16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-9

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ LEAN-ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЧИВОЙ VUCA СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИ

Aннотация

В статье рассматриваются модели управления человеческими ресурсами в условиях перехода на принципы «бережливого производства». Актуализируется проблематика эффективного использования персонала в образовательных организациях с применением инструментов концепции бережливого производства. Проанализированы современные и рациональные lean-технологии, рекомендованные для апробации в системном управлении образовательной организацией (5С, Стандартизированная работа, Лин-лидерство и лидерская стандартизация, Карта потока создания ценности, встроенное качество, Система решения проблем, PDCA, Kaizen, TQM, Hoshin kanri) и разработана функциональная модель управления системой развития и обучения персонала в условиях бережливого производства. В результате представлены проектные предложения по рационализации деятельности персонала при внедрении бережливого производства в условиях изменчивой VUCA среды образовательной организации.


Введение

 

В условиях жесткой конкуренции, изменчивости технологических и информационных рынков, образовательные организации (прежде всего, вузы) вынуждены постоянно пересматривать и оптимизировать свои процессы для оптимизации затрат и повышения их эффективности. Но многие совершают типичную ошибку: пытаются проводить организационные lean изменения, не разработав, во-первых, стратегический план действий по управлению человеческими ресурсами, во-вторых, не подготовив комплексный план преодоления сопротивления персонала организационным изменениям, в-третьих, «самое простое», персоналу предлагают самому ответить на вопрос – а что такое «lean философия» и какие конкретные результаты от внедрения lean-технологий он получит?

Изменчивость – неотъемлемая часть существования в условиях постоянной экономии HR-ресурсов, их удорожания. Одной из основных тактических задач современных образовательных организаций, является совершенствование системы развития и использования персонала в условиях VUCA среды и перехода на принципы бережливого производства.

VUCA среда – это:

V → Volatility (нестабильность);

U → Uncertainty (неопределенность);

C → Complexity (сложность);

A → Ambiguity (двусмысленность).

Производственные ресурсы образовательных организаций, особенно в регионах, ограничены – капитал, технологии, материалы, время. Но в то же время любое учреждение, вне зависимости статуса, обладает одним практически неограниченным и очень мобильным ресурсом – интеллектуальным потенциалом (капиталом) своих работников. От умения высшего руководства рассмотреть, замотивировать, развить и применить на благо организации и самих сотрудников этот потенциал зависит устойчивость и сопротивляемость вызовам рынка.

Цель работы. Разработать функциональную модель управления системой развития персонала, с учетом специфики кадрового менеджмента образовательных организаций, в условиях бережливого производства. Рекомендовать проектные предложения по рационализации деятельности персонала при внедрении бережливого производства в условиях изменчивой VUCA среды образовательной организации.

Материалы и методы исследования. Развитие бережливого производства в соответствии с ориентацией на инновационный тип характеризуется усилением роли научных знаний, инноваций, информационных технологий и наличием «бережливой» инфраструктуры, направленной на создание и распространение нового мобильного знания. Оценка уровня и динамики инновационной активности в пределах отдельных образовательных организаций в целом дает возможность определить реальное состояние, тенденции изменения и уровень дифференциации развития технологий бережливого производства.

Результативность бережливых технологий, применяемых в управлении образовательной организацией характеризует ряд общепринятых показателей-индикаторов, к которым, прежде всего, принято относить уровень инновационной активности учреждений, и, критерии бережливой образовательной организации. В ходе проведения аналитической части исследования были изучены уровень дифференциации, а также динамика указанных показателей и их устойчивость. Методологическая основа исследования базировалась на построении трендов динамического ряда и оценке их колеблемости, а также методах структурного и сравнительного анализа. В ходе разработки и обоснования модели управления системой развития и обучения персонала в условиях бережливого производства были использованы сравнительный анализ и экспертная оценка.

 

Основная часть

 

Концепция менеджмента и поведения персонала основаны на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь [Tretyakova, L.A., Tselyutina, T.V., 2015; Womack, J.P., 1991]. Анализ концепций применения технологий бережливого производства позволил нам разработать рекомендации по укреплению организационного поведения, коммуникационно-информационных каналов между звеньями управления и развитию навыков делегирования для HR-руководителей, которые включают также возможности перехода на принципы бережливого производства всех категорий персонала.

