16+

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Aннотация

В настоящее время возникает необходимость использования новых инструментов финансирования агропромышленного производства, поскольку существующие механизмы кредитования и субсидирования процентных ставок представляются недостаточно эффективными. Сельское хозяйство характеризуется низкой рентабельностью, не позволяющей производителям эффективно использовать заемные средства, поскольку их стоимость в течение последнего времени растет опережающими темпами. В результате использования банковских кредитов финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий ухудшается, следствием чего является необходимость разработки новых финансовых инструментов для облегчения доступа производителей сельскохозяйственной продукции к финансированию. В этой связи нами предлагается использование механизмов проектного финансирования. Также мы рекомендуем усовершенствовать методику оценки проектов с целью осуществления наиболее эффективной финансовой поддержки агропромышленного производства. Реализация указанных предложений позволит усовершенствовать механизмы поддержки производителей аграрной продукции.


На сегодняшний день в силу ряда объективных факторов, в частности необходимости импортозамещения сельскохозяйственной продукции, возникает потребность увеличения объемов агропромышленного производства. Для достижения такого увеличения необходимы следующие группы ресурсов: финансовые, земельные и трудовые. На наш взгляд, вопрос обеспечения финансирования создания и в меньшей степени расширения сельскохозяйственного производства является наиболее сложным. Это обусловлено спецификой сельскохозяйственного производства и сложностью ис- пользования для данных целей собственных средств производителей, в том числе из-за достаточно высокой закредитованности аграрного сектора.

В условиях санкций необходимо пересмотреть приоритеты и обновить инструменты макроэкономической политики, в первую очередь монетарной. Все последние годы Банк России практически всю монетарную политику сводил к снижению уровня инфляции. С этой целью основная часть нефтегазовых доходов бюджета «замораживалась» на счетах Центрального Банка; значительно уменьшилось рефинансирование банков; увеличивались нормативы обязательного резервирования [1].

В результате такой политики произошло недофинансирование инвестиций в развитие инфраструктуры, высоких технологий, реальных отраслей экономики. Продолжение такого курса ставит под сомнение возможность перехода на инновационно-инвестиционный путь развития российской экономики в целом и аграрной экономики в частности.

Для достижения макроэкономического равновесия необходимо воспользоваться инструментами денежно-кредитной политики. В целях координации фискальной и денежной политики Центральный Банк и Правительство Российской Федерации не должны ставить перед собой взаимоисключающие цели. Поэтому, на наш взгляд, основной задачей монетарной политики России сейчас является поиск способов увеличения бюджетного и банковского финансирования инвестиций в социально-экономическое и научно-техническое развитие без резкого усиления инфляции. В этих целях целесообразно: рассмотреть вопрос значительного снижения ставки рефинансирования с тем, чтобы банки смогли кредитовать предприятия реального сектора экономики; увеличить инвестиционные расходы бюджета; освободить от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию, чтобы не было двойного обременения; снизить издержки банков, чтобы сократить банковскую маржу, для этого рассмотреть вопрос о выплате процентов по средствам коммерческих банков в фонде обязательного резервирования и на корреспондентских счетах в Центральном Банке России.

Все эти меры позволят расширить возможности банковского кредитования и бюджетных инвестиций, что приведет к дополнительному увеличению объема производства ВВП, росту спроса на денежные ресурсы, оживлению реального сектора экономики и тем самым будут способствовать возврату большей части госрасходов в бюджет в виде налогов [2].

Для аграрной экономики сейчас как никогда остро стоит задача финансирования отрасли в тех масштабах (с учетом инфляционных процессов), которые были предусмотрены Госпрограммой и расширения возможностей средне– и долгосрочного кредитования. Наравне с дискреционными инструментами стимулирующей монетарной политики необходимо предусмотреть применение дискреционных мер стимулирующей фискальной политики (увеличить субсидии и дотации).

Эффективность любого вида экономической политики определяется отношением ее результатов (эффекта) к затратам на ее проведение. Наибольший эффект удастся достичь только совмещая инструменты фискальной и монетарной политики. Если же сравнивать эффективность фискальной политики и монетарной, то, с нашей точки зрения, в условиях спада производства эффект от применения инструментов бюджетно-на- логовой политики будет выше, чем от применения денежно-кредитной, особенно если удастся снизить чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки. При этом следует активно использовать финансовые рычаги в силу их высокой мобильности. В этой связи считаем целесообразным рассмотреть возможность применения такого механизма привлечения инвестиционных ресурсов как проектное финансирование. Для российской банковской системы данный способ не является традиционным, однако мы полагаем его достаточно перспективным. Финансирование как таковое определяется как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности»[3].

