16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-3-0-2

Зеленая экономика –базовая платформа для долгосрочного устойчивого развития Кыргызской республики

Aннотация

В статье говорится о необходимости создания безопасной жизнедеятельности общества и переориентации всех направлений производственных сил, снижающих экологические риски. А также рассматривается проблемы окру-жающей среды Кыргызстана представляющая угрозу для будущего устойчиво-го развития страны. Поэтому для Кыргызстана "зелёное" развитие экономики представляется более чем перспективным вектором для устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Внедрение новых идей, инновации и IT техноло-гии, способствуют повышению энерго-и ресурсоэффективности, открывают возможности для роста новых направлений, компенсируя потери рабочих мест в «коричневой»экономике


 

Введение

Необходимо признать, что сегодня старая экономическая модель развития государств, основанная на хищнической эксплуатации природных ресурсов планеты и сверх потребительском стимулировании спроса населения, работает неэффективно. В прошлом экономическое развитие могло привести к быстрому накоплению физического и человеческого капитала, но все это достигалось за счет чрезмерного истощения и деградации природного капитала. Невозможно бесконечно расширять сферу человеческого влияния в ограниченном земном пространстве, требовать удовлетворения постоянно растущих потребностей людей в условиях ограниченности земных ресурсов. Должно быть понимание, что все на Земле является взаимосвязанным между собой  [Юрьев В.М., Бабаян В.Г., 2011].

 Глобальная инициатива, объединяющая 193 государства – члена ООН и ориентированная на достижение Целей устойчивого развития до 2030 года, по праву занимает сейчас ключевую позицию в повестке Организации Объединенных Наций  [Зеленый экономический форум].

Очевидно, что страна может остаться в русле мирового развития, только меняясь сама, пересматривая при этом старые подходы в решении экономических, политических, социальных и экологических проблем, формируя современную модель устойчивого развития страны.

Поэтому в последние годы Кыргызстан занял активную позицию по поддержке и продвижению международных инициатив, направленных на устойчивое развитие, включая подписание Парижского соглашения по климату и присоединение к инициативе ООН "Партнерство за действия по зеленой экономике" (PAGE)  [Зеленый экономический форум].

Кыргызская Республика, являясь частью глобального сообщества, также ощущает на себе негативное воздействие деятельности человека. Природа Кыргызстана испытывает влияние глобального потепления - ледники, которые занимают около 4 процентов территории, за последние два десятилетия сократились на 30 процентов.

 

 

Основная часть

За годы после обретения независимости из-за остановки крупных промышленных предприятий, горно-обогатительных комбинатов и прочих источников вредных загрязнений и выбросов экологическая обстановка в республике несколько улучшилась. Несмотря на это, в результате появления в стране новых источников эмиссий вредных веществ в окружающую среду, вновь усугубились проблемы влияния загрязнения воздуха, ухудшения состояния водных ресурсов и ненадлежащего управления отходами на здоровье людей и общую экологическую обстановку наших городов, в которых проживает более 60 процентов населения страны. Вредные выбросы от тепловых станций и котельных в последние годы имеют тенденцию к возрастанию. Это подтверждается статистикой. Так, выбросы вредных веществ от стационарных источников за период 2012-2017 годы увеличились почти на 50 процентов, с 42,5 тыс. тонн в 2012 году до 61,0 тыс. тонн в 2017 году-0 [Концепция зеленой экономики в Кыргызской Республике].

Высокий уровень автомобилизации, по большей части устаревший парк автомобилей в республике (возрастом свыше 10-15 лет) и использование некачественных нефтепродуктов обеспечивают поступление в атмосферу свыше 80 процентов загрязняющих веществ - частиц тяжелых металлов, оксидов углерода и азота, углеводородов, являющихся продуктами сгорания бензина и дизельного топлива. Выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников в 2017 году составили 400,3 тыс. тонн, что в 1,6 раза больше, чем в 2012 году. Наибольшее количество выбросов в 2017 году приходилось на оксиды углерода и азота, а также углеводороды от потребления бензина автотранспортом. Использование бензина в целом по республике составило в 2017 году 729,2 тыс. тонн, что в 1,5 раза больше, чем в 2012 году (494,4 тыс. тонн). Основное потребление в республике бензина (94%) и дизельного топлива (89%) приходилось на город Бишкек (2017 год). В гг. Бишкек и Ош отмечается наиболее высокий уровень загрязнения воздуха передвижными источниками и тепловыми станциями. [Концепция зеленой экономики в Кыргызской Республике]

Большая часть земель сельскохозяйственного назначения и пастбища в республике подвергаются деградации и антропогенной эрозии из-за интенсивного и неправильного их использования, а также чрезмерного применения химических и минеральных удобрений. В сельском хозяйстве Кыргызстана резко увеличилось использование пестицидов, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека и загрязняющих окружающую среду. В частности, за период 2012-2017 годы применение гербицидов выросло на 85, фунгицидов - на 13, инсектицидов - на 63 процента.

