16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2017-3-3-21-30

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НТП АПК ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Aннотация

В статье рассматриваются объективные предпосылки необходимости формирования новой стратегии рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса государств-членов Евразийского экономического союза. Отмечается необходимость создания научно-технических центров АПК ЕАЭС, как перспективного направления реализации стратегии развития рынка НТП АПК. 


Введение

Прежде чем рассматривать объективные предпосылки формирования новой стратегии развития НТП представляется необходимым кратко остановиться на вопросе международных интеграционных процессах, как основе реализации новых форм объединений государств и их союзов, в том числе в виде Евразийского экономического союза. Экономическая наука изобилует достаточно большим разнообразием подходов к пониманию понятия «интеграция»: процесс сближения, взаимопроникновение, сращивание национальных экономик в рамках интеграционных группировок в общих территориальных границах объединившихся государств [1]; создание единой многонациональной экономики с единым воспроизводственным процессом взамен национальных экономик и др. Межгосударственная экономическая интеграция трактуется как процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их экономик на различных уровнях и в различных формах. Академик РАН Глазьев С.Ю. в своей статье «Прогрессивные формы международной экономической интеграции. Тезисы доклада» прямо отмечает необходимость отказа от либеральной модели объединения государств, в которой главенствует принцип свободного рынка, предполагающего «… отказ стран от суверенитета, во всяком случае, экономического: от валютного регулирования и контроля, управления кредитов в пользу свободного трансграничного перемещения капитала» [2, с. 64]. Именно либеральная модель лежит в основе Европейского Союза, в котором главенствуют Германия и Франция, тогда как остальные государства находятся в подчиненном положении, формально оставаясь равными. Но, опыт стран Восточной Европы, принятых в члены ЕС привел к их зависимости от «центра», к сокращению в них производства. В противовес европейской модели экономической интеграции «… азиатская модель отличается тем, что главное внимание уделяется производству…» [2, с. 64]. И, далее делает вывод о том, что, в противовес, частно-государственное партнерство в азиатской модели направлено на реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития, которые, в свою очередь и прежде всего, формируются государством от имени общества через диалог с бизнесом и научным сообществом [2, с. 65]. Т.е. известная триада – государство-бизнес-рынок – сменяется на иную, в которой главную роль также придается и научному сообществу, науке.

Основная часть

В настоящее время процессы мирового разделения общественного труда характеризуются дальнейшим углублением специализации производства, концентрации финансово-промышленного капитала в странах, с высоким уровнем развития инновационных технологий, создаваемых в государственных и контролируемых через государственные заказы на выполнение работ в интересах правительства и различных органов управления в корпоративных и частных научно-исследовательских институтах. В различных странах органами статистики фиксируется высокая, достигающая 2,3-2,6% и выше, доля науки в валовом внутреннем продукте. Более того, США на проведение научно-исследовательских работ только в сельском хозяйстве направляли более 14,4 млрд. долл. США [6, с. 21] в 2012 г., при достигнутой рыночной стоимости проданной сельскохозяйственной продукции на
394,7 млрд. долл. США [8], что составляет более 3,6%. Столь существенный удельный вес научных исследований в стоимости рыночной продукции сельского хозяйства на фоне 2,5% в целом по экономике США есть наглядное свидетельство значимости для государства этого сектора материального производства страны. Но, необходимо отметить, что доля государства составляет 1,44% (0,96% – федерального правительства и 0,44% – правительства штатов). Львиная доля в финансировании научных исследований и разработок (до 2,54% ВВП или более 8,3 млрд. долл. США) приходится на заказы со стороны частного сектора экономики. Безусловно, одним из факторов столь масштабного участия частного бизнеса в финансировании аграрных научных исследований и разработок есть следствие адекватных складывающимся условиям экономических инструментов (налоговые льготы, институт государственно-частного партнерства и др.). Но, также есть и понимание, что без дальнейшего расширения финансирования исследований, агропромышленный сектор экономики США будет терять свои лидирующие позиции, о чем прямо указывается в докладе группы ученых-аграрников этой страны [6, с. 21].

Столь значимые государственные ассигнования и частные вложения в исследования в сельском хозяйстве зарубежных стран формируют дальнейшую систему обеспечения конкурентоспособности их товаропроизводителей сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия. И для того, чтобы в странах Евразийского экономического союза хозяйствующие субъекта села имели возможность эффективно функционировать, а населению обеспечивать спрос на основные виды продовольственных товаров преимущественно за счет собственного производства, необходимо в значительной степени изменить подход государства к самой системе финансирования научных исследований, особенно в части стимулирования частных инвестиций.

