16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-4-0-5

ОЦЕНКА ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МАКРОРЕГИОНА В МОНИТОРИНГЕ ИСПОЛНЕНИЯ «МАЙСКИХ УКАЗОВ»

Aннотация

В статье представлены результаты сравнительного сопоставления позиций субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона в мониторинге исполнения президентских майских указов. Сравнительный анализ охватывает следующие направления: результативность долгосрочной государственной экономической политики; промежуточные итоги реализации государственной социальной политики; результаты реализации государственной политики в области образования и науки; обеспечение граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.


Введение

В мае 2012 года президент РФ подписал 11 указов с 218 поручениями (указы № 596–№606). В них идёт речь о государственной экономической политике, о здравоохранении и образовании, о социальной политике, об обеспечении россиян доступным и комфортным жильём и повышении качества услуг ЖКХ.

Общая их цель – рост уровня жизни россиян и инвестиций в экономику, новый уровень эффективности чиновников. Чтобы каждый раз не перечислять все указы, решили называть весь принятый пакет документов майскими указами.

Есть указы о совершенствовании всей системы госуправления, об обеспечении межнационального согласия. Учитывая проблемы с рождаемостью и смертностью, отдельный документ есть по демографической политике страны [Колосов М. Майские указы: …, 2019].

Ключевыми целями данных указов являлись: 25 млн. новых и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году; производство 90% жизненно важных и необходимых отечественных лекарств; зарплата врачей – 200% от средней по региону, в котором работает врач, зарплата остальных бюджетников должна быть подтянута к средней по региону; средняя продолжительность – до 74 лет; для повышения доступности жилья в России необходимо выдавать 815 тысяч ипотечных кредитов в год, а квадратный метр жилья снизить в стоимости на 20%; снижение смертности от заболевания системы кровообращения, от онкологии, вследствие ДТП; 90% россиян должны быть довольны качеством госуслуг, а очереди в детские сады ликвидированы.

Основная часть

Выполнение майских указов стало главным при оценке чиновников всех уровней. Губернаторы лично отвечают перед президентом.

7 мая 2018 г. президентом РФ был подписан новый майский указ, в котором выделены общенациональные цели и стратегические задачи нашей страны, обозначены основные направления развития экономики и социальной сферы России до 2024 г. (Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»).

Среди ключевых целей, которые предполагается достигнуть в этот срок, в частности, отмечены улучшение показателей рождаемости, продолжительности возраста, а также ряд других демографических показателей; вхождение экономики России в число 5 наиболее крупных по объемам ВВП стран мира; сокращение в 2 раза уровня бедности в стране; сохранение стабильно низких темпов инфляции (не выше 4%), а также ряд других задач [Счетная палата заявила о невыполнении майских указов]. Ожидаемая продолжительность жизни россиян в новом майском указе должна достигнуть уже 78 лет, эта целевая установка заявлена как главная общенациональная цель до 2024 г. [Улумбекова Г.Э., 2018.].

Счетная палата РФ осуществляет мониторинг достижения национальных целей. По состоянию на 22.10.2019 г. некоторые позиции имеют следующее состояние:

Рис. 1. Информационная карта мониторинга достижения некоторых национальных целей РФ, представленных на официальном сайте Счетной палаты РФ, по состоянию на 22.10.2019 г.

Источник: Мониторинг достижения национальных целей [Электронный ресурс]: [офиц. сайт Счетной палаты РФ]. – Режим доступа: https://ng.ach.gov.ru/?lang=ru

 

Fig. 1. Information card for monitoring the achievement of certain national goals of the Russian Federation, presented on the official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation, as of 10.22.2019. Source: Monitoring the achievement of national goals [Electronic resource]: [official. website of the Accounts Chamber of the Russian Federation]. – Access mode: https://ng.ach.gov.ru/?lang=en

 

В годовом отчете Счетной палаты за 2018 год [Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации, 2018] особое внимание уделено «контролю за реализацией указов Президента Российской Федерации от 7мая 2012 года».

