16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-1-0

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЛИЗИНГА В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ

Aннотация

На сегодняшний день российский рынок лизинговых услуг еще недостаточно освоен. Многолетний опыт использования договоров аренды в коммерческой деятельности во многих странах мира позволяет сделать выводы об их эффективности. Лизинг является наиболее выгодным финансовым инструментом в эксплуатации структуры предприятия, что позволяет делать масштабные капитальные вложения в разработку любого производственного оборудования и любой технической базы. В статье проанализировано современное состояние рынка лизинга в России по количеству договоров лизинга, объемам нового лизингового бизнеса, типу предмета лизинга. Установлено, что в сложившихся реалиях развития экономики страны, наиболее выгодное позиции на рыке лизинга в России занимают лизинговые компании в секторах строительного оборудования, дорожной техники, грузовых автомобилей и техники специального назначения. В заключение, авторами определены наиболее перспективные сегменты рынка лизинга (развитие «зеленого» транспорта; адаптационные проекты на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; зеленый и адаптационный лизинг сельскохозяйственного оборудования; лизинг техники, решающей социальные задачи) и возможности их дальнейшего развития. Основными способами развития обозначенных перспективных точек ESG-лизинга в России, авторы считают: реорганизацию цепочек поставок, импортозамещение, консолидацию компаний, установление торговых и инвестиционных ограничений.


Введение

Современный международный лизинг охватывает широкий спектр сделок, связанных с куплей-продажей различных объектов. По мнению экспертов, современный мировой рынок лизинга способствует развитию межрегиональных и международных связей. Эти финансовые услуги способствуют развитию экспортного потенциала страны, повышению ее общей конкурентоспособности на мировом рынке и привлечению дополнительных финансовых ресурсов со стороны иностранных институтов.

Если в 2002 году российский рынок лизинга составлял порядком 60 млрд. руб., то в 2022 году данное значение выросло до 6,2 трлн. руб.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, российский рынок лизинга продолжает развиваться. Лизинг появился в мировой экономике только в 1980-х годах и был легализован только в 1990-х. Таким образом, лизинг все еще является «новым» видом финансовой деятельности.

Цель работы

Определить направления развития отечественного рынка лизинга под влиянием внешних санкций, выявить наиболее перспективные сегменты и точки роста.

Материалы и методы исследования

В процессе проведения исследования использовались методы синтеза, системного анализа, обобщения и группировки, табличный и графический, динамического и логического анализа. Данные методы использовались для определения наиболее перспективных сегментов рынка лизинга в России в условиях санкционного давления.

Основная часть

Согласно Федеральному закону № 164 – ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг определяется как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [Федеральный закон].

Лизинг – это соглашение, при котором владелец актива передает право пользования активом другому лицу без передачи права собственности на актив. Таким образом, проще говоря, это означает передачу актива в наем или арендную плату для использования.

Лизинг может быть использован как очень эффективный инструмент технического перевооружения предприятия. Чтобы получить прибыль, компания не обязательно владеет основными средствами. Достаточно иметь право использовать эти основные средства с последующим выкупом.

Лизинговая деятельность – это вид инвестиционной деятельности в процессе приобретения и передачи недвижимости. Правила аренды довольно просты-лизинговая компания покупает недвижимость у конкретного продавца компании и за определенную сумму передает ее арендатору в долгосрочное пользование.

В текущих условиях 2022 года лизинговые компании больше заинтересованы в подержанном, чем в новом оборудовании, а тот факт, что многие виды оборудования подорожали, повлиял на выбор компаний в пользу лизинга. В связи с уходом с рынка иностранных лизинговых компаний отечественные компании стали в большей степени покупать контракты. Российские лизинговые компании сейчас в основном ориентируются на работу с азиатскими компаниями. Азиатские компании выходят на наш рынок, но в меньшем количестве. Рынок не пустует, на него выходят другие компании с новыми продуктами, услугами и комплектующими.

В последнее время рынок лизинга стал одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. Однако, геополитический кризис 2022 года и санкционные ограничения привели к спаду в лизинговом секторе. На рис. 1 представлена динамика изменения количества договоров лизинга в России за последние пять лет.

