16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-3-0-5

Санкционные «розги» экономики России: вызовы и отражение

Aннотация

В статье изучен исторический опыт экономического давления со стороны Объединённого Запада на национальную экономику в период дореволюционной России до настоящего времени. Экономические санкции на сегодняшний день являются очень привлекательным механизмом внешней политики, поскольку в отличие от вооруженного давления, они позволяют решить конфликты и разногласия с гораздо более низкими временными и человеческими затратами. В то же время, международные экономические санкции характеризуются высоким конфликтным потенциалом имплементации на глобальном, региональном и индивидуальном уровнях, что приводит к неожиданному, часто угрожающему порядку реализации мировых политических процессов, подрывает стабильность геостратегических линиях формирования контуров современной международной системы. В качестве мер по мягкому выходу из состояния турбулентности и стабилизации экономики, необходимо установить валютный коридор, ввести налоговые льготы для компаний сельскохозяйственного назначения, отменить акциз на жидкую сталь, установить НДС с нулевой ставкой для товаров первой необходимости.


Введение

На данный момент не наблюдается единой конструкции антикризисных мер по противодействию экономическим санкций, введенных в отношении Российской Федерации в конце февраля 2022 года со стороны объединенного Запада (Европейские страны, США и другие страны выступающие против военной операции на Украине). Объявленные на полгода кредитные каникулы, приостановление налоговых проверок до конца 2022 г. для малого бизнеса, отмена НДС 20 % при покупке физическими лицами драгоценных металлов в слитках, повышением Банком России учетной ставки до уровня 20 процентов все это хаотические меры, не решающих системные и стратегические задачи по нормализации экономической ситуации в стране.

Если изучить исторические факты, страна не раз подвергалась различного рода санкциям. Обратимся к дефиниции «санкция».

По мнению Куксевич В.С., международные экономические санкции – это односторонние или коллективные принудительные действия невоенного характера (торгово-экономические, финансовые), инициированные и используемые против одного или более государств с целью заставить их изменить внешнеполитическое поведение, придерживаться взятых на себя обязательств по поддержке международного мира и безопасности [Куксевич В. С., 2022].

Авторы исследования предлагают следующее определение экономических санкций в отношении государства, компании, частного лица — мероприятия запретительного характера с полным или частичным перерывом экономических отношений, направленные на одного из участников экономических отношений, страной или группой стран с целью принудительного изменения в пользу общепринятого политического курса.

 

Основная часть

Экономические санкции традиционно делят на три группы:

– коммерческие (торговое эмбарго, запрет или ограничение доступа к рынкам, финансовым ресурсам и инфраструктуре);

– технологические (запрет или ограничение доступа к технологиям и ресурсам, прекращение технического обслуживания и т.д.);

– финансовые (арест и замораживание счетов, блокирование активов за рубежом, ограничение доступа на финансовые рынки и т.д.).

Как правило, экономические санкции вводятся страной с большим экономическим потенциалом против страны с меньшей экономической мощью, делая тем самым ответные меры весьма затруднительными, а иногда и невозможными в принципе. В то же время необходимо отметить, что экономические санкции, выражающиеся в полном или частичном разрыве экономических отношений, на фоне стремительно растущей интернационализации хозяйственных связей, могут повлечь за собой значительные убытки не только для экономики той страны, которая является объектом санкций, но и привести к потерям для государств, поддерживающих и участвующих в осуществлении санкционных режимов [Финансовое право, 2020].

Так сложилось исторически, России в перманентном состоянии отбивает экономические «атак» со стороны других стран. Первые санкции появились еще до революции. В 1982 году был заключен торгово- экономический договор между Российской Империей и США. Данный договор имел автоматическую пролонгацию, но в 1911 году вмешался английский финансист Яков Шифф, продавив ультимативные требования решить так называемый «еврейский вопрос», гарантируя американским гражданам свободное перемещение по территории Российской Империи. Но поскольку, на его призывы США не отреагировали, то пролонгация договора не состоялась и благоприятные условия торговли с Америкой нарушились.

Также весь длительный советский период экономические санкции в отношении СССР не прекращались:

- экономическая блокада, через прекращение любых экономических отношений со стороны Великобритании, Франции, США и других стран начиная с 10 октября 1919 г. до 16 января 1920 г. Основанием явились национализация предприятий, принадлежащих иностранному капиталу и отказ от выплаты долгов российской империи с декабря 1917 г.;

- проведение демпинговой политики по поставкам спичек, угля, асбеста, марганца привел к запрету в 1931 г. в США импорта советских товаров;

- в 1930 г. Франция, Югославия, Венгрия, Бельгия и Румыния ввели систему лицензирования советских товаров, что привело к их удорожанию и исчезновения с европейских рынков;

- с 26 апреля 1933г. по 1 июля 1933г. Великобритания ввела эмбарго на ввоз зерна, хлопка, леса и нефтепродуктов из Советского союза, вследствие чего торговый оборот сократился в двое, так и не восстановился до прежнего уровня;

