16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2021-7-2-0-6

Оценка эффективности использования средств регионального бюджета Белгородской области 

Aннотация

Эффективное развитие региона является основополагающей задачей местных органов власти. На современном этапе существует множество подходов для ее осуществления, одним из которых является грамотная оценка использования бюджета. С ее помощью определяются принципы результативности использования бюджетных средств, выстраиваются различные механизмы контроля и управления. В работе рассмотрены основы бюджета Белгородской области и сделан вывод о возрастании обязательств по расходам. Доказано, что применение бюджетной политики оказывает колоссальное влияние на качество осуществления стратегических целей региона, а также способствует грамотному регулированию социальных процессов, и гармоничному соотношению доходной и расходной частей бюджета.


 

 

Введение

Бюджетная политика региона представляет собой комплекс мероприятий в сфере организации бюджетных отношений, социально- экономическая сущность которой состоит в выборе стратегии регулирования социальных процессов, а также управления налоговыми и бюджетными отношениями, региональными финансами [Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998]. Результатом этого становится обеспечение области денежными средствами для ее четкого функционирования и осуществления поставленных задач. Бюджетная политика региона является центром экономической политики в целом и отражает взаимоотношения различных общественных институтов и населения в сфере финансов.

Бюджетный процесс Белгородской области включает в себя деятельность органов государственной власти, которая заключается в рассмотрении проектов бюджетов, утверждении и исполнении бюджета области, бюджетов муниципальных образований, контроле за их исполнением, ведении бюджетного учета, подготовке внешнего аудита, проверки и утверждении бюджетной отчетности [Забнина Г.Г., Сорокин И.И., 2019]. Основными задачами органов государственной власти региона на ближайшую перспективу являются сохранение социальной стабильности, стимулирование инвестиционной деятельности и повышения спроса на инновации в экономике. Эти меры должны способствовать увеличению налогового потенциала и формированию стабильной доходной базы бюджета области.

Основная часть

Основные направления бюджетной и налоговой политики на долгосрочную перспективу сохраняют преемственность реализуемых мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического роста, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, финансовое обеспечение реализации приоритетных для региона задач, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности. Их базовым принципом является обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета, решение текущих и перспективных задач наиболее эффективным способом [О мерах по реализации закона Белгородской области от 13 декабря 2019 года № 431].

Региональный бюджет – один из основных инструментов, оказывающих влияние государственных органов власти на социально-экономические процессы в регионе. Его действие отражается и в самом процессе формирования бюджета, и в процессе дальнейшего использования для реализации различных социально-экономических расходов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации дается следующее определение расходов бюджета: «Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета» [Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998].

Министерством финансов Российской Федерации была разработана методология, позволяющая рассмотреть результаты, полученные субъектами Российской Федерации в части улучшения эффективности расходов бюджета. Она включает следующие показатели: ОС1 и ОС2, которые позволяют детально оценить эффективность региональных фондов [Об утверждении методики проведения оценки результатов]:

1) ОС1 – отношение дефицита бюджета к доходам без учета объема безвозмездных поступлений;

2) ОС2 – отношение государственного долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

Для оценки эффективности использования средств регионального бюджета Белгородской области, рассмотрим динамику областного бюджета.

Так, для Белгородской области общий прогноз доходов на 2020 год составляет 97,5 млрд. рублей. Расходы же прогнозируются в объеме 103,9 млрд. рублей.

Предполагается, что собственные доходы областного бюджета в 2020 году достигнут 80,7 млрд рублей, 16,8 млрд рублей регион получит в качестве безвозмездных поступлений из федерального центра.

Проанализировав данные таблиц 1 и 2, можно сделать вывод, что общие обязательства по расходам растут довольно высокими темпами. Показатель ОС1 отражает долю бюджетного дефицита в чистых доходах и говорит о положительной тенденции, результат которой будет достигнут к 2022 году, показатель которого снизится на 62,1% по сравнению с 2018 годом.

Аналогичная ситуация наблюдается для ОС2, характеризующего степень покрытия государственного долга доходами бюджета. Данный показатель снижается из года в год, начиная 39,5 % в 2018 году, заканчивая 29,7 % в 2022 г., что отражает положительную тенденцию.

