16+
DOI: 0.18413/2409-1634-2020-6-3-0-3

Основные проблемы государственной инвестиционной политики России

Aннотация

В статье проанализирована государственная инвестиционная политика России на современном этапе и выявлены основные проблемы её реализации. Все про-блемы государственной инвестиционной политики России разделены на три блока: общегосударственные, отраслевые, региональные. В качестве наиболее значимых вопросов отмечены отток прямых и портфельных инвестиций, наличие отраслевых и региональных диспропорций в инвестировании, а также нега-тивное влияние институциональных факторов


Введение

Рациональная государственная инвестиционная политика способна обеспечить как аккумуляцию, так и распределение финансовых средств для достижения социально-экономических целей, что крайне важно для нашей страны в современных условиях. Это и обусловило актуальность выбранной темы исследования, цель которого – проанализировать государственную инвестиционную политику России на современном этапе и выявить основные проблемы её реализации на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях.

В соответствии с этой целью в статье решены следующие задачи: 

  • определена сущность и содержание государственной инвестиционной политики;
  • выявлены проблемы реализации государственной инвестиционной политики в России на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях.

Методы исследования. При проведении исследования были использованы следующие методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и сравнения, а также статистический метод.

Основная часть

Инвестиции являются экономической категорией, сущность которой сводится к определенным вложениям, которые способны в будущем приносить прибыль – это является их основной функцией (предназначением). С.Я. Поташник в своей работе рассмотрел особенности определения инвестиций различными исследователями. Ряд авторов полагали, что между реальными и финансовыми инвестициями имеются существенные различия. Реальные (прямые) инвестиции предполагают вложения во все виды материальных активов (к примеру, в оборудование, здания, сооружения). Под финансовыми (портфельными) инвестициями они понимали вложения в ценные бумаги (акции и облигации). Указанные виды инвестиций, безусловно, являются взаимодополняющими: на уровне предприятия и организации они могут служить источником дохода для приобретения других инвестиций, а на уровне государства они служат взаимодополняющими элементами функционирования инвестиционного механизма и экономики в целом [Поташник Я. С., 2015].

Государственная инвестиционная политика в Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:

  • формирование целей государственной инвестиционной политики;
  • определение функций государственной инвестиционной политики;
  • утверждение методов, подходов и форм контроля реализации инвестиционной политики, а также инвестиционной деятельности.

Ключевая цель реализации государственной инвестиционной политики в Российской Федерации – это формирование и поддержание предложения на рынке капитала, способного обеспечивать социально-экономические потребности в инвестициях.

На современном этапе государственная инвестиционная политика в Российской Федерации реализуется по ряду направлений:

  1. управление государственными инвестициями в целях реализации социальных функций государства: развитие системы образования, здравоохранения, совершенствование человеческого капитала;
  2. инвестиции, связанные с охраной окружающей природной среды и развития безотходных технологий производства;
  3. создание условий для развития высокотехнологичного производства, инфраструктуры, импортозамещения, а также внедрение достижений научно-технического прогресса;
  4. реализация политики регионального развития и территориального планирования;
  5. привлечение иностранных инвестиций, формирование благоприятного инвестиционного климата;
  6. развитие научно-обоснованного оборонно-промышленного комплекса.

 Столь разветвленные направления государственной инвестиционной политики обуславливают вовлеченность существенного числа органов государственной власти в эту сферу.

В целом, государственная инвестиционная политика в России имеет определенную эффективность, но также есть и слабые её стороны, барьеры, ограничения и конкретные проблемы в её реализации. Показатели инвестиционной деятельности в России существенно ниже, чем в Соединенных Штатах Америки, Японии, Германии [Министерство экономического развития Российской Федерации]. Россия на современном этапе не использует в полной мере свой инвестиционный потенциал, не всегда эффективно привлекает и расходует средства.

Все проблемы можно разделить на три блока: общегосударственные, отраслевые и региональные.

1. Общегосударственные.

1.1 Государственная инвестиционная политика не позволяет полноценно регулировать отток прямых и портфельных инвестиций. Этому способствует нестабильная экономическая ситуация, начиная с 2014 года, а также регулярно происходящие кризисы в мировой экономике, которые не обходят стороной нашу страну, что приводит к «бегству» как инвесторов, так и капитала. 

Использование оффшорным бизнесом методов ухода от уплаты налогов, валютного контроля, а также рост налоговой нагрузки (в частности, НДС вырос до 20%) является следствием несовершенства нормативно-правовой базы. Указанные негативные явления оказывают существенное влияние на уровень конкурентоспособности экономики России.  Обозначим следующие факторы (барьеры), не позволяющие удерживать инвестиции и капитал в стране:

