16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-11

Евразийский банк развития как консолидирующий финансовый инструмент Евразийской
инициативы: роль, возможности, перспективы

Aннотация

Евразийская интеграция сегодня – одна из наиболее важных стратегий развития России и союзных ей стран. При этом ключевым и наиболее эффективным направлением этой интеграции является экономическое. Исключительная важность ЕАЭС для реализации целей устойчивого и динамичного развития. России и членов Союза диктует необходимость формирования
эффективных механизмов экономической интеграции. В этом контексте Евразийский банк развития (ЕАБР) находится в фокусе интересов всех стран ЕАЭС как ключевой финансовый институт Союза. Целью статьи является выявить потенциал развития ЕАБР как интегрирующего финансового механизма ЕАЭС и предложить пути повышения его эффективности в качестве
такого механизма. Основными результатами исследования являются: доказательство недостаточно эффективного использования потенциала ЕАБР как экономического института и как инструмента интеграции ЕАЭС, выявление потенциала Банка в качестве стимула интеграции ЕАЭС, в частности, в сфере технологической конвергенции, стимулирования устойчивого развития и
зеленых финансов и разработка программы развития института в условиях ограниченного финансирования его развития.


Введение
Евразийская инициатива (идея созда-
ния Большого евразийского партнерства),
концептуально выдвинутая на ХХ Петер-
бургском международным экономическом
форуме В.В. Путиным, имеет большое
значение как для России, так и для других
стран ЕАЭС [Латухина К., 2016; Новости
ООН, 2015].
Данная инициатива обосновывает
необходимость расширения многопро-
фильного сотрудничества с акцентом на
экономическое взаимодействие на про-
странстве Евразии, при том понимании,
что ЕАЭС рассматривается как один из
центров формирования более широкого
интеграционного контура с перспективой
подключения к нему на каком-то этапе
Индии, Пакистана, Ирана, стран АСЕАН и
ЕС. Не случайно уже порядка 40 госу-
дарств и объединений поставили вопрос о
расширении связей с ЕАЭС [Косов Ю. и
Фролов В., 2015].

Вместе с тем развитие интеграции в
ЕАЭС тормозится рядом процессов, свя-
занных с различным экономическим со-
стоянием стран Союза, противоречиями в
стратегическом видении роли своей стра-
ны в развитии ЕАЭС, а также снижением
темпов экономического роста России как
основного драйвера развития экономик
организации [Беделадзе Д., Белоусова Д.,
2020; Воробьев А., 2020].
Для стимулирования как российской
экономики, так и экономик других стран-
членов ЕАЭС в его рамках сформирован
специализированный финансовый инсти-
тут – Евразийский банк развития, который
учрежден с целью финансирования важ-
ных проектов для экономического и соци-
ального развития стран-членов ЕАЭС. Ис-
ходя их вышесказанного, замедление эко-
номической интеграции на пространстве
Союза в определенной мере вызвано недо-
статочной отдачей от деятельности ЕАБР.
Проблема исследования заключается
в отсутствии желаемого экономического
результата от деятельности евразийских
институтов, откуда объект исследования –
экономические результаты функциониро-
вания ЕАЭС, а предмет – роль ЕАБР в до-
стижении этих результатов.
Целью статьи является выявить по-
тенциал развития ЕАБР как интегрирую-
щего финансового механизма ЕАЭС и
предложить пути повышения его эффек-
тивности в качестве такого механизма.
Для достижения цели реализованы
следующие задачи: 1) определены слабые
стороны деятельности ЕАБР на современ-
ном этапе; 2) проведено сравнение обще-
принятых практик деятельности банков
развития и ЕАБР; 3) выявлены основные
положительные эффекты от трансформа-
ции институциональной модели ЕАЭС; 4)
предложены шаги по повышению эффек-
тивности деятельности Банка. Для реше-
ния предложенных задач автором была ис-
пользована следующая методология.
Анализ деятельности ЕАБР предпо-
лагает комплексный подход. Общая мето-
дология исследования заключается в:
1) выявлении геополитического и геоэко-
номического значений ЕАБР для стран
ЕАЭС; 2) фиксации значимых характери-
стик банка развития, которым должен со-
ответствовать ЕАБР; 3) предложении ре-
альных шагов к повышению эффективно-
сти Банка.
Эмпирическая оценка деятельности
ЕАБР проводилась с точки зрения того,
насколько Банк может использовать те
преимущества, которые характерны для
банков развития как типа международных
финансовых институтов, в целом. При
этом учитывалась и особая политическая
роль ЕАБР для стран ЕАЭС.
Экономический потенциал ЕАБР
описывается при помощи объема кредит-
ных средств, которые Банк выделял на
развитие стран ЕАЭС. Расчет производил-
ся по году начала проекта в случае, если он
длился более 1 года. Аналогичный подход
использован и при анализе деятельности
ЕФСР. Прогнозирование результатов дея-
тельности Банка не представляется воз-
можным в силу подавляющего влияния
внешних и независимых от экономической
ситуации факторов – для доказательства
этой гипотезы проведен корреляционный
анализ результатов деятельности Банка и
ВВП стран ЕАЭС.
На основании полученных результа-
тов автором предложены меры по повы-
шению эффективности деятельности Банка
в современных условиях, не требующие
значительных финансовых вложений со
стороны стран-участниц ЕАЭС.
Основная часть
Геополитическое значение ЕАЭС и
роль ЕАБР в его достижении. Реализация
национальных целей и задач стран-членов
ЕАЭС, которые во многом совместимы и
взаимодополняемы, требует активного фи-
нансового сотрудничества. Для оценки то-
го, насколько ЕАБР способствует интегра-
ционным процессам необходимо соотне-
сти основные цели финансового сотрудни-
чества в рамках ЕАЭС с текущими показа-
телями деятельности ЕАБР.

