16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2018-4-4-0-9

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Aннотация

Государственное управление является одним из определяющих факторов, которые могут оказывать значительное влияние на уровень налоговых поступлений в стране. Налоговая политика Российской Федерации является важным детерминантом роста и развития государства. С одной стороны, налоги представляют собой основу обеспечения налоговых поступлений в казну, за счет которых государство финансирует расходы на общественный сектор. Если государство не обеспечивает достаточного объема средств на покрытия своих обязательств, то и роль государственного регулирования значительно снижается. С другой стороны, налоги представляют собой детерминант, имеющий международный характер. Здесь авторы говорят о том, что концепция налоговой политики страны определяет ее международную налоговую конкурентоспособность. Важнейшим инструментом, отражающим международный характер налоговой системы, являются дифференцированные налоговые ставки на прибыль в рамках различных налоговых систем. Поэтому, в фокусе внимания международных инвесторов оказывается т.н. «налоговый рай». Именно те страны, которые устанавливают минимальные налоговые ставки и которые, тем самым, уменьшают налоговую нагрузку на физических и юридических лиц в стране, в конце концов, инициируют движение (приток) капитала.

Главным предметом многочисленных теоретических, эмпирических и эконометрических работ в области налоговой политики является исследование факторов налоговых поступлений. В данной статье проанализированы основные факторы, оказывающие значительные воздействие на объем налоговых поступлениях: эффективность управления, политическая стабильность и отсутствие насилия / терроризма, нормативное качество и верховенство закона. Результаты нашего исследования показывают, что государственное управление оказывает решающее влияние на уровень налоговых поступлений. Поэтому очень важно, чтобы Российская Федерация совершенствовала соответствующие инструменты фискальной политики для реализации государственного управления на более высоком уровне. Результатом успешной реализации такой политики станет повышение налоговых поступлений в казну и, в конечном счете, рост и развитие экономики Российской Федерации.


Введение

В деятельности государства налоговая политика всегда занимала значительное место, а исторически функция взимания налогов является одним из основных первостепенных условий существования государства, цивилизованного и динамичного развития общества. При этом социально-экономическое развитие общества определяет формы и методы фискальной политики. Необходимо отметить, что система и механизмы регулирования социально-экономи­ческого состояния страны посредством налогового законодательства все еще далеки от совершенства. Актуальность данной проблемы обуславливает, прежде всего, недостаточная изученность и теоретическое осмысление вопроса формирования, функционирования совершенствования и оптимизации налоговой системы в условиях переходной экономики России. Большинство ученых сходятся во мнении о слабой проработанности в научной литературе и производственной практике правовых принципов и особенностей проведения налоговой реформы, аспектов формирования и функционирования налоговой системы в условиях современной правовой политики налогообложения в контексте особенностей ее исторического развития, а также вопросов использования мирового опыта в процессе формирования практики налогообложения в России. Следовательно сохраняется необходимостью дальнейшего исследования проблемы, как в теоретическом, так и в практическом отношении, с целью познания тенденций и закономерностей ее оптимизации в рамках экономической теории. Таким образом, проблема влияния государственного управления на налоговые поступления в Россий Федерации ориентированного на современный этап становления рыночной экономики, остается весьма актуальной и в настоящее время.

В целях эффективной реализации государством своей налоговой политики, необходимо чтобы налогоплательщики были удовлетворены своей налоговой системой. Решение этой задачи было возложено на правительство Российской Федерации, которое, помимо определения оптимальных налоговых ставок, также уделяло особое внимание государственному управлению, которое может иметь непосредственные последствия для налогоплательщиков. Ввиду того, что налоговые поступления представляют собой основной источник дохода каждого государства, т.е. существует положительная корреляция налоговых поступлений с валовым внутренним продуктом страны, особое значение имеет изучение факторов, влияющих на налоговые поступления. Придерживаясь политики оптимальных государственных доходов, государство поощряет рост и развитие. В долгосрочной перспективе именно налоговые поступления будут определять рост и развитие страны.

