16+

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

Aннотация

Мировой рынок производства молока переживает нелегкое время, когда с одной стороны наблюдается увеличение молочного стада в ряде стран ЕС и США, а с другой – снижение производства продукции под давлением рынка в результате слишком низкой маржи. Существенное давление на рынок оказывает и российское продовольственное эмбарго: Россия не будет ввозить молоко и молочную продукцию из ЕС, несмотря на ожидающееся снижение собственного производства, а возникший дефицит будет покрывать за счет поставок жидкого молока из Белоруссии. В сложившихся условиях в нестабильном положении оказался и региональный рынок молока и молочной продукции. По данным Департамента АПК по Белгородской области по итогам 2013 года Белгородская область входит в тройку лидеров регионов Центрального федерального округа по производству молока. Несмотря на достаточно высокий вклад Белгородской области в продовольственную безопасность страны, назревает необходимость разработки мероприятий по повышению эффективности развития отраслей сельского хозяйства, в том числе и производства молока. В статье рассмотрены проблемы развития производства молока в Белгородской области в условиях введения продовольственных санкций и предложены направления повышения его эффективности.


Введение. Основной отраслью, входящей в агропромышленный комплекс, его ядром, является сельское хозяйство, которое является основным источником продовольствия и сельскохозяйственного сырья. В условиях импортозамещения путем сокращения поставок импортной молочной продукции и развития внутреннего её производства на первых этапах сталкивает предприятия с проблемами различного характера, преодоление которых в перспективе повлечет эффективное их развитие на основе наиболее полного использования всех имеющихся ресурсов.

Основная часть. Молочная отрасль является ключевой для сельского хозяйства, а молоко – социально значимым продуктом, имеющим определяющее значение для продовольственной безопасности страны. Между тем доля импорта в общем объеме молочных ресурсов России составляет 23,4%, потребле ние молока и молочных продуктов и отстает от рациональной нормы почти на 28%, а производство молока стабильно снижается на протяжении нескольких лет [11].

Объем потребления товарного молока в России оценивается на уровне 26,3 млн. тонн, или 183 кг на душу населения в год. Из них 17,5 млн. тонн (66%) производится в России, а 8,8 млн. тонн (34%) – импортируется. При этом на пять стран-импортеров в Россию в 2013 году приходилось около 90% общего объема. Лидерами поставок стали Финляндия 45%, Эстония 20%. Доли Франции, Литвы, Польши составили от 7 до 10%. Снижение объемов импорта цельномолочной продукции происходит на фоне увеличения поставок из Республики Беларусь - ежемесячно в среднем более 3 тыс. тонн.

С июля 2013 года и до введения ответных санкций ежемесячные поставки цельномолочной продукции на территорию России составляли приблизительно 4 тыс. тонн. В августе 2014 года странами-импортерами было ввезено 874 тонны, а с сентября по отчетную дату ноября 2014 – около 50 тонн цельномолочной продукции.

Сокращение объемов российского производства уменьшаются, и главной причиной этого является снижение платежеспособности российского населения и, как следствие, потребления цельномолочных продуктов на душу населения в нашей стране.

За последние годы государство усилило аграрную политику по отношению к сельскому хозяйству в целом и молочному производству в частности, активизировало правовые меры по адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к конкурентным условиям развития. С 2006 г. реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в рамках которого утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Предполагается значительное увеличение государственных расходов в целом на сельское хозяйство и в частности на развитие молочного производства.

Минсельхоз РФ одобрил концепцию программы развития молочной отрасли до 2020 года, разработанную Национальным союзом производителей молока. Проект включает в себя комплекс мер для оздоровления молочной отрасли (рис.1).

Расчетный объем бюджетных ассигнований на реализацию программы с 2015 года по 2020 год при максимальном участии государства составляет 426 млрд. рублей. Большое внимание в обзоре уделено отечественному опыту развития рынка молока и молочной продукции.

В рамках решения проблемы повышения эффективности развития отраслей сельского хозяйства Департаментом агропромышленного комплекса Белгородской области разработана и утверждена постановлением Правительства области государственная программа Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014-2020 годы». Планируемый общий объем финансирования программы в 2014-2020 годах за счет всех источников финансирования составит 157 422 738 тыс. рублей. В том числе по подпрограмме №2 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» - 68258,9 млн. руб. что составляет 43,4% общего объема средств [8].

