16+

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

Aннотация

Формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе имеет первостепенное значение в современных условиях. Несомненно, развитие малого бизнеса в регионе способствует повышению конкурентоспособности создаваемой продукции, эффективности производства, показателей прибыльности и многого другого. Государство пытается разрабатывать специальные программы по поддержке малого бизнеса в регионе, создаёт благоприятные условия для его развития, совершенствует нормативно-правовую базу. Однако комплексная и эффективная система по формированию и развитию предпринимательской среды малого бизнеса ещё окончательно не создана ни на федеральном, ни на региональном уровне. Считается, что развитие малого предпринимательства в регионе способствует оздоровлению экономики не только региона, но и страны в целом. Целью исследования является совершенствование механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Основными задачами данного исследования являются проведение сравнительного анализа числа предприятий занимающихся малым бизнесом по субъектам Российской Федерации в динамике, проведение анализа факторов, препятствующих развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе, а также разработка сетевой модели по её формированию и развитию. Для проведения исследования были использованы методы сравнительного анализа, математического моделирования и многие другие. В данной статье проводится сравнительный анализ состояния развития малого предпринимательства на современном этапе. Кроме того, рассматриваются факторы, препятствующие и способствующие развитию предпринимательской среды малого бизнеса. Обосновывается необходимость изменения механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Разработана сетевая модель по формированию и развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Результаты проведенного исследования могут быть использованы различными предприятиями малого бизнеса при организации своей деятельности


Актуальность проблемы. Переход к рыночным отношениям коренным образом изменил принципы и отношение к формиро ванию социально-экономической политики региона и определил новый ориентир - создание инновационной предпринимательской среды. Несомненно, развитие малого бизнеса в регионе способствует повышению конкурентоспособности создаваемой продукции, повышению эффективности производства, показателей прибыльности и многого другого.

По нашему мнению, малый бизнес даёт возможность предпринимателям открыть своё собственное дело, а также реализовать функции новатора при организации данного вида деятельности. Это, в свою очередь, позволяет совершенствовать выпускаемую продукцию, создавать новую продукцию, реализовывать свои идеи.

Безусловно, создание благоприятной предпринимательской среды в регионе является залогом формирования и развития малого бизнеса в современных условиях хозяйствования. Следовательно, изучение механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса имеет первостепенное значение в современных условиях. Этим обуславливается актуальность темы данного исследования, а также поиск путей её решения в современных условиях хозяйствования.

Анализ последних научных исследований. Следует отметить, что значительный вклад в развитие теории предпринимательства внесли такие ученые, как Н. Кондратьев, Н. Макаров, Ф. Хайек, Р. Хизрич и другие. В трудах этих ученых рассматриваются различные аспекты предпринимательской деятельности, а также проблемы формирования предпринимательской среды и факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

Цель работы. Совершенствование механизма формирования и развития предпринимательской среды малого бизнеса в регионе. Государство пытается разрабатывать специальные программы по поддержке малого бизнеса в регионе, создаёт благоприятные условия для его развития, совершенствует нормативно-правовую базу. Однако комплексная и эффективная система по формированию и развитию предпринимательской среды мало- го бизнеса ещё окончательно не создана ни на федеральном, ни на региональном уровне.

Основной материал исследования. Развитие малого предпринимательства в регионе способствует оздоровлению экономи- ки не только региона, но и страны в целом. Основными задачами данного исследования являются: проведение сравнительного анализа числа предприятий занимающихся малым бизнесом по субъектам Российской Федерации в динамике, проведение анализа факторов, препятствующих развитию предпринимательской среды малого бизнеса в регионе, разработка сетевой модели по формированию и развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе.

Научной новизной данного исследования является разработка предложений по формированию и развитию благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе.

Считаем, что в трудах многих ученых пристально рассматриваются проблемы и основные принципы государственной поддержки малого предпринимательства без рассмотрения региональных взглядов на формирование и развитие предпринимательской среды малого бизнеса в регионе.

Известно, что в экономически развитых странах уделяется особое внимание развитию малого предпринимательства, а также оказывается поддержка предпринимателям со стороны государства. Например, в Японии система поддержки малого бизнеса в основ- ном направлена на сокращение числа предприятий - банкротов. Она включает в себя льготный режим налогообложения, определённый порядок амортизации и другие направления деятельности. Такая поддержка со стороны государства оказывает положительное воздействие на развитие малого предпринимательства [3, с.135].

