16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2021-7-4-0-9

Перспективная модель организации государственного финансового контроля в цифровой среде: векторы воздействия
на ресурсы

Aннотация

В работе формализована модель системы организации государственного финансового контроля в цифровой среде на основе синергетико-комплементарного подхода. Детализированы векторы воздействия на ресурсы при формировании системы организации государственного финансового контроля в цифровой среде: структурирование элементов системы государственного финансового контроля, формирование целевых и ценностных установок, разработка и внедрение регламентного обеспечения, разработка и внедрение автоматизированных информационных систем, детализация технологии контрольного процесса, организация коммуникативных связей, организация и управление контрольной средой. Выделены особенности перспективной модели организации государственного финансового контроля в цифровой среде в отличие от традиционного подхода. Важным является не только организация функционирования элементов системы в их взаимосвязи и взаимодействии, но и оценка ее результативности как достижения непосредственного, промежуточного и общественно значимого результатов.


Введение

Современные реалии обоснованно рассматривают цифровизацию института государственного финансового контроля как одно из условий сохранения конкурентоспособности государства, повышения качества управления, общественной эффективности и результативности системы финансового контроля, обеспечения прозрачности и доступности информации об использовании бюджетных средств, снижения ресурсоемкости контрольных процедур. В ответ на вызовы современности для успешности и результативности перехода от традиционной к перспективной модели контроля в цифровой среде перед правительством стоит задача трансформации организации системы государственного финансового контроля.

Целью данного исследования является определение векторов воздействия на ресурсы при переходе от традиционной к перспективной модели организации государственного финансового контроля в цифровой среде.

Представленные в исследовании результаты основываются на системном подходе с использованием методов: диалектического абстрактного мышления, систематизации и обобщения, а также общенаучных методах.

Организационные аспекты создания и функционирования системы государственного финансового контроля рассматриваются З.А. Альбековым, В.В. Бурцевым, Е.М. Гутцайт, О.Б. Ивановым,
О.И. Карепиной, И.В. Сименко, Н.С. Столяровым, Л.А. Сухаревой, Е.А. Кочериным, Т.В. Переверзевой, Т.В. Федченко и другими.

Установлено, что особенности организации государственного финансового контроля в цифровой среде существенно разнятся в зависимости от достигнутого уровня цифровизации общества в целом и контрольного органа в частности, специфики работы контрольно-надзорных органов, вектора государственной политики и множества других факторов. Высоко оценивания научные труды в рамках изучаемой проблематики, отметим, что требуют дальнейшего углубленного исследования векторы воздействия на ресурсы при при переходе от традиционной к перспективной модели организации государственного финансового контроля в цифровой среде.

Основная часть

В самом общем понимании термин «организация» (от ново-латинского «organum») означает устройство чего-либо, соединение в стройное целое
[Чудинов А.Н., 1894]. И.В. Сименко и
Т.В. Переверзева в качестве доминантных выделяют такие подходы к современному толкованию термина: 1) объединение людей в ходе совместной деятельности, способствующее достижению общей цели;
2) внутренняя сбалансированность, согласованность, взаимное воздействие элементов целого, непосредственно связанных с его построением; 3) комплекс целенаправленных процессов, приводящих к формированию обязательных связей; объединение структурных элементов в целое; поддержание жизнеспособности системы;
4) строение, устройство, взаимосвязь структурных элементов [Сименко И.В., Переверзева Т.В., 2019]. Считаем, что термин объединяет в себе статические (субъект, объект, ресурсы) и динамические (процесс контроля (детализация и создание условий для реализации), коммуникационные связи (внешнее и внутреннее взаимодействие и координация)) характеристики, оптимальное использование которых должно подчиняться принципу целеполагания.

Основываясь на ключевых концептах государственного финансового контроля в цифровой среде, под организацией государственного финансового контроля в цифровой среде предлагаем понимать создание условий (предпосылок) для оптимальной реализации контрольных функций за эффективным взаимодействием участников бюджетных правоотношений в цифровой среде на всех этапах организации и осуществления бюджетного процесса [Vaganova O., Zakharov V., Solovjeva N., Sidibe M., 2020].