Государственное управление является одним из определяющих факторов, которые могут иметь существенные последствия для уровня налоговых поступлений государства. Налоговая политика Российской Федерации является важным фактором, определяющим рост и развитие государства. С одной стороны, налоги являются основой для обеспечения налоговых поступлений, которые правительство финансирует за счет государственных расходов. Если государство не предоставит достаточных средств для реализации этой программы, инвестиции государства будут значительно меньше. С другой стороны, налоги являются фактором, который также имеет международный характер. Соответственно, в зависимости от концепции налоговой политики также будет выражена международная налоговая конкуренция. Важнейшим инструментом, отражающим международный характер налоговой системы, являются дифференцированные налоговые ставки в рамках различных налоговых систем. В частности, внимание обращается на страны, в которых действуют минимальные налоговые ставки, которые затрудняют сбор подоходного налога с физических и юридических лиц в стране, поскольку они инициируют движение капитала на заключительном этапе. Налоговые поступления являются основным источником дохода для каждого государства. Придерживаясь политики оптимальных государственных доходов, государство стимулирует рост и развитие.

Основным предметом многочисленных теоретических, эмпирических и эконометрических исследований является определение налоговых поступлений. В данной статье анализируются некоторые факторы, которые оказывают существенное влияние на сумму налоговых поступлений. Результаты нашего исследования показывают, что государственное управление оказывает решающее влияние на уровень налоговых поступлений. Поэтому для Российской Федерации очень важно усовершенствовать соответствующие инструменты фискальной политики для осуществления государственного управления на более высоком уровне. Успешная реализация этой политики приведет к увеличению налоговых поступлений в Казначейство и, в конечном итоге, росту и развитию экономики Российской Федерации.

Основная часть

В конце 1991 года правительство России начало процесс реформ, продвигаясь через налоговую политику развитых стран. Внедрена система налога на добавленную стоимость, которая сегодня представляет собой вторую наиболее важную налоговую форму дохода Российской Федерации. А именно, налог на добавленную стоимость, оказался хорошим средством обеспечения налоговых поступлений. Основной причиной быстрого введения налога на добавленную стоимость является убеждение, что это эффективная налоговая система [Bibek Adhikari, 2015]. Сбор доходов для финансирования государственных функций в Российской Федерации сегодня реализуется в основном с подкомиссией НДС, согласно которой советский режим уменьшал размер дохода от корпоративного подоходного налога. Российская Федерация формирует большую часть своих налоговых активов от налогов на нефть и газ, которые в 2016 году составили 22% от общей суммы налоговых поступлений. Поэтому косвенные налоги представляют собой наиболее важные налоговые поступления Российской Федерации. Налоги представляют собой институт, который имел отрицательную коннотацию с момента его введения в налоговую систему страны. Только введение налогов в качестве основного государственного дохода привело к тому, что налогоплательщики стали платить налоги. «Федеральными налогами признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные уплате в бюджет на всей территории РФ. К ним относят: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов, государственная пошлина» [Ковалева Т.Н, Слабинская И.А., 2012]. «Действующая эффективная российская система основана на ее революционном процессе, который начался в 1991 году» [Preobragenskaya, G., McGee, R., 2004].

Баташева Ф. А. говорит о том, что «основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ» [Баташева Ф. А., 2015]. Полунин С. К. отмечает, что «говоря о проблемах в современной налоговой системе Российской Федерации, следует отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов – федеральных, региональных и местных, непростые методики их расчета, наличие огромного количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования. В связи с этими и другими параметрами налоговая система не в состоянии работать максимально эффективно. Из-за огромного количества документов и процедур, необходимых налогоплательщику для того чтобы, например, сделать налоговый вычет, тратятся часы, перезаполняются декларации, а в итоге человек срывается на сотрудников налоговой инспекции. Также этой ситуацией пользуются сторонние коммерческие фирмы – за определенную сумму денег они сами заполняют декларацию, и налогоплательщику не придется тратить ни сил, ни своего времени. В результате государство теряет хоть незначительную, но прибыль, которую можно было бы распределить на нужды страны и граждан» [Полунин С. К., 2017].

