16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-8

Организационно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности граждан России от мошенничеств других
физических лиц в сфере банковскогокредитования

Aннотация

В последнее время наблюдается значительный рост как количества преступлений, связанных с мошенническими действиями в сфере кредитования, так и суммы нанесенного от них ущерба. При этом обеспечить необходимый уровень экономической безопасности граждан используемыми на практике метода противодействия не удается, что и определяет актуальность проводимого исследования. Теоретическая разработка проблемы показала, что большинство авторов видит её решение в уголовно-правовой регламентация состава преступления, уголовно-процессуальном совершенствовании расследования преступлений, повышении эффективности оперативно-розыскной деятельности, криминологическом изучении личности преступника и совершенствовании криминалистических подходов. При этом предотвращение совершения указанных преступлений в доступных источниках рассматривается ограниченно. В практической деятельности принимаются отдельные меры Банком России и кредитными организациями для борьбы с рассматриваемым явлением, однако обеспечить экономическую безопасность граждан по указанному направлению в полной мере не удалось. Решение проблемы видится в создании организационно-правового механизма обеспечения экономической безопасности, включающего расширение информационной базы данных Центрального каталога кредитных историй сведениями о наличии заявлений граждан о полном удалении их кредитных истории из информационных баз данных с запретом на дальнейшее формирование и ведение их кредитных историй в бюро кредитных историй, подаваемых через Единый портал государственных услуг. Таким образом, фактически создаются условия, позволяющие гражданам запрещать ведение в отношении них кредитной истории, следствием чего является невозможность получения заинтересованными лицами соответствующих сведений, без которых ни одна кредитная организация не может принять решение о выдаче кредита. В результате преступные посягательства на кредитные денежные средства граждан будут пресечены еще на стадии подготовки к совершению преступления, причем без существенных расходов бюджета.


Введение
Несмотря на усилия, предпринимае-
мые правоохранительными органами Рос-
сийской Федерации, обеспечить экономи-
ческую безопасность граждан России от
противоправных действий других лиц в
сфере кредитования не удалось.
Как показывает официальная стати-
стика МВД России общее количество заре-
гистрированных преступлений, преду-
смотренных статьей 159 УК РФ «Мошен-
ничество, совершенных с использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий или в сфере компьютерной
информации, в 2021 году увеличилось на
13,3% и достигла 238 560 преступных по-
сягательств, что составляет 46,1% от об-
щего числа всех преступлений обозначен-
ной категории. При этом, темпы прироста
указанных мошенничеств в 9,5 раз превы-
шают темпы прироста общего количество
уголовно-наказуемых деяний рассматрива-
емой категории [Состояние преступно-
сти…, 2021].
Ситуация усугубляется тем обстоя-
тельством, что в 2021 году было раскрыто
только 20 816 мошенничеств в означенной
сфере, что составляет всего лишь 8,7% от
зарегистрированных. Причем материаль-
ный ущерб от преступлений экономиче-
ской направленности, к которым относится
и противоправные деяния, предусмотрен-
ные статьей 159 УК РФ, составил без учета
налоговых преступлений более 557 млрд
рублей или 66,8% от общего материально-
го ущерба всех преступных посягательств.
К сожалению, публикуемые формы
статистической отчетности МВД России
не позволяют в полной мере провести раз-
граничение мошеннических действий, со-
вершенных с использованием информаци-
онно-телекоммуникационных технологий
или в сфере компьютерной информации, в
зависимости от способа совершения пре-
ступлений, что потребовало дополнитель-
ного изучения проблемы обеспечения эко-
номической безопасности граждан России.
Исследования, основанные на ин-
формации, публикуемой в средствах мас-
совой информации, показали, что значи-
тельная часть мошенничеств в отношении
граждан связана с применением сложных
методов социального инжиниринга, ис-
пользующих информационно-телекомму-
никационные и компьютерные технологии,
направленных на убеждение потерпевшего
путем обмана или злоупотребления дове-
рием добровольно передать преступнику
денежные средства, причем не только
находящие на его банковских счетах, но и
практически заставляя его взять кредиты,
которые зачастую составляют большую
часть нанесенного ему ущерба.
Рост числа указанных преступлений
свидетельствует о том, что мер, принимае-
мых в настоящее время для противодей-
ствия указанному явлению явно недоста-
точно, организационно-правовой механиз-
ма обеспечения экономической безопасно-
сти граждан России от мошенничеств дру-
гих физических лиц в сфере банковского
кредитования не обоснован, что и опреде-
ляет актуальность настоящего исследова-
ния.
Целью исследования является разра-
ботка организационно-правового механиз-
ма обеспечения экономической безопасно-
сти граждан России от мошенничеств дру-
гих физических лиц в сфере банковского
кредитования, связанного с незаконным

