16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-4-0-3

ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
 

Aннотация

Современные технологии помогают медицинским учреждениям обеспечить качественное обслуживание пациентов даже в экстремальных условиях, подобных созданным пандемией. При этом пандемия выявила важность проблем внедрения и эффективности инновационных технологий в медицинскую сферу. Когда пик пандемии пройдет, и жизнь вернется в обычное русло, национальные службы здравоохранения, безусловно, продолжат оптимизировать области, в которых использование новых технологий повышает эффективность работы медицинских учреждений.

В исследовании были изучены теоретические основы разработки стратегии развития инновационных технологий и инновационной системы в здравоохранении и проанализировано текущее состояние системы здравоохранения Республики Узбекистан. Для реализации этих проблем очень важны новые знания, изменение мышления и человеческого поведения. Применение перечисленных элементов инновационной практики возможно и для решения других глобальных проблем: изменения климата, защиты окружающей среды, нехватки чистой пресной воды [Palanica, Fossat, 2020].

 В исследовании рассмотрены вопросы цифровизации в процессе разработки логической структуры системной базы данных и использование возможностей веб-технологий при обработке этих данных. Также в исследовании представлены аспекты внедрения инновационных технологий организации работы медицинского персонала в многопрофильном стационаре.

Обработка накопленных знаний в определенной области и принятие на их основе соответствующих решений требует от специалиста времени и навыков. Поэтому будет важно организовать таблицу базы данных всех необходимых материалов и использовать их при диагностике пациентов. Потому что важно выявлять синдромы на основе симптомов в организме человека. Эти синдромы основаны на исходной информации, предоставленной пациентом, но врач должен определить, насколько они точны, и принять окончательное решение.


Введение

 Технологическая трансформация здравоохранения – это мировая тенденция. Ученые и разработчики создают новые решения для повышения доступности, комфортности и результативности медицинских услуг, а правительства реализуют программы по модернизации здравоохранения. В мировом профессиональном сообществе идет активное накопление идей и результатов экспериментов, поиск наиболее эффективных подходов, связанных с использованием инноваций в медицине. Интерес компаний реального сектора экономики к данному направлению связан с огромным потенциалом рынка.

Поскольку здравоохранение относится к социальной сфере, основными ориентирами для создателя инновационного продукта или услуги в этой области являются не только экономический, но и медицинский и социальный эффекты инновации. Таким образом, применительно к здравоохранению инновацию можно определить, как конечный результат инновационной деятельности, внедренный в работу медицинской организации и приносящий положительный эффект (медицинский, социальный или экономический).

При подготовке квалифицированных и профессионально зрелых кадров для медицинской системы важно, прежде всего, использовать инновационные достижения, внедрять инновационные технологии в процесс медицинского образования и эффективно использовать их в образовательных учреждениях. В Узбекистане на практике до сих пор нет тесной связи между республиканскими специализированными медицинскими центрами и их филиалами на основе телевизионной медицины. Поэтому внедрение инновационных технологий в работу медицинских работников сферы здравоохранения является одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день.

На основе комплексного изучения медико-социальных и организационных проблем деятельности медицинских работников в современных социально-экономических условиях, научно обосновать внедрение инновационных технологий организации работы медицинского персонала в многопрофильном стационаре и исходя из этого, формировании навыков по созданию технологий экспертных систем.

Системы медицинского консульти­рования созданы в странах с развитой медициной, но в нашей республике такой системы пока нет. Благодаря внедрению систем медицинского консультанта достигается создание базы знаний из этой области, тем самым создавая основу для решения вопроса автоматизации в области медицины. В   данной статье впервые представлены результаты анализа деятельности медицинского персонала путем изучения эффективности использования рабочего времени, опроса средних медработников и пациентов, доказана эффективность данной инновационной организационной формы. Результаты изучения процесса непрерывного профессионального развития медицинского персонала теоретически обосновывают последовательность действий в развитии медицинского персонала в условиях медицинской организации. Выдвинутые в результате проведенного исследования выводы и предложения имеют научно-практическое значение для определения направлений, форм и содержания непрерывного профессионального развития персонала медицинской организации, позволяющие разработать и научно обосновать предложения по внедрению инновационных технологий организации работы медицинского персонала в многопрофильном стационаре. Полученные данные могут быть использованы в целях оптимизации труда медицинских работников стационарных лечебно‑профилактические учреждения (ЛПУ) на уровне учреждений, региональном и республиканском уровнях. Предложенные мероприятия позволят повысить продуктивность работы медицинского персонала, улучшить профессиональные характеристики и условия жизни медработников, повысить удовлетворенность выполняемой работой, а, следовательно, увеличить качество медицинской помощи, что скажется на удовлетворенности пациентов качеством оказанной им стационарной помощи. Это необходимо для создания базы знаний в этой области. Обычно база знаний создается ведущими специалистами в данной области и основывается на их советах,что позволяет во многих отношениях создать превосходную базу знаний,которой  смогут пользоваться не только обычные пользователи, но и молодые специалисты в этой области. В результате ее непрерывного развития возможно создание экспертной системы в этой области, но экспертных систем в области медицины в мировом масштабе не существует.

