16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2024-10-1-0-4

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Aннотация

Обострение негативных геополитических процессов в мире, не прекращение санкционной политики по отношению к России выступают основными причинами осуществления и развития политики импортозамещения и повышения экономического суверенитета государства. Дополнительными условиями к этому является тотальный запрет на импорт инновационной продукции и технологий, прекращение договорных отношений недружественных государств и уход с российского рынка иностранных компаний, создают экономическую на внутренних рынках России, вызывая вынужденное замещение импортной продукции и переориентации российских компаний на страны БРИКС и Юго-Восточной Азии.

Для оценки воздействия неблагоприятных факторов на экономику России, осуществление процессов замещения импортных технологий и продукции, в работе представлен аналитический инструментарий диагностики и прогнозирования процессов импортозамещения в промышленном секторе России.

В работе раскрыта основная цель импортозамещения – промышленное производство продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внутреннем и внешнем рынках, направления государственной политики воздействия промышленный сектор, необходимость введения категорий: «экономический суверенитет», «технологическое превосходство», «инновационные центры превосходства», отражающие реализацию инновационной деятельности в части импортозамещения. С учетом данных категорий, авторами, предлагается инструментарий диагностики и прогнозирования «инновационного превосходства отечественной продукции», представляющий комплекс технологий «инновационного превосходства» промышленных предприятий, формирующих основу для опережающего развития инноваций.

В статье представлены обобщенные направления исследования учеными политики импортозамещения, а также теорий экономического суверенитета, которые берут начало с теории меркантилизма, определившей применение инструментов импортозамещения в целях ограничения импорта и развития экспорта, организации отечественного производства для защиты национальных интересов. Выявлены инструменты аналитики диагностики и прогнозирования импортозамещения инноваций в промышленности, в контексте экономического суверенитета. 

Авторами предложен методологический подход к формированию и система показателей инструментария аналитики параметров диагностики и прогнозирования процессов производственного импортозамещения, с использованием производственной функции предприятия, основанные на выявленной зависимости: при внедрении отечественных технологий импортозамещения, объемы производства, вначале снижаются, а по мере адаптации производства к новым технологиям существенно повышаются, что находит отражение в характере производственной функции – изменяется ее наклон.


Введение

В современных экономических условиях, цели политики импортозамещения заключаются в необходимости стабилизации внутреннего рынка страны, на первоначальном этапе и последующим представлением отечественной продукции на мировые рынки, превосходящей аналоги импортной. В новых экономических условиях, начиная с 2014 года, основным программным документом, политики импортозамещения, вступает Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Постановление Правительства РФ, 2014] В данном Постановлении представлена формулировка импортозамещения - «создание современных инновационных производств, которые могут конкурировать с иностранными компаниями и выпускать товары, вытесняющие зарубежные аналоги» [Постановление Правительства РФ, 2014].

В настоящее время, подходы к определению импортозамещения несколько изменились, вызванные геополитической нестабильностью на мировых рынках, введением экономических санкций в отношении РФ, вызвавших прекращение поставок импортной продукции на внутренние рынки России – основной целью импортозамещения является промышленное производство продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внутреннем и внешнем рынках.

Исследования политики импортозамещения, а также теорий экономического суверенитета, берут свое начало с теории меркантилизма, определившей использование инструментов импортозамещения в целях ограничения импорта и развития экспорта, организации национального производства для защиты национальных интересов (Т. Ман [Манн Т. 2024], Ж.-Б. Кольбер [Малов В. Н. Жан-Батист Кольбер], 2000, У. Петти [Пети У., 2024] и другие). Экономист Ф. Лист, еще в ХIХ веке, предложил концепцию импортозамещающей индустриализации, для защиты национальной промышленности и повышения суверенитета государства в различных сферах деятельности [Лист Ф., 1891].

