейшего развития Неудачники редко переходят в другой сектор матрицы BCG.

В зоне «Дойных коров» – соленья. «Дойные коровы»: виды бизнеса или товары с низкими темпами роста, но имеющие высокую долю на рынке. Они обеспечивают большую долю денежных средств, чем необходимо для их сохранения. Они являются источником финансовых ресурсов для быстрорастущих видов деятельности, или «Звезд».

В зоне «Звезды» продукция отсутствует. Для них характерен быстрый рост рынка и высокая доля предприятия на рынке. Благодаря своей конкурентоспособности данный вид продукции может давать значительную прибыль для организации.

Для оценки конкурентного положения продукции ОАО «Горынский агрокомбинат» в целом на рынке была использована Матрица Мак – Кинси (GE/McKinsey).

Результаты оценки привлекательности рынка продукции переработки и консервирования фруктов и овощей представлены в таблице 10.

Используя таблицу сравнительных характеристик, проводится балльная оценка относительных преимуществ в конкуренции (таблица 11).

    По данным таблиц 10 и 11 построим матрицу Мак-Кинзи (рисунок 3), которая показывает положение на рынке продукции в условиях одинаковой привлекательности рынка для производителей [Построить матрицу маккинзи в excel – IT Новости из мира ПК, 2021].

Заключение

Таким образом, проведенный анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Горынский агрокомбинат» показал, что в сравнении с основными конкурентами (ОАО «Ляховский консервный завод» и ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат») она является наименее конкурентоспособной, так как на отдельные виды продукции более высокая цена, более низкое качество продукции, менее широкий ассортимент, низкие потребительские свойства продукции (упаковка, варианты предложения). На основании вышеизложенного можно говорить о необходимости повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Горынский агрокомбинат».

Список литературы

  1. Аббасов, Ф. З. Аббасов, Ф. З., 2016. Система агромаркетинга-цель и оценка эффективности. Интерактивная наука, 2016: 108-110.
  2. Акулич, И. Л. Акулич, И. Л., 2009, Маркетинг, Выш. Шк., Минск, Беларусь.
  3. Александров, А. В. Александров, А. В., 2011. Факторы обеспечения конкурентоспособности бизнес-структур, Управление экономическими системами [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.uecs.ru/ uecs-29-292011/пункт/454-2011-05-26-10-40-01 (Дата обращения: 01.12.2020).
  4. Артеменко С. И., Артеменко С. И., 2014. Маркетинг: методические рекомендации // Маркетинг: метод. Инструкции, БГША, Горки, Беларусь.
  5. Воробьева, Н.Ф. Воробьева, Н. Ф., 2015, Маркетинговая деятельность предприятия: методические рекомендации, БГША, Горки, Беларусь.
  6. Ворожбит, О. Ю. Ворожбит, О. У., 2007. Конкурентоспособность продукции: теория, методология, практика, Дальнаука, Владивосток, Россия.
  7. Построить матрицу маккинзи в excel – IT Новости из мира ПК, 2021. [Электронный ресурс], Режим доступа: https://oc-windows.ru/excel/postroit-matritsu-makkinzi-v-excel.html. (дата обращения: 19.04.2021). 
  8. Шкандыба Н. Н., 2005. Стратегия обеспечения конкурентоспособности аграрного производства России в контексте факторов мирового хозяйства : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Рост. гос. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2005: 30.