В соответствии с позицией Евразий-
ской экономической комиссии предпола-
гается гармонизация финансовой политики
государств-членов, формирование общего
рынка аудиторских и страховых услуг, а
также гармонизация валютного контроля и
регулирования на территории Союза, фор-
мирование единых баз данных кредитных
историй, проведение мероприятий по сов-
местной борьбе с отмыванием доходов,
легализацией финансовых активов и пр.
Также существуют инициативы по гармо-
низации налогового законодательства, ис-
пользования таможенных доходов, а также
по мониторингу показателей устойчивого
развития стран ЕАЭС [8].
Таким образом деятельность ЕАБР
находится практически вне этой концеп-
ции, за исключением содействия устойчи-
вому развитию. Более того, большая часть
инициатив, направленных на устойчивое
развитие, подпадает под деятельность
Евразийского фонда стабилизации и раз-
вития (ЕФСР), так как содействие устой-
чивому развитию предполагает помощь в
реализации социально-значимых проектов,
которые при прочих равных условиях не
могут быть профинансированы рыночны-
ми методами [14], что относится к компе-
тенциям ЕФСР.
Таким образом, как ЕАБР, так и
ЕФСР являются нишевыми механизмами
стимулирования отдельных проектов
ЕАЭС, при этом обладают в большей сте-
пени политическим значением, нежели яв-
ляются реальными драйверами экономик
Союза.
Рассмотрим объем кредитования
ЕАБР и финансирования ЕФСР, отражен-
ный на рисунке 1.

Рисунок 1 демонстрирует, что дея-
тельность ЕАБР неравномерна и находится
в прямой зависимости от развития эконо-
мик стран-членов ЕАЭС – чем они лучше
развиваются, тем больше кредитов выдает
ЕАБР. С учетом же портфеля организации
по отраслям, где доминирует нефтегазо-
вый сектор, сфера транспорта и в меньшей
степени инфраструктуры, можно сделать
ряд важных выводов по деятельности
ЕАБР. Во-первых, институт зависим от
решений стран-членов ЕАЭС, в современ-
ном его виде не сможет выполнять функ-
ции финансового интегратора. Объем кре-
дитования за 13 лет вырос, однако сохра-
нение пиковых и провальных периодов до-
казывает политически мотивированный
характер предпринимаемых им действий
по кредитованию, так как они совпадают с
успехами и неудачами российской эконо-
мики [Manurung H., 2016]. Во-вторых, дея-
тельность ЕФСР также исключительно неоднородна и пики финансовых показате-
лей достигаются за счет двух финансовых
кредитов республике Беларусь – основно-
му партнеру России. Это доказывает поли-
тический компонент в деятельности ЕФСР.