Так, разработка бюджетной политики Белгородской области начинается с установления фундаментальных основ бюджета. Первоочередно формулируются конкретные направления использования бюджета в интересах общества и Правительства, в которых расходно-доходные статьи занимают главенствующую роль в управлении бюджетом [Белгородская областная Дума, 2021].

Доходная устойчивость региональной экономики зависит от многих факторов и в то же время лежит в основе бюджетирования. Одним из основополагающих факторов, влияющих на увеличение региональных доходов, является бизнес, который платит большую часть налогов в бюджет. [Тамов Р.М., Ваганова О.В., 2020]. Он создает рабочие места, способствуя увеличению налоговых поступлений по налогу на прибыль, также большой объем приходится на налог на имущество, акцизы и т. д. Таким образом, главными источниками региональной казны на 2020-2022 года остаются налог на прибыль организаций, его доля составит 45% (36,3 млрд рублей), налог на доходы физических лиц (22% или 17,9 млрд рублей), налог на имущество (10% или 8 млрд. рублей) и акцизы (10% или 7,9 млрд рублей) [РБК, 2021].

На территории Белгородской области реализуется комплекс мер, направленный на развитие инвестиционного потенциала региона и инновационной экономики [Ваганова О.В., 2017]. Сегодня большое внимание отводится обеспечению территории новыми строительными объектами, поддержке малых инвестиционных предприятий, содействию развития инноваций. Политика региона направлена на устранение бюрократических препятствий для получения кредитов и субсидий, а, следовательно, дают экономическую стабильность и финансовую устойчивость области [Соловьева Н.Е., Забнина Г.Г., Ботнарь С.А., Лютых М.П., Ломова М.Э., 2019]. Не остается в стороне вопрос роста заработной платы и реализации мероприятий, направленных на содействие занятости населения области. В области активно реализуются программы социальной поддержки населению, обеспечения социально-политической стабильности [Глаголев С. Н., Ваганова О. В., 2013].

Отдельной статьей расходов бюджета выделены расходы на реализацию 9 национальных проектов. Наибольшую часть расходов придется на поддержку демографии, здравоохранения, образования и улучшение городской среды.

В национальный проект «Демография» входят следующие направления:

- Материальная поддержка семей при рождении детей; 

-Стимулирование рождаемости первенцев в молодых семьях (включает единовременные выплаты студенческим семьям в размере 100 тыс. руб., компенсация на продукты детского питания, выделение денежных средств на улучшение условий жилья)

- Создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет для возможности выхода на работу матерей; 

- Поддержка граждан старшего поколения, включающая повышение качества жизни;

- Пропаганда здорового образа жизни, включая создание условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта.

В результате ее реализации планируется добиться следующих показателей, приведенных в таблице 3.

Согласно данным таблицы, в 2022 году по сравнению с 2019 ожидается увеличение продолжительности жизни на 1,5 года. Суммарный коэффициент рождаемости составит 1,626, что больше со сравниваем периодом на 0,048. Кроме того, ожидается снижение коэффициента смертности на 0,3.

Национальный проект «Здравоохранение»» предполагает снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей) на территории страны. Что касается Белгородской области в целом, мероприятия в рамках данного проекта будут направлены на повышение доступности и качества первичной медицинской помощи всем гражданам Белгородской области, борьбу с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, развитие детского здравоохранения, устранение кадрового дефицита медицинских работников. В связи с существующей проблемой перегруженности врачей на скорой помощи планируется включить неотложные бригады семейных врачей. В 2020 году расширится список категорий граждан, имеющих право на льготное получение лекарственных средств. На это будет выделено в 2020 году 15139112,9 тыс. рублей [Об утверждении государственной программы Белгородской области].

 В рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» был разработан национальных проект «Образование». Приоритетными направлениями в этой сфере стали действия по созданию современной образовательной среды для обучающихся, развитие дополнительного образования, мобилизация ресурсов социальных институтов в воспитании подрастающего поколения с учетом региональных особенностей. В этой связи была разработана структура проекта, в которую вошли такие программы как «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего» и т.д., которые активно реализуются на территории белгородской области и приносят свои плоды.

