16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2018-4-4-0-3

ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА КИТАЯ

Aннотация

В статье рассматриваются теоретические и методологические основы формирования системы образования Китайской Народной Республики, которая должна соответствовать современным требованиям к оценке эффективности деятельности образовательного учреждения. Проанализирован инновационный механизм управления образования в Китае, а также обоснованы инструменты которые используется и адаптируется к вековым культурным традициям, что позволяет быстро развиваться государству в сфере образования. В статье предложены направления по совершенствованию образовательной деятельности которые не только ориентированы на повышение грамотности граждан, но и эффективности функционирования образовательного процесса в целом по стране Китае.


Введение.

В Китае формируется особое отношение к образованию. Просвещение представляет важную  значимость в мире, обществе, и в государстве. Школьная система образования в Китае является прямым отражением государственной политики, а Вузы предназначены для решения основных задач: обучения, научного исследования и общественной работы.

Общие проблемы образования и  развития анализировали такие ученые-эконо­мисты, как: Акимов, Ю.П., Боревская Н.Е., Карамурзов Р.Б., Томских А.А. Су Сяохуань, Фридман Л.А.  и др.

Цель работы. Изучение и дальнейшее совершенствование образовательной деятельности в Китае.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы, сравнительный анализ, метод научной абстракции. Использованные в совокупности методы позволили обеспечить достоверность проведенного исследования количественных и качественных характеристик образовательного рынка Китая и обоснованность сделанных выводов.

Основная часть.

Китайская Народная Республика (КНР) за последние годы признана лидером среди динамично развивающихся стран и достигла значительных экономических успехов. К 2030 г. Китай сможет обогнать США по такому показателю как «объем ВВП» (из доклада «Глобальные тренды 2030», Национальный разведывательный совет США) [Global education Digest, 2016].

В Китае более 20 лет продолжается реформа высшего образования. Она началась в 1993 году, а в 1998 году был принят новый закон об образовании.

Перед Китаем стоит задача, с которой не сталкиваются другие страны, – создать эффективную систему образования, соединяющей в себе качественное обучение и многовековую, многонациональную культуру.

Китай успешно внедряет инновационные механизмы управления образованием, использует их инструментально и адаптирует к вековым культурным традициям, что позволяет ему быть быстро развивающимся государством в сфере образования.

Признав образование стратегически важным для социально-экономического и политического развития страны, на начало 21 века в стране уже существовало множество многопрофильных и многоуровневых образовательных организаций:

«– 1137 вузов, где обучается 5,62 млн. человек, в том числе 2,19 млн. первокурсников;

– в 983 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 219 тыс. соискателей, из них 79,62 тыс. были приняты в 2003 г., и в 2008 г. две трети выходят на защиты;

– открыто 1027 вузов для взрослых, где обучаются 3,91 млн. человек, в том числе 1,79 млн. новичков;

– в стране насчитывается 14198 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 19,38 млн. человек;

– открыто 19121 средних профессиональных школ всех типов и уровней, в которых насчитывается 12,41 млн. учащихся (включая 1,73 млн. студентов техникумов);

– в средних школах первой ступени всей страны обучается 63,7 млн. человек, 92,7 % окончивших начальные школы поступают в средние школы;

– число учащихся в начальных школах страны достигло 207,12 млн., т.е. 99,61 % детей школьного возраста ходят в школу;

– школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и в начальных школах, составили в конце 2007 г., соответственно, 2,32 % и 0,67 % от общего числа учащихся;

– в средних профессиональных школах для взрослых обучается 3,61 млн. человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 89,54 млн.» [Education Counts. Benchmarking Progress in 19 WEI Countries. World Education Indicators, 2017].

При этом Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев – письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений – около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость [Акимов, Ю.П., 2018].

