16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2018-4-2-0-4

Эффективность бухгалтерского учета как качественный критерий при оценке деятельности организаций культуры

Aннотация

В статье рассматриваются теоретические и методологические основы формирования системы бухгалтерского учета, способной соответствовать современным требованиям к оценке эффективности деятельности организаций культуры. Сформулированы основные принципы влияния бухгалтерского учета на эффективность деятельности организаций культуры. Определены критерии эффективности учетной системы субъектов государственной культурной политики


Введение

В 2014 году, объявленном на территории Российской Федерации Годом культуры, была принята серия законодательных актов, среди которых «Основы государственной культурной политики». Одной из задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий является переход на качественные критерии при оценке эффективности деятельности организаций культуры [1].

Как показывает практика управления различными российскими организациями, одной из основных причин их неэффективного развития является не соответствующий современным требованиям уровень автоматизации и информатизации систем управления деятельности организаций, в том числе социально-культурной сферы. Это вызывает необходимость разработки инновационных механизмов, прежде всего в области управления, призванных дать мощный толчок к повышению эффективности деятельности организаций культуры в целом.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что одним из направлений повышения эффективности деятельности субъектов государственной культурной политики является инновационный путь, который предъявляет новые требования к принципам организации и оценки системы бухгалтерского учета организаций культуры, а также открывает новые возможности для совершенствования системы бухгалтерского учета и повышения ее информативности. Целью работы является анализ потенциала качественной оценки деятельности организаций культуры через призму развития эффективности системы бухгалтерского учета.

Анализ эффективности бухгалтерского учета предлагается осуществить на основе исследования влияния его функций на качество деятельности организаций культуры в целом.

Основная часть

С точки зрения оценки эффективности деятельности организаций культуры система бухгалтерского учета выполняет обеспечивающую и стимулирующую функции. Также система бухгалтерского учета может являться одним из качественных критериев при оценке эффективности организаций культуры, так как обеспечивает деятельность следующими информационными ресурсами:

  • Вид деятельности посредством организационных документов, лицензий. Деятельность многих организаций социально-культурной сферы связана с вопросами лицензирования и охраны авторских прав [2].
  • Производственно-коммерческую деятельность. Эффективность коммерческой деятельности организации культуры зависит от информационного взаимодействия с партнерами и территориально удаленными структурами.
  • Принятие управленческих решений. С целью проведения политики ценообразования проводится постоянный анализ цен конкурентов, мониторинг рынков сбыта различных культурных продуктов и анализ структуры их себестоимости.
  • Обучение. Для успешного освоения программ дополнительного профессионального образования по экономике и управлению необходимо разрабатывать методические материалы по организации управленческого учета с учетом специфики деятельности субъектов государственной культурной политики, используя все типы информационных ресурсов: устные, печатные и цифровые. Научная литература по этому направлению также обеспечивает изучение вопросов в рамках самообразования персонала и для расширения полученных знаний.

Стимулирующая функция системы бухгалтерского учета выражается в том, что:

  • учетные данные о достижениях организации культуры является стимулом дальнейшего развития;
  • учетные данные о результатах деятельности других субъектов государственной культурной политики является стимулом для повышения эффективности собственной деятельности;
  • имеющиеся нематериальные активы являются стимулом для их прироста и использования в новых инновационных направлениях, т.к. в настоящее время именно нематериальные активы являются эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности организаций социально-культурной сферы.

На наш взгляд, одним из инновационных направлений развития системы бухгалтерского учета является оценка ее эффективности наряду с другими показателями деятельности организации культуры.

Следует отметить, что традиционно оценка учета включает в себя анализ затрат на его ведение. При таком подходе система бухгалтерского учета представляется исключительно затратной частью управления субъектом государственной культурной политики, что на наш взгляд является неправильным. Целесообразность формирования учетной информации заключается в получении экономического результата за счет предоставления информации в сравнении с затратами, необходимыми для формирования данной информации. В связи с этим необходимо определять соотношение «затраты на формирование учетной информации – выгоды от предоставления требуемой информации», т.е. оценивать эффективность системы бухгалтерского учета организации [3].