Также утверждена Ведомственная целевая программа «Создание современной технологической базы для производства и переработки молока в Белгородской области на 2014- 2016 годы и на период до 2020 года», целью которой является создание благоприятных экономических условий устойчивого развития производства и переработки молока в Белгородской области за счет создания специализированных производственных мощностей. Общий объем инвестиций на реализацию Программы на весь срок ее выполнения составляет 10777,7 млн. рублей в действующих ценах. Из них порядка 97% - это внебюджетные средства [7].

В рамках программных мероприятий объем финансирования предполагается по увеличению валового производства молока за счет строительства новых мощностей и реконструкции старых – 84% объема выделенных средств и по программе увеличения производства сыра и молочных продуктов – 15,9% от объёма выделенных средств. В I квартале 2014 года Белгородская область вошла в число 34 субъектов РФ, увеличивших производство молока. Белгородская область показывает положительную динамику за счёт успешной реализации сельскохозяйственными предприятиями крупных инвестиционных проектов в молочной отрасли.

В рамках предложенных мероприятий группы компаний «Зелёная долина» в 2015 году планирует инвестировать 2 млрд. рублей в животноводческий комплекс, и к 2018 году построить ещё три молочно-товарные фермы по 3,6 тыс. фуражных коров каждая в Белгородской области.

Общий объём инвестиций 1,4 млрд. рублей на 5,0 тыс. голов молочно-товарного комплекса компанией «Авида» осваивается в Красненском районе и в селе Нагольное Старооскольского района на 2,0 тыс. голов.

Социально-экономическая ситуация в агропромышленном комплексе, как и в стране в целом, будет формироваться под воздействием таких факторов, как: интеграция на Евразийском пространстве, функционирование России в ВТО, усугубление мирового продовольственного кризиса, стремление к формированию нового шестого технологического уклада. При этом сохраняется большое количество накопившихся годами системных проблем в функционировании агропромышленного комплекса и ухудшающаяся в настоящее время макроэкономическая ситуация, что создает серьезные препятствия для раз- вития аграрного сектора [10].

В результате проведенного нами исследования тенденций развития производства молока в Белгородской области был выявлен сложный и многоступенчатый характер данного процесса, а также наличие некоторых диспропорций и проблем развития регионального производства молока и молочной продукции. Все проблемы развития можно разделить на проблемы общегосударственного характера, внутрирегиональные проблемы и проблемы видового развития регионального подкомплекса.

К проблемам общегосударственного характера можно отнести: несовершенный механизм регулирования цен на молоко и молочную продукцию; недостаточно эффективное симулирование уровня потребления молочных продуктов; несовершенство законодательства в части регулирования отношений в АПК регионов [1].

Проблемы, возникающие внутри регионального подкомплекса, негативно влияющие на темпы его развития. Нами выделены следующие основные причины: низкий уровень и точечный характер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции; незащищенность внутреннего рынка области от внешней экспансии молочного сырья и молочной продукции; высокие инвестиционные риски для инвесторов; слаборазвитая система страхования в АПК; жесткие условия кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья.

Проблемы видового развития регионального молочно-продуктового подкомплекса содержат проблемы развития производства молока-сырья, проблемы, связанные с переработкой молока и производством молочной продукции. К ним также можно отнести: высокий уровень физического износа основных производственных фондов как в сфере производства, так и в сфере переработки молока; использование устаревших технологий производства молока-сырья и некоторых видов молочной продукции; наличие нерентабельных производств; высокий уровень ресурсных затрат в себестоимости продукции; недостаточный уровень менеджмента и маркетинговой деятельности.

Усиления конкуренции проявляются в поведении предприятий: они ориентированы на получение прибыли; маркетинговые структуры молочных компаний отслеживают покупательский спрос и выпускают такой ассортимент молочной продукции, который соответствует требованиям покупателей по разнообразию, качеству и цене[12].

Многие из вышеперечисленных проблем развития производства молока содержат в основе недостаток средств финансирования и неэффективный менеджмент затрат. Высокий уровень затратности производства и переработки молока не позволяет использовать прогрессивные технологии, обновлять технологические линии, осуществлять выпуск новых видов молочной продукции и развивать здоровую конкуренцию, создавая условия для развития производственной и социальной сферы региона.

В этой связи нами выделены направления повышения эффективности производства молока в регионе, показанные на рисунке 2.

Необходимость усиления государственного регулирования и стимулирования молочного производства обусловлено рядом причин. Во-первых, отрасль производит социально значимую продукцию, формирующую здоровье нации. В связи с этим важные функции государственного регулирования состоят в обеспечении экономической доступности молочных продуктов для социально незащищенных слоев населения, защите прав потребителя, контроле качества и безопасности продукции отрасли, реализуемые через систему технического регулирования и различные инструменты поддержки спроса.

Постоянное реформирование агропромышленного комплекса Белгородской области происходит в сложных условиях структурных преобразований и трансформационных процессов и требует внедрения такой модели государственного регулирования аграрного сектора региона, которая бы гармонизировала общенациональные и региональные интересы [12].

Увеличение роли государственного регулирования должно также осуществляться в рамках реализации отраслевых программ развития молочных ферм и заводов по переработке молочного сырья путем предоставления возможности осуществления инвестиций предприятиями для создания благоприятной производственной инфраструктуры. Налоговые льготы, льготное кредитование, регулирование ценообразования на молочное сырье и готовую продукцию и пр. создадут условия для расширенного воспроизводства, привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.

Государственная поддержка развития АПК в настоящее время осуществляется программно-целевым методом, финансовым регулированием (субсидирование процентной ставки на кредиты банков), а также в виде субсидирования наиболее затратных направлений сельскохозяйственного производства. Целевые программы позволяют решать комплексные проблемы формирования эффективного сельскохозяйственного производства региона, развивают приоритетные направления, интегрируются в комплексную систему мероприятий государственной поддержки, обеспечивающих социально-экономическое развитие [1].

Ресурсосбережение и использование безотходных технологий. Это достаточно новое направление, затрагивающее разные отрасли экономики и области науки. Это и экология (охрана окружающей среды), рациональное использование различных ресурсов, оптимальное согласование объёмов производства и потребления запасов и т.д. Ресурсосбережение является одним из приоритетных направлений развития народного хозяйства. В молочном производстве применение ресурсосберегающих технологий наиболее обоснован, так как во-первых, высокая доля материальных затрат в себе- стоимости молочной продукции обуславливает разработку мероприятий по экономии и снижению потребления материальных ресурсов. Во-вторых, неотъемлемой частью производственного процесса по выработке молочной продукции является получение значительной части отходов (в зависимости от вида продукции выход побочных продуктов составляет до 85%). В виде побочных продуктов выступает творожная и подсырная сыворотка, пахта (при производстве сливочного / крестьянского масла) и казеин.

Снижение запасов сырьевых ресурсов и возрастание цен стимулируют поиск безотходных и малоотходных технологий. В этих условиях наиболее перспективной инновационной стратегией для предприятий молочной промышленности являются продуктовые инновации, особенность которых в молочной промышленности заключается в том, что новые виды молочных продуктов должны обеспечить решение следующих за- дач: рациональное использование поступающего на предприятие сырья; увеличение сроков годности молочных продуктов; улучшение структуры белкового питания населения, направленного на ликвидацию дефицита белка, его качественной неполноценности; удовлетворение потребностей населения в продуктах, обогащенных витаминами и биологически активными добавками, позволяющими ослабить фактор воздействия неблагоприятной экологии на человека; увеличение ассортимента диетических и диабетических продуктов [3].

В целях повышения эффективности развития регионального производства молока и молочной продукции целесообразно совершенствовать процесс управления затратами, так как только оптимизации затрат не достаточно для повышения эффективности. По нашему мнению нужно использовать достижения в области математики и информационных технологий, применяя математические модели и методы оптимизации и многовариантного анализа сценариев развития, а так же теоретические научно обоснованные методы управления затратами и результатами как на микро-, так и на мезоуровне в сравнении с макроэкономическими показателями. Необходимо также ориентироваться на экономическую стратегию развития Белгородской области в долгосрочной перспективе, плавно вливаясь в структуру оптимизации и интенсификации регионального производства.