Рис. 1. Влияние государственной политики на налоговые поступления от НДС

Fig. 1. Impact of state policy on tax revenues from VAT

Основываясь на представленном на рис. 1 графике, мы делаем вывод о том, что существует положительная корреляция между политикой, проводимой правительством, и удовлетворением налогоплательщиков. Таким образом, сбор налогов государством может быть выше, только если правительство проводит налоговую политику, которой довольны налогоплательщики. Аналогичным образом, очень важно подчеркнуть важность изменения налоговых ставок. Частые изменения в ставке налога отрицательно коррелируют с деятельностью предприятия и имеют прямые негативные последствия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Любое изменение в расчете и ставках может прямо повлиять на финансовую деятельность компаний.

Важным инструментом оптимальных налоговых поступлений является политика контроля субъекта. Чтобы ответить на вопрос исследования, мы включили аспекты контроля на предприятии в налоговую систему государства. Рассматривая этапы процесса контроля субъекта, которые обеспечивают оптимальные налоговые поступления, существующий анализ может быть распространен на правительство (рис 2)

Рис. 2. Стадии формирования налоговой политики государства [9]

Fig. 2. Stagesofformationofthe tax policy of the state [9]

Влияние политики правительства на налогообложение в Российской Федерации имеет решающее значение. Налоговая политика, принятая правительством, является  важной частью реформы налоговой системы [Savić, G., Dragojlović, A., Vujošević, M., Arsić, M., Martić, M., 2015]. После кризисного периода, который возник после Великого мирового финансового кризиса (2008 г.) и привел к осуществлению большого числа реформ, установилась  макроэкономическая  стабильность  и стабильность экономического роста и развития. Аналогичным образом это привело к государственной реструктуризации и усилению государственного управления.

Динамика движения валового внутреннего продукта в период 2000-2016 гг. представлена статистическими данными Федеральной службы статистики (рис. 3). Анализируемые результаты проведенных реформ и экономической политики в Российской Федерации показывают, что в посткризисный период (2009-2016 гг.) Динамика ВВП была динамичной, со средним темпом роста ВВП 0,61%.

Рис. 3: Валовой внутренний продукт годовые данные (в текущих ценах) [3]

Fig. 3: Gross domestic product annual data (at current prices) [3]

Цель нашего исследования – ответить на вопрос, повлияло ли государственное управление Российской Федерацией на налоговые поступления, которые являются одним из определяющих факторов валового внутреннего продукта Российской Федерации. Эмпирические исследования в основном фокусируются на взаимосвязи между корпоративным управлением и экономическим ростом [Morck, R., Wolfenzon, D. and Yeung, B., 2005]. Относительно небольшое количество опросов было проведено на местах между государственным управлением и экономическим ростом. Аналогичным образом, существует небольшое число исследований, в которых рассматривается связь между государственным управлением и налоговыми поступлениями. Такие факты повышают значимость наших исследований. Управление можно определить как «(i) процесс отбора, мониторинга и замены правительства, (ii) способность правительства эффективно осуществлять политику; и (iii) уважение граждан государства к институтам, которые управляют экономическими и социальными взаимодействиями [Kaufmann, D., Kraay, A. and Mastruzzi, M., 2010]. Страны, которые имеют государственное управление на более высоком уровне, будут стимулировать крупные прямые иностранные инвестиции, снижая неопределенность. Аналогичным образом будет создана благоприятная инвестиционная среда. Благоприятная инвестиционная среда предполагает благоприятную область для деятельности отечественных и зарубежных компаний, что способствует экономическому росту и развитию. Мы проанализируем влияние основных показателей государственного управления на налоговые поступления Российской Федерации в период с 2000 по 2016 год с использованием соответствующего статистического метода. Чтобы оценить влияние государственного управления на налоговые поступления, мы использовали четыре соответствующих показателя правительства: эффективность управления, политическая стабильность и отсутствие насилия / терроризма, нормативное качество и верховенство закона. Эти правительственные показатели, получены  на основе оценки Всемирного банка для Российской Федерации. Данные показатели указывают на высокую корреляцию с налоговым доходом Российской Федерации. Показатели государственного управления основаны на источниках управленческой отчетности и экспертных оценках. Зависимая переменная в нашем исследовании  представляет собой налоговые поступления, выраженные в % от ВВП Российской Федерации. В таблице представлены  независимая и зависимая переменная, которую мы будем использовать в исследовании.