Модель системы организации государственного финансового контроля в цифровой среде на основе синергетико-комплементарного подхода предполагает преобразование ресурсов на четырех стадиях: отбора, самоорганизации, трансформации, формирования и оценки результата. Триада «вход–состояние–выход», а по отношению к организации государственного финансового контроля – «стадия отбора – стадии самоорганизации, трансформации – стадия формирования и оценки результата», позволяет говорить о системе.

На первой стадии организации системы государственного финансового контроля подлежат отбору ресурсы (информационные, финансовые, трудовые, методические, материально-технические).

Материальные ресурсы выступают базисом для формирования организационных, под которыми понимают нематериальные по своей природе ресурсы, которые создала или приобрела на законных основаниях организация. Считаем в целом обоснованным подход Е.П. Третьяковой, которая в качестве организационных ресурсов выделяет: интеллектуальную собственность, структурно-процессные ресурсы, организационную культуру, информационные технологии, внешние связи [Третьякова Е.П., 2020]. Уточнения требует такой компонент как «внешние связи», который, на наш взгляд, правильнее заменить на «коммуникационные связи», под которыми будем понимать связи между двумя и более коммуникатами внутри организации и/ или за ее пределами. При этом обязательно наличие: не менее двух коммуникатов – отправителя и получателя, проблемной ситуации, самого сообщения, средств передачи сообщения/ распространения информации, обратной связи, ответной реакции [Сафина А.А., 2015;
В.Ф. Максимова, 2005].

В дальнейшем на стадии самоорганизации происходит целенаправленное, рациональное и планомерное организационное влияние на ресурсы через ряд действий (табл. 1).

Таким образом, под воздействием целенаправленных, рациональных и планомерных действий ресурсы организации трансформируются в совокупный потенциал организации и достигается синергетический и комплементарный эффекты.

Таблица 1

Детализация векторов воздействия на ресурсы при формировании системы организации государственного финансового контроля в цифровой среде (стадия самоорганизации)

Table 1

 Detailing the vectors of impact on resources in the formation of a system  for organizing state financial control in the digital environment  (stage of self-organization)

Вектор воздействия

Характеристика

структурирование элементов системы государственного финансового контроля

Структурирование элементов системы государственного финансового контроля зависит от специфики контрольного органа, его функций, государственной политики и объема финансирования, степени профессионализма сотрудников, политики руководства, доступности и обеспеченности ресурсами и т.д.

формирование целевых и ценностных установок

Разработка стратегии развития системы государственного финансового контроля и отдельных контрольных органов в цифровой среде, целей, задач на краткосрочную и долгосрочную перспективу с учетом вектора государственной политики. Формирование и развитие цифровой культуры – системы ценностей, установок, норм и правил поведения, которую принимает, поддерживает и транслирует команда цифровой трансформации [М.С. Шклярук, 2020]. Среди ключевых ценностей цифровой культуры выделяются: – ориентация на развитие цифровой компетентности; – клиентоориентированность; – ориентация на данные, а не на мнения и трактовки; – коллаборация на базе цифровых технологий; – гибкость и принятие рисков.

разработка и внедрение регламентного обеспечения

Основные формы регламентных документов для формирования и развития системы государственного финансового контроля в цифровой среде: – Концепция развития системы государственного финансового контроля в цифровой среде в Республике (или на уровне отдельного органа); – Стратегия цифровой трансформации органов государственного финансового контроля; – Концепция взаимодействия органов государственного финансового контроля; – Дорожная карта; – Модель компетенций специалистов команды по цифровой трансформации; – Должностные инструкции; – Организационная структура; – Руководства по работе с информационными системами.

разработка и внедрение автоматизирован-ных информационных систем

Обоснование и внедрение стратегии по разработке АИС (собственными силами, на заказ). Обеспечение готовности к использованию новых цифровых технологий. Обеспечение конфиденциальности используемых данных.

детализация технологии контрольного процесса

Определение этапов и технологии выполнения контрольных процедур с учетом специфики объекта проверки. Доведение алгоритма выполнения контрольного процесса сотрудникам.

организация коммуникативных связей

Организация коммуникативных связей внутреннего и межведомственного взаимодействия. Организация взаимодействия со стейкхолдерами (обратная связь с подконтрольными объектами, экспертным сообществом, образовательными учреждениями, общественностью, другими органами власти и т.д.).