По итогам 2018 года не достигнут ряд ключевых показателей:

- «увеличение объема инвестиций планировалось не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% – к 2018 году. В соответствии с данными Росстата значение показателя в 2018 году составило 20,6% ВВП. Максимальное значение было достигнуто в 2017 году и составило 21,4% ВВП;

- увеличение производительности труда к 2018 году планировалось в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Росстат отмечает с 2014 по 2017 год отсутствие устойчивого роста производительности труда. Хотя данных Росстата за 2018 год еще нет, можно утверждать, что целевое значение достигнуто не будет;

- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году планировалось в 1,3 раза относительно уровня 2011 года. В 2018 году, таким образом, этот показатель должен был составить 25,61%, но в соответствии с данными Росстата показатель за 2017 год составил 21,6%, а за 2018 год –21,3%;

- превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен планировалось довести до уровня не более 2,2 процентного пункта. Наконец 2018 года значение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту в рублях (9,56% – Банк России) по отношению к индексу потребительских цен (104, 26 – Росстат) составило 5,3 процентного пункта»[1].

Задачи по реализации нацпроектов определены как для федеральных органов, так для регионов, и сейчас важно правильно сконцентрировать ресурсы, рассказал первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на Российском инвестиционном форуме[2].

При этом с учетом степени эффективности реализации государственных программ РФ в 2015 – 2017 гг., динамики расходов и показателей госпрограмм в 2018 - 2021гг., по оценке Счетной палаты, в 2019 г. существуют риски недостижения значений свыше 230 показателей, то есть более 15%[3].

Анализ национальных проектов позволяет уже на предварительной стадии выявить риски недостижения стратегических целей РФ.

Серьезным недостатком системы показателей национальных проектов является отсутствие организованного статистического наблюдения по ним. В результате к моменту утверждения паспортов национальных проектов более 75% показателей не имели утвержденных методик расчета и не были включены в федеральный план статистических работ[4].

Что качается ключевых проблем для регионов по реализации национальных проектов, то к наиболее обсуждаемым из них относят: жесткие сроки реализации нацпроектов; отсутствие у регионов равных условий для реализации нацпроектов; непроработанность механизмов реализации нацпроектов; необходимость привлечения частных инвестиций в нацпроекты; избыточное регулирование «сверху»[5].

Далее проведем сравнительное составление достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г., среди субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона (Белгородская область; Воронежская область; Курская область; Липецкая область; Тамбовская область).

Анализ данных будем проводить по направлениям:

-результативность долгосрочной государственной экономической политики;

- промежуточные итоги реализации государственной социальной политики;

- результаты реализации государственной политики в области образования и науки;

- обеспечение граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.

По указанным направлениям со стороны правительства проводится мониторинг в результате, которого по состоянию на 28.10.2019 г. сформирована «Справка о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г.».

В данном документе используется цветовая кодировка показателей и субъектов:

1. Цветовая кодировка показателей:

- показатель достигнут – зеленый цвет;

- показатель не достигнут, данные не предоставлены – красный цвет.

2. Цветовая кодировка субъектов:

- Субъекты, достигнувшие всех показателей – зеленый цвет;

- Субъекты, достигнувшие часть показателей – нейтральный цвет;

- Субъекты, не достигнувшие ни одного показателя – красный цвет.

При оценке результативности предпринимаемых мер местными органами управления воспользуемся данными, представленными в вышеуказанном документе.

К показателям, содержащимся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606, по долгосрочной государственной экономической политике относятся:

X1 – Прирост высокопроизводительных рабочих мест;

X2 – Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту;

X3 – Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте относительно уровня 2011 года;

X4 – Индекс производительности труда относительно уровня 2011 года;

X5 – Число высокопроизводительных рабочих мест;

X6 – Объем финансирования мероприятий в субъекте на душу населения, тыс. руб.

