16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-0-1

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС

Aннотация

Cовременная экономика приобретает все больше черт информационного сообщества, расширяется сфера услуг, однако реальные секторы промышленности по-прежнему остаются основой развития экономики. Именно в промышленности создаются не только новые товары, но и новые средства производства для всех секторов экономики. В этом аспекте для каждой страны очень важны разработка и проведение собственной промышленной политики. Особенно актуальны эти вопросы для Армении. В статье рассматривается законодательная база развития промышленности на двух уровнях: наднациональном – ЕАЭС, и национальном – Республики Армения. Участие Армении в ЕАЭС может оказать положительное влияние на развитие промышленного сектора в РА, поскольку ранее во времена существования СССР уровень индустриализации Армении был весьма значимым. Сегодня в структуре промышленности РА преобладает обрабатывающая промышленность, на долю которой в 2021 г. пришлось 62,5% объема промышленного производства. Преобладающими отраслями обрабатывающей промышленности в РА являются производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 61.3%. В рамках ЕАЭС на долю Армении приходится 0,3% общего объема промышленного производства. Армения экспортирует в ЕАЭС в основном конечную продукцию: поставки пищевых продуктов в 2021 г. составили 53,3% от общего экспорта РА в ЕАЭС. В 2022 г. объем экспорта из РА в ЕАЭС возрос почти на 200% и составил 2,464 млрд. долл. США, из них 24,3% – пищевые продукты.


Введение

Несмотря на то, что современная экономика приобретает все больше черт информационного сообщества и расширяется сфера услуг, реальные секторы промышленности по-прежнему остаются основой развития экономики. Именно в промышленности создаются не только новые товары, но и новые средства производства для всех секторов экономики. В этом аспекте для каждой страны очень важны разработка и проведение собственной промышленной политики. На сегодняшний день толкование промышленной политики имеет много вариантов и подходов. Например, Дашкевич А.В. в своей работе пишет, что «Традиционная промышленная политика подразумевает вмешательство государства в экономику для изменения ее структуры. Основой «новой промышленной политики», пришедшей на смену традиционной промышленной политики, стало повышение национальной конкурентоспособности» [Дашкевич А.В., 2017].

Как отмечает Р. Гринберг, страны, которым удалось совершить экономический прорыв и превратиться из развивающихся в экономически развитые, осуществили это исключительно при помощи успешной промышленной политики (Япония, Южная Корея, Китай, Малайзия, Тайвань) [Калинин А., 2012].

Стоит отметить, что в современной экономической литературе недостаточно внимания уделяется рассмотрению промышленной политики Армении. Например, Готовский А. в своем исследовании «Промышленная политика в евразийской интеграции» изучает только Россию, Беларусь и Казахстан [Готовский А., 2015]. Мы считаем, что в Армении есть все возможности для развития промышленности, особенно в рамках ЕАЭС. То есть Армения может использовать потенциал общего рынка для успешного развития собственной промышленности и увеличения конкурентоспособности перерабатывающей/обрабатывающей промышленности.

Начиная с 2015 г. Армения является членом ЕАЭС, в рамках которого промышленное сотрудничество представляет собой наиболее приоритетное направление развития интеграционных процессов. Промышленность играет важную роль в экономике стран Евразийского союза, формируя около 25% суммарного объема ВВП входящих стран. В структуре промышленности основную роль играет обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится 64,7% объема промышленного производства [ЕАЭС, 2018].

Основная часть

Участие Армении в ЕАЭС может оказать положительное влияние на развитие промышленного сектора в РА, поскольку ранее во времена существования СССР уровень индустриализации Армении был весьма значимым. Это достигалось высокой степенью кооперации между республиками: все потребности в углеводородах и угле, металлопрокате, древесине и на 80% в сырье для легкой промышленности удовлетворялись за счет внутрисоюзных поставок; также ввозилась большая часть потребляемого продовольствия. В конце 80-х годов XX в. 70% объема производства республики производилось на основе ввозимой продукции (сырье, материалы, комплектующие), а вывозилось 60% произведенной продукции [Вардомский Л.Б., Пылин А.Г., Ильина М.Ю., 2016]. После распада СССР ситуация кардинально изменилась. Внутрисоюзные связи были разрушены, выстраивать новые было сложно по экономическим и политическим причинам. Основной удар пришелся на промышленный сектор экономики. Сложился устойчивый отрицательный торговый баланс, экономика Армении не смогла перестроиться на новые условия и развивать внутреннее промышленное производство.

На сегодняшний день в Армении на промышленный сектор приходится 26,8% ВВП, 17,5% занятых. Коэффициент покрытия импорта экспортом в 2021 г. составил 55,6% [База данных Статистического комитета РА, 2023].