В-третьих, оба представленных ме-
ханизма финансирования развития не в до-
статочной мере отвечают критериям со-
действия устойчивому развитию. Их кре-
дитный портфель не сбалансирован ни от-
носительно отрасли кредитования (рису-
нок 2), ни относительно страны-
реципиента (рисунок 3), более того, полу-
чателями финансовых средств от ЕАБР в
первую очередь являются крупные транс-
национальные компании (ТНК), что, без-
условно, выгодно для страны их резидент-
ства, однако вызывает сомнения с точки
зрения содействия устойчивому развитию.

Таким образом, в текущем формате
взаимодействия в ЕАЭС и функциониро-
вания его институтов, таких как ЕАБР, не
стоит ожидать радикального изменения

экономической ситуации в Союзе или же
роста активности финансовой интеграции
благодаря деятельности ЕАБР и ЕФСР.
Потенциал ЕАБР как финансового
института. ЕАБР как региональный банк
развития обладает большим потенциалом
стимулирования роста экономик стран-
членов ЕАЭС, и его реализация на совре-
менном этапе развития евразийской инте-
грации представляется сложной по причи-
нам, перечисленным выше. Однако прове-
сти анализ этого потенциала необходимо
для определения реальной стратегии даль-
нейшего развития института.
ЕАБР обладает возможностями при-
влечения финансовых ресурсов в страны,
для которых стоимость капитала на миро-
вом финансовом рынке высока, по более
низкой процентной ставке. Это может
быть реализовано при помощи инструмен-
тария выпуска долговых ценных бумаг
банка, расширения уставного капитала,
прочих механизмов финансирования,
например, создания дополнительных аф-
филированных фондов, как в случае с
ЕАБР и ЕФСР. Таким образом, институци-
ональная структура и функционал банка
развития могут привлечь инвестиции в РФ
и другие страны ЕАЭС, наиболее подвер-
женные негативному влиянию санкций ЕС
и США [Платонова И., 2021].
Второй реальной задачей любого
банка развития является стимулирование
устойчивого развития. В случае с банками,
созданными развивающимися странами,
например, Азиатским банком инфраструк-
турных инвестиций и Новым банком раз-
вития БРИКС, речь идёт о приоритетном
кредитовании проектов в сфере зелёной
энергетики, социального развития, разви-
тия наиболее значимых отраслей экономи-
ки, обладающих синергетическим эффек-
том для остальной части национальной
экономики, среди которых в первую оче-
редь стоит развитие инфраструктуры. Сто-
ит отметить, что именно такой подход поз-
воляет считать банки развития теми инсти-
тутами, которые реально способны содей-
ствовать достижению странами целей
устойчивого развития, провозглашенными
ООН. В то же время, появление новых фи-
нансовых инструментов в области зелёных
облигаций, стандартов зелёных финансов в
целом снижают стоимость заемных
средств для институтов развития. Таки со-
образном снижаются и финансовые риски
предоставления кредитования странам-
членам финансовых институтов, которые
нуждаются в финансировании.
В случае с ЕАБР использование ин-
струментов, стимулирующих устойчивое
развитие, носит эпизодический характер и
несистемно. При этом критериев, опреде-
ляющих характер проектов, финансируе-
мых ЕАБР, в открытом доступе нет, что
указывает не только на непрозрачность
процесса оценки проектов, но и на то, что
в современном состоянии ЕАБР не может
использовать преимущества дешевого
привлечения средств на устойчивое разви-
тие. Отметим, что развитие зелёной энер-
гетики в Казахстане и Киргизии в значи-
тельной мере улучшило бы их экономику
[Тянь Е., 2018], тогда как развитие инфра-
структуры актуально для всех стран ЕАЭС
[Likhacheva A., Makarov I. and Pestich A.,
2018].
Третьим важным преимуществом
банков развития является гибкость их фи-
нансовой политики и, как минимум, де-
кларируемая аполитичность и стремление
к более справедливой и рыночной модели
оценки проектов и содействия развитию.
Отмечено, что эффективность проектов
менее политизированных банков, напри-