оформлением на них кредитов с последу-
ющим их хищением.
Цель исследования определила по-
становку следующих задач:
Рассмотреть научные подходы, раз-
работанные для противодействия указан-
ным явлениям.
Обобщить практический опыт,
направленный на борьбу с рассматривае-
мыми явлениями.
Предложить новый концептуальный
подход для повышения уровня экономиче-
ской безопасности населения от рассмат-
риваемых преступных посягательств и
сделать выводы об его эффективности.
Исследования показывают, что в
научном мире противодействие рассмат-
риваемому явлению в основном основано
на повышение эффективности деятельно-
сти правоохранительных органов, види-
мое, по мнению авторов, в следующих
направлениях:
1. Уголовно-правовая регламента-
ция состава преступления, представленная
в работах Л.Ю. Аксеновой [Аксенова
Л.Ю., 2020], Е.Н. Алёшиной-Алексеевой
[Алёшина-Алексеева Е.Н., 2019], П.А. Ба-
лакиной [Балакина П.А., Козликина Е.В.,
2020], А.Г. Безверхова [Безверхов А.Г.,
Элекина С.В., 2019], Р.Ф. Гарифулиной
[Гарифуллина Р.Ф., Хакимова Э.Р., 2021],
В.А. Жакуна [Жакун В.А., 2019], В.С.
Ишигеева [Ишигеев В.С., Трухин В.П.,
2007], А.И. Касьяника [Касьяник А.И.,
2015], Д.Р. Насуфовича [Насуфович Д.Р.,
2020], Н.Г. Щегердюковой [Щегердюкова
Н.Г., 2017] и других, имеющая важное
значение для обеспечения законности при
привлечении лиц к уголовной ответствен-
ности.
2. Уголовно-процессуальное со-
вершенствование расследования преступ-
лений, рассматриваемая в научных трудах
А.И. Босых [Босых А.И., 2007],
Н.В. Карепанова [Карепанов Н.В., Карепа-
нов Г.Н., 2009], Е.Н. Сочилиной [Сочилина
Е.Н., 2006] и других авторов, имеющее
важное значение в деле совершенствова-
ния эффективности следственных органов
по раскрытию и документированию пре-
ступлений.
3. Повышение эффективности опе-
ративно-розыскной деятельности, описан-
ного А.М. Эндреевым [Эндреев А.М.,
2020] и других, важного для совершен-
ствования способов и методов выявления
преступников.
4. Криминологическое изучение
личности преступника и причин совер-
шенствования им преступлений, затрону-
того в работе В.Е. Батюковой [15], позво-
ляющее раскрыть побудительные мотивы
лиц, совершающих преступления.
5. Совершенствование криминали-
стических подходов, раскрытое в работах
Д.Ю. Куприянова [Куприянов Д.Ю., 2021],
дающее возможность более эффективно
выявлять и документировать следы пре-
ступления.
Вместе с тем, применительно к теме
исследования, указанные направления в
основном направлены на выявление, рас-
крытие и привлечение виновных к уголов-
ной ответственности, в то время, как про-
блема повышения уровня экономической
безопасности населения в них рассматри-
вается опосредовано, исходя из предполо-
жения о том, что изоляция преступника от
общества защитит оставшихся граждан.
При этом не учитывается появление на ме-
сте старых новых посягателей, о чем
наглядно свидетельствует рост числа рас-
сматриваемых преступлений.
Необходимо также отметит, что, хотя
одним из декларируемых направлений де-
ятельности правоохранительных органов
является предупреждение совершения пре-
ступлений, в реальности данная работа ве-
дется на недостаточном уровне, что под-
тверждается отсутствием в штате соответ-
ствующих подразделений, должностей и
реальных статистических отчетов по дан-
ному направлению.
Указанное, позволило сделать вывод,
что обеспечение экономической безопас-
ности граждан России от мошеннических
посягательств на их имущество, в том чис-
ле на привлеченные ими на основании