Аналитике процессов импортозамещения в России посвящены работы ученых: Андреевой Н.В., Громовой А.С.,
Макашевой Н.П. [7], Баранова В.Д.
[Баранов В.Д., 2011], Бодрунова С.Д. [Бодрунов С.Д., 2015], Жиронкина С.А., Колотова К.А. [Жиронкин С.А., Колотов К.А., 2016] и других, исследовавших вопросы обеспечения экономической безопасности страны в условиях реализации политики импортозамещения.

Методологические и методические подходы к вопросам аналитики и диагностики процессов импортозамещения, в частности оценки воздействия импорта на промышленные комплексы и национальную безопасность, отражена трудах И. Пичурина и Д. Блинова, отметивших чрезмерную угрозу экономической безопасности страны при отсутствии в ней политики импортозамещения [Пичурин И.И., Блинов Д.В., 2014].

Также методологические вопросы оценки импортозависимости и эффективности импортозамещения российской экономики представлены в трудах Анищенко А.М. [Анищенко А.Н., 2015], Боровковой В.А. и Тиханович М.О. [Боровкова В.А. Тиханович М.О., 2017], Васильевой Л.В. [Васильева Л.В., 2017], Зверевой И.В. [Зверева И.В. 2016], Кадочникова П.А. [Кадочников П.А., 1998], Матвеевой Л.Г., Черновой О.А., Климук В.В. [Оценка эффективности политики…, 2015] и других.

Методологические аспекты аналитики и диагностики импортозамещения, с позиций развития конкурентоспособности российской промышленности и параметров экономической безопасности, представлены в работах Ершова М.В. [Ершов М.В. 2005], Цухло С.В. [Цухло, С. 2015] и других.

За восьмилетний период исследований импортозамещения в экономике России (2014-2022 гг.), произошла значительная трансформации методологических подходов к этому явлению: на начальных этапах исследований политики импортозамещения, она являлась частью стратегии социально-экономической политики, ориентированной на экономическое развитие, а в последние годы, импортозамещение представляет направление государственной политики по созданию и укреплению национальной безопасности страны [Алексеев Н.Е., 2019].

Методологические и методические подходы к вопросам организации аналитики и диагностики процессов импортозамещения инноваций представляют:

- исследование эффективности инновационного импортозамещения представлено инструментарием реализации промышленной политики государства и социально-экономической сбалансированности регионального развития (Ю.В. Пашкус, Н.А. Пашкус, Т.А. Кулакова, Л.А. Зюзина [34]; Д.С. Епанешникова Д.С., Н.В. Кривенко [Реализация региональной…, 2019]);

- исследование эффективности реализации государственных программ развития и импортозамещения инноваций, эффективности политики импортозамещения по преодолению санкций в отношении России [Атурин В.В., 2019];

- оценку воздействия внешних факторов конкурентоспособность и инновационную деятельность, оценку импорта и экспорта (С.А. Никитина и Д.И. Ушкалова) [Влияние внешних факторов, 2019];

- исследование результативности стратегий и программ инновационной деятельности промышленности (О.Ю. Соколова, В.А. Скворцова, Е.Е. Колотырин) [Соколова О.Ю., Колотырин Е.А., Скворцова В.А., 2017];

- исследование моделей и динамики процессов импортозамещения инноваций в промышленности, с отражением объемов производства и замещения импортных технологий, на основе индикаторов мирового и внутреннего рынков (Уханова Р.М. и Райская М.В [42]).

Аналитика импортозамещения инноваций в промышленности представлена в работах Е.Г. Анимицы, Е.П. Анимицы, А.А. Глумова [Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А., 2015]. В их трудах отражены особенности организации процессов инновационной деятельности в промышленном секторе государства, направления повышения его конкурентоспособности. В позициях авторов отражена направленность политики импортозамещения, представляющая различные инструменты и мероприятия осуществления данной политики:

-инновационное импортозамещение отсутствующей на отечественном рынке инновационной продукции (создание инновационных аналогов);

-создание новой импортной продукции, не представленной на отечественном рынке.

