16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2017-3-4-73-80

ЗНАЧЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Aннотация

Предметом исследования статьи являются современные и перспективные направления промышленной политики в регионах. Цель статьи – выявление значения и влияния промышленной политики в контексте обеспечения экономической безопасности территорий. Методологией исследования послужили принципы диалектической объективности, позитивный и нормативный подходы, методы индукции и дедукции, системный подход, экспертный метод, логический анализ. Результаты исследования: выявлены роль и необходимость промышленной политики для обеспечения экономической безопасности региона; сформирован комплекс показателей влияния промышленной политики на экономическую безопасность региона; обобщены данные научных работ экономистов в области промышленной политики и экономической безопасности региона, положения о необходимости государственного регулирования экономики с целью обеспечения экономического развития и безопасности, практические меры, приоритеты и принципы проведения промышленной политики на территории России; рассмотрены принципы и направления формирования промышленной политики региона, механизм ее реализации; выявлены приоритеты промышленного развития в регионах и оптимальный сценарий развития промышленности; разработаны направления достижения цели промышленной политики в контексте обеспечения экономической безопасности.


Введение

В современных условиях функционирования региональных экономических систем снижения повышается значение управления промышленной сферой для обеспечения безопасности территорий. Эффективным решением указанной проблемы может стать трансформация промышленной политики в регионах.

Воздействие большого числа угроз экономической безопасности обуславливает значение промышленной политики как фактора и инструмента дальнейшего развития территорий. Особенности социально-экономического положения стран определяют актуальность деятельности власти в сфере обеспечения экономической безопасности ее регионов [10, 12]. В настоящее время важная роль отводится способностям отдельного региона влиять на безопасность государства в целом, оставаясь при этом развивающейся и стабильной территорией, результативно противостоящей экономическим угрозам или предотвращающей их появление.

В ситуации создания единого глобального экономического пространства трансформируется роль территориальных хозяйственных систем. Они играют роль субъектов мировых экономических отношений. Важнейшей составляющей экономического развития регионов выступает промышленная деятельность. «За счет промышленности прирастает основная часть налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечивается занятость, увеличиваются доходы трудоспособного населения, изменяется уровень и качество жизни населения, улучшается социальный климат территории» [15, 18].

За счет мер промышленной политики возможно достижение значительного укрепления экономической безопасности, ускорение экономического развития, повышение качества продукции, конкурентоспособности производимых товаров и услуг, при этом региональные органы управления получат возможность действенного контроля за эффективностью использования природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов [4].

Регулирование государством промышленного развития территорий должно иметь форму комплекса последовательных действий по закреплению положительных структурных изменений.

Цель работы состоит в выявлении значения промышленной политики для обеспечения экономической безопасности региона, в том числе:

- формирование перечня угроз экономической безопасности, возникающих при отсутствии эффективного регулирования промышленного сектора территории;

- разработка комплекса показателей, характеризующих влияние промышленной политики на экономическую безопасность региона;

- выявление приоритетов промышленного развития в регионах и оптимального сценарий развития промышленности для обеспечения экономической безопасности;

- рассмотрение принципов и направлений формирования промышленной политики региона, а также механизма ее реализации.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили научные работы экономистов в области промышленной политики и экономической безопасности региона, положения о необходимости государственного регулирования экономики с целью обеспечения экономического развития и безопасности, практические меры, приоритеты и принципы проведения промышленной политики на территории России.

Достижение поставленной цели основывалось на принципах диалектической объективности, использовались позитивный и нормативный подходы, методы индукции и дедукции. Применен системный подход к разработке комплекса угроз экономической безопасности при отсутствии эффективных инструментов промышленной политики, а также экспертный метод и логический анализ при формировании системы показателей, характеризующих влияние развития промышленного сектора на экономическую безопасность региона.

Результаты исследования и их обсуждение

«Промышленная политика региона – это комплекс мер, воздействующих на распределение факторов производства общества в целях структурного совершенствования региональной экономической системы, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка» [1].

Промышленная политика региона – это согласованная система решений и мер, принимаемых на уровне территории в законодательной, административной и финансово-экономической сферах, которая позволяет управлять развитием промышленности в регионе согласно поставленным целям такого развития [2].

Промышленная политика в регионе должна способствовать формированию новых производственных структур, ускорению темпов научно-технического и управленческого прогрессов, повышению приспособляемости к объективным требованиям глобализации мировой экономики, что позволит существенно улучшить экономическую безопасность территории [8, 14, 17].

Системообразующая цель промышленной политики заключается в повышении технического уровня производств, конкурентоспособности продукции, создании инновационных товаров и услуг, наукоемких технологий, импортозамещении.

Низкий научно-технический и технологический уровень развития промышленности в регионах значительно повышает риск возникновения явлений и процессов, оказывающих негативное воздействие на экономику территорий. Следовательно, обеспечение экономической безопасности регионов выступает в качестве основополагающего принципа формирования и реализации региональной политики, в том числе промышленной.

