УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ LEAN-ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЧИВОЙ VUCA СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИ
Aннотация
В статье рассматриваются модели управления человеческими ресурсами в условиях перехода на принципы «бережливого производства». Актуализируется проблематика эффективного использования персонала в образовательных организациях с применением инструментов концепции бережливого производства. Проанализированы современные и рациональные lean-технологии, рекомендованные для апробации в системном управлении образовательной организацией (5С, Стандартизированная работа, Лин-лидерство и лидерская стандартизация, Карта потока создания ценности, встроенное качество, Система решения проблем, PDCA, Kaizen, TQM, Hoshin kanri) и разработана функциональная модель управления системой развития и обучения персонала в условиях бережливого производства. В результате представлены проектные предложения по рационализации деятельности персонала при внедрении бережливого производства в условиях изменчивой VUCA среды образовательной организации.
Ключевые слова: бережливое производство, lean-персонал, lean-технологии, lean-культура, эффективный менеджмент, управление человеческими ресурсами, VUCA среда, модель обучения руководителей и сотрудников, управленческие компетенции
Введение
В условиях жесткой конкуренции, изменчивости технологических и информационных рынков, образовательные организации (прежде всего, вузы) вынуждены постоянно пересматривать и оптимизировать свои процессы для оптимизации затрат и повышения их эффективности. Но многие совершают типичную ошибку: пытаются проводить организационные lean изменения, не разработав, во-первых, стратегический план действий по управлению человеческими ресурсами, во-вторых, не подготовив комплексный план преодоления сопротивления персонала организационным изменениям, в-третьих, «самое простое», персоналу предлагают самому ответить на вопрос – а что такое «lean философия» и какие конкретные результаты от внедрения lean-технологий он получит?
Изменчивость – неотъемлемая часть существования в условиях постоянной экономии HR-ресурсов, их удорожания. Одной из основных тактических задач современных образовательных организаций, является совершенствование системы развития и использования персонала в условиях VUCA среды и перехода на принципы бережливого производства.
VUCA среда – это:
V → Volatility (нестабильность);
U → Uncertainty (неопределенность);
C → Complexity (сложность);
A → Ambiguity (двусмысленность).
Производственные ресурсы образовательных организаций, особенно в регионах, ограничены – капитал, технологии, материалы, время. Но в то же время любое учреждение, вне зависимости статуса, обладает одним практически неограниченным и очень мобильным ресурсом – интеллектуальным потенциалом (капиталом) своих работников. От умения высшего руководства рассмотреть, замотивировать, развить и применить на благо организации и самих сотрудников этот потенциал зависит устойчивость и сопротивляемость вызовам рынка.
Цель работы. Разработать функциональную модель управления системой развития персонала, с учетом специфики кадрового менеджмента образовательных организаций, в условиях бережливого производства. Рекомендовать проектные предложения по рационализации деятельности персонала при внедрении бережливого производства в условиях изменчивой VUCA среды образовательной организации.
Материалы и методы исследования. Развитие бережливого производства в соответствии с ориентацией на инновационный тип характеризуется усилением роли научных знаний, инноваций, информационных технологий и наличием «бережливой» инфраструктуры, направленной на создание и распространение нового мобильного знания. Оценка уровня и динамики инновационной активности в пределах отдельных образовательных организаций в целом дает возможность определить реальное состояние, тенденции изменения и уровень дифференциации развития технологий бережливого производства.
Результативность бережливых технологий, применяемых в управлении образовательной организацией характеризует ряд общепринятых показателей-индикаторов, к которым, прежде всего, принято относить уровень инновационной активности учреждений, и, критерии бережливой образовательной организации. В ходе проведения аналитической части исследования были изучены уровень дифференциации, а также динамика указанных показателей и их устойчивость. Методологическая основа исследования базировалась на построении трендов динамического ряда и оценке их колеблемости, а также методах структурного и сравнительного анализа. В ходе разработки и обоснования модели управления системой развития и обучения персонала в условиях бережливого производства были использованы сравнительный анализ и экспертная оценка.
Основная часть
Концепция менеджмента и поведения персонала основаны на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь [Tretyakova, L.A., Tselyutina, T.V., 2015; Womack, J.P., 1991]. Анализ концепций применения технологий бережливого производства позволил нам разработать рекомендации по укреплению организационного поведения, коммуникационно-информационных каналов между звеньями управления и развитию навыков делегирования для HR-руководителей, которые включают также возможности перехода на принципы бережливого производства всех категорий персонала.