В Армении Закон о промышленной политике был принят в 2014 г., в «Статье 8» которого определены задачи государственной политики промышленного развития, к ним относятся:

«1) сотрудничать с частным сектором в целях разработки и реализации отраслевых стратегий развития;

2) способствовать повышению эффективности деятельности компаний с экспортным потенциалом;

3) поддерживать формирование территориальных кластеров, технопарков, промышленных зон;

4) поддерживать инновационную деятельность;

5) развивать возможности структур поддержки предпринимателей;

6) развивать отраслевую инфраструктуру» [Закон по промышленной политике РА, 2023].

В свою очередь в рамках ЕАЭС была разработана промышленная политика для стран-участников. В 2015 г. Евразийской экономической комиссией разработан в соответствии с Договором о ЕАЭС системный документ «Основные направления промышленного сотрудничества», в котором изложено стратегическое видение развития промышленного комплекса ЕАЭС на среднесрочную перспективу. «В рамках Основных направлений деятельность Комиссии нацелена на углубление промышленной кооперации в приоритетных отраслях и устранение барьеров во взаимной торговле, развитие импортозамещения и внедрение инноваций, создание новых высокотехнологичных производств. Таким образом, впервые на постсоветском пространстве промышленная политика выделена в качестве одного из важных элементов взаимодействия Сторон» [ЕАЭС, 2018].

Здесь особенно для Армении очень важна политика импортозамещения и создание новых высокотехнологичных производств. Поскольку РА является малой экономикой и проведение политики импортозамещения на национальном уровне является малоэффективным в силу эффекта масштаба, осуществление подобной политики на евразийском уровне, использование кооперационных связей между странами-участниками видится достаточно перспективным.

Как известно, после обретения независимости внешнеторговая политика РА одна из самых свободных в регионе, но, к сожалению, это не привело к развитию промышленности. Поэтому политика импортозамещения в рамках ЕАЭС в сфере промышленности может стать для Армении дополнительной возможностью долгосрочного развития внутреннего рынка. При этом в рамках ЕАЭС не предусматривается передача национальных промышленных политик на наднациональный уровень. Государства-члены по-прежнему самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики, в том числе в части предоставления промышленных субсидий в рамках общих правил. Таким образом, исходя из собственных национальных интересов и учитывая особенности экономики РА, возможно осуществлять меры в сфере промышленной политики как на национальном, так и на наднациональном уровнях.

Как свидетельствуют данные табл. 1, после присоединения РА к ЕАЭС, значительного увеличения доли промышленности в ВВП РА не наблюдалось. При этом можно увидеть уменьшение доли сельского хозяйства и роста сферы услуг. На сельское хозяйство приходилось в 2021 г. 11,3% ВВП и 24% занятых. Здесь следует отметить, что в сельском хозяйстве важную роль играет агропромышленный комплекс, относящиеся к нему малые и средние предприятия обладают необходимым потенциалом для интеграции в глобальные и региональные цепочки стоимости [OECD, 2017].

В структуре промышленности РА преобладает обрабатывающая промышленность, на долю которой в 2021 г. пришлось 62,5% объема промышленного производства. Преобладающими отраслями обрабатывающей промышленности в РА являются производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 61,3% (табл. 2).

В рамках ЕАЭС на долю Армении приходится 0,3% общего объема промышленного производства. Доли конечных и промежуточных товаров по отраслям между странами ЕАЭС отличаются. «Экспорт пищевых продуктов из Беларуси в страны ЕАЭС составляет свыше 90% суммарного экспорта конечной продукции и свыше 80% суммарного экспорта промежуточной продукции этой республики. Для России этот показатель равен 29 и 7% соответственно, для Кыргызстана – 33 и 49%, Казахстана – 53 и 10%. В целом по отраслям обрабатывающей промышленности указанные показатели составляют для Беларуси 89 и 36% соответственно, Казахстана – 57 и 18%, Кыргызстана – 65 и 8%, России – 37 и 11% соответственно» [Поливач А., 2018]. Армения экспортирует в ЕАЭС в основном конечную продукцию: поставки пищевых продуктов в 2021 г. составили 53,3% от общего экспорта РА в ЕАЭС. В 2022 г. объем экспорта из РА в ЕАЭС возрос почти на 200% и составил 2,464 млрд. долл. США, из них 24,3% - пищевые продукты. Существует мнение, что несырьевые товары, производимые в странах ЕАЭС, мало конкурентоспособны и не могут быть реализованы в других странах. Однако, как свидетельствуют указанные выше данные, конечная продукция имеет спрос внутри евразийского рынка. Это обусловлено длительными историческими, экономическими и политическими связями, сложившимися между странами ЕАЭС.