Касаемо реализации программы «Формирование современной городской среды на территории Белгородской области», будет реализовано не менее 216 мероприятий по благоустройству общественных территорий, увеличено количество доли городов с благоприятной средой до 60 процентов. Объем финансирования в период с 2020 по 2022 года составит 236360,8 тыс. руб.

Заключение

Анализируя вышесказанное можно констатировать тот факт, что реализация бюджетной политики позволит:

- обеспечить сбалансированность и долгосрочную стабильность региональной бюджетной системы;

- совершенствование межбюджетных отношений в сотрудничестве с местными органами власти;

- сформировать областной бюджет на основе государственных программ как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;

- перейти к программной структуре расходов бюджетов;

- повысить эффективность предоставления государственных услуг и закупок;

-повысить открытость и прозрачность управления государственными финансами области.

Анализ оценки эффективности использования бюджетных средств показывает, что в период 2018-2022 гг. степень покрытия государственного долга будет иметь положительную тенденцию, кроме того, ожидается снижение обязательств по расходам. Результаты социально-экономического развития области свидетельствуют о том, что бюджетная политика Белгородской области соответствуют стратегическим целям региона и в целом является эффективной. Это обусловлено грамотным построением регулирования социальных процессов, управления налоговыми и бюджетными отношениями, соотношением доходной и расходной частей бюджета, а также реализации национальных проектов.

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф». (дата обращения: 31.04.2021).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф».
  3. Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов РФ от 26.07.2013 г. № 75-н (с изм. и доп.)// Консультант Плюс: справочная правовая система. Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф». (дата обращения: 31.04.2021).
  4. Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие здравоохранения Белгородской области": Постановление (с изменениями на 16 декабря 2019 года) от 16 декабря 2013 года № 524-пп [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф». (дата обращения: 31.04.2021).
  5. О мерах по реализации закона Белгородской области от 13 декабря 2019 года № 431 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»: Постановлениеот 10 февраля 2020 года № 52-пп [Электронный ресурс]: // Консультант Плюс: справочная правовая система. Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Версия Проф». (дата обращения: 31.04.2021).
  6. Белгородская областная Дума, 2021. [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. – Режим доступа: https://www.belduma.ru/news/detail.php?ID=38949. (дата обращения: 31.04.2021).
  7. Ваганова О.В., 2017. Методологические аспекты формирования механизмов интеграционного взаимодействия субъектов в региональных инновационных системах: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Ваганова О.В.; [Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет], 2017.
  8. Глаголев С. Н., Ваганова О. В., 2013. Специфические детерминанты структурирования экономики с учетом фактора интеграции. Всемирный журнал Прикладных Наук. 2013. 24 (10): 1322-1329.
  9. Забнина Г.Г., Сорокин И.И., 2019. Сущность бюджетной политики региона / Научный результат. Экономические исследования. – Т.5, №2, 2019.
  10. Камысовская, С. В. Анализ региональных бюджетов РФ [Текст]: учеб.пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова, Н.Н. Попова. – М.: Форум, 2019: 288.
  11. Климентьева Н.М., 2019. Управление ликвидностью бюджетных средств, для наращивания финансового потенциала регионов России [Текст] /Н.М. Климентьева,
    В.Е. Ульянкин // Финансовая экономика. – М.: Некоммерческий фонд содействия развитию экономической науки и образования «Экономика», 2019: 253-255.
  12. Соловьева Н.Е., Забнина Г.Г., 2019. Бюджетно-налоговая политика [Текст]: учебное пособие/ Н.Е. Соловьева, Г.Г. Забнина. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2019: 76.
  13. Соловьева Н.Е., Забнина Г.Г., Ботнарь С.А., Лютых М.П., Ломова М.Э., 2019. Сравнительный анализ налогового потенциала Белгородской и Курской областей и уровня обеспеченности региональных бюджетов финансовыми ресурсами // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 310-313.
  14. РБК, 2021. [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. – Режим доступа: https://chr.plus.rbc.ru/partners/5ddbd51c7a8aa993cc4b183a. (дата обращения: 31.04.2021).
  15. Тамов Р.М., Ваганова О.В., 2020. Организационно-экономический механизм реализации стратегии развития региона // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 3 (63). С. 17.