16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2021-7-1-0-7

Проблемы формирования и функционирования
организационно-экономического механизма обеспечения
экономической безопасности региона

Aннотация

В статье рассмотрены подходы к повышению эффективности системы регионального управления в направлении повышения уровня экономической безопасности. Разработан теоретический концепт экономической безопасности региона в виде понятийного и содержательного описания. Проанализированы различные точки зрения на понятия «регион», «экономическая безопасность», «организационно-экономический механизм».

В ходе исследования выявлены специфические особенности системы обеспечения экономической безопасности региона, определена ее цель. Проанализированы управленческие инструменты обеспечения экономической безопасности региона, дана оценка актуальности их применения для конкретного региона.

Раскрыто содержание информационно-аналитического блока организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности региона, что позволило обосновать направления развития отдельных элементов системы регионального управления. Эффективный механизм функционирования любой системы выступает как основа ее стабильности.

Информационно-аналитический блок организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона должен одновременно соответствовать требованиям экономических законов и учитывать территориальные особенности; быть движущей силой экономического развития в регионе и регулятором хозяйствующих процессов с целью повышения эффективности регионального управления.


Введение

Рыночные трансформации экономики последних десятилетий не привели к созданию устойчивой, эффективно управляемой социально-экономической системы региона.  Современная общественно-политическая и экономическая ситуация Луганской Народной Республике (ЛНР) свидетельствует о необходимости совершенствования системы управления во всех сферах хозяйствования, особенно на территориальном уровне. Отсутствует эффективная научно обоснованная стратегия регионального развития, конфликт между устаревшими подходами и методами работы, и новыми задачами в системе управления.

Механизмы обеспечения региональной экономической безопасности не предусмотрены ни в одной из современных отечественных региональных стратегий или программ социально-экономи­ческого развития. Эффективный механизм функционирования любой системы выступает как базис ее стабильности.

Актуальной является разработка действенных механизмов, обеспечивающих решение экономических проблем и экономическую безопасность региона.

Вопросам совершенствования системы управления и повышения уровня экономической безопасности региона посвящены работы: Б. Бузан, Д.Н. Дударева, О.В. Дударевой, У. Изарда, А.Н. Коноплева, Ю.Г. Наумова, В.К. Сегчагова, А.И. Татаркина, М.В. Федорова В.А. Черешнева, В.Л. Шульца и др.

При наличии значительного объема исследований по данной проблематике, возникает потребность в научном обосновании перспективных векторов развития региональной система управления экономикой и обеспечения экономической безопасности на основе учета новых факторов.

В основе процесса повышения уровня экономической безопасности региона лежит необходимость обеспечения устойчивости региональной системы и благосостояния населения. Организационно-экономический механизм (ОЭМ) обеспечения экономической безопасности позволяет сформировать более эффективную экономическую систему региона, способную противостоять внешним и внутренним угрозам.

Целью статьи – на основе обобщения теоретического материала по изучаемой проблематике обозначить эффективные подходы к обеспечению экономической безопасности современного региона.

Основная часть

Анализ состояния и развития экономики ЛНР на современном этапе свидетельствует о наличии ряда проблем, которые в системе экономической безопасности выступают как угрозы: недостаточная эффективность межотраслевой увязки расположенных на территории региона предприятий; нестабильные производственная, инвестиционная и научно-техническая деятельности; слабая межведомственная координация; исторически сложившиеся институциональные, социальные и природно-экологические проблемы. Ключевой проблемой являются неэффективное функционирование регионального организационно-экономического механизма.

Кардинальное решение этих взаимосвязанных проблем, вызывающих затягивание трансформационного периода предполагает реализацию различных мероприятий по совершенствованию экономической системы региона.

Необходимо уточнить понятие «регион». Известный американский ученый У. Изард отмечал: «…по мере углубления в чисто пространственное теоретизирование, регион как дефиниция исчезает вообще и появляется лишь в связи с конкретизацией задачи. Иначе говоря, «иерархию» регионов определяет только научная проблема… Регион детерминирован тем вопросом, изучением которого мы занимаемся» [Изард У., 1966].