- с декабря 1939 г. по январь 1941 г. был объявлен запрет на поставку из США в СССР авиатехники, а также комплектующие для авиапромышленности (алюминий, мобибден) и авиабензин;

- с 1949 г. по 1994 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю, который разработал стратегию «контролируемого технологического отставания», условия которой являлась четырехлетняя пауза с первичного серийного выпуска техники и технологий при покупке социалистическими странами Восточной Европы и СССР;

- в ноябре 1982 г. Объединенный запад увеличил список экспортных ограничений в области кредитных заимствований Советского союза, сфере альтернативной энергетики (природного газа) и другие направления.

В период развала Советского Союза и правопреемственности Российской Федерации СССР сформировалась новая парадигма развития страны и развитие тесных экономических связей со странами Объединенного Запада. Этот период характеризуется достаточно стабильными и мирными торговыми отношениями, финансовой псевдоподдержкой с использованием инструментов внешнего заимствования, интеграцию экономических связей и т.п.

В связи с изменением политического курса, переходом полуострова Крым в юрисдикцию России, а также конфликтом на востоке Украины, в отношении Российской Федераций, российских компаний и частных лиц был составлен пакет санкций:

- установлен запрет на инвестиции в транспортную, телекоммуникационную и энергетическую инфраструктуры, в том числе технологический запрет для перечисленных секторов;

- части банковского российского банковского сектора, а именно в отношении ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк», Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (Внешэкономбанк) и ПАО «Газпромбанк» ограничили в обращении новых акций, облигаций и иных схожих финансовых инструментов сроком погашения свыше 90 дней гражданам и компаниям стран Евросоюза, а также наложен запрет на долговое инвестирование и выдачу кредитов банкам из этого списка сроком более 30 дней и другое.

Безусловно, перечисленные агресивные мероприятия Объединенного Запада по раскачиванию российской экономики и финансового сектора негативно отразились на социальной и политической ситуации в стране. Банк России совместно с Правительством РФ провели ряд мероприятий по стабилизации в части изменения учебной ставки и политики таргетирования инфляции, что с одной стороны обесценило национальную валюту, с другой позволило в достаточной мере пополнить доходные части бюджетов различного уровня.

На период с марта 2014 года по февраль 2022 года наблюдалось охлаждение отношений с рядом стран Западной Европы, США, Канады. Но для бесперебойного функционирования торговых и энергетических отношений, финансовых расчетов между российским и международным бизнесом находились альтернативные способы интеграционных связей, и это, в конечном счете выстроило более менее сбалансированную систему взаимодействия с иностранными партнерами.

Хрупкая конструкция экономических отношений с рядом мировых держав разрушилась 24 февраля 2022 года, в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины Российской Федерацией. За три месяца странами Объединенного Запада разработали несколько пакетов санкций в отношении России, наиболее значимые для финансовой системы и экономики, на взгляд авторов, следующие:

- ограничение размещения российских облигаций на международных фондовых площадках Евросоюза, Австралии, Японии;

- ограничение возможности российских компаний вести расчёты в долларах, евро, фунтах и иенах;

- в отношении крупные российские компании, такие как: АО «Газпромбан», АО «Россельхозбанк», АО «Альфа-Банк», АО «Московский Кредитный Банк», АО «Газпром», АО «Газпром нефть», АО «Транснефть», АО «Ростелеком», АО «РусГидро», АО «АЛРОСА», АО «Совкомфлот», АО «РЖД» ограничениях на все операции, предоставление финансирования и другие операции с новыми долговыми обязательствами со сроком погашения более 14 дней и новыми акциями, то есть порядка 70 % банковская система (в активах), правительство и ключевых государственных компаний, не будет дольше иметь возможность рефинансировать на рынках капитала Евросоюза; – запрет банкам принимать депозиты от россиян и российских компаний величиной свыше 100 тыс. €, продавать клиентам из России ценные бумаги, номинированные в евро, оказывать услуги по продаже ценных бумаг, выпущенных после 12 апреля 2022 года, а также проводить листинг акций любых российских госкомпаний (с долей государства свыше 50 %) на европейских биржах;

- запреты для российской авиации на международное воздушное пространство над территориями недружественных стран, а также на запрет полетов в Российскую Федерацию иностранным авиокомпаниям в юрисдикции тех стран, которые присоединились к санкциям;

- заморозка активов и имущества российских компаний, а также Евросоюзом были запрещены все операции, связанные с управлением резервами ЦБ РФ, в том числе и операции с юридическими лицами и государственными органами, которые действуют от его имени [3 Sekishita, 2021]

Международные резервы Банка России. В соответствии с данными Банка России за рубежом находится более 600 млрд.долл.

- запрет на импорт из России нефти, газа, угля и нефтепродуктов, российской сталилитейной продукции и другие санкционные ограничения.

