ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАНОВО-РЫНОЧНЫХ МОДЕЛЕЙ В АПК
Aннотация
В статье обосновывается необходимость разработки методов регулирования экономических процессов в условиях реализации социально-эффективной, противозатратной, планово-рыночной модели экономики. В процессе работы были изучены основные особенности функционирования планово-рыночной модели экономики в области ценообразования, оплаты труда, оценки земельных ресурсов, налогообложения. Рассмотрены способы повышения эффективности производства и снижения инфляционного давления. Проведено исследование воздействия инфляции на доходы населения и основные факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Результаты исследования могут быть использованы в процессе внедрения элементов планово-рыночной модели экономики на практике.
Ключевые слова: Теория социального развития, экономический механизм, ценообразование, земельные ресурсы, налоги, инфляция, уровень оплаты труда
Введение
Современный опыт развития экономики свидетельствует о необходимости реализации государственного вмешательства в обеспечение основных положений смешанной экономики с активным использованием государственного регулирования и сочетания основных форм собственности на средства производства.
Концепция предлагаемой модели экономики предусматривает гуманизацию социально-экономической жизни, обеспечения эффективного контроля за использованием природно-ресурсного потенциала в интересах всех россиян, соблюдении прав и свобод граждан, социальной защиты населения за счет более равномерного распределения доходов и капитала, согласованных к реализации на централизованной системе переговоров о заключении коллективных договоров в области оплаты труда с участием представителей государства, ведущих профсоюзных организаций и предпринимателей в качестве действующих лиц на принципах солидарности между различными группами трудящихся. Результаты переговоров становятся обязательными контрольными рубежами для всех участников переговоров, организаций и лиц, которых они представляют.
Следует отметить, что в настоящее время нет ни одной экономически развитой страны с чисто рыночной моделью экономики. Смешанная экономика – это уже не чисто рыночная система, а сочетание трех системообразующих основ: рынка, регулирования экономики государством и социальной устойчивости. При этом ключевая роль все более переходит к фактору социальной устойчивости системы. Кроме того, члены общества одновременно являются собственниками и факторов, и результатов деятельности, участвуя в распределении и присвоении материальных и духовных благ. В результатах экономической деятельности члены общества заинтересованы и за пределами экономики при развитии социальной сферы, пенсионном обеспечении, различных пособиях и т.д.
Таким образом, формирование социально стабильной, устойчивой планово-рыночной экономики стало одной из плановых задач и целей современных экономических систем по следующим основаниям:
- Технологически она представляет собой сложную совокупность производственных, технических, финансовых и информационных систем, которые взаимодополняют друг друга.
- Значительно возросла роль человеческого фактора в экономике, которая в новых исторических условиях воспроизводится через повышение роли «человеческого капитала».
Анализ практически всех известных моделей экономического развития, направленных на получение максимально возможных объемов прибыли, показывает на периодически возникающие кризисы в области экономики, постоянный рост инфляции, цен, высокий уровень безработицы и другие негативные воздействия. При этом, исследуя рычаги управления экономикой, способы регулирования темпов развития путем увеличения или уменьшения инвестиций, процентной ставки, налоговой нагрузки и других аналогичных мер, выяснилось, что экономические кризисы возникают с пугающей частотой. Напрашивается вывод об отсутствии надежных регуляторов экономического развития, основанных на имеющихся в экономике законах, с помощью которых общество могло бы не только регулировать, но и оперативно вносить необходимые изменения в экономическую политику, не дожидаясь критической ситуации. Поиск и изучение таких регуляторов, а также внедрение их в экономическую систему, является основной целью данной работы.
Материалы и методы исследования
Экономика – это совокупность сфер трудовой деятельности, направленной на производство, распределение и потребление необходимых обществу материальных и духовных благ.
Любая трудовая деятельность требует соответствующих производственных ресурсов (элементов), составляющих конкретный исполнительный механизм по производству материальных и духовных благ. Определение указанного механизма, по нашему мнению, можно представить в следующей редакции. Экономический механизм – это система производительных сил (основные фонды, труд, земельные и природные ресурсы), направленная на производство необходимых обществу материальных и духовных потребностей.
