Формы и механизмы взаимодействия уровней власти по поддержке малого бизнеса в регионе
Aннотация
Экономический и социальный эффект являются основной целью государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).
Однако многолетние усилия государства в сфере МСП существенно не повлияли на рост доли МСП в экономике России.
Основные показатели деятельности сектора МСП на протяжении нескольких лет остаются практически неизменными.
Несомненно, государственная политика в сфере малого и среднего предпринимательства развивается и совершенствуется: создаются институты развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываются новые инструменты и механизмы поддержки, повышается заинтересованность и вовлеченность регионов в ее реализацию. Однако, этого явно недостаточно.
Основным проводником государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на территории субъектов Российской Федерации являются региональные органы государственной власти.
Детально рассмотрены приоритеты и инструменты развития малого и среднего предпринимательства, их согласованность и взаимосвязь на всех уровнях власти.
Выявлены проблемы действующих форм и механизмов взаимодействия уровней власти в вопросах поддержки малого бизнеса, степень участия в реализации государственной и региональной политики в данной сфере региональных и муниципальных органов власти. Проанализирована действующая система распределения полномочий между органами власти всей уровней по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
В ходе данного анализа выявлено, что действующий механизм взаимодействия органов власти в вопросах развития МСП недостаточно эффективно организован. Даны рекомендации.
Ключевые слова: взаимодействие власти, поддержка малого бизнеса, государственная политика, механизмы поддержки
Введение
Сложившаяся система разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным звеном управления в рамках политики развития и поддержки МСП свидетельствует о том, что федеральные власти в этой сфере закрепили за собой несколько основных функций. Прежде всего, это: стратегическая разработка приоритетов политики; определение основных форм и инструментов налогово-бюджетной политики в отношении МСП; содействие регионам в реализации мер поддержки предпринимательства.
За федеральным центром в качестве его исключительного полномочия закреплено также и обязательство статистических наблюдений в сфере МСП.
Основную роль в выработке и реализации федеральной политики в отношении МСП в настоящее время играет департамент инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России.
Кроме того, отдельные полномочия по содействию МСП закреплены в полномочиях еще 11 федеральных министерств и 13 федеральных агентств.
На органы государственной власти субъектов Федерации по вопросам развития МСП законодательно возложены полномочия формирования и реализации государственной политики развития МСП на региональном уровне, а также разработка и реализация региональных программ развития МСП.
Основная часть
Предполагается, что региональные программы развития и поддержки МСП должны учитывать национальные, социально-экономические, экологические и культурные особенности субъектов Федерации. Законодательство ориентирует субъекты Федерации на содействие межрегиональной кооперации субъектов МСП, на создание региональных координационных или совещательных органов по МСП, территориальных союзов и ассоциаций субъектов МСП, а также на содействие реализации муниципальных программ развития субъектов МСП.
Органы государственной власти субъектов Федерации обладают правом передавать отдельные полномочия по развитию и поддержке субъектов МСП органам местного самоуправления на основе софинансирования их целевых программ в данной сфере. Кроме того, субъекты Федерации в настоящее время имеют право оказывать практически любые дополнительные формы поддержки МСП, но такая поддержка должна оказываться исключительно за счет собственных средств региональных бюджетов. Для решения данных задач субъекты Федерации в пределах установленных полномочий формируют региональную нормативно-правовую базу по развитию и поддержке МСП, а также создают необходимые структуры управления и институты поддержки.
Таким образом, в настоящее время основная обязанность поддержки МСП возложена именно на субъекты Федерации. Они в конечном счете определяют, кому из представителей МСП на их территории необходимо оказывать основную поддержку в тех или иных формах, и, соответственно, выстраивают всю систему инфраструктуры поддержки. На них возложена обязанность увязывания основных направлений и форм этой поддержки с системой целей и задач развития территории, с ее экономическими, социальными, культурными и прочими особенностями. При этом федеральные власти, как было отмечено выше, частично берут на себя и финансовое содействие поддержке МСП в регионах.
Правительство Российской Федерации в пределах установленных полномочий и в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области развития малого и среднего предпринимательства координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению ими государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Номинально, система распределения полномочий между органами власти всех уровней по вопросам развития и поддержки МСП выстроена вполне логично. Она охватывает практически все возможные и известные мировой практике направления, формы и инструменты поддержки МСП с ее преимущественной ориентацией на локальные рынки. Однако и здесь необходимы некоторые корректировки.