организация и управление контрольной средой

Соблюдение принципов организации системы контроля. Регулирование этических проблем в сфере данных. Четкое распределение функций, прав, обязанностей и ответственности. Открытость системы мотивации и продвижения по карьерной лестнице; соблюдение надлежащих условий труда. Оценка цифровой зрелости системы государственного финансового контроля и своевременная корректировка отклонений от установленных параметров.

 

Таблица 2

Сравнительная характеристика моделей организации государственного финансового контроля

Table 2

Comparative characteristics of models of organization of state financial control

Элемент
модели

Традиционная модель организации государственного финансового контроля

Перспективная модель организации государственного финансового контроля в цифровой среде

Информа-ционные ресурсы

Ограниченность доступа к отдельным группам информации. Проверка в большинстве случаев бумажных документов. Излишняя бумажная бюрократия. Бессистемность полученной информации и необходимость дополнительной работы по приведению ее к общему виду. Эпизодическое сотрудничество с академическим сообществом и обществом в целом.

Больший объем информации об объекте контроля. Расширенный доступ к базам данных и отчетности. Оперативное получение информации. Проверка в большинстве случаев электронных документов. Рост доли электронного документооборота. Перевод бумажных архивных документов в электронный вид. Сокращение временных и трудовых затрат на этапе сбора информации. Централизация информации о контрольных мероприятиях. Новые способы сбора, накопления, обработки и обобщения информации. Расширение сотрудничества и коммуникации с академическим сообществом и обществом в целом.

Трудовые ресурсы

Базовые профессиональные навыки и компетенции.

Новые цифровые навыки и компетенции и их постоянное совершенствование. «Омоложение» трудового коллектива.

Материально-технические ресурсы

Средняя или высокая степень обеспеченности и износа материально-технической базы.

 

Необходимость более мощной и современной материально-технической базы. Рост издержек на содержание материально-технических ресурсов. Рост угроз кибербезопасности, цифровое мошенничество; программные сбои.

Методические ресурсы

Разрозненность подходов к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Использование традиционных приемов документального и фактического контроля. Необходимость доработки нормативного и методического обеспечения.

Единство подходов к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Риск-ориентированность. Появление новых объектов контроля, использование нового инструментария. Акцент на аналитическом инструментарии. Активное формирование нормативной и методической базы, связанной с процессом цифровизации работы контрольно-надзорных органов.

Финансовые ресурсы

Относительно стабильная ежегодная величина объема выделенных финансовых средств (по целевому назначению, в основном на выдачу заработной платы персоналу).

Обязательная государственная поддержка программы цифровизации. Существенное финансирование в краткосрочной и среднесрочной перспективе, связанное с модернизацией материально-технических ресурсов, разработкой и внедрением программного обеспечения и т.д.

Организа-ционные ресурсы

Преимущественная форма контроля – последующий контроль, направленный на наказание за совершенные правонарушения и устранение последствий выявленных нарушений. Преимущественно очная форма организации и проведения контрольных мероприятий. Слабое взаимодействие между всеми группами стейкхолдеров. Ведомственная рассогласованность. Информационное взаимодействие между субъектами контроля по необходимости. Законодательно установленные сроки проведения и продления контрольных мероприятий.

Преимущественная форма контроля – предварительный контроль, направленный на предотвращение (профилактику) нарушений и непрерывный мониторинг. Преимущественно удаленная работа. Контроль в режиме online. Минимизации личных контактов и снижение коррупционных связей. Продуктивный диалог со всеми группами стейкхолдеров. Активное внедрение системы досудебного обжалования действий контролеров. Межведомственное информационное цифровое взаимодействие между субъектами контроля на постоянной основе. Сокращение сроков проведения контрольных мероприятий. Комплексная оценка цифровой зрелости системы государственного финансового контроля и своевременная корректировка отклонений. Реструктуризация организационной структуры, появление новых функций и обязанностей. Формирование и развитие цифровой культуры.

Организа-ционный потенциал

Отсутствие комплексного измерения и оценки организационного совокупного потенциала контрольно-надзорных органов.

Рост организационного совокупного потенциала, его систематическое измерение и оценка, поиск резервов роста. Достижение синерегического и комплементарного эффектов.