При этом во всех случаях используются отдельные элементы экономического инструментария, который определяется как совокупность систематизированных экономических понятий, дефиниций, предназначенных для организации бережного использования экономических средств и ресурсов.
Следует отметить, что все примеры и расчеты в работе были выполнены на фактических материалах отчетов сельского хозяйства и его структурных подразделений.
Применение методов позволит:
- обеспечить функционирование всех форм собственности при производстве и последующем справедливом распределении всех материальных и духовных благ;
- разработать систему экономических показателей эффективности для всех субъектов хозяйствования;
- предложить схему формирования фонда оплаты труда в зависимости от конечных результатов при непременном опережении темпов производительности труда относительно оплаты труда;
- разработать общую для всех субъектов хозяйствования схему ценообразования на продукцию и услуги, обеспечивающую всеобщую заинтересованность по снижению издержек производства, а не роста цен;
- реформировать налоговую систему с переносом основной налоговой нагрузки на земельные ресурсы и снижением общей налоговой нагрузки на производителя за счет повышения полноты охвата субъектов хозяйствования налоговым процессом.
Реализация поставленных выше задач позволит осуществить основную цель разработки и внедрения на практике социально-ориентированной, противозатратной, эффективной планово-рыночной модели смешанной экономики в России.
Результаты исследования и их обсуждение
Показатели эффективности экономического механизма.
Оценка результата функционирования экономического механизма на разных уровнях общественного хозяйства и у хозяйствующих субъектов предлагается в виде валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне страны, валового продукта на уровне региона (ВРП) и валовой добавленной стоимости на уровне отраслей и предприятий (ВДС).
Наряду с общей оценкой динамики результатов требуется оценка эффективности и отдельных ее элементов. Во многих монографиях проявлено завидное единодушие по определению экономической эффективности через отношение результата к объему ресурсов.
Однако обобщающего интегрального показателя, по нашему мнению, недостаточно. Было установлено также, что общий результат в виде ВВП (ВРП, ВДС) может быть получен только при условии одновременного и совместного участия всех элементов экономического механизма в системе производительных сил в производственном процессе.
В этом случае появляются следующие частные показатели эффективности функционирования экономического механизма хозяйствования:
- показатель зарплатоемкости (трудоемкости):
- фондоемкости:
- материалоемкости:
- землеемкости, природоемкости:
- рентабельность ресурсов:
где Т – зарплатоемкость; Ф – фондоемкость; М – материалоемкость (прошлый труд); Фо - основные фонды; Фоб - оборотные средства; Зе – землеемкость; Р - рентабельность ресурсов; mпр – прибавочная стоимость (неоплаченный труд); А –амортизация (прошлый труд); V – оплата труда.
Схема формирования стоимости приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема формирования стоимости товара
Fig. 1. The scheme of forming the cost of goods
Трудовой аспект экономического механизма.
Уровень оплаты труда в любом обществе является важнейшим показателем общественного развития.
Напрашиваются, по меньшей мере, два направления реформирования оплаты труда: одно связано с перераспределением уже имеющихся доходов, а другое необходимо просто возродить, увязав уровень оплаты труда с его количественными и качественными показателями.
В общем виде сказанное выше можно представить следующим выражением:
где ФОТ – фонд оплаты труда, учитывающий как количество, так и качество труда; Q – объем производства в натуральных (условных) или других единицах измерения; К – качественная характеристика результатов труда, связанная с уровнем издержек производства, потребительскими свойствами продукции.
Имея норматив заработной платы на единицу (рубль) продукции, оплата труда за количество фактически произведенной продукции определяется в соответствии с формулой:
где ФОТ – фактический объем заработной платы за произведенную продукцию;
Qфi – фактически объем продукций в принятых (натуральных) единицах измерения; НЗПi - норматив зарплаты за единицу (рубль) продукции.
Сложнее оценить качественную составляющую труда. Как отмечалось выше, качественная характеристика результата труда аккумулируется в объеме прибавочной стоимости, точнее в ее приросте.
