МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ АПК: РИСКИ, ИННОВАЦИИ, ИНВЕСТИЦИИ
Aннотация
В статье подчеркивается важность сферы аграрного производства на сегодняшний день, как приоритетного направления развития всего народного хозяйства. Актуальность темы заключается в том, что аграрное производство является достаточно перспективным направлением деятельности, позволяющей инвестировать финансовые средства в развитие ряда отраслей народного хозяйства с возможностью получения наибольшей экономической выгоды. Проблема исследования заключается в том, что данная сфера является неустойчивой и подверженной многим видам риска. Приоритетными отраслями в сфере аграрного производства являются животноводство и растениеводство.
Предметом исследования является механизм формирования стратегии финансирования агропромышленного комплекса.
Целью проведения исследования является разработка механизма реализации стратегии финансирования сферы аграрного производства.
Методология. Для проведения исследования были использованы методы экономико-математического анализа, сравнения и многие другие методы.
Результаты. В статье рассмотрена государственная программа финансирования сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Предложена схема государственной поддержки агропромышленного комплекса. Представлен механизм реализации стратегии государственного финансирования, представляющий собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение важнейших текущих и перспективных задач в области сельского хозяйства. Именно реализация указанных мероприятий позволит построить инновационную экономику в сфере агропромышленного комплекса. В статье сделаны выводы о целесообразности реализации предложенных рекомендаций в развитие ряда отраслей народного хозяйства с возможностью получения наибольшей экономической выгоды.
Ключевые слова: финансирование, агропроизводство, эффективность, риски, инновации, инвестиции, экономическое развитие, механизм, задачи
Введение
АПК России выполняет огромную функцию обеспечения продовольствием как страны в целом, так и ее регионов. Его развитие играет большую роль в наращивании и создании условий для расширенного воспроизводства хозяйственного потенциала страны.
Конкурентоспособность любой отрасли определяется множеством факторов: ее возможностями, наличием ресурсного потенциала, финансовыми возможностями и многими другими факторами.
В отечественном АПК накопились системные проблемы, решение которых во многом зависит как от политики самих предприятий, так и от масштабов и целевой направленности участия государства.
Следует отметить, что проблемы повышения эффективности производства рассматривали такие российские ученые, как А. Амосов, С. Губанов, О. Сухарев, В. Воля и многие другие учёные. Кроме того, значительный вклад в развитие, а также изучение проблемы повышения эффективности внести зарубежные ученые, такие как, М. Портер, А. Маршалл, К. Тейлор и многие другие учёные.
Таким образом, труды отечественных и зарубежных учёных показывают большой интерес к данной теме и, непосредственно, являются основой для дальнейшего изучения. Тем не менее, очевидно, что данная проблема остаётся недостаточно изученной с точки зрения оценки эффективности от внедрения инноваций в сфере агропромышленного комплекса и поэтому требует дополнения и проведения дальнейших исследований в данной области.
Методы исследования. Для проведения исследования были использованы методы экономико-математического анализа, сравнения и многие другие методы.
Агропромышленный комплекс России имеет все предпосылки для своего дальнейшего развития. Для этого необходимо создавать соответствующие условия. При планировании и прогнозировании в первую очередь необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие и функционирование сферы агропромышленного производства. Реализация инновационного потенциала страны позволит выйти России на передовые рубежи по производству аграрной продукции.
Основная часть
Агропроизводство на сегодняшний день является достаточно перспективным направлением деятельности, позволяющей инвестировать финансовые средства в развитие ряда отраслей народного хозяйства с возможностью получения наибольшей экономической выгоды. Но в тоже время, следует отметить, что данная сфера является неустойчивой и подверженной многим видам риска. Это, прежде всего, экономические, политические, социальные и многие другие риски, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью предприятия. В этих весьма нестабильных условиях необходимо не только поддерживать, но и развивать агропромышленный комплекс России с переходом экономики на инновационный путь.