Результаты управления инновационным потенциалом во многом зависят от эффективности управленческой деятельности, которая должна быть правильно смоделирована и обеспечивать формирование и реализацию наилучшего варианта его развития и конкурентных преимуществ. Среди направлений повышения эффективности управления развитием персонала, основанных на применении малозатратных мероприятий, следует отметить оптимизацию системы административного управления путем стандартизации и интеграции систем менеджмента, применение прогрессивной модели компетенций работников управленческого звена для формирования системы управления организационным поведением [Tretyakova, L.A., Tselyutina, T.V., Trembach, I.V., Govorukha, N.S 2015; Tretyakova, L.A., Tselyutina, T.V., Zakharov, V.M., Govorukha, N.S., 2015].
При решении проблемы повышения эффективности и конкурентоспособности своего развития, образовательным организациям необходимо делать акцент на три базовых элемента (эффективное использование кадрового потенциала; эффективный кадровый менеджмент; эффективное производство), при сохранении значимости фундаментального, стратегического
базиса – персонала (рис. 1).
Lean философия непрерывных улучшений предлагает альтернативу крупным, долгосрочным, разрабатываемым и проводимым «сверху» реорганизациям – менее глобальные, но постоянные совершенствования, которые не только меняют ситуацию к лучшему, но и передают возможность позитивно влиять на условия и результаты своего труда самим сотрудникам, превращая их из пассивных исполнителей в активных участников (генераторов идей и рациональных предложений) образовательного и производственного процессов [Anderson, C., 2006; Von Krogh, G., 2000].
Определим основные, на наш взгляд, направления – от старта проекта до формирования lean-культуры.
Первое направление – развитие
людей:
- социальная ответственность,
- лидерство, командная работа, лин-лидерство,
- лидерская стандартизация,
- визуализация,
- система постоянных улучшений,
- система обучения,
- производственный инструктаж (TWI),
- выявление и решение проблем PDCA,
- организация программы РПС,
- развертывание политики на основе «Хосин канри»,
- взаимное доверие и уважение,
- безопасность и экологичность труда [Grosman, M., 2000],
- культура внутриорганизационных коммуникаций, делегирования полномочий, проведения совещаний и мн. др.
Рисунок 1. Модель управления системой развития и использования персонала
в условиях бережливого производства [составлено автором]
Figure 1. The management model of the development and use of personnel in the conditions
of lean manufacturing [compiled by the author]
Второе направление – развитие процессов:
- Диагностика / Аттестация на основе КПСЦ,
- Визуальный менеджмент и организация рабочих мест,
- Управление потоками создания ценности,
- Точно вовремя,
- Стандартизированная работа,
- Всеобщее производственное обслуживание (ТРМ),
- Быстрая переналадка (SMED); повышение доступности оборудования,
- Однопредметный поток и выравнивание,
- Встраивание качества в процесс,
- Штурм прорыв,
- Статистические методы и Шесть сигм [Lynne Hambleton, 2007],
- Лин-офис и лин в проектировании,
- Эффективная логистика, лин-учет, расчет эффективности и мн.др. [Mayo, A., 2012].
Выделим специфику и охарактеризуем основные элементы разработанной нами модели повышения эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, основанной на принципах бережливого производства, консультационных семинарах и тренингах (рис. 2).
Развитие процессов бережливого производства | Проектный консалтинг (достижение цели в пределах согласованных сроков и бюджета) | Сертификация руководителей и специалистов по устойчивому развитию | Дистанционный лидер-коучинг (руководства). Целевая корпоративная программа устойчивого развития через многоуровневое обучение действиям и проектный офис |
Процессный консалтинг (достижение процессной цели) | Разработка системы мотивации на принципах бережливого производства. Защита проектов устойчивого развития и совершенствования | Дистанционная поддержка проектов (коучинг процессной группы). Комплексная корпоративная учебно-практическая программа развития ПС | |
Экспертный консалтинг (анализ процессов, выработка будущего состояния и дорожной карты) | Тестирование руководителей и специалистов | Адаптированные учебные мультимедиа-материалы. Дистанционное обучение. Корпоративные тренинги-практикумы по адаптированной программе. Штурм-прорывы | |
Экспертиза проектов и программ на собственной площадке, выработка рекомендаций | Самооценка уровня развития производственной системы. Мониторинг программы | Учебные мультимедиа-материалы. Дистанционное обучение по корпоративной программе. Корпоративные тренинги-практикумы по авторской программе | |
Экспертиза и разработка документов и методических материалов | Самооценка уровня развития руководителей и специалистов | Методическая литература и периодика. Агитационные материалы. Корпоративные семинары и конференции | |
Развитие персонала, моделирование карьеры, управление талантами, тайм-менеджмент, майнд-менеджмент, самообучение, самомотивация |
Рисунок 2. Модель обучения руководителей и сотрудников для новой концепции
бережливого производства [составлено автором]
Figure 2. The model for training managers and employees for a new concept
of lean manufacturing [compiled by the author]
Базовым элементом современной модели развития организаций должно стать эффективное производство, включающее обязательную подсистему бережливого производства. На наш взгляд, должны быть формализованы все бизнес-процессы и ключевые показатели эффективности, прописана стратегия развития с учетом рисков и система мотивации высшего руководства, а также другие структурные положения, регламентирующие развитие и укрепления подсистем управления организационным поведением. Нужно исключить «мертвые» документы, стратегии, выхваченные из контекста методологии развития кадрового менеджмента.
