16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2024-10-1-0-3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

Aннотация

Одним из ключевых аспектов, определяющих социально-экономическое развитие государства и обеспечивающих лидирующие позиции его на мировой арене, является уровень развития научно-технологической деятельности страны. Наука и технологии представляются основным драйвером обеспечения конкурентоспособности, национальной безопасности, а также социального благополучия населения. Это обуславливает необходимость формирования современной эффективной системы организации научно-технологической деятельности (НТД), построения механизмов взаимодействия процессов проведения исследований и создания разработок, а также их оперативного внедрения в крупномасштабное производство на экономически выгодных условиях. В настоящее время в России особое внимание в научно-технической и промышленной политике акцентируется на обеспечении государственного технологического суверенитета. Важнейшим аспектом развития научно-технологической деятельности является система ее финансирования, включающая федеральные и региональные механизмы стимулирования научно-технологического развития. Целью исследования является предложение совершенствования механизма финансирования НТД в регионе на примере Вологодской области. Разработанная систематизация источников финансирования представлена в контексте «жизненного» цикла инновации от возникновения идеи до создания серийного производства продукции в соответствии со стадией технологической готовности по шкале уровней готовности технологии. В результате проведенного исследования выявлены проблемы, существующие в Вологодской области в сфере финансирования научно-технологического развития; предложен вариант их решения, на основе проведенных расчетов доказана экономическая эффективность предлагаемых изменений. Так, перспективным вариантом решения проблемы совершенствования механизма предоставления финансовой поддержки на развитие научно-технологической деятельности Вологодской области видится переориентация региональных программ финансирования – сдвиг в рамках шкалы УГТ с финансирования научно-технологической деятельности, соответствующей 1-5 уровню технологической готовности, на более высокий уровень (УГТ 6 и выше). Что позволит создать новые рабочие места в регионе, а также увеличить налоговые поступления в бюджет Вологодской области. 


Введение

Важнейшим аспектом развития научно-технологической деятельности является система ее финансирования, включающая федеральные и региональные механизмы и инструменты стимулирования научно-технологического развития. Несмотря на тенденцию увеличения объема инвестиций в научно-технологическую сферу, сохраняется отставание России от стран – мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в сферу науки и технологий прежде всего за счет недостатков организационной системы и механизмов финансирования научно-технологической деятельности [Концепция технологического развития, 2023].

Формирование технологического суверенитета страны в целом напрямую зависит от уровня научно-технологического развития регионов. Финансирование НТД на региональном уровне имеет определяющее значение для развития научно-технологической деятельности, поскольку позволяет учитывать территориальные особенности хозяйствования, отраслевую специализацию, имеющуюся ресурсную базу, основные направления экономического и научно-технологического развития региона.

Целью данного исследования является разработка рекомендаций по повышению эффективности системы финансирования научно-технологической деятельности в регионе.

В современных условиях в РФ с учетом санкционного давления, необходимости ускоренного суверенного технологического развития, обеспечения ответа на внешние вызовы, тема исследования, посвященная проблемам финансирования научно-технологической деятельности региона, является актуальной.

Исследование базируется на применении системного подхода к изучению проблемы, с соответствующими ему принципами системного анализа. Теоретико-методологическая часть работы выстроена с помощью таких методов как синтез, индукция и дедукция, аналогия, обобщение, описание, сравнение, ретроспективный метод. Аналитическая часть работы основывается на принципах системного анализа и системного проектирования. При обработке фактического материала были применены методы статистического и сравнительного анализа, а также использованы методы табличного и графического анализа.

Основная часть

В соответствии с федеральным законодательством научно-технологическая деятельность представляет собой научную (научно-исследовательскую), научно-техническую и инновационную деятельность, выполнение исследований и разработок, реализацию научных и (или) научно-технических проектов, использование полученных научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. их коммерциализацию [Об инновационны…, 2017].

На основании ранее проведенного исследования определено, что научно-технологическая деятельность в цепочке создания продукта представлена на протяжении всего «жизненного» цикла от замысла до организации серийного производства. Данное заключение основано на общепринятой оценке развития технологий и систем с их применением – шкале уровней готовности технологии (шкала УГТ) [Молодцова О.П., 2022].