В исследованиях вопросов аналитики инструментов диагностики и прогнозирования процессов импортозамещения инноваций, проведенных А.В. Тебекиным [Тебекин А.В., 2022], Ю.И. Селиверстовым и Ю.Н. Чижовой [Селиверстов Ю.И., Чижова Е.Н., 2022], а также Ш.Н. Гатиятулиной и А.В. Орловой [Гатиятулин Ш.Н., Орлов А.В., 2022], раскрыты особенности и условия импортозамещения инноваций, а в работе В.В. Атурина представлено исследование вопросов противодействия экономическим санкциям [Атурин В.В., 2019].

Повышение добавленной стоимости отечественной продукции является основным условием инновационной деятельности, но, кроме этого, существуют и дополнительные условия формирования политики импортозамещения, вызванные объявлением экономической войны России недружественными государствами, заключающейся в полном эмбарго как на поставку собственной продукции на российский рынок, так и на запрете российского экспорта.

В связи с изменением стратегических приоритетов реализации политики импортозамещения, основными нормативными документами, выступают: Указ Президента «О Стратегии национальной безопасности РФ» [Указ Президента РФ, 2015]; Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» [1]; Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной Программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Постановление Правительства РФ, 2014]; Распоряжение Правительства РФ «Концепция технологического развития РФ до 2030 года» [Распоряжение Правительства РФ, 2023].

 

Основная часть

В сфере осуществления государственной политики воздействия промышленный сектор, стали использоваться понятия: «экономический суверенитет», «технологическое превосходство», «инновационные центры превосходства», отражающие реализацию инновационной деятельности в части импортозамещения.
С учетом данных понятий, авторами, для реализации механизма политики импортозамещения, предлагается инструментарий диагностики и прогнозирования «инновационного превосходства отечественной продукции», представляющий комплекс уникальных технологий (технологий инновационного превосходства) предприятий отечественной промышленности, формирующих основу для опережающего
развития промышленности РФ, на базе инноваций.

С помощью инструментария «инновационного превосходства отечественной продукции», в дальнейшем, будут разрабатываться программы развития инновационной деятельности и импортозамещения промышленных предприятий (рис. 1).

В РФ, организация политики импортозамещения, наблюдается, начиная с 1990-х годов, с переходом ее на рыночный путь развития и представляет часть государственной промышленной политики, которая проводится для защиты российского производства, на основе обоснованного отказа от импортной продукции и ее заменой на аналоги отечественного производства [Кадочников П.А., 2006].

Политика импортозамещения инноваций, определяет ее роль в инновационной деятельности субъектов хозяйствования, выражающейся в:

- содействии производству конкурентоспособной и инновационной отечественной продукции;

- обеспечении формирования и внедрения наукоемких, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в промышленный сектор;

- поддержки отраслей и видов экономической деятельности промышленности, подвергшихся наиболее значительным воздействием экономических санкций.

Целью данного исследования является аналитика инструментария диагностики и прогнозирования процессов импортозамещения, выявление трендов их изменений и определение направлений и перспективных параметров их оценки, а также разработка производственного инструментария диагностики процессов импортозамещения на предприятиях промышленности.

Методы исследования. В работе использованы аналитические, функциональные, структурные и статистические методы исследования, экономико-математический подход к формированию методики исследования.

Ход исследования. Вопросы аналитики инструментария диагностики и прогнозирования процессов импортозамещения, выявления трендов их изменения и определение перспективных параметров оценки реализации данной политики, необходимо реализовывать с учетом позиций повышения национальной безопасности и экономического и технологического суверенитета в промышленности.

Политика импортозамещения отражает как положительные тенденции изменения в экономики государства, так и рост негативных проблем, в связи с ограниченностью доступности российских промышленных предприятий к зарубежным импортным технологиям. По приведенным оценкам различных источников, в период с 2014 по 2023 годы, из-за уменьшения объемов поставок санкционной продукции в РФ, сократились и объемы импорта на 40% в ценовом выражении, а по ряду товаров, сокращение достигает 100%, из-за полного запрета импорта. Производство отечественной продукции- аналогов, повысилось лишь на 13,8% [Импортозамещение, 2023].

