16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-3-0-3

«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА И «ЗЕЛЕНЫЕ» ИНВЕСТИЦИИ КИТАЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Aннотация

Возрастающая антропогенная нагрузка современного мира приводит к ухудшению состояния окружающей среды и росту экологических проблем. Устойчивое развитие является глобальной проблемой. Более 100 стран и регионов объявили о своих целях в области устойчивого развития, взяв на себя определенные обязательства по эколого-социо-экономическому развитию стран. Данная статья посвящена рассмотрению одного из финансовых инструментов – «зеленых» инвестиций. «Зеленое» инвестирование направлено на создание бизнес-производств, технологий, позволяющих снизить воздействие на окружающую среду. В исследовании рассмотрен опыт Китая в реализации концепции устойчивого развития и «зеленой» экономики. Китай реализует экономическую политику, соизмеряя со своим населением, ресурсами и окружающей средой. В национальной политике подчеркивается необходимость «всестороннего укрепления строительства экологической цивилизации» и реализации новых концепций развития, в которых упор делается на «инновационное, скоординированное, экологичное и открытое развитие для всех». Приоритет Китая «достичь пика выбросов углерода к 2030 году и достичь углеродной нейтральности до 2060 года». В стране создаются экономические условия для достижения поставленной цели. Авторами проанализировано использование принципов ESG на предприятиях страны. Концепция ESG получила положительные отзывы в Китае. Предприятия страны внедряют инструменты ESG: внедрение новых энергосберегающих технологий, использование возобновляемых источников энергии, выпуск «зеленых» облигаций и другие. Концепции устойчивого развития и ESG приняты Китаем и являются важными ориентирами для развития «зеленого» инвестирования и инновационной экономики.


Введение

Мир становится «зеленым», начиная от переработки и производства электроэнергии и заканчивая органическими продуктами и устойчивым рыболовством. Почти все заинтересованы в облегчении бремени, которое человечество возлагает на окружающую среду, от ученых-климатологов до предприятий, потребителей и политиков.

«Зеленые» инвестиции сегодня можно охарактеризовать как процесс поиска предприятиями или фондами путей сокращения вредных загрязнителей или более устойчивого использования ресурсов. Это может происходить в виде альтернативных технологий, таких как солнечная/ветровая энергия, или исследования способов более эффективного использования ресурсов.

Исследовательское направление, связанное с развитием «зеленых» инвестиций и, в целом, «зеленой» экономики, актуальное и набирает обороты.

Среди российских ученых данной проблематикой занимаются Шишов В.Д.
[Шишов В. Д., 2019], Шевченко А.А. [Шевченко А. А., 2017], Не На, Яковлева Е. А. [Ne Na, Yakovleva E. A., 2022], Вильданова М.М. [Вильданова М.М., 2022], Ермакова Е.П. [Ермакова Е.П.,2020], характеризуя зеленое финансирование как современную тенденцию развития и мировой экономики, и отдельных ее стран, в том числе Китая.

Публикации по «зеленому» финансированию в конкретных секторах экономики, в частности, в строительстве, изучались такими исследователями как Нечипорук А.А. [Нечипорук, А. А.], Порфирьев Б.Н. [Порфирьев Б. Н., Владимирова И.Л., 2015], в энергетическом секторе – Клеандров М.И. [Клеандров М. И., 2022], Семенкова Е.В. [Семенкова Е. В., Колосов С.И., 2021], Колосов С.И. [Семенкова Е. В., Колосов С.И., 2021], в сфере развития «зеленых» облигаций – Богачева О.В. [Богачева О.В., Смородинов О.В., 2017], Смородинов О.В. [Богачева О.В., Смородинов О.В., 2017], Лазарева Т.В. [Лазарева Т.В., 2019] и многие др.

Основная часть

 Экологически безопасные инвестиции могут принести как прибыль, так и экологические преимущества. По мере того, как мир приспосабливается к изменению климата, более старые технологии, связанные с ископаемым топливом, и отрасли, загрязняющие окружающую среду, вероятно, столкнутся с более высокими затратами и нормативными барьерами, что потребует поиска «экологических альтернатив». Многие фонды сегодня ищут эти альтернативные инвестиции, надеясь на высокую прибыль в будущем. Существует ряд проблем, решение которых может быть реализовано более эффективно именно в случае тесного сотрудничества между странами [Аржаев Ф.И., Мехдиев Э.Т., Соловьева Н.Е. 2022].

