16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-0-3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Aннотация

 Актуальность исследования обусловлена потребностью развития экономики в новом направлении по инновационной модели. Основой для инновационной экономики является развитие инновационных систем, включающих субъекты, рождающие инновации и поддерживающую инфраструктуру (инновационные институты). Инновационные институты оказывают влияние на развитие и распространение инновационных процессов. К ним в том числе относятся образо- вательные организации высшего образования. Однако в исследованиях, посвященных инновационным системам, вопрос эффективности инновационных институтов, но не инновационной системы, не рассматривается. В связи с этим в настоящем исследовании поставлена цель оценить эффективность деятельности инновационных институтов (на примере Хабаровского края, обладающего по оценкам высоким инновационным индексом) разных типов, а также определить перспективы повышения влияния образовательных организаций высшего образования на эффективность региональной инновационной системы. Методы: анализ статистических данных, классификация и типизация. Информационной базой исследования послужили данные отчетов о ходе реализации государственной программы, подготовленные министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, Росстата и Минобрнауки из статистической формы № ВПО-1, ВПО-2. В результате проведенной оценки эффективности инновационных институтов Хабаровского края обнаружено, что присутствует дублирование функций у инновационных институтов, функционирую- щих в регионе, при этом эффективность их деятельности снижается (меньше инновационных проектов, снижается объем финансирования инновационных разработок). Установлена слабая связь между показателями деятельности образо- вательных организаций высшего образования и трудовыми ресурсами, показателями науки и инноваций. Это свидетельствует о неэффективности построенных взаимодействий с остальными инновационными институтами.


Введение

 Эффективность региональной инновационной системы (РИС) зависит от взаимодействия всех субъектов инновационной цепочки. Субъектами, выполняющими специализированные посреднические функции в инновационном цикле, являются инновационные институты.

Инновационные институты являются посредническими структурами, выполняющими функции инфраструктурного обеспечения, финансирования инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку, входят в состав региональной инновационной системы (РИС) согласно исследованиям [Кука П., 1992], [Маскелл П. и Малмбергом А., 1997], [Исаксена А., 2001], [Долорекс Д. и Парто С., 2017], [Ашейма Б.Т. Гертлера М.С., 2005], [Мюллера Е., 2005, 2006]. Классификация инновационных институтов различается у разных авторов. Так, [Ашейм Б.Т. и Исаксен А., 2002] выделяют образовательные учреждения, агентства по трансферу технологий, бизнес-ассоциации, финансовые институты, научно-исследовательские институты и т. д. В других исследованиях [Суховей А.Ф., Голова И.М., 2007], [Лонги Х., 2021], [Кук П. и другие, 1997] при делении РИС на подсистемы по функциональному принципу к подсистеме производства знаний относят университеты и другие учебные и научно-исследовательские организации, организации по передаче технологии и учреждения, занимающиеся посредничеством в трудовых отношениях. В подсистеме коммерциализации и практического применения знаний – региональный кластер, партнёров по промышленной кооперации и промышленных сетей. В данной работе исследование инновационных институтов проведено на основании классификации [Харисова Г. М. и Марфина Л. В., 2012], которая соответствует определению понятия «инновационная инфраструктура», представленному в федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ.

Для оценки эффективности деятельности инновационных институтов предлагается следующая логика исследования:

  • определение и типизация инновационных институтов в регионе;
  • анализ эффективности деятельности инновационных институтов на основе относительных показателей и их динамики;
  • оценка связи образовательной организации высшего образования и РИС.

Цель работы.

Цель исследования: оценить эффективность деятельности инновационных институтов в РИС Хабаровского края, а также определить перспективы повышения влияния образовательных организаций высшего образования (ООВО) на эффективность деятельности инновационных институтов и вовлеченность в инновационные процессы.

Материалы и методы исследования

Для анализа выбран Хабаровский край, который по значению российского регионального инновационного индекса, подготовленного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (выпуск 7, 2021 год), занимает 17 место среди 85 регионов, среди регионов ДФО является лидером по оценке индексов «Социально-экономические условия инновационной деятельности», «Инновационная деятельность», «Качество инновационной политики». Исследование Хабаровского края с точки зрения региона с высоким инновационным индексом интересно для развития других регионов, находящихся в рейтинге ниже.

Временной ряд анализа: 2015-2020 годы. Для анализа инновационных институтов использовались данные отчетов о ходе реализации государственной программы, подготовленные министерством инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края [Программы развития. Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края], для анализа эффективности деятельности инновационных институтов – данные Росстата [Ежегодный статистический сборник Хабаровского края] и Минобрнауки из форм № ВПО-1, ВПО-2.

Основная часть

В таблице 1 представлена сводная характеристика субъектов инновационной инфраструктуры, функционирующих на территории Хабаровского края.

По данным ИТКАС ХК, в 2018 году из 97 проектов победителями признаны 33 (34%), с общим объемом финансирования 19,06 млн. р). В 2019 году из 94 поданных заявок победителями стали 18 проектов (19%) с общим объемом финансирования 12,2 млн. р. За время существования Центра подготовки проектов было привлечено в проекты более 177 млн. р, в программах приняло участие 1011 проектов, количество поддержанных проектов – 369 (36 %).

В рамках открытых данных не представляется возможным проследить, прошли ли все этапы инновационного цикла проекты, получившие поддержку.

Несмотря на развитую инфраструктуру, можно сделать вывод о низкой эффективности их деятельности (табл. 2), так как количество поддержанных проектов снизилось, доля государственной поддержки составляет 0,1 % от общего объема затрат на инновации в Хабаровском крае. Инновационная активность исследователей не высокая, только 1 из 13 представляет свой проект на конкурс. Доля исследователей уменьшилась, что говорит о снижении интереса к данной сфере деятельности.