Шкала УГТ – характеристика соответствия технологии уровню ее зрелости, представляющая собой перечень стадий изготовления и проверки объекта разработки от идеи до серийного образца, изготовленного последовательно по лабораторной, опытной, промышленной полномасштабной технологии. Шкала УГТ характеризуется уровнями от 0 – начальный уровень, до 9 – зрелый уровень готовности технологии [Методика расчета, 2022].

С первого по четвертый уровень технологической готовности происходит становление и оценка технологии, проведение испытаний базового функционала созданного лабораторного образца. Развитие технологии в процессе предпроизводственного этапа создания образца продукта происходит на 5 – 7 стадии по шкале УГТ.

Начиная с четвертого уровня готовности технологии вплоть до седьмого уровня, реализация НТД подвергается множеству рисков и требует значительных инвестиций с точки зрения финансовых и временных ресурсов, в том числе со стороны государства. В экспертном сообществе указанные этапы именуются «долина смерти» [Молодцова О.П., 2022].

Завершающие этапы, соответствующие уровням технологической готовности 7-9 включают в себя непосредственное производство продукта и реальную демонстрацию технологии. Затем на основании указанных мероприятий принимается решение о серийном выпуске.

Реализация НТД с точки зрения поэтапного создания инновации на протяжении всего «жизненного» цикла инновации, в котором каждая стадия соответствует определенному уровню технологической готовности продукта по шкале УГТ, финансируется как из федеральных, так и из региональных источников. На предыдущих этапах исследования были систематизированы источники финансирования НТД Вологодской области на каждой стадии согласно шкале УГТ в соответствии с территориальным принципом: федеральные и региональные.

Проведенный анализ системы финансирования НТД Вологодской области в контексте «жизненного» цикла продукта – от возникновения идеи до серийного выпуска инновационного товара согласно уровням технологической готовности, позволил выявить недостатки существующего механизма финансирования НТД.

Стоит отметить недостаточное региональное финансирование НТД после завершения этапа проведения научно-исследовательских работ (УГТ 1-5) во всех рассмотренных субъектах РФ. Начиная с шестого уровня технологической готовности, после завершения лабораторных испытаний и с переходом к производственному этапу в процессе создания опытного производства, а в последствии и индустриального, требуются значительные инвестиции. Именно региональное финансирование на указанных этапах имеет определяющее значение для развития НТД, поскольку позволяет учитывать территориальные особенности хозяйствования, отраслевую специализацию, имеющуюся ресурсную базу, основные направления экономического и научно-технологического развития региона.

Так как этапы «жизненного» цикла инновационного продукта, соответствующие УГТ 1-5, являются по сути научно-исследовательской деятельностью и характеризуются проведением в основном фундаментальных исследований научными и образовательными учреждениями, по нашему мнению, они должны финансироваться полностью из средств федерального бюджета по программам поддержки научно-технологической деятельности Минобрнауки, РНФ и др.

На этапе реализации НТД, соответствующем УГТ-6 и выше, основным субъектом ее реализации являются инновационные предприятия. При этом, если крупные компании располагают собственными средствами для развития научно-технической и инновационной деятельности, внедрения разработки в производство и его масштабирования, то средние и малые предприятия, как правило, не могут обеспечить эти процессы без привлечения бюджетного финансирования. Таким образом, рассуждения о совершенствовании механизма финансирования научно-технологической деятельности в регионе выстроены, исходя из того, что субъектом деятельности и основным адресатом финансовой поддержки являются малые и средние предприятия региона.

Средства бюджета Вологодской области, инвестируемые в НТД на стадии УГТ 1-5, целесообразно было бы направить на развитие прикладных исследований, с последующим проведением промышленных испытаний разработок и внедрением их в производство, т.е. сосредоточить инструменты финансирования НТД регионального уровня на этапах, соответствующих УГТ 6-9, и ориентированных на малые и средние предприятия области (рис. 1). Это позволит учитывать региональные характеристики сферы разработок и технологий, потребности местного рынка, особенности ресурсной базы и другие аспекты научно-технологического развития, а также обеспечит более широкий доступ субъектов научно-технологической деятельности к программам финансирования рассматриваемой сферы в каждом конкретном регионе.