мер, АБИИ, выше, чем максимально
направленных на достижение политиче-
ских задач, таких как ЕБРР или в меньшей
степени Международная ассоциация раз-
вития (МАР) и группа Всемирного банка в
целом.
Как было сказано выше, в деятельно-
сти ЕАБР присутствует ярко выраженная
политическая мотивированность, его цели
и задачи подчинены интересам евразий-
ской интеграции, тогда как чисто эконо-
мические задачи уходят на второй план.
Тем не менее, обладая достаточно боль-шим для регионального банка уставным
капиталом и опытом в реализации слож-
ных проектов на территории ЕАЭС, стра-
ны которого значительно отличаются по
уровню экономического развития (напри-
мер, приоритетный сектор экономики Ар-
мении – сельскохозяйственный и сфера
услуг, в России – топливно-
энергетический комплекс, тяжелая про-
мышленность, ресурсный экспорт и воен-
но-промышленный комплекс, в Белорус-
сии – сельскохозяйственный комплекс и
легкая промышленность, в Казахстане –
добыча и экспорт полезных ископаемых)
[Terzyan A., 2018], ЕАБР может способ-
ствовать устойчивому росту экономик
стран ЕАЭС, однако в том случае, если его
деятельность будет менее политизирована
и зависима от инвестиций в институт из
стран с наибольшим участием в капитале
Банка [Mostafa G., Mahmood M., 2018].
Отдельно стоит отметить, что ЕАБР в
части расширения уставного капитала се-
годня не предпринимает значительных
усилий, более того, ЕФСР под управлени-
ем Банка в значительной мере не выполня-
ет своих функций из-за недостаточности
капитала.
Четвёртое важное достижение банков
развития в содействии укреплению эконо-
мик стран-членов – поощрение обмена
технологий и поддержка инновационных
проектов. В рамках реализации работ по
проектам, финансируемым банками разви-
тия, часто привлекаются иностранные спе-
циалисты и используются технологические
решения. Таким образом, происходит кон-
вергенция технологий между странами-
членами банков. При этом банки развития
содействуют не только развитию техноло-
гий реального сектора, но и, как финансо-
вые институты высокого класса, финансо-
вого сектора и институтов передового фи-
нансирования, в том числе финтеха.
Несмотря на то, что развитие финан-
сов и финансовых рынков в странах ЕАЭС
высокое, в частности, если речь идёт о
цифровизации банковского сектора, в раз-
витии потребительского финтеха Россия
опережает многие развитые страны, а
ЕАЭС в целом за счёт развития нацио-
нальной системы платежей «Мир» облада-
ет большим потенциалом для дальнейшего
технологического обмена, ЕАБР не служит
проводником финансовых инноваций и не
стимулирует развитие высоких технологий
в странах Союза. С учетом развитой тех-
нологической базы данное направление
деятельности Банка в значительной мере
поспособствовало бы дальнейшей и более
глубокой интеграции экономик стран
ЕАЭС.
Пятым важным элементом деятель-
ности банков развития является усиление
интеграции в регионе. Так, АБИИ был со-
здан для финансирования проектов китай-
ской инициативы «Один пояс, один путь»,
который в результате деятельности АБИИ
должен был получать больший приток ка-
питала, в итоге проект разросся и транс-
формировался из торгового в торгово-
инвестиционный. Именно подобная
трансформация позволяет говорить о су-
ществовании потенциала дальнейшей ин-
теграции стран проекта.
В случае ЕАБР Банк существует вне
системы отношений ЕАЭС, с реальностью
и задачами инициативы евразийской инте-
грации его роднит только название и реги-
он деятельности. В то же время в случае
нормального функционирования Банка
ЕАЭС имел бы большие перспективы в
сфере расширения «второго контура»
евразийской интеграции, представленного
сейчас зонами свободной торговли.

Перспективы и предложения для
усиления интегрирующей роли ЕАБР.
Выше были указаны потенциальные
направления развития ЕАБР как банка раз-
вития. Тем не менее, стоит признать, что
деятельность ЕАБР во многом зависит от
того, насколько успешны экономики стран
ЕАЭС (рисунок 4).