Для полноты анализа проведем сопоставление объемов промышленной продукции и объемов промышленно-производственых основных средств по видам экономической деятельности, представленных в табл. 2 и 3. В горнодобывающей промышленности объем промышленно-производственных основных средства превышает объемы производства, но в течение времени эта разница имеет понижающуюся тенденцию. Например, если в 2017 г. в горнодобывающей отрасли стоимость основных средств в 2 раза превышала объемы производства, то в 2021 г. превышение составило 1,3 раза. В обрабатывающей промышленности наблюдаем обратную ситуацию: объемы выпускаемой продукции превышают стоимость основных средств на протяжении всего рассматриваемого периода, более того наблюдается положительная тенденция. Вместе с тем, следует отметить, что в производстве напитков и основных металлов стоимость основных средств превышает объем выпускаемой продукции. Наибольшая разница между стоимостью произведенной продукции и основных средств наблюдается в «Обеспечении (снабжении) электроэнергией, газом, паром и кондиционированным воздухом» и «Водоснабжении, очистке, обработке отходов и получение вторичного сырья»; здесь стоимость основных средств в несколько раз превышает стоимость оказанных услуг.

Также следует отметить высокую степень территориальной концентрации производственно-промышленного комплекса Армении. Большая часть произведства продукции промышленности сконцентрирована в г. Ереване (822 млрд. арм. драм) и 4 марзах (регионах): Сюник (537 млрд. арм. драм), Котайк (280 млрд. арм. драм), Арарат (259 млрд. арм. драм) и Лори (153 млрд. арм. драм).  При чем горнодобывающая промышленность сконцентрирована в Сюнике (463 млрд. арм. драм) и Лори (93 млрд. арм. драм), а обрабатывающая промышленность в г. Ереване (717 млрд. арм. драм), Араратском (243 млрд. арм. драм) и Котайкском (192 млрд. арм. драм) марзах [Статистический ежегодник Армении, 2022].

Исходя из данных табл. 2 можно прийти к выводу, что в промышленности РА преобладает обрабатывающая промышленность, в которой большая часть приходится на производство пищевых продуктов. Безусловно, производство продуктов питания имеет большой потенциал с учетом роста спроса на мировых рынках. Однако вместе с тем необходимо рассматривать возможности развития импортозамещающих производств, внедрение инноваций, создание новых высокотехнологичных производств.

Заключение

С учетом вышесказанного, можно заключить, что развитие кооперационных связей в рамках ЕАЭС может обеспечить Армении устойчивое промышленное развитие, повысить конкурентоспособность армянских предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности. Так как в Армении сравнительно мало объектов инновационной промышленной инфраструктуры, то участие в совместных проектах на уровне ЕАЭС может быть весьма продуктивным, в том числе в сфере импортозамещения. Президент РФ Путин В.В. отметил: «Мы приглашаем всех наших партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях. Подключение к программе — это хорошая перспектива для членов экономического союза» [ЕАЭС, 2018]. На основе проведенного анализа можно выделить отрасли, имеющие наибольший потенциал для сотрудничества: легкая промышленность, химическая промышленность (особенно фармацевтика), станкостроение.

 

 

 

Список литературы

  1. Готовский А. Промышленная политика в евразийской интеграции // Евразийская Экономическая Интеграция. 2015. № 1. С. 39-65.
  2. База данных Статистического комитета РА. URL:  www.armstat.am (дата обращения: 01.09.2023).
  3. База данных Всемирного банка. World Development Indicators. URL: www.data.worldbank.org (дата обращения: 01.09.2023).
  4. Вардомский Л.Б., Пылин А.Г., Ильина М.Ю. Экономика Армении: идеи, модели и результаты развития: научный доклад / Под общей ред. Л.Б. Вардомского. М.: Институт экономики РАН, 2016. 59 с.
  5. Дашкевич А.В. Промышленная политика: виды, цели, формы построения // Стратегия и тактика развития производственно-хозяйственных систем : сб. науч. тр., к 20-летию гуманитарно-экономического факультета / М-во образования Респ. Беларусь [и др.] ; под ред.
    В. В. Кириенко. Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2017. С. 32-35.
  6. ЕАЭС, Промышленная политика в Евразийском экономическом союзе: три года интеграции, 2018. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/files/paos/library_Промышленная_политика_в_ЕАЭС-3_года_интеграции-русс_.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
  7. Закон по промышленной политике РА, 2023. URL: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docID=94508 (дата обращения: 01.09.2023).
  8. Калинин А. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структурирования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики. 2012. №4. С. 132-146.
  9. OECD, Мониторинг реформирования государственной политики Армении в сфере МСП, 2017. URL: https://www.oecd.org/eurasia/competitiveness-programme/eastern-partners/Monitoring-SME-policy-reforms-Armenia-RUS.pdf (дата обращения: 01.09.2023).
  10. Поливач А. Взаимная торговля стран – участниц ЕАЭС и курсы их валют // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 4. С. 81-95.
  11. Статистический ежегодник Армении, 2022, Промышленность URL: www.armstat.am (дата обращения: 01.09.2023).