Важность финансовой поддержки высокотехнологичного предпринимательства подтверждается официальными данными Минэкономразвития. «Получатели господдержки уже спустя год показывают больший рост показателей – по доходу в 2 раза, по занятости в 8 раз. Те, кто воспользовался финансовой поддержкой, в 6 раз реже закрывают свой бизнес на горизонте трех лет. Они быстрее растут, а значит, платят больше налогов, чем те, кто поддержку не получил», – сообщил министр экономического развития М. Решетников. При этом особое внимание стратегической сессии под руководством Председателя Правительства РФ М. Мишустина 5 сентября 2023 г. было обращено на ключевую роль регионов в структурной перестройке сектора МСП. Для этого федеральными органами власти с командами губернаторов должны быть стандартизировать региональные меры поддержки [Портал научно-технологической инфраструктуры, 2022].

Фонд содействия инновациям, предоставляющий финансирование субъектам научно-технологической деятельности с третьей ступени шкалы УГТ на протяжении всего «жизненного» цикла создания инноваций вплоть до девятого уровня, в качестве положительного результата реализации инновационного проекта по большинству конкурсных программ определяет следующие показатели: количество созданных объектов интеллектуальной собственности, выручка от произведенной инновационной продукции, количество созданных высокопроизводительных рабочих мест.

Согласно рекомендациям Фонда содействия, инновациям о планировании результатов реализации проекта по программе «Коммерциализация» (УГТ 6-9), финансируемой за счет средств федерального бюджета в виде грантов, объем выручки от производства инновационной продукции в течение пяти лет после реализации проекта в совокупности должен составлять не менее чем десятикратно увеличенный размер гранта, а количество созданных рабочих мест – минимум одно ежегодно.

В соответствии с введенной систематизацией источников финансирования научно-технологической деятельности в Вологодской области на ее реализацию, соответствующую 1-6 уровням технологической готовности по шкале УГТ, в 2021 г. из бюджета региона было выделено 25 млн руб. Финансирование осуществлялось в виде государственных научных грантов научным работникам, научным коллективам и молодым ученым на финансирование НИОКР, комплексных научных и научно-технических проектов; а также в форме субсидий предприятиям на проведение НИОКР и реализацию инновационных проектов [Наука и инновации, 2023].

Так, если средства регионального бюджета в рамках предлагаемого механизма в форме программы подобной конкурсу «Коммерциализация» фонда содействия инновациям, направить на финансирование НТД производственного цикла, начиная с шестого уровня технологической готовности согласно шкале УГТ, то регион в течение 5 лет сможет увеличить показатели по объему отгруженных инновационных товаров и услуг не менее чем в 10 раз.

Поскольку этапы НТД уровней 6-9 по шкале УГТ требуют значительных инвестиций в развитие разработок и их внедрение в промышленное производство целесообразно общий объем средств региональной конкурсной программы 25 млн руб. направить на финансирование не более двух проектов, т.е. по 12,5 млн руб. на одного заявителя. Если допустить, что в результате запуска предлагаемой региональной программы финансирования средства на развитие научно-технологической деятельности ежегодно будут получать по 2 предприятия, каждое из которых сможет создать не менее одного высокопроизводительного рабочего места в год, в Вологодской области за 5 лет реализации конкурса будет образовано 45 новых высокопроизводительных рабочих мест. Согласно утверждённой приказом Росстата методике, к высокопроизводительным рабочим местам относятся все замещенные рабочие места предприятия, на которых среднемесячная заработная плата работников превышает среднюю заработную плату работников по отрасли и по региону.