Бережливое производство затрагивает не только изготовление продукции («бережливое производство»), но и управление («бережливое управление»), администрирование всех бизнес-процессов, деловой документооборот («бережливый офис»), производственные и опытно-конструкторские разработки («бережливые разработки») [Kaplan, R.S., 1992;
Kollins, J.C., 1994].
Следует отметить, что бережливое производство – это, прежде всего, бережливая самоорганизация персонала, основанная на бережливом мышлении, которое связано с культурой и ментальностью всех работников образовательной организации.
Несмотря на функциональную разнонаправленность идеи «бережливости», значимую роль в ее реализации играют сотрудники, как стратегический ресурс эффективного развития организации. Концепция бережливого производства сосредоточена на важности уважительного отношения к сотрудникам и создании способов, позволяющих персоналу думать и предлагать улучшения [Kaplan, R.S., 1992]. Руководитель сможет достигать цели совместной деятельности благодаря тому, что умножит свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных и целенаправленно будет их использовать. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня. Неумение выстраивать межличностные отношения, нелюбовь к своим партнерам и к себе порождают безынициативность, равнодушие и чувство вседозволенности. Осознание необходимости безотлагательного решения проблемы по улучшению поведения людей является основой для оптимизации корпоративной культуры в организации и укрепления лояльности. В последнее время стало актуально и престижно говорить о формировании лояльности сотрудников к организации и разработке стратегических методов удержания ценных сотрудников [Becchetti, L., 2008].
Выделим HR-идеи для эффективного внедрения и развития бережливого производства в условиях изменчивой VUCA среды образовательной организации:
- Вовлеченность персонала. Взаимное доверие и уважение.
- Лидерство руководства.
- Командная работа и мобильное управление организационным поведением.
- Рациональные предложения.
- Правильная кадровая политика. Система постоянных улучшений. Социальная ответственность. Мотивация персонала.
- Управление изменением сознания и ответственности.
- Точно в срок как компетентность.
- Умение видеть потери.
- Подготовка специалистов. Обучение для развития и самореализации (а не для «имитации и отчетности»). Постоянное совершенствование.
- Культура проведения совещаний. Культура построения коммуникаций «руководитель-сотрудник».
- НОТ.
- Производственная педагогика.
- Инициативность.
С некоторой долей условности, представим оптимальные управленческие компетенции для руководителей, в том числе, образовательных организаций, которые актуализируются и лоббируются в наиболее популярных компетентностных моделях (рис. 3).
Рисунок 3. Рекомендуемый оптимальный «портфель» управленческих компетенций
Figure 3. The recommended optimal “portfolio” of managerial competencies
Оценка и развитие профессиональных компетенций руководителя – это гарант эффективной работы и трудовой активности сотрудников. Темпы роста новой сложной региональной экономики, тенденции изменения рынка труда определяются природно-ресурсным и человеческим потенциалом, и, прежде всего, компетентностным профилем управленцев, руководителей, топ-менеджеров. Социальные процессы (изменение моделей управления в образовательных организациях, переход на принципы бережливого производства, изменение потребительских предпочтений), технологические нововведения (внедрение информационно-коммуникационных технологий, автоматизация, возникновение новых технологий), динамика организационных изменений, ориентированных на преобразование трудовой деятельности, кардинальные изменения в практике разработки, производства, управления и обслуживания, рабочего места – все это влечет за собой структурно-функциональные изменения в содержании и формате подготовки компетентностных специалистов [Madden, L.T., 2012; Taiichi Ohno, 2007]. Поэтому современному руководителю, HR-менеджеру нового поколения, необходимо добавить в свой «портфель» управленческих технологий и методов, помимо профессиональных навыков и умений, еще и дополнительные компетенции.