На рис.  1 показано, что в период с 2018 по 2021 год количество договоров лизинга на российском рынке неуклонно растет. Наибольший прирост количества договоров произошел в 2021 году (38,2% по сравнению с 2020 годом), в то время как в 2022 году прирост количества договоров был отрицательным (-22,9%) и количество договоров снизилось с 410 415 ед. до 316 431 ед.

Наименьшее снижение объемов лизинга составило менее 40% для электрооборудования, специализированной техники, аэрокосмического оборудования и медицинского оборудования. В автомобильной отрасли, которая является крупнейшим лизинговым сектором в России и занимает около половины рынка лизинга, снижение составило около 45%.

Наиболее уверенно чувствуют себя на рынке лизинговые компании в секторах строительного оборудования, дорожной техники, грузовых автомобилей и техники специального назначения. Это объясняется низкой долей импортного оборудования в этих секторах и возможностью быстрого замещения импортной техники. Также востребованы проекты федеральных органов власти.

Что касается распределения по регионам, то наибольшая доля лизинговых компаний приходится на Москву (61%), Санкт-Петербург (10%) и Калининград (10%). В остальных регионах доля лизинговых компаний составляет около 18%. Такое распределение договоров обусловлено концентрацией лизингового бизнеса в столице России.

Новый бизнес определяется как стоимость лизинговых продуктов (без учета НДС), поставленных клиентам за определенный период. Динамика нового лизингового бизнеса в России представлена
на рис. 2.

Как показано на рис. 2, объем нового лизингового бизнеса в 2022 году впервые с 2018 года снизились: в розничном секторе на 8% и 31% соответственно до 1 980 млрд. руб. «В 2022 году совокупный лизинговый портфель вырос на 5% до 6,75 трлн рублей, а доля лизинга в ВВП составила 1,6%, что на 0,1% меньше, чем годом ранее» [Ильина А. Д., 2022.].

В то же время стоит отметить, что в 2021 году объем новых контрактов достиг рекордного уровня – 2,3 трлн. руб. Соотношение между розничным и коммерческим секторами увеличилось в 4,6 раза.

Продолжилась тенденция концентрации среди крупнейших лизинговых компаний, доля которых в объеме новых контрактов выросла до 75%. Количество клиентов 20 крупнейших лизинговых компаний на рынке увеличилось на 10%, а количество клиентов более мелких лизинговых компаний сократилось на 6%. Несмотря на общий экономический спад, банковские лизинговые компании увеличивали объемы своего бизнеса в среднем на 8% в год, а долю новых контрактов – на 10%. Крупные лизинговые компании отвечают за реализацию национальных проектов и глобальные закупки инфраструктуры, что обусловливает достаточно большой объем лизинговых контрактов.

Перераспределение собственности лизинговых компаний в 2022 году – часть иностранных лизинговых компаний ушла из России и была продана российским собственникам. Впервые за семь лет количество заключенных договоров лизинга снизилось до 340 тыс. руб., а средняя стоимость сделки выросла до 9,2 млн. руб., что соответствует уровню 2018 года.

В течение последних четырех лет доля МСБ в новой структуре бизнеса неуклонно растет: в 2020 году доля МСБ достигла 58%, в 2021 году – 65%, а в 2022 году – 71%, достигнув рекордного значения в 1,6 трлн. руб. Основным драйвером лизинга является сектор розничной торговли, где МСБ могут быстро адаптироваться благодаря изменениям на рынке, изменениям в логистических программах и захвату свободных сегментов рынка, ранее принадлежавших иностранным компаниям [Губская М. А.2018].

К 2022 году эти сегменты транспортного лизинга сократятся, так как многие контракты по лизингу крупных самолетов и водных судов закончатся, а лизинговые программы перейдут на другие формы финансирования (рис. 3).

Данные, приведенные на рис. 3, показывают, что в 2022 году основным источником роста нового бизнеса станут грузовые перевозки, которые увеличатся с 13% до 18% от общего объема лизингового портфеля, в то время как сектор лизинга транспортных средств (легковые, грузовые автомобили и автобусы) в период с 2021 по 2022 год вырастет примерно на 50%. Это связано с увеличением стоимости транспортных средств и ростом спроса со стороны малых и средних предприятий.

