Особенности формирования предпринимательских кластеров в регионах России
Национальные цели, стратегические задачи развития Российской Федерации предполагают динамичный рост малого и среднего предпринимательства, но его современное состояние вызывает определенные опасения. В этих условиях необходим поиск и анализ новых форм работы, включая кластерную интеграцию. Цель работы – исследование потенциала кластерной организации малого и среднего предпринимательства, анализ особенностей функционирования современных предпринимательских кластеров в России. В результате установлено, что в ряде стран существуют кластеры, включающие только малые и средние предприятия. Такие кластеры могут создавать единую цепочку создания ценности и конкурировать на мировом рынке. При этом даже частичное проявление кластерных эффектов позитивно сказывается на предпринимательской деятельности. В определенной степени аналогичные тенденции имеют место и в России. Однако кластеры малых и средних предприятий в отечественной экономике слабо изучены и достаточно редко оформляются официально. Анализ российских кластеров малых и средних предприятий с институционально закрепленным статусом показал, что их создание часто зависит от субъективного фактора. Чаще к этому прибегают несырьевые регионы, нуждающиеся в новых точках роста. Кластеры малых и средних предприятий очень неравномерно распределены по территории России, и это обусловлено большим количеством «скрытых» кластеров. Среди видов экономической деятельности преобладают туризм и информационные технологии. Это можно объяснить повсеместным распространением предпринимательских структур соответствующего профиля. Период функционирования кластера не имеет статистически значимых связей с общей численностью работников и средней численностью на одно предприятие. Следовательно, необходимы дальнейшие более глубокие исследования проблем и особенностей функционирования таких кластеров, включая и неофициальные.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
1. Акулов А.О., 2021. Неформальные кластеры малых и средних предприятий в муниципальной экономике (кейс кластеризации автосервисов города Кемерово) // Муниципалитет: экономика и управление. №1., 2021: 36-51. DOI: 10.22394/2304‐3385‐2021‐1‐36‐51.
2. Бувальцева В.И., Корчагина И.В., 2011. Идентификация факторов кластеризации малых предприятий в промышленно-развитых регионах (на примере Кемеровской области) // European Social Science Journal. №3., 2011:
312-320.
3. Гладкая С.В., Саламатина В.С., 2019. Инвестиционная деятельность туристических кластеров как средство формирования международного туристского предпринимательства // Journal of Economic Regulation. Т. 10. №4., 2019: 47-53. DOI: 10.17835/2078-5429.2019.10.4.047-053.
4. Гули Й.Э. (2019). Агропромышленные кластеры в странах Западной Африки // Путеводитель предпринимателя. №43., 2019: 72–85.
5. Гусева М.С., Амелькина Д.В., 2016. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства в кластере: потребности, ресурсы и возможности // Ars Administrandi. №3., 2016: 66-84.
6. Дворядкина Е.Б., Корчагина И.В., 2017. Тенденции кластерного развития промышленного региона: роль кластеров малых и средних предприятий (на примере Кемеровской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. №2. Номер статьи 5011, 2011. Режим доступа http://eee-region.ru/article/5011/.(дата обращения: 13.07.2021).
7. Крюкова И.В., 2014. Концепция кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства (на примере Вологодской области) // Экономика и управление. №4., 2014: 99-105.
8. Лисевич А.В., Огнева Н.Ф., 2017. Региональный ремесленный кластер: развитие посредством идей социального предпринимательства // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. №3., 2017: 100-105.
9. Мишура Н.А., 2012. Кластерная организация экономики: к вопросу об идентификации кластера // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Т. 8. №43., 2012:
37-44.
10. Родионов А.П., 2016. Экономическое развитие региона на основе формирования кластера малого предпринимательства промышленности строительных материалов // Российское предпринимательство. Т. 17. №8., 2016: 999-1010.
11. Швец И.Ю., 2015. Формирование кластеров как рыночных инструментов пространственного развития предпринимательства // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. №5., 2015: 14-21.
12. Chatterji A., Glaeser E., Kerr W. (2014). Clusters of entrepreneurship and innovation // Innovation policy and the economy. Vol. 14., 2014: 129-166. DOI: 10.1086/674023.
13. Javidnia M., Tavangar A., Astanbous M., Armoun Z. (2012). An empirical study on the effects of industrial clusters on small and medium enterprises // Management Science Letters. Vol. 2, no. 6. P. 1965-1974. DOI: 10.5267/j.msl.2012.06.025.
14. Kartika L. (2020). Strategies for developing sustainable and competitive cluster for handicrafts – based small medium enterprise (SME) // Transactions on Machine Learning and Artificial Intelligence. Vol. 8, no. 3. P. 11-20. DOI: 10.14738/tmlai.83.8218.
15. Konstantynova A., Lehmann T. (2017). Cluster activities in different institutional environments. Case studies of ICT-Clusters from Austria, Germany, Ukraine and Serbia // Administrative Sciences. Vol. 7, no. 2. Article number 11. DOI: 10.3390/admsci7020011.
16. Rahman S., Kabir A. (2019). Factors influencing location choice and cluster pattern of manufacturing small and medium enterprises in cities: evidence from Khulna City of Bangladesh // Journal of Global Entrepreneurship Research. Vol. 9. Article number 61. DOI: 10.1186/s40497-019-0187-x.
17. Sandee H., van Hulsen S. (2000). Business development services for small and cottage industry clusters in Indonesia. A review of case studies from Central Java // Business Services for Small Enterprises in Asia: Developing Markets and Measuring Performance: International Conference (Hanoi, Vietnam). URL: http://value-chains.org/dyn/bds/docs/118/sandee.htm (accessed 20.07.2021).
18. Shri Nihar Ranjan J. (2017). The micro, small & medium enterprises (MSMEs) manufacturing sector in India: Role of MSME clusters and the idea of MSME manufacturing cluster density // IOSR Journal of Economics and Finance. Vol. 8, no. 5. P. 49–59. DOI: 10.9790/5933-0805014959.
19. Tambunan T. (2009). Export‐oriented small and medium industry clusters in Indonesia // Journal of Enterprising Communities: People and Places in the Global Economy. Vol. 3, no. 1. P. 25–58. DOI: 10.1108/17506200910943661.