16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-4-0-8

 О ПРОБЛЕМЕ ЗАБЛОКИРОВАННЫХ ИНОСТРАННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ И НАПРАВЛЕНИЯХ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Aннотация

На современном этапе развития международных общественных отношений население Российской Федерации столкнулось с беспрецедентной проблемой дискриминации по признаку гражданства своего неотъемлемого международного права на владение имуществом отдельными иностранными государствами, их объединениями и институтами, одним из элементов которой стала незаконная блокировка иностранных ценных бумаг российских резидентов, стоимость которых, по отдельным оценкам, эквивалентна 6 трлн рублей. Причем истинной цель проводимой ими политики в указанной сфере, по нашему мнению, является попытка дискредитации перед избирателями руководства страны, успешно противостоящего англосаксонским элитам, вынашивающим планы уничтожения нашей государственности и государства в целом.

В рассматриваемой статье предложен принципиально новый подход решения проблемы заблокированных на российском фондовом рынке в ходе контрпродуктивных западных санкций иностранных ценных бумаг. В процессе исследования обоснована незаконность введенных ограничений с точки зрения международного права, определено количество пострадавших российских инвесторов, а также размер нанесенного им ущерба. Проведен анализ теоретических изысканий и практических наработок, направленных на минимизацию последствий указанного явления, по результатам которого сделан вывод о недостаточности сделанных наработок и принимаемых мер. Раскрыта принципиальная схема регистрации сделок по купле-продажи иностранных ценных бумаг, а также роль международного расчетно-клирингового депозитария Euroclear при их регистрации. Предложено три основных направления, позволяющих возместить российским инвесторам понесенные ими убытки, первые два из которых основаны на свободе их волеизъявления, а последнее реализуется в рамках государственного механизма, вводимого в случае принудительного изъятия зарубежными государствами ценных бумаг иностранных компаний у российских собственников.

 


Введение

Согласно абзацу 1 статьи 17 Всеобщей декларации прав человека (далее – Декларация) «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». Таким образом, каждому человеку вне зависимости от его расы, кожи, языка, национального происхождения в силу статьи 2 Декларации гарантируется право свободно владеть своим имуществом.

Несмотря на это, 03.06.2022 года Европейским союзом в соответствии с регламентом № 269/2014 были введены блокирующие санкции в отношении российского Национального расчетного депозитария (далее – НРД), являющегося вышестоящим депозитарием для большинства депозитариев, учитывающих права инвесторов на иностранные ценные бумаги, включая как депозитарий Публичного акционерного общества «СПБ Биржа», так и депозитарии связанных с ним крупнейших российских брокеров (Альфа-Инвестиции, БКС, ВТБ-Мои инвестиции, Тинькофф-Инвестиции и др.).

 Указанное фактически исключило возможность для граждан Российской Федерации, владеющих иностранными ценными бумагами, учитываемыми через НРД, реализовать свое право на распоряжение указанным имуществом, которое является одной из составляющей права владения им. То есть российские инвесторы столкнулись с противоправным фактом нарушения своих прав по национальному признаку. К ним были применены «двойные стандарты», используемые «в качестве инструмента политической борьбы», о чем неоднократно предупреждал Президент РФ Путин Владимир Владимирович.

По данным первого заместителя председателя Центрального банка Российской Федерации Владимира Чистюхина «Объем заблокированных иностранных ценных бумаг резидентов, учитываемых в НРД, эквивалентен 6 трлн рублей», что является одной из угроз «качеству жизни граждан» [Мадатова О.В., 2016]. При этом, заместитель председателя Банка России Филипп Габуния сообщил, что «На счетах более 5 млн россиян есть заблокированные активы».

В результате права пяти миллионов граждан Российской Федерации, предусмотренные нормами международного права, касающиеся свободы распоряжения своим имуществом, были нарушены и до настоящего времени не восстановлены, а ущерб от указанных действий составил шесть триллионов рублей. Необходимость решения указанной проблемы и определяет актуальность проведенного исследования.