Таблица 1

Переменные, используемые в эконометрическом анализе

Table 1

Variables Used in Econometric Analysis

Variables

Symbol

Source

Налоговые поступления (в % от ВВП)

TR

 

 

Всемирный банк

Эффективность управления

GEFF

Политическая стабильность и отсутствие насилия / терроризма

PS

Нормативное качество

RQ

Верховенство закона

RL

Анализируя индивидуальные отношения каждого из предикторов с зависимой переменной, была установлена модель прогнозирования линейной регрессии.

Для исследования детерминантов налоговых поступлений оценивается следующая базовая модель линейной регрессии:

 

где – TR является налоговым доходом в Российской Федерации; EU – Эффективность управления; PS – политическая стабильность и отсутствие насилия / терроризма; RQ-нормативное качество, RL – правило права и ε стандартная статистическая ошибка.

Эта модель объясняет 56,4% общих
налоговых поступлений Российской Федерации, а модель в целом имеет статистически значимую прогностическую способность (0.043).

Исходя из оцененных коэффициентов корреляции, мы можем интерпретировать модель

Таблица 2

Оценочные коэффициенты регрессии

Table 2

 Estimated regression coefficients

Переменные

Нестандартные
 коэффициенты

Стандартизован-ные коэффициенты

t

Значи-мость

B

Стан.ошибка

Beta

1

(Constant)

9.169

3.861

 

2.375

.037

GEFF

-4.717

3.912

-.324

-1.206

.253

PS

4.037

2.070

.465

1.950

.077

RQ

6.735

3.298

.422

2.042

.066

RL

-10.463

4.963

-.537

-2.108

.059

Оценочные значения модели регрессии, которые показаны в таблице, могут
быть представлены следующим
уравнением:

 (2)

Результаты показывают, что все переменные, помимо управления эффективностью (GEFF), оказывают статистически значимое влияние на налоговые поступления в Российской Федерации. Коэффициенты показывают, что нормативное качество (RQ) и верховенство закона (RL) оказывают наибольшее влияние на налоговые поступления, а политическая стабильность (PS) оказывает наименьшее влияние. Исходя из оцененных результатов регрессионной модели, мы заключаем, что существует положительное влияние двух независимых переменных и отрицательное влияние одной переменной на налоговые поступления. Эффективность управления (GEFF) не является предиктором, оказывающим значительное влияние. Оценочное значение бета-коэффициента для независимой переменной политической стабильности составляет 4.037 (p <0,1). Повышение политической стабильности на 1% приводит к среднему увеличению налоговых поступлений на 4.037. Еще один фактор, регулирующий качество, также оказывает положительное влияние на налоговые поступления. А именно, оценочное значение бета-коэффициента для независимого переменного качества регулирования составляет 6,735 (p <0,1).

Повышение качества регулирования на 1% приводит к среднему увеличению налоговых поступлений на 6.735. Третий предиктор отрицательно влияет на налоговые поступления. Увеличение верховенства закона на 1% приведет к сокращению налоговых поступлений Российской Федерации на 10.463 (p <0,1). Политическая стабильность включает отсутствие насилия и терроризма и оказывает положительное влияние на увеличение налоговых поступлений. Эта переменная имеет значение, когда речь идет о странах с переходной экономикой. Политическая нестабильность в Российской Федерации создала бы баланс негативных последствий, таких как: неблагоприятная деловая среда, более высокое уклонение от уплаты налогов и, в конечном итоге, возникла бы опасность создать социальную норму, которая привела бы к неуплате налогов. А именно, ни один гражданин не платил бы налоги, и за это не следовало бы наказание ввиду нестабильности, которая существовала бы. Политическая нестабильность создаст неопределенность в принятии бизнес-решений в области производства, что негативно скажется на налоговых поступлениях. Поэтому политическая стабильность является очень важным фактором, определяющим налоговые поступления. Нормативное качество, как показатель качества нормативной базы в России, оказывает положительное влияние на налоговые поступления. Качество регулирования включает, среди прочего, качество и прозрачность законодательного процесса, а также актуальное предоставление информации государством. Прогресс в качестве правительства будет апикально сокращать уклонение от уплаты налогов и увеличить налоговые поступления. Кроме того, доступность информации значительно повышает осведомленность граждан о необходимости уплаты налогов. Верховенство права говорит о неотъемлемых правах человека. Теоретический симбиоз верховенства закона говорит о цели государства по защите прав и свобод человека. Если бы гражданам была максимальная свобода выбора, платить налоги или нет, ответ, несомненно, будет отрицательным. Аналогичным образом, если бы все граждане были равны, для всех граждан в стране применялась бы пониженная ставка налога. Соответственно, снижение налоговых ставок приведет к снижению налоговых поступлений.

