16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-1-1-1

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТОВ ЛОКАЛЬНОГО УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
 

Aннотация

На современном этапе экономического развития видится актуальным вопрос повышения бюджетной обеспеченности на районном уровне. Ведь именно на районном уровне решаются вопросы непосредственно с участием населения. С учетом современных условий поднимается вопрос необходимости повышения самостоятельности местного уровня для обеспечения социально-экономической устойчивости всего региона. Целью данной работы является анализ тенденций бюджетной обеспеченности Вологодского муниципального района за 15 лет. На основе проведенного анализа была выявлена переориентация части расходов со сферы жилищно-коммунального хозяйства на национальную экономику и общегосударственные вопросы. За рассматриваемый период произошло снижение субвенций и увеличение субсидий в бюджетах исследуемых районов, что привело к сокращению количества передаваемых полномочий на муниципальный уровень и увеличило расходы из собственного бюджета. В определённые периоды наблюдался прирост доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в разы за счет сдачи в аренду или продажи данной собственности. В заключении определены направления развития данного исследования, что позволит более детально изучить вопрос и проработать в последующем рекомендации по улучшению обеспеченности районов собственными доходами. При проведении исследования применялись методы системного анализа, табличной и графической визуализации данных, статистические методы обработки исходных данных. Информационной базой послужили труды отечественных авторов, данные Росстата, ЕМИСС.


Введение

В настоящее время изучению бюджетов регионов отводится всё большее внимание, ведь за счет них происходит устойчивое социально-экономическое развитие территориальных систем. Поэтому в исследованиях многих ученых роль микроуровня отводится муниципальным образованиям как фундаментальному звену административно-территориальной системы государства.

Также отдельно рассматривают вопрос устойчивости бюджетов отдельных территорий и межбюджетных отношений. Это делается с целью повышения уровня сбалансированности и обеспеченности регионов, данную тематику изучают такие ученые как [Михайлова, 2019, Блохин, 2022, Печенская-Полищук, 2020, Пугачев, 2020, и др.].

В зарубежных работах авторы делают особый акцент на устойчивый муниципальный рост, для достижения которого необходимо повышение эффективности использования бюджетного потенциала территорий. Так как районный уровень является драйвером экономического развития вследствие наибольшего приближения исполнителя государственных (муниципальных) услуг к населению [Azoulay, 2017, Krätke, 2002, Lockner, 2013, Silem, 2014].

Данный вопрос также на постоянной основе освещает В.В. Путин, так, он выделил, что в современной России на муниципалитеты возложены не менее ответственные задачи. От эффективности их деятельности во многом зависят состояние
и совершенствование социальной инфраструктуры городов и посёлков, обеспечение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве, благоустройство территорий
[Путин, 2021].

Поэтому целью данной работы является анализ тенденций бюджетной обеспеченности муниципалитетов на примере Вологодского района.

Научная новизна исследования состоит в систематизации актуальных данных в бюджетной сфере, а именно бюджетов муниципалитетов, с учетом современных вызовов и изменяющейся ситуации в стране и мире.

Основная часть

Основными параметрами бюджетов всех уровней являются доходы и расходы. В период с 2006 по 2021 год доходы бюджета Вологодского района выросли в 3,7 раза, расходы – в 3,6 раза. Наибольшие темпы роста доходов и расходов бюджета пришлись на 2007, 2010 и 2019 гг. Средние доходы районного бюджета составили 1122,6 млн. рублей против 1124,3 млн. рублей бюджетных расходов (табл. 1). 

Для понимания распределительной системы видится необходимым рассмотреть за счет каких показателей произошёл прирост бюджета.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. произошел рост собственных доходов в 2,17 раза (с 81,2 тыс. р. до 176,2 тыс. р.) за счет роста практически всех доходных источников. Также в связи с реформой 2006 года в 2007 году были выделены строки «Налог на прибыль организации», «Налог на имущество», который включает в себя налог на имущество организаций и транспортный налог. Также стоит отметить увеличение следующих показателей:

  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов с 526,3 т.р. до 12885,4 т.р. (в 24,48 р.). Такой рост произошел за счет продаж квартир находящихся в муниципальной собственности;
  • субсидии с 37702,9 т.р. до 112252,8 т.р. (в 2,97 р.);
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности с 3798,8 до 6356,0 т.р. (в 1,67 р.).