  1. Макроэкономическая нестабильность, которая связана не только в целом c цикличными кризисными проявлениями, но и с усугублением международных отношений с рядом стран, растущий объем санкций по отношению к российским отраслям экономики и конкретным компаниям, что в последствии отражается на стабильности национальной валюты, уровне инфляции и т.д.
  2. Высокий уровень коррупции. По данным Transparency International в 2018 г. Россия заняла 135 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Таким образом, Россия входит в число 50 наиболее коррумпированных государств и является инвестиционно непривлекательной. Размеры коррупции в финансово-бюджетной сфере за анализируемые годы выглядят устрашающе. В 2018 г. общая сумма полученных взяток в России увеличилась в три раза по сравнению с 2017 г. и составила 6,7 млрд. руб. Такое положение дел отпугивает как иностранных, так и отечественных инвесторов [Министерство финансов Российской Федерации].
  3. Высокий уровень налогообложения. Высокий уровень налоговой нагрузки на экономику в долгосрочной перспективе сказывается на снижении налогооблагаемой базы, поскольку бизнес вынужден уходить «в тень», либо попросту перебазироваться в других странах.
  4. Низкое качество инфраструктуры, дефицит высококвалифицированных кадров. 

1.2. Ограниченность финансовых ресурсов. По динамике использования собственных и заемных средств был сделан вывод об ограниченности кредитных ресурсов для инвестирования в экономику России [Федеральная служба государственной статистики]:

  • на протяжении трех десятилетий Российская Федерация испытывала дефицит кредитных ресурсов;
  • негативно влияет высокая ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, которая порождает высокие ставки по кредитам как для юридических, так и физических лиц;
  • ввиду высокой стоимости кредитных ресурсов, а также инфляции, уровень монетизации ВВП является очень низким;
  • сочетание политики дорогих денег и низкого уровня монетизации ВВП является причиной усиления финансово-кредитного голода.

1.3 Влияние институционального фактора: коррупция, бюрократизация, ограничение конкуренции. В целом, это все сводится к появлению так называемых административных барьеров перед бизнесом, которые затрудняют их деятельность и не приводят к эффективному функционированию предпринимательства в нашей стране.

В настоящее время можно выделить следующие административные барьеры [Исакова Г.К., 2016]:

  • процесс регистрации, лицензирования, прекращения деятельности компаний;
  • сложная бюрократическая процедура согласований, прохождения различных очередей и длительные сроки ожиданий;
  • постоянные проверки бизнеса, которые не всегда оправданы. Так, за 2018 год, лишь 10 % из всех проведенных проверок привели к составлению административных материалов, либо привлечению к уголовной ответственности;
  • большие сложности в получении кредита. Малый объем собственного капитала существенно удорожает ставку по кредитам ввиду факторов риска, учитываемых коммерческими банками;
  • трудности в реализации контрактов с государством. В качестве примера, можно привести концессионера в г. Севастополе, который не может получить средства по заключенному с Правительством г. Севастополя концессионному соглашению, и компания, практически, обретает статус банкрота [Дадашев Б.А., Гладких А.А., 2020].

Данные факторы, безусловно, негативно влияют на инвестиционную привлекательность Российской Федерации, которая в связи с низкой инвестиционной активностью образует неблагополучный инвестиционный климат. Государственная инвестиционная политика обязана в будущем уделять внимание этим проблемным вопросам.

2. Отраслевые.

2.1 Низкая привлекательность отдельных отраслей экономики РФ. Проведенный анализ как в целом по отраслевой структуре инвестиций, так и в рамках отдельной группы, свидетельствует, что по инвестициям в основной капитал наиболее привлекательными являются такие отрасли экономики (по данным на 2018 год) как добыча полезных ископаемых – 18,7 %, обрабатывающая промышленность – 18,3 %, транспорт и связь – 19,2 %, операции с недвижимым имуществом – 17,2 %. В свою очередь, низкие показатели прямых инвестиций отмечены в сельском хозяйстве, промышленном строительстве, социальной сфере, гостиничном бизнесе и общественном питании [Федеральная служба государственной статистики].

По портфельным инвестированиям наиболее популярными являются финансовая и страховая деятельности (29 и 12 % соответственно), оптовая и розничная торговля (17 и 78 % соответственно), научная и профессиональная деятельность (15 и 66 %) соответственно. Довольно низкие показатели по анализируемому критерию отмечены в сельском хозяйстве и промышленном строительстве (1,0 и 1,5 % соответственно) [Федеральная служба государственной статистики]. Такая ситуация обуславливается следующими факторами:

  • высокий уровень дотационности отдельных отраслей экономики;
  • наличие монополий;
  • административные ограничения.

2.2 Отраслевой дисбаланс финансирования, не отвечающий потребностям отраслей экономики России. Бюджетные инвестиции в России, в структуре инвестиций в основной капитал, составляют порядка 16-18 %, и имеют особую значимость, так как  формируют условия для осуществления основной инвестиционной деятельности по стране. Это обуславливает необходимость обеспечения их максимального эффективного использования.

Финансирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой (далее ФАИП). Программа определяет объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемых на реализацию федеральных целевых программ (далее ФПЦ), а также на решение отдельных значимых социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы на основании предложений, одобренных Президентом РФ либо Правительством РФ.

