Роль и место государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» в программном бюджетировании региона
Aннотация
Одним из главных вопросов развития государства является эффективное использование государственных финансовых ресурсов, поэтому необходимость формирования условий для обеспечения эффективности функционирования государственных финансов является крайне важной и актуальной темой. Создание и развитие эффективной системы возможно осуществить при помощи новых технологий, которые внедряются в нашу жизнь. Речь идет о новых цифровых технологиях. В статье рассматривается вопрос о роли и значении реализации проекта по внедрению системы государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами (ГИИС) «Электронный бюджет». Проводится анализ внедрения концепции «Электронный бюджет» РФ, где выделены положительные и отрицательные моменты его внедрения.
Ключевые слова: бюджет, электронный бюджет, бюджетная система, бюджетная политика государства, финансы
Введение
В современных условиях развития информационных технологий, реформирование бюджетной системы невозможно без внедрения современных технических и программных средств. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»», было принято решение о развитии единой интеграционной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ГИИС «Электронный бюджет») [Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления, 2021]. Внедрение этой системы переместило на качественно новый уровень управление государственными финансами и позволило создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективного и результативного использования бюджетных средств.
Бюджетная политика на данном этапе развития российского государства является основным инструментом для оптимизации использования ресурсного потенциала страны. Принцип открытости, который обеспечивается с помощью государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», наглядно отражает уровень эффективности реализации бюджетной политики региона. ГИИС «Электронный бюджет» позволяет обнародовать плановые и фактические результаты работы государственного сектора в сфере управления общественными финансами, размещать информацию об активах и обязательствах публично-правовых образований и своевременно отражать в электронном виде все совершаемые финансово-хозяйственные операции.
Основная часть
Экономический прогресс любого субъекта в своей основе предполагает получение наибольшего дохода при использовании наименьшего количества ресурсов. Экономике Российской Федерации необходимо устойчивое развитие, а также увеличение эффективности от затрачиваемых средств. Применяемая затратная концепция бюджетного планирования являлась низкоэффективной в разрезе осуществления низкого уровня контроля и управления средств бюджета. Эти и другие факторы послужили необходимостью для интеграции программного бюджетирования [Ваганова О., Коншина Л., Полевой И., Палашенков Б., Муненге С., 2020ё].
Если рассмотреть терминологию, то программное бюджетирование – это взаимодействие расходов, планируемых вышестоящим бюджетом с конечными результатами, а также влиянием, которое данные результаты способны оказать на экономический субъект, прежде всего, социально-экономическое.
Основным отличием программной системы финансирования экономических субъектов от затратной является тот факт, что бюджетные средства выделяются под конкретные социально-экономические задачи, государственные программы, необходимые к выполнению за определенный срок. Также, важнейшим преимуществом программной системы является прозрачность в осуществлении контроля за проделанной работой и затраченными на нее ресурсами, включая не только финансовые, но также и материальные ресурсы. При использовании программно-целевого подхода, государство отталкивается не от норм затрат, а от результата, то есть именно конечный результат является своеобразной «отправной точкой» при распределении государственных финансов. Также, основными преимуществами программного бюджетирования можно назвать следующие его особенности:
- Разработка направлений на выделение бюджетных средств происходит, исходя из стратегии государства по достижению определенных социально-экономических и политических целей;
- Взаимозависимость долгосрочного и краткосрочного планирования при расходовании бюджетных средств, что более качественно отражает результат государственной экономической политики;
- Наличие возможности перераспределения выделенных денежных средств на те направления, которые являются более эффективными;
- Более упрощенная система определения уровня эффективности выделяемых средств;
- Обеспечение «принципа прозрачности» при осуществлении контроля за информацией о направлениях, на которые были выделены бюджетные средства.
В настоящее время Российская Федерация переживает самый активный этап информатизации страны. Электронное государство и электронное правительство Формирования способствуют развитию информационным технологиям в области it-технологий, а создание электронного государства и электронного правительства подразумевает проведение реформ в органах управления от федерального уровня до муниципального. Проводимые реформы коснулись и Министерства финансов Российской Федерации. Вопросы информатизации также коснулись и сферы управления общественными финансами. Возникла необходимость усилить подотчетность органов государственной власти перед обществом, и, следовательно, повысится прозрачность и открытость использования бюджетных средств [Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 658]. Это является требованием времени и международных стандартов.
При формировании и развитии информационных систем управления государственными финансовыми ресурсами выделяют 2 подхода:
- Централизованный;
- Децентрализованный.