Основная часть

Целью настоящей работы явилась разработка конкретных мероприятий, позволяющих решить проблему заблокированных иностранных ценных бумаг путем ликвидации или минимизации ущерба российский инвесторам.

Изучение научных работ показало, что несмотря на существенное количество пострадавших и размер нанесенного им материального ущерба в научных кругах проблема невозможности распоряжаться российскими инвесторами замороженными иностранными ценными бумагами не нашла своего научного отражения. Работы отдельных авторов, занимающихся проблематикой противодействия санкционным ограничениям, таких как Н.А. Звягинцевой [Звягинцева Н.А., Марков Д.Е., 2022], Д.Е. Маркова, Е.В. Семенковой [Семенкова Е.В., Власова Е.Н., 2022], Е.Н. Власовой и др.  не затрагивали рассматриваемую тему.

Наоборот, в практической деятельности проделана определенная работа по решению исследуемой проблемы. Так, в ответ на блокировку международного расчетно-клирингового депозитария Euroclear по решению Банка России от 30.05.2022 года были заблокированы на счетах инвесторов отдельные иностранные бумаги, имеющие первичный листинг на американских биржах, хранящиеся в НРД, за исключением отдельных компаний, таких как Cian PLC, Ozon Holdings PLC, Yandex N.V. и др.

Вместе с тем, верное, по сути, решение о блокировке вызывает сомнение способом его реализации. Так, сам нормативный акт, затрагивающий права пяти миллионов наших граждан, официально не опубликован. Имеется только Информация Банка России о том, что «Банк России ограничил биржевые торги иностранными ценными бумагами, заблокированными международными депозитариями». Это ставит под сомнение легитимность блокировки, так как согласно части 3 статьи 15 Конституции РФ «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

В качестве другой меры защиты «Банк России ограничивает продажу неквалифицированным инвесторам ценных бумаг недружественных стран», о чем указано в Информации Банка России от 06.09.2022 года, согласно которой предполагается путем ограничения приобретения постепенное снижение доли ценных бумаг эмитентов из недружественных стран до 15% с 01.10.2022 г., до 10% с 01.11.2022 г., до 5% с 01.12.2022 г., а также полный запрет на приобретение указанных бумаг с 01.01.2023 г.

Названное решение, по нашему мнению, не соответствует законодательству Российской Федерации как, по сути, так и по правовому регламентированию.

Во-первых, указанная информация официально не опубликована, а значит рассматриваемы акт не подлежит применению.

Во-вторых, нарушаются требования статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", определяющий перечень нормативных актов, согласно которой «Банк России … издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц». Таким образом, Информация Банка России не является нормативным актом, а значит не подлежит обязательному исполнению юридическими и физическими лицами.

В-третьих, указанный запрет ущемляет конституционное права граждан на распоряжение своим имуществом, установленное частью 2 статьи 35 Конституции РФ, согласно которой «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами». Таким образом, создан опасный прецедент, ограничивающих права граждан на распоряжение своим имуществом вне законодательного регулирования.

В-четвертых, рассматриваемое решение противоречит конституционному и гражданскому законодательству, так как по своей сути препятствует осуществлению гражданами предпринимательской деятельности.

По своей правовой природе инвестиционная деятельность является предпринимательской. В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – Гражданский кодекс РФ) под предпринимательской понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Инвестиции граждан в ценные бумаги является видом деятельности, осуществляемой ими самостоятельно, при их ведении существуют значительные риски, они направлена на систематической получение прибыли в виде разницы стоимости продажи и приобретения ценных бумаг, иных финансовых инструментов, либо получения дивидендов или процентов.

 Таким образом, инвестиционная деятельность граждан в ценные бумаги является разновидностью предпринимательской деятельности, что получило свое подтверждение в современной науке в научных трудах С.П. Мороз [Мороз С.П., 2006], И.В. Ершовой [Ершова И.В., 2014], А. Спектор, Г.Д. Отнюковой и др.