Значительная площадь пастбищ в Кыргызстане (1/4 от всей площади) средне и сильно деградирована из-за сверхнормативной нагрузки на них вследствие увеличения поголовья скота (по данным "Кыргызгипрозем"). По данным отечественных исследовательских институтов, урожайность летних и зимних пастбищ за последние 50 лет сократилась в 3 раза. Неоправданно интенсивная эксплуатация пастбищ стала причиной снижения их продуктивности. Так, по оценкам экспертов, в результате этого ежегодно теряется свыше 11 млн. тонн естественных кормов. Несмотря на увеличение в Кыргызстане, по данным статистики, площади, покрытой лесом, общая площадь государственного лесного фонда сократилась на 20 процентов - с 3279,3 тыс. гектаров в 2003 году до 2619,7 тыс. гектаров в 2016 году.

Вследствие применения в сельском хозяйстве неэкономичных поверхностных методов полива крайне неэффективно используется поливная вода для орошения. По некоторым предварительным оценкам, Кыргызстан имеет самую низкую в мире продуктивность использования поверхностных вод в сельском хозяйстве - примерно, 0,15 долл. США с 1 м3. При этом в 2016 году на сельскохозяйственный полив из всего объема потребляемой воды использовалось 98 процентов, или около 4,4 миллиона квадратных метров воды. По причине плохого состояния ирригационных систем теряется 25 процентов воды при ее транспортировке от источников забора. Несмотря на большой водный потенциал в республике ситуация с доступом к питьевой воде оценивается как неблагоприятная, так как без доступа к чистой питьевой воде остаются около 1 миллиона кыргызстанцев. В Кыргызстане в настоящее время 1125 сел не имеют доступа к центральной водопроводной системе - жители вынуждены брать воду из открытых источников.

За счет возобновляемых гидроресурсов крупными ГЭС в Кыргызстане вырабатывается свыше 90 процентов электрической энергии, но в то же время почти не используется потенциал микро и малых ГЭС, которые практически не вредят окружающей среде в отличие от негативного воздействия на локальную экосистему при строительстве крупных ГЭС. Развитие малой гидроэнергетики также способствует укреплению энергетической безопасности страны, в частности в маловодные климатические циклы, для отдаленных регионов и снижения зависимости от Токтогульской ГЭС - единственного крупного источника генерации электроэнергии.

В последние годы (2012-2017 гг.) отмечается увеличение на 21 процент количества токсичных отходов промышленного производства и потребления горнорудного сектора промышленности. В населенных пунктах республики растет количество стихийных свалок и полигонов для бытовых и промышленных мусорных отходов. Сбор бытового мусора практически повсеместно производится без применения сортировочных мероприятий, что не дает возможности его повторного использования. При этом, практически не учитывается тот факт, что отходы производства и потребления при надлежащей переработке могут являться источником сырья для производств по вторичной переработке отходов.

В настоящее время также остро стоят вопросы "экологизации" разработки, добычи и переработки природных ресурсов и ископаемых, снижения воздействия на окружающую среду старых горно-обогатительных комбинатов, вопросы справедливого налогообложения, учитывающего проблемы охраны природы и перераспределения национального богатства при экспорте руд и концентратов, рекультивации горной добычи, в том числе старых и вновь образуемых хвостохранилищ.

Крайне неблагоприятная экологическая ситуация с бытовыми отходами и канализационными стоками сложилась на территории Иссык-Кульской области, являющейся туристической рекреационной зоной. Фиксируются многочисленные факты загрязнения акватории озера Иссык-Куль бытовыми отходами и стоками, отсутствия очистных сооружений на рекреационных объектах (пансионатах, домах отдыха, частного сектора). Существует острая необходимость в разработке мер по устойчивому развитию уникальных природных комплексов республики, так как есть риски, в частности, нерационального использования и даже вероятность потери уникальных ореховых лесов заповедника Арсланбоб.

По данным исследований некоторых наших экологов, всего 25 лет назад в Кыргызстане было более 120 естественных экосистем. В настоящее время их количество сократилось - осталось меньше половины и только пять-семь из них являются полноценными и нетронутыми. Экологи отмечают, что оставшиеся экосистемы уже не могут полноценно формировать климат и поэтому погода меняется хаотично. По словам экологов, раньше деятельность человека разрушала только предгорные экосистемы, а теперь уже идет активное разрушение среднегорных и высокогорных систем - альпийских лугов, или джайлоо.