Неэффективная промышленная политика и дестабилизация регионального промышленного сектора приводит к возникновению следующих угроз экономической безопасности:

- спад объемов производства и потеря внутреннего рынка. Регулярная недозагрузка региональных производственных мощностей, остановка производственных линий приводит к разрушению технологического потенциала;

- разрушение производственно-технического потенциала и деиндустриализация региональной экономики. Сокращение научных исследований и опытно-конструкторских работ, распад научных школ и коллективов, снижение спроса на высокотехнологичные виды продукции, потеря высококвалифицированных специалистов приводит к развитию сырьевых и сокращению конечных отраслей;

- безвозвратное ухудшение состояния региональной природной среды. Непродуманная промышленная политика, увеличение техногенной нагрузки и нарушение равновесия природного комплекса может привести к росту заболеваемости, вынужденной миграции населения, ухудшению ресурсного потенциала;

- нарушение финансового обеспечения территории. Уменьшение дотаций в региональные и местные бюджеты и приводит к общей нестабильности региональной экономики;

- потеря внешнего рынка. Ориентация региональной экономики на экспорт сырья вместо наукоемкой и высокотехнологичной продукции снижает объемы валютных поступлений и возможность обновления парка машин и оборудования, формирует отрицательное сальдо внешнеторгового баланса [6,7,11,20].

Для выявления влияния промышленной политики на уровень экономической безопасности региона нами разработан и предлагается к применению в качестве инструмента для оценки комплекс показателей (табл. 1). Показатели и их количественные параметры сформированы экспертным методом и логическим анализом фактически достигнутых результатов социально-экономического развития регионов, в которых обеспечивается безопасное экономическое состояние.

Таблица 1

Показатели влияния промышленной политики на экономическую безопасность региона

Table 1

Indicators of the influence of industrial policy on the economic security of the region

Если в регионе значения представленных показателей удовлетворяют рекомендуемым (безопасным) значениям, то проводимая промышленная политика обеспечивает экономическую безопасность территории.

Разработка и реализация промышленной политики является важным элементом современного этапа реформирования региональных экономических систем и обеспечения их экономической безопасности [19]. Посредством данного инструмента органы власти имеют возможность управлять всей рыночной средой, в том числе отдельными отраслями и предприятиями промышленного сектора.

Комплекс принципов разработки промышленной политики подразумевает отражение определенной территориальной специфики и своеобразия.

К основополагающим принципам, которые необходимо учитывать при разработке региональной промышленной политики относятся:

– объективная обусловленность технологической модернизации с тенденциями развития отечественной и мировой экономики;

– формирование и выполнение критериев отбора промышленных объектов для государственной поддержки и регулирования;

– многообразие интеграционных взаимодействий предприятий промышленной сферы;

– одновременный учет специфики отраслевой и технологической структуры территории, особенностей развития промышленности в регионе и системы связей регионального хозяйства с другими регионами страны и иностранными государствами;

– уровень социальной ориентированности разрабатываемых технологических изменений;

– целостность комплекса государственного регулирования и его подчиненность целям и задачам региональной промышленной политики [3].

В процессе разработки и реализации региональной промышленной политики в качестве приоритетов выделяют:

– всесторонний маркетинговый анализ продукции предприятий промышленного сектора;

– внедрение конкурентоспособных технических решений, сформулированных на основе научно-исследовательских, проектно-технологических и конструкторских работ;

– приобретение импортной передовой техники и оборудования для оснащения промышленных предприятий.

Промышленную политику в регионе реализовывают посредством механизма, основанного на комплексе правовых, экономических и организационных мер [13]. Эффективная промышленная политика содействует повышению конкурентоспособности территориальной промышленной системы, обеспечивает ее функционирование и решение социальных проблем в регионе.

В качестве приоритетов промышленного развития в регионах в контексте обеспечения экономической безопасности можно выделить:

- увеличение объемов производства предприятий высокой бюджетной эффективностью и быстрым оборотом капитала;

- поддержка высоких технологий, предприятий наукоемких отраслей и отраслей с высокой степенью обработки;

- поддержка развития машиностроительной отрасли и повышение ее конкурентоспособности как основы технической реконструкции экономики;

- поддержка отраслей, отстающих по техническому уровню, но функционирование которых необходимо для предприятий других секторов экономики, регионального и внутреннего рынка.

На уровне региона основными задачами развития промышленности в контексте обеспечения экономической безопасности являются [5, 16]:

– реструктуризация организаций промышленного сектора;

– внедрение мер по расширению рынков сбыта продукции промышленных предприятий;

– обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции и усиление развития конкурентной среды;

– обеспечение условий жизнедеятельности системы государственного регулирования промышленных предприятий, государственное участие в создании новых производств;

– содействие сотрудничеству в экономической и технологической сферах предприятий разных отраслей;

– создание организаций, функционирующих на принципах самофинансирования, саморегуляции и саморазвития;

– увеличение инвестиционных ресурсов в предприятия промышленного сектора;

– накопление и развитие производственного, научного и инновационного потенциалов промышленных предприятий;

– поддержка отечественных предприятий-экспортеров со стороны государства за счет кредитования, субсидирования, предоставления льготных условий.