Так, например, Е.В. Куницкая прямо указывает, что «Инвестиционная и предпринимательская деятельность являются разновидностями экономической деятельности … Оба вида деятельности направлены на извлечение прибыли и имеют рисковый характер» [Куницкая Е.В., 2021].

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 34 Конституции РФ «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Статья 18 Гражданского кодекса РФ определяет, что «Граждане могут …  заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью».

Следовательно, Информация Банка России от 06.09.2022 года ограничивает права конституционные и гражданские права граждан на осуществление предпринимательской деятельности.

К аналогичному ограничению прав граждан, по нашему мнению, относится также предложение Центрального банка РФ об изменении размера активов, необходимых для получения статуса квалифицированного инвестора с шести миллионов рублей до 30 миллионов рублей, то есть в пять раз.

Более того, указанные меры не способны решить рассматриваемую проблему, то есть возместить уже нанесенный ущерб российским инвесторам, хотя в дальнейшем дают возможность минимизировать возможные будущие их убытки.

К мерам защиты граждан, пострадавших от указанных санкций, по нашему мнению, следует отнести деятельность НРД, который 12 августа 2022 года подал иск в суд ЕС (г. Люксембург) с требование об отмене введенных ограничений.

Вместе с тем, изучение научной литературы по деятельности Суда Европейского союза [Богатыренко И., 2019; Сорокина Е.А., 2021] показала, что русофобская истерия в ЕС, по нашему мнению, привела к тому, что добиться справедливости в виде отмены введенных рассматриваемых ограничений будет крайне проблематично. По всей видимости, суд ЕС пойдет по пути «затягивания» процедуры рассмотрения иска НРД под любыми процессуальными предлогами, а конечное решение будет предопределено политической ситуацией, сложившийся на момент вынесения судебного акта.

  Указанное точка зрения также подтверждается существенными изменения соотнесения норм международного и российского права, обусловленного необходимостью фактического признания приоритета национального законодательства над международным, а также не признания решений Европейского суда по правам человека, в отдельных случаях, носивших явно дискредитационный характер правовых актов Российской Федерации.

Вместе с тем, по нашему мнению, решения регулятора об ограничении возможности совершения операций с заблокированными ценными бумагами исходит не из совсем верного толкования первичной сущности введенных ограничений.

Первоначальный запрет на учет изменения владельца рассматриваемых ценных бумаг был введен международным расчетно-клиринговым депозитарием Euroclear, впоследствии подтвержденным ЕС путем включения НРД в список заблокированных лиц.

В ответ на действия Euroclear Центральный банк России запретил публичные торги. Таким образом, если названный депозитарий прервал взаимодействие с НРД, то Банк России вообще исключил возможность проведения операций, как НРД, так и депозитария СПБ биржи и связанных с ней депозитариями российских брокеров.

Однако, на наш взгляд, в рамках российского сегмента депозитарной деятельности торги заблокированными ценными бумагами могли бы быть продолжены при условии того, что учет проводимых операций осуществлялся бы на отдельной площадке непосредственно НРД.

В до санкционный период принципиальная схема регистрации совершенных сделок с ценными бумагами имела вид, представленный на Рисунке.

Данные рисунка показывают, что в рассматриваемой схеме депозитарий Euroclear занимал связующее звено между национальными депозитариями, что обеспечивало возможность свободного перемещения ценных бумаг и финансовых потоков по всему миру. При этом право на ценные бумаги в результате последовательной регистрации сделки переходило от продавца к покупателю, а денежные средства перемещались с брокерского счет покупателя на брокерский счет продавца.

После отказа депозитария Euroclear взаимодействовать с НРД, возможность взаимосвязи между НРД и другими национальными депозитариями была утрачена. Однако она сохранилась в рамках самого НРД.

