СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Aннотация
В статье рассмотрены особенности бюджетной политики и бюджетного планирования на примере Белгородской области. Обоснованы теоретические основы бюджетной политики и бюджетного планирования с обобщением научных подходов к определению сущности и взаимосвязи данных понятий, формулировкой собственной позиции к пониманию их содержания и задач. Определена роль бюджетной политики и определено ее место в бюджетном планировании, в том числе на региональном уровне.
Ключевые слова: Бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, доходы бюджета, расхо-ды бюджета, дефицит бюджета, профицит бюджета
Введение
Управление бюджетным планированием приобретает особое значение в современных условиях неопределенности и кризисных тенденций. В связи с тем, что в федеративном государстве важная роль отводится территориям, управление бюджетным планированием должно последовательно проводиться в каждом субъекте Федерации.
Бюджетное прогнозирование служит основой бюджетной политики. Оно позволяет выяснить не только возможности бюджета для решения социально-экономических задач, выявить источники финансового обеспечения, но и зачастую ответить на вопрос соответствия возможного выполнения в полном объеме основных функций государственного сектора экономики. Изменение роли бюджета государства в управлении его развития, оценки социально-экономических угроз обуславливает повышение требований к качеству бюджетных прогнозов, оценки макроэкономических показателей и методологии их составления. Очевидно, что реализация современных требований к бюджетному планированию осложняется наличием долгосрочных рисков (экологических, демографических, социальных, денежно-кредитных, валютных и т.д.) должна увязываться с методологией бюджетного прогнозирования [О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области, 2018].
Основная часть
Бюджетная политика представляет собой совокупность принимаемых мер и решений, осуществляемых законодательной и исполнительной властью, целью которой является определением основных направлений развития бюджетных отношений и разработка путей их использования в интересах государства и общества.
Так как бюджетная политика является составной частью финансовой политики государства, то она выступает некоторым механизмом реализации экономических и социальных задач [Поварова, А.И., 2018].
Разработка бюджетной политики начинается с установления фундаментальных основ бюджета, затем определяются цели и задачи, формулируются конкретные направления использования бюджетных отношений в интересах государства и общества. Все это отражается в бюджетном процессе [Цирихова, А.Х., 2016].
Бюджетный процесс Белгородской области представляет собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и всех участников бюджетных отношений, строго регламентированную законодательством, которая заключается в рассмотрении проектов бюджетов, утверждении и исполнении бюджета области, бюджетов муниципальных образований, контроле за их исполнением, осуществлении бюджетного учета, составлении внешней проверки, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности [Департамент финансов и бюджетной политики, 2019] Таким образом, фактическим воплощением бюджетного процесса за отчетный период становится отчет об исполнении бюджета Белгородской области. Важную роль в управлении бюджетом играет управление расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта) финансами [Соловьева Н.Е., Манина И.М., 2018.].
Участниками бюджетного процесса области являются [Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2018]:
- Губернатор Белгородской области;
- Белгородская областная Дума;
- Правительство Белгородской области;
- Главы муниципальных образований;
- Представительные органы местного самоуправления;
- Контрольно-счетная палата Белгородской области
- Органы исполнительной власти Белгородской области
- Главные распорядители, администраторы,
- Территориальные органы Федерального казначейства
- Получатели бюджетных средств.
Следовательно, результатом проведения бюджетной политики Белгородской области стал бюджет региона и его реализация, структура доходов которого представлена на рисунке 1.
Так консолидированный бюджет Белгородской области на 2018 год можно представить следующим образом.
Согласно прогнозным данным, доходы бюджета области в 2018 году сократятся на 1,0 % и составят 78 208 043 тыс. рублей. Расходы соответственно составят 79 564 289 тыс. рублей – рост на 2,5 %. Таким образом, дефицит консолидированного бюджета в 2018 году составит 1 356 246 тыс. рублей, увеличившись к уровню 2017 года
на 11,7 %.
Стоит отметить, что собственные налоговые доходы региона вырастут на 10,8 %. Всего же собственные доходы региона с учётом налоговых и неналоговых доходов составят 62546 млн. рублей, что на 7,7 % больше результата прошлого года. Остальную сумму составляет федеральная помощь бюджету Белгородской области. В структуре всех доходов наиболее крупными источниками поступлений являются: 25 % – налоги на доходы физических лиц, 40 % – налог на прибыль организаций.
Для сравнения обратим внимание, что прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2019 год утвержден в размере 75 891 млн. рублей, объем расходов составит 78 804,2 млн.руб. Прогнозируемый дефицит бюджета – 2 913,2 млн.руб. Следует отметить увеличение дефицита бюджета.
По итогам трехлетки самым тяжелым для бюджета региона оказался2018 г. в этот период напряженность финансового кризиса спала, но долговые последствия не были преодолены. Доходы бюджета резко упали. Они формируются в основном из налоговых поступлений, но у многих предприятий в этот сложный период наблюдалось снижение платежеспособности или они утратили ее совсем и обанкротились [Шмелева, А.В., Милова Л.Н.,2017].
Приятно отметить, что показатели 2019 года свидетельствуют о выходе Белгородской области из посткризисного состояния, на этот факт влияет современная парадигма экономического развития, которая обновляет характер экономических отношений, переводит научные и производственные процессы на интеграционный путь развития экономики [Ваганова О.В., 2017].
Немаловажным в данной ситуации является закрепление достигнутых результатов и стимулирование дальнейшего оздоровления экономики, а значит и бюджета. За счет роста источников дохода наблюдается рост в абсолютном выражении расходов бюджетных средств по направлениям: образование, мероприятия по реализации социально-экономической политики региона [Соловьева Н.Е., Забнина Г.Г., 2019].
«Доходы бюджета области на 2018-2020 годы определены с учетом прогноза умеренно-оптимистичных показателей социально-экономического развития области, базовых значений налоговых и неналоговых платежей», – заявил Владимир Боровик 17 октября 2018 г. на заседании правительства Белгородской области [О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Белгородской области Закон Белгородской области, 2018].
В предстоящем году собственные поступления бюджета составят 67.9 млрд. рублей со снижением в 1,1 % к 2018 году, а безвозмездная помощь из федерального бюджета планируется в размере 16,6 млрд. рублей. Важным показателем является рост горно-металлургического комплекса.
Отмечается, что дефицит бюджета планируется на уровне 2,8 млрд. рублей и составит 4,6%.
Далее представлена динамика доходной и расходной части, дефицита бюджета на период 2018 – 2020 финансовый год.
По итогом периода 2018-2020 гг. становится понятно, что Белгородская область успешно выходит из посткризисного периода. Для этих целей обозначаются расходы бюджета и направляются на реализацию бюджетной, налоговой, социальной политики региона [Кривова, Т.А., Захарова М.В., Губернаторова Н.Н., 2018].
Заключение
Таким образом, сущность бюджетной политики региона состоит из необходимости разработки фундаментальных основ бюджета и бюджетных отношений, совершенствования законодательной базы для эффективности бюджетного процесса. Проект регионального бюджета разработан адекватно для современного состояния экономики.
Контроль за эффективностью проведения бюджетной политики исполнительными органами власти и разработка ее перспективных направлений, согласно политического курса страны, приведут к становлению сильного и стабильно развивающегося не только региона, но и страны в целом.
Список литературы