Под предпосылками обычно понимают пассивно существующие, но неиспользуемые ресурсы: природно-климатические; демографические; экономические. Применительно к научно-техническому прогрессу к этим предпосылкам можно отнести: количественный и качественный состав научно-исследовательских организаций; имеющийся научный потенциал или задел в фундаментальны и поисковых исследованиях; разнообразный биологический материал (флоры и фауна); разнообразие почвенного плодородного слоя земли; различия социальных условий в ведении сельского хозяйства; число и структура населения; обеспеченность трудовыми ресурсами; состояние и уровень развитие научно-исследовательских учреждений и обеспеченность их материально-технической базой; размер накопленного национального богатства; уровень развития инновационных институтов; система финансирования государством и механизм грантовой поддержки; уровень интеграции между научно-исследовательскими учреждениями, растущий спрос на сельскохозяйственные товары; уровень системы подготовки научных кадров в аграрной сфере и др. Но, немаловажную роль в стратегии развития НТП играют и такие неиспользуемые полностью факторы, как: политические; этнографические; рыночные и другие.

Одним из направлений в стратегии НТП в сельском хозяйстве ЕАЭС, которое необходимо учитывать, является её ориентация на достижения параметров продовольственной безопасности. Если в России в 2010 г. было принята и реализуется Доктрина продовольственной безопасности и выработаны необходимые меры по достижению основных её параметров, то с учетом населения Беларуси, Армении, Кыргызстана и ограниченности земельных ресурсов в последних двух союзных государств, особенно пашни, необходима уже Евразийская Доктрина продовольственной безопасности, в которой целесообразно отразить не только ориентиры производства сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия, но и предусмотреть внутрисоюзное разделение труда. Что требует, в свою очередь, координации проведения научных исследований практически всех отраслей аграрной науки и не только, т.к. многие наиболее перспективные результаты НИОКР достигаются именно на стыке двух или нескольких направлений или сфер. Более того, процессы интеграции научной деятельности предусматривают новые формы организации проведения исследований, особенно в связи с всемерным внедрением информационных технологий при проектировании, выполнении и внедрении результатов работ.

Важнейшей объективной предпосылкой развития новой стратегии НТП является не только необходимость обеспечения продовольственной безопасности в странах ЕАЭС, но и имеющиеся условия, способствующие формированию базы для оказания содействия в решении проблем с продовольствием в странах Африки, Азии и Латинской Америки, в рамках программы борьбы с голодом, провозглашенной Организацией Объединенных Наций. По данным ФАО около 1 млрд. человек в мире либо голодает, либо постоянно недоедает [5], не говоря уже о полноценном питании. На наш взгляд, роль стран ЕАЭС в оказании содействия в решении проблем голода и нехватки продовольствия может быть более успешна при объединении научно-технического потенциала не только внутри союза, но и при расширении интеграции с научными учреждениями других политических организаций государств (БРИКС и иные).

Стратегия развития НТП представляет собой осознанную и продуманную совокупность норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия решений, влияющих на будущее состояние научно-технического развития страны (отрасли, предприятия, корпорации, фирмы) и повышение конкурентоспособности научных результатов поисковых исследований и инновационных продуктов на мировом рынке. Например, результатом стратегических ошибок в начальный период рыночных преобразований стало фактическое отставания отечественного семеноводства, что привело к преобладанию на отечественном рынке семян сельскохозяйственных культур иностранных поставщиков. Или, недофинансирование исследований в области разработки новой сельскохозяйственной техники существенно снизило её инновационной потенциал по сравнению с зарубежными образцами. И до настоящего времени только финансово устойчивые хозяйства имеют возможность использовать передовую технику и инновационные технологий производства сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия, которая преимущественно является импортной.