Заключение
Таким образом, необходимость развития бережливого производства становится особенно важной в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития. Поэтому для рационального использования и применения инструментов Learn-производства на практике, руководителям образовательных организаций необходимо разработать стратегию развития организации, которая должна включать:
1) систему мероприятий для упорядочения и эффективности рабочей деятельности сотрудников;
2) прогрессирующую модель компетенций для талантливых работников;
3) программу по снижению эмоционального выгорания и психологической напряженности коллектива;
4) программу управления корпоративной культурой и организационным поведением на основе развития бережливого производства.
Предлагаемые мероприятия по развитию бережливого производства обеспечат реализацию потенциала образовательных организаций для повышения конкурентоспособности как услуг (продукции), так и персонала, создадут условия, для привлечения и удержания высокопотенциальных сотрудников, а также аккумулирует механизм командной работы и организует работу по снижению потерь и эффективному управлению трудовыми ресурсами.
Список литературы
1. Андерсон, С., Галинский, А. 2006,. Власть, оптимизм и риск // Европейский журнал социальной психологии. 2006. № 36.
Pp. 511-536.
2. Becchetti, Л. Ди Джакомо, С., Pinnacchio, Д. 2008,. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная эффективность: данные группы компаний, котирующихся на бирже США / / Прикладная экономика. 2008. № 40 (5). Pp. 541-567.
3. Передовая практика в области бизнес-консультирования, консультирования и информационных услуг. – ООН. Экономический. заявил сегодня в ходе межд. для Европы. Женева. – Нью-Йорк; Женева: ООН. – VIII, 2002. 89 стр.
4. Гросман, М., 2000. Модель Человеческого Капитала. Справочник по экономике здравоохранения. Объем: 1А, [ed. А. Я. Калвер, Ю. П. Ньюхаус], 2000. 349 p.
5. Каплан Р. С., Нортон Д. П., 1992. Сбалансированная система показателей – затем показатели эффективности / / Harvard Business Review. 1992. Том. 70. № 1. Pp. 71-79. 6. Коллинс, Дж., Поррас Дж. А., 1994. Построен последний: успешные привычки дальновидных компаний. – New York: Harper Business, 1994. Pp. 19-29.
6. Коллинс, Дж., Поррас Дж. А., 1994. Построен последний: успешные привычки дальновидных компаний. – New York: Harper Business, 1994. Pp. 19-29.
7. Lynne Hambleton, 2007. Сундук с сокровищами методов, инструментов и лучших практик роста Six Sigma: Настольный справочник по инновациям и росту. – Прентис-Холл 2007,. 864 стр.
8. Мадден, Л. Т. Duchon, Д. Мэдден, Т. М., и пахарь, А. Д., 2012. Emergent Organizational capacity for compassion / / Академия управленческого обзора. 2012. № 37 (4). Pp. 689-708.
9. Мэйо, А., 2012. Человеческие ресурсы или человеческий капитал?: Управление людьми как активами. – Gower Publishing, Ltd., 2012. 356 С.
10. Taiichi Ohno, 2007. Управление Рабочими Местами. – Гемба Пресс-2007. 146 с.
11. Третьякова, Л. А., Tselyutina, Т. В., Произведения Трембача И. В., Говоруха, Н. С., 2015. Функциональная представленность институтов гражданского общества в рамках трансформирующей устойчивости регионального развития / / управление международным бизнесом. 2015. Том. 9. № 5. Pp. 963-965.
12. Третьякова, Л. А., Tselyutina, Т. В., Захаров В. М., Говоруха, Н. С., 2015. Особенности развития рынка труда в современных условиях / / управление международным бизнесом. 2015. Том. 9. № 7. Pp. 1609-1611.
13. Третьякова, Л. А., Tselyutina, Т. В. и др., 2015. Функциональная представленность институтов гражданского общества в рамках трансформирующей устойчивости регионального развития / / управление международным бизнесом. 2015. № 9 (5). Pp. 963-965.
14. Фон Крог, Г., Итидзе, К. Нонака И., 2000. Создание знаний. Как раскрыть тайну молчаливого знания и высвободить силу инноваций. – Oxford: Oxford University Press, 2000. 292 с.
15. Уомак, Д. П., Джонс, Д. Т., Роос Д., 1991. Машина, которая изменила мир: история бережливого производства. – HarperCollins, 1991. 323 с.