Для формирования методологии настоящего исследования необходимо определить сущность и содержание категории «экономический суверенитет». Исследование суверенности государственной политики РФ представлено в трудах Глазьева С.Ю. [Глазьев С.Ю., 2014], Дзарасова С.С. [Дзарасов С.С., 2014], Львова Д.С. [Львов Д.С., 2000], Клейнера Г.Б. [Клейнер Г.Б., 2016], Найденовой Е.М. [Найденова, Е.М., 2014], Примакова Е.М. [Примаков Е.М., 2009], и других.

В их работах отмечено, что эпоха глобализации негативно влияет на экономическую суверенность стран. Государства интегрируются в глобальные сети финансовой системы, которая ограничивает их национальную, финансово-экономическую, торговую, промышленную, технологическую политики, размывают национальные границы государств в их традиционном смысле.

На современном этапе развития экономики, имеется дополнительное негативное влияние глобалистских процессов на экономический суверенитет России, усиливаясь воздействием политики экономических санкций, запретов и других ограничений, введенных недружественными странами, начиная с 2014 года.

Направления и мероприятия государственной политики в части экономического суверенитета представлены в «Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года» [Указ Президента РФ, 2015] и «Концепции технологического развития РФ до 2030 года» [Распоряжение Правительства РФ, 2023]. В Стратегии документально представлено понятие экономического суверенитета РФ: «Это объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств» [Указ Президента РФ, 2015]. Таким образом, импортозамещение представляет ключевой фактор, обеспечивающий развитие параметров экономического суверенитета государства, на основе выполнения государственных программ развития.

По мнению авторов, на современном этапе развития экономики, проблемам инструментария диагностики и прогнозирования процессов импортозамещения в отечественной экономике, уделяется мало внимания: отсутствуют статистические данные, нет показателей по различным направлениям разработки импортозамещающей продукции, отсутствуют показатели оценки и обеспечения необходимого уровня экономического суверенитета государства по различным товарным группам и др.

Также, внимание необходимо уделить негативным факторам воздействия на экономику РФ, особенно в период 2014-2019 годов, вследствие ее неготовности и необходимости противодействия им, с целью снижения их влияния. В дальнейшие годы, за счет реализации программ импортозамещения и перестройки экономики к новым условиям, негативное санкционное влияние, в целом, по стране, было устранено (табл. 1).

События, произошедшие с 2014 года, представляют проверку экономической суверенности РФ, её возможностей и способности самостоятельно сформировать промышленно-технологическую и инновационную базу, которая необходима для устойчивого функционирования экономики, без ее зависимости от зарубежных стран.

Деятельность по реализации проектов импортозамещения в промышленности России началась с началом введения санкций (2014 год). Были сформированы приоритетные группы технологий и продукции, созданы индикаторы импортозависимой продукции, отражающие снижение параметров импортозависимости в различных отраслях промышленности. Существенное внимание отводится импортозависимости радиоэлектронной промышленности, в которой необходимо понизить долю импорта с 82% (2014 г.) до 44% (2024 г.), а также в станкостроении – с 88,4% (2014 г.) до 58% (2024 г.), соответственно в авиастроении – с 92% до 71% [Кузнецова Г.В., Цедилин Л.И., 2019]. Выполнение данных мероприятий, означает восстановление технологического суверенитета в отраслях промышленности РФ.

Начиная с 2019 году, планомерно повышается доля отечественной электронной базы во всех отраслях промышленного производства, происходит переход на российское программное обеспечение. В военно-промышленном комплексе государства, на начало 2020 года, реализация проектов импортозамещения, позволила сформировать технологическую независимость России, свыше, чем в 350-и видах вооружения и военной техники [30].

Аналитика инструментария методических подходов к процессам импортозамещения, позволяет определить приоритеты повышения уровня экономического суверенитета страны, с учетом критериев результативности (рис. 2).