Выборка субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона по результатам долгосрочной государственной экономической политики представлена в таблице 1.

Таблица 1

Результативность показателей долгосрочной государственной экономической политики

Table 1

Performance indicators of long-term state economic policy

Субъект РФ

X1

X2

X3

X4

X5

X6

Белгородская область

33 720,0

0,0

0,0

0,0

235 599,0

0,0

Воронежская область

19,9

0,0

0,0

0,0

293,5

0,0

Курская область

16 600,0

0,0

0,0

0,0

135 600,0

3,9

Липецкая область

20 000,0

0,0

0,0

0,0

156 800,0

0,5

Тамбовская область

18 800,0

0,0

0,0

0,0

122 643,0

0,0

Составлено по материалам: Справка о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г. по состоянию на 28.10.2019 г.

 

Как показывают данные таблицы 1, Воронежская область относится к Субъектам, не достигнувшим ни одного показателя. Прирост высокопроизводительных рабочих мест по остальным субъектам по планируемым значениям был достигнут, а число высокопроизводительных рабочих мест кроме Воронежской области не достигнуто еще и в Липецкой области.

К показателям реализации государственной социальной политики относятся:

У1 – Рост реальной заработной платы относительно уровня 2011года;

У2 – Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников;

У3 – Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей;

У4 – Прирост количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации (по отношению к 2012 году);

У5 – Отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

У6 – Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

У7 – Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

У8 – Отношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

У9 – Отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

У10 – Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

У11 – Отношение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего образования к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

У12 – Отношение средней заработной платы научных сотрудников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации;

У13 – Объем финансирования мероприятий в субъекте на душу населения.

Выборка субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона по промежуточным итогам реализации государственной социальной политики в таблице 2.

Таблица 2

Результативность показателей реализации государственной социальной политики

Table 2

The effectiveness of indicators of the implementation of state social policy

 

Субъект РФ

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

У9

У10

У11

У12

У13

Белгородская область

118,6

28,6

8,0

127,1

107,3

99,5

200,0

100,6

100,2

104,7

209,8

0,0

2,2

Воронежская область

121,7

30,8

9,0

34,9

102,5

103,6

200,8

102,2

101,8

100,3

202,4

200,0

8,1

Курская область

114,3

30,5

10,9

29,9

102,8

99,8

200,0

99,1

99,7

100,6

220,0

220,0

29,5

Липецкая область

117,0

28,4

8,0

550,0

104,3

101,1

197,7

99,0

98,9

99,4

0,0

0,0

10,9

Тамбовская область

115,3

30,6

8,5

100,0

103,2

102,1

207,2

100,9

103,1

103,5

208,7

219,0

15,6

Составлено по материалам: Справка о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г. по состоянию на 28.10.2019 г.

 

Из таблицы 2 видно, что по данному направлению Тамбовская область является явным лидером, поскольку относится к субъектам, достигнувшим всех показателей. Между тем, в рассматриваемых субъектах по многим позициям показатели не были достигнуты:

– в Воронежской и Курской областях не достигнут показатель роста заработной платы относительно уровня 2011года.

– Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников был достигнут лишь в Тамбовской области.

– Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации не было достигнуто в Белгородской и Курской областях.

– Отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации не достигнуто в Липецкой области.

– Отношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации не достигнуто в Курской и Липецкой областях.

– Отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации не достигнуто также в Курской и Липецкой областях.

– Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации не достигнуто в Липецкой области.

– Отношение средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего образования к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации не достигнуто в Курской и Липецкой областях.

– Отношение средней заработной платы научных сотрудников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации не достигнуто в Курской и Липецкой областях.

Таким образом, к субъектам – аутсайдерам Центрально-Черноземного макрорегиона по данному направлению можно отнести Курскую и Липецкую области.

К показателям реализации государственной политики в области образования и науки относят:

Z1 – Доступность дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет;

Z2 – Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет);

Z3 – Удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Z4 – Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте;

Z5 – Объем финансирования мероприятий в субъекте на душу населения, тыс. руб.

Выборка субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона, характеризующая предварительные итоги реализации государственной политики в области образования и науки представлена в таблице 3.

Таблица 3

Результативность реализации государственной политики в области образования и науки

Table 3

The effectiveness of the implementation of state policy in the field of education and science

Субъект РФ

Z1

Z2

Z3

Z4

Z5

Белгородская область

100,0

92,8

10,7

0,0

0,0

Воронежская область

100,0

71,0

22,8

0,0

0,0

Курская область

100,0

94,8

27,0

0,0

0,1

Липецкая область

100,0

90,0

25,0

0,0

1,0

Тамбовская область

100,0

78,2

50,0

0,0

0,2

 

Составлено по материалам: Справка о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г. по состоянию на 28.10.2019 г.

 

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что показатели данного направления в рассматриваемых регионах относятся к достигнутым, кроме показателя «Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте», который ни в одном из регионов не имеет положительного результата. Так же показатель «Объем финансирования мероприятий в субъекте на душу населения» в Белгородской и Воронежской областях имеет нулевое значение. Явных лидеров и аутсайдеров по данной позиции в макрорегионе выделить нельзя.

К показателям обеспечения граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг относят:

K1 – Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

K2 – Превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) над индексом потребительских цен;

K3 – Количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов;

K4 – Индекс цен на первичном рынке жилья;

K5 – Удельный вес числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, в числе семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

K6 – Объем финансирования мероприятий в субъекте на душу населения, тыс. руб.

Выборка субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг представлена в таблице 4.

Таблица 4

Результативность обеспечение граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг

Table 4

Results of providing citizens of the Russian Federation with affordable and comfortable housing and improving the quality of housing and communal services

Субъект РФ

K1

K2

K3

K4

K5

K6

Белгородская область

0,3

0,1

11 940,0

102,0

4,2

0,0

Воронежская область

38,0

5,0

22 921,0

103,2

2,1

0,0

Курская область

0,4

6,7

10 405,0

100,6

3,9

0,0

Липецкая область

28,0

4,2

9 908,0

108,4

3,5

0,0

Тамбовская область

30,0

6,5

8 605,0

104,5

3,7

0,0

 

Составлено по материалам: Справка о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г. по состоянию на 28.10.2019 г.

 

Как показывают данные таблицы 4, по направлению обеспечения граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг, лишь только показатель «Количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов» относится к достигнутым по всем субъектам Центрально-Черноземного макрорегиона. Все остальные в полном объеме по субъектам макрорегиона нельзя отнести к достигнутым, так:

– доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не достигнута намеченного уровня в Белгородской и Липецкой областях;

– превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) над индексом потребительских цен имеют положительную оценку и признаны достигнутыми только в Белгородской и Липецкой областях;

– индекс цен на первичном рынке жилья также достигнут только в Белгородской и Липецкой областях;

– удельный вес числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, в числе семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Воронежской и Тамбовской областях оценивается как достигнутый;

– объем финансирования мероприятий в субъекте на душу населения по всем регионам имеет нулевое значение, но только уровни, достигнутые в Курской и Тамбовской областях, оцениваются с нейтральной позиции.

Для наглядной визуализации итогов составим матрицу достижимости показателей по субъектам Центрально-Черноземного макрорегиона, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г. по состоянию на 28.10.2019 г. (табл. 5). При этом цветовую кодировку, используемую в мониторинге переведем в символьную:

«-» показатель не достигнут;

«+» – показатель достигнут.

«~» – показатель имеющий нейтральную позицию.

 

Таблица 5

Матрица комплексной оценки достижимости ключевых целей «майских указов» субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона по состоянию на 28.10.2019 г.

Table 5

The matrix of a comprehensive assessment of the attainability of the key goals of the “May Decrees” of the subjects of the Central Black Earth Macroregion as of October 28, 2019

Направления мониторинга

Показатель

Белгородская область

Воронежская область

Курская область

Липецкая область

Тамбовская область

Государственная экономическая политика

X1

+

-

+

+

+

X2

-

-

-

-

-

X3

-

-

-

-

-

X4

-

-

-

-

-

X5

+

-

+

-

+

X6

-

-

~

~

~

Государственная социальная политика

У1

+

-

-

+

+

У2

-

-

-

-

+

У3

+

+

+

+

+

У4

+

+

+

+

+

У5

+

+

+

+

+

У6

-

+

-

+

+

У7

+

+

+

-

+

У8

+

+

-

-

+

У9

+

+

-

-

+

У10

+

+

+

-

+

У11

+

+

-

-

+

У12

+

+

-

-

+

У13

~

~

~

~

~

Государственная политика в области образования и науки

Z1

+

+

+

+

+

Z2

+

+

+

+

+

Z3

+

+

+

+

+

Z4

-

-

-

-

-

Z5

-

-

~

~

~

Обеспечение граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг

K1

-

+

+

-

+

K2

+

-

-

+

-

K3

+

+

+

+

+

K4

+

-

+

-

-

K5

-

+

-

-

+

K6

-

-

~

-

~

 

Резюмируя комплексную оценку социально-экономических позиций субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона в мониторинге реализации майских указов, составим рейтинг регионов достижимости ключевых целей «майских указов». Первую строчку в данном рейтинге займет Тамбовская области, имеющая 20 из 30 достигнутых показателей, далее следует Белгородская область с 18 из 30 достигнутых показателей. Третью позицию занимает Воронежская область (16 из 30 достигнутых показателей), четвертую Курская (13 из 30 достигнутых показателей). И замыкает рейтинг Липецкая область с 11 из 30 достигнутых показателей.

Заключение

 

На базе выборочного обследования субъектов Центрально-Черноземного макрорегиона, а также проведенного анализа результатов мониторинга достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г. по состоянию на 28.10.2019 г., можно отметить, что в каждом регионе Центрально-Черноземного макрорегиона есть определенные барьеры в области достижения ключевых целей «майских указов», содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г.

Процедура рейтингования позволяет визуализировать промежуточные итоги достижения ключевых целей «майских указов» и своевременно разрабатывать комплекс рекомендательных мер улучшения региональных позиций.

 

[1]Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/annual-report-2018.pdf

[2]Конкретные результаты, а не «тысячи отчетов». В Сочи обсудили нацпроекты  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6118826

[3]Счетная палата заявила о невыполнении майских указов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/118248

[4]Там же

[5]Национальные проекты и регионы: главные вопросы в начале пути [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roscongress.org/news/natsionalnye-proekty-i-regiony-glavnye-voprosy-v-nachale-puti/

Список литературы

  1. Колосов М., 2019. Майские указы: как они изменили нашу жизнь [Электронный ресурс] // М. Колосов. – Режим доступа: https://www.belpressa.ru/20573.html
  2. Конкретные результаты, а не «тысячи отчетов». В Сочи обсудили нацпроекты, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6118826
  3. Национальные проекты и регионы: главные вопросы в начале пути, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roscongress.org/news/natsionalnye-proekty-i-regiony-glavnye-voprosy-v-nachale-puti/
  4. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/activities/annual_report/annual-report-2018.pdf
  5. Справка о ходе достижения показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 за 2018 г. по состоянию на 28.10.2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://Ukazy_Майские указы.pdf
  6. Счетная палата заявила о невыполнении майских указов, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/118248
  7. Улумбекова Г.Э.. 2019. Предложения по программно-целевому управлению для достижения в РФ ожидаемой продолжительности жизни 78 лет к 2024г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/predlozheniya-po-programmno-tselevomu-upravleniyu-dlya-dostizheniya-v-rf-ozhidaemoy-prodolzhitelnost/