Результаты управления инновационным потенциалом во многом зависят от эффективности управленческой деятельности, которая должна быть правильно смоделирована и обеспечивать формирование и реализацию наилучшего варианта его развития и конкурентных преимуществ. Среди направлений повышения эффективности управления развитием персонала, основанных на применении малозатратных мероприятий, следует отметить оптимизацию системы административного управления путем стандартизации и интеграции систем менеджмента, применение прогрессивной модели компетенций работников управленческого звена для формирования системы управления организационным поведением [Tretyakova, L.A., Tselyutina, T.V., Trembach, I.V., Govorukha, N.S 2015; Tretyakova, L.A., Tselyutina, T.V., Zakharov, V.M., Govorukha, N.S., 2015].

При решении проблемы повышения эффективности и конкурентоспособности своего развития, образовательным организациям необходимо делать акцент на три базовых элемента (эффективное использование кадрового потенциала; эффективный кадровый менеджмент; эффективное производство), при сохранении значимости фундаментального, стратегического
базиса – персонала (рис. 1).

Lean философия непрерывных улучшений предлагает альтернативу крупным, долгосрочным, разрабатываемым и проводимым «сверху» реорганизациям – менее глобальные, но постоянные совершенствования, которые не только меняют ситуацию к лучшему, но и передают возможность позитивно влиять на условия и результаты своего труда самим сотрудникам, превращая их из пассивных исполнителей в активных участников (генераторов идей и рациональных предложений) образовательного и производственного процессов [Anderson, C., 2006; Von Krogh, G., 2000].

Определим основные, на наш взгляд, направления – от старта проекта до формирования lean-культуры.

Первое направление – развитие
людей:

  1. социальная ответственность,
  2. лидерство, командная работа, лин-лидерство,
  3. лидерская стандартизация,
  4. визуализация,
  5. система постоянных улучшений,
  6. система обучения,
  7. производственный инструктаж (TWI),
  8. выявление и решение проблем PDCA,
  9. организация программы РПС,
  10. развертывание политики на основе «Хосин канри»,
  11. взаимное доверие и уважение,
  12. безопасность и экологичность труда [Grosman, M., 2000],
  13. культура внутриорганизационных коммуникаций, делегирования полномочий, проведения совещаний и мн. др.

Рисунок 1. Модель управления системой развития и использования персонала
в условиях бережливого производства [составлено автором]

Figure 1. The management model of the development and use of personnel in the conditions
of lean manufacturing [compiled by the author]

 

 

Второе направление – развитие процессов:

  1. Диагностика / Аттестация на основе КПСЦ,
  2. Визуальный менеджмент и организация рабочих мест,
  3. Управление потоками создания ценности,
  4. Точно вовремя,
  5. Стандартизированная работа,
  6. Всеобщее производственное обслуживание (ТРМ),
  7. Быстрая переналадка (SMED); повышение доступности оборудования,
  8. Однопредметный поток и выравнивание,
  9. Встраивание качества в процесс,
  10. Штурм прорыв,
  11. Статистические методы и Шесть сигм [Lynne Hambleton, 2007],
  12. Лин-офис и лин в проектировании,
  13. Эффективная логистика, лин-учет, расчет эффективности и мн.др. [Mayo, A., 2012].

Выделим специфику и охарактеризуем основные элементы разработанной нами модели повышения эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, основанной на принципах бережливого производства, консультационных семинарах и тренингах (рис. 2).

Развитие процессов бережливого производства

Проектный консалтинг (достижение цели в пределах согласованных сроков и бюджета)

Сертификация руководителей и специалистов по устойчивому развитию

Дистанционный лидер-коучинг (руководства). Целевая корпоративная программа устойчивого развития через многоуровневое обучение действиям и проектный офис

Процессный консалтинг (достижение процессной цели)

Разработка системы мотивации на принципах бережливого производства. Защита проектов устойчивого развития и совершенствования

Дистанционная поддержка проектов (коучинг процессной группы). Комплексная корпоративная учебно-практическая программа развития ПС

Экспертный консалтинг (анализ процессов, выработка будущего состояния и дорожной карты)

Тестирование руководителей и специалистов

Адаптированные учебные мультимедиа-материалы. Дистанционное обучение. Корпоративные тренинги-практикумы по адаптированной программе. Штурм-прорывы

Экспертиза проектов и программ на собственной площадке, выработка рекомендаций

Самооценка уровня развития производственной системы. Мониторинг программы

Учебные мультимедиа-материалы. Дистанционное обучение по корпоративной программе. Корпоративные тренинги-практикумы по авторской программе

Экспертиза и разработка документов и методических материалов

Самооценка уровня развития руководителей и специалистов

Методическая литература и периодика. Агитационные материалы. Корпоративные семинары и конференции

Развитие персонала, моделирование карьеры, управление талантами, тайм-менеджмент, майнд-менеджмент, самообучение, самомотивация

Рисунок 2. Модель обучения руководителей и сотрудников для новой концепции
бережливого производства [составлено автором]

Figure 2. The model for training managers and employees for a new concept
of lean manufacturing [compiled by the author]

Базовым элементом современной модели развития организаций должно стать эффективное производство, включающее обязательную подсистему бережливого производства. На наш взгляд, должны быть формализованы все бизнес-процессы и ключевые показатели эффективности, прописана стратегия развития с учетом рисков и система мотивации высшего руководства, а также другие структурные положения, регламентирующие развитие и укрепления подсистем управления организационным поведением. Нужно исключить «мертвые» документы, стратегии, выхваченные из контекста методологии развития кадрового менеджмента.

Бережливое производство затрагивает не только изготовление продукции («бережливое производство»), но и управление («бережливое управление»), администрирование всех бизнес-процессов, деловой документооборот («бережливый офис»), производственные и опытно-конструкторские разработки («бережливые разработки») [Kaplan, R.S., 1992;
Kollins, J.C., 1994].

Следует отметить, что бережливое производство – это, прежде всего, бережливая самоорганизация персонала, основанная на бережливом мышлении, которое связано с культурой и ментальностью всех работников образовательной организации.

Несмотря на функциональную разнонаправленность идеи «бережливости», значимую роль в ее реализации играют сотрудники, как стратегический ресурс эффективного развития организации. Концепция бережливого производства сосредоточена на важности уважительного отношения к сотрудникам и создании способов, позволяющих персоналу думать и предлагать улучшения [Kaplan, R.S., 1992]. Руководитель сможет достигать цели совместной деятельности благодаря тому, что умножит свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных и целенаправленно будет их использовать. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня. Неумение выстраивать межличностные отношения, нелюбовь к своим партнерам и к себе порождают безынициативность, равнодушие и чувство вседозволенности. Осознание необходимости безотлагательного решения проблемы по улучшению поведения людей является основой для оптимизации корпоративной культуры в организации и укрепления лояльности. В последнее время стало актуально и престижно говорить о формировании лояльности сотрудников к организации и разработке стратегических методов удержания ценных сотрудников [Becchetti, L., 2008].

Выделим HR-идеи для эффективного внедрения и развития бережливого производства в условиях изменчивой VUCA среды образовательной организации:

  1. Вовлеченность персонала. Взаимное доверие и уважение.
  2. Лидерство руководства.
  3. Командная работа и мобильное управление организационным поведением.
  4. Рациональные предложения.
  5. Правильная кадровая политика. Система постоянных улучшений. Социальная ответственность. Мотивация персонала.
  6. Управление изменением сознания и ответственности.
  7. Точно в срок как компетентность.
  8. Умение видеть потери.
  9. Подготовка специалистов. Обучение для развития и самореализации (а не для «имитации и отчетности»). Постоянное совершенствование.
  10. Культура проведения совещаний. Культура построения коммуникаций «руководитель-сотрудник».
  11. НОТ.
  12. Производственная педагогика.
  13. Инициативность.

С некоторой долей условности, представим оптимальные управленческие компетенции для руководителей, в том числе, образовательных организаций, которые актуализируются и лоббируются в наиболее популярных компетентностных моделях (рис. 3).

Рисунок 3. Рекомендуемый оптимальный «портфель» управленческих компетенций

Figure 3. The recommended optimal “portfolio” of managerial competencies

Оценка и развитие профессиональных компетенций руководителя – это гарант эффективной работы и трудовой активности сотрудников. Темпы роста новой сложной региональной экономики, тенденции изменения рынка труда определяются природно-ресурсным и человеческим потенциалом, и, прежде всего, компетентностным профилем управленцев, руководителей, топ-менеджеров. Социальные процессы (изменение моделей управления в образовательных организациях, переход на принципы бережливого производства, изменение потребительских предпочтений), технологические нововведения (внедрение информационно-коммуника­ционных технологий, автоматизация, возникновение новых технологий), динамика организационных изменений, ориентированных на преобразование трудовой деятельности, кардинальные изменения в практике разработки, производства, управления и обслуживания, рабочего места – все это влечет за собой структурно-функциональные изменения в содержании и формате подготовки компетентностных специалистов [Madden, L.T., 2012; Taiichi Ohno, 2007]. Поэтому современному руководителю, HR-менеджеру нового поколения, необходимо добавить в свой «портфель» управленческих технологий и методов, помимо профессиональных навыков и умений, еще и дополнительные компетенции.

 

Заключение

 

Таким образом, необходимость развития бережливого производства становится особенно важной в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития. Поэтому для рационального использования и применения инструментов Learn-производства на практике, руководителям образовательных организаций необходимо разработать стратегию развития организации, которая должна включать:

1) систему мероприятий для упорядочения и эффективности рабочей деятельности сотрудников;

2) прогрессирующую модель компетенций для талантливых работников;

3) программу по снижению эмоционального выгорания и психологической напряженности коллектива;

4) программу управления корпоративной культурой и организационным поведением на основе развития бережливого производства.

Предлагаемые мероприятия по развитию бережливого производства обеспечат реализацию потенциала образовательных организаций для повышения конкурентоспособности как услуг (продукции), так и персонала, создадут условия, для привлечения и удержания высокопотенциальных сотрудников, а также аккумулирует механизм командной работы и организует работу по снижению потерь и эффективному управлению трудовыми ресурсами.

Список литературы

 

1. Андерсон, С., Галинский, А. 2006,. Власть, оптимизм и риск // Европейский журнал социальной психологии. 2006. № 36.
Pp. 511-536.

2. Becchetti, Л. Ди Джакомо, С., Pinnacchio, Д. 2008,. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная эффективность: данные группы компаний, котирующихся на бирже США / / Прикладная экономика. 2008. № 40 (5). Pp. 541-567.

3. Передовая практика в области бизнес-консультирования, консультирования и информационных услуг. – ООН. Экономический. заявил сегодня в ходе межд. для Европы. Женева. – Нью-Йорк; Женева: ООН. – VIII, 2002. 89 стр.

4. Гросман, М., 2000. Модель Человеческого Капитала. Справочник по экономике здравоохранения. Объем: 1А, [ed. А. Я. Калвер, Ю. П. Ньюхаус], 2000. 349 p.

5. Каплан Р. С., Нортон Д. П., 1992. Сбалансированная система показателей – затем показатели эффективности / / Harvard Business Review. 1992. Том. 70. № 1. Pp. 71-79. 6. Коллинс, Дж., Поррас Дж. А., 1994. Построен последний: успешные привычки дальновидных компаний. – New York: Harper Business, 1994. Pp. 19-29.

6. Коллинс, Дж., Поррас Дж. А., 1994. Построен последний: успешные привычки дальновидных компаний. – New York: Harper Business, 1994. Pp. 19-29.

7. Lynne Hambleton, 2007. Сундук с сокровищами методов, инструментов и лучших практик роста Six Sigma: Настольный справочник по инновациям и росту. – Прентис-Холл 2007,. 864 стр.

8. Мадден, Л. Т. Duchon, Д. Мэдден, Т. М., и пахарь, А. Д., 2012. Emergent Organizational capacity for compassion / / Академия управленческого обзора. 2012. № 37 (4). Pp. 689-708.

9. Мэйо, А., 2012. Человеческие ресурсы или человеческий капитал?: Управление людьми как активами. – Gower Publishing, Ltd., 2012. 356 С.

10. Taiichi Ohno, 2007. Управление Рабочими Местами. – Гемба Пресс-2007. 146 с.

11. Третьякова, Л. А., Tselyutina, Т. В., Произведения Трембача И. В., Говоруха, Н. С., 2015. Функциональная представленность институтов гражданского общества в рамках трансформирующей устойчивости регионального развития / / управление международным бизнесом. 2015. Том. 9. № 5. Pp. 963-965.

12. Третьякова, Л. А., Tselyutina, Т. В., Захаров В. М., Говоруха, Н. С., 2015. Особенности развития рынка труда в современных условиях / / управление международным бизнесом. 2015. Том. 9. № 7. Pp. 1609-1611.

13. Третьякова, Л. А., Tselyutina, Т. В. и др., 2015. Функциональная представленность институтов гражданского общества в рамках трансформирующей устойчивости регионального развития / / управление международным бизнесом. 2015. № 9 (5). Pp. 963-965.

14. Фон Крог, Г., Итидзе, К. Нонака И., 2000. Создание знаний. Как раскрыть тайну молчаливого знания и высвободить силу инноваций. – Oxford: Oxford University Press, 2000. 292 с.

15. Уомак, Д. П., Джонс, Д. Т., Роос Д., 1991. Машина, которая изменила мир: история бережливого производства. – HarperCollins, 1991. 323 с.