В этом случае прирост ФОТ можно измерить:
где ∆ФОТ – прирост фонда оплаты труда, зависящий от качества труда; ∆mпр – прирост (убыток) прибыли, прибавочной стоимости; Но – норматив отчисления из ∆m в оплату труда, определяемый по формуле:
Таким образом, фонд оплаты труда можно представить в виде уравнения:
Предложенная в работе схема оплаты труда вполне приемлема для формирования фонда оплаты труда от количественных и качественных факторов производства, что является противозатратным элементом в управлении экономикой, ее главным элементом, экономическим механизмом и условием повышения эффективности общественного производства.
Реформа ценообразования.
Каждое новое поколение производит материальных и духовных благ больше в единицу времени. Следовательно, трудовых затрат на единицу аналогичных товаров (хлеб, например) тоже меньше и себестоимость и цена должны регулярно снижаться.
Введем понятие нормативного показателя по предельным издержкам капитала (нормативная себестоимость) [1, с.5-6], который определяется в нашем варианте (на примере сельскохозяйственной отрасли) расчетом зависимости себестоимости от урожайности, удаленности от баз снабжения и реализации продукции, природно-климатических зон [3] (рис. 2).
Рис. 2. Методология формирования отраслевой целевой цены реализации зерновых (Цоц) в зависимости от себестоимости, урожайности и удалённости
Fig. 2. Methodology of formation of an industry targeted selling price of cereals depending on cost, productivity and remoteness
Таким образом, появляется стройная, научно-обоснованная, единая для всех субъектов хозяйствования методология ценообразования, обеспечивающая равные исходные позиции и возможность расширенного воспроизводства с учетом всех важнейших факторов производства продукции. Теоретические аспекты предлагаемой модели опубликованы [6, с. 195].
Методика оценки земельных ресурсов
Если рассматривать государственную кадастровую методику оценки, на примере сельскохозяйственной отрасли, то она не вполне отвечает современным требованиям. Поэтому задача разработки методологии оперативной оценки земельных ресурсов также представляется крайне необходимой.
Если известны урожайность, абсолютная, дифференциальная рента и прибыль на единицу продукции, то определение стоимости одного гектара выполняется по формуле:
где Цсх –стоимость (цена) гектара сельхозугодий под зерновыми; У – урожайность зерновых по стране, региону, предприятию; m – прибыль на единицу продукции, Ар, Др – соответственно, абсолютная и дифференциальная рента; d13 – доля сельхозугодий в объеме прибыли при производстве зерновых по России принята на уровне ставки рефинансирования ЦБ РФ; t – срок капитализации, определяемый делением 100% на процент по долгосрочным депозитам в СБ РФ, при депозите под 10% срок t =10 лет.
Необходимо отметить, что методика по оценке стоимости сельхозугодий вполне пригодна во всех отраслях, где природный фактор оказывает определяющее влияние на производительность труда [4, с.46-47].
При этом количественная оценка с одного гектара заменяется на объем производства выпускаемой продукции, либо сразу же используется общий объем прибавочной стоимости, но уже без количества продукции. В этом случае общая формула определения стоимости и цены земельных ресурсов представляется следующим уравнением:
где mпр – прибавочная стоимость; t – срок капитализации;
где Dз и Dоб – соответственно земельный и общий доход; В, M, А, V – соответственно выручка от реализации продукции, материальные затраты, амортизация и оплата труда; d13 – доля земельных ресурсов в прибыли, устанавливается на уровне процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ; при 9,5% d13 = 0,095; m – объем прибыли.
Стоимость (цена) единицы сельхозугодий определяется по формуле:
где S – площадь оцениваемого земельного участка.
По материалам расчета отраслевой цены реализации по зерновым были рассчитаны доля земельных ресурсов в общем чистом доходе – прибавочной стоимости и общий объем чистого дохода в виде общего объема прибавочной стоимости. Зная нормативную себестоимость субъектов хозяйствования Сн к Цоц в виде отношения себестоимости к выручке, расчетным путем установлено математическое выражение зависимости доли земельных ресурсов от доли нормативных (фактических) затрат в выручке (рис. 3). Тогда долю земельных ресурсов можно рассчитать по формуле, приведенной на рисунке [5, с.55-56].