Необходимость решения проблем в сфере агропромышленного комплекса может быть обусловлена многими причинами:
- решение продовольственной проблемы страны, удовлетворение потребностей населения;
- повышение эффективности производства, ориентация на европейские стандарты качества продукции;
- перестройка всего агропромышленного комплекса на инновационный путь развития;
- осуществление экспортно-импортных операций на внешнем рынке.
В последнее время произошли значительные изменения в сфере АПК. Очевидно, что на экономику страны оказали противоречивое влияние антироссийские санкции. Например, в 2014 году были заморожены финансовые инвестиции в сельскохозяйственные проекты в России на 271 млн. долл., что равноценно 45 % прямых иностранных инвестиций, привлеченных в сельское хозяйство РФ в 2014 году.
Проведенный анализ показал снижение объемов производства, высокую инерционность отрасли и невозможность быстро наращивать производство (табл. 1).
Таблица 1
Производство некоторых основных видов сельскохозяйственной продукции в России в среднем за год (млн. тонн)
Table 1
The manufacture of some major agricultural products in Russia on average per year (million tons)
Продукция / Периоды | 1986-1990 | 2006-2010 | 2011-2014 | 2015 (оценка) | 2020 (по Госпрограмме) | |
Зерно | 104,3 | 85,2 | 90,7 | более 100 | 115,0 | |
Сахарная свекла | 33,2 | 27,2 | 41,4 | 37,5 | 40,9 | |
Семена подсолнечника | 3,1 | 6,3 | 9,3 | 9,3 | 7,5 | |
Картофель | 35,9 | 27,3 | 31,0 | 31,2 | 31,0 | |
Овощи | 11,2 | 12,3 | 14,9 | 15,0 | 16,2 | |
Скот и птица на убой (в убойном весе) | 9,6 | 6,2 | 8,3 | 9,2 | 9,7 | |
Молоко | 54,2 | 32,1 | 31,2 | 30,6 | 38,2 | |
Яйца, млрд. шт. | 47,9 | 38,9 | 41,6 | 41,3 | - |
|
В целом же увеличение притока внешних инвестиций в российский АПК сохранился. Отрицательное влияние развитие АПК оказало введение экономических санкций.
Рассмотрим основные проблемы в области АПК и определим возможности их решения.
Ключевыми проблемами АПК, сдерживающими сегодня его развитие, являются: уменьшение объемов сельскохозяйственного производства, уменьшение размера посевных площадей, падение спроса покупательской способности населения на сельскохозяйственную продукцию, проблемы сельскохозяйственного машиностроения (износ техники, недостаток технологий), уменьшение государственного финансирования, удорожание кредитных ресурсов, слишком жесткая налоговая политика, несовершенство нормативно-правовой базы и многие другие проблемы в сфере АПК. В следствии снижения покупательской платежеспособности населения уменьшился спрос на сельскохозяйственную продукцию [4, с. 302].
Большими проблемами финансирования по-прежнему остаются недостаточность объема выделяемых средств государством на сельскохозяйственные программы развития страны и региона в целом, удорожание стоимости кредитов и повышения процентных ставок по ним, а также экономические санкции.
Главным источником финансирования предприятий АПК по-прежнему остаются собственные средства. Однако их недостаточно для того, чтобы оказывать прямое финансирование программ развития сельского хозяйства.
В сложившейся ситуации государству и предприятиям нужно кардинальным образом пересмотреть политику, проводимую в сфере АПК на перспективу.
Главной частью сферы АПК является непосредственно сельское хозяйство, включающее в себя растениеводство и животноводство.
В сфере растениеводства увеличивается не только производство зерновых культур. Сектор овощей закрытого грунта по итогам года прирос почти на 17%, по данным Национального союза производителей плодов и овощей, объем производства составит 875 тыс. тонн. Однако по их же данным на 2% до 4,48 млн. тонн снизится урожай овощей открытого грунта (без учета картофеля).
