16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-5

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Aннотация

Методология бережливого производства в образовательном процессе позволяет подготовить компетентного, знающего, умеющего и творческого профессионала, который разбирается в вопросах предстоящей профессиональной деятельности и конкурентоспособен как специалист. Однако университеты, желающие внедрить эту методологию у себя, должны изменить свою систему управления. Правильная корпоративная культура является важным источником стабильности в организации, которая будет сильным стимулятором самосознания и ответственности. Для каждой организации процесс развития и становления корпоративной культуры имеет свои особенности. Для вузов корпоративная культура рассматриваются в трех аспектах: корпоративная культура вуза (структурного подразделения); корпоративная культура студенчества и профессорско-преподавательского состава как социальной группы; корпоративная культура университета как часть организаций и предприятий, на которых будут работать выпускники. Поэтому корпоративная культура образовательного учреждения – это уникальная среда, которая тесно связанна с общественной культурой и должна отвечать не только потребностям профессионалов и самого учреждения, но и потребностям общества. В работе анализируется зарубежный и отечественный опыт использования бережливого производства при формировании корпоративной культуры вуза, систематизируются подходы к управлению корпоративными коммуникациями, предлагаются стратегии реализации формирования коммуникативного инструментария.


Введение

 

Использование бережливого производства, применительно к образовательному процессу, представляет немалый интерес. Для эффективной оптимизации образовательных процессов высшего учебного заведения необходимо ориентироваться на основные заинтересованные в деятельности вуза стороны: преподавателей и студентов – потребителей образовательных услуг; работодателей – потребителей выпускников.

Что же такое бережливое производство? Бережливое производство (Lean manufacturing, Lean production) – это относительно новая и уже успешно доказавшая свою эффективность управленческая философия, основанная на оптимизации бизнес-процессов, учитывающая потребности и ожидания клиентов, а также мотивацию сотрудников. Философия концепции Lean-технологий широко используется на предприятиях в технологических процессах производства продукции. Если дословно переводить термин  «lean-технология» с английского языка, то Lean означает стройный или постный, но в обиход вошло слово  «бережливый», что неким образом отражает «воздержанность» и сегодня мы имеем синонимичные выражения: «lean-технология», «Lean Production», «Бережливое производство» [Ваганова О.В., 2018].  Поэтому в данной статье мы будем использовать термин «Бережливое производство», что не противоречит общей философии Lean-технологий.  Концепция «Бережливое производство» нашла свое применение не только в деятельности промышленных предприятий, но и в офисах и сфере услуг. Эти принципиально новые подходы в организации деятельности сотрудников, которые способствуют более рациональному использованию своих профессиональных навыков и компетенций

Бережливое производство – это целая система, которая связывает подсистемы в единый подход. На стадии развития в любой системе, будь то инновационная, экономическая или социальная, увеличивается количество новых элементов, усиливается их специализация и взаимозависимость, т.е. происходит процесс усложнения самой системы и ее структуры [Ваганова О.В., Титов А.Б., 2016].  Рассматривая бережливое производство, как систему, ее можно применять при решении многих внутренних проблем университета, связанных с такими аспектами как:

- Повышение уровня корпоративной культуры посредством налаживания коммуникационного взаимодействия среди структурных подразделений;

- Повышение качества образовательных услуг;

- Улучшение производственных процессов в структурных подразделениях университета за счет организационно-методического и информационного обеспечения;

- Систематизация принципов, методов и инструментов Бережливого производства в образовательной деятельности на основе непрерывного обучения сотрудников Университета.

 

Основная часть

 

Важнейшее значение в системе Бережливого производства имеет элемент корпоративной культуры, которая представляет собой отождествление себя, как части общего, т.е. культурная идентичность, которой овладевают студенты и преподаватели в образовательной организации. За ней стоит признание миссии вуза, наличие педагогического потенциала вуза, основных принципов деятельности, выбранных в стратегии развития и реализованных на практике организационных норм и правилах поведения.

Ни в зарубежной, ни в отечественной литературе до сих пор не сложилось четкого определения феномена корпоративной культуры. В настоящее время в научной литературе существует более пятидесяти определений для данного термина. Корпоративная культура это – система сложившихся традиций и ценностей, которые определяют поведение какой-либо организации, фирмы, корпорации и т. п. Современные руководители обязаны осознавать огромную значимость формирования правильной корпоративной культуры внутри своей организации. Ведь, благодаря корпоративной культуре будут прогрессировать и развиваться сотрудники, а вместе с ними будет развиваться и сама организация.