Наибольший объем расходов в структуре финансирования ФАИП, около 50 %, составляют отрасли производственного комплекса. Дорожное строительство занимает порядка 60 % от совокупного объема финансирования производственного комплекса. Социальная сфера занимает около 25 % совокупного объема всех расходов ФАИП, что является свидетельством недостаточной социально-ориентированной направленности данной программы [Федеральная адресная инвестиционная программа].

3. Региональные.

3.1. Территориальные диспропорции регионов по объему инвестиций и, как следствие, неравномерное развитие региональных экономик связано с рядом конкретных факторов: особенности бюджетных инвестиций, а также плохого использования всего инструментария осуществления инвестиционной политики на региональном уровне, предусмотренного федеральными органами власти.

 Наиболее популярными являются меры, связанные с льготным налогообложеним, а также с созданием и использованием залогового фонда. Меньше всего в регионах используют такие инструменты, как субсидирование лизинговых платежей, регулирование тарифов, а также предоставление концессий, бюджетных кредитов и организация специальных экономических территорий.

 Проекты, связанные с развитием инвестиционной инфраструктуры, также являются актуальными для регионов. Так, в 29 регионах созданы региональные инвестиционные фонды, а также активно вовлекаются в инвестиционный процесс приостановленные и заброшенные площадки. В отдельных регионах реализуются межмуниципальные проекты по созданию и развитию инвестиционной инфраструктуры, а также в 21 регионе РФ функционируют инвестиционные площадки, но для нашей страны этого мало.

Практически во всех регионах России созданы инвестиционные порталы. В 80 % субъектов РФ приняты нормативно-правовые документы, связанные с инвестиционной деятельностью и государственно-частным партнерством. В то же время, менее, чем в половине регионов предусмотрена экспертиза инвестиционного проекта [Сивакова С.Ю., 2015].

3.2. Зависимость регионов от бюджетных средств, которые распределяются не всегда равномерно. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что бюджетные инвестиции в общем объеме инвестиций в России составляют около 20 %, среди них – федеральный бюджет порядка 12%, региональный – более 7 % и остальное приходится на муниципальное финансирование [Федеральная адресная инвестиционная программа].

Ввиду наличия территориальных диспропорций по инвестиционному развитию, актуально внедрение модели, которая обеспечивала бы финансирование именно нуждающихся регионов для роста инвестиционной активности. Бюджетные инвестиции – это, как правило финансирование инфраструктурных и иных дорогостоящих объектов, которые не всегда под силу инвесторам, но которые создают мультипликационный эффект для экономического развития территории.

3.3. В дополнение к указанным проблемам, мы также должны обратить внимание на неравномерность распределения бюджетных средств в рамках бюджетного финансирования РФ.

В структуре финансирования ФАИП по федеральным округам почти 70 % совокупного объема бюджетных средств приходится на долю Южного, Центрального и Северо-Западного федеральных округов [Федеральная адресная инвестиционная программа].

 

Заключение

Инвестиции – высвобождение средств хозяйствующих субъектов или государства, которые перераспределяются во вложения в целях получения прибыли. Основная цель государственной инвестиционной политики России – это формирование и поддержание предложения капитала для экономики, способной обеспечить социально-экономическое развитие страны. В настоящее время в государственно-инвестиционной политике России имеются проблемы, которые можно разделить по уровням: общегосударственный, отраслевой и региональный. На общегосударственном уровне негативное влияние оказывают такие факторы, как макроэкономическая нестабильность, высокий уровень налогообложения, низкое качество инфраструктуры и административные (институциональные) барьеры. На отраслевом уровне – низкая инвестиционная привлекательность таких отраслей экономики России как сельское хозяйство, промышленное строительство и социальная сфера; это обуславливается следующими факторами:

  • высокий уровень дотационности отдельных отраслей;
  • наличие монополий;
  • административные ограничения.

         На региональном уровне отмечены диспропорции в объёме государственных инвестиций в экономику отдельных регионов, и, как следствие, неравномерное их развитие. Это связано с особенностями государственной инвестиционной политики, а также с недостаточным использованием инструментария, определённого федеральными органами власти.

Список литературы

  1. Дадашев Б.А., Гладких А.А., 2020. Государственная политика по привлечению инвестиций в город Севастополь // организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях. — Симферополь: Симферополь, 2020: 78–80.
  2. Исакова Г.К., 2016. Региональные особенности реализации инвестиционных проектов. // Международный научный журнал ВАК «Экономика и предпринимательство». – 2016. – № 11 (ч 2): 296-305.
  1. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://www.minfin.ru/ru/ (Accessed 3 August 2020).
  1. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://www.economy.gov.ru/
  2. Поташник Я.С., 2014.  Сущность и классификация инвестиций // Вестник Мининского университета. – 2014. – №1 (5).
  3. Сивакова С.Ю., 2015. Государственно-частное партнерство как форма реализации инвестиционной деятельности в регионе // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – №2: 1-13.
  4.  Федеральная адресная инвестиционная программа [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/(Accessed 3 August 2020).
  5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://www.gks.ru/ /(Accessed 3 August 2020).