Соответственно, проектное финансирование в широком понимании можно определить как «метод привлечения долгосрочного заемного финансирования для крупных проектов посредством «финансового инжиниринга»[4], основанный на займе под денежный поток, создаваемый только самим проектом; он зависит от детальной оценки создания проекта, операционных рисков и рисков дохода и их распределения между инвесторами, заимодавцами и другими участниками на основании контрактов и других договорных соглашений»[5]. В данном аспекте проектное финансирование представляет собой глобальный процесс, объединяющий многочисленных участников, а также все аспекты разработки и реализации проекта, договорные отношения в единую систему. Такое финансирование, как правило, направлено на реализацию крупных проектов, имеющих зачастую большое публичное значение: связанных с добычей природных богатств, финансирование независимых энергетических проектов, общественной инфраструктуры (дороги, транспорт, общественные здания) и т.д.

В узком понимании проектное финансирование с непосредственным участием кредитных организаций представляет собой размещение привлеченных денежных средств в целях реализации определенных проектов. В отличие от обычного кредитования, при котором источником возврата заемных средств служит вся хозяйственная деятельность клиента, при проектном финансировании источником погашения кредитной задолженности является приток денежных средств, получаемых в результате реализации конкретного проекта.

Правовой основой для подобного вида финансирования служит все тот же кредитный договор, заключаемый, как правило, в виде кредитной линии. Подобная форма взаимодействия наиболее удобна для банка, поскольку позволяет вести учет целевого использования заемщиком денежных средств, финансового состояния заемщика, а также соблюдения этапов реализации проекта. При этом кредитные договоры зачастую предусматривают возможность для банка изменения процентных ставок в одностороннем порядке, либо широкий перечень оснований для отказа в выдаче текущих траншей по кредиту, либо оснований потребовать досрочного возврата суммы кредита вместе с процентами. Так, например, банк вправе предусмотреть в кредитном договоре право увеличить размер процентной ставки в случае просрочки возврата заемщиком текущего кредита либо отсутствия в обусловленный срок документального подтверждения факта регистрации в соответствующих органах Федеральной регистрационной службы России государственной регистрации ипотеки (залога недвижимости) объекта незавершенного строительства, залогодержателем по которому выступает банк [6].

В случае необходимости финансирования действительно крупных проектов банки, как правило, объединяют свои усилия в целях выдачи заемщику синдицированного кредита. Это обусловлено не столько стремлением банков минимизировать свои кредитные, валютные, процентные и правовые риски, сколько необходимостью соблюдения резервной политики Банка России.

В соответствии с требованиями Положения Банка России № 254-П кредитная организация обязана проводить классификацию выданных ссуд в одну из пяти категорий качества (с учетом степени обеспеченности выданного кредита) и формировать резервы по портфелям однородных ссуд в пределах суммы основного долга (в которую не включаются: обусловленные законом, обычаями делового оборота или договором о предоставлении ссуды платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора о предоставлении ссуды) [7].

При этом требования Банка России в указанной части довольно жесткие. Так, для того, чтобы отнести ссуду ко второй-пятой категориям качества, банк обязан получить определенное обеспечение. Под обеспечением по ссуде понимается обеспечение в виде залога, банковской гарантии, поручительства, гарантийного депозита (вклада), отнесенное к одной из двух категорий качества обеспечения, установленных вышеуказанным Положением № 254-П. К примеру, к обеспечению I категории качества могут быть отнесены: залог котируемых ценных бумаг государств, имеющих инвестиционный рейтинг не ниже «ВВВ» по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям «Fitch Ratings», «Moody's», а также ценные бумаги центральных банков этих государств либо облигации Банка России, ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов РФ, и т.д.

Как правило, банки оформляют обеспечение, относящееся ко II категории качества: ликвидный залог объектов, перечисленных в Положении № 254-П, гарантии (банковские гарантии), поручительства и т.д. Чем выше сумма кредита, тем более значимое обеспечение необходимо предоставить для того, чтобы ссуда подпадала хотя бы в третью категорию качества, по которой банки обязаны формировать резерв в размере от 21 до 50% исходя из суммы основного долга. По более низким категориям качества (4-й и 5-й) банк обязан формировать резервы до 100% от суммы основного долга.

Проектное финансирование предоставляет клиенту ряд преимуществ: возможность расширения действующего бизнеса, привлечения дополнительных средств, разделения финансовых потоков по действующему и проектному бизнесу, привлечения финансовых ресурсов на длительные сроки, индивидуальный подход со стороны банка, возможность поэтапного вложения собственных средств в проект и использования в качестве обеспечения активов, приобретаемых в ходе проекта, а также комплексное банковское обслуживание (включающее консультирование при подготовке бизнес-проектов).