Авторами предлагается методика и инструментарий аналитики параметров диагностики и прогнозирования процессов импортозамещения на основе однофакторной производственной функции, отражающей производство продукции, фактором производства Qп, который включает необходимые ресурсы, продукцию, технологии:

На результаты импортозамещения, влияет объем используемых ресурсов и технологий для промышленного производства продукции, который представляет показатели суверенности, оцениваемой по динамике производства. Для производства необходима полная ресурсная база, то есть ресурсы для обеспечения производственного цикла. Кроме этого, необходимо учесть, что при замещении импортных технологий на отечественные, может наблюдаться как уменьшение выпуска продукции (процессы замены технологий, настройка оборудования и пр.), так и повышение из-за отечественных технологий, которые более адаптированы к отечественному оборудованию.  Помимо этого, объемы производства (Qвр, Qэ, Qо, Qи) взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Отсюда, формула (4) приобретает вид: 

В данном случае, объемы выпуска экспортируемой продукции требуется повысить, так как ее доля влияет на результативность процессов импортозамещения, в контексте повышения экспорта;

- объем импортных технологий и продукции, а также его доля в производстве (Qи/Qп), тоже зависит от санкций. Показатель (Qи/Qп) требуется снижать, в целях укрепления экономического суверенитета, путем внедрения отечественных технологий производства;

- объем продукции, и его доля в производстве, поставляемой на внутренний рынок страны (Qвр/Qп), требуется выпускать в количестве, регулируемым внутренним спросом.

- основным приоритетом и инструментом импортозамещения является выпуск инновационной продукции и технологий, что вызывает заполнение освобождаемой ниши на внутреннем рынке, данной продукцией.

Авторами предлагается методологический подход к аналитике результативности процессов импортозамещения промышленных предприятий, с использованием производственной функции предприятия.

Авторская гипотеза исследования инструментария аналитики параметров диагностики и прогнозирования процессов производственного импортозамещения основывается на выявленной зависимости: в течении определенного периода, при внедрении отечественных технологий импортозамещения, объемы производства, вначале снижаются, а по мере адаптации производства к новым технологиям существенно повышаются, что находит отражение в характере производственной функции – изменяется ее наклон. Дальнейшее повышение объемов производства происходит вследствие ряда причин: во-первых, отечественные технологии более адаптированы к отечественному производству; во-вторых, отечественные технологии имеют более низкую стоимость, по сравнению с импортными; в-третьих, более дешевое обслуживание и ремонт и пр.

Результативность процессов импортозамещения отражает уровень соответствия и динамики процессов и объемов производства, при выпуске аналогов импортной продукции и технологий, а также производства продукции на внутренний рынок государства и экспорта товарной продукции на внешние рынки. Импортозамещение результативно тогда, когда динамика показателей производства соответствует заданным параметрам.

На рисунке 3 предлагается авторский подход к формированию инструментария аналитики параметров диагностики и прогнозирования процессов производственного импортозамещения.

В предлагаемом методическом подходе используются параметры оценки, представленные различными группами показателей. Использование групп показателей определяется исходя из целей исследования: диагностики или прогнозирования производственного импортозамещения (табл. 2).

С временных позиций десяти лет (2014-2024 гг.) можно уверенно сказать, что, невзирая на наличие больших проблем в реализации процессов производственного импортозамещения, они успешно проводятся. Финальная оценка показателей реализации процессов и программ импортозамещения в РФ, с целями и направлениями их дальнейшего развития представлены в Концепция технологического развития РФ до 2030 года (утверждена в 2023 году). В связи с продлением данных процессов до 2030 года, окончательная оценка будет определяться оценкой собственных инновационных технологий, производством и использованием собственной ресурсной базы (сырье, материалы и комплектующие), определяющихся основным положением – собственное производство РФ должно быть суверенным, не зависеть от импорта технологий и продукции.

Заключение

1. Проведен анализ теоретических и методических подходов к исследованию политики и процессов импортозамещения.