Указанный фактор не был учтен Банком России при вынесении решения о запрете торгов. Безусловно, на тот момент иного способа просто не было, так как сделки, проведенные на рынке, ни только не могли быть оформлены надлежащим образом, но и оплачены.

Вместе с тем, в рамках российского сегмента депозитарной деятельности указанные сделки могли бы проводится, никаких препятствий для этого нет.

В этой связи на первом этапе предлагается на базе НРД создать отдельную торговую площадку, на которой разместить заблокированные иностранные ценные бумаги на специальных счетах их владельцев, с возможностью свободно осуществлять операции купли-продажи по аналогии с фондовым рынком. При этом учет совершенных сделок должен проходить исключительно в российском сегменте депозитарной деятельности.

В том момент, когда западные санкции будут сняты, достаточно будет оформить учетную сделку между владельцем ценных бумаг по данным депозитария Euroclear на дату введения санкций и их собственником по сведениям НРД, что приведет в соответствие указанные базы данных.   

Доступ на означенную торговую площадку должен быть предоставлен всем желающим, включая как российским, так и зарубежным юридическим и физическим лица, причем как с дружественных, так и недружественных государств, так как большее количество участников при неизменном объеме заблокированных ценных бумаг на основании закона спроса будет приводит к увеличению цены сделки, что выгодно российским их держателям.

Вывод о том, что часть инвесторов примет решения об участии в торгах по продаже заблокированных ценных бумаг строится на следующих предпосылках.

Во-первых, изменение экономической ситуации на рынке в отдельных случаях приводит к несостоятельности инвесторов, нехватки денежных средств как на поддержание привычного уровня жизни, так и обеспечения базовых потребностей членов своей семьи. Решение указанных проблем может быть достигнуто за счет реализации имеющихся у них заблокированных ценных бумаг. В случае же, если это связано с отсутствием средств к существованию, то это уже является прямой обязанностью государства, которая может быть реализована за счет предоставления доступу к заблокированным средствам. 

 Во-вторых, в своей инвестиционной деятельности инвесторы придерживаются различных стратегий. Так, например, одна их эффективных инвестиционных стратегий связана с минимизацией убытков, согласно которой лучше потерять часть, чем потерять все. Так как угроза изъятия заблокированных активов западными санкциями сохраняется, указанный фактор может обусловить желание владельцев реализовать ценные бумаги с определенным дисконтом.

Часть инвесторов извлекают прибыль на фондовом рынке не с процентов или дивидендов, а за счет изменения цены актива. Для названной группы отвлечение капитала из оборота в замороженные ценные бумаги неприемлемо по своей сути.

Вывод о том, что часть инвесторов решит приобрести заблокированные ценные бумаг строится на следующих предпосылках.

Во-первых, рассматриваемые ценные бумаги, по всей видимости, будут продаваться с определенным дисконтом от их рыночной цены. В результате при снятии санкций они способны принести определенный доход за счет курсовой разницы.

Во-вторых, несмотря на то, что ценные бумаги заблокированы, их владельцы сохраняли на них право собственности, в том числе право на дивиденды и проценты, которые хотя тоже заморожены, однако при снятии санкций будут выплачены в полном объеме, что принесет их новым собственникам дополнительный доход, причем не только за период владения, а с момента введения санкций.

В-третьих, доступ на рынок иностранных инвесторов предполагает возможность приобретения ими ценных бумаг, которые смогут быть выведены из-под санкций их новыми владельцами с учетом наличия гражданства определенной страны.

При таких предпосылках, можно сделать вывод, что сделки по купле-продаже заблокированных ценных бумаг получат определенное распространение, что позволит гражданам Российской Федерации обеспечить реализацию конституционного права на владение и распоряжение имуществом для достижения поставленных целей.