Корпоративную культуру можно рассматривать под углом социального взаимодействия, тогда она будет  характеризовать социальную организацию, которая  существенно зависит от ценностей, признанных социальными группами, представляющими различные организации, в том числе вузы. Данное обстоятельство актуализирует изучение корпоративной культуры университетов, т.к. даёт возможность выходить на адекватные смысловые, ценностно-значимые обобщения эмпирических материалов, конструировать теоретические модели, позволяющие получить качественные оценки процессов, происходящих в институте высшего образования.

Корпоративная культура ВУЗа рассматривается в качестве мощного стратегического инструмента, ориентирующего всех сотрудников, преподавателей и студентов на общие цели, мобилизацию их инициативы и обеспечение продуктивного взаимодействия.

Изучение корпоративной культуры университета, с одной стороны, выступает как своеобразный социокультурный институт, который выполняет функцию трансляции научного знания и подготовки кадров высшей квалификации, и, с другой стороны, своеобразный культурный феномен, который имеет собственные традиции, историю и идею. Кроме того, университеты – это центральное звено системы высшего образования, а также центр индустрии знаний, информации и сервиса; главный производитель и первый потребитель новейших культурных, социальных, образовательных, научных и деловых информационных технологий. Поэтому, для  университета очень важен такой феномен, как корпоративная культура. Ее наличие, а точнее, четко разработанная концепция корпоративной культуры, повышает эффективность деятельности вуза, способствует реализации его целей и улучшает его восприятие общественностью.

Применительно к учебной организации термин «корпоративная культура» включает больше, чем в других организациях вопросы духовной и материальной жизни всего сообщества. Это отражается в доминирующих моральных нормах и ценностях, которые закреплены в кодексе поведения и укореняются в традициях, установленных образовательных стандартах, собственной символике как средстве трансляции ценностно-смысловых ориентаций, совокупности убеждений и достигаемых устойчивых результатов.

Учебное заведение, обладающее эффективной корпоративной культурой, отличает следующее:

  • слаженность, взаимодействие (командный дух);
  • удовлетворение работой и гордость за ее результаты;
  • преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;
  • высокая требовательность к качеству труда;
  • готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны [Инструменты бережливого производства, 2015].

Одним из инструментов управления корпоративной культурой в вузе является самоуправление. Студенческое самоуправление – это не только способ привлечения молодежи вузов к решению задач высшей школы, но и метод, который способствует росту социальной активности. Благодаря самоуправлению формируется качество гражданина, повышается инициативность и ответственность за порученное дело. В НИУ «БелГУ» создана структура самоуправления студентов, котопая представлена на рисунке.

Данная структура позволяет оптимизировать коммуникационное взаимодействие среди сотрудников, преподавателей и студентов посредством:

  • автономности развития в рамках контекста вуза;
  • чувствительности и реагировании на изменения внутренней среды;
  • совершенствовании и адаптации к требованиям развития каждого;
  • коллективных усилиях;
  • активного и равноправного участия студентов в деятельности всего академического состава;
  • коммуникации внутри коллектива [Инструменты бережливого производства, 2015].

Значительную роль в формировании и развитии корпоративного стиля жизни университета играет активная политика в отношении студенческой части университетского сообщества по самым разнообразным направлениям деятельности университета. Например, в американских университетах принято использовать студентов для выполнения оплачиваемых работ в качестве библиотекарей, вахтеров, клерков, строителей и т. д., что обеспечивает студентам дополнительный источник для обучения и проживания. Допускается и работа студентов вне пределов вуза, на предприятиях и в учреждениях. Многие вузы при организации кооперированного обучения стремятся к тому, чтобы работа студентов на предприятиях, чередующаяся с обучением в вузе, оплачивалась.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок. Структура самоуправления студентов

Figure. The structure of students’ self-government

 

Ранее студенты не привлекались к участию в управлении академическими делами вузов, их активность ограничивалась сферой социального обеспечения и внеучебных мероприятий. Однако, в последние два десятилетия студенчество вовлекается в систему самоуправления университетами. В части вузов они включаются в состав академических и административных советов.

Корпоративная культура является сильным стимулятором самосознания и ответственности сотрудника, который выполняет поставленные перед ним задачи [Гэлэгер Р., 2016]. 

Для каждой организации процесс развития и становления корпоративной культуры будет иметь свои особенности. Необходимо учитывать, что образовательные учреждения – это уникальная среда. Корпоративная культура, здесь тесно связанна с общественной культурой. И должна отвечать не только потребностям профессионалов и самого учреждения, но и потребностям общества.