В данном исследовании будем определять регион как экономическое пространство, целостную систему, обладающую и признаками относительно обособленного территориального образования, и признаками субъекта экономической деятельности (отношений), и признаками социальной общности людей, живущих на определенной территории, что позволит учесть наибольшее количество факторов развития.

Территориальное развитие, то есть развитие конкретной части пространства в течение определенного промежутка времени представляет собой сложный процесс взаимодействия пространства и общества [Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста. Т.1, 2012].

Рассмотрение региона как экономическое пространство позволяет выдвинуть на первый план обеспечение эффективности хозяйственного механизма и системы управления территории.

Развитие, как известно – один из главных компонентов экономической безопасности. Только развивающаяся экономика позволяет сформировать ресурсный потенциал, достаточный для противостояния различным угрозам устойчивости системы. Развитие принято понимать, как закономерные изменения, процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния в новое, более совершенное – «от простого к сложному; от низшего к высшему», как изменения, которые закономерны, необратимы и направленны от «старого» к «новому» [Кастельес М.И.,2000].

Общепринято, что развитие экономических систем возможно при условии разрешения противоречий между существующими во времени и пространстве экономическими интересами и степенью их практического воплощения с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды, а результатом является экономически безлопастное устойчивое развитие.

Процесс развития производственной системы – это упорядоченная во времени и пространстве совокупность производственных, инновационных и инвестиционных процессов проектного характера, целью которых является изменение структуры или процессов производственной системы, которые направлены на повышение эффективности ее функционирования [Дударев Д.Н., 2008].

Комплексное развитие территории возможно, когда сохраняется эффективная пропорциональность между природными ресурсами и добывающим отраслями, между всеми отраслями производства, между занятостью населения и спросом на рабочую силу; когда удовлетворяется потребность хозяйственных субъектов и спрос населения на товары и услуги; когда повышается уровень качества жизни населения; выравнивается уровень развития более мелких территорий; достигается социально-экономическая однородность населения; полностью используются производственный, технологический и научный потенциал.

Таким образом, комплексное развитие региона это – социально-экономический прогресс на территории, который предполагает комбинирование и кооперирование на определенной территории различных производств с целью рационального использования ресурсного потенциала, региональной инфраструктуры с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения.

Комплексное решение проблемы обеспечения устойчивого развития производственной системы региона, на основе собственного научно-технический потенциала позволит целенаправленно повысить долю инновационной продукции и соответственно уровень инвестиционной привлекательности производства. Любое смещение с данного вектора развития неизменно приводит к самым серьезным негативным последствиям. Самым значимым из них является снижение уровня экономической безопасности и запредельно низкий уровень качества жизни населения.

Справедливым является утверждение, что экономическая безопасность – это взаимосвязанные компоненты единой структуры: экономическая независимость, стабильность и устойчивость экономики, способность субъектов к саморазвитию [Актуальные проблемы комплексного обеспечения …., 2016].

Американский исследователь Б.Г. Бузан под термином «экономическая безопасность» определял такое состояние экономики, при котором обеспечивается экономическое благополучие субъектов, принимающих участие в общественных отношениях. Он полагал, что стабильность эндогенного рынка зависит от экзогенных факторов, но их отрицательное воздействие нивелируется резервами хозяйствующих субъектов, которые позволяют сохранить его стабильное состояние. Бузан отмечал, что базисом экономической безопасности выступает сохранение стабильности экономики путем имплементации эндогенных ресурсов экономики. В условиях рыночной экономики усиление одних хозяйствующих субъектов может идти за счет других. Существует возможность ослабления или утраты безопасности любого из них [Buzan B., 1991]. На наш взгляд, такие характеристики вполне соответствуют и такому хозяйствующему субъекту как регион.

Под экономической безопасностью также понимают комплекс мер, направленных на устойчивое развитие и совершенствование экономики, что обеспечивает социально-политическую стабильность и самостоятельность, а также противодействие внешним и внутренним угрозам [Наумов Ю.Г., 2015]. 