Основная часть

 Внедрение инновационных технологий позволит создать более эффективную систему здравоохранения, экономить время и средства, будет способствовать улучшению качества предоставляемых медицинских услуг. повышению уровня здоровья населения, снижению уровня смертности, увеличению продолжительности жизни населения нашей страны.

Национальный план мероприятий в области цифрового здравоохранения коррелируется с политикой и нормативно-правовыми документами Республики Узбекистан. Он позволяет ответственным ведомствам Узбекистана связать все мероприятия в области цифрового здравоохранения с конкретными мерами по цифровой трансформации.

Создание действительно современной системы здравоохранения предполагает повышение качества и доступности медицинской помощи, позволит своевременно выявлять болезни, предотвращать их развитие, даст доступ к медицине большему количеству людей и в конечном итоге – улучшит качество их жизни.

Стратегия цифровизации сферы здравоохранения постепенно внедряется и совершенствуется со временем исходя из вызовов современности.

За годы независимости в сфере
здравоохранения Узбекистана было проведено множество реформ и достигнуто много положительных результатов. В следующей таблице представлен анализ основных показателей здравоохранения
Узбекистана.

Результаты работы и реформ, проводимых в сфере здравоохранения Узбекистана, наглядно отражены в этой таблице. При изучении последнего пятилетнего периода из цифр в таблице видно, что по всем основным показателям здоровья были достигнуты положительные изменения

В то же время следует отметить, что в нашей стране существуют еще не до конца решенные проблемы оздоровления населения. Анализ региональных аспектов этих проблем, повышение качества медицинского обслуживания населения связан с анализом мест больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений.

С точки зрения территориальных аспектов оказания услуг населению в Узбекистане большое значение имеет и количество больничных коек на душу населения. По состоянию на 2021 год в Республике Узбекистан насчитывается 1 232 больницы (таблица 1) и 160 000 коек.

Наряду с уровнем обеспеченности населения больничными учреждениями важным является показатель количества амбулаторно-поликлинических учреждений на душу населения.

На территории республики количество амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 6031, а на одну амбулаторно-поликлиническую организацию приходится 5730,2 населения (см. табл. 1).

Медицинские и средние медицинские работники выполняют основную задачу по оказанию услуг населению в сфере здравоохранения. Сегодня в системе здравоохранения республики работает более 91 тысячи медицинских работников. В среднем по республике на одного медицинского работника приходится
376 жителей (табл. 3).

Ежегодное информационное издание «Бюджет для граждан», публикуемое при содействии Министерства финансов и Программы развития Организации Объединенных Наций, знакомит общественность с государственным бюджетом Республики Узбекистан. В 2021 году данную публикацию впервые дополняет отчет о «Государственных расходах на здравоохранение». Новая публикация посвящена расходам на здравоохранение, включая мероприятия по борьбе с COVID-19, расходы на амбулаторную и стационарную помощь, расходы на государственные программы по укреплению репродуктивного здоровья населения и другие статьи расходов. Всего государственное финансирование здравоохранения в 2021 году составил 21 047,8 млрд сум. или 3,1 процента ВВП

Из графика видно, что по сравнению с прошлым годом расходы страны выросли на 1.42%, а по сравнению с 2019 годом – на 42.4%. Это свидетельствует о колоссальном внимании правительства, которое было уделено здоровью граждан и совершенствованию системы.

Большая часть бюджета предназначается для заработных плат и отчислений, тогда как наименьшую долю занимают коммунальные услуги

В статью «прочее» попали приобретение основных средств, расходы на продукты питания, фонд материального стимулирования и развития медицинских учреждений, а также затраты на борьбу с коронавирусом.

В 2021 году расходы на заработные платы в сфере выросли на 21.36% по сравнению с 2019 годом. Из них 5 948.4 млрд сумов предназначены для работников стационарных учреждений (больницы, клиники, госпитали, родильные дома, санатории, хосписы), 5 228.3 млрдов сум – для амбулаторных (внебольничные врачебные учреждения: поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, медико-санитарные части), а остальные средства направлены для прочих медучреждений.