Таким образом, если сравнить дина-
мику ВВП на рисунке 4 и деятельность
ЕАБР и ЕСФР, становится очевидным, что
максимальный объем кредитов выдавался
в условиях подъема экономик стран-
членов, тогда как минимальный в периоды
их падения. При этом, отметим, что корре-
ляционный анализ развития экономик
стран-членов ЕАЭС и кредитования ЕАБР,
представленный в таблице, выявил ряд за-
кономерностей, доказывающих обособ-
ленное положение ЕАБР от всех механиз-
мов Союза.

что: 1) существует ядро евразийской
интеграции даже в рамках ЕАЭС (это стра-
ны-члены бывшего Таможенного Союза), 2)
Армения и Киргизия обладают похожей ди-
намикой ВВП, 3) ЕАБР не участвует в раз-
витии экономик Союза или же его инстру-
ментария и финансовых возможностей не
хватает на какие-либо изменения, так как его
деятельность не коррелирует ни с одной
экономикой ЕАЭС.
Таким образом, на основании выше-
сказанного можно заключить, что ЕАБР
нуждается в структурной институциональ-
ной трансформации, которая затронет не
только его финансовые механизмы, но и
мандат.
В рамках этого направления
деятельности автором выделен ряд мер,
позволяющий повысить эффективность
деятельности ЕАБР. Первым и основным
элементом трансформации следует считать
пересмотр основ деятельности Банка.
Должны быть установлены такие цели, как
содействие долгосрочному устойчивому
развитию, основанному на инновационных
технологиях, стимулирование сотрудни-
чества в сфере унификации финансового
законодательства в ЕАЭС, продвижение
передовых финансовых технологий и
прикладная направленность кредитования
Банка, кредитование социально значимых
проектов на основе принципов ESG, отказ от
политической составляющей выдаваемых
кредитов и расширение кредитного
портфеля в сфере зелёной энергетики,
социально значимой инфраструктуры и
содействия экономическому развитию
стратегически важных отраслей
промышленности ЕАЭС.
Как очевидно из предложенных
изменений целей деятельности ЕАБР,
необходимо расширить его полномочия для
выполнения заданных целей. Банк должен
иметь возможность влиять на денежно-
кредитную политику его членов, а также
согласовывать экономическую политику
стран ЕАЭС (хотя сегодня это не относится
к его функциям).
Третьей важной задачей является
формирование пула приоритетных проектов
от каждой страны ЕАЭС. На основании
предложенных проектов формируется
кредитный портфель Банка. При этом,
каждый из предложенных и принятых
проектов должен соответствовать критериям
стимулирования устойчивого развития
экономики, принципам ESG, а также
реализовываться на конкурентной основе,
т.е. следует отказаться от выделения
финансовых ресурсов на поддержку
конкретного предприятия отрасли, а
финансировать отрасль в целом. Это
поможет избежать возможного нецелевого
использования средств и предвзятости при
выборе того или иного проекта.
Четвёртая задача – трансформация
механизма привлечения средств самим
Банком. На сегодняшний день ЕАБР не
использует современные финансовые
инструменты международного кредито-
вания, особенно те, которые набирают
популярность в связи с переходом к
посткоронавирусной экономике – зелёные
финансы [12]. Сегодня наиболее
влиятельные мировые организации
используют именно инструментарий
зелёных или устойчивых финансов для
инвестиций и для развития экономик после
кризиса, вызванного COVID-2019.
Пятой задачей ЕАБР является развитие
партнёрских отношений с другими банками
развития. Уже упоминавшиеся ранее АБИИ
и НБР активно сотрудничают с другими
банками развития в реализации
региональных проектов. Через
использование этого инструмента ЕАБР
получит возможность реализовывать более
крупные проекты на территории ЕАЭС с
меньшими (распределенными) рисками и
меньшими издержками.
На сегодняшний день ЕФСР имеет
значительный перекос использования в
сторону поддержки Белоруссии. Выделение
4,5 млрд. долл. США на развитие экономики
одной страны при общем объеме
выделенных средств, не превышающем 5,5
млрд. долл. США, указывает на то, что этотмеханизм либо полностью подчиняется
задачам поддержания лояльности
Белоруссии целям ЕАЭС, либо
экономически несостоятелен. Как первое,
так и второе создает необходимость либо
инкорпорации Фонда в структуру Банка в
его новом виде, либо упразднения этого
механизма.