Цель системы экономической безопасности региона – достижение и сохранения такого состояния экономической безопасности регионе, при котором регион противодействует внутренним и внешним угрозам, может устойчиво функционировать и прогрессивно развиваться. Из главной цели системы вытекают функциональные цели экономической безопасности региона: финансовая; интеллектуальная и кадровая; технико-технологическая; политико-правовая; информационная; экологическая [Коноплева А.Н., 2016].

Обеспечение экономической безопасности рассматривают как деятельность, направленную на защиту интересов в сфере экономики через регулятивную, контрольную и правоохранительную функции. Достижение соответствующего уровня региональной экономической безопасности в условиях экономических преобразований требует создания условий для максимальной реализации и защиты социально-экономические интересов субъектов хозяйствования на территории.

Обеспечивает экономическую безопасность региона совокупность институциональных и организационных структур с помощью комплекса форм и методов для ослабления и устранения внутренних и внешних угроз устойчивого развития экономики. 

Основными проблемами ЛНР в сфере экономической безопасности являются:

‒ отсутствие региональной концепции экономической безопасности;

‒ недостаточное отражение в законодательной базе вопросов экономической безопасности;

‒ отсутствие региональных стратегий, программы и других нормативных документов, регламентирующих систему экономической безопасности региона.

Обеспечение экономической безопасности региона существенно усложняется отсутствием регламентации ее параметров. Показателями экономической безопасности региона или эффективности его организационно-экономического механизма можно разделить на:

макроэкономические: валовой региональный продукт, темпы экономического роста, уровень инфляции, индексы цен, показатели интеграции экономики;

базовые: отраслевая структура, динамика производительности труда, конъюнктура рынка, уровень налогов, структура доходов населения, показатели инвестиционной активности, уровень и качество жизни населения и др.

Реализация концепции безопасного и устойчивого развития региона предусматривает для всех сфер реального сектора: систему государственной поддержки стратегически ориентированных отраслей; разнообразные формы и источники непрямого стимулирования; стимулирование инновационно-инвестиционного потенциала.

Еще в 1998 году ученые под руководством профессора В.К. Сенчагова пришли к выводу, что обеспечение экономической безопасности требует создания специальных механизмов: экономических, правовых и организационных, что должно стать одной из функций управления субъекта хозяйствования [Экономическая безопасность…, 1998].

Формирование эффективных механизмов управления регионом и обеспечение экономической безопасности являются одними из приоритетных задач в современных условиях продолжающегося экономического кризиса. Их решение позволит смягчить влияние внешних и внутренних угроз развития хозяйственного комплекса региона.

Считаем, что по отношению к региону, экономическую безопасность целесообразнее рассматривать как состояние и эффективность его организационно-экономического механизма (ОЭМ), при котором достигается: динамичное развитие региональной экономики и системы управления; обеспечивается экономическая независимость; достаточный уровень ресурсного обеспечения; существует способность противостоять и противодействовать дестабилизирующим факторам; возможна защита экономических и социальных интересов территории и постоянно повышается качество жизни населения.

Современный организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона характеризуется сложной структурой и взаимодействием подсистем и составляющих, направленных на выявление и предупреждение угроз устойчивому развитию территории, а также повышение уровня жизни населения [Кислая Т.Н., 2017].

Сегодня ОЭМ обеспечения экономической безопасности в ЛНР должен формироваться в режиме повышенной активности. Использование этого режима обусловлено высокой степенью риска, кризисных ситуаций в экономике региона.

Целесообразно на первом этапе совершенствовать отдельные элементы фактически действующего регионального ОЭМ и в дальнейшем достигать полноценного и эффективного его функционирования с целью обеспечения экономической безопасности региона.

Важно, в первую очередь, адекватно сформировать перечень экономических интересов и расставить приоритеты в сфере развития региона в особых условиях внешнего окружения. Далее необходимо определить элементы и организационную структуру системы обеспечения экономической безопасности.

Для развития региона и обеспечения его экономической безопасности нужен эффективный контроль со стороны регионального управления экономикой в пределах пороговых значений показателей экономической безопасности с учетом количественных и качественных критериев, принятых на данный период.

Постоянный мониторинг уровня экономической безопасности позволяет разрабатывать действенные меры по повышению эффективности организационно-экономический механизм региона, гарантируя стабильное развитие экономики и высокий уровень качества жизни населения за счет своевременных мероприятий по защите региональных интересов в сфере экономики.