Данный вид финансирования также отличает целевое назначение – создание либо реализация крупного проекта, средства на который довольно сложно аккумулировать узкому кругу участников проекта.

Средства в рамках проектного финансирования могут быть направлены на:

− приобретение недвижимости нежилого назначения на вторичном рынке либо объектов недвижимого имущества, незавершенного строительством;

− приобретение земельных участков под инвестиционный проект;

− выполнение строительных работ по новому строительству, а также для реконструкции, реставрации или капитального строительства;

− приобретение основных средств на модернизацию и реконструкцию производства;

− создание новых производственных мощностей и др.

Подобный вид кредитования актуален для применения в металлургии, машиностроении, электроэнергетики, пищевой, деревообрабатывающей и нефтяной промышленности.

Основными критериями для принятия инвестиционного решения об использовании государственного финансирования при реализации региональных инвестиционных проектов являются показатели экономической эффективности проекта (часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта) и показатели финансовой эффективности проекта (чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности проектов) [8].

В этой связи считаем актуальным построить модель, позволяющую осуществлять первичную оценку целесообразности осуществления проектного финансирования на основе показателей финансового левериджа. В основе модели лежат следующие допущения:

1. Налоговый корректор принят равным 0,94 во всех случаях. Для предприятий-плательщиков единого сельскохозяйственного налога налоговая ставка составляет 6 процентов, для предприятий, применяющих общую систему налогообложения, ставка налога на прибыль составляет 0 процентов, поэтому использованное в модели допущение позволит обеспечить некоторый резерв показателей дифференциала финансового рычага.

2. Уровень средней процентной ставки за пользование кредитом принят за 17 % с учетом возможных колебаний финансового рынка в условиях санкций. Средняя расчетная ставка по кредитам для бизнеса в 2014 году составила 15 % годовых [9, 10].

3. Минимальный уровень рентабельности активов принят равным 16 %, поскольку при меньших значениях показателя значение эффекта финансового левериджа будет отрицательным, следовательно, проект не может быть принят к реализации.

4. Максимальное значение плеча рычага не может превышать 5, поскольку в данном случае заемщик не сможет предоставить эффективное обеспечение возврата заемных средств.

5. Платежи в силу специфики сельскохозяйственного производства осуществляются один раз в год.

6. Период окупаемости проекта округляется в большую сторону до целого числа.

Без учета дисконтирования денежного дохода максимальный срок окупаемости проекта, при котором проект может быть рекомендован к принятию, при заданном уровне рентабельности составляет 7 лет. Дисконтированная стоимость потока платежей по проекту составит -IC+CF/2,826.

Несмотря на то, что проектное финансирование в настоящее время может являться весьма востребованным инструментом кредитования, его практическое применение не слишком развито в силу неполноты и коллизионности законодательства. В частности, не отрегулированы правовые основы проектного финансирования в различных секторах рынка: предоставление концессий и гарантий, страхование, консорциальное право, фондовый рынок, трастовые, лизинговые операции и др. В то же время данный механизм потенциально позволяет путем создания новых сельскохозяйственных товаропроизводителей как обеспечить реализацию программ импортозамещения, так и способствовать созданию новых рабочих мест в аграрном секторе. 

Список литературы

  1. Айвазов А. Бюджетное правило – ручной тормоз экономики России. URL: http:// www.regnum.ru/news/1654009.html
  2. Маслова В.В. Воспроизводство и финансовые отношения в аграрном секторе экономики (теория, методология, практика). Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.,2009. URL: http://dibase.ru/article/12052009_ maslovavv/1
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2006.
  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Указ. соч.
  5. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. М.; Спб.: ВЕРШИНА, 2008. 11 c.
  6. Алексеева Д.Г. Торговое и проектное финансирование // Законы России. 2008. № 10.
  7. Положение ЦБР от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» // Система «Гарант»
  8. Приказ Министерства регионального развития РФ от 31 июля 2008 г. № 117 «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов» // Система «Гарант»
  9. Средняя ставка по кредитам для юридических лиц в 2014 году, 2014 г. URL: http:// credit-professional.ru/protsentnyie-stavki/ srednyaya-stavka-po-kreditam-dlya-yuridicheskih- lits-v-2014-godu.html
  10. Ставки по кредитам юридическим лицам, 2014 г. URL:http://www.invest-profit.ru/ banki/kreditovanie/1597-stavki-po-kreditam- yuridicheskim-licam.html