убеждения другими лицами кредитные ре-
сурсы, не может быть в полной мере обес-
печено исключительно за счет совершен-
ствования деятельности правоохранитель-
ных органов государства. Необходимо со-
здания организационно-правового меха-
низма, позволяющего обеспечить условия,
исключающие саму возможность соверше-
ния названных преступлений в отношении
населения страны.
Предпосылки для создания такого
механизма заложены в научных трудах
Е.Н. Акимовой [Акимова Е.Н., Мелихова
Ю.М., 2020], Л.В. Иногамовой-Хегай
[Иногамова-Хегай Л.В., 2019], И.В. Кочи-
кина [Кочикин И.В., Буянский С.Г., 2016],
О.В. Мадатовой [Мадатова О.В., 2021],
Е.И. Стрельникова [Стрельникова Е.И.,
Горбатов А.В., 2018], А.М. Терехова [Те-
рехов А.М., Бобырева А.Д., Невская Д.А.,
2020] и др. Однако организационно-
правовой механизм, обеспечивающий ре-
шение указанной проблемы, в них не раз-
работан.
Основная часть
В практической сфере решению про-
блемы обеспечения экономической без-
опасности граждан в сфере кредитования
государством уделяется определенное
внимания. С целью обеспечения экономи-
ческой безопасности населения от чрез-
мерной закредитованности, угрожающей
состоятельности заемщика, главой 2 ука-
зания Банка России от 20.04.2021 № 5782-
У введен показатель долговой нагрузки
заемщика, превышение установленного
значения которого ограничивает возмож-
ности кредитной организации по выдаче
кредитов физическим лицам [О видах ак-
тивов…, 2021].
В настоящее время рассматривается
инициатива Банка России, предложившего
в конце 2021 года обязать кредитные орга-
низации возвращать клиентам, являющим-
ся физические лица, ставшими жертвами
мошенников, определенную сумму денеж-
ных средств.
На уровне кредитных организаций
упор сделан на правовое просвещение
граждан способам совершения в отноше-
нии них мошенничеств с кредитами, а
также мерам, направленных на их предот-
вращение.
По нашему мнению, решением обо-
значенной проблемы могло бы стать со-
здание организационно-правового меха-
низма, обеспечивающего невозможность
мошенникам получать кредиты, оформля-
емых на других лиц, даже при согласии
последних.
Юридической основой создания в
нашей стране указанного организационно-
правового механизма, на наш взгляд, явля-
ется Федеральный закон от 30.12.2004
№ 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее
– Закон), целями создания которого в со-
ответствии с частью 2 статьи 1 указанного
Закона является «повышение защищенно-
сти … заемщиков» [О кредитных истори-
ях..., 2021].
Содержание кредитной истории
установлено статьей 4 Закона, изучение
которой показало, что значительная часть
сведений, в нем содержащаяся, относится
к частной жизни, личной и семейной
тайне, в том числе: фамилия, имя, отчество
(п. 1. ч. 2 ст. 4 Закона); данные паспорта
гражданина (п. 2. ч. 2 ст. 4 Закона); иден-
тификационный номер налогоплательщика
(п. 3. ч. 2 ст. 4 Закона); страховой номер
индивидуального лицевого счета (п. 4. ч. 2
ст. 4 Закона); сведения, содержащиеся в
основной части кредитной истории физи-
ческого лица в отношении субъекта кре-
дитной истории (п. 1. ч. 3 ст. 4 Закона), его
обязательств (п. 2. ч. 3 ст. 4 Закона) и др.
При этом, необходимо учитывать,
что в соответствии с абзацем 2 пункта 2
Определения Конституционного Суда РФ
от 28 июня 2012 г. № 1253-О «лишь само
лицо вправе определить, какие именно
сведения, имеющие отношение к его част-
ной жизни, должны оставаться в тайне, а
потому и сбор, хранение, использование и
распространение такой информации, не
доверенной никому, не допускается без