Проблема, на наш взгляд, кроется не в отсутствии российских разработок высокомеханизированных, автоматизированных технологий или относящихся к так называемым системам с «искусственным интеллектом» роботизированных систем, создаваемых отечественными конструкторами сельскохозяйственной техники для отраслей растениеводства и животноводства. А, в необходимости корректировки стратегии научно-технического развития страны, механизм реализации которой исходит из ошибочного, на наш взгляд, посыла о способности «невидимой руки» рынка распределять капитал между секторами народнохозяйственного комплекса. Если государственная политика в сфере материального производства не ориентирует товаропроизводителей на применение трудосберегающих технологий, то бизнес, и, прежде всего, аграрный, стремиться использовать дешевую рабочую силу, что и показывает практика (уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остается существенно ниже, чем в других отраслях, что нарушает принцип равной оплаты за одинаковый по сложности и интенсивности труд рабочего; неравенство в этом вопросе также есть подтверждение ошибочности указанного выше посыла рынка). Поэтому, в условиях рынка стратегия развития НТП в странах ЕАЭС может быть результативной в долгосрочном периоде при условии выработки евразийской концепции межгосударственного регулирования рынка НТП, начиная от защиты интеллектуальной собственности до формирования единого его рынка. Если система защиты интеллектуальной собственности нашла свое отражение в нормативных документах при создании союза, то вопросы формирования и регулирования единого рынка НТП требует своего рассмотрения, особенно в связи с реализацией и усиления интеграционных процессов в экономике, в том числе в сельском хозяйстве, стран ЕАЭС. Это предполагает выработку необходимых организационных, финансовых, экономических и правовых инструментов по формированию и регулированию рынка научно-технической продукции в сельском хозяйстве евразийского союза как единого целого, формирование системы стимулирования спроса на научно-техническую продукцию со стороны непосредственных товаропроизводителей.

В связи с этим, без решения политических аспектов принятия концепции единого рынка НТП в сельском хозяйстве проблема становления и развития спроса и предложения на результаты НИОКР и инновационную продукцию будет оставаться трудно решаемой или не решаемой вовсе. Это определяет необходимость принятия на межгосударственном уровне стран ЕАЭС политических документов о свободном обращений не только товаров и услуг, но и положений, регламентирующих движение НТП. В рамках Европейской экономической комиссии на 17.07.2017 функционировали следующие департаменты [9, с. 105-106] протокола и организационного обеспечения; финансов; правовой; управления делами; развития интеграции; макроэкономической политики; статистики; развития предпринимательской деятельности; финансовой политики; трудовой миграции и социальной защиты; промышленной политики; агропромышленной политики; таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; защиты внутреннего рынка; торговой политики; технического регулирования и аккредитации; санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер; таможенной инфраструктуры; таможенного законодательства и правоприменительной практики; транспорта и инфраструктуры; энергетики; антимонопольного регулирования; конкурентной политики и политики в области государственных закупок; информационных технологий; функционирования внутренних рынков. Безусловно, наличие указанных подразделений существенно повышает возможности углубления интеграционных процессов стран ЕАЭС. И, в их структурах отдельные отделы возможно и отвечают за создание условий для интеграции научных, научно-образовательных учреждений наших стран.

Но, в условиях глобализации уровень конкуренции между государствами мира и странами ЕАЭС объективно обуславливает необходимость выходить на новые формы интеграции в сфере науки, использовать передовой мировой опыт её финансирования и регулирования на межгосударственном уровне, что предполагает наличие единого органа управления научной сфере в структуре Евразийской экономической комиссии. Возможно в виде отдельного департамента науки и научно-технической политики Евразийской экономической комиссии, отвечающей за выработку единого межгосударственного подхода к развитию науки стран в рамках единого союза.

В рамках отдельных нормативных актов вопросы научного взаимодействия нашли свое отражение в ЕАЭС. Как отмечалось в Ежегодном докладе интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за
2015 г. на тему «Научно-техническое сотрудничество как фактор евразийской экономической интеграции» [3] создание совместных интеграционных научно-исследовательских программ в рамках сотрудничества на всем евразийском пространстве будет способствовать получению новых знаний и обеспечения прорывных направлений в науке. Распоряжением Евразийского Межправительственного совета от 29 мая 2015 г. «О формировании евразийских технологических платформ», предусмотрено разработать положение о формировании евразийских технологических платформ, включающий механизмы их финансирования. В соответствии с ним Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) на 01.01.2017 сформировала 14 пилотных проектов технологических платформ, в том числе: «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания» и «Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа». Перед «Евразийской сельскохозяйственной технологической платформой» поставлены такие задачи, как: определение потребностей реального сектора экономики стран-членов ЕАЭС в новых технологиях, поддержка кооперационных проектов по направлениям: животноводство; земледелие и селекция растений; ветеринарная медицина; переработка сельскохозяйственной продукции; сельскохозяйственное машиностроение; трансфер инновационных технологий и развитие малого бизнеса; подготовка кадров; сельскохозяйственная экономика.

