16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-10

Финансовый механизм осуществления государственной поддержки агропроизводителей

Aннотация

В статье рассмотрены мероприятия государственной поддержки для агропроизводителей, где раскрыта характеристика элементов финансового механизма. Сформулированы факторы и особенности влияющие на воспроизводство АПК, а также перечислены проявления отраслевых особенностей финансового механизма в агропроизводстве. Автор уделяет большое внимание наиболее эффективным инструментам, унифицированным формам и методам поддержки, которые учитывают принципы льготного кредитования, уменьшение налогооблагаемой базы, различные компенсации по затратам, оказывающие влияние на создание и модернизацию объектов АПК в современных условиях. При проведении анализа исследования использовались статистические данные, которые позволили сделать вывод о том, что с помощью гос поддержки могут быть достигнуты такие цели как: развитие экономического роста сельскохозяйственного производства, решение продовольственной безопасности государства, увеличение вклада аграрного сектора в российскую экономику.


Введение
В Российской Федерации в связи с
пандемией, санкциями и другими актуаль-
ными проблемами большое внимание уде-
ляяется развитию агрпромышленного ком-
плекса страны, так как от него на прямую
зависит продовольственная безопасность
целого государства. Необходимость эф-
фективного функционирования и наращи-
вание экспорта сельскохозяйственной про-
дукции считается одной из главных задач
агропромышленного комплекса Россий-
ской Федерации. Добится поставленных
задач без государственной поддержки
очень сложно, пратически невозможно,
поэтому государство оказывает различные
меры стимулирующего характера для
дальнейшего эффективного функциониро-
вания и развития агропромышленного
комплекса Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Фе-
дерации функционируют бюджетные ин-
струменты поддержки агпроизводителей,
которые формируются за счет средств фе-
дерального и регионального бюджетов в
форме субсидий, дотаций и т.д., образуя
финансовый механизм государственной
поддержки аграриев.
Изучением актуальных вопросов гос-
ударственной поддержки агпропроизводи-
телей занимались такие ученые как
И. А. Алтухов, А. В. Гордеев, В.А. Горе-
мыкин, М. И. Козырь, Л.Ф. Кормаков,
А.Р. Кулов, О. А. Фролова и многие дру-
гие. Несмотря на значительное число ис-
следователей-ученых, такое направление
как финансовый механизм госсударствен-
ной поддержки требует дальнейшего ис-
следования.
Целью исследования является прове-
дение анализа и совершенствование мето-
дов и направлений финансового механизма
осуществления государственной поддерж-
ки агропроизводителей в Российской
Федерации.
Объектом исследования выступали
взаимоотношения органов государственной
власти и агпроизводителей, которые скла-
дываются в процессе их взаимодействия.
В ходе исследования были использо-
ваны методы экономико-статистического и
системно-структурного анализа, сравни-
тельный и графический методы, где обра-
ботка информации и расчеты выполнялись
с применением прикладных программ
Microsoft Office.
Основная часть
Повышение действий экономической
интеграции Российской Федерации в ми-ровом сообществе на фоне геополитиче-
ского кризиса, пандемии, санкций обу-
словливают важность вопроса по обеспе-
чению продуктового продовольствия, кон-
курентоспособности отечественного сель-
скохозяйственного производства и экспор-
та. Обеспечение конкурентных преиму-
ществ сельскохозяйственных предприятий
во многом обусловлено состоянием вос-
производственных процессов в отрасли.
В настоящее время сельское хозяй-
ство и сельскохозяйственные товопроиз-
водители нуждаются в государственной
поддержке в связи с этим одним из акту-
альных вопросов становится привлечение
финансов и инвестиций в агропроизвод-
ство, а следовтально, формируется необ-
ходимость в разработке современного и
эффективного финансового механизма
государственной поддержки [Vaganova
O.V., Solovjeva N.E., Lesovik R.V.,
Lesovaya S.L., 2020].
Вопрос преобразования действующе-
го финансового механизма для эффектив-
ного развития агропромышленной отрасли
в условиях кризиса и санкционого давле-
ния является сложным процессом, т.к. раз-
витие сельского хозяйства на прямую за-
висит от разнообразия форм организации
финансово-экономических отношений, ис-
пользования различных финансовых ин-
струментов и методов, формирующих фи-
нансовый механизм, который должен быть
направлен в первую очередь на финансо-
вое обеспечение воспроизводственных
процессов в АПК (рис. 1).