Корпоративная культура современного университета направлена не только и не столько на повышение эффективности деятельности организации, сколько на создание системы условий для формирования и развития человеческого капитала студентов. Исследователи особо отмечают, что студенты являются основными трансляторами корпоративной культуры университета, его ценностей и традиций в социум, поддерживают формирование позитивного восприятия вуза не только во время обучения, но и после окончания вуза, демонстрируя в профессиональной сфере усвоенные нормы и правила поведения, отношения к делу, коллегам, социальным партнерам.

Организации и проведение всех видов практик, участие в формировании актуальных тем для дипломных работ и т.д.

Корпоративная культура вуза может быть рассмотрена в трех аспектах:

  • корпоративная культура вуза (факультета) как самостоятельной организации;
  • корпоративная культура студенчества и профессорско-преподавательского состава как социальной группы;
  • корпоративная культура университета как часть организаций и предприятий, на которых будут работать выпускники, как фундамент подготовки будущих членов профессиональной корпорации [Козлов В.В., 2009].

Внутри образовательного учреждения корпоративная культура определяет не только поведение студентов, как в группе, так и индивидуально, но и направление внутренней мотивации и саморазвития; а также формирует представление о корпоративных ценностях и нормах вуза. Будущие специалисты участвуют в учебной и внеучебной деятельности, следуя этическим нормам и правилам поведения, закрепленным в нормативных документах. При соблюдении традиций образовательного учреждения, таких как участие в мероприятиях, организация клубов по интересам и пр., происходит ориентация студентов на признание ценностей, характерных для соответствующей деятельности.

В качестве воспитательной и прогностической целей корпоративная культура студенческого общества выступает внутренним ядром вуза, которое задает направление для совместного достижения поставленных задач и целей всеми субъектами образовательного процесса.

Эффективность организации зависит от соответствия стратегии внешней и внутренней среды. Стратегия развития учебных заведений в условиях рыночных отношений связана с выявлением потенциальных достоинств, обнаружением преимуществ и предполагаемых рисков как во внешней среде, так и внутри учебного заведения. Для достижения наиболее высоких результатов необходима интеграция, проявление групповой и индивидуальной инициативы, а также неизбежности конфликтов в горизонтальном и вертикальном общении [Левинсон У., 2007].

Все три аспекта, в которых мы рассматриваем корпоративную культуру, взаимосвязаны и взаимозависимы. Ведь она реализуется всеми субъектами образовательного процесса и прямо влияет на организации, в которых работают или будут работать выпускники. В зависимости от степени принятия традиций и ценностей корпоративной культуры вуза участниками образовательного процесса распространяется позитивная и/или негативная информация об учебном заведении. Данный аспект важно рассматривать в контексте процесса развития личности студентов как носителей инновационной культуры.

В современном мире главной целью образовательного процесса в вузе является подготовка компетентного, знающего, умеющего и творческого профессионала, который разбирается в вопросах предстоящей профессиональной деятельности и конкурентоспособен как специалист. Следовательно, технологии и содержание образования должны быть адекватны этой цели. В реализации данной задачи корпоративная культура выступает в качестве воспитательной функции, интегрированного свода ценностей, ориентиров для идентификации. Как правило, ценности организации декларируются и фиксируются в целевых установках, в документах, определяющих основные принципы деятельности организации, в планах развития организации и т.п.

По окончании обучения, студенты рассчитывают, что их затраты на образование (временные, материальные и др.) окупятся благодаря эффективному трудоустройству. Эффективное трудоустройство выпускника выражается в его карьерном и профессиональном росте, величине заработной платы, быстрой адаптации на предприятии. Для того чтобы выпускники могли найти хорошую работу, университету необходимо поддерживать тесную связь с «потребителями» выпускников – работодателями, так как это именно та категория потребителей, которая диктует, какой должна быть образовательная услуга, чтобы выпускник университета смог максимально реализовать себя в профессиональной сфере и быть востребованным на рынке труда.

Сотрудничество вузов с работодателями можно рассматривать, как пример применения принципов бережливого производства, так как при этом происходит оптимизация процессов обучения, подготовки будущих специалистов, с учетом потребностей следующей «ступени производства» – работодателей. Участие работодателей в жизни университета может проявляться в определении актуальности и перспективности направлений подготовки, косвенном формировании учебных планов (в зависимости от необходимого объема знаний, которым должен обладать будущий специалист). Следовательно, круг задач образовательного учреждения в процессе построения эффективного взаимодействия в каждой из выделенных групп определен. К таким задачам можно отнести следующие направления стратегического характера: продвижение имиджа и развитие репутации вуза; продвижение конкретных образовательных программ; выстраивание эффективных коммуникационных отношений с работодателями. Принципы бережливого производства являются наиболее целесообразными для решения поставленных задач.