Животноводство в 2016 году показало разнонаправленную динамику. Так, производство мяса выросло на 4,4% и составило почти 10 млн. тонн в убойном весе.
Основным драйвером мясного животноводства снова стала свинина, рост производства которой по итогам года составил более 8,5% [4, с.303].
Развитие аграрного сектора в сфере экономики сдерживается многими причинами, в первую очередь финансовыми трудностями. Прежде всего, большое влияние оказал мировой финансовый и экономический кризис, который повлек за собой неблагоприятные изменения в динамике развития сельского производства, инвестиционном климате, балансе экспорта и импорта продукции и т.д.
Финансирование сферы АПК является приоритетной задачей не только для руководителей предприятий, но и для государства в целом.
В этих условиях государству необходимо создать плацдарм для поддержки приоритетных отраслей сельского хозяйства, что постепенно позволит наращивать объемы производимой продукции, а также перейти на инновационный путь развития.
Планируемый объем финансирования на 2013-2020 годы за счет средств федерального бюджета должен составить 3573379866,50 тыс. руб.
Выделенные программой средства должны в первую очередь быть направлены на развитие растениеводства и животноводства. В области растениеводства необходимо создать инновационные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственной техники, увеличении внесении минеральных удобрений в почву, создании высокоурожайных сортов культур.
Что касается непосредственно Белгородской области, то финансовые средства, по нашему мнению, должны быть направлены на развитие тепличного хозяйства, а также высадку плодово-ягодных деревьев и кустарников. В животноводстве, но нашему мнению, необходимо наращивать объемы производства мяса и молока.
Планируемые объемы производства сельскохозяйственной продукции позволят выполнить государственную программу обеспечения населения страны продовольствием по рациональным нормам, стандартам и качеству.
Механизм реализации стратегии государственного финансирования, по нашему мнению должен включать в себя:
- целевое финансирование из средств федерального бюджета различных продовольственных программ: развитие селекции, семеноводства, приобретение минеральных удобрений, средств для защиты растений от вредителей, приобретение сельскохозяйственной техники;
- выделение субсидий для поддержки малых и средних сельскохозяйственных предприятий;
- увеличение объемов банковского, государственного финансирования, финансирования по линии международных финансовых институтов;
- использование венчурного финансирования.
Считаем, что наиболее популярной формой финансирования в последнее время во многих развитых странах становится венчурное финансирование.
Под венчурным финансированием понимаем рисковое вложение финансового капитала в сельскохозяйственные проекты и программы в малые, средние и крупные предприятия.
Данные предприятия, представляют собой потенциал роста и расширения для крупных предприятий. Конечно, такое финансирование представляет собой прямой риск, связанный с вложением денежных средств.
Венчурное финансирование проводится в двух формах:
1. Путем покупки акций новых фирм.
2. Путем предоставления различных видов кредитов, обычно с правом конверсии в акции.
Считаем необходимым отметить основные отличия венчурного финансирования от других форм финансирования:
- денежные средства инвестируются в венчурный бизнес без материального подкрепления и без гарантии;
- участие инвесторов в формировании уставного капитала фирмы;
- денежные средства выделяются на большой период времени.
Подводя итоги можно сформулировать общие правила и рекомендации, направленные на повышение эффективности системы управления АПК.
Качественная система управления развитием агропромышленным комплексом должна включать разработку стратегии финансирования деятельности, долгосрочное целеполагание, внутреннюю организационную структура, внешнее окружение, обеспеченность ресурсами, центр принятия управленческих решений и т.п.
Государственное и таможенное регулирование являются немаловажными факторами, определяющим предпринимательский (бизнес) интерес и обеспечивают формирование правовых основ, создание плацдарма для развития всех видов и форм внешнеэкономической деятельности в сфере агропроизводства, участвуют в разработке и реализация таможенной политики РФ, обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов РФ и многое другое.