В 2010 г. доходы бюджета выросли в основном за счет увеличения субсидий на 104% по сравнению с 2009 г. Такой рост субсидий обеспечили программы по капитальному строительству государственной собственности, капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья.

Стоит отметить, что с 2009 г. были применены дифференцированный подход к определению инвентаризационной стоимости имущества и установление пошаговой шкалы ставок на имущество физических лиц, что увеличило поступления налога на имущество физических лиц в 2010 г. в 1,2 раза.

Увеличение доходной части бюджета района на 40,1% в 2019 г. по сравнению с 2018 г. произошло за счет следующих показателей:

  • платежи при пользовании природными ресурсами в 2,25 раза;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба на 90,8%;
  • субсидии с 67,2 млн. р. до 424,7 млн.р. в 6,3 р.;
  • субвенции на 21,3%;
  • иные межбюджетные трансферты в 2 раза.

Таким образом, можно заметить тенденцию, что основной прирост происходить за счет увеличения безвозмездных поступлений в бюджет, а именно субсидий. Также стоит отметить, что приращение имеют некоторые неналоговые доходы.

Основной фактор увеличения собственных доходов районного бюджета –поступления по налогу на доходы физических лиц, которые возросли по сравнению с 2015 годом – на 44,2%, а по сравнению с 2006 годом более чем в 6,8 раз. Неналоговые доходы за период 2006-2021 гг. увеличились в 9 раз, удельный вес достиг 14,5%. (табл. 2).

Источник: База данных показателей муниципальных образований / Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/

 

Анализ доходов бюджета Вологодского района и их структуры за период с 2006 по 2021 год позволяет сделать следующие выводы:

1. Поступления по налогу на доходы физических лиц в 2021 году увеличились на 28,4% по сравнению с 2015 г. и на 5% в 2020 г. Удельный вес данного налога вырос на 11 п.п. по сравнению с 2006 г. Стоит отметить, что в 2020 г., несмотря на пандемию COVID-19 и карантинные меры, поступления НДФЛ выросли на 7,9% в сравнении с уровнем 2019 г., хотя при этом удельный вес сократился на 0,2 п.п.

2. В структуре доходов бюджета района с 2014 г. по 2021 г. были «Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации». Они занимают от 1,0% до 3,8% в структуре доходов района. При этом показывают ежегодное приращение, так, они выросли в 3,9 раз в 2021 г. по сравнению с 2014 г.

3. Рост в 57,6 раз показали доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Так, в 2006 г. они составили 0,5 млн руб., а в 2021 г. – 30,3 млн руб. В 2012 г. данные доходы составили 74,9 млн руб., такое увеличение произошло за счет реализации иного имущества, находящегося в собственности муниципального района.

Рассматривая структуру доходов района, следует отметить, что к 2021 г. доля безналоговых (безвозмездных) поступлений снизилась на 15,3 п.п., но по-прежнему остается основным источником дохода в бюджете (рис. 1). В 2006-2007 гг. в доходах отдельно выделялись «Доходы от приносящей доход деятельности», что в 2006 г. составили 4% в удельном весе от доходов бюджета и 4,3% в 2007 г.

В 2017 г. доля собственных доходов достигла максимума (52,2%), это связано в-первую очередь со снижением поступления дотаций и субвенций.

Из-за высокой доли безвозмездных поступлений в бюджет расстроим динамику дотаций, субсидий, субвенций в Вологодский район. За 2006-2021 гг. общая сумма трансферов в бюджет района составила 11916,2 млн. рублей: дотации,
субсидии и субвенции увеличились
в 1,33, 8,22 и 3,1 раза соответственно к уровню 2006 года (табл. 3). Иные межбюджетные трансферты выросли в 43 раза, что связано с заключенными соглашениями об осуществлении части полномочий по  решению вопросов местного значения.

В период с 2006 по 2021 год общая сумма расходов бюджета составила 17989,2 млн. рублей или возросла на 261% (табл. 4).