В соответствии с решением стран ЕАЭС по созданию сельскохозяйственной технологической платформы, как одной из форм интеграции в системе «аграрная наука – производство сельскохозяйственной продукции», появляется реальная база для выработки реальных мер по коммерциализации научных разработок и опытно-конструкторских работ. Так, например, ветеринарная безопасность предполагает выработку единых подходов к проведению необходимых мероприятий по предотвращению заболеваний сельскохозяйственных животных, обеспечению необходимыми лекарственными препаратами и другие направления фитосанитарных мер. Например, по данным органов статистики стран ЕАЭС численность поголовья крупного рогатого скота составляла на 01.01.2017 более 31,4 млн. голов, в том числе коров – 14,0 млн. гол.;
свиней – 28,8 млн. гол., овец и коз – 49,75 млн. гол., птицы – 540,79 млн. гол. Применение различных стандартов по проведению профилактических работ ветеринарного контроля создает негативный фонд для снижения заболеваемости сельскохозяйственных животных. Поэтому переход на единые принципы осуществления ветеринарных работ требует разработки научно-обоснованных нормы и нормативов для ветеринаров хозяйств, в которых содержатся сельскохозяйственные животные, причем не только в товарных хозяйствах, но и в домашних хозяйствах.

И в стратегии развития НТП в странах ЕАЭС один из разделов может и должен, на наш взгляд, быть посвящен разработке программы научного обеспечения ветеринарной безопасности. Выбор самой концепции рыночных отношений в экономике определяет формы реализации и механизмы развития стратегии формирования единой системы рынка НТП АПК. Под системой рынка НТП АПК следует понимать, на наш взгляд, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность участников товародвижения научно-технической продукции, создаваемой в научно-исследовательских организациях аграрного и агротехнического профиля, приобретаемой по рыночной цене и используемой непосредственными товаропроизводителями сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия. Воздействие государства на рынок научно-технической продукции АПК реализуется посредством широкого спектра различных экономических инструментов, включающего меры государственной поддержки, как научно-исследовательских институтов, так и аграрных товаропроизводителей. Сложный характер научно-исследовательской продукции, как товара, предопределяет, как известно, специфику функционирования самого рынка, предъявляя особые требования к инфраструктуре обеспечения его функционирования. Например, результаты НИОКР в виде новой технологии выращивания зерновых не могут быть выставлены на торги на товарно-сырьевой бирже, но могут быть реализованы через информационно-консультационные службы, которые могут быть, в свою очередь, предметом переговоров государств ЕАЭС по созданию необходимой инфраструктуры рынка НТП. Или, племенных сельскохозяйственных животных (равно как и семена суперэлиты или элиты) можно выставлять на аукционах, как одной из форм организации рынка НТП АПК.

Государство в этой системе выступает и как заказчик, и как регулятор рынка, и как элемент информационного обеспечения, и как институт по продвижению НТП в АПК. Но, необходимым элементом целостной системы рынка данной продукции выступает комплексный подход, что предполагает при выработке направлений регулирования единообразия в подходах к самой стратегии развития сельского хозяйства в ЕАЭС.

В настоящее время, как известно, среди исследователей, экономистов существует две принципиальные точки зрения, которые рассматривают рынок в его классическом, свободном, виде и противоположный взгляд – рынок необходим, но под контролем государства и при его непосредственном регулировании. Мы исходим из того, что в условиях перехода к новому технологическому укладу хозяйствующие субъекты нуждаются во всемерной поддержке со стороны государства посредством различных экономических, финансовых инструментов и организационных мер, использование которых может смягчить или предотвратить возможные дисбалансы в структуре народнохозяйственного комплекса. И одним из направлений этой поддержки может являться стимулирование внедрения передовых научных разработок, техники и технологий, в том числе, формирование и развитие «цифровой экономики» в сельском хозяйстве. Например, в соответствии с программой развития цифровой экономики [5, с. 15] предусмотрен переход к так называемому «интеллектуальному» сельскому хозяйству, основанному на применении автоматизированных систем принятия решений, комплексной автоматизации и роботизации производства, а также технологий проектирования и моделирования экосистем, что предполагает минимизацию использования внешних ресурсов (топлива, удобрений и агрохимикатов) при максимальном применении локальных факторов производства (возобновляемых источников энергии, биотоплива и др.). Среди перспективных технологий в сельском хозяйстве специалистами выделяются такие, как: биопестициды для интегрированной защиты от вредителей; интегрированные системы контроля аграрного производства и другие.