Основными направлениями современного зеленого финансирования являются:

  1. создание и производство энергии с помощью возобновляемых источников. Производство электроэнергии, основанное на использовании возобновляемых источников энергии, создает дополнительные источники инвестирования для частных лиц, компаний и государств.
  2. использование потенциала гидроэнергетики. Вода является основным ресурсом для возобновляемых источников энергии на протяжении веков. Сегодня такие проекты, как массивная плотина «Три ущелья» в Китае, могут обеспечить электроэнергией от 70 до 80 миллионов домохозяйств. По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), гидроэнергетика является наиболее экономичным способом производства электроэнергии. В этом пункте также можно остановить внимание на инвестициях в водопользование. Есть серьезные опасения, что в мире закончится пресная вода из-за изменения климата. Так, Европейское агентство по окружающей среде отмечает, что около 20 европейских стран зависят от других стран в отношении более чем 10% своих водных ресурсов. Пять сран (Нидерланды, Венгрия, Молдова, Румыния и Люксембург) полагаются на реки, впадающие из других стран, которые обеспечивают более 75% их воды. Портфель инвестиций в водные ресурсы может включать компании, занимающиеся сбором, очисткой и распределением воды.
  3. ветровая энергия, которая остается одним из самых быстрорастущих источников возобновляемой энергии: за последние два десятилетия его объем увеличился в 75 раз. Китай лидирует в мире с установленной мощностью 288,3 гигаватт в 2020 году, за ним следуют США и Германия с соответствующими значениями 122,3 и 62,9 гигаватт.
  4. солнечная энергия. Реализация потенциала солнечной энергии возможна только через производство и установку солнечных панелей. Особое значение в использовании солнечной энергии играет ее накопление и последующее использование. Инвестиции необходимы производителям солнечных панелей, модулей и систем.
  5. уменьшение и переработка отходов. Переработка отходов стала стандартной практикой. Современный человек осознает, что бумагу, металл и стекло можно перерабатывать и использовать повторно, а отработанное масло, аккумуляторы, сотовые телефоны, компьютеры и даже детали автомобилей могут обрести вторую жизнь. Необходимо создание бизнес-предприятий, которые будут осуществлять утилизацию и переработку отходов.
  6. альтернативное сельское хозяйство. Сельское хозяйство и, в частности, животноводство являются основными источниками выбросов углекислого газа, не говоря уже об экологических последствиях сельскохозяйственных удобрений и пестицидов. Существует несколько способов уменьшить экологический след сельского хозяйства через органическое земледелие. Органические фермы воздерживаются от использования пестицидов, придерживаются устойчивых методов ведения сельского хозяйства и реализуют полезную эко-продукцию.

«Зеленые» инвестиции могут стать одним из финансовых инструментов, позволяющим решить экологические проблемы отдельных стран и регионов мира. Еще в 2016 году на Саммите G20, который проходил в китайском Ханчжоу, стало включение в повестку дня в качестве самостоятельного пункта вопроса о «зеленом финансировании» с целью увеличения вклада финансового сектора в экологически устойчивый экономический рост [Худякова Л.С., 2016].

Одним их лидеров в мировой экономике по выбросам углекислого газа является Китай. Объем эмиссии по итогам 2021 года составил 12,47 Гт, или 33,9% от мирового объема. Президент Китая Си Цзиньпин объявил, что Китай намерен достичь пика выбросов углекислого газа к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Сокращение выбросов углекислого газа и переход к условиям климатической нейтральности является одним из важнейших приоритетов национальной экономики и политики Китая.

Тринадцатый и четырнадцатый пятилетние планы Китая (2016-2020 и 2021-2025 годы соответственно) связаны со смещением акцента в политике Китая на борьбу с загрязнением окружающей среды.

Внутри страны движущими силами этого сдвига являются густой смог, который часто окутывает Пекин и другие районы, и резко растущий импорт нефти, что вызывает обеспокоенность по поводу целого ряда экологических проблем, рисков для здоровья и энергетической безопасности. Кроме того, внутренние опасения по поводу стабильности климата усилили и международное давление на Китай в связи с необходимостью активизации борьбы с глобальным изменением климата. Другими словами, ради национальных и международных интересов Китай больше не может продолжать следовать по своему традиционному пути поощрения экономического роста в ущерб окружающей среде.

Еще в ноябре 2012 года Восемнадцатый Национальный съезд Центрального комитета Коммунистической партии Китая принял общую политику создания «экологической цивилизации». Это ставит экологические цели на один и тот же уровень приоритета политики в области экономического, политического, культурного и социального развития – и подчеркивает, что ценности экологической цивилизации будут внедрены во все аспекты экономического развития.