На сегодняшний день образовательная статистика выглядит следующим образом (таблица 1)

Таблица 1

Образовательная статистика в Китае

Table 1

Educational Statistics in China

В  2017 году в стране насчитывалось 2914 колледжей и университетов, из которых: 2631 институт (в том числе 265 независимых колледжей) и 283 взрослых высших учебных заведения.

Китай в рейтинге ARWU (Академический рейтинг университетов мира – 2015) представлен 44 университетами, которые вошли в число 500 лучших вузов мира. Среди них Пекинский университет (на 2015 – 101–150), Шанхайский университет Цзяо Тун, Университет Цинхуа, Чжэцзянский университет и др. [Высшее образование в Китае, 2018].

Министерство образования КНР, а именно Управление интернационального сотрудничества и обменов, отвечает за реализацию интернационального образовательного сотрудничества. В высших учебных заведениях Китая работают центры интернационального обмена и сотрудничества.

Преимущества и недостатки получения образования в Китае представлены в таблице 2:

Таблица 2

Преимущества и недостатки получения образования в Китае

Table 2

Advantages and disadvantages of education in China

Плюсы

Минусы

Изучение оригинального китайского языка

Требуется много времени и сил на изучение языка

Высокие требования к дисциплине, стабильности посещения занятий

Учебные группы часто перенасыщены студентами

Хорошие условия проживания в студенческих общежитиях

Достаточно высокая стоимость проживания в студенческих общежитиях

Обычный режим занятий – до обеда, затем свободное время

Практически всё свободное время необходимо затрачивать на изучение языка

Выпускники вузов получают образование высокого уровня

Сложно устроиться на работу в Китае по специальности, не имея практики

Высокая потребность в квалифици­рованных специалистах заставила китайское руководство стимулировать повышение качества обучения при одновременном увеличении их количества.

По мнению представителей Министерства образования КНР, причиной растущего интереса к обучению в Китае, является феноменальный рост экономики страны и понимание того, что знание китайского языка значительно расширяет карьерные возможности. Увеличившийся поток иностранных студентов отражает и возросший интерес к Китаю как к историческому и культурному центру Азии [Официальный сайт министерства образования КНР].

Общую стоимость обучения в высших учреждениях Китая следует разделить на регистрационный взнос и непосредственно плату за обучение. В зависимости от вида и престижа заведения обе суммы могут быть разными. В большинстве случаев сумма регистрационного взноса варьируется в пределах $90–200, а годовая оплата за обучение в пределах $3300–9000.

Естественно, к этим суммам необходимо добавить расходы на жизнь. Для студентов стоимость жизни в городах – Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, составит примерно $700–750 в месяц. Для других населённых пунктов Китая стоимость проживания варьируется в пределах $250–550 в месяц.

В целях содействия мобильности зарубежных студентов Министерство образования Китая организует выставки «Образование в Китае», которые были развернуты в разных странах. Правительство Китая добилось интернационального признания теста на уровень владения китайским языком – The Chinese Proficiency Test (HSK), который необходим для того, чтобы проходить обучение на китайском языке [Тянь Сюеюань., 2015].

Важным событием стало появление глобальной сети институтов Конфуция (Confucius Institute) – сети международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом. Министерство образования Китая подписало договоры о признании дипломов с 32 странами, включая Россию, Германию, Англию, Францию, Австралию, Новую Зеландию, Австрию.

По данным Китайской ассоциации высшего образования, 2017 г. в стране обучалось 195 503 иностранных студента из 188 стран и регионов.

Большинство из желающих получить высшее образование в Китае приезжают из Южной Кореи (33%), далее следуют Япония (9,5%), США (7,5%), Вьетнам (5%) и Таиланд (3,7%). Россиян – около 3,5%, или около 7000 студентов, включая тех, кто закончил языковые курсы (в 2016 г. их было 5035 человек), говорится в отчете ежегодника «Китайское образование». Большинство русских предпочитает учить китайский в Пекине или Шанхае. Северо-восток Китая – следующий по популярности, констатирует Канцелярия иностранных дел провинции Гуандун [Фридман Л.А. Карамурзов Р.Б., 2017].