Определив инструменты государственной поддержки на различных этапах производственного цикла агропромышленной продукции, необхрдимо выделить их особенности и специфику организации деятельности рис. 2.

Исследование показывает, что фак-
торы и особенности производственного
цикла агропромышленной продукции мо-
гут быть положительными и отрицатель-
ными. Так, например, территориальное
разнообразие природно-климатических
условий позволяет улучшить качество
сельскохозяйственной продукции или про-
изводства, или наоборот, ухудшить и по-
высить себестоимость [Паспорт. Инфор-
мация по госпрограмме, 2022]. Также
можно утверждать, что инновационная от-
крытость может положительно влиять на
развитие агротехнопарка и бизнесинкуба-
тора, или наоборот, негативно воздейство-
вать на недоразвитый технико-
технологический комплекс. Отмеченные
факторы и особенности могут оказывать
существенное влияние на заключительный
этап – получение прибыли, способствовать
расширению или уменьшению производ-
ства, влиять на инвестирование и финан-
сирование деятельности АПК. Поэтому
проявляется необходимость в формирова-
нии взаимосвязанных отношениях между
агропроизводстводителями и государ-
ством, которые должны носить предписы-
вающий характер в виде распоряжений,
отражая степень государственной под-
держки [Маслова В.В., 2016]. Например,
выделяют субсидии сельскохозяственным
товаропроизводителям, только тем, ктозаключает договора по страхованию от
неурожаев. Страхование в данном виде де-
ятельности является необходимым услови-
ем, которое может нейтрализовать риски и
снизить непредвиденные затраты, связан-
ные с сезонностью, неравномерностью во
времени [Човган Н.И., Акупиян О.С.,
2018]. Все это формирует дополнительные
затраты, связанные с уплатой страховых
взносов. Поэтому при формировании фи-
нансового механизма необходимо выявить
отраслевые особенности в сельском хозяй-
стве.

Учитывая отраслевые особенности
финансового механизма в агрпроизвод-
стве, финансовые отношения должны учи-
тывать бартерные сделки, неденежные
расчеты. Более того, финансовый меха-
низм должен строится на льготном креди-
товании, уменьшении налогооблогаемой
базы. Уже сегодня Правительством РФ
введен в действие механизм господдержки
кредитования субъектов АПК по льготной
ставке, а также директивное бюджетное
финансирование, где государство осу-
ществляет финансирование агропромыш-
ленного производства за счет средств фе-дерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных
источников [Болдырева И.А., Андрющенко
О.Г., Митрофанова И.А., 2017.].
Следует более подробно остановить-
ся на льготном кредитовании. В 2019 году
было перечислено субсидий по льготному
кредитованию – 66,17 млрд. рублей, а в
2020 году – 61,83 млрд. рублей (более
22 тысяч кредитных договоров) [Поста-
новление Правительства РФ от 18 марта
2021 г. № 415].
В 2021 году структуа господдержки
состояла из 4,1 млрд. рублей, из них феде-
ральный бюджет 3,4 млрд. рублей и
0,5 млрд. рублей областной бюджет, из
них 525,9 млн. рублей компенсирующие
субсидии, 400,5 млн. рублей стимулирую-
щие субсидии [Аналитический вестник
№9 (769), 2021].
В деятельности агропропромышле-
ного комплекса существуют как положи-
тельные, так и отрицательные факторы,
например, высокие импортные пошлины и
квоты на сельхозпродукцию и продукцию
питания, ограничения на ввоз.
Введение ограничений на ввоз агро-
продукции из Европейского союза как от-
ветный ход России на их санкции, дают
возможность развиваться агропромышлен-
ной отрасли, но нельзя забывать о геопо-
литике и трудностях присущих отрасли и о
возможных рисках [Ваганова О.В., Соло-
вьева Н.Е., Евдокимов С.В., 2020]. Если
рассматривать объемы инвестиций в аг-
рарный сектор экономики, то он занимает
низкий удельный вес в структуре вложе-
ний в основной капитал в экономике РФ,
составляя всего лишь 3,6-3,8% (таблица 1).