согласия данного лица, как того требует
Конституция Российской Федерации» [Об
отказе в принятии…, 2012], что позволяет
распространить на указанную категорию
обозначенные в законе сведения.
Частью 1 статьи 23 Конституции РФ
гарантирует каждому «неприкосновен-
ность частной жизни, личную и семейную
тайну» [Конституция РФ, 1993].
Пункт 1 статьи 152.1 Гражданского
кодекса (далее – ГК РФ) устанавливает,
что «не допускаются без согласия гражда-
нина сбор, хранение, распространение и
использование любой информации о его
частной жизни, в частности сведений о его
происхождении, о месте его пребывания
или жительства, о личной и семейной жиз-
ни» [Гражданский кодекс РФ, 2021]. Та-
ким образом, на сбор, хранение, распро-
странение и использование сведений, со-
держащихся в кредитной истории, требу-
ется согласие гражданина, которое бюро
кредитных историй, даже не являющихся
государственными организациями получе-
но не было, что нарушает конституцион-
ные права граждан, признание, соблюде-
ние и защита которых в силу статьи 2 Кон-
ституции РФ является обязанностью госу-
дарства.
При этом юридическим последстви-
ем отсутствуя информации о частной жиз-
ни, личной и семейной тайне физического
лица становится невозможность кредитной
организации получить сведения о нем из
бюро кредитной истории, что не дает воз-
можность рассчитать долговую нагрузку
заемщика, а значит принять решение о вы-
даче ему кредита. При таких условиях
полностью исключается возможность
оформления на указанного человека кре-
дита посторонними лицами при соверше-
нии него мошеннических действий.
С целью создания организационно-
правового механизма обеспечения эконо-
мической безопасности граждан России от
мошенничеств других физических лиц в
сфере банковского кредитования предлага-
ется на законодательном уровне предоста-
вит гражданам возможность запрета фор-
мирования и ведения кредитной истории.
Для этого необходимо предложить Прави-
тельству РФ выйти с законодательной
инициативой в Государственную Думу
Федерального Собрания с предложением о
внесении следующих изменений в Феде-
ральный закон «О кредитных историях»:
1. Дополнить статью 8 Федераль-
ного закона «О кредитных историях» ча-
стью 1.1 следующего содержания: «Субъ-
ект кредитной истории вправе направить в
Центральный каталог кредитных историй
заявление о полном удалении его кредит-
ной истории из информационных баз дан-
ных с запретом на дальнейшее формиро-
вание и ведение его кредитных историй в
бюро кредитных историй».
2. Дополнить статью 8 Федераль-
ного закона «О кредитных историях» ча-
стью 1.1 следующего содержания: «При
наличии запрета гражданина на формиро-
вание или ведение его кредитных историй,
зарегистрированного в Центральном ката-
логе кредитных историй, предоставление
источниками формирования кредитной ис-
тории информации, определенной статьей
4 настоящего Федерального закона, в бюро
кредитных историй не производится.
Представление такой информации в нару-
шение настоящего закона влечет наступ-
ление ответственности в соответствии с
уголовным и гражданским законодатель-
ством РФ».
3. Дополнить статью 10 Федераль-
ного закона «О кредитных историях» ча-
стью 13 следующего содержания: «Бюро
кредитных историй в течении трех дней с
момента регистрации в Центральном ката-
логе кредитных историй заявления граж-
данина о полном удалении его кредитной
истории из информационных баз данных с
запретом на дальнейшее формирование и
ведение его кредитных историй в бюро
кредитных историй обязано полностью
удалит его кредитную истории из инфор-
мационных баз данных».
4. Дополнить статью 10 Федераль-
ного закона «О кредитных историях» ча-
стью 14 следующего содержания: «Бюро