Соответственно система рынка НТП в АПК требует уже сегодня формирование институтов и участников обменных операций, которые ориентированы на стимулирование использования передовых технологий в сельском хозяйстве. И для его успешного формирования важнейшим условием выступает, по нашему мнению, участие государства в процессе создания, продвижения, распределения и регулирования использования создаваемых в научно-исследовательских институтах и инновационных компаниях научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Причем, участие государства может охватывать не только финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований, но охватывать и софинансирование на принципах государственно-частного партнерства участников системы продвижения НТП в АПК. Но, необходимо понимать, что государственно-частное партнерство в аграрной научно-исследовательской сфере стран ЕАЭС допустимо в рыночной модели экономики там, где государство может обеспечить прорывные технологии, а частный бизнес обладает необходимыми возможностями для их внедрения, но не имеет экономических стимулов для их внедрения в силу различных факторов. Более того, в настоящее время активное участие России в финансировании научных проектов в сфере беспилотных летательных аппаратов уже сегодня может быть внесено в качестве взноса в создание государственно-частного партнерства для нужд аграрных товаропроизводителей. Например, при проведении исследовательских работ с целью выявления возможностей беспилотной авиации для наблюдения за посевами, обеспечением противопожарной безопасности, использованием для внесения различных средств борьбы с вредителями и другими работами, которые потребуют дополнительных средств, и которые, в свою очередь, могут быть объектом финансирования уже частных аграрных товаропроизводителей ЕАЭС.

Стратегия формирования рынка НТП в АПК государств ЕАЭС может быть ориентирована также и на формирование различных объединений родственных по профилю научно-исследовательских организаций, расположенных в странах союза. Как показывает мировая практика, формирование подобных объединений получило свое довольно широкое распространение, особенно в странах Европейского Союза. Например, в 2007 г. ЕС и Европейский союз фармацевтический промышленности и Ассоциация инновационных медицинских инициатив сформировали фонд финансирования исследовательских работ, который выделяет ассигнования на проведение НИОКР в однопрофильных институтах, расположенных в Германий, Сингапуре, Тайване, Китае [7, с. 195-106].

Для обеспечения конкурентоспособности результатов научно-исследовательских работ одним из важнейших направлений является включение в стратегию развития науки стран ЕАЭС положения об увеличении доли средств, выделяемых на эти нужды от 3% и выше от ВВП. И, это положение необходимо постараться достичь всем странами союза в наиболее короткий период времени. Трудности в достижении этого уровня выделения необходимых средств исключительно из консолидированного бюджета РФ, бюджетов Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении в силу различных, специфичных для каждой страны, факторов обуславливает необходимость создания условий для увеличения роли частного капитала в финансировании научно-исследовательских работ.

На уровне бюджетов стран ЕАЭС важно предусмотреть налоговые льготы при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и финансировании их частными организациями и (или) их объединениями. И одним из положений стратегии формирования и развития рынка НТП АПК следует включить механизм равных ставок налогового инвестиционного кредита для аграрных товаропроизводителей, финансирующих исследования и размещающих заказы на их проведение в исследовательских институтах и центрах, вне зависимости от региона происхождения, стран ЕАЭС. Необходимо также предусмотреть возможность рефинансирования налогового кредита, в случае необходимости продления исследований или увеличения его срока, максимальной период которого не превышает сроков, например, выведения новых сортов семян или проведения испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования. Более того, перспективным может быть и использование механизма софинансирования государством и частным бизнесом крупных научно-исследовательских проектов, охватывающих интересы несколько регионов, или хозяйствующих субъектов стран союза. Причем, участие государства может быть предусмотрено как в виде субсидирования части затрат на проведение исследований, так и в части формирования необходимой инфраструктуры рынка научно-технической продукции, что позволит оказывать непосредственное влияние на конъюнктуру рынка этого сегмента. С одной стороны, аграрные товаропроизводители получают возможность приобретать результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по относительно доступным ценам, а разработчики – находить покупателей.