Таким образом, инвестирование средств бюджета Вологодской области в размере 25 млн руб. за первый год реализации предлагаемой программы финансовой поддержки субъектов научно-технологической деятельности на внедрение разработок в производство и организацию серийного выпуска инновационного товара даст увеличение выручки двух компаний до 50 млн руб., за второй год – до 100 млн руб., третий год – 150 млн руб., четвертый год – 200 млн руб., пятый – 250 млн руб. Так, в течение пяти лет разработанный механизм финансирования позволит увеличить размер выручки двух предприятий-получателей поддержки до 750 млн руб., что повлечет за собой рост налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты.

Предварительный расчет экономической эффективности позволил установить, что реализация региональной программы финансирования научно-технологической деятельности уровней 6-9 по шкале УГТ сможет обеспечить дополнительные доходы в региональный, федеральный и местный бюджеты в общем размере более 50,5 млн руб. (табл. 1).

За счет предоставленных средств регионального бюджета на развитие НТД 6-9 уровней технологической готовности по шкале УГТ в совокупности за 5 лет по итогам реализации инновационного проекта в расчете на двух грантополучателей ежегодно в регионе будет создано 45 высокопроизводительных рабочих мест, что позволит увеличить налоговые поступления в бюджет посредством уплаты НДФЛ в размере 5,6 млн руб., рассчитанным относительно средней заработной платы по Вологодской области. Кроме того, созданные высокопроизводительные рабочие места обеспечат увеличение отчислений от заработной платы во внебюджетные фонды общим размером более 14,9 млн руб. из расчета уплаты единого налогового платежа (30%) и взносов на травматизм (средний показатель 4,35%).

Одним из результатов предлагаемой региональной программы финансовой поддержки субъектов научно-технологи­ческой деятельности является увеличение выручки от реализации инновационной продукции, что соответственно будет способствовать росту прибыли предприятий. Согласно Налоговому Кодексу РФ (ст.284 НК РФ) основная ставка налога на прибыль организаций установлена в размере 20% для предприятий, применяющих общую систему налогообложения. С учетом показателя средней рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) по данным Росстата за 2022 г. в размере 14%, при более высокой рентабельности инновационных предприятий, принятой в размере 20%, рассчитаны бюджетные поступления от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет – 30 млн руб., в т.ч. 25,5 млн руб. – в региональный бюджет.

С целью проведения оценки экономического эффекта предлагаемых мер по совершенствованию механизма финансирования научно-технологической деятельности Вологодской области обратимся к существующим программам поддержки предприятий региона на этапе создания опытного производства и организации серийного производства инновационной продукции.

В настоящее время подобной программой поддержки является конкурс на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ с привлечением образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территории РФ (Постановление Правительства Вологодской области от 26 октября 2015 г. № 887). Годовой бюджет данного конкурса составляет 12 млн руб., максимальный размер субсидии – 3 млн руб. Соответственно ежегодно в рамках конкурса могут быть поддержаны 4 инновационных предприятия.

Согласно конкурсной документации результатом реализации проекта является выручка от произведенной с использованием результатов проекта НИОКР продукции в размере не менее суммы субсидии в совокупности за три года после завершения НИОКР. Это позволяет проследить бюджетный эффект от налоговых поступлений в виде уплаты налога на прибыль (табл. 2).

Так, увеличение выручки от реализации инновационной продукции, произведенной с использованием результатов проекта НИОКР, способствует росту прибыли предприятий. Согласно Налоговому Кодексу РФ (ст.284 НК РФ) основная ставка налога на прибыль организаций установлена в размере 20% для предприятий, применяющих общую систему налогообложения. С учетом средней рентабельности инновационных предприятий в размере 20%, бюджетные поступления от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет составят 4,8 млн руб., из них 4,32 млн руб. – в бюджет региона.

 

Заключение

Сравнивая действующий механизм финансирования НТД Вологодской области с предлагаемым в рамках исследования, проведенный расчет показал, что направляемые в рамках реализации существующей программы финансирования бюджетные средства в размере 60 млн руб. в течение пяти лет обеспечат поступления в бюджет общим объемом 4,8 млн руб., что составляет 8% эффективности. В рамках предлагаемого механизма финансирования инвестируемые средства региона на развитие НТД уровней 6-9 по шкале УГТ в размере 125 млн руб. обеспечат поступления в бюджет в размере 50,5 млн руб., т.е. экономический эффект составит 40%.