Во-первых, важная причина недостаточной эффективности действующей схемы распределения полномочий между различными уровнями власти в политике поддержки и развития МСП заключается в необязательности реализации данных полномочий, что особенно отчетливо просматривается на субфедеральном уровне управления.
Во-вторых, действующая схема распределения полномочий между различными уровнями власти в политике поддержки и развития МСП устарела в том плане, что не соответствует задачам модернизации российской экономики, усилению вклада сектора МСП в ее переходе на инновационный путь развития.
В-третьих, действующие механизмы финансирования мер развития и поддержки МСП на субфедеральном уровне не содержат достаточных инструментов, стимулирующих субъекты Федерации и муниципалитеты выделять на эти цели достаточные бюджетные средства.
На уровне субъектов Федерации крайне слабо реализуются такие полномочия субфедеральных органов власти, как содействие союзам и ассоциациям субъектов МСП; сотрудничество с международными организациями и зарубежными странами в сфере развития МСП; содействие реализации муниципальных программ поддержки МСП; содействие координационным или совещательным органам по МСП.
Одной из важнейших форм господдержки субъектов МСП являются субсидии, предоставляемые Минэкономразвития России из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Правовой основной данной формы финансирования мероприятий на федеральном уроне являются: бюджетный кодекс Российской Федерации; законы о федеральном бюджете; государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»; паспорта национальных проектов.
Схема доведения Минэкономразвития России субсидий до участников государственной программы поддержки МСП приведена на рисунке 1.
В качестве единого центра, координирующего оказание поддержки МСП по всей России, было определено законом о развитии МСП акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация МСП).
С 2021 года в качестве Национального института развития выступает государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», объединяющая 8 институтов развития.
Корпорация МСП сохранила по настоящее время функции основной площадки финансово-кредитной поддержки МСП, осуществляет разработку и внедрение стандартов оказания поддержки субъектам, пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности, организацию системы информационно-консультационной и маркетинговой поддержки МСП, мониторинг оказания поддержки субъектам МСП, реализацию комплекса мер по увеличению доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП.
Действующая в России система государственной поддержки субъектов МСП предусматривает предоставление равного доступа всех категорий предпринимательства: средние, малые, микропредприятия, индивидуальные предприниматели и самозанятые к услугам организаций инфраструктуры поддержки МСП и мерам поддержки. В этой связи нет необходимости выделять условия поддержки малого предпринимательства.
Рассмотрим основные меры поддержки субъектов МСП, в предоставлении которых вовлечены все уровни власти регионов на примере Республики Адыгея, такие как: финансово-гарантийная, имущественная, информационно-консультационная и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Реализацию всех инструментов государственной финансовой поддержки координирует Корпорация МСП.
Механизм участия всех уровней власти при оказании субъектам МСП Республики Адыгея финансовой поддержки представлен на рисунке 2.
Обеспечительный продукт в форме гарантий/согарантий/поручительств, применяется при кредитовании субъектов МСП в банках-парнерах.
Как видно на рисунке 2 механизм гарантийной поддержки субъектов МСП реализован путем формирования за счет субсидий на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов гарантийного капитала региональных гарантийных организаций.
Целевым индикатором данной поддержки являются увеличение объемов гарантийной поддержки МСП и повышение эффективности использования гарантийного капитала региональных гарантийных организаций.
При участии Корпорации МСП создана Национальная гарантийная система, в рамках которой осуществляется координация и мониторинг деятельности региональных гарантийных организаций, а также проведение ежегодного ранжирования с целью повышения их эффективности.
Следует отметить, что в условиях введения кредитными учреждениями бланковых (беззалоговых) кредитов востребованность данной мерой поддержки снижается.
В пакет антикризисных мер поддержки МСП, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, включены мероприятия по снижению расходов субъектов МСП за предоставляемые гарантии/согарантии/поручительства.
Другой востребованной финансовой мерой поддержки является программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, разработанная Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России с целью обеспечения субъектов МСП доступными кредитными ресурсами.
Реализуется эта мера поддержки путем предоставления субсидии из федерального бюджета на цели субсидирования банкам разницы между действующей банковской процентной ставкой и льготным размером по данной программе.