Главная цель региональной промышленной политики может быть решена посредством реализации сценария развития территориального промышленного комплекса, а именно отдельных отраслей, продукция и услуги которых имеют наибольший спрос. Данный сценарий основывается на увеличении доли добавленной стоимости (углублении степени переработки).

Отдача от эффективной региональной промышленной политики будет получена в виде положительных результатов всех ее субъектов, как государственной власти региона, так и предприятий промышленной сферы, кредитных и научных организаций.

Заключение. Экономическая безопасность региона должна обеспечиваться в первую очередь эффективным функционированием самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокого уровня развития промышленности, производительности труда, качества продукции и т. д.

Главной целью региональной промышленной политики в контексте обеспечения экономической безопасности является формирование новой модели промышленности на основе осуществления инновационных ценностей и приоритетов, изменений в обществе.

Промышленная политика территорий в современной ситуации должна иметь инновационный характер, то есть подразумевать применение комплекса инструментов, включающих инновационную инфраструктуру, а также современные формы промышленно-территориальной организации производства (технопарков, технополисов, кластеров). При этом необходимо учитывать, что важным элементом комплекса мер, формирующих систему экономической безопасности региона, является упреждение потенциальных и реальных угроз.

Список литературы

  1. Веретёхин, А.В. Промышленное предприятие в институциональной среде и его экономическая безопасность // В сборнике: Менеджмент предпринимательской деятельности материалы Четырнадцатой научно-практической конференции. 2016. С. 53-55.
  2. Вертакова, Ю.В. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран// Научно-теоретический журнал Успехи современного естествознания. 2012. № 11. Ч. 2. С. 73- 79.
  3. Ильина, Т.В., Панченко, И.Е., Жижина, А.С. Промышленная безопасность // В сборнике: Факторы повышения эффективности российской экономики материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 158-164.
  4. Соложенцев, Е.Д. Топ-экономика, управление экономической безопасностью социально-экономических систем // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2015. № 2-1 (10). С. 31-41.
  5. Aghion, Ph., Boulanger, J. and Cohen, E. (2011), “Rethinking industrial policy”, Policy Briefs, Bruegel [Online], available at: https://EconPapers.repec.org/RePEc:bre:polbrf:566 (Accessed 24.10.2017).
  6. Aliyev, A. B. O. (2013), “Innovation factors in the country’s economic security management system”, Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 1(25), 56-64.
  7. Batova, V. N. and Vinnichek, L. B. (2016), “Formation of industrial and trade policies of the enterprise as a tool for economic security”, Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe, 6(3), 9-11.
  8. Burkhanov, A. U. (2015), “Industrial policy and development of industrial systems in Uzbekistan”, European Journal of Economics and Management Sciences,3, 23-28.
  9. Chistnikova, I. V., Antonova, M. V., Yakimchuk, S. V., Glotova, A. S. and Dynnikov Y. A. (2017), “Indicators and a mechanism to ensure economic security of the regions”, Regional Science Inquiry, IX, (1), 97-105.
  10. Cimoli, M., Dosi, G. and Stiglitz, J. (2009), Industrial Policy and Development: The Political Economy of Capabilities Accumulation, Oxford University Press, Oxford, UK.
  11. Dorokhova, E. I., Moskovkin, V. M., Kamyshanchenko, E. N., Stepanenko, S. N., Lesovaya, S. L., Ospischev, P. I. and Yakovlev, E. A. (2015), “Evaluation of the innovation potential of the regions of the central federal district of the Russian Federation”,  International Business Management, 9, 6, 1112-1118.
  12. Makasheva, Yu. S., Makasheva, N. P., Gromova, A. S., Andreeva, N. V. and Ishtunov, S. A. (2016), “The policy of import substitution as the basis for economic security and well-being of society”, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 012097.
  13. Medlock, K. B. I. and Soligo, R. (2001), “Economic development and end-use energy demand”, Energy Journal, 22, 2, 77.
  14. Micic, V. (2012), “Industrial policy and development: The political economy of capabilities accumulation”, Economic horizons, 14, 1, 53-55.
  15. Oughton, Ch., Landabaso, M. and Morgan K. (2002), “The Regional Innovation Paradox: Innovation Policy and Industrial Policy”, The Journal of Technology Transfer, 27,  1, 97–110.
  16. Rodrik, Dani (2004), “Industrial Policy for the Twenty-First Century”, CEPR Discussion Paper, 4767 [Online], available at: https://ssrn.com/abstract=666808 (Accessed 10.10.2017)
  17. Sobkevych, O. (2015), “Anti-crisis policy directions for innovative industry modernizing and economic security of Ukraine providing”,  Ekonomichnij chasopis -XXI, 5-6, 28-32.
  18. Suzigan, W. and Furtado J. (2006), “Industrial policy and development”, Cepal review, 89.
  19. Pack, H. and Saggi, K. (2006), “Is There a Case for Industrial Policy? A Critical Survey”,The World Bank Research Observer, 21, 2, 267–297 [Online], available at: https://doi.org/10.1093/wbro/lkl001 (Accessed 10.10.2017)
  20. Wolf, M. (2007), “The Growth of Nations”, Financial Times, July 21.