В нашей стране формирование и развитие малого бизнеса происходит в достаточно сложных и нестабильных условия, сопрово- ждающихся экономическим кризисом, инфляцией, безработицей и т.д. Далее необходимо проанализировать число предприятий занимающихся малым бизнесом по субъектам Российской Федерации в динамике (таблица 1)

Проведенный анализ показал, что на конец 2012 года произошло уменьшение числа средних и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Этому послужили причиной как внутренние, так и внешние факторы.

Следует отметить, что основными факторами, препятствующими развитию предпринимательской среды малого бизнеса, являются недостаток финансовых средств, информации, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие четко разработанной стратегии развития малого бизнеса в регионе и многие другие факторы. Все эти факторы сдерживают развитие малого бизнеса и создают препятствия для развития и роста экоомики в целом [4, с. 335]. Следует также отметить и такую особенность развития малого предпринимательства в регионе, как наличие определённых сложностей в установлении связей между малыми предприятиями и крупными. Поэтому зачастую сохраняется зависимость малых предприятий от крупных. Конечно, это в свою очередь сдерживает свободу их деятельности, возможности её расширения деятельности и т. д. [7, с.111]. Проведенный анализ показал, что формирование благоприятной предпринимательской среды в регионе должно обеспечиваться системным подходом как со стороны самого государства, так и со стороны предприятий. Под системным подходом нами понимается совокупность элементов с наличием системы внутренних и внешних связей между ними [9, с. 208]. Поэтому считаем необходимым разрабо- тать сетевую модель формирования и развития благоприятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе, которая, по нашему мнению, решит проблему системно- го подхода как со стороны государства, так и со стороны предприятий.

Создание сетевой модели преследует следующие цели сетевой модели:

1. Формирование и развитие благо- приятной предпринимательской среды малого бизнеса в регионе.

2.Экономические факторы.

5. Финансовая поддержка малых предприятий в регионе.

6. Создание для малых предприятий гарантийного фонда, который компенсировал бы затраты в случае неучи предприятий.

7. Совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий.

3.Производственные факторы.

8.Подготовка специалистов в области малого предпринимательства в регионе.

9.Создание для венчурных предприятий гарантийного фонда, который компенсировал бы затраты в случае неудачи предприятий.

10.Создание эффективной системы информационной поддержки малых предприятий в регионе.

4. Социальные факторы.

11.Сокращение безработицы в регионе.

12.Профессиональный и карьерный рост занятых в производстве.

13.Повышение уровня жизни в регионе.

14. Увеличение доли малых предприятий в регионе.

5, 16, 17, 18 – возможные альтернативы.

Выводы и перспективы дальнейших научных разработок. Мы читаем, что реализация данных мероприятий позволит качественно и количественно улучшить показатели деятельности малых предприятий и организаций, повысить показатели прибыльности, рентабельности производства в регионе. По нашему мнению, развитие экономики любого государства невозможно без развития малого предпринимательства, так как малое предпринимательство является базисной основой для подъёма и развития экономики России в целом. Но для этого, по нашему мнению, необходимо создать благоприятные условия, в том числе должна быть оказана поддержка со стороны государства.

Список литературы

  1. Буров В.Ю. Основы предприниматель- ства. М: Чита, 2011. 441 с.
  2. Круглова Н. Ю. Основы  бизнеса. М.: КНОРУС, 2010. 544 с.
  3. Кантор Е.Л. Экономика предприятия. М: СПб., 2011. 220 с.
  4. Лапуст М.Г. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2009. 667 с.
  5. Набатников  В.М. Организация пред- принимательской деятельности. Ростов-на Д.М: Феникс, 2011. 256 с.
  6. Самарина В.П. Основы предпринима- тельства. М.: КНОРУС,2009. 224 с.
  7. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы,2000. 132 с.
  8. Сметанин С.И. История предпринима- тельства. М.: КНОРУС, 2010. 192 с.
  9. Фадеев Ю.Л. Индивидуальный пред- приниматель. М.: Эксмо, 2010. 224 с.
  10. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыноч- ной среде. М.: Издательский дом Междуна- родного университета в Москве, 2009. 324 с.