Льготное микрофинансирование субъектов МСП осуществляется на региональном и муниципальном уровне.
С этой целью за счет субсидий на условиях софинансирования из федерального и регионального (муниципального) бюджетов формируется капитал государственных (муниципальных) микрокредитных организаций.
Мониторинг деятельности микрофинансовых организаций, внедрение единых стандартов деятельности осуществляет Корпорация МСП.
В рамках антикризисных мер поддержки субъектов МСП стоимостные условия микрокредитования для субъектов предпринимательства, занятых в сферах экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции, снижены до 1% годовых.
В спектр финансовых инструментов поддержки субъектов МСП включена лизинговая поддержка. Субъектам МСП предоставлена возможность покупки отечественного и иностранного оборудования на более льготных лизинговых условиях.
Данная поддержка реализуется дочерними региональными лизинговыми компаниями Корпорации МСП, капитал которых сформирован за счет субсидий из федерального и регионального бюджетов.
Другой мерой поддержки субъектов МСП, реализуемой исключительно на региональном и муниципальном уровнях власти регионов, является имущественная поддержка.
Действующий механизм участия всех уровней власти при оказании имущественной поддержки на примере Республики Адыгея приведен на рисунке 3.
Имущественная поддержка осуществляется путем предоставления субъектам МСП государственного и муниципального имущества в аренду или выкуп на льготных условиях.
В полномочия региональных и муниципальных структур власти входит создание условий, обеспечивающих для субъектов МСП доступность объектов, включенных в реестры государственного и муниципального имущества, а также расширение реестра имущества за счет неэффективно используемых объектов государственными и муниципальными учреждениями.
Методологическое содействие и контроль реализации данной имущественной поддержки осуществляет Корпорация МСП.
Другим инструментом имущественной поддержки является предоставление субъектам МСП льготного доступа к арендным производственным и офисным помещениям в качестве резидентов бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.
С этой целью субъекты Российской Федерации на конкурсной основе привлекают средства федерального бюджета на строительство объектов недвижимости или площадок с полной коммуникационной инфраструктурой для создания резидентам соответствующих условий. Уполномоченным органом по реализации данной меры поддержки является Минэкономразвития России.
Строительство специализированных объектов (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков) – является ограниченным инструментом имущественной поддержки и реализуется не во всех регионах страны.
В Республике Адыгея функционирует с 2013 года один бизнес-инкубатор (автономное учреждение Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор»), для строительства которого привлекались средства субсидии на условиях софинансирования из федерального и республиканского бюджетов.
Создание в регионе промышленного парка предусмотрено федеральным проектом «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – НП «МСП») в 2022 году [Паспорт национального проекта, 2016; Паспорта четырех федеральных проектов, 2016].
Еще одной мерой поддержки, реализуемой на региональном и муниципальном уровнях власти регионов, является адресная информационно – консультационная поддержка субъектов МСП (рисунок 4).
В целях обеспечения равного доступа субъектов МСП к информационно – консультационной поддержке во всех регионах страны Минэкономразвития России расширяет региональную сеть организаций инфраструктуры поддержки.
Одним из таких проектов являлось открытие в 2016-2018 годы окон «МФЦ для бизнеса» на площадке МФЦ.
С 2019 года в рамках федерального проектом «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» НП «МСП» во всех регионах России обеспечено функционирование центров «Мой бизнес».
В Республике Адыгея такой центр создан в 2019 году (автономная некоммерческая организация «Центр поддержки предпринимательства Республики Адыгея») за счет субсидии, привлеченной из федерального и республиканского бюджетов на условиях софинансирования.
Организация информационно-консультационной поддержки субъектов МСП полностью возлагается на субъект Российской Федерации и должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить исчерпывающую информационную доступность для субъектов МСП как онлайн, так и офлайн.
Корпорация МСП как видно из рисунка 4 обеспечивает доступность информации об оказываемых ею мерах и услугах поддержки через все действующие в регионе организации инфраструктуры поддержки МСП, а также осуществляет разработку электронных сервисов (в том числе для мобильных устройств) с использованием инфраструктуры электронного правительства.
С целью обеспечения дистанционного подбора и предоставления мер поддержки субъектам МСП и самозанятым гражданам в 2021 года в составе НП «МСП» утвержден новый федеральный проект «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами».