С учетом грандиозного видения создания экологической цивилизации встает вопрос о том, как Китай будет справляться с экологическими издержками потребления энергии, необходимыми для стимулирования экономического роста, особенно с последствиями изменения климата. Это создает огромную дилемму в области климатической политики не только для Китая, но и для всего мира, учитывая масштабы выбросов в Китае и его динамичную экономику.

Это верно даже в контексте нынешнего замедления китайской экономики, поскольку несмотря на то, что темпы роста Китая замедлились, постепенный прирост этого уровня роста по-прежнему значителен на глобальном уровне. На этом фоне цели и политика Китая в области энергетики и охраны окружающей среды становятся актуальными важными как для исследовательских целей, так и для ознакомления китайского опыта.

В 2015 году Китай принял первую в мире национальную Таксономию по выпуску зеленых облигаций (Green Bond Endorsed Proyect Catalogue). В настоящее время Народный банк Китая работает над созданием таксономии переходного финансирования для наиболее углеродоёмких секторов – тепловая энергетика, производство стали и цемента, а также сельское хозяйство. Центральный банк Китая начал кредитовать банки для последующего финансирования сокращения выбросов. Кредиты по пониженной процентной ставке выдаются в рамках механизма сокращения выбросов углерода для продвижения зеленых проектов и усилий по сокращению выбросов углерода [Никонов И.В., Хачатрян А.В., Копалкина Е.А., 2023].

Китай стал вторым по величине рынком «зелёных кредитов» в Азиатско-Тихоокеанском регионе и вторым после США по выпуску «зелёных облигаций». В 2021 году Китай стал крупнейшим рынком климатических инвестиций за пределами Европы, обогнав США, при этом активы «климатических» инвестиционных фондов, зарегистрированных в стране, достигли рекордных 46,7 млрд долларов (+149 % к 2020 году).

 

В стране используются и внедряются различные зеленые финансовые инструменты, среди которых преобладают «зеленые» кредиты и «зеленые» облигации. Получают активное развитие такие инструменты, как:

  1. создание в провинциях экспериментальных зон «зеленого» финансирования, позволяющих через консультативные услуги развивать систему «зеленого» финансирования, а также предоставляющих «зеленые» кредиты и субсидии по «зеленым» облигациям;
  2. национальная система торговли выбросами по принципу «ограничения и торговля». Система торговли выбросами Китая – это инструмент, позволяющий сократить объемы выбросов углекислого газа в энергетической секторе. Правительство устанавливает верхние пороговые значения на выбросы парниковых газов угольными и газовыми электростанциями. Компании обладают разрешениями на каждую единицу выбросов, разрешения получаются бесплатно или покупаются у государства или других компаний, которые участвуют в системе по «принципу торговли». В 2021 году совокупный объем сделок с квотами на выбросы углерода составил 179 млн тонн, совокупная стоимость сделок – 7,661 млрд юаней. До 2025 года 80% квот на выбросы будет распределяться бесплатно, недостающие квоты покупаются компаниями на Шанхайской эколого-энергетической бирже. В перспективе СТВ распространится на химическую, сталелитейную, нефтяную и нефтеперерабатывающую и другие отрасли промышленности [Никонов И.В., Хачатрян А.В., Копалкина Е.А., 2023];
  3. зеленые инвестиционные фонды. Главной целью создания таких фондов является привлечение финансирования для инвестирования в проекты, связанные с уменьшением выбросом парниковых газов, низкоуглеродные и экологически чистые проекты. По данным Ассоциации управления активами Китая, существует 1178 государственных и частных инвестиционных фондов с экологически безопасными и устойчивыми направлениями инвестиций ESG с общим объемом 882 млрд юаней, что на 34% больше, чем в 2020 году. Среди них 242 публичных фонда. фонды с масштабом управления более 442 млрд юаней и 936 фондов прямых инвестиций с масштабом управления более 400 млрд юаней.

В 2021 году создан Пекинский инвестиционный фонд зеленой инфраструктуры, который применяет концепцию развития ESG и реализует «зеленые» инвестиционные проекты в различных отраслях промышленности. В ноябре 2022 года Алюминиевая корпорация Китая объединила усилия с Сельскохозяйственным банком Китая в создании зеленого фонда прямых инвестиций для предприятий с низким уровнем выбросов углерода в размере 6 миллиардов юаней [Nedopil C., Song, Z., 2023].

Одним из направлений инвестирования в Китае является инвестирование в экологически чистый транспорт. За 10 лет построено две трети новых линий метро в мире и почти 90% новых высокоскоростных железнодорожных линий. Во многих китайских городах большинство городских автобусов уже являются электрическими. По прогнозам, электромобили к 2030 будут составлять 40 % от всех продаж автомобилей в стране.