Заключение

По данным Министерства образования КНР, за последние 20 лет Китай отправил в более чем 100 стран мира около 350 000 своих граждан и принял более 380 000 иностранцев [Официальный сайт министерства образования КНР].

Что качается российско-китайских взаимоотношений в сфере образования, то здесь стоит обратить внимание на рекомендации, представленные Смирновой Л.Н., кандидатом политических наук, старшим научным сотрудником ЦЭМИ РАН, экспертом РСМД в Аналитической записке «Научно-образовательное сотрудничество – основа инновационной модели отношений России и Китая» [Боревская,  Н.Е., 2015]:

  1. Для повышения приоритетности академического сотрудничества между РФ и КНР представляется целесообразным объявить серию перекрестных годов «годами науки, образования и инноваций».
  2. Для привлечения китайских студентов в Россию и российских студентов в Китай необходимо: сместить акцент с количества на качество студентов и программ обучения; сосредоточиться на привлечении студентов на неязыковые специальности и направления; проявлять гибкость в использовании языков обучения – русского, китайского, английского или их сочетания.
  3. Для расширения академической мобильности среди российско-китайских преподавателей необходимо: поощрять ученых двух стран в налаживании рабочих контактов с ориентиром на совместные НИОКР; расширить возможности постоянного и временного трудоустройства для российских и китайских специалистов в научно-образовательных учреждениях двух стран; наладить грантовую поддержку преподавателей.
  4. Для развития совместных университетов: оказывать приоритетную поддержку уже существующим проектам; ориентироваться на одного китайского престижного партнера, выстраивая с ним стратегическое партнерство, а не распыляться; проявлять гибкость в вопросах образовательных программ и стандартов, учитывая культурные различия между Россией и Китаем.

Список литературы

  1. «Китай», 2017. Ежемесячный журнал. – М.: «Жэньминь Хуабао», 2017.
  2. Atlas of International Student Mobility, 2018 [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://www.atlas.iienetwork.org
  3. Education and the Asian Surge, 2017. RAND Center for Asian Pacific Policy, 2017.
  4. Education Counts. Benchmarking Progress in 19 WEI Countries. World Education Indicators, 2017. Institute for Statistics, UNESCO.
  5. Education Law of the People's Republic of China, 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chinastudy.ru/university/info_for_students Institute of International Education [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iienetwork.org
  6. Global education Digest 2016. Comparing Education Statistics Across the World. Institute for Statistics, UNESCO.
  7. Акимов, Ю.П., 2018. Система образования КНР [Электронный ресурс] / Ю.П. Акимов // Министерство образования и науки РФ. Российское образование для иностранных граждан. – Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/met/edusys/1206/
  8. Боревская, Н.Е., 2015. Россия – Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ I вв. – М.: Российская Академия образования, Центральная Академия педагогических исследований КНР, 2015.
  9. Высшее образование в Китае, 2018 [Электронный ресурс] // Коммерческий компас. – Режим доступа: http://www.allchina.ru/rus/edu/highedu.php Русско-китайский фонд развития культуры и образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chinastudy.ru
  10. Официальный сайт министерства образования КНР, 2018: www.moe.edu.cn
  11. Сайт Негосударственного фонда поддержки образования в Китае The Zigen Fund, 2018: www.zigen.org
  12. Су Сяохуань, 2014. Образование в Китае – реформы и новшества. – Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2014.
  13. Томских А.А., 2015. Формирование региональных трансграничных научно-образовательных систем в условиях глобализации. – Пермь: 2015 г.
  14. Тянь Сюеюань., 2015. Народонаселение Китая. – Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2015.
  15. Фридман Л.А. Карамурзов Р.Б., 2017. Проблемы международных экономических сопоставлений (Китай, Россия и другие страны в геоэкономической картине мира). – М.: Журнал Россия XXI, № 4, 2017, С. 20-57.