Результат

Преимущественно очная форма организации и проведения контрольных мероприятий. Эпизодическое освещение результатов проведения контрольных мероприятий. Освещение в большинстве случаев непосредственных результатов работы (1 уровень), сравнение фактических и плановых показателей.

Снижение количества очных проверок. Повышение прозрачности работы контрольно-надзорных органов. Освещение результатов проведения контрольных мероприятий на постоянной основе. Трехуровневая оценка результативности работы контрольно-надзорных органов. Формирование цифрового профиля объекта и цифрового профиля контролера-ревизора.

 

На последней стадии модели происходит выполнение мероприятия как результата трансформации ресурсов и формирования общего потенциала организации. Типовые примеры мероприятий по контрольно-надзорной деятельности изложены в Стандарте зрелости Российской Федерации [Стандарт, 2018], реализуемые и в Донецкой Народной Республике, а именно: проведение плановых и внеплановых проверок (ревизий), осуществление режима постоянного надзора, плановые (рейдовые) осмотры, мониторинг, административные расследования, производство по делам об административных правонарушений, разрешительная деятельность, профилактические мероприятия, расследование причин несчастных случаев (случаев причинения вреда) [Стандарт, 2018].

Выделяем такие уровни результативности системы государственного финансового контроля: непосредственные результаты (Outputs); промежуточные результаты (intermediate outcomes); общественно значимые результаты/ социальный эффект (Impacts).

Отметим, что логика выстраивания как традиционной, так и перспективной модели организации государственного финансового контроля в цифровой среде одинакова. Однако под влиянием цифровых технологий формируются новые особенности и характеристики элементов модели (см. табл. 2).

 

Заключение

В работе формализована модель системы организации государственного финансового контроля в цифровой среде на основе синергетико-комплементарного подхода, которая представляет процесс логической трансформации ресурсов в результат – выполнение мероприятия по контрольно-надзорной деятельности. Под воздействием целенаправленных, рациональных и планомерных действий ресурсы трансформируются в совокупный потенциал организации и достигается синергетический и комплементарный эффекты. Детализированы векторы воздействия на ресурсы при формировании системы организации контроля в цифровой среде. Выделены особенности перспективной модели организации государственного финансового контроля в цифровой среде в отличие от традиционного подхода. Важным является не только организация функционирования элементов системы в их взаимосвязи и взаимодействии, но и оценка ее результативности как достижения непосредственного, промежуточного и общественно значимого результатов.

Список литературы

  1.  Максимова В.Ф., 2005. Требования к оценке качества внутреннего экономического контроля/ В.Ф. Максимова// Бухгалтерский учет и аудит. 2005. № 7: 56-61.
  2. Сафина А.А., 2015. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие/ А.А. Сафина, Э.Г. Никифорова, А.Э. Устинов. – Казань:
    Изд-во Казан. ун-та, 2015: 104.
  3. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления, 2020/ под ред. Шклярук М.С., Гаркуши Н.С. М.: РАНХиГС, 2020: 84.
  4. Сименко И.В., Переверзева Т.В., 2019. Государственный контроль финансирования социальной сферы: теория, организация, практика: монография/ И.В. Сименко, Т.В. Переверзева; М-во образования и науки Донец. Народ. Респ., Гос. орг. высш. проф. образования «Донец. нац. ун-т экономики и торговки им. М. Туган-Барановского. Донецк: ГО ВПО «ДонНУЭТ», 2019: 262.
  5. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1894; под ред. А.Н. Чудинова. – С.-Петербург: Изд. книгопродавца В.И. Губинского, 1894: 989.
  6. Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности, 2018. Утвержден протоколом заседания проектного комитета от «13» февраля 2018 г. № 1. М.: 239.
  7. Третьякова Е.П., 2020. Управление организационным потенциалом производственных предприятий на основе комплементарно-технологического подхода: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. экон. наук специальность 08.00.05 «Экономика и упр. нар. хоз-вом (менеджмент)» – Екатеринбург,
    2020: 46.
  8.  Vaganova O., Zakharov V., Solovjeva N., Sidibe M., 2020. Establishing an Agro-Industrial Complex Innovative Development Mechanism // Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the 8th International Conference on Contemporary Problems in the Development of Economic, Financial and Credit Systems (DEFCS 2020). Vol. 157. Belgorod State National Research University. 2020: 74-77.