Все это негативное воздействие последствий экономической деятельности не прошло даром для здоровья населения, являющегося признанным индикатором ухудшения состояния окружающей среды в стране [Кожевникова Т.М., Тер-Акопов С.Г., 2013].

За 2012-2017 годы в Кыргызстане на 31 процент увеличилось число вновь зарегистрированных больных с онкологическими новообразованиями, а общее количество таких больных выросло на 23 процента. При этом до 12 процентов выросла доля смертности кыргызстанцев от злокачественных новообразований в общем количестве всех причин смерти в республике. В результате ухудшения состояния воздуха и в целом окружающей среды каждый 10 гражданин Кыргызстана подвержен заболеваниям органов дыхания.

Более того, от негативного воздействия загрязнения окружающей среды страдают дети - будущее Кыргызстана. В 2012-2017 годы на 64 процента увеличилось количество врожденных аномалий у новорожденных, а младенческая смертность от врожденных аномалий выросла на 20 процентов. Отмечается рост в 2 раза регистрации новых больных детей до 14 лет со злокачественными новообразованиями, а всего детей больных раком увеличилось на 20 процентов.

Ухудшение экологического состояния в республике негативно влияет и на женщин, у которых за 2012-2017 годы на 14 процентов увеличилось количество случаев бесплодия и на 18 процентов выросла регистрация новых случаев злокачественных новообразований у женщин [Бокарев А.А., Яковлев И.А., Кабир Л.С., 2017.]

Все эти статистические факты являются наиболее точными индикаторами, характеризующими значительное ухудшение экологического состояния в Кыргызстане.

Проблемы окружающей среды Кыргызстана представляют угрозу для будущего устойчивого развития страны, главными из которых являются: исчерпание природных ресурсов без создания эффективных альтернатив, потеря основных естественных экосистем и стагнация человеческого капитала. Нельзя допустить, чтобы сбылось мрачное пророчество великого датского физика Нильса Бора: "Человечество не погибнет в атомном кошмаре, а задохнется в собственных отходах" [Лазарян С.С., Черногалова М.А., 2017.]

Несмотря на все эти негативные экологические проявления у Кыргызстана по сравнению с соседними странами вполне неплохие стартовые возможности для развития зеленой экономики. В Кыргызстане нет крупных химических, нефтехимических и металлургических производств, которые в значительной степени вредят окружающей среде. Положительным фактором также является то, что в республике основные генерирующие электроэнергию мощности базируются на гидроэнергетических ресурсах, а использование электрогенерации на основе вредных углеводородов ограничено одной ТЭЦ. В Кыргызстане отсутствуют производства минеральных и химических удобрений, вследствие этого сельское хозяйство не применяет их в большом количестве. В целом, по данным Всемирного банка, экологическая ситуация в республике более благоприятная по сравнению с другими странами Центральной Азии. Это позволяет надеяться на успешное внедрение принципов зеленой экономики в стране и создание странового бренда "Кыргызстан - страна зеленой экономики".

Для увеличения и совершенствования природного капитала, такого как леса, водные ресурсы, почва и рыбные запасы, особенно важного для бедного сельского населения, необходимо перераспределение государственных и частных инвестиций, которого можно добиться соответствующими политическими реформами и созданием соответствующих благоприятных условий. Эти «зеленые» инвестиции также обеспечат развитие новых секторов и технологий, которые станут в будущем основными источниками экономического развития и роста. К их числу относятся технологии производства энергии из возобновляемых источников, ресурсо и энерго экономичные здания и оборудование, системы общественного транспорта с низким уровнем выбросов углерода, инфраструктура для автомобилей с низким потреблением топлива и автомобилей на «чистой» энергии, мощности по утилизации и переработке отходов. Необходимы также сопутствующие инвестиции в человеческий капитал, включая такие, которые позволят населению приобрести знания, управленческие навыки и технические умения, необходимые для «зеленой» экономики, чтобы обеспечить плавный переход на более устойчивый путь развития.

"Зелёная" экономика не заменяет модель устойчивого развития. Зеленая экономика – это базовая платформа для долгосрочного устойчивого развития

 Кыргызстан в глобальном мире не является исключением. Более того, в условиях крайней ограниченности ресурсов и потребности в их рациональном использовании вопросы будущего устойчивого развития страны сегодня как никогда актуальны и выходят на первый план.

Поэтому для Кыргызстана "зелёное" развитие экономики представляется более чем перспективным вектором для устойчивого развития Кыргызской Республики в долгосрочной перспективе.