Таким образом, перспективным вариантом решения проблемы совершенствования механизма предоставления финансовой поддержки на развитие научно-технологической деятельности Вологодской области видится переориентация региональных программ финансирования – сдвиг в рамках шкалы УГТ с финансирования научно-технологической деятельности, соответствующей 1-5 уровню технологической готовности, на более высокий уровень (УГТ 6 и выше). Что позволит создать новые рабочие места в регионе, а также увеличить налоговые поступления в бюджет Вологодской области. Кроме того, рассмотренный вариант финансирования на региональном уровне предполагает более доступный и понятный механизм получения поддержки для субъектов научно-технологической деятельности, лишенный многоступенчатой, забюрократизированной, непрозрачной процедуры финансирования, присущей федеральному уровню. Также стоит отметить, что расширение мер поддержки регионального уровня позволит повысить конкурентоспособность инновационных проектов с точки зрения меньшего количества претендентов на ее получение субъектами научно-технологической деятельности в рамках одного региона, относительно крупномасштабных федеральных проектов, доступных огромному количеству заявителей на территории всей РФ.

 

 

Список литературы

  1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Парадигма современного научно-технического развития: монография. РАН ИНИОН. Центр науч. информ. исслед. по науке, образованию и технологиям. Москва, 2010. 304 с.
  2. Концепция технологического развития до 2030 года : утв. Распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 года № 1315-р // КонсультантПлюс (дата обращения: 03.10.2023).
  3. Методика расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: приказ Минэкономразвития России N 91 от 28.02.2022 г. // КонсультантПлюс (дата обращения: 03.10.2023).
  4. Молодцова О.П. Научно-технологическая деятельность: сущность и место в системе смежных понятий / О.П. Молодцова // Научные записки молодых исследователей. – 2022. – №5. – С. 65-76.
  5. Наука и инновации Вологодской области. URL: https://innovation.gov35.ru/o-nauchnoy-nauchno-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-deyatelnosti/obshchie-svedeniya/ (дата обращения: 05.10.2023)
  6. О государственных научных грантах Вологодской области: закон Вологодской области № 1655-ОЗ от 4.10.2007 г. // КонсультантПлюс.
  7. О долгосрочном научно-технологическом развитии России / под ред. Д.Р. Белоусова, И.Э. Фролова. – Москва: Артик Принт, 2022. – 167 с.
  8. О Порядке присуждения государственных премий Вологодской области и государственных молодежных премий Вологодской области: постановление Правительства Вологодской области № 567 от 4.07.2016 г. // КонсультантПлюс (дата обращения: 10.10.2023).
  9. О премиях Вологодской области: закон Вологодской области № 1749-ОЗ от 10.02 2008 г. // КонсультантПлюс.
  10. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации № 642 от 1 декабря 2016 г. // КонсультантПлюс (дата обращения: 03.10.2023).
  11. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон N 216-ФЗ от 29.07.2017 г. // КонсультантПлюс (дата обращения: 03.10.2023).
  12. Портал научно-технологической инфраструктуры Российской Федерации. URL: https://ckp-rf.ru/ (дата обращения: 07.10.2023)
  13. Innovative potential for development of europe’s neighbouring countries and regions. Bergman E.M., Varga A. The Annals of Regional Science. 2018. Т. 60. № 3. С. 443-449.
  14. Regional sustainable development strategy based on the coordination between ecology and economy: A case study of Sichuan Province, China / Y. Liu [et al.] // Ecological Indicators. 2022. Vol. 134. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.ecolind.2021.108445
  15. Regional-based strategies for municipality carbon mitigation: A case study of Chongqing in China / M. Tang [et al.] // Energy Reports. 2022. Vol. 8. P. 4672–4694. DOI:https://doi.org/10.1016/j. egyr.2022.03.135

Благодарности

Статья подготовлена в рамках государственного задания  № FMGZ-2022-0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции»