16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2018-4-4-0-5

УГРОЗЫ И РИСКИ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Aннотация

Статья посвящена проблемам развития авиационной промышленности в РФ. В настоящий момент государства с развитой экономикой особое внимание уделяют наращиванию инвестиций в отрасли высоких технологий, позволяющих быть в авангарде мировых экономик. В связи с этим в данной статье автор считает целесообразным провести исследование развития высокотехнологичного сектора в РФ на примере авиационной промышленности. В ходе исследования проводится анализ формирования технологического уклада как основного катализатора экономического развития. Представлена классификация отраслей высокотехнологичного сектора. На основе статистических данных проводится анализ развития авиационной промышленности как отрасли высокотехнологичного сектора. Выявляются основные угрозы и риски развития гражданского и военного сектора авиационной промышленности. Также автором даны рекомендации по решению проблем авиационной промышленности.

 


Введение.

Достижение устойчивого экономического роста является одной из ключевых задач экономической политики государства. Увеличение производства продукции высокого качества при условии ограничения ресурсов – ключ к процветанию экономики.

Развитие отраслей высокотехнологичного сектора является одним из факторов устойчивого экономического роста. Наращивание инвестиций в высокие технологии позволяет быть в числе лидеров развитых экономик,  обеспечить экономический суверенитет страны.

Актуальностью данного исследования является то, что в результате многолетнего структурного перекоса в сторону «сырьевых» отраслей произошла деградация высокотехнологичного сектора.

Целью настоящей работы является анализ развития высокотехнологичного сектора в РФ на примере авиационной промышленности.

В процессе исследования были использованы материалы научных журналов, посвящённых данной тематике. Кроме того, были взяты материалы из открытых Интернет-ресурсов.

В настоящей работе был проведён теоретический анализ научной литературы, а также статистический анализ развития авиационной промышленности.

Основная часть

В соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ до 2030 г. одной из основных угроз для непрерывного экономического роста является отставание в области внедрения передовых технологий [Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г].

На настоящий момент отечественная экономика не имеет устойчивого развития. За годы постреформенного периода (1990-2018 гг.) в экономике произошли три кризисных удара (1998 г., 2008 г., 2014 г.), последствия которых ощущаются и сегодня. Основной причиной является многолетняя зависимость от цен на энергоресурсы [Названы основные структурные проблемы экономики РФ, 2018]. Во времена высоких мировых цен на нефтересурсы (так, например, в середине 2014 г. стоимость нефти доходила до отметки 114 $ за баррель) отечественные производители не вкладывали средства в развитие новых технологий [Мукайдех Е.А., 2015].

Таким образом, в течение очень длительного периода в России происходила деградация высокотехнологичного сектора. В связи с этим, основной задачей государства на перспективу является проведение целенаправленной структурной политики, обеспечивающей развитие отраслей высокотехнологичного сектора. Одним из решения обозначенной задачи является развитие авиационной промышленности.

Основным катализатором экономического развития выступают технологические прорывы, следствием которых является формирование нового технологического уклада (ТУ). В результате происходят структурные перестройки в экономике в виде образования новых отраслей, повышение удельного веса высокотехнологичного сектора, способствующего более качественному экономическому росту [Сазонова, Г.А., 2002].

В основе формирования технологического уклада лежат длинные волны
Н.Д. Кондратьева, когда технологии господствующего технологического уклада (ТУ) исчерпывают себя (затраты на их обновление не окупаются в производстве). В результате в экономике возникает тенденция к свёртыванию производства. Тогда кризисные явления толкают предпринимателей к поиску новых технологических решений, к поиску инноваций, способствующих сократить издержки производства и увеличить  реализацию продукции. Другими словами, вследствие инновационной активности фирм, освободившиеся средства, не востребованные для технологий данного ТУ, направляются в развитие новых технологий [Кондратьев, Н.Д., 2002].

Благодаря развитию инфраструктуры, институциональной среды, а также общественной системе, позволяющей нововведению распространиться во все сферы жизнедеятельности, предоставляется возможность говорить о новом технологическом укладе [Перес, К., 2011].

В настоящее время общество с развитой экономикой стоит на пороге формирования 6-ого технологического уклада. Основу 5-ого ТУ составляют электронная и микроэлектронная промышленность, ИКТ-технологии, программное обеспечение, роботостроение, связь и телекоммуникации. В рамках 5-ого уклада произошли качественные изменения в энергопотреблении за счёт перехода к ресурсосберегающим технологиям. Также произошла интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в ключевых отраслях [Селищева, Т. А., 2005].

В основе 6-ого технологического уклада лежат микроэлектронные компоненты, нанотехнологии и ядерная энергетика. Ключевыми отраслями уклада являются: образование, здравоохранение, химико-металлургический комплекс, атомная промышленность, ядерная энергетика, солнечная энергетика, электронная промышленность, ракетно-космическая промышленность, авиа-, судо-, автомобиле-, приборо-, станкостроение, оптоэлектроника, радио- и робототехника, ИКТ-сектор, связь, и т.д. [Глазьев, С.Ю., 2010].

Таким образом, переход к 6-ому технологическому укладу повлечёт за собой качественную перестройку структуры экономики в виде повышения доли высокотехнологичного сектора.

Существуют три наиболее авторитетные и признанные классификации высокотехнологичных отраслей [Наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, 2018].

  1. В соответствии с классификацией организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в состав высокотехнологичного сектора включаются четыре отрасли промышленности: авиакосмическая промышленность, электронная промышленность, фармацевтическая промышленность, а также производство коммуникационного оборудования.
  2. Научный фонд США (National Science Foundation) разбивает высокотехнологичный сектор на следующие отрасли: производство ЭВМ, средств связи, научных приборов, медицинских препаратов, авиационно-космической техники, пластмасс и продуктов неорганической химии, включая химикаты для сельского хозяйства, и др.
  3. Классификация Организации объединенных наций (в рамках Стандартной международной торговой классификации – Standard International Trade Classification – SITS) к высокотехнологичным секторам относит авиационную и ракетно-космическую промышленность, компьютеры и телекоммуникации, электронику, ядерные технологии, производство оружия и военной техники, биотехнологии, оптоэлектронику, разработку новых материалов, «науку о жизни»; производства, связанные с компьютеризацией и т.д.

Фролов И.Э., научный сотрудник Центра фундаментальных исследований, к высокотехнологичному сектору относит отрасли, в которых преобладают наукоёмкие производства, а затраты на научные исследования и разработки превышают среднее значение этого показателя в других отраслях экономики [Бедников, М.А., Фролов И.Э., 2007.].

В РФ классификация отраслей высокотехнологичного сектора во многом совпадает с вышеперечисленными классификациями.

Повышение доли выпуска высокотехнологичной продукции является стратегически важным этапом в обеспечении устойчивого экономического развития России, достижении экономической безопасности. В 2017 г. был утверждён план по переходу к передовым производственным технологиям (ППТ). В соответствии с целью данного плана приоритетом проведения государственной структурной политики является поддержка отраслей высокотехнологичного сектора, в том числе, авиационной промышленности, которую можно подразделить на военный и гражданский сектор [Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2018 г.
 № 482-р].

На основе отчёта Межведомственного аналитического центра был проведён анализ развития авиационной промышленности РФ за период 2007-2017 гг. За основу анализа взята динамика выручки от реализации авиационной продукции, включая гражданскую продукцию и продукцию военного назначения (см. таблицу 1). Стоит отметить, что других более полных данных автор не смог получить.

Таблица 1

Выручка от реализации вертолётов и самолётов за период 2007-2017 гг. (млрд. руб.) [19]

Table 1

Proceeds from the sale of helicopters and aircraft for the period 2007-2017. (billion rubles)

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

 
 

15,5

15,8

30,3

18,4

21,9

34,6

51,5

52,1

46,3

48,0

49,4

 
 

43,0

47,9

52,8

104,7

141,4

151,5

190,0

224,6

200,2

196,8

206,1

 

 

По данным таблицы 1 видно, что в развитии авиационной промышленности наблюдается нарастание диспропорции в пользу продукции военного назначения. Если по сравнению с 2007 годом в 2017 году выручка от реализации военной продукции АП увеличилась на 161,1 млрд. руб. или на 379,3%, то за аналогичный период выручка от реализации гражданской продукции выросла только на 33,9 млрд. рублей или на 218,71 %.

Из таблицы можно заметить, что в 2015 году в авиационной промышленности наблюдался некоторый спад производства. Так по сравнению с 2014 годом выручка от реализации гражданской продукции уменьшилась на 5,8 млрд. руб. или на 11,13 %. В следующем, 2016 году наблюдается повышательная тенденция.

Исходя из проведённого анализа, можно заключить, что основной угрозой в авиационной промышленности является увеличение диспропорции развития гражданского и военного секторов. Если в 2007 году военная продукция превалировала над гражданской продукцией в 2,8 раза, то к концу 2017 году разрыв увеличился более чем в 4 раза.

Несколько иная ситуация наблюдается в военном секторе. По данным таблицы 1 можно обнаружить, что понижательная динамика наблюдается в 2015 и 2016 гг. Если по сравнению с 2014 годом в 2015 году объём выручки снизился на 4,4 млрд. руб. или на 1,96 %, то через год выручка уменьшилась на 23,4 млрд. руб. или на 10,63 %. Только на конец 2017 года выручка снова увеличилась на 9,3 млрд. руб. или на 4,73 %.

К основным рискам развития военного сектора авиационной промышленности следует отнести геополитическую нестабильность [Критская, С.С., Клочков, В.В., 2014]. Введённые в 2014 году западными странами санкции привели к замораживанию контрактов с партнёрами. В результате произошло снижение объёма экспорта военной авиатехники.

Таблица 2

Стоимость поставок российских ВВТ за рубеж за период 2011-2015 гг. 
 (млн. руб.) [18]

Table 2

 The cost of supplies of Russian weapons and military equipment abroad
for the period 2011-2015. (million rubles.) [18]

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015г.

13200

15130

15700

15000

14500

По данным таблицы 2 видно, что, начиная с 2014 г., динамика экспорта ВВТ (вооружений и военной техники) демонстрирует понижательную динамику. Так по сравнению с 2013 годом в 2014 году объём экспорта ВВТ сократился на 700 млн. руб. или на 4,46 %. Через год объём экспорта военной авиатехники сократился ещё на 500 млн. руб. или на 3,33 %.

Таким образом, начиная с 2014 года, в авиационной промышленности наметились кризисные явления.

В проекте «Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» перечислены проблемы, мешающие устойчивому развитию авиационной промышленности [Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года]:

  1. Частичная утрата научного потенциала, низкая результативность НИОКР, обусловленная отсутствием механизмов коммерциализации полученных результатов.
  2. Низкая производительность труда вследствие высокой доли устаревшей авиатехники.
  3. Снижение государственной поддержки на развитие отрасли в сложившихся макроэкономических условиях.
  4. Недостаточно развито послепродажное сервисное обслуживание, что обуславливает  низкий спрос на авиапродукцию.
  5. Несовершенство правовой системы, касающееся процессов создания, производства, сертификации и эксплуатации авиационной техники.

К основным рискам развития авиационной промышленности в гражданском секторе следует отнести увеличение доли устаревшей авиатехники. Так в 2015 г. по данным ОАК состав воздушных судов, возраст которых превышает 30 лет, достиг отметки 30,3 %, что намного выше, чем в 2008 г. (в 2008 г. 19 %) [Объединённая авиастроительная корпорация, 2018. // Официальный сайт ПАО]. Данная тенденция вызывает угрозу  конкурентоспособности отечественных авиакомпаний на мировом рынке, следствием которой является потеря доли рынка авиаперевозок.

Увеличение доли устаревшей авиатехники связывают с невозможностью предприятий проводить модернизацию в связи с падением спроса на авиаперевозки [Базикова, И.В., 2018]. Данная проблема становится наиболее значимой, поскольку собственных средств у предприятий не хватает на обновление своего авиапарка.

Специалисты Avia.pro связывают недостаточность финансирования на проведение модернизации авиатехники с невозможностью мониторинга, связанной с ограничением доступа к данным отчётности. По их мнению, такая ситуация влечёт за собой угрозу, поскольку выделенные со стороны государства денежные средства не доходят по назначению [Проблемы российского авиастроения, 2018].

Введённые западными странами против России санкции вызывают угрозу поставок высокотехнологичных комплектующих для гражданского авиастроения. Кроме того, существует угроза замораживания планов сотрудничества с иностранными партнёрами по производству авиатехники [Критская, С.С., Клочков, В.В., 2014]. 

Возникновение дефицита специалистов высокой квалификации стоит также отнести к рискам развития авиационной промышленности. Так доля молодых специалистов в общей численности лётного состава составляет всего 7 % [Соболь, Л.С., 2013]. Такая ситуация вызывает угрозу развития национального рынка авиаперевозок.

Таким образом, главной проблемой развития авиационной промышленности в гражданском секторе является сдерживание обновления авиатехники. Также существует проблема с кадровым составом.

В связи с ограниченностью авиакомпаний самостоятельно проводить модернизацию авиапарка необходимо проводить целенаправленную государственную поддержку посредством предоставления субсидий. Также следует предоставить налоговые льготы авиакомпаниям, которые уже провели обновление своего авиапарка.

Необходимо проводить разумную денежно-кредитную политику, направленную на комплексную поддержку авиакомпаний посредством рефинансирования коммерческих банков под их спрос. В этом случае сначала коммерческие банки предоставляют кредит авиакомпаниям, получают от них вексель и под залог векселя получают кредит в ЦБ.

Необходимо на государственном уровне создать стимулы для конкуренции в авиакомпаниях, способствующие продвижению наилучших условий для авиаперевозок.

Для привлечения потребителей необходимо также проводить комплексную маркетинговую политику под формирование групп потребителей. Например, для потребителей, пользующихся услугами одной авиакомпании, необходимо предоставлять скидки и бонусы на следующие авиарейсы.

Очень важно проводить комплексную подготовку и переподготовку кадрового состава, способного демонстрировать свои навыки на высочайшем уровне.

В ноябрьском заседании по развитию оборонно-промышленного комплекса Президент РФ В.В. Путин провёл совещание по развитию оборонной отрасли страны. По его мнению, стратегической задачей перед Правительством является проведение диверсификации ОПК, увеличение доли гражданской продукции до 50% к 2030 году. Президент также подчеркнул, что решение вопроса по диверсификации ОПК обеспечит устойчивое развитие экономики страны в целом [Макаров А., 2018].

Заключение

В среднесрочной перспективе развитие отраслей высокотехнологичного сектора является необходимым условием устойчивого роста экономики. Наращивание инвестиций в отрасли высоких технологий позволяет обеспечить экономическую независимость и стабильность.

В настоящее время в нашей стране развитие авиационной промышленности как отрасли высокотехнологичного сектора происходит на недостаточно высоком уровне, недостаточно внимание уделяется гражданской авиации. Основной проблемой развития в гражданском секторе является недостаточность собственных средств предприятий на проведение обновления авиапарка. Также присутствует проблема подбора кадрового состава высокой квалификации.

В связи с этим основной задачей государства является предоставление поддержки в области гражданского сектора, обеспечение мер по продвижению отечественной продукции на мировой рынок.

В военном секторе авиационной промышленности существует риск геополитического напряжения. Введённые в 2014 году санкции привели к снижению экспорта военной авиатехники (данных за 2016 и 2017 гг. не выявлено).

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2018 г. № 482-р «О плане мероприятий ("дорожной карте") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Технет" (передовые производственные технологии)».
  2. Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс] https://aviatp.ru/files/strategicaccents/Strategiya_svod.pdf  (дата обращения: 09.11.2018)
  3. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
  4. Анализ выполнения Стратегии развития авиационной промышленности до 2015 г. [Электронный ресурс] http://www.iacenter.ru/publication-files/237/189.pdf?795%20Kb (дата обращения: 09.11.2018).
  5. Базикова, И.В., 2018. Основные проблемы конкурентоспособности авиационной промышленности России / Развитие отраслевого и регионального управления. 2018. № 7,
    С. 49-52.
  6. Бедников, М.А., Фролов И.Э., 2007. Высокотехнологичный сектор промышленности России: Состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. – М.: Наука, 2007.
  7. Глазьев, С.Ю., 2010.  Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М.: Экономика, 2010. 387 с.
  8. Годовые отчеты.2018. ОАК  [Электронный  ресурс].  ‒  URL:  http://www.uacrussia.ru/ru/investors/open-information/godovye-otchety/. (Дата обращения: 22.11.2018).
  9. Критская, С.С., Клочков, В.В., 2014. Анализ перспектив развития авиационной промышленности с учетом угрозы введения санкций против российской экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 40. С. 12-25.
  10. Кондратьев, Н.Д., 2002. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. – М.: Экономика, 2002. 767 с.
  11. Макаров А., 2018. Путин обсудил с правительством будущее российского ОПК. // Официальный сайт Звезда ТВ.  [Электронный ресурс] https://tvzvezda.ru/  (дата обращения: 24.11.2018)
  12. Мукайдех Е.А., 2015.  Проблема зависимости российской экономики от конъюнктурных колебаний мирового рынка нефти и перспективы её решения. // Вестник Брянского государственного университета, 2015.
  13. Названы основные структурные проблемы экономики РФ, 2018.  [Электронный ресурс] // URL: https://wek.ru/nazvany-osnovnye-strukturnye-problemy-yekonomiki-rf (дата обращения: 19.03.2018)
  14. Наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, 2018.  [Электронный ресурс] http://cinec.ru/main (дата обращения: 08.11.2018)
  15. Объединённая авиастроительная корпорация, 2018. // Официальный сайт ПАО.  [Электронный ресурс] http://www.uacrussia.ru/ru/ (дата обращения: 09.11.2018)
  16. Перес, К., 2011. Технологические революции и финансовый капитал: динамика пузырей и периодов процветания. – М.: Дело, 2011. 231 с.
  17. Проблемы российского авиастроения, 2018. Бесконечен ли кризис отечественной гражданской авиации? // Официальный сайт Avia.pro. [Электронный ресурс] http://avia.pro/ (дата обращения: 09.11.2018)
  18. Российский экспорт вооружений и военной авиатехники, 2016. [Электронный ресурс] http://cast.ru/For_pdf/2016_rus.pdf (дата обращения: 27.11.2018)
  19. Российское  авиастроение  ‒  вчера,  сегодня,  завтра., 2018. Минпромторг  РФ  [Электронный  ресурс].  ‒  URL: https://www.aex.ru/docs/3/2013/2/27/1746/. (Дата обращения: 22.11.2018).
  20. Сазонова, Г.А., 2002. Теория и практика структурных трансформаций экономических систем. СПБ., 2002. 347 с.
  21. Селищева, Т. А., 2005. Трансформация структуры российской экономики [Электронный ресурс] / Т. А. Селищева. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005. 303 с.
  22. Соболь,  Л.С., 2013.  К вопросу развития гражданской авиации в России // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. С. 138-143.