Предположим, что система бухгалтерского учета организации способна предоставить определенную единицу информации. Она является релевантной для конкретного решения, она достоверна, сравнима и понятна лицу, принимающему решение, а также существенна, т.е. качественные характеристики выполнены. Однако это не является показателем эффективности предоставления этой информации, так  как стоимость ее предоставления может превысить ценность потенциальных преимуществ от обладания этой информацией. Вопрос о затратах и выгодах, наряду со сравнимостью, понятностью и своевременностью, вносит ограничения в полезность данных учета.

Известно, что эффективность экономических ресурсов характеризуется прежде всего соотношением результатов и затрат на производство этих ресурсов. Сущность эффективности, как указывал К. Маркс, проявляется в том, чтобы «достигать производственной цели с наименьшей затратой средств». Таким образом, эффективность выражается отношением результата к затратам.

Данный подход согласуется с требованием рациональности, которое закреплено в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: ведение бухгалтерского учета должно соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации [4].

При определении эффективности системы бухгалтерского учета любой организации культуры оценка затратной части не представляет существенной сложности. Затратами на ее функционирование являются: материалы, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизация оборудования, доля управленческих расходов и т.д.

Основная сложность в оценке эффективности системы бухгалтерского учета заключается в определении доходной части. Учетная информация, в отличие, например от маркетинговой информации, не имеет рыночной или продажной стоимости, поэтому невозможно при определении ее эффективности использовать в знаменателе абсолютный показатель дохода от ее реализации.

Использование учетной информации имеет большое значение для управления субъектом государственной культурной политики, для достижения его целей. В связи с эти мы считаем, что выгоды от функционирования системы бухгалтерского учета заключаются в том, как созданная и предоставленная пользователям учетная информация влияет на достижение целей каждой организации культуры. В рамках достижения определенных целей учетная информация может решать следующие задачи: увеличение прибыли (за счет увеличение оборота и снижения затрат) или увеличение стоимости бизнеса.

Система бухгалтерского учета может принести доход организации культуры через получение прибыли за счет увеличения выручки и уменьшения затрат посредством:

1. Интеграции показателей бухгалтерского и налогового учета.

2. Сокращение сроков подготовки финансовой и налоговой отчетности.

3. Разработки аналитических счетов, позволяющих систематизировать данные о фактических затратах и эффективно регулировать процесс формирование себестоимости.

4. Снижения налоговых платежей, штрафов, пени, неустоек.

5. Определения варианта: классификации доходов; начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам; отражения в учете процесса приобретения материально-производственных запасов; оценки активов; распределения косвенных расходов между объектами учета; расчета фактической себестоимости использованных материальных ресурсов; списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам; учета выпуска продукции; учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

6. Оптимизации системы документооборота, а именно: усиление контроля над движением документов; максимально возможное упрощение процедур оформления и согласования документов по отдельным операциям; определение перечня документов, наиболее существенных для учетного процесса; внедрение практики регистрации движения электронных аналогов документов.

7. Оптимизации штата учетных работников, нацеленной на сокращение дублирующих функций, увеличение оперативности расчетов, оценку уровня образования, позволяющего работникам своевременно реагировать на изменение законодательства; контроль над использованием материальных средств работниками.

8. Сокращения текучести кадров с целью сбережения интеллектуальных ресурсов внутри организации культурной сферы.

9. Привлечения клиентов за счет позитивной личной коммуникации учетных работников, что способствует расширению сбыта.

10. Оптимизация автоматизированных процессов обработки информации с целью предупреждение ошибок, ускорения обработки бухгалтерских данных, исключения дублирование ввода одинаковой информации в различных подразделениях, разработки четкого регламента и согласованного механизма обмена информацией между базами данных, оценки процент загрузки материально-технического обеспечения системы бухгалтерского учета, ввод нормативов
затрат на использование материальных
ресурсов.

Система бухгалтерского учета может принести доход через увеличение стоимости субъекта государственной культурной политики посредством:

1. Выбора нацеленных на увеличения стоимости вариантов:

- переоценки основных средств и нематериальных активов;

- порядка списания доходов и расходов будущих периодов;

- проведения инвентаризации имущества и обязательств;

- учета резервов предстоящих расходов и платежей;

- отражения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства при составлении бухгалтерской отчетности.

2. Установления критерия существенности.

3. Создания информации об отчетных сегментах.

4. Раздельного расчета бухгалтерской и налоговой прибыли, что позволяет уменьшить налоговые платежи и одновременно выплачивать акционерам повышенные дивиденды и привлекать дополнительные инвестиции.