На втором этапе предлагается внедрить электронную систему, позволяющую осуществлять обмен в натуральной форме заблокированных иностранных ценных бумаг, принадлежащих российским владельцам, на российские ценные бумаги, находящиеся в собственности зарубежных инвесторов. 

Предпосылкой для его реализации предлагаемого мероприятия является то обстоятельство, что как у российских инвесторов возникла проблема свободной реализации иностранных ценных бумаг, так и у иностранных держателей из недружественных стран имеются сложности с продажей российских ценных бумаг.

В основе внедрения рассматриваемого предложения лежат требования гражданского законодательства Российской Федерации. Подпункт 2 пункта 4 статьи 143 Гражданского кодекса РФ устанавливает возможность перехода права собственности на именные ценные бумаги «в порядке непрерывного ряда уступок требования (цессий) путем совершения на ней именных передаточных надписей или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (цессии)».

Таким образом, российское законодательство предполагает возможность передачи права требования на ценные бумаги на основании договора цессии, условия и требования к оформлению, которого определены статьями 388 – 390 Гражданского кодекса РФ. 

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора», соответственно, условия заключения сделки выбираются ими самостоятельно.

Пунктом 1 статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – Гражданский кодекс РФ) предусмотрена возможность заключения договора мены, по которому «каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой». Таким образом, возможность обмена одних ценных бумаг на другие не противоречит российскому законодательство.

Депозитарий Euroclear (Euroclear SA/NV) зарегистрирован по адресу: Boulevard du Roi Albert II 1 Saint-Josse-ten-Noode Brussels, Belgium, 1210, соответственно, он находится под юрисдикцией Бельгии, относящейся к Романо-германской правовой системы [Корякин В.М., 2011], к которой относится и законодательство РФ, предусматривающее договор мены, как основание смены собственника, а уступку права, как перемену кредитора при выполнении обязательств.

Таким образом, создание электронной системы, позволяющей удаленно заключать договора мены или цессии в зависимости от особенностей гражданского права иностранного участника сделки, а также предоставлять необходимые заверенные документы в электронном или печатном виде об её совершении, позволить обеспечить возможность граждан фактически освободить свое имущество от санкций путем обмена его на ценные бумаги, свободно обращающиеся в Российской Федерации.

По нашему мнению, необходимо учесть еще одну угрозу, реализация которой возможна в случае дальнейшего обострения ситуации в результате контрпродуктивной позиции США и её сателлитов. Цепочка произошедших событий, начиная с заморозки российских, как государственных, так корпоративных и частных финансовых активов, незаконное изъятие имущества, удержание товаров, в частности удобрений, предназначенных для поставки в другие страны, и другие негативные события, позволяют предположить возможность запрета недружественными странами исполнения  находящихся в их юрисдикции компаниями обязательств по заблокированным санкциями ценным бумагам, находящимся в собственности у российских инвесторов, либо вообще изъятие названных активов.

Учитывая грубейшие нарушения норм международного права со стороны западных стран, исключать обозначенный сценарий нельзя и к нему необходимо подготовиться.

На наш взгляд, в случае принятия решения об отказе в исполнении обязательств по иностранным ценным бумагам, принадлежащих российским инвесторам, государство должно принять меры, направленные на компенсацию понесенных последними убытков.

Для этого предлагается сформировать государственный страховой фонд возмещения обманутых держателей иностранных ценных бумаг (далее – Фонд), финансовые средства которого формируются за счет возмездного изъятия ценных бумаг российских компаний у иностранных собственников, государства которых не обеспечили исполнение обязательств своих компаний перед российскими инвесторами.

Указанные изъятые ценные бумаги подлежат реализации на российском фондовом рынке, а вырученные денежные средства зачисляются в Фонд, из которого производится выплаты пострадавшим российским инвесторам, в ходе осуществления которых Фонду передаются их права собственности на имеющиеся у них иностранные ценные бумаги.