Таким образом, разработка направлений повышения эффективности производства молока и молочной продукции в регионе носит комплексный характер, требующий реализации мероприятий по совершенствованию организационно-экономического механизма их функционирования, государственного регулирования и совершенствования подходов к управлению.

Цель работы: разработка направлений повышения эффективности производства молока и молочной продукции, обеспечивающих удовлетворение общегосударственных потребностей, экономической безопасности страны и ее регионов, а также роста потребления на душу населения.

Материалы и методы исследования. Материалы, использованные для решения поставленной задачи, содержали результаты исследований ведущих отечественных ученых и специалистов по данной проблеме. Методы исследования: индукции, дедукции, анализа, синтеза, статистический, экспертных оценок, монографический. Информационную базу составили бизнес-обзоры, данные Федеральной службы государственной статистики, отчетность сельскохозяйственных предприятий.

Результаты исследования и их обсуждение.

Проведенные авторами исследования свидетельствует о стабилизации и развитии отрасли производства молока в сложных экономических условиях с учетом государственной политики импортозамещения и повышения эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Предложенные направления повышения эффективности производства молока и молочной продукции обеспечат приток инвестиций в отрасль и наиболее полное использование производственного потенциала сельскохозяйственных и молокоперерабатывающих предприятий.

Заключение. Вопрос повышения эффективности производства молока и молочной продукции в стране и регионе является наиболее актуальным в условиях повышения роли отечественного молочного производства в обеспечении продовольственной безопасности страны. Для решения поставленной задачи по импортозамещению отечественные предприятия поставлены в сложные условия модернизации процессов управления и совершенствования организационно-экономического механизма функционирования. С этой целью разработка направлений повышения эффективности производства молока в регионе осуществляется на основе реализации мероприятий с учетом государственной поддержки, инвестиций, межотраслевого взаимодействия и использования внутренних резервов повышения эффективности.

Список литературы

  1. Андреева О.Н. Методы и инструменты государственного регулирования рынка молока и молочной продукции // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2013. № 4. С. 96-100.
  2. Бычков Н.А. Совершенствование механизма функционирования организаций АПК. Минск: Беларусская навука, 2009. 386 с.
  3. Зомитева, Г. Тенденции развития продуктовых инноваций // Молочная сфера. №5 (35). 2010. С. 38-39.
  4. Мумладзе Р.Г. Перспективы развития молочной отрасли. Монография. М.: Изд-во Палеотип, 2011. 52 с.
  5. Оноприйко, А.В., Храмцов, А.Г., Оноприйко, В.А. Производство молочных продуктов. Ростов-на-Дону: Издательство «Март», 2004.
  6. Ноздрунова Н.Г. Модель реализации организационно-экономического механизма управления воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве // Вестник ОрелГАУ. 2013. № 6. С.63-68
  7. Создание современной технологической базы для производства и переработки молока в Белгородской области на 2014- 2016 годы и на период до 2020 года: Приказ департамента АПК Белгородской области от 25 февраля 2014 г. № 55.
  8. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года: Постановление Правительства Белгородской области от 25.01.2010 г. № 27-пп.
  9. Трясцина Н.Ю. Системный подход к формированию и управлению молочно-про- дуктовым под комплексом АПК // Региональная экономика. 2012. №5. С. 43-47.
  10. Ушачев И.Г. Социально-экономическое развитие АПК в условиях членства России во всемирной торговой организации и Евро-Азийском экономическом союзе (До- клад на Международной молодежной научно-практической конференции, Орел, 31 октября 2014 года.) – М., 2014. 21 с.
  11. Флигинских Т.Н., Андреева О.Н. Состояние и перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса Белгородской области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2009. № 3. С. 142-145.
  12. Флигинских Т.Н. Формирование и функционирование регионального АПК (вопросы теории и практики). - Белгород: Изд-во «Константа», 2005.- С.255-274.