Инновационное развитие находится на начальном этапе формирования и обусловлено появлением крупномасштабных фирм на рыке, которые постоянно осуществляют обновление и совершенствование своей продукции в условиях постоянно меняющейся конкурентной среды.
Получение положительных результатов на сельскохозяйственном рынке обеспечивается конкурентоспособностью организационно-управленческих, экономических, производственных, научно-технических, иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих зарубежным аналогам на внутреннем и внешнем рынках. Однако, следует отметить, что такая деятельность сопряжена с риском.
Риск играет одну из основополагающих ролей в механизме формирования устойчивого развития промышленных предприятий во внешней торговле. Основным принципом управления на его основе является успешное элиминирование влияния рисковых ситуаций, что в будущем обеспечивает наибольшую финансовую устойчивость и перспективность развития на внешнем рынке.
Под риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятных событий. А такие неблагоприятные события, как правило, вызывают неустойчивость финансовой системы предприятия. Все крупные риски в сфере агропромышленного производства можно разделить на страновые и региональные. В отдельную группу выделяются финансовые риски предприятий. Они в свою очередь подразделяются на валютные, кредитные риски и риски ликвидности.
Для снижения валютного риска рекомендуется осуществлять регулярный контроль на внешнем рынке, следить за динамикой изменения валютных курсов. С целью предотвращения кредитного риска предприятиям аграрного сектора рекомендуется осуществлять анализ платежеспособности покупателей, устанавливать лимиты дебиторской задолженности, оговаривать условия в случае непогашения своих задолженностей и неуплаты процентов по долгам.
Риск ликвидности характеризуется тем, что предприятия не могут своевременно погасить свои обязательства в полном объеме. В целом, для снижения финансовых потерь предприятиям АПК следует заниматься вопросами прогнозирования риска и управления им в случае возникновения.
Во-первых, необходимо на предприятии создавать размеры страховых запасов сырья, материалов для производства продукции населению. Во-вторых, заключать договора на поставку сырья и материалов с надежными поставщиками на внутреннем и внешнем рынке продукции.
Важным условием развития деятельности в сфере АПК предприятий становится мониторинг ее состояния, что обусловливает необходимость разработки методических подходов к ее оценке. В оценке АПК немаловажную роль играют внутренние показатели деятельности предприятий, которые могут быть представлены финансовой устойчивостью. Расчет этих показателей позволит оценить возможности предприятий агропромышленного комплекса на перспективу.
Заключение. Реализация указанных мероприятий позволит в ближайшей перспективе достичь следующих результатов:
- усиление продовольственной безопасности промышленных предприятия в общем объеме ресурсов.
- увеличение объема выпускаемой продукции в сфере сельского хозяйства всех категорий в сопоставимых ценах;
- увеличение среднегодового темп роста и прироста объема денежных инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере до 8,8%;
- повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 20%;
- Повышение уровня заработной платы работникам этой сферы.
В основу планирования и прогнозирования развития сельского хозяйства в первую очередь должны закладываться принципы, определяющие потребность в объемах продукции, ее качестве и ассортименте со стороны потребителей. Реализация инновационного потенциала страны позволит России войти в число лидеров по производству аграрной продукции. Необходимо, чтобы в программных документах стратегического развития различного уровня была закреплена экономическая специализация аграрно-индустриального типа для регионов, где сельское хозяйство является базовой отраслью.
Одним из направлений повышения эффективности деятельности предприятий является повышение диверсификации и придание российской экономике инновационного характера.
Предлагается продолжить опыт внедрения технологических парков, которые в будущем позволят создать благоприятные условия для роста и развития научных идей с воплощением их в производство.
Можно сделать вывод, что механизм реализации стратегии финансирования АПК представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение важнейших текущих и перспективных задач в области сельского хозяйства.
Именно реализация указанных мероприятий позволит построить инновационную экономику в сфере агропромышленного комплекса.
Список литературы