На расходы учреждений стационарной помощи направлено 8 081.0 млрд сумов, амбулаторной – 5 873.0 млрд сумов. Для финансирования других медицинских учреждений предусмотрено 2 693.9 млрд сумов, для борьбы с коронавирусной инфекцией -3 млрд сумов, а на оснащение и реконструкцию -1.4 млрд сумов

В капитальные расходы входят затраты на строительство, реконструкцию и ремонт. На оснащение выделено всего 50 млрд. сумов в сравнении с 74 млрд. сумов прошлого года.

Рост заболеваемости и ухудшение эпидемиологической ситуации стали предпосылками к наращиванию потенциала материально-технического оснащения, увеличению базы медицинского оборудования и парка машин скорой помощи, а также увеличению фонда заработной платы медицинских работников. Рост расходов непосредственно связан с борьбой с коронавирусной инфекцией.

На начало октября 2021 года вакцинированы более 5.7 млн человек. Закупка вакцины является самой большой статьей расходов с показателем 1 135 млрд. сумов. Очевидное внимание правительства республики отражается в колоссальном росте расходов на охрану здоровья граждан. Финансирование сферы здравоохранения составляет 3.1% от ВВП. Показатели здоровья являются важнейшими показателями измерения эффективности работы системы здравоохранения наряду с показателями измерения опыта и эффективности оказания медицинской помощи [Бервик Д.М., 2008]. Реформа в области финансирования здравоохранения занимает важное место в программе государственных реформ. Увеличение государственных расходов на здравоохранение имеет решающее значение для улучшения показателей здоровья. В условиях низких государственных расходов и отсутствия общенациональной системы накопительного страхования население вынуждено тратить деньги из собственных карманов для получения доступа к этим основным услугам. Это, в свою очередь, приводит к неравному доступу к услугам и недостаточно оптимальному пользованию профилактическими
услугами.

Заключение

В результате рассмотрения перспектив цифровизации и внедрения инновационных технологий в систему здравоохранения Республики Узбекистан было установлено следующее:

  1. Наиболее значимым предметом является внедрение инновационных технологий в работу медицинских работников сферы здравоохранения. Анализ показал, что инновационный процесс в медицине Узбекистана в целом сдерживается рядом факторов:

1) отсутствие определенной психологической готовности медицинского персонала к инновационным изменениям, эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки, аттестации (аккредитации) медицинских научных и образовательных учреждений по международным
стандартам.

2) широкое внедрение системы электронного здравоохранения, создание комплекса интегрированных информационных систем и баз данных на основе единых национальных стандартов.

  1. Для реализации этих принципов очень важны новые знания, изменение мышления и человеческого поведения. Применение перечисленных элементов инновационной практики возможно и для решения других глобальных проблем: изменения климата, защиты окружающей среды, нехватки чистой пресной воды. Современные технологии помогают медицинским учреждениям обеспечить качественное обслуживание пациентов даже в экстремальных условиях, подобных созданным пандемией.
  2. Унификация национального законодательства в области здравоохранения и разработка непосредственно затрагивающих законов, направленных на повышение качества медицинских услуг и защиту прав пациентов, усиление ответственности и защиты медицинского персонала.

 

Список литературы

  1. Бервик Д.М., T.У. Нолан и Дж. Уиттингтон, 2008. Тройная цель: Медицинская помощь, здравоохранение и уровень издержек. Вопросы здравоохранения. Фонд здоровья (Миллвуд). 2008 Май-июнь; 27(3):759-69. doi: 10.1377/hlthaff.27.3.759. (turbopages.org)
  2. Бирюкова А.С., 2017. Инвестиции в инновации: особенности инвестирования инновационных проектов в сфере здравоохранения // Евразийское пространство: добрососедство и стратегическое партнерство: Материалы VIII Евразийского экономического форума молодежи в 3 томах. – 2017(2): 167–170.
  3. Волнухин А.В., Мирошникова Ю.В., Сибурина Т.А., Вечорко В.И., 2017. Повышение профессионального потенциала медицинских и административных кадров здравоохранения: основные проблемы, перспективные стратегии, организационные механизмы / под научной ред. Ю.В. Михайловой // Монография. – М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2017. – 322.
  4. Глобальный инновационный индекс 2019 г. К здоровому образу жизни: будущее медицинских инноваций // WIPO. – 2019. – URL: https://www.wipo.int/global_innovation_index/ru/2019/ (дата обращения: 12.01.2021).
  5. Глобальный инновационный индекс 2020 г. Кто будет финансировать инновации // WIPO. – 2020. – URL: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/GII_2020_KeyFindings_RU_web.pdf.
  6. Alessi Ch., (2020). The effect of the COVID-19 epidemic on health and care – is this a portent of the'new normal'? // Healthcare IT news. – 2020. – 31.03. – URL: https://www.healthcareitnews.com/blog/europe/effect-covid-19-epidemic-health-and-care-portent-new-normal.