1. Увеличились расходы по статьям:

  • Общегосударственные вопросы. Наибольший удельный вес в данном разделе составляют расходы по подразделам «Другие общегосударственные вопросы» (108,03 млн. рублей) и «Функционирование местных администраций» (66,61 млн. рублей).
  • Национальная экономика за счет реализации мероприятий по следующим направлениям: «Сельское хозяйство и рыболовство», «Дорожное хозяйство» и «Другие вопросы в области национальной экономики». Бюджетные ассигнования направлялись на повышение престижности труда в сельскохозяйственном производстве, ремонт автомобильных дорог и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития Вологодского муниципального района (далее – ВМР).

2. В расходах на социальную сферу наибольшую долю составляют затраты по статье «Образование» – 87,5%, наименьшую – «Здравоохранение» (за 2020-2021 гг. удельный вес составил 0,1%).

Рассматривая структуру расходов, стоит отметить перераспределение расходной части бюджета с ЖКХ на национальную экономику и общегосударственные вопросы (рис. 2). Это связано с реализацией национального проекта «Цифровая экономика», а также началом действий муниципальных программ, например, программа по содействию в развитии сельскохозяйственного производства.

Далее проведем компаративный анализ бюджетного потенциала Вологодского района с соседними муниципальными образованиями.

Так, по статистическим данным, за 2006-2021 гг. доходы Вологодского района увеличились более чем в 3,7 раза, что выше среднего по области и почти всех соседних районов (табл. 5). При этом доходы Сокольского района превышают доходы ВМР на 14,8% в 2020 г. и на 0,5% в 2021 г.

Динамика доли безвозмездных поступлений в районные бюджеты в общем объеме доходов показывает неоднозначную тенденцию (табл. 6). Так, Вологодский район показал снижение доли трансфертов на 1,17 п.п. в 2021 г. по сравнению с 2015 г., что является одним из лучших показателей, опережает только Грязовецкий район, где произошло уменьшение на 13,4 п.п. Стоит отметить, что у рассматриваемых муниципалитетов за 2015-2021 гг. произошло перераспределение долей поступлений с субвенций на субсидии, например, в Шекснинском районе доля субвенций снизилось на 25 п.п., а доля субсидий выросла на 16 п.п. Также все рассматриваемые районы можно назвать дотационными, так как основную долю в доходной части бюджета занимают безвозмездные поступления.

Источник: База данных показателей муниципальных образований / Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/

Вопрос дотационности бюджетов разных уровней является актуальным, многие ученые выносят на обсуждения данный вопрос.

Во-первых, в настоящее время в правовой системе Российской Федерации отсутствует понятие «дотационности» бюджета. В бюджетном законодательстве рассматриваются такие понятия как бюджет, межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции, что приводит к вольной трактовке в научных трудах данной категории. Поэтому рассмотрим, какую трактовку понятию «дотационность» бюджета дают разные авторы.

Так, в определении, приведенном [Ибрагимова, 2001], под дотационностью регионального бюджета понимают потребность в финансовых ресурсах, необходимых для регулирования бюджетов регионов (территорий), после того как для этой цели буду полностью использованы все налоговые и неналоговые доходы, мобилизуемые на данной территории.

[Родионова, 1994] к дотационным относит региональные и местные органы власти, которые в силу сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий, т.е. не могут без финансовой помощи выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законодательством необходимые функции.

[Сугарова, 2015] к «дотационному» относит бюджет, характеризующийся финансовым состоянием, возникающим вследствие необеспеченности расходов, связанных с финансированием предусмотренных законодательством задач (полномочий) и функций, возложенных на него, собственными доходными источниками».

Во-вторых, авторы пытаются определить факторы и условия, которые влияют на уровень собственной обеспеченности регионов. Поэтому выделим коллектив авторов Таштамиров М.Р., Байсаева М.У., Баташев Р.В. [Таштамиров, 2020], которые обобщили и сформировали на основе научных результатов ученых иерархию факторов и условий, лежащих в основе экономического и бюджетного состояния региона. Ученые разработали пирамиду факторов и условий экономического и бюджетного регионального развития, по аналогии с пирамидой Маслоу. Так, в основании пирамиды лежит «природно-ресурсный потенциал и географо-климатические условия», далее расположились «демографическое расселение и состояние инфраструктуры», «уровень развития и структура регионального хозяйства», «институциональная среда и политико-административный курс». На самую вершину поставили фактор «Инновативность населения и потенциал человеческого капитала».