Совокупность экономических санкций и их последствий можно разделить на три большие группы:

- в отношении государства в целом (позиционирования страны на мировой политической арене, способность сбалансировано осуществлять бюджетную, денежно-кредитную, валютную политики, противостоять структурному дисбалансу национальной экономики и пр.);

- в отношении бизнеса (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- в отношении физических лиц – «рядовых потребителей».

Углубление экономической изоляции России от мирового сообщества имеет ряд как негативных, так и позитивных моментов. Безусловным лидеров в технологическом отставании страны является цифровая составляющая всех экономических, социальных и технических процессов.

Так приостановка работы платежных систем Visa и MasterCard , или же отключение российских банков от системы SWIFT может привести к сбоям в платежах и внесет определенное напряжение в экономических отношениях, что влияет в общем на финансовый климат и доверие партнеров и потребителей [ЕС ограничил размер депозитов россиян в европейских банках, 2022].

За последние несколько месяцев, с начала специальной военной операции действия Банка России так же не имели благоприятный эффект как на настроение банковское сообщества, так и российского бизнеса и российских граждан. Так резкое изменение ключевой ставки до уровня 20% привело к удорожанию кредитов, и как следствие, банкротство предприятий, рост безработицы, ослабление рубля, рост цен на импортные товары. Но и последующее снижение учетной ставки до 9,5% по состоянию на 14 июля 2022 г. не привело к повышению уровня доверия к главному кредитному институту страны, поскольку оказывает негативное влияние на инвестиционный ландшафт российской экономики.

 

Заключение

Решение многих транснациональных компаний «уйти» с российского рынка или приостановить свою деятельность продиктовано рядом политических и экономических факторов, хотя по мнению авторов статьи, данный «разворот» носит исключительно экономический характер (приостановка внешнеэкономических операций с Объединенным Западом, отключение России от SWIFT, ограничения по конвертации валюты и пр. Но безусловно, не надо исключать и давление на зарубежные корпорации со стороны правительства недружественных государств, поскольку главными угрозами для бизнеса остаются штрафы, уголовная ответственность и возможная национализацию имущества.

Наиболее благоприятными факторами, влияющими на финансово-экономическое поведения «рядовых потребителей» явились отмена 20-ти процентного НДС при покупки золота в слитках, снижение стоимости иностранной валюты доллара и евро в историческим минимумам 2012 года, регулирование цен на ряд социально значимых товаров продуктовой корзины.

Для дальнейшего противостояния экономическим санкциям, по мнению авторов, необходимо провести ряд мероприятий для стабилизации финансового и экономического секторов национальной экономики:

-установить валютный коридор при формировании цены на иностранные валюты или вообще жестко зафиксировать цену доллара и евро.

Наш стратегический партнер Китай не один год проводит такую политику установления китайского юаня к доллару США;

- ввести налоговые льготы для компаний сельскохозяйственного назначения и производящих для отраслей с/х технику и удобрения;

- отменить акциз на жидкую сталь, что изменит стоимость металла, и как следствие уменьшение себестоимости продукции для всех отраслей потребителей данной продукции;

- установить для физических лиц необлагаемый ежегодный налог в размере 200 тыс. руб., что поддержит низкооплачиваемые категории населения и повысит их платежеспособный спрос на товары первой необходимости;

- установить НДС с нулевой ставкой для товаров первой необходимости, разработав перечень социально значимых товаров. Данная мера сдержит массовое обнищание незащищенных слоев населения.

- в области тарифов приостановить и зафиксировать цену на электроэнергетику как для юридических лиц, так и физических не зависимо от территории проживания.

Список литературы

  1. Гладкова С.Б., 2020. Финансово-правовые проблемы обеспечения противодействия легализации доходов, полученных преступным путем: монография. — Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2020: 120.
  2. ЕС ограничил размер депозитов россиян в европейских банках. Как это будет работать? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://thebell.io/es-ogranichil-razmer-depozitov-rossiyan-v-evropeyskikh-bankakh-kak-eto-budet-rabotat (дата обращения: 15.07.2022).
  3. Капогузов Е.А., Чупин Р.И., 2022. Санкции 2022»: Возможности и ограничения реакционного регулирования со стороны российского государства //Journal of economic regulation 9(Вопросы регулирования экономики). 2022 Volume 13, no.1; pp 67-74.
  4. Куксевич В. С., 2022. Экономические санкции и специфика их позиционирования в современных международных отношениях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022 № 1.
    С. 283-287.
  5. Финансовое право: учебник / Игнатьева С.В., Гладкова С. Б., Кудрявцев Ю. А и др.; 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: ООО «Р-КОПИ», Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2020: 236.
  6. Sekishita M, (2021). International Political Economy of Economic Sanctions // Ritsumeikan keizaigaku. 2021 Volume 69: Number 5/6; pp 216-239.