Кроме мероприятия, реализуемых Минэкономразвития России, для малых форм хозяйствования в АПК Минсельхоз России предоставляет финансовую поддержку, механизм участия в ней всех уровней власти приведен на рисунке 5.
Субъекты малых форм хозяйствования в АПК имеют возможность получения всех видов поддержки, предусмотренных для субъектов МСП.
Программа льготного кредитования отдельных сфер деятельности субъектов МСП в АПК реализуется уполномоченными на участие в ней банками на условиях субсидирования разницы процентной ставки.
Вместе с тем Минсельхоз России оказывает прямую безвозвратную финансовую поддержку данным формам предпринимательства путем предоставления на эти цели региональным бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии.
На региональном уровне освоение средств субсидии осуществляет Минсельхоз субъекта Российской Федерации путем предоставления грантов, субсидий, агростартапов непосредственно получателям поддержки.
С 2021 года все подходы к организации вышеприведенных форм поддержки (финансовой, имущественной и информационно-консультационной) сохранены и трансформированы в федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» НП «МСП».
Кроме выше перечисленных форм государственной поддержки в Российской Федерации в период с 2017 по 2021 годы реализовывалась целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства», в том числе обеспечивающая расширение доступа субъектов МСП к системе государственных закупок [Об утверждении целевых моделей…, 2017].
Реализация мероприятий данной целевой модели позволило увеличить долю закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в сфере государственного и муниципального заказа до 18 процентов.
Такая форма поддержки предоставляет субъектам МСП возможность гарантированного рынка сбыта, позволяет расширить и модернизировать производственные мощности, а также повысить конкурентоспособность.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что оказание государственной поддержки в вопросах развитии МСП в большей части реализуется на региональном уровне власти с учетом поставленных перед регионом федеральных задач, что не всегда в полной мере учитывает социально-экономическое положение региона и его специфику.
Однако, результаты опросов бизнес-сообщества позволяют выделить ряд направлений, предусмотренных государственной программой поддержки субъектов МСП, но не реализованных в полной мере.
«Рейтинг факторов, оказывающих сдерживающее влияние на развитие производства, приведен на рисунке 6 (исходя из пятибалльной шкалы, ранжированы в порядке убывания).
Результаты опроса всероссийского центра изучения общественного мнения по состоянию на 22.05.2018 отражают проблемы крупного, среднего и малого бизнеса (доля субъектов малого бизнеса среди респондентов составила 63%).» [Гонежук М.К., 2021].
Финансовые инструменты поддержки в должной мере не масштабированы: согласно опросу 4-ую позицию занимает высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам (3,6 балла из 5 баллов); 6-ую позицию – отсутствие долгосрочных кредитных средств с целью формирования стартового капитала (3,5 балла). Высокие издержки на коммунальные расходы (тарифы ЖКХ), аренду/землю по результатам опроса на 7-ой позиции (3,4 балла) подтверждают незначительный уровень имущественной поддержки. Информационно-консультационная поддержка не решает проблем бюрократически сложных процедур (3,2 балла).
Таким образом, можно считать, пусть даже косвенно, что действующий механизм взаимодействия в вопросах развития малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективно организован.
Главным направлением развития сектора МСП в среднесрочной перспективе должны быть серьезные изменения в экономической политике государства, в первую очередь федерального уровня.
Эти изменения нацелены на создание общей благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды.
Пути решения данной задачи следующие: дееспособная правоохранительная и судебная система; дальнейшая борьба с коррупцией и иррациональными административными барьерами; качественная статистическая информация о развитии российского МСП на всех уровнях и, конечно, максимальная привязка доходных источников региональных и местных бюджетов к динамике развития некрупных форм хозяйственной деятельности на территориях.
Сюда же следует отнести и более активное федеральное содействие в улучшении предпринимательского и инвестиционного климата регионов, в том числе с использованием таких инструментов, как федеральные и региональные институты развития (особые экономические зоны; индустриальные парки, промышленные округа и пр.).
Сегодня эти шаги значат не меньше, а может быть, даже больше, чем такие направления работы, как наращивание финансовых объемов субсидирования инфраструктуры поддержки МСП, льготного кредитования предприятий и т.п.
Все это надо в полной мере учитывать в назревших корректировках системы распределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.
Список литературы