 

Заключение

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что районы являются дотационными, но за исследуемый период заметна тенденция к сокращению доли безвозмездных поступлений в бюджеты муниципалитетов. Так, за 2006-2021 гг. были выделены периоды с самым большим уровнем доходов и расходов, такое увеличение дали трансферты на государственные (муниципальные) программы и осуществление переданных полномочий, но не рост собственных доходов.

При этом остается существенной доля НДФЛ (24,2%) и данный налог показывает приращение (на 11 п.п.). Поэтому следует обратить внимание на хозяйствующие субъекты, которые дают прирост НДФЛ, например, сельскохозяйственные предприятия района.

Для будущих исследований по данной тематике видится актуальным следующие направления:

- проработать на более глубоком уровне анализ каждого муниципалитета, в особенности Грязовецкого района, чтобы рассмотреть за счет чего повышается доля собственных доходов;

- изучить какие полномочия переходят в муниципалитеты с поступлением субвенций и как это сказывается на выполнении прямых обязанностей органов власти;

- проанализировать предпринимательскую активность района, какие на муниципальном уровне есть меры поддержки бизнеса, разработка актуальных мер для поддержания и удержания их деятельности.

Выше сказанное служит перспективой для дальнейшего исследования развития и взаимодействия разных уровней бюджетов государства. За счет развития и грамотного распределения бюджетов происходит социально-экономического развитие территориальных систем локального уровня.

 

 

Список литературы

  1. Влияние институциональных факторов на экономическую динамику в регионах // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 15. № 4. С. 60–73. DOI: 10.15838/esc.2022.4.82.4
  2. Ибрагимова П.А. 2001. Факторы бюджетной дотационности территории // Вопросы структуризации экономики. 2001. № 6. С. 30–32.
  3. Михайлова А.А. 2019. Бюджетная устойчивость регионов России: проблемы и пути решения // Финансы. 2019. № 7. С. 19—24.
  4. Печенская-Полищук М.А. 2020. Инструменты и принципы перераспределения бюджетных ресурсов в регионе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 2. С. 71–88. DOI: 10.15838/esc.2020.2.68.5
  5. Пугачев А.А. 2020. Налоговый разрыв на региональном уровне и оценка факторов, его определяющих // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 3. С. 93–110. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.7
  6. Путин В.В. 2021. Главам и депутатам муниципальных образований, работникам органов местного самоуправления // Президент России. 2021. URL: http://kremlin.ru/events/president/letters/65417 (Дата обращения 23.10.2022)
  7. Родионова В.М. 1994. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 1994. № 8. С. 3–15.
  8. Сугарова И.В. 2015. О дотационности регионального бюджета // Финансы и кредит. 2015. № 17. С. 37—45.
  9. Таштамиров М.Р., Байсаева М.У., Баташев Р.В. 2020. Систематизация факторов и условий высокой дотационности региональных бюджетов // Фундаментальные исследования. 2020. № 11. С. 185-192; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42896 (дата обращения: 24.10.2022).
  10. Azoulay A., Côté J.-G. 2017. Les clés du développement économique local Analyse des stratégies de six villes nordaméricaines. Note de Recherche, 2017. URL: institutduquebec.ca/docs/default-source/recherche/8842_les-cles-du-developpement_idq_br_fr.pdf?sfvrsn=2
  11. Krätke S. 2002. Die globale Vernetzung von Medienzentren. Zur Diversity von Geographien der Globalisierung. Geographische Zeitschrift, 2002, no. 90, рр. 103–123.
  12. Lockner A.O. 2013. Steps to Local Government Reform: A Guide to Tailoring Local Government Reforms to Fit Regional Governance Communities in Democracies. USA, Bloomington: iUniverse, 2013. 621 p.
  13. Silem A., Fontanel J., Pecqueur B., Bensahel-Perrin L. 2014. L’économie territoriale en questions. Paris: l’Harmattan, 2014.
  14. Marques II I., Nazrullaeva E., Yakovlev A.A. 2011. From Competition to Dominance: Political Determinations of Federal Transfers in Russian Federation. NRU Higher School of Economics. Series EC «Economics». 2011, no. 12, 49 p.