2. Предложен инструментарий диагностики и прогнозирования «инновационного превосходства отечественной продукции» в современных условиях.

3. Представлены приоритеты развития импортозамещения, в контексте повышения экономического суверенитета государства.

4. Предложен методологический подход к формированию инструментария аналитики параметров диагностики и прогнозирования процессов производственного импортозамещения, с использованием производственной функции предприятия, основанный на выявленной зависимости: при внедрении отечественных технологий импортозамещения, объемы производства, вначале снижаются, а по мере адаптации производства к новым технологиям существенно повышаются, что находит отражение в характере производственной функции – изменяется ее наклон. 

5. Предложена система показателей оценки диагностики или прогнозирования производственного импортозамещения.

 

Список литературы

  1. Алексеев Н.Е. Импортозамещение как институт укрепления национального суверенитета // Мировая политика. 2019. № 2. DOI:10.25136/2409-8671.2019.2.18639.
  2. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. 2015. № 3(43). С. 160-172. DOI: 10.17059/2015-3-14.
  3. Анищенко А.Н. Анализ потенциала импортозамещения в продовольственной сфере региона // Экономика и социум. 2015. №5(18). С. 54–62.
  4. Атурин В.В. Антироссийские экономические санкции и проблемы импортозамещения в условиях современной международной конкуренции // Вестник евразийской науки. 2019. Том 11. № 2. С. 5-14.
  5. Баранов В.Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход): Автореф. дис. … д-ра экон. наук. РАГС, М., 2011. 42 с.
  6. Бодрунов С.Д. Инновационное развитие промышленности как основ технологического лидерства и национальной безопасности России: Научные доклады Института нового индустриального развития (ИНИР) им.
    С.Ю. Витте, ИНИР, СПб., 2015. 55 с.
  7. Боровкова В.А. Тиханович М.О. Разработка методики оценки эффективности реализации региональной стратегии импортозамещения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 7. С. 722–737.
  8. Васильева Л.В. Вопросы разработки методики оценки потенциала импортозамещения // Инновационное развитие российской экономики: материалы X междунар. науч.-практ. конференции: в пяти томах (25–27 октября 2017). М.: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. 2017.
    С. 338–342.
  9. Влияние внешних факторов на экспорт и импорт России / Ушкалова Д.И., Никитина С.А. Пашкус В.Ю., Кулакова Т.А., Пашкус Н.А., Зюзина Л.А.  // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 6. С. 110-122. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10074.
  10. Гатиятулин Ш.Н., Орлов А.В. Проблемы импортозамещения в России и пути их разрешения // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2022. № 3(26). С. 8-12.
  11. Глазьев С.Ю. Экономическая стратегия России в контексте украинских событий: еще раз к предложенной альтернативе // Российский экономический журнал. 2014. № 4.С. 3-17.
  12. Дзарасов С.С. Нужна другая модель экономики // Альтернатива. 2014. № 1. URL: https://www.intelros.ru/readroom/alternativi/a1-2014/23385-nuzhna-drugayamodel-ekonomiki-k-moskovskomu-ekonomicheskomu-forumu-v-marte-2014-g.html. (дата обращения: 01.03.2024)
  13. Ершов М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. М.: Экономика, 2005. 281 с.
  14. Жиронкин С.А., Колотов К.А. Методология исследования неоиндустриального импортозамещения в экономике России // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26. № 5. С. 713-722. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.
  15. Зверева И.В. Методика оценки экономического потенциала региона в условиях санкций // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. №2(44). С. 131–135.
  16. Импортозамещение или перемещение. Аналитический обзор. URL: https://www.cnews.ru/reviews/importozameshchenie_2023/preview (дата обращения: 01.03.2024)
  17. Кадочников П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 г. М.: Ин-т экономики переходного периода, 2006. 139 с.
  18. Клейнер Г.Б. Системная экономическая политика и системная безопасность России // Труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 199. С. 95-101.