Рис. 3. Зависимость доли земельных ресурсов (y) от отношения нормативной себестоимости к отраслевой целевой цене реализации (x) по РФ
(на примере зерновых)
Fig. 3. The dependence of the share of land resources (y) on the ratio of cost to the industry regulatory target selling price (x) in the Russian Federation
(in the case of grain)
Таким образом, следует отметить, что решая проблему научно-обоснованного ценообразования на основные виды сельскохозяйственной продукции, возможно решение вопроса по оценке земельных ресурсов через определение прибыли и земельной ренты [2, с.192-202].
Налоговый аспект экономического механизма
Анализ, как действующих налоговых систем в различных странах, так и предлагаемых некоторыми авторами, свидетельствует, что в научности и обоснованности, содержащихся в них принципов и положений, не говоря уже о количестве и уровне налогов и налоговых ставок, мягко говоря, нет единства.
У всех авторов налог – это фискальные платежи с дохода предпринимателя или объемов производимой продукции. Но налог – часть валового внутреннего продукта, направляемая на общественное потребление по соглашению с членами общества. Следовательно,
где Н – объем налогов; k – доля налогов от ВВП.
В наших исследованиях мы исходим из того, что величина «k» известна и не требует доказательств. Но ВВП (ВРП, ВДС) непосредственно зависит от объемов производительных сил:
где Фо, Фоб - основные фонды, оборотные средства; V – трудовые ресурсы (оплата труда); Зс – стоимость земельных ресурсов.
Следовательно, возможно определить долевое влияние каждого вида ресурса на результат.
Определение доли Фо, Фоб, V, Зс в ВВП (dФо, dФоб, dv, dз) по формуле:
тогда налоговые ставки составят:
Общая сумма налоговых поступлений составит:
где Н – общий объем налоговых поступлений в виде оплаты за использование всех производственных ресурсов; N – объем налогов, устанавливаемых и отменяемых по инициативе правительства (таможенные и экспортные пошлины, акцизы, лицензии и т.д.).
Проведенные исследования показали, что структура налоговых платежей по сельскому хозяйству России формируется следующим образом: плата за использование основных фондов – 23,2%, товарно-материальные ценности и запасы – 1,6%, трудовые ресурсы – 4,9%, земельные и природные ресурсы – 69,4%, уровень «правительственных» платежей около 0,8%.
Анализ свидетельствует в пользу налоговой системы на базе ресурсных платежей, динамика объемов налогов по которому практически совпадает с динамикой роста результатов работы субъектов хозяйствования. Следовательно, можно утверждать, что предложенная нами схема разработки налоговой системы, налоговых ставок вполне приемлема на уровне России, регионов, отраслей, так как предусматривает общее снижение налогового бремени от 20 до 50% при возрастающих поступлениях в соответствующие бюджеты России и регионов.
Заключение
Только системный подход к экономике и ее экономическому механизму хозяйствования при разработке экономических законов-регуляторов, рассмотренных выше, позволит обеспечить:
- участие государства в качестве равноправного партнера в переговорах с работодателями и союзами предпринимателей, представителями трудящихся (профсоюзы) по согласованию экономических интересов в производственной и социально-трудовой сферах;
- поэтапную реализацию предлагаемых экономических законов-регуляторов: реформа в области оплаты труда, ценообразования и оценки земельных и природных ресурсов; налогового законодательства с переносом основной налоговой нагрузки на земельные ресурсы в стоимостном объеме;
- умелое сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием экономики на базе рассмотренного выше экономического инструментария;
- полную занятость и выравнивание доходов населения;
- полную демократию и реальную независимость профсоюзов и объединений предпринимателей;
- восстановление планового начала в экономике.
Только в этом случае предлагаемая социально-эффективная модель смешанной экономики может быть сформулирована как социально-эффективная, планово-рыночная, противозатратная модель экономики, которая вполне может стать «национальной идеей» для современных и следующих поколений россиян.
Статья написана по результатам НИР, выполняемой по гранту для научно-педагогических работниковНИУ «БелГУ»
Список литературы
О.В. Вагановой, Н.Е. Соловьевой. – Белгород:
ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2016. C. 5-10
В.И. Тиняковой, доц. Ю.Л. Растопчиной. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. 218 с.
Н.Е. и др. Методические рекомендации по определению минимальной цены реализации на зерновые и другие сельскохозяйственные культуры и оперативной экономической оценке сельхозугодий. Белгород, изд-во БелГСХА, 2009. 100 с.