Образовательные организации составляют 30 % от общего числа организаций, выполняющих исследования и разработки в Хабаровском крае, в них сосредоточено 36 % от общей численности исследователей (табл. 3).

Для оценки связи развития и эффективности образовательных организаций высшего образования и показателей РИС Хабаровского края рассмотрим их динамику (рис. 1, 2).

При снижении численности населения и обучающихся наблюдется рост затрат на инновации. Поступление средств образовательной организации имеют разную тенденцию по сравнению с затратами на инновации.

Следовательно, несмотря на высокую долю исследователей, работающих в образовательных организациях высшего образования, их влияние на инновационные разработки в затратном эквиваленте слабое. Негативные тенденции в деятельности образовательных организаций не оказывают влияние на эффективность инновационной системы.

Основная проблема в организации субъектов инновационной инфраструктуры – отсутствие структуры, обеспечивающей взаимодействие между заказчиками и одновременно потребителями инновационного продукта (региональным кластером). Схожие задачи решают два инновационных института: ИТКАС ХК и ЦПП. Для повышения эффективности их деятельности целесообразно рассмотреть вопрос об устранении дублирования задач этих субъектов.

Заключение

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что инновационные институты представлены в полном объеме в Хабаровском крае, однако есть дублирование функций. При этом взаимосвязь между ними выражается только в рамках взаимодействия при организации мероприятий в области инноваций. Отсутствуют субъекты, способствующие коммерциализации инноваций. Большая часть инновационных институтов представляет подсистему поддержки и распространения знаний. Для оценки эффективности их деятельности в рамках РИС Хабаровского края рассчитаны показатели: доля исследователей в общей численности занятых, доля победивших инновационных проектов, инновационная активность исследователей, доля государственной поддержки проектов в затратах организаций на инновационную деятельность. Низкое значение показателей эффективности и их отрицательная динамика приводят к выводу о неэффективности деятельности инновационных институтов. Следовательно, требуется рассмотреть вопрос о пересмотре их структуры.

Проблема существующих инновационных институтов – отсутствие оценки эффективности их деятельности во взаимосвязи друг с другом, то есть можно оценить результаты и результативность их деятельности только в рамках одной подсистемы, к которой они относятся, но не по отношению ко всей региональной инновационной системе. Нет оценки влияния инновационных институтов на конечный результат инновационного цикла, что необходимо для подтверждения силы взаимосвязи.

Оценка эффективности деятельности инновационных институтов позволяет выявить достаточность и эффективность субъектов, реализующих поддерживающую инфраструктуру РИС. Перспективной идеей для их развития является интеграция вокруг образовательной организации, которая позволит закрепить человеческий капитал на территории региона.

Список литературы

  1. Ежегодный статистический сборник Хабаровского края, 2015, 2021. URL: https://habstat.gks.ru/folder/66942 (дата обращения: 14.07.2022 г.)
  2. Лонги Х. Движущие силы инновационной системы и применение знаний в региональной инновационной системе: пример региона Оулу, Финляндия // Арктика и Север. 2021. № 42: 103-121. DOI 10.37482/issn2221-2698.2021.42.103
  3. Программы развития. Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края. Портал поддержки малого и среднего бизнеса Хабаровского края. URL: https://msb.khabkrai.ru/government-programmes/modernization-of-economy/ (дата обращения 14.07.2022 г.)
  4. Суховей А.Ф., Голова И.М. Проблемы инновационной деятельности в контексте формирования региональных инновационных систем // Экономика региона. 2007. № 3: 111-122.
  5. Харисова Г.М., Марфина Л.В. Проблемы формирования инновационных институтов в национальной инновационной системе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2(38): 1-11.
  6. Asheim B. T., Gertler M. S. The geography of innovation: Regional innovation systems. In J. Fagerberg, D. Mowery, & R. Nelson (Eds.) // The Oxford handbook of innovation. Oxford: Oxford University Press. 2005: 291–317.
  7. Asheim B.T., Isaksen A. Regional innovation systems: the integration of local ‘sticky’ and global ‘ubiquitous’ knowledge // Journal of Technology Transfer. 2002. No. 27: 77–86.
  8. Cooke P. Regional Innovation Systems: Competitive Regulations in the New Europe // Geoforum. 1992. No 23: 365–382.
  9. Cooke P., Uranga M. G., Etxebarria G. Regional Innovation Systems: Institutional and Organisational Dimensions // Research policy. 1997. Vol. 26. No. 4–5: 475−491. DOI: 10.1016/S0048- 7333(97)00025-5.
  10. Doloreux D., Porto Gomez I. A review of (almost) 20 years of regional innovation systems research // Eur. Plan. Stud. 2017. Vol. 25. No. 3: 371–387. DOI: 10.1080/09654313.2016.1244516.
  11. Isaksen A. Building regional innovation systems: is endogenous industrial development possible in the global economy? // Can. J. Regional Sci. 2001: 101–120.
  12. Malmberg A., Maskell P. Towards and explanation of regional specialization and industry agglomeration // European Planning Studies. 1997. No. 5: 25-41.
  13. Muller E., Jappe A., Heraud J-A., Zenker A. A Regional Typology of Innovation Capacities in New Member States & Candidate Countries // Working Papers Firms and Region. Karlsruhe: Fraunhofer ISI. 2006. No. R1/2006. 25 p.
  14. Muller E., Nauwelaers C. (ed.) Enlarging the ERA: Identifying Priorities for Regional Policy Focusing on Research and Technological Development in the New Members States and Candidate Countries // Final report Contract No. COP6-CT-2004-00001. May 2005. 184 p.