Мы согласимся с мнением Хрусталевой А. А. и Щегловой О. Г. о том, что «в итоге можно сказать, что действующая в России система налогообложения (налоговая система) не может оцениваться как идеальная и совершенная. Несмотря на низкие ставки налогов (по сравнению с развитыми странами), большие возможности для применения специальных льготных режимов, система нестабильна, в ней часто происходят изменения, которые в последнее время только ухудшали положение бизнеса, в особенности, малого предпринимательства, микробизнеса» [Хрусталева А. А., Щеглова О. Г., 2017]. Как одному из основных факторов роста валового внутреннего продукта налоговым поступлениям уделяется значительное внимание в Российской Федерации. Налоги представляют собой важнейший и основной источник регулярного дохода государства и одного из самых сложных явлений в государственных финансах, суть которого связана со многими проблемами политического, экономического и правового характера в обществе (2, стр. 3). Другими словами, налоги Российской Федерации представляют собой явление, характеризующиеся принудительным изъятием денежных средств без прямого получения компенсации или отдачи. Соответственно, эффективность сбора налоговых поступлений будет определяться рядом обозначенных в работе факторов. Исторические обстоятельства в Российской Федерации определили структуру налоговой политики, которая обеспечит оптимальные налоги. Однако факторы, которые обеспечат самые высокие государственные доходы, всегда будут предметом многочисленных эмпирических, теоретических и экспериментальных исследований.

Заключение.

Поскольку цель нашего исследования было ответить на вопрос, повлияло ли государственное управление Российской Федерацией на налоговые поступления, которые являются одним из определяющих факторов валового внутреннего продукта Российской Федерации, наше эмпирические исследования в основном фокусировалось на взаимосвязи между корпоративным управлением и экономическим ростом. Мы проанализируем влияние основных показателей государственного управления на налоговые поступления Российской Федерации в период с 2000 по 2016 год с использованием соответствующего статистического метода. Чтобы оценить влияние государственного управления на налоговые поступления, мы использовали четыре соответствующих показателя качества правительственного регулирования: эффективность управления, политическая стабильность и отсутствие насилия / терроризма, нормативное качество и верховенство закона. Данные были взяты на основе оценки Всемирного банка для Российской Федерации. Показатели государственного управления основаны на источниках управленческой отчетности и экспертных оценках. Данные показатели указывают на высокую корреляцию с налоговым доходом Российской Федерации. Нормативное качество и верховенство закона оказывают наибольшее влияние на налоговые поступления, а политическая стабильность оказывает наименьшее влияние. Эффективность управления не является предиктором, оказывающим значительное влияние. Повышение политической стабильности на 1% приводит к среднему увеличению налоговых поступлений на 4.037. Повышение качества регулирования на 1% приводит к среднему увеличению налоговых поступлений на 6.735. Увеличение верховенства закона на 1% приведет к сокращению налоговых поступлений Российской Федерации на 10.463 (p <0,1). Политическая стабильность является очень важным фактором, определяющим налоговые поступления.

Проведя необходимый анализ, мы заключаем, что существует положительная корреляция между политикой, проводимой правительством, и удовлетворением налогоплательщиков. Таким образом, сбор налогов государством может быть выше, только если правительство проводит активную налоговую политику (включая изменение налоговых ставок), которой довольны налогоплательщики. Однако частые изменения в ставке налога отрицательно коррелируют с деятельностью предприятия и имеют прямые последствия для привлечения прямых иностранных инвестиций. Таким образом, мы можем говорить о том, что страны, которые имеют государственное управление на более высоком уровне, будут стимулировать крупные прямые иностранные инвестиции, снижая неопределенность. Аналогичным образом будет создана благоприятная инвестиционная среда. Благоприятная инвестиционная среда предполагает благоприятную область для деятельности отечественных и зарубежных компаний, что способствует экономическому росту и
развитию.