  19. Кривенко Н.В., Епанешникова Д.С. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов // Экономика региона. 2020. Том 16. № 3. С. 765-778. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-3-7 
  20. Кузнецова Г.В., Цедилин, Л.И. Импортозамещение: предварительные итоги политики за пять лет // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 10. С. 7-25.
  21. Лист Ф. 1891. Национальная система политической экономии. СПб.: Издание А.Э. Мартенс, 1891.
  22. Львов Д.С. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма // Вопросы экономики. 2000. № 2.
  23. Малов В. Н. Жан-Батист Кольбер – реформатор XVII века (1619-1683) // Новая и новейшая история. 2000. № 3.
  24. Материалы заседания Коллегии военно-промышленной комиссии ОПК от 2 августа 2022 года. URL: http://government.ru/news/46166/ (дата обращения: 01.03.2024)
  25. Манн Т. Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства. URL: https://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=school&links=./school/mercantilism/works/mun_w1.txt&name=mercantilism&img=brief.gif (дата обращения: 01.03.2024)
  26. Найденова, Е.М. Кейнсианский аспект проблем экономического суверенитета России // Проблема суверенности современной России : материалы Всеросс. науч.-общ. конф. (6 июня 2014 г., Москва). М.: Центр научной политической мысли и идеологии. Наука и политика. 2014.
  27. Оценка эффективности политики импортозамещения в промышленности: методический инструментарий / Матвеева Л.Г., Чернова О.А., Климук В.В., Боровкова В.А., Тиханович М.О., Васильева Л.В. // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2015. №3. С. 3-13.
  28. Пети У. Трактат о налогах и сборах, 2024. URL: http://orel.rsl.ru/net-text/economic/petty/pettsod.htm. (дата обращения: 01.03.2024)
  29. Пичурин И.И., Блинов Д.В. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО: Монография, Изд-во
    УМЦУПИ, Екатеренбург, 2014. 144 с.
  30. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость? М.: Российская газета, 2009. 239 с.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. Опубликовано: 24.04.2014. (дата обращения: 01.03.2024)
  32. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 года, №1315-р «Концепция технологического развития РФ до 2030 года. URL: https://base.garant.ru/406931204/ (дата обращения: 01.03.2024)
  33. Реализация региональной промышленной политики России в контексте импортозамещения / Пашкус В.Ю., Кулакова Т.А., Пашкус Н.А., Зюзина Л.А. // Проблемы современной экономики. 2019. № 4(72). С. 119-122.
  34. Соколова О.Ю., Колотырин Е.А., Скворцова В.А. Импортозамещение как стратегия промышленной политики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 1(41).
    С. 130-139. DOI: 10.21685/2072-3016-2017-113.
  35. Селиверстов Ю.И., Чижова Е.Н. Западным санкциям Россия должна противопоставить импортозамещение и инновации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 5-3. С. 442-449. DOI: 10.17513/vaael.2231
  36. Тебекин А.В. Анализ проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности // Транспортное дело России. 2022. № 2. С. 159-165. DOI: 10.52375/20728689_2022_2_159.
  37. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. Опубликовано: 31.12.2015, № 0001201512310038.  (дата обращения: 01.03.2024)
  38. Уханова Р.М., Райская М.В. Инновационное импортозамещение как основное направление технологической модернизации на предприятиях НГХК РТ // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 134-136.
  39. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями на 13.07.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. Опубликовано: 31.12.2014, № 0001201412310017. (дата обращения: 01.03.2024)
  40. Цухло С. Импортосохранение» вместо импортозамещения // Экономическое развитие России. 2015. Т. 22. № 12. С. 53-56.
  41. Экономическая безопасность российской экономики в условиях реализации политики импортозамещения / Андреева Н.В., Громова А.С., Макашева Н.П., Воробейчиков С.Э., Саммер А.Б., Кадочников П. А., Лист Ф. Пети У., Манн Т. // Экономика региона. 2015. № 4. С. 69-83.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-00556.
Авторы выражают благодарность рецензентам, замечания которых позволили повысить качество данной статьи