Централизованный подход функционируют в большом количестве стран, у которых работают системы управления государственными финансами. Так, например, в стране Евросоюза – Франции, или, например, в США, Канаде, Австрия, Австралия и Бразилия.
Преимуществами строения информационных систем применения данного подход признаются:
- использование единых требований к управлению общественными финансами;
- развитие межведомственного взаимодействия;
- оптимизация расходов на информационную, телекоммуникационную и транспортную инфраструктуру.
Но также данный подход имеет и ряд недостатков:
- невысокая адаптация к внешним изменениям и запросам пользователей;
- требует значительных затрат на обеспечение надежности функционирования и сохранности информационных ресурсов, а также соблюдения процедур их применения.
В Великобритании при создании системы управления общественными финансами в основу был положен децентрализованный подход. Данный подход позволяет реализовать более гибкий подход к управлению финансами и возможность поэтапного развития существующей инфраструктуры, но не обеспечивает доступ к информации в режиме реального времени, а также требует значительных затрат на приобретение, сопровождение, доработку и модернизацию программного обеспечения. Такие системы являются достаточно материалоемкими и приводят к низкой производительности труда работников, занятых учетной деятельностью [Государственные и муниципальные финансы, 2016].
Изучая зарубежный опыт, включая телекоммуникации, информационные технологии имеют место в социально – экономическом пространстве в развитых странах. Поэтому многие современные технологии включают в себя раскрытие информации и доступ к одной из государственных функций, которые делают информацию более доступной для общественности. В настоящее время телекоммуникационные и информационные технологии используются для улучшения качества государственного управления, оптимизации бюджетных расходов, повышения эффективности управления экономикой, когда решение правительства становится все более актуальным.
Для оценки работы Правительства РФ и органов исполнительной̆ власти необходимо проанализировать большое количество бюджетной информации:
- Информацию бюджетной системы о бюджетах всех уровней̆;
- Данные об внебюджетных фондах;
- Все сведения о государственных и муниципальных закупках;
- Бюджетная отчетность.
Следовательно, механизм управления финансами государства относится к центральному элементу управления Правительства РФ в целом.
В контексте программы «Повышения эффективности бюджетных расходов» сформулирована «Концепция создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», разработана и одобрена распоряжением правительства Российской Федерации № 1275-р от 20 июля 2011 года. Краткое название данной системы – «Электронный бюджет» [Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления, 2021].
Система «Электронный бюджет» формируется на принципах открытости и прозрачности бюджетной системы.
Чтобы оценить эффективность использования системы, необходимо рассмотреть два аспекта.
Первый аспект основывается на увеличении эффективности управления государственными и муниципальными финансами, где существует необходимость формировать отдельную единую систему. На основе нововведения, хозяйственные субъекты снизят время на подготовку и сдачу бухгалтерской̆ и налоговой̆ статистической̆ отчетности
Вторым аспектом является повышение эффективности операционной работы. Иными словами, это означает упрощение регистрации финансово-экономических операций и сокращение сроков. Все это оптимизирует затраты на печать, архивирование и хранение документов [Тамов Р.М., Ваганова О.В., 2020].
Интеграция и стандартизация бизнес-процессов дает организации муниципальными государственными финансами управлять и, сосредоточиться на основных видах деятельности государственного сектора, повысить квалификацию основных функций, а также оптимизировать затраты и управленческий учет с использованием автоматизированных инструментов [Ваганова О. В., Соловьева Н. Е., Лесовик Р. В., Лесовая С. Л., 2020].
Создан Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Портал размещен по адресу: www.budget.gov.ru и содержит более 70 страниц информации о деятельности бюджетной системы на всех уровнях. Количество просмотров портала за 2016 г. превысило 600 тысяч страниц, что в несколько раз выше запланированных Государственной программой РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» показателей [Шибанова А.А., 2018].
Основными барьерами для внедрения системы «Электронного бюджета» являются:
Нехватка технического оснащения и оборудования, большое количество старой техники;
Отсутствие программного обеспечения, квалифицированных специалистов для обеспечения бесперебойное работы системы «Электронный бюджет»;
Для того, чтобы в субъектах РФ была заинтересованность в «Электронном бюджете», он должен решать управленческие задачи, а также иметь определенную специальные компоненты каждого региона.
Компании по разработкам осуществляют деятельность только по отдельным элементам системы. В связи с этим, для решения задач, стоящих в рамках концепции «Электронный̆ бюджет», разработчик должен быть компетентен во всех вопросах, в том числе увязки всех систем (государственных закупок, бюджетным учету и контролю) в одну.