Заключение

Таким образом, лизинг играет важную экономическую роль в стимулировании роста бизнеса, создании рабочих мест, укреплении международной конкурентоспособности и содействии стабильному экономическому росту и процветанию страны. И хотя в 2022 году наблюдается сокращение рынка лизинга в связи с геополитическим кризисом, в 2023 году лизинг в России будет продолжать расти.

Одним из факторов, влияющих на развитие рынка, станут национальные проекты, продолжится рост инфраструктурного строительства, ESG-лизинг. «Это связано с тем, что значимость курса на устойчивое развитие и снижение углеродных выбросов в атмосферу, которые в значительной степени связаны с транспортом, растет» [Рынок лизинга 2023].

Представим точки роста ESG-лизинга на ближайший год два на рис. 4.

Сектор «зеленого» транспорта на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений в развитии российского рынка лизинга. Однако, на данный момент наблюдается некоторое его сдерживание. Наиболее значимыми проблемами, сдерживающие развитие лизинга в секторе «зеленого» транспорта следует обозначить проблемы, приведенные на
рис. 5.

Одной из общих проблем для всех приведенных точек роста ESG-лизинга (см. рис. 4) в ближайшей перспективе, является сложная геополитическая ситуация в стране. В сложившихся условиях, деятельность российских лизингодателей и лизингополучателей, в первую очередь направлена не на долгосрочное развитие, а на стремление выжить [Мельникова Н. С., Адаева А.Р., 2021.].

В связи со сложной экономической и политической ситуацией в России и в мире лизинговая отрасль сталкивается с новыми рыночными вызовами. Основными из них являются реорганизация цепочек поставок, импортозамещение, консолидация компаний, торговые и инвестиционные ограничения. В современных условиях решающее значение имеет государственная поддержка малого и среднего бизнеса, поиск новых партнеров, создание новых отечественных производств.

 

 

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 октября
    1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/
  2. Аджиева А.Ю. Проблемы и перспективы российского рынка лизинга // Colloquium-Journal. 2019. № 26-9 (50). C.153- 157.
  3. Губская М.А. Лизинг как элемент поддержки и стимулирования развития малого бизнеса в России // Ростовский научный журнал. 2018. № 3: 178-187.
  4. Ваганова О.В. Интеграционное взаимодействие субъектов инновационного процесса как фактор интенсивного развития экономики // Европейский журнал социальных наук. 2013. № 5 (33). С. 383-389. 
  5. Ваганова О.В., Лихошерстова Г.Н. Структуризация экономики с учетом инновационной активности в регионах России // Российское предпринимательство. 2011. № 4-2.С. 36-39.
  6. Ильина А.Д. Состояние и перспективы развития лизинга в России в современных экономических условиях // Новые траектории развития международных финансовых отношений: современная модель в условиях цифровой экономики. Москва: Компания КноРус, 2022: 257-264.
  7. Казанкина О.А., Кублин И.М, Быканова Н.И. Трансформация рынка лизинговых услуг: проблемы развития и маркетинговые тренды // Экономика устойчивого развития. 2023. №3(55). C. 37-41.
  8. Мельникова Н.С., Адаева А.Р. Лизинг и перспективы его развития в РФ // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 71-3. C. 46-50.
  9. Перфильев А., Советкина З., Коршунов Р. Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче. URL: https://raexpert.ru/researches/leasing/2022/ (дата обращения: 26.10.2023).
  10. Рынок лизинга 2023: восстановительный рост и повышенные риски. Аналитический обзор. Национальное рейтинговое агентство. Январь 2023. URL: https://www.ra-national.ru/analitika/rynok-lizinga-2023-vosstanovitelnyj-rost-i-povyshennye-riski/(дата обращения: 26.10.2023).
  11. Статистические данные по рынку лизинга 2016 – 2022 гг : статистика. Лизинг. Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП «Лизинговый союз» совместно с Федресурсом URL: https://www.tpprf-leasing.ru/workdir/files/04/statistika-lizing-2016-2023.pdf?ysclid= lhdmdiqz97414363052 (дата обращения: 06.10.2023).

12. Vaganova O. V., Titov A.B., Solovjeva N.E., Bykanova N.I. Influence of the sanctions’ regime on the regional development: evidence from Belgorod.International Journal of Economic Perspectives. 2017. Т. 11. № 3. С. 1889-1894.