5. Разработки приоритета платежей в соответствии с установленными целями предприятия.

6. Анализа структуры выручки в целях предотвращения финансовой зависимости организации от небольшой части своих контрагентов, что может угрожать непрерывности притока денежных средств.

7. Учета уровня дебиторской и кредиторской задолженности, исключения просроченной кредиторской задолженности.

Полученные выгоды служат мерой для оценки достижения целей, которые ставятся перед руководством субъекта государственной культурной политики. В зависимости от целей выгода может быть внешней или внутренней. Как видно из приведенного перечня внутренняя выгода выражается в совершенствовании функционирования самой системы бухгалтерского учета и ее позитивном влиянии на издержки организации культуры в целом. К внутренней выгоде относятся также улучшение качества учетного процесса и предупреждение ошибок.

Для определения внутренней выгоды необходим анализ издержек учетного процесса. Она может быть оценена путем сопоставления двух вариантов организации учетного процесса. Анализ ошибок позволяет оценить выгоду от их предупреждения. Сопоставление издержек при реализации разных вариантов позволяет определить внутреннюю выгоду.

Внешняя выгода от функционирования системы бухгалтерского учета достигается в результате достижения целей, которые влияют на поведение выгодных для организации культуры контрагентов. В данном случае главной детерминантой является удовлетворенность контрагента финансовым состоянием субъекта государственной культурной политики, данными отчетности. Управляя удовлетворенностью можно влиять (косвенно) на лояльность контрагента и его личную коммуникацию с предприятием и тем самым добиваться привлечения заемного капитала. Таким образом, внешняя выгода разделяется на две категории – выгода от лояльности клиента и выгода от его личной коммуникации.

Выгода от лояльности клиента, растущая с повышением его удовлетворенности, ведет к увеличению инвестированных средств. Удовлетворенность контрагента проявляется в повторных и более частых случаях заключения договоров, в решениях об участии в новых проектах, его намерениях на будущее и т.п.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, мы считаем, что эффективность функционирования системы бухгалтерского учета характеризуется не только количественными, но и качественными параметрами. Выгоды от предоставления учетной информации определенного качества проявляются в увеличении выручки и снижении издержек, что, безусловно, повышает эффективность деятельности организации культуры в целом.

Также следует отметить, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, который заменил предыдущий закон и вступил в силу с 1 января 2013 года, ввел понятие «учетная политика» и определил ее как совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета [5]. Помимо этого сфера действия Закона существенно расширена и внесено множество изменений, которые дают возможность субъектам государственной культурной политики реализовать новые требования к принципам организации и оценки системы бухгалтерского учета посредством субъективной оценки, вариативного наполнения учетного процесса, вуалирования баланса и т.д.

Список литературы

  1. Зыкова Н.В., (2014)Исследование подходов к оценке эффективности деятельности организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6529 (дата обращения: 07.06.2018).
  2. Калинина И.Н., Резниченко Д.С., Сафонов И.С., (2017). Методический подход к проведению аудита эффективности учетной политики на основе стандартизации// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 132 (08) 2017, С. 1-10.
  3. Клочко С.Н., Налбандян Н.А., Цветкова Д.А., (2017).  Оценка эффективности внедрения информационных технологий в систему бухгалтерского учета на предприятии [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 101-107. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13344/.
  4. Леонтьев Е.Д., (2014).  Модели и методы оценки эффективности управления малым предприятием связи: диссертация. – Курск, 2014. – 169с.
  5. Основы государственной культурной политики. Утверждены указом Президента РФ от 24 декабря 2014 №808.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н.
  7. Сальникова Е.В. , (2015). Особенности формирования системы бухгалтерского и налогового учета внеоборотных активов в организациях сферы культуры // Петербургский экономический журнал. – 2015. - №2. – с. 87-91.
  8. Сальникова Е.В., (2007).  Учетная система предприятия и формирование оценки ее эффективности: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12. Санкт-Петербург, 2007.
  9. Серебрякова Т.Ю., (2013). К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10720
  10. Соловьева Н.Е.,(2018).  Налоговые расчеты в бухгалтерском деле/ Н.Е. Соловьева, С.А.  Кучерявенко .- Белгород: ИД Белгород НИУ «БелГУ», 2018.- 80 с.
  11. Федеральный закон от 22 ноября 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  12.  Шеремет А.Д., (2016).  Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 208 с.