 Подводя итоги, можно сказать, что «зеленая» экономика ценит природный капитал и инвестирует в него. Лучшее сохранение эко системных услуг повышает социальную защищенность и увеличивает доходы домохозяйств в бедных сельских общинах. Экологически чистые методы ведения сельского хозяйства существенно повышают урожайность в нетоварных фермерских хозяйствах. Наконец, улучшение доступности пресной воды и санитарных услуг и инновации в области децентрализованного энергоснабжения (солнечная энергия, плиты на биомассе и т. п.) также помогают побороть бедность в рамках стратегии «зеленой» экономики.

 

Заключение

«Зеленая» экономика заменяет ископаемое топливо «чистой» энергией и технологиями с низким уровнем выбросов углерода, уменьшая воздействие на климат и одновременно создавая достойные рабочие места и снижая зависимость от импорта. Новые технологии, способствующие повышению энерго- и ресурсоэффективности, открывают возможности для роста в новых направлениях, компенсируя потерю рабочих мест в «коричневой» экономике. Повышение ресурсоэффективности - эффективности использования как электроэнергии, так и сырья - проявляется повсеместно, и в том числе в совершенствовании системы утилизации отходов, усилении роли общественного транспорта, «зеленом» строительстве и сокращении количества пищевых отходов по всей цепочке производства и потребления продуктов питания.

Нормативы, стандарты и цели очень важны для задания направления развития. Но не менее важно дать развивающимся странам возможность продвигаться своими темпами с учетом своих собственных целей развития, обстоятельств и ограничений. Развитые страны должны сыграть ведущую роль в выработке навыков и повышении компетентности в развивающихся странах, а также в формировании международного рынка и законодательной основы для «зеленой» экономики.

Для успешного перехода к «зеленой» экономике необходимо создать способствующие этому условия и обеспечить адекватное финансирование, но обе эти цели вполне достижимы. Экологически и социально вредные субсидии являются препятствием и должны быть отменены. Однако в некоторых ситуациях и в определенные ограниченные периоды времени рациональное применение субсидий может облегчить переход к «зеленой» экономике. Для стимулирования необходимых инвестиций и инноваций в целях финансирования перехода можно использовать налоги и другие рыночные инструменты. При этом, хотя переход к «зеленой» экономике и потребует масштабных инвестиций, эти инвестиции можно мобилизовать за счет разумной государственной политики и инновационных механизмов финансирования.

«Зеленая» экономика может обеспечить такой же рост и уровень занятости, как и «коричневая», и превосходит ее в средне- и долгосрочной перспективе, предоставляя при этом больше экологических и социальных преимуществ. Разумеется, на этом пути неизбежен риск и возникновение проблем. Переход к «зеленой» экономике потребует согласованных усилий мировых лидеров, гражданского общества и ведущих компаний. От политиков и их избирателей потребуются постоянные усилия по переосмыслению и пересмотру традиционных показателей богатства, процветания и благосостояния.

Сегодня Кыргызстан остро нуждается в политической воле власти, которая должна приоритизировать политику в сфере управления природоохранными и экологоразвивающими процессами, без чего развитие зеленой экономики останется проблематичным, а страна постепенно будет терять ту природную уникальность, которая пока еще существует на ее территории.

Список литературы

1.Бокарев А.А., Яковлев И.А., Кабир Л.С., 2017. «Зеленные» инвестиции в России: поиск приоритетных направлений // Финансо-вый журнал, No6, 2017:40-47.

2.Зеленый экономический форум КР Мин эконом КР19.10.2018.

3.Кожевникова Т.М., Тер-Акопов С.Г., 2013. «Зеленая экономика» как одно из направлений устойчивого развития // Социаль-но-экономические явления и процессы.-Там-бовский государственный университет имени Г.Р.Державина.-Тамбов, No3(49).-2013:78-92.

4.Концепция зеленой экономики в Кыргызской Республике «Кыргызстан –страна зеленой экономики» (Утверждена постановле-нием Жогорку Кенеша Кыргызской Республике от 28 июня 2018 года No2532-VI режим доступа:http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/83126?cl=ru-ru(Датаобращения9August 2020).

5.Лазарян С.С., Черногалова М.А., 2017. Глобальная угроза роста неравенства// Научно-исследовательский финансовый инсти-тут. Финансовый журнал, 2017.-No3:34-46.

6.ФедорцовА.А., 2010. СценарийBlue Map МЭА// Energy Technology Perspectives 2010: Scenarios & Strategies to2050.

7.Юрьев В.М., Бабаян В.Г., 2011. Массо-вое сознание и устойчивость развития // Социально-экономические явления и процессы. Там-бов, 2011. –No1-2.

8.Barbier E. Green Stimulus, Green Recov-ery and Global Imbalances // World Economics. 2010:149-175.