Ориентируясь на национальные стратегические цели в области «зеленой» экономики, китайский корпоративный сектор активно участвует в реализации политики устойчивого развития и глобальной охраны окружающей среды. Китайские компании динамично развивают стимулирование переориентации инвестиций на декарбонизацию экономики, реализуют мероприятия и проекты по очистке окружающей среды и сокращению загрязнения, выносят в корпоративные цели своих бизнес-стратегий – повышение энергоэффективности и ресурсоэффективности.

Для китайских компаний остается актуальной повестка внедрения принципов экологии, социальной политики и корпоративного управления (ESG-принципы: Environmental, Social and Corporate Governance), несмотря на изменения, появившиеся в мировой экономике в 2022 году. [3]

В июне 2022 года вступил в силу набор добровольных руководящих принципов для китайских компаний по отчётности об экологических, социальных и управленческих показателях.

В таблице 2 приведен обзор деятельности ведущих китайских компаний, реализующих ESG-принципы.

Таким образом, зеленые инвестиции ищут возможности, которые приносят пользу окружающей среде. Одним из основных направлений зеленого финансирования являются технологии возобновляемой энергии (ветровая, солнечная энергия и гидроэнергетика). Еще одной новой технологией, сокращающей потребление ископаемого топлива, является «зеленый» транспорт, электромобили. Борьба с загрязнением, сокращение отходов и устойчивое сельское хозяйство являются альтернативными способами защиты окружающей среды.

Заключение

Современная китайская модель национального развития предполагает сдвиг в сторону экономического роста более высокого качества, но с более низкими количественными показателями, с особым акцентом на четыре направления: услуги, инновации, сокращение неравенства и экологическую устойчивость.

Реализация принципов экологической устойчивости в контексте взаимосвязи между общей экономической активностью современного Китая, структурой промышленности, экономической стратегией и политикой правительства, спросом на энергоносители – все это составляет ключевую часть истории изменения климата в стране.

Начиная с 2006 года, Китай ввел и расширил ряд целевых показателей и стратегий по улучшению энергосбережения в промышленности и других секторах экономики. При этом страна стремится стать мировым лидером в области продвижения «зеленого финансирования» на собственной территории.

Поддержка со стороны правительства Китая и давление со стороны инвесторов сделали ESG-повестку ключевой для компаний, привлекающих финансирование в стране. Вместе с тем, для реализации амбициозных задач, закрепленных в стратегических документах, Китай пытается адаптировать мировые стандарты ESG-принципов к национальной специфике. Обязательность, строгость выполнения и соблюдения какого-либо из компонентов будет определяться китайскими властями исходя из конкретной социально-экономической обстановки [Луконин С.А., Аносов Б.А., 2021].

В качестве итогового вывода, хочется отметить слова Управляющего Народного Банка Китая Чжоу Сяочуань: «В Китае создание системы «зеленого финансирования» стало национальной стратегией. Обязательства лидеров страны в этой сфере отражают стремление реорганизовать национальную финансовую систему, с одной стороны, и послужить делу инклюзивного зеленого развития с другой. Мы надеемся, что другие страны последуют нашему примеру» [Худякова Л.С., 2016].

 