Одной из форм, способствующих развитию корпоративной культуры в вузе, является процесс социализации. Какими бы эффективными ни были процессы подбора персонала и критерии для поступления в вуз, новые субъекты образовательного процесса не могут сразу ознакомиться с корпоративной культурой и соответствовать ей. Для этого необходимо овладеть всеми нормами и правилами, существующими в вузе, и более того, признать их. Скорость восприятия ценностей напрямую зависит от степени эффективности коммуникационного процесса образовательного учреждения. При самостоятельном освоении кодекса поведения данный процесс затягивается. Поэтому приобщение к корпоративной культуре должно быть закреплено за определенной группой, например, для студенческой аудитории за старостатом.

 

Заключение

 

Процесс корпоративных коммуникаций в образовательных заведениях, как правило, характеризуется недостаточной инклюзивной готовностью субъектов к формированию единого коммуникативного пространства вследствие отсутствия личной инициативы. Плановые мероприятия, как часть коммуникативного процесса, способствуют укреплению атмосферы дружеского взаимопонимания и поддержки, поэтому в каждом учебном заведении существуют особенные праздники, соревнования, конференции, спортивные состязания и пр.

Исходя из принципов эффективности образования, корпоративная культура ориентирована на социальный заказ и представляет собой систему целенаправленной мотивации на освоение профессиональной деятельности. Успешное формирование корпоративной идентичности в учебном заведении возможно в условиях функционирования структуры самоуправления студентов, что способствует активизации студентов в процессе обучения ценностями и нормами корпоративной культуры. Благодаря высокому уровню корпоративной культуры выпускники вузов смогут быстро адаптироваться в профессиональной деятельности, позитивно влиять на личную социализацию, создавать эффективную команду вокруг себя для повышения эффективности и производительности труда и гармонизировать  социально-трудовые отношения в коллективе.

Список литературы

 

1. Ваганова, О.В., 2018. К вопросу о формировании концепции «Бережливый ВУЗ» / Управленческий конгресс: сборник статей по материалам комплексного научно-практического мероприятия НИУ «БелГУ», 30 октября – 2 ноября 2018 г. / отв. ред. В.М. Захаров. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. С. 106-109.;

2. Ваганова, О.В., Титов, А.Б., 2016. Развитие региональной инновационной системы в условиях турбулентности // В сборнике: Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества Материалы IV Международной научно-практич еской конференции, посвященной 140-летию со дня основания НИУ «БелГУ». 2016. С. 9-12.

3. Инструменты бережливого производства, 2015. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства: Пер. с англ. / М. Вэйдер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 130 с.

4. Гэлэгер, Р., 2016. Душа организации. Как создать успешную корпоративную культуру / Ричард Гэлэгер. – М.: Добрая книга, 2016. – 352 c.

5. Козлов, В.В., 2009. Корпоративная культура / В.В. Козлов – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 304 с.

6. Козырь, Н.С., 2015. Основные компоненты корпоративной культуры / Н.С. Козырь, А.А. Мальков // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/07/9383 (дата обращения 11.01.2019).

7. Левинсон, У., 2007.  Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь: Пер. с англ. / У. Левинсон; Л. Левинсон, Р. Рерик; Под. ред. В.В. Брагина. – М.: Стандарты и качество, 2007. – 208 с.

8. Луйстер, Т., 2008.  Бережливое производство от слов к делу / Т. Луйстер; Т. Луйстер Д. Теппинг; Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под ред. В.В. Брагина. – М.: Стандарты и качество, 2008. – 130с.

9. Мугалова, Ж.А., 2015. Корпоративная культура современной организации в условиях меняющегося общества / Ж.А. Мугалова // Вестник Международного института экономики и права, 2015, №3 (20) С. 79-89.

10. Тэппинг, Д., 2009. Бережливый офис: пер. с англ. / Д. Тэппинг, Э.Данн. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 322 с.

11. Шелякина, А. В., 2018. Корпоративная культура организации // Молодой ученый. – 2018. — №14. – С. 206-209. – URL https://moluch.ru/archive/200/49167/ (дата обращения: 11.01.2019).