ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА КИТАЯ
Aннотация
В статье рассматриваются теоретические и методологические основы формирования системы образования Китайской Народной Республики, которая должна соответствовать современным требованиям к оценке эффективности деятельности образовательного учреждения. Проанализирован инновационный механизм управления образования в Китае, а также обоснованы инструменты которые используется и адаптируется к вековым культурным традициям, что позволяет быстро развиваться государству в сфере образования. В статье предложены направления по совершенствованию образовательной деятельности которые не только ориентированы на повышение грамотности граждан, но и эффективности функционирования образовательного процесса в целом по стране Китае.
Ключевые слова: образование в Китае, образовательная статистика, обучение, группы студентов, школьники
Введение.
В Китае формируется особое отношение к образованию. Просвещение представляет важную значимость в мире, обществе, и в государстве. Школьная система образования в Китае является прямым отражением государственной политики, а Вузы предназначены для решения основных задач: обучения, научного исследования и общественной работы.
Общие проблемы образования и развития анализировали такие ученые-экономисты, как: Акимов, Ю.П., Боревская Н.Е., Карамурзов Р.Б., Томских А.А. Су Сяохуань, Фридман Л.А. и др.
Цель работы. Изучение и дальнейшее совершенствование образовательной деятельности в Китае.
Материалы и методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы, сравнительный анализ, метод научной абстракции. Использованные в совокупности методы позволили обеспечить достоверность проведенного исследования количественных и качественных характеристик образовательного рынка Китая и обоснованность сделанных выводов.
Основная часть.
Китайская Народная Республика (КНР) за последние годы признана лидером среди динамично развивающихся стран и достигла значительных экономических успехов. К 2030 г. Китай сможет обогнать США по такому показателю как «объем ВВП» (из доклада «Глобальные тренды 2030», Национальный разведывательный совет США) [Global education Digest, 2016].
В Китае более 20 лет продолжается реформа высшего образования. Она началась в 1993 году, а в 1998 году был принят новый закон об образовании.
Перед Китаем стоит задача, с которой не сталкиваются другие страны, – создать эффективную систему образования, соединяющей в себе качественное обучение и многовековую, многонациональную культуру.
Китай успешно внедряет инновационные механизмы управления образованием, использует их инструментально и адаптирует к вековым культурным традициям, что позволяет ему быть быстро развивающимся государством в сфере образования.
Признав образование стратегически важным для социально-экономического и политического развития страны, на начало 21 века в стране уже существовало множество многопрофильных и многоуровневых образовательных организаций:
«– 1137 вузов, где обучается 5,62 млн. человек, в том числе 2,19 млн. первокурсников;
– в 983 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 219 тыс. соискателей, из них 79,62 тыс. были приняты в 2003 г., и в 2008 г. две трети выходят на защиты;
– открыто 1027 вузов для взрослых, где обучаются 3,91 млн. человек, в том числе 1,79 млн. новичков;
– в стране насчитывается 14198 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 19,38 млн. человек;
– открыто 19121 средних профессиональных школ всех типов и уровней, в которых насчитывается 12,41 млн. учащихся (включая 1,73 млн. студентов техникумов);
– в средних школах первой ступени всей страны обучается 63,7 млн. человек, 92,7 % окончивших начальные школы поступают в средние школы;
– число учащихся в начальных школах страны достигло 207,12 млн., т.е. 99,61 % детей школьного возраста ходят в школу;
– школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и в начальных школах, составили в конце 2007 г., соответственно, 2,32 % и 0,67 % от общего числа учащихся;
– в средних профессиональных школах для взрослых обучается 3,61 млн. человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 89,54 млн.» [Education Counts. Benchmarking Progress in 19 WEI Countries. World Education Indicators, 2017].
При этом Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев – письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений – около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость [Акимов, Ю.П., 2018].
На сегодняшний день образовательная статистика выглядит следующим образом (таблица 1)
Таблица 1
Образовательная статистика в Китае
Table 1
Educational Statistics in China
В 2017 году в стране насчитывалось 2914 колледжей и университетов, из которых: 2631 институт (в том числе 265 независимых колледжей) и 283 взрослых высших учебных заведения.
Китай в рейтинге ARWU (Академический рейтинг университетов мира – 2015) представлен 44 университетами, которые вошли в число 500 лучших вузов мира. Среди них Пекинский университет (на 2015 – 101–150), Шанхайский университет Цзяо Тун, Университет Цинхуа, Чжэцзянский университет и др. [Высшее образование в Китае, 2018].
Министерство образования КНР, а именно Управление интернационального сотрудничества и обменов, отвечает за реализацию интернационального образовательного сотрудничества. В высших учебных заведениях Китая работают центры интернационального обмена и сотрудничества.
Преимущества и недостатки получения образования в Китае представлены в таблице 2:
Таблица 2
Преимущества и недостатки получения образования в Китае
Table 2
Advantages and disadvantages of education in China
Плюсы | Минусы |
Изучение оригинального китайского языка | Требуется много времени и сил на изучение языка |
Высокие требования к дисциплине, стабильности посещения занятий | Учебные группы часто перенасыщены студентами |
Хорошие условия проживания в студенческих общежитиях | Достаточно высокая стоимость проживания в студенческих общежитиях |
Обычный режим занятий – до обеда, затем свободное время | Практически всё свободное время необходимо затрачивать на изучение языка |
Выпускники вузов получают образование высокого уровня | Сложно устроиться на работу в Китае по специальности, не имея практики |
Высокая потребность в квалифицированных специалистах заставила китайское руководство стимулировать повышение качества обучения при одновременном увеличении их количества.
По мнению представителей Министерства образования КНР, причиной растущего интереса к обучению в Китае, является феноменальный рост экономики страны и понимание того, что знание китайского языка значительно расширяет карьерные возможности. Увеличившийся поток иностранных студентов отражает и возросший интерес к Китаю как к историческому и культурному центру Азии [Официальный сайт министерства образования КНР].
Общую стоимость обучения в высших учреждениях Китая следует разделить на регистрационный взнос и непосредственно плату за обучение. В зависимости от вида и престижа заведения обе суммы могут быть разными. В большинстве случаев сумма регистрационного взноса варьируется в пределах $90–200, а годовая оплата за обучение в пределах $3300–9000.
Естественно, к этим суммам необходимо добавить расходы на жизнь. Для студентов стоимость жизни в городах – Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, составит примерно $700–750 в месяц. Для других населённых пунктов Китая стоимость проживания варьируется в пределах $250–550 в месяц.
В целях содействия мобильности зарубежных студентов Министерство образования Китая организует выставки «Образование в Китае», которые были развернуты в разных странах. Правительство Китая добилось интернационального признания теста на уровень владения китайским языком – The Chinese Proficiency Test (HSK), который необходим для того, чтобы проходить обучение на китайском языке [Тянь Сюеюань., 2015].
Важным событием стало появление глобальной сети институтов Конфуция (Confucius Institute) – сети международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом. Министерство образования Китая подписало договоры о признании дипломов с 32 странами, включая Россию, Германию, Англию, Францию, Австралию, Новую Зеландию, Австрию.
По данным Китайской ассоциации высшего образования, 2017 г. в стране обучалось 195 503 иностранных студента из 188 стран и регионов.
Большинство из желающих получить высшее образование в Китае приезжают из Южной Кореи (33%), далее следуют Япония (9,5%), США (7,5%), Вьетнам (5%) и Таиланд (3,7%). Россиян – около 3,5%, или около 7000 студентов, включая тех, кто закончил языковые курсы (в 2016 г. их было 5035 человек), говорится в отчете ежегодника «Китайское образование». Большинство русских предпочитает учить китайский в Пекине или Шанхае. Северо-восток Китая – следующий по популярности, констатирует Канцелярия иностранных дел провинции Гуандун [Фридман Л.А. Карамурзов Р.Б., 2017].
Заключение
По данным Министерства образования КНР, за последние 20 лет Китай отправил в более чем 100 стран мира около 350 000 своих граждан и принял более 380 000 иностранцев [Официальный сайт министерства образования КНР].
Что качается российско-китайских взаимоотношений в сфере образования, то здесь стоит обратить внимание на рекомендации, представленные Смирновой Л.Н., кандидатом политических наук, старшим научным сотрудником ЦЭМИ РАН, экспертом РСМД в Аналитической записке «Научно-образовательное сотрудничество – основа инновационной модели отношений России и Китая» [Боревская, Н.Е., 2015]:
- Для повышения приоритетности академического сотрудничества между РФ и КНР представляется целесообразным объявить серию перекрестных годов «годами науки, образования и инноваций».
- Для привлечения китайских студентов в Россию и российских студентов в Китай необходимо: сместить акцент с количества на качество студентов и программ обучения; сосредоточиться на привлечении студентов на неязыковые специальности и направления; проявлять гибкость в использовании языков обучения – русского, китайского, английского или их сочетания.
- Для расширения академической мобильности среди российско-китайских преподавателей необходимо: поощрять ученых двух стран в налаживании рабочих контактов с ориентиром на совместные НИОКР; расширить возможности постоянного и временного трудоустройства для российских и китайских специалистов в научно-образовательных учреждениях двух стран; наладить грантовую поддержку преподавателей.
- Для развития совместных университетов: оказывать приоритетную поддержку уже существующим проектам; ориентироваться на одного китайского престижного партнера, выстраивая с ним стратегическое партнерство, а не распыляться; проявлять гибкость в вопросах образовательных программ и стандартов, учитывая культурные различия между Россией и Китаем.
Список литературы