 

Список литературы

  1. Арсеньева В.А., Янпольская Е.А., 2014. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики: анализ подходов, оценок и методов экономического управления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2014. – № 4 (47). – С. 7-16.
  2. Баташева Ф. А., 2015. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. – 2015. – №17. – С. 436-438. – URL https://moluch.ru/archive/97/21802/ (дата обращения: 21.12.2018).
  3. Беседных А.С., 2017.  Государственное управление в сфере налоговой политики: сущность и эффективность // Финансово-экономическое законодательство и его роль в современных реалиях: сборник статей международной научно-практической конференции:
    в 2 частях. – 2017. – С. 14-17.
  4. Воронкова И.Р., 2017. Особенности системы налогов и сборов в российской федерации // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов X международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. -2017. – С. 114-116.
  5. Ковалева Т.Н, Слабинская И.А., 2012. Налоговые расчеты в бухгалтерском деле: учеб. пособие/ Т.Н. Ковалева, И.А. Слабинская. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. – 148 с.
  6. Кругляк, З., Калинская,2016. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: учеб. пособие. – 2-е изд.- М.: ИНФРА – М, 2016. – 352 с.
  7. Логачева А.Н., 2016.  Роль налога на имущество в формировании доходов государства с исторических времен // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов IX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. – 2016. – С. 309-312.
  8. Мурадян О.Х., 2013. Теоретические и методологические основы бюджетно-налоговой политики как инструмент государственного управления экономикой // Вестник экономической интеграции. 2013. № 5-6 (62-63). С. 23-27.
  9. Полунин С. К., 2017. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 239-241. – URL https://moluch.ru/archive/180/46515/ (дата обращения: 21.12.2018).
  10. Слабинская И.А., Пономаренко А.С., 2018. Новые тенденции в налоговой политике России // Белгородский экономический вестник. – 2018. – № 1 (89). – С. 157-161.
  11. Федеральная служба государственной статистики (електронски ресурс): Валовой внутренний продукт годовые данные.2018. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm (Дата обращения: 16.03.2018).
  12. Хрусталева А.А., Щеглова О.Г., 2017 Основные недостатки действующей системы налогообложения // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 309-313. – URL https://moluch.ru/archive/140/39528/ (дата обращения: 21.12.2018).
  13. Чернышева В.Ю.,2017.  Денежно-кредитная система российской федерации // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. – 2017. –
    С. 584-586.
  14. Bibek Adhikari, 2015. "When Does Introducing a Value-Added Tax Increase Economic Efficiency? Evidence from the Synthetic Control Method," Working Papers 1524, Tulane University, Department of Economics, revised Nov 2015.
  15. Đurović Todorović, J., Đorđević, J., 2013,  Porezi na potrošnju, Niš: Ekonomski fakultet.
  16. Federal Tax Service of Russia (elektronski resurs): taxes in Russia. URL: https://www.nalog.ru/eng/taxation_in_russia/nds/ (pristup podacima: 09.03.2018).
  17. Kaufmann, D., Kraay, A. and Mastruzzi, M., ‘The Worldwide Governance Indicators: A Summary of Methodology, Data and Analytical Issues’, 2010, World Bank Policy.
  18. Morck, R., Wolfenzon, D. and Yeung, B., ‘Corporate Governance, Economic Entrenchment and Growth’, 2005, Journal of Economic Literature, vol. 43, no. 3, pp. 655-720.
  19. Preobragenskaya, G., McGee, R., Taxation and Public Finance in a Transition Economy: A Case Study in Russia, 2004, Presented at the 16th Annual Conference of the International Academy of Business Disciplines San Antonio, March 25-28. Research Working Paper no. 5430, [Online] available at htt p://papers.ssrn.com/sol3/
  20. Savić, G., Dragojlović, A., Vujošević, M., Arsić, M., Martić, M. Impact of the efficiency of the tax administration on tax evasion, 2015, Economic Research, vol. 28, no. 1, pp. 1138-1148.