Контроль за деятельностью ЕАБР
неочевиден и непрозрачен. Необходимо
создать систему оперативного мониторин-
га его деятельности, (в идеальной ситуа-
ции – в реальном времени). Эту функцию
предлагается возложить на специальную
межстрановую комиссию, созданную на
основе служб финансового и налогового
контроля стран-членов ЕАЭС.
Одной из важнейших задач ЕАБР на
сегодняшний день должно стать преобра-
зование его деятельности с тем, чтобы
Банк стал консолидирующим и стимули-
рующим фактором интеграции на евразий-
ском пространстве. Расширение функцио-
нала НСПК «Мир», продвижение расчётов
в национальных валютах, расширение со-
трудничества со странами, с которыми за-
ключены соглашения о свободной торгов-
ле, а также привлечение их к финансовому
сотрудничеству с ЕАБР – именно эти цели
в долгосрочном периоде являются приори-
тетными для формирования стратегии раз-
вития Банка.
Заключение
Евразийская интеграция сегодня
находится на этапе выбора стратегии
дальнейшего развития, в которой значи-
тельную роль должны сыграть ее финансо-
вые институты. Современный формат дея-
тельности ЕАБР недостаточно эффективен
для достижения целей укрепления финан-
сового сотрудничества и углубления инте-
грации на пространстве ЕАЭС.
Авторами выявлен ряд проблем в де-
ятельности ЕАБР, среди которых необхо-
димо выделить ключевой недостаток – не-
прозрачность и экономическую неэффек-
тивность деятельности Банка и управляе-
мого им ЕФСР. Эта проблема проистекает
из политизированности деятельности Бан-
ка и отсутствия у него реальных механиз-
мов воздействия на экономику стран-
членов ЕАЭС. Недостаточный экономиче-
ский потенциал ЕАБР и нежелание при-
влекать финансовые ресурсы при помощи
новых финансовых инструментов не поз-
воляют ему встать в один ряд с наиболее
влиятельными региональными банками
развития, в том числе теми, которые со-
зданы по инициативе развивающихся
стран. При этом его зависимость от эконо-
мического состояния стран-членов ЕАЭС,
выражающаяся в отказе от реализации
проектов в условиях кризиса (хотя с точки
зрения экономической целесообразности
именно содействие развитию экономик и
может стимулировать их выход из кризи-
са) отрицательно сказывается на его функ-
циональной эффективности.
На основании анализа основных
направлений деятельности банков разви-
тия автором выделено несколько основных
направлений, позволяющих считать меж-
дународные банки развития исключитель-
но эффективными финансовыми-
структурами. ЕАБР обладает достаточным
институциональным функционалом для
того, чтобы на территории ЕАЭС реализо-
вывать все эти направления, однако в силу
выявленных недостатков неэффективно
использует свой потенциал. В случае из-
менения характера деятельности и мандата
Банка развитие евразийской интеграции
будет гораздо эффективнее и быстрее, бо-
лее того, ЕАБР станет консолидирующим
механизмом финансовой интеграции на
пространстве ЕАЭС.
Разработано несколько приоритет-
ных мер для повышения эффективности
деятельности Банка в современных усло-
виях. Во-первых, автором предложено из-
менить целеполагание деятельности ЕАБР
в сторону увеличения влияния параметров
ESG и экономических выгод от проекта
для экономики страны на принятие реше-
ния о кредитовании. Во-вторых, расшире-
ние мандата Банка для того, чтобы он мог
согласовывать меры экономической и фи-

нансовой политики стран-членов ЕАЭС
необходимо при изменении целеполага-
ния. В-третьих, новая политика предостав-
ления на рассмотрение проектов должна
отсекать те из них, которые направлены на
поддержку отдельно взятых предприятий,
а не отраслей в целом. Большее значение
экономической составляющей этих проек-
тов и отказ от политизации деятельности
Банка также исключительно важны. В-
четвёртых, предлагается пересмотреть
функционал и эффективность ЕФСР, так
как на сегодняшний день деятельность
Фонда непрозрачна и политизирована.
В целом стоит отметить, что финан-
совая интеграции на пространстве ЕАЭС
необходима и исключительно важна, более
того, ЕАБР представляет собой необходи-
мый институт для дальнейшего развития
Союза. В этой связи несмотря на все недо-
статки его функционирования ЕАБР необ-
ходимо рассматривать как обязательную
часть стратегии дальнейшей интеграции в
ЕАЭС.

 

 

 

Список литературы

1. Беделадзе Д., Белоусова Д., 2020.
Торгово-экономическое сотрудничество рес-
публики Казахстан с КНР и влияние этого на
развитие интеграции в формате
ЕАЭС. Постсоветские исследования. № 3(2):
145-154. DOI: 10.24411/2618-7426-2020-00015
2. Воробьев А., 2020. ЕАЭС: интеграция
по-постсоветски. РСМД. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/
analytics/eaes-integratsiya-popostsovetski/
(Дата обращения: 19 апреля 2021).
3. Косов Ю. и Фролов В., 2015. О пер-
спективах расширения Евразийского экономи-
ческого союза. Управленческое консультиро-
вание. № 11: 59-65.
4. Латухина К., 2016. Владимир Путин:
Проект "большой Евразии" открыт и для Ев-
ропы. Российская газета. URL:
https://rg.ru/2016/06/19/reg-szfo/vladimir-putinproekt-
bolshoj-evrazii-otkryt-i-dlia-evropy.html
(Дата обращения: 18 апреля 2021).
5. Новости ООН, 2015. Казахстан при-
зывает «сплотиться вокруг идеи Большой
Евразии». Новости ООН. URL:
https://news.un.org/ru/story/2015/09/1271561
(Дата обращения: 19 апреля 2021)
6. Платонова И., 2021. Влияние финан-
совых санкций на привлечение иностранных
инвестиций в российскую экономи-
ку. Инвестиционный, финансовый и управлен-
ческий анализ. № 3(9): 117-121. DOI:
10.34670/AR.2019.90.10.012.
7. Тянь Е., 2018. Взаимоотношения Ки-
тайской Народной Республики и Республики
Казахстан на примере сотрудничества в сфере
образования. Международные отношения.
№ 4(4): 8-17. DOI: 10.7256/2454-
0641.2018.4.27722.
8. Хулхачиев Б., 2015. Финансовая по-
литика в рамках евразийской интеграции.
ЕЭК. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/Document
s/EEC_finpolit_150629_2.pdf (Дата обращения:
26 апреля 2021).
9. Likhacheva, A., Makarov, I. and Pestich,
A. (2018) Building a Common Eurasian Infrastructure:
Agenda for the Eurasian Economic Union.
International Organisations Research Journal.
№13(3): 97-112. DOI: 10.17323/1996-7845-
2018-03-06.
10. Manurung, H. (2016) Russia Interests &
the Effect of the Eurasian Economic Union
(EAEU) on Global Economic Integration, 2015-
2016. SSRN Electronic Journal. URL:
https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_i
d=3134787 (Дата обращения: 26 апреля 2021).
DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3134787.
11. Mostafa, G., Mahmood, M. (2018) Eurasian
Economic Union: Evolution, challenges and
possible future directions. Journal of Eurasian
Studies. № 9(2): 163-172. DOI:
https://doi.org/10.1016/j.euras.2018.05.001.
12. Semenova, N., Eremina, O., Skvortsova,
M. (2020) Green Financing in Russia: Current
Status and Development Prospects. Finance: Theory
and Practice. № 24(2): 39-49. DOI:
https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-2-
39-49.
13. Terzyan, A. (2018) The anatomy of
Russia’s grip on Armenia: Bound to persist?. CES
Working Papers. № 2(10): 234-250.
14. Vinokurov, E. (2017) Eurasian Economic
Union: Current state and preliminary results.
Russian Journal of Economics. № 3(1):
54-70. DOI:
https://doi.org/10.1016/j.ruje.2017.02.004.