Список литературы

  1. Аржаев Ф.И., Мехдиев Э.Т., Соловьева Н.Е., 2022. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП: проблемы и перспективы, ООО «Эпицентр», 2022. – 132.
  2. Богачева О.В., Смородинов О.В., 2017. «Зеленые» облигации как важнейший инструмент финансирования «зеленых» проектов // Финансовый журнал. 2017. № 2 (30).
  3. Вильданова М.М., 2022. Некоторые особенности «зеленого» финансирования и иных «зеленых» финансовых инструментов в России и за рубежом // Право и практика. 2022. № 1: 140-148.
  4. Ермакова Е.П.,2020. Развитие правовых основ «зеленого» финансирования в России, ЕС и Китае// Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2020. Т.24. №2
  5. Ефимова О.В., Волков М.А., Королёва Д.А., 2021. Анализ влияния принципов ESG на доходность активов: эмпирическое исследование // Финансы: теория и практика. 2021. № 4: 82-97.
  6. Совершенствование инновационного развития национальной экономики в условиях глобализации. Абдуллаева Р.Г., Абулкасимов Х.П., Амбарцумян А.А., Аранжин В.В., Ваганова О.В., Вдовиченко Л.Ю., Герман М.В., Ефимова А.В., Зенькова И.В., Зохирова Г.М., Ильина Т.Г., Ищук Т.Л., Каз Е.М., Каз М.С., Каримов Д.М., Ким Т.В., Клысяк М.Д., Клюня В.Л., Королькова Д.И., Костюченко Е.А. и др. Ташкент, 2021.
  7. Московкин В.М., Сизьунго М., Ваганова О.В. Пространственный анализ наличия статистических данных по инновационным индикаторам на основе построения бинарных матриц (на примере регионов России). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. Т. 45. № 1: 24-31.
  8. Китай: ESG-досье // Аналитический материал Дирекции по ESG //ПАО Сбербанк, 1997-2023. URL: https://sber.pro/digital/uploads/2022/09/ESG_China_A3_2_1a2c577320.pdf
  9. Клеандров М. И., 2022. «Зеленое» финансирование «зеленой» энергетики как сектора «зеленой» экономики: краткий обзор состояния научно-правового обеспечения // Правовой энергетический форум. 2022. № 2: 15-25.
  10. Лазарева Т.В., 2019. «Зеленые» облигации как новый финансовый инструмент развитых стран // Финансовая триада: государственные, корпоративные и личные финансы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2019 года. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2019: 159-167.
  11. Луконин С.А., Аносов Б.А. Китай: декарбонизация экономики и следование принципам ESG // Федерализм. 2021. Т. 26. № 3 (103): 192–205.
  12. Нечипорук, А. А. Финансирование энергоэффертивности и экологической безопасности в строительстве «зеленое» финансирование // Инновационное развитие строительства и архитектуры: взгляд в будущее: сборник тезисов участников Международного студенческого строительного форума – 2017, Симферополь, 15–17 ноября 2017 года. Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2017: 235-237.
  13. Никонов И.В., Хачатрян А.В., Копалкина Е.А., 2023. ESG зрелость фондовых рынков Азии: этапы формирования и тренды регулирования // Аналитический доклад Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфин России, 2023. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/NEWS/NIFI_a4_ESG.pdf
  14. Порфирьев Б. Н., Владимирова И.Л., 2015. Роль «зеленого строительства» в формировании социально ориентированной экономики в мире и в России //Проблемы теории и практики управления. 2015. №6: 8-19.
  15. Результаты реализации зеленой повестки в Китае // Консалтинговая группа SBS Consulting, LTD, 2023. URL: https://www.sbs-consulting.ru/upload/iblock/cf3/cf38fc1f00fc8b0600412777aa2ca57e.pdf. (Дата обращения: 04.02.2023)
  16. Семенкова Е. В., Колосов С.И., 2021. Зеленые облигации как инструмент финансирования «зеленых» энергетических проектов // Банковские услуги. 2021. № 12: 3-9.
  17. Худякова Л.С., 2016. Саммит Большой двадцатки: зеленый свет «зеленому финансированию» // Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН. URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2574&ret=640. (Дата обращения: 04.02.2023).
  18. Шевченко А. А., 2017. Зеленые облигации как инструмент финансирования проектов устойчивого развития // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: Материалы 4-й международной научно-практической онлайн-конференции (включая конкурсные работы студентов), Иркутск, 06-07 апреля 2017 года. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2017: 348-354.
  19. Шишов В. Д.,2019. Развитие зеленого финансирования как современная тенденция мировой экономики (на примере Китая) // Вестник современных исследований. 2019. № 3.20(30): 107-110.
  20. China Baowu: стремиться к достижению углеродного пика в 2023 г. и углеродной нейтральности к 2050 г. // Информационное агентство Синьхуа, 2023. URL: http://www.xinhuanet.com/2021-01/20/c_1127006254.htm. (Дата обращения: 04.02.2023)
  21. Ne Na, Yakovleva E. A., 2022. Barriers to the development of green finance in China // Трансформация экономических систем: низкоуглеродная экономика и климатическая политика: материалы Международной научно-практической конференции, Воронеж, 15 апреля 2022 года. Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, 2022. P. 51-56.
  22. Zhong Xiang Zhang Policies and Measures to Transform China into a Low-carbon Economy // China’s New Sources of Economic Growth: Vol. 1. URL: https://www.jstor.org/stable/j.ctt1rrd7n9.24. (дата обращения: 04.02.2023).
  23. Nedopil C., Song, Z. China Green Finance Status and Trends 2022-23, 2023. // Green Finance & Development Center, FISF Fudan University, Shanghai, 2023. URL: https://greenfdc.org/wp-content/uploads/2023/03/Nedopil-Song-2023_China-Green-Finance-Trends-and-Opportunities.pdf. (Дата обращения: 04.02.2023).