В дальнейшем Фонд передает право собственности на означенные активы иностранным инвесторам, у которых были российские ценные бумаги, тем самым обеспечивая реализацию принципа возмезности изъятия.

Распределение денежных средств между российскими инвесторами и ценных бумаг между иностранными собственниками предлагается осуществлять на основе специально принятого закона, основанного на принципах Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», что обеспечит справедливое распределение рассматриваемых активов. Соответствующие законодательные акты должны быть приняты заранее с отсрочкой их введения до момента изъятия указанных активов, что, в частности, может выступить детерминирующим механизмом, препятствующим принятию западными странами решения о нарушении прав российских держателей ценных
бумаг.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что в результате контрпродуктивных санкций США и других недружественных России государств, а также незаконных действий международного расчетно-клирингового депозитария Euroclear пяти миллионам российских инвесторов был нанесен финансовый ущерб на сумму около шести триллионов рублей. До настоящего времени ни в научных кругах, ни в практической деятельности не было разработано и принято достаточных мер для полноценного решения указанной проблемы.

В рамках проведенного исследования предложено три мероприятия, позволяющих первоначально минимизировать, а в последствие полностью компенсировать понесенные инвесторами потери. Первое мероприятие предусматривает возможность проведения купли-продажи заблокированных ценных бумаг в рамках российского сегмента депозитарной деятельности.

Второе мероприятие обеспечивает возможность прямого обмена на электронной площадке заблокированных иностранный ценных бумаг, находящихся в собственности у российских владельцев, на российские депозитарные бумаги иностранных инвесторов.

Третье мероприятие применяется как ответная мера на фактическое изъятие иностранных активов фондового рынка у российских инвесторов. Его реализация заключается в принудительном возмездном изъятии российских ценных бумаг у иностранных собственников с последующей реализацией на рынке для возмещения нанесенного ущерба российским инвесторам. При этом иностранные ценные бумаги российских инвесторов также изымаются и передаются лицам, у которых произведено изъятие российских акций, облигаций и т.д.

В результате права российских инвесторов – владельцев иностранных ценных бумаг будут соблюдены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормами международного и гражданского права.   

Список литературы

  1. Богатыренко И., 2019. Выводы суда Европейского союза «Газпром нефть» против санкций ЕС в суде ЕС» // Нефть, газ и право. 2019. № 4: 36-40.
  2. Ершова И.В., 2014. Инвестиционное право: учеб, пособие / Ершова И. В., Отнюкова Г. Д., Спектор А. А. [и др.] М.: Проспект, 2014: 3-6.  
  3. Звягинцева Н.А., Марков Д.Е., 2022. Исследование конъюнктуры рынка акций Российской Федерации в современных условиях беспрецедентной санкционной нагрузки // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32, № 1: 78–88. DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(1).
  4. Корякин В.М., 2011. Гражданское и торговое право зарубежных стран (курс лекций в схемах): учеб. пособие / В. М. Корякин. – М.: Юридический институт МИИТ, 2011. – 114 с.
  5. Куницкая Е.В., 2021. Различия инвестиционной и предпринимательской деятельности через категорию интереса и риска // Юридическая наука. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichiya-investitsionnoy-i-predprinimatelskoy-deyatelnosti-cherez-kategoriyu-interesa-i-riska (дата обращения: 17.09.2022).
  6. Мадатова О.В., 2016. Финансово-правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ: учебное пособие. Краснодар: ООО «Издательство «Светоч», 2016: 142.
  7. Мороз С.П., 2006. Инвестиционное право Республики Казахстан. Алматы, 2006: 225.
  8. Семенкова Е.В., Власова Е.Н., 2022. Причины, факторы и последствия деглобализации для российского фондового рынка // Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2022. № 01(51): 26-31. DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.582.
  9. Сорокина Е.А., 2021. "Суд" или "трибунал" как субъект преюдициальной процедуры: автономное понимание в практике суда ЕС // Международное правосудие. 2021. № 3 (39): 105-126.