Вышеперечисленные направления деятельности являются содержанием информационно-аналитического блока ОЭМ обеспечения экономической безопасности региона (рисунок).

Основными элементами данного блока являются: сбор информации; анализ и контроль достижения целей развития региона и уровня его экономической безопасности; оценка социально-экономического состояния и уровня экономической безопасности региона, на основе которой определяются приоритеты и задачи развития на перспективу, ориентировочные объемы финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей, а также соответствующая корректировка стратегии развития территории.

Функцию контроля выполняют субъекты обеспечения экономической безопасности на региональном уровне (региональное управление экономикой), дополнительный контроль за деятельностью органов государственной власти могут осуществлять гражданские институты осуществляя общественную экспертизу нормативно-правовых актов и документов по вопросам экономической безопасности и оценку результатов деятельности органов государственной власти в сфере экономической безопасности.

На уровень экономической безопасности влияет не только экономические факторы, но и способность соответствующих государственных институтов регулировать социально-экономические процессы территории. Эффективный ОЭМ должен одновременно быть движущей силой развития экономики в регионе и регулятором хозяйственных процессов с целью структурной перестройки и соответствия требованиям экономических законов с учетом территориальных особенностей, а также способствовать повышению уровня экономической безопасности.

 

Заключение

Исследование проблем формирования и развития организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности региона позволили сделать следующие выводы:

Низкий уровень реализации экономических интересов свидетельствует о неэффективности организационно-экономического механизма субъекта хозяйствования, в том числе, региона.

Создание соответствующего эффективного организационно-экономического механизма как действенного управленческие инструмента способно обеспечивать социально-экономическое развитие территории, мобилизовать неиспользуемые ресурсы в перспективных направлениях.   

Критерием развития социально-экономической системы региона и уровня его экономической безопасности могут выступать экономическая и социальная эффективность функционирования регионального ОЭМ, а основным показателем – уровень качества жизни населения.

Исследование методических подходов к формированию эффективного информационно-аналитического блока ОЭМ обеспечения экономической безопасности региона в контексте сложившихся условий позволит выработать соответствующие теоретико-методологические положения и практические рекомендации совершенствования системы регионального управления и развития экономических отношений в целом.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы комплексного обеспечения экономической безопасности в современной России, 2016.: сб. науч. ст. / Под ред. чл.-кор. РАН В.Л. Шульца. – Москва : ЦИПБ РАН; РУДН, 2016: 205.
  2. Дударев Д.Н., 2008. Организационно-экономический механизм развития производственных систем: монография / Д.Н. Дударев, О.В. Дударева – Воронеж: Научная книга, 2008: 199.
  3. Изард У., 1966. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: сокр. пер. с англ У. Изард. – Москва : Прогресс, 1966: 659.
  4. Кастельес М.И.,2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура  / М.И. Кастельес; [пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана]. – Москва : ГУ ВШЭ, 2000: 608.
  5. Кислая Т.Н., 2017. Особенности развития региональной системы управления экономикой Луганской народной республики / Т.Н. Кислая // Научные ведомости Бел ГУ. Экономика Информатика. – Белгород: НИУ «Бел ГУ», 2017. – №2(251). Вып. 41: 15-19.
  6. Коноплева А.Н., 2016. Управление безопасностью и безопасностью бизнеса / А.Н. Коноплева, И.А. Богданов – М.: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016: 448.
  7. Наумов Ю.Г., 2015. Методика оценки угроз экономической безопасности региона (субъекта Российской Федерации): метод. материалы. – Москва : Академия управления МВД России, 2015: 72.
  8. Экономическая безопасность: производство – финансы – банки, 1998. / В.К. Сегчагова. – М: Финстатинформ, 1998: 621.
  9. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста. Т.1, 2012. / В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012: 1312.
  10. Buzan B., (1991). New Patterns of Global Security in the Twenty-First Century [Electronic resource] / B. Busan // International Affairs. – 1991. – Vol. 67, No. 3. – Access mode: http://euroakadeemia.ee/materjalid/Buzan% 20%20New%.