СОЦИАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ
Aннотация
Статья посвящена концептуальным элементам социальной налоговой политики, где рассмотрены показатели, характеризующие налоговую политику государства и её типы. Обзор специальной литературы, официальных данных позволил сформулировать авторскую трактовку понятию «социальная налоговая политика», которое представляет собой сознательное активное взаимодействие части государственного аппарата, наделенными государственно-властными полномочиями с органами государственного управления в области налогообложения с целью достижения заданных параметров социально-экономического развития страны, обеспечивающего гармоничность доходов граждан, их социальную защищенность в виде гарантированных выплат, равенство при пользовании благами. На основе анализа теоретических аспектов исследуемой темы предложена концепция социальной налоговой политики, которую можно сформировать и успешно реализовать при условии наличия совокупности финансово-кредитных, материально-технических, кадровых, информационно-аналитических, организационно-правовых и нормативных средств.
Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая сфера, политика, налоговая политика, социальная налоговая политика
Введение
Налоговая политика, являясь частью социально-экономической политики государства, призвана обеспечить стабильность налоговых поступлений в бюджет, рациональность в распределении и использовании государственных доходов, а также сбалансированность интересов субъектов экономической деятельности.
Не утихают дискуссии по поводу социализации налоговой политики государства. Научные изыскания в этом направлении ведут А.В. Аронов [Аронов А.В. 2010], С.П. Волохов [Волохов С.П. 2012], Н.В. Довгалева [Довгалева Н.А. 2010], Д.В. Доспишил [Доспишил Д.В. 2003], Т.А. Журавлева [Журавлева Т.А., 2012], О.В. Калинина [Калинина О.В. 2011, 2012], О.Н. Семенова [Семенова Н.Н. 2021], Ю.Г. Тюрина [Тюрина Ю.Г. 2016, 2019] и др.
Цель исследования – рассмотреть показатели, характеризующие налоговую политику государства и её типы, на основе обзора специальной литературы, официальных данных сформулировать авторскую трактовку понятию «социальная налоговая политика», предложить концепцию формирования и реализации социальной налоговой политики.
Для достижения поставленной целевой установки были использованы эмпирические методы исследования, а именно сбор и изучение научных публикаций посвященных социальной налоговой политике, а также теоретический методический инструментарий: анализ, синтез, индуктивное и аналитическое обобщение, конкретизация и др.
Полученный материал позволяет понять теоретическую основу налогообложения, являющуюся базой для совершенствования налоговой системы страны и актуализации налоговой политики государства с учетом справедливости налогов.
Основная часть
Ценность и значение налоговой политики, проводимой государством можно оценить через систему показателей, которые характеризуют уровень налоговых доходов бюджета в валовом внутреннем продукте, структуру формирующих бюджет налогов и сборов, уровень налоговой задолженности бюджету, индикатор налоговой нагрузки и т.д. (табл. 1).
На протяжении последних четырех лет налоговое бремя на экономику России сокращалось. В 2020 году по сравнению с 2019 годом снижение произошло на 6,42%, с 32,53% до 30,44% к ВВП.
Таблица составлена автором на основании информации: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]
Лидером являются таможенные пошлины – снижение на 36,82%, затем следует налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – на 33,81%, третью позицию занимает налог на прибыль – на 9,62% (рис. 1).
Тяжесть налогов по видам экономической деятельности в 2020 году по сравнению с 2019 годом также уменьшилась на 11,61%, с 11,2% до 9,9%.
По состоянию на 1 января 2021 г., по данным фискальных органов, налогоплательщики задолжали бюджету по обязательным налоговым платежам 1 830,4 млрд. руб. (рис. 2). При этом, большая часть обязательств приходится на федеральные налоги и сборы (60,6%), в том числе по НДС – 36,2%, по налогу на прибыль – 12,0%, по акцизам – 4,2%.
Исходя из практики установления налогов в мире сложились две группы стран по выбору налоговой политики: первая группа придерживается либерально-ограниченной налоговой политикой, вторая группа выбирает для себя социально-направленную.
Либерально-ограниченная модель налоговой политики характеризуется достаточно строгими лимитами в отчуждении в бюджет принадлежащих налогоплательщикам средств и скромными социальными гарантиями со стороны государства. Вместе с тем, через установление налоговых преференций поддерживаются инвестиции в промышленном секторе экономики. Органы, выполняющие властные функции придерживаются концепции невмешательства в деятельность экономических субъектов, которые основаны на частной собственности, и не гарантируют особых преференций носителям рыночных отношений.
Социально-напряженная налоговая политика предусматривает установление высокой величины налога на единицу обложения, благодаря чему происходит сокращение создания материальных и нематериальных благ, а также перераспределение доходов между богатым и бедным населением. В странах с социально-напряженной налоговой политикой сохраняется косвенное налогообложение в виде налога на добавленную стоимость, который эффективно пополняет государственный бюджет за счет наложения излишнего бремени на материалоёмкие производства, отменяются ограничения в части налогообложения перемещения капитала из одной части света в другую, вводятся налоговые преференции для стран экспортеров капитала в рамках налогового соглашения ОЭСР, действуют высокие тарифы по социальным налогам.
Многие теоретики и практики считают, что налоговая политика, проводимