16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2018-4-3-0-2

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Aннотация

В статье рассматривается, бедности населения, вызванной в результате низких размеров доходов, безработицы значительной части населения и существование большого числа малообеспеченных граждан, в особенности в сельской местности. Автором предлагается усиления роли государства по систематической оценке деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом отмечается что, расходы государства на социальную защиту многодетных семей необходимо рассматривать как инвестиции в
будущее.


Введение.

Исследование показало, что социальное обслуживание пенсионеров и уязвимых слоев населения со дня обретения независимости Кыргызской Республики сопровождается трудностями различного характера. Сначала они были связаны с преодолением недостатков системы пенсионного обеспечения советского периода, когда размеры пенсий устанавливались по принципам, принятым коммунистическим режимом, согласно которому не всегда в размере пенсий учитывали происходящие в обществе объективные изменения, влияющие на процесс обслуживания пенсионеров. Так, индексация пенсий в зависимости от инфляции или перехода на новые системы денежных единиц и т.д. в постсоветский период до конца ХХ века оставалась почти неизменной. Лишь с 2000-х гг. периодически пенсии повышались в различной пропорции в зависимости от ее размера, в частности, надбавка к минимальному размеру пенсии осуществлялась по верхней шкале, а к максимальному – по нижней для того, чтобы каким-то образом сократить разрыв между максимальными и минимальными размерами пенсий.

Однако такое искусственное регулирование размеров пенсий в целом не способствовало решению основной проблемы социального обслуживания пенсионеров, так как средний размер пенсий на одного человека на начало 2017 г. составил
5235 сом, то есть едва покрывал прожиточный минимум в размере 4303,69 сом.  Такое соотношение раньше, то есть в конце ХХ и начале ХХI века было еще хуже. Так,
в 1999 г. средний размер пенсий составлял 385 сом, а прожиточный минимум –
1097,1 сом, то есть размер пенсий покрывал лишь около 1/3 прожиточного минимума [1]. Лишь с недавнего времени среднемесячный размер пенсий немного превышает средний размер прожиточного минимума. Это одновременно означает, что у пенсионеров в течение длительного периода, то есть с начала 90-х до середины 2010-х гг. средств не хватало даже на удовлетворение минимальных жизненных потребностей.

Основная часть.

На наш взгляд, серьёзный урон социальному обслуживанию нанесли в процессе неравномерного разгосударствления и приватизации государственной собственности, распределения доходов, а также отставания темпов роста заработной платы от инфляции Кыргызстана. Все это способствовало появлению бедности населения, вызванной в результате низких размеров доходов и безработицы значительной части населения, в особенности в сельской местности.

При этом следует отметить, что бедность сельского населения на протяжении всего анализируемого периода наблюдалась более высокой, чем в городах (табл. 1).

Существование большого числа малообеспеченных граждан, а также граждан нетрудоспособного возраста налагает на государство обязанность по их поддержке, в особенности тех, у кого отсутствуют стабильные доходы. Эти функции выполняют службы социального обеспечения (Министерство социального развития КР) и пенсионного обеспечения (Социальный фонд КР).

По нашему мнению, на состояние бедности влияют такие факторы, как слабая социальная защита со стороны государства и низкие показатели производственных секторов экономики. Поскольку во многих развивающихся стран, к числу которых относится и Кыргызстан, сельское хозяйство по-прежнему является наиболее важным для сельского населения производственным секторам, увязка социальной защиты с развитием сельского хозяйства – это потенциально мощное средство ликвидации.

В условиях рынка, основной проблемой для пожилых людей является низкий размер пенсий по отношению к прожиточному уровню. К примеру, средний размер пенсий составляет 5235,4 сом. (на 1 январь 2017 г.), тогда как среднемесячная номинальная заработная плата одного работника равна 14 847 сом. (табл. 2).

 

Таблица 1

Уровень бедности городского и сельского населения в Кыргызской Республике
 за ряд лет (на 1 января, %)
.[1, 2]

Table 1

Level of poverty of urban and rural population in Kyrgyzskoy to Republic

for the row of years (on January, 1, %).[1, 2]

Год

Всего

Городская местность

Сельская местность

бедные

из них крайне бедные

бедные

из них крайне бедные

бедные

из них крайне бедные

2011

33,7

5,3

23,6

4,2

39,5

6,0

2012

36,8

4,5

30,7

2,6

40,4

5,7

2013

38,0

4,4

35,4

4,2

39,4

1,6

2014

37,0

2,8

28,5

4,5

41,4

3,3

2015

30,7

1,2

26,9

1,3

32,6

1,1

2016

32,1

1,2

29,3

1,0

33,6

1,4

2017

25,4

0,8

18,6

0,3

29,0

1,1

 

Источник: Статистический ежегодник КР. – Б., 2014, 2017 гг.

Таблица 1

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Кыргызской Республики за ряд лет. (сом.) [1, 2]

Table 1

Basic socio-economic indicators of standard of living of population

of Kyrgyzskoy of Republic for the row of years. (sheat-fish.) [1,2]

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Среднемесячная  номи­нальная заработная плата одного работника

7189

9304

10726

11341

12285

13483

14847

Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат

2886,0

3853,0

4274,1

4507,6

4710,4

4895,8

5235,4

Прожиточный минимум (в среднем на душу населения)

3502,6

4390,0

4341,1

4599,2

4981,5

5182,9

4794,3

Соотношение с прожи­точным минимумом процентов: средне­месячной номинальной заработной платы

в 1,8 р.

в 1,9 р.

в 2,2 р.

в 2,2 р.

в 2,2 р.

в 2,3 р.

d 2,8 р.

Соотношение с прожиточным минимумом процентов: назначенной месячной пенсии

91,7

87,7

110,8

110,2

106,2

105,6

11,6

в% к ВВП

7,0

6,9

8,2

8,1

8,6

8,7

8,6

 

Источник: Кыргызстан в цифрах. – Б.: Нацстатком КР, 2014, 2017 гг.

 

В то же время у 81% пенсионеров размер пенсии ниже среднего, то видно, что у пожилых пенсионеров не удовлетворяются основные базовые потребности. Пенсии выше 5000 сом, из числа пенсионеров по возрасту (397 548 чел.) получают всего 1,7% пожилых. Низкий размер пенсий делает недоступным получение услуг во всех сферах жизнедеятельности пожилого человека [2].

Мы отмечаем как один из неотложных вопросов государства, которые требуют своего разрешения – приведение в соответствие пенсионной политики и выработку единой политики социальной защиты и
труда.

В Кыргызской Республике отсутствуют специальные социальные программы по поддержке пожилых, и в этой связи не предусматривается отдельной статьи бюджета для социальных услуг для данной категории населения. Кроме того, мы отмечаем отсутствие геронтологических и гериатрических центров, где могли бы проводиться отечественные научные исследования в целях анализа индивидуальных, социальных и медицинских последствий старения.

В связи с инфляционными процессами, а также увеличением стоимости товаров первой необходимости, по нашему мнению, следует повысить на 800-1000 сом страховую часть пенсий пожилых людей, пенсий по инвалидности военнослужащих и инвалидов II-III групп. У инвалидов I группы не только полностью утрачена трудоспособность, но они нуждаются в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, поэтому данная категория граждан нуждается в увеличении страховой части пенсии
в 2 раза.

По нашему мнению, основной задачей Правительства Кыргызской Республики является создание системы социальной защиты, в которой ни один человек, нуждающийся в социальной поддержке, не должен оказаться вне системы социальной защиты. При этом социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможность гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи. Всем, кто может трудиться, надо оказывать содействие в выходе из трудной жизненной ситуации.

И только те, кто не может трудиться, – старики, лица с ограниченными возможностями здоровья и дети – должны подлежать социальному обеспечению, в том числе с использованием принципов социального страхования, которые должны получить свое дальнейшее развитие.

Заключение. (Conclusions).

Таким образом, всегда надо помнить, особенно главам органов местного самоуправления, что расходы государства на социальную защиту многодетных семей необходимо рассматривать как инвестиции в будущее. Государственная политика должна быть направлена на выращивание здорового и образованного молодого поколения, считая, что это – задача обеспечения будущего страны, подготовки будущего экономического актива общества. Государство должно исходить из того, что такая политика требует гораздо меньших бюджетных расходов, чем лечение и реабилитация больных и оказание социальной поддержки неблагополучным гражданам впоследствии.

За соблюдение прав и интересов уязвимых слоев населения, не причинение им вреда и решение их проблем (лиц с ограниченными возможностями здоровья, малоимущих семей, пожилых граждан, детей, оставшихся без попечения родителей и других социально незащищенных граждан) ответственность возложена на органы государственной власти и местного самоуправления, их сотрудников, а также иных физических и юридических лиц. Следовательно, для реализации этих проблем считаем необходимым усиления роли государства по систематической оценке деятельности указанных органов, нужны, совершенствовать стандарты и методы проведения контроля.

Список литературы

 

  1. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2016. –
    391 с.
  2. Джолдошева Ж.Т. Роль инвестиций в управлении национальной экономикой в Кыргызской Республике // Инвестиции в Кыргызской Республике: состояние и перспективы развития: материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2015. – С. 56-61.
  3. Ильясова З.М. Современные проблемы реализации функций российского государства // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/20290 (дата обращения: 07.08.2018).
  4. Индексы уверенности бизнеса и потребителей. 2018. [Электронный ресурс]. URL:  http://nisi.kg.
  5. Кыргызстан в цифрах 2000 г., 2012 г.: статистический сборник. Режим доступа: http/www.stat.kg/Kyrgyzstan is in numbers 2000, 2012 g.: statsbornik. Access mode: http/www.stat.kg/
  6. Кыргызстан в цифрах 2017 г.: статистический сборник. Режим доступа: http/www.stat.kg/ Kyrgyzstan is in numbers 2017 g.: statsbornik. Access mode: http/www.stat.kg/
  7. Маскуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы. – М.: РАГС, 2008. –
    496 с.
  8. Министерство финансов Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.kg (дата обращения: 20.04.2018).
  9. Тагаев Б. А. Роль Т. Кулатова в формировании и развитии кыргызской государственности // Молодой ученый. – 2016. – №26. –
    С. 555-559. – URL https://moluch.ru/archive/130/36059/ (дата обращения: 20.04.2018).