И для успешной реализации данного подхода необходимо важно использовать имеющиеся инструменты государственной поддержки, которые не противоречат требованиям ВТО, а, наоборот, опираются на положения той организации. Так, ассигнования государства в научные исследования в сельском хозяйстве не подпадают под ограничительные меры и могут расширяться безотносительно к каким-либо ограничивающим факторам, при наличии возможностей бюджета. Это дает перспективы выработки двухуровневого подхода к финансированию научно-исследовательских институтов и инновационных компаний аграрного сектора экономики. Первый уровень охватывает национальные институты государственной поддержки сельского хозяйства стран ЕАЭС, второй – наднациональные институты ЕАЭС, которые могут быть созданы в виде различных фондов финансирования и фондирования исследований, как частных, так и государственных исследовательских организаций. Поэтому, в стратегии формирования и развития рынка НТП АПК в ЕАЭС важным разделом должен быть, на наш взгляд, аспект, посвященный наднациональным институтам финансирования исследований в аграрной сфере. Причем, наибольшую результативность они могут обеспечить при их встраивании в общую политику стратегии развития экономик стран Евразийского экономического союза как единого рынка, что предполагает необходимость концентрации внимания на выработке и согласовании долгосрочных прогнозов и планов совместной деятельности. Поэтому одним из перспективных инструментариев реализации долгосрочной стратегии повышения интеграционного потенциала стран ЕАЭС в научной сфере является, на наш взгляд, использование таблиц «затраты-выпуск», что позволит выявить диспропорции в каждой из отрасли сельского хозяйства и определить перспективные возможные направления и меры воздействия для достижения тех или иных результатов при регулировании рынка НТП АПК ЕАЭС. Безусловно, наибольший результат использование таблиц межотраслевого баланса, может быть, достигнут при рассмотрении и анализа всей экономики стран союза, а не только АПК и, тем более, системы «аграрная наука – сельскохозяйственное производство».

Заключение

Перспективным направлением формирования рынка НТП на уровне стран Евразийского экономического союза могут выступать научно-технические центры, создание которых предусмотрены принятым 21 июля 2017 года ФЗ РФ. В соответствии с этим законом предусмотрено формирование специализированных фондов и управляющих компаний, цель которых состоит в привлечении средств финансирования из различных источников и их направление на нужды проведения поисковых и фундаментальных научных исследований. Если на уровне России данные институты могут стать активными участниками рынка НТП, в том числе в аграрном секторе экономики, наряду с получившими свое развитие эндаумент-фондами (фондами целевого капитала), то их включение в структуру рыночных субъектов научной и технической продукции на уровне государств ЕАЭС требует принятия аналогичного нормативного акта на межгосударственном уровне. Поэтому важнейшим направлением в стратегии формирования и развития рынка НТП агропромышленного комплекса является, на наш взгляд, включение в совместную программу блока вопросов, связанных с разработкой концептуальных положений по развитию соответствующих институтов финансирования и управления результатами научно-исследовательских разработок как государственных, так и частных исследовательских учреждений. Необходимо также предусмотреть особые экономические условия для стимулирования притока частного капитала в указанные институты финансирования научных исследований, особенно в агропромышленной сфере. Поскольку, как свидетельствует российский опыт функционирования эндаумент-фондов, аграрный исследовательский сектор не стал до настоящего времени объектом должного интереса со стороны частных инвесторов. Данные направления наряду с предоставлением налоговых преференций на капитал, направляемый как в эти, так и в иные специализированные фонды, а также создание равных экономических условий и льгот для инвесторов научных фондов, независимо от страны ЕАЭС происхождения капитала или направления или объекта вложения будет способствовать повышению конкурентоспособности НТП АПК.

Список литературы

  1. Баковецкий О.Д., Шейнин Э.Я. От группировок к общей Европе. – М.: Наука, 1992.
  2. Глазьев С.Ю. Прогрессивные формы международной экономической интеграции. Тезисы доклада // Вестник финансового университета. 2015. №1. С. 64-68.
  3. Научно-техническое сотрудничество как фактор евразийской экономической интеграции // Ежегодный доклад интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2015 г. Аналитический вестник №8 (607). С. 34.
  4. Положение дел в области сельского хозяйства и продовольствия. ФАО. Рим. 2009. С. 120
  5. Развитие цифровой экономики. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года. М. 2016. C. 15.
  6. Report to the President on agricultural preparedness and the agricultural research enterprise// White House. Washington. December. 2012. P. 21.
  7. Report to the President: Transformation and opportunity: The future of the US researches enterprises/ / November. 2012. Pp. 105-106.
  8. 2012 Census of Agriculture – United State Data//USDA, National Agricultural Statistics Service. Table 1.
  9. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии.URL://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения 10.05.2017)