Из таблицы наглядно видно, что
объемы инвестиций в сельское хозяйство
низкие, что говорит об ограниченности ис-
точников финансирования. Поэтому, для
привлечения финансовых вложений в аг-
ропромышленную отрасль Правительство
РФ сформировало инвестиционные про-
граммы, которые должны содействовать
реализации стратегически важных проек-
тов [Пояснительная записка к проекту…,
2018]. Программы реализуют эффектив-
ную инвестиционную политику в сфере
агропромышленного копмлекса и отраже-
ны в денежном эквиваленте по видам эко-
номической деятельности в таблице 2.

Рассматривая методы и инструменты
господдержки, следует проанализировать
бюджетное финансирование в виде
оформления дотаций и выдачи субсидий.

Такое количество бюджетных ассиг-
нований будет способствовать достиже-
нию поставленных целей:
1. Увеличение объема экспорта про-
дукции агропромышленного комплекса (в
сопоставимых ценах) до 34 млрд. долларов
США к концу 2024 года.
2. Увеличение произведенной до-
бавленной стоимости, создаваемой в сель-
ском хозяйстве, к 2025 году до 4650,1
млрд. рублей.
3. Достижение индекса физического
объема инвестиций в основной капитал
сельского хозяйства (без субъектов малого
и среднего предпринимательства) к 2025
году в размере 118,2 процента по отноше-
нию к уровню 2017 года [Ключевые пока-
затели эффективности реализации госу-
дарственных программ, 2022].
4. Обеспечение продовольственной
независимости Российской Федерации в
соответствии с Доктриной продоволь-
ственной безопасности Российской Феде-
рации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 21 января 2020
г. № 20 "Об утверждении Доктрины про-
довольственной безопасности Российской
Федерации", с учетом экономической и
территориальной доступности продукции
агропромышленного комплекса (индекс
производства продукции сельского хозяй-
ства в хозяйствах всех категорий (в сопо-
ставимых ценах) в 2025 году составит
114,6 процента к уровню 2017 года) [Ми-
нистерство сельского хозяйства, 2022].

Государственная программа является
основным программным документом,
определяющим цели, задачи и основные
направления развития сельского хозяйства
и регулирования агропродовольственного
рынка, финансовое обеспечение, механиз-
мы реализации предусмотренных меро-
приятий и показатели их результативности
[Национальный доклад, 2018].
В 2020 году на социально-
экономическую ситуацию в стране значи-
тельное влияние оказала пандемия корона-
вирусной инфекции и связанные с ней
ограничительные карантинные меры. Они
повлекли за собой снижение доходов и
платежеспособного спроса населения, ока-
зали негативное влияние на экономиче-
скую ситуацию в целом. Поэтому следует
уделить особое внимание процессу реали-
зации Государственной программы в сло-
жившейся ситуации, оценив эффектив-
ность ее инструментов и механизмов.

По данным статуправления видно,
что с каждым годом производство сель-
скохозяйственной продукции увеличивает-
ся в крестьянских (фермерских) хозяйствах
и сельскохозяйственных организациях.
Следовательно, агробизнес постепенно
развивается и увеличивает количество из-
готовляемой сельскохозяйственной про-
дукции, что позволит обеспечить потреб-
ности граждан в продуктах питания, и га-
рантирует продуктовую безопасность в
стране.
Заключение
В заключение можно сделать вывод,
что государственная поддержка агропро-
промышленного комплекса имеет свои
особенности и специфику, которые необ-
ходимо учитывать при формировании ин-
вестиционной политики. На сегодняшний
день государство разработало много мер и
программ поддержки агропромышленного
комплекса, но в связи с постоянно меняю-
щимися условиями функционирования
необходимо разрабатывать унифициро-
ванные формы и методы поддержки, дляэтого необходимо четко представлять про-
изводственный цикл агропромышленной
продукции. Современный механизм фи-
нансирования агропромышленного ком-
плекса учитывает принципы льготного
кредитования, и уменьшения налогообло-
гаемой базы, но этих инструментов недо-
статочно для эффективного и ускоренного
развития исследуемой отрасли. Необходи-
мо более точно определить структуру
сельского хозяйства по категориям и вы-
явить наиболее нуждающиеся в гос под-
держке.

 

Список литературы

1. Аналитический вестник №9 (769). О
ходе реализации государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сы-
рья и продовольствия. – Москва, 2021. Режим
доступа:
http://council.gov.ru/media/files/d4ApG8Uw6BK
ngDd1JO. (Дата обращения: 12.02.2022).
2. Болдырева И.А., Андрющенко О.Г.,
Митрофанова И.А., 2017. Финансовый меха-
низм функционирования АПК: структурно-
уровневый аспект// Экономика, вчера, сегодня,
завтра, Т7, №28, 2017: 250-264.
3. Ваганова О.В., Соловьева Н.Е., Евдо-
кимов С.В., 2020. Обзор изменений в области
налогообложения сельскохозяйственных това-
ропроизводителей в России // Научный резуль-
тат. Экономические исследования. 2020. Т. 6.
№ 36. С. 3-12. DOI: 10.18413/2409-1634-2020-
6-3-0-1.
4. Ключевые показатели эффективности
реализации государственных программ. 2022.
Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/705
28718. (Дата обращения: 11.02.2022).
5. Маслова В.В., 2016. Инструменты
финансирования инвестиционных проектов в
АПК // Никоновские чтения, М., 2016. Режим
доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentyfinansirovaniya-
investitsionnyh-proektov-vapk/
viewer. (Дата обращения: 12.02.2022).
6. Министерство сельского хозяфйства
Российской Федерации. 2022. Режим доступа:
https://mcx.gov.ru/upload/iblock. (Дата обраще-
ния: 12.02.2022).
7. Национальный доклад "О ходе и ре-
зультатах реализации в 2017 году Государ-
ственной программы развития сельского хо-
зяйства и регулирования рынков сельскохо-
зяйственной продукции, сырья и продоволь-
ствия на 2013-2020 годы"-2018 (1/2). Режим
доступа: https://carbofood.ru/novostimukomolnoj-
i-xlebopekarnojpromyshlennosti/
nacionalnyi-doklad-o-hode-irezyltatah-
realizacii-v-2017. (Дата обращения:
11.02.2022).
8. Паспорт. Информация по госпро-
грамме. Перечень государственных программ.
Госпрограммы. Официальный портал Госпро-
грамм РФ. 2022. Режим доступа:
https://tstprograms.economy.gov.ru/Portal/pilot_p
rogram/25/passport. (Дата обращения:
11.02.2022).
9. Постановление Правительства РФ от
18 марта 2021 г. № 415 "О внесении изменений
в Государственную программу развития сель-
ского хозяйства и регулирования рынков сель-
скохозяйственной продукции, сырья и продо-
вольствия" (документ не вступил в силу). Ре-
жим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0
001202103250013. (Дата обращения:
11.02.2022).
10. Пояснительная записка к проекту По-
становления Правительства Российской Феде-
рации "О внесении изменения в постановление
Правительства Российской Федерации от 14
июля 2012 г. № 717" (подготовлен Минсельхо-
зом России 14.09.2018). Режим доступа:
https://base.garant.ru/70210644/. (Дата обраще-
ния: 11.02.2022).
11. Човган Н.И., Акупиян О.С., 2018. Ин-
вестиционное обеспечение аграрного сектора
экономики: проблемы и решения. Режим до-
ступа: http://www.erej.
ru/Articles/2018/Chovgan.pdf. (Дата обраще-
ния: 12.02.2022).
12. Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Lesovik
R.V., Lesovaya S.L., 2020. Digital Transformation
of Russias Agricultural Sector // Utopia y
Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. No. Extra
12. Pp. 397-406.