Электронный бюджет – это такая информационная система, которая признается интегрированным в информационном пространстве с помощью сети Интернет, и создает прозрачность и раскрывает финансово-хозяйственную деятельность государственных заказчиков, то есть государственных органов (например, территориальных Администраций, Правительства субъекта или всей страны). Переход на данную систему является актуальным требованием современности и международным стандартом, подкрепляющийся вступлением общества в этап информатико-информационный. Электронный бюджет является важной частью создания электронного правительства, то есть слаженной, быстрой, эффективной, максимально открытой базой данных по деятельности государственных органов в сфере управления финансами [Никодимов И.Ю., 2020].
Основные недостатки выражены в следующих аспектах: низкая техническая оснащенность; отсутствие современного, очень безопасного программного обеспечения; единая интегрированная электронная бюджетная система должна быть в состоянии для каждого человека, потому что каждая область имеет свои особенности; низкий интерес и готовность сотрудничать в создании российских органов власти и способствовать эффективному методу составления бюджета по электронной почте; и бремя первоначальных бюджетных расходов с регионом:
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день Российская Федерация серьезно отстает от развитых индустриальных стран в аспекте информационных и коммуникационных технологий.
Думается, барьером для развития электронного бюджета в настоящее время являются не только общеэкономические факторы, но и ряд объективных причин, среди которых можно назвать:
- несовершенство региональной, муниципальной нормативно-правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий;
- неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования информационных и коммуникационных технологий;
- неразвитость материально-технической базы [К вопросу об электронном бюджете, 2021].
Основные задачи, решаемые с помощью внедрения государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», заключаются в следующем:
- сокращение времени при предоставлении отчетности, совершении других операций. Муниципалитет зачастую тратит большое количество времени при подготовке и сдаче бухгалтерской̆ и налоговой̆ статистической̆ отчетности. Компьютеризация данных процессов является перспективным шагом, увеличивая скорость работы специалистов.
- оптимизация и наращивание эффективности работы организаций сектора государственного управления. При выполнении, регистрации хозяйственных операций, а также, подготовке и предоставлении статистической и налоговой отчетности будет затрачиваться гораздо меньше времени. Это обуславливается удобством работы в программе, унификации принципа операций в программе, созданием единого информационного пространства – все эти аспекты достигаются посредством внедрения в государственные органы «Электронного бюджета.
Проблемы, описанные выше, можно разделить на две категории: финансовые и нефинансовые.
К категории финансовые автором было отнесено, во-первых, низкое техническое оснащение, требующее определенных затрат со стороны государства в технические средства обеспечения работы программы.
Во-вторых, недостаток современного программного обеспечения, при котором также существует два пути: затраты на создание и разработку соответствующей программной среды, либо закупка необходимого ПО за рубежом. Первый путь предполагает затраты большего количества времени, хотя второй вариант делает нас зависимыми от другого государства, создавая предпосылки к утечке важных или секретных сведений в данной области.
К нефинансовым проблемам автор отнес аспекты, касающиеся вопроса индивидуальности как самих субъектов государственного управления, так и процесса интеграции программы, необходимого для каждого субъекта, так как каждая территория обладает своими особенностями, спецификой.
Заключение
Формирование электронного бюджета является «вопросом времени». На современном этапе развития наблюдается низкая готовность и заинтересованность российских разработчиков и органов власти к эффективному сотрудничеству в области использования электронного бюджета. Устранение такой проблемы должно решиться в случае постоянного и непрерывного контроля органов власти над внедрением программы, внесении соответствующих коррективов, оперативным реагированием на проблемы и недостатки, выявляемые пользователями в процессе работы с программой.
Также, определяющим фактором решения преимущественного количества задач является оказанная на должном уровне помощь, в процессе работы с программой. Необходима подготовка и обучение квалифицированных кадров для дальнейшей работы непосредственно с данной государственной интегрированной информационной системой. Переход на должные темпы работы с программой, а также адаптация к системе потребует определенного количества времени.
Посредством создания ГИИС «Электронный бюджет» сформировано единое информационное пространство, а также проходят процессы интеграции информационных потоков организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.
Создание такой системы позволяет применять современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса; исключать вопросы дублирования операций по многократному вводу и обработке данных; проводить полную автоматизацию процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений; внедрять информационные технологии, позволяющие обеспечить взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления; создавать механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе принципа прозрачности бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей; раскрывать информацию об активах и обязательствах публично-правовых образований и их финансовом положении.
Список литературы