кредитных историй в случае получения от
источника формирования кредитной исто-
рии информации, определенной статьей 4
настоящего Федерального закона, в отно-
шении гражданина, заявление которого о
полном удалении его кредитной истории
из информационных баз данных с запре-
том на дальнейшее формирование и веде-
ние его кредитных историй в бюро кре-
дитных историй зарегистрировано в Цен-
тральном каталоге кредитных историй,
обязано незамедлительно удалит получен-
ную информацию и письменно проинфор-
мировать её отправителя об установлен-
ном запрете в её предоставлении».
С практической точки зрения воз-
можность обеспечения гражданином своей
экономической безопасности от рассмат-
риваемых посягательств видится в следу-
ющем. Заинтересованное лицо через спе-
циализированную форму Единого портала
государственных услуг направляет соот-
ветствующее заявление в Центральный ка-
талог кредитных историй, которое разме-
щается в базе данных и в автоматизиро-
ванном режиме предоставляется бюро кре-
дитных историй и источникам формирова-
ния кредитных историй.
Указанное, по нашему мнению, поз-
волит создать организационно-правовой
механизм, позволяющий фактически при
нулевых расходах бюджета обеспечить
экономическую безопасность граждан
России от мошеннических действий дру-
гих лиц, предотвращая саму возможность
незаконного банковского кредитования с
последующим завладением привлеченны-
ми кредитными ресурсами.
Учитывая очередность сроки рас-
смотрения законопроектов, граждане Рос-
сийской Федерации уже в настоящее время
могут реализовать свои конституционные
права на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну.
Реализация этого права возможна в
результате судебной защиты гражданских
прав в соответствии с частью 1 статьи 11
ГК РФ путем «восстановления положения,
существовавшего до нарушения права, и
пресечения действий, нарушающих право
или создающих угрозу его нарушения» (ст.
12 ГК РФ). Право было нарушено в мо-
мент сбора информации о частной жизни
гражданина, соответственно, восстановле-
ния положения, существовавшего до
нарушения права, подразумевает удаление
всей информации из его кредитной исто-
рии, а пресечения действий, нарушающих
право или создающих угрозу его наруше-
ния, предусматривает наложение судебно-
го запрета на получение информации, под-
лежащей включению в кредитную исто-
рию гражданина и её хранение.
Заключение
Подводя итог проведенному иссле-
дованию, отметим, что в настоящее время
сложилась ситуации, при которой дей-
ствующие механизмы не позволяют в пол-
ной мере защитить граждан Российской
Федерации от противоправных действий
других физических лиц, направленных на
завладение мошенническим путем денеж-
ных средств, в том числе полученными по
навязанным им кредитам.
Решение указанной проблемы видит-
ся в реализации гражданами добровольно-
го права запрета на формирование их кре-
дитных историй, без доступа к которой
кредитные организации не смогут выдать
им кредит, что исключает возможность
завладениями посторонними полученных
денежных средств.
Реализация указанного права основа-
на на создании организационно-правового
механизма обеспечения экономической
безопасности, включающего расширение
информационной базы данных Централь-
ного каталога кредитных историй сведени-
ями о наличии заявлений граждан о пол-
ном удалении их кредитных истории из
информационных баз данных с запретом
на дальнейшее формирование и ведение
его кредитных историй в бюро кредитных
историй, подаваемых через Единый портал
государственных услуг.

 

Список литературы

1. Аксенова Л.Ю., 2020. Установление
отдельных обстоятельств при расследовании
мошенничеств в сфере кредитования // Алтай-
ский юридический вестник. 2020. № 4 (32):
111-117.
2. Акимова Е.Н., Мелихова Ю.М.,
2020. Некоторые аспекты мошенничества в
сфере личных финансов // В сборнике: Совре-
менное образование: векторы развития. Роль
социально-гуманитарного знания в подготовке
педагога. Материалы V международной кон-
ференции. Под общей редакцией М.М. Мусар-
ского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. 2020:
132-137.
3. Алёшина-Алексеева Е.Н., 2019. От-
граничение мошенничества в сфере кредито-
вания (ст. 159.1 УК РФ) от незаконного полу-
чения кредита (ст. 176 УК РФ) // Вестник
Санкт-Петербургского университета МВД
России. 2019. № 2 (82): 124-130.
4. Балакина П.А., Козликина Е.В.,
2020. Мошенничество со стороны кредитных
брокеров при содействии в получении кредита
// В сборнике: Юридическая наука в XXI веке:
актуальные проблемы и перспективы их реше-
ний. Сборник научных статей по итогам рабо-
ты одиннадцатого круглого стола со Всерос-
сийским и международным участием. 2020:
95-97.
5. Батюкова В.Е., 2020. Криминологи-
ческая характеристика преступлений, совер-
шаемых в банковской сфере // Закон и право.
2020. № 11: 105-107.
6. Безверхов А.Г., Элекина С.В., 2019.
Уголовно-правовая характеристика мошенни-
чества в сфере кредитования // В сборнике:
Актуальные вопросы права в банковской сфе-
ре. Материалы Международного правового
банковского форума Научное издание. Ответ-
ственные редакторы С.И. Ашмарина,
А.В. Павлова. 2019: 42-50.
7. Босых А.И., 2007. Расследование
мошенничества, связанного с получением по-
требительского кредита // диссертация на со-
искание ученой степени кандидата юридиче-
ских наук / Кубанский государственный уни-
верситет. Краснодар, 2007.
8. Гарифуллина Р.Ф., Хакимова Э.Р.,
2021. Разграничение незаконного получения
кредита от мошенничества по признакам субъ-
ективной стороны преступления // Евразий-
ский юридический журнал. 2021. № 7 (158):
302-303.
9. Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 30.11.1994
№ 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Российская га-
зета, N 238-239, 08.12.1994.
10. Жакун В.А., 2019. Проблемы ква-
лификации мошенничества в сфере кредитова-
ния // Научное образование. 2019. № 3 (4):
60-66.
11. Иногамова-Хегай Л.В., 2019. Уго-
ловно-правовое противодействие преступле-
ниям в сфере кредитования // В сборнике: Ак-
туальные вопросы права в банковской сфере.
Материалы Международного правового бан-
ковского форума Научное издание. Ответ-
ственные редакторы С.И. Ашмарина,
А.В. Павлова. 2019: 137-143.
12. Ишигеев В.С., Трухин В.П., 2007. К
вопросу о предмете мошенничества при полу-
чении кредита // Бизнес в законе. 2007. № 1:
144-145.
13. Карепанов Н.В., Карепанов Г.Н.,
2009. Проблемы разработки частной методики
расследования мошенничества, связанного с
получением кредита в банке // Российское пра-
во: образование, практика, наука. 2009.
№ 5-6 (58-59): 77-80.
14. Касьяник А.И., 2015. Отграничение
выманивания кредита или субсидии от мошен-
ничества // Законность и правопорядок. 2015.
№ 1 (33): 51-56.
15. Конституция Российской Феде-
рации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в хо-
де общероссийского голосования 01.07.2020) //
Официальный интернет-портале правовой ин-
формации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
16. Кочикин И.В., Буянский С.Г., 2016.
Обеспечение экономической безопасности в
сфере кредитования // Вестник Волгоградского
государственного университета. Серия 3: Эко-
номика. Экология. 2016. № 2 (35): 83-89.
17. Куприянов Д.Ю., 2021. Способы
фиксации электронных следов при расследо-
вании мошенничества в денежно-кредитной
сфере // Международный журнал гуманитар-
ных и естественных наук. 2021. № 4-4 (55):
45-49.
18. Мадатова О.В., 2021. О необходи-
мости введения добровольного запрета на вы-
дачу кредитов // Финансы и кредит. 2021.
Т. 27. № 3 (807): 523-539.

19. Насуфович Д.Р., 2020. О некоторых
вопросах разграничения кредитного мошенни-
чества и незаконного получения кредита //
Альманах молодого исследователя. 2020. № 8:
51-53.
20. О видах активов, характеристиках
видов активов, к которым устанавливаются
надбавки к коэффициентам риска, и о приме-
нении к указанным видам активов надбавок
при определении кредитными организациями
нормативов достаточности капитала: Указание
Банка России от 20.04.2021 № 5782-У (ред. от
24.11.2021) // Вестник Банка России, № 43,
08.07.2021.
21. Состояние преступности в Россий-
ской Федерации за январь-декабрь 2021 г.
[электронный ресурс]. Режим доступа:
https://media.mvd.ru/files/application/2315310
(дата обращения 11.02.2022 г.)
22. О кредитных историях: Федеральный
закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от
02.07.2021) // Российская газета, № 2,
13.01.2005.
23. Об отказе в принятии к рассмотрению
жалобы гражданина Супруна Михаила Нико-
лаевича на нарушение его конституционных
прав статьей 137 Уголовного кодекса Россий-
ской Федерации: Определение Конституцион-
ного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 1253-О
[электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/701
05530/#review (дата обращения 12.02.2022 г.).
24. Сочилина Е.Н. Методика расследова-
ния мошенничества в сфере денежного обра-
щения, кредита и банковской деятельности //
диссертация на соискание ученой степени кан-
дидата юридических наук / Московский уни-
верситет МВД РФ им. В.Я. Кикотя. Москва,
2006.
25. Стрельникова Е.И., Горбатов А.В.,
2018. Обеспечение экономической безопасно-
сти в системе интернет-банкинга коммерче-
ского банка // В сборнике: Современное науч-
ное знание: приоритеты и тенденции. Сборник
статей Международной научно-практической
конференции. 2018: 298-308.
26. Терехов А.М., Бобырева А.Д.,
Невская Д.А., 2020. Актуальные проблемы
личной финансовой безопасности // В сборни-
ке: Актуальные проблемы современной науки:
взгляд молодых ученых. Материалы Между-
народной научно-практической конференции.
Материалы Круглого стола. 2020: 109-112.
27. Щегердюкова Н.Г., 2017. Разграни-
чение незаконного получения кредита и мо-
шенничества на основе анализа судебной
практики // Научный журнал. 2017. № 6-1 (19):
103-105.
28. Эндреев А.М., 2020. К вопросу о
значении оперативно-розыскной деятельности
в расследовании мошенничества в сфере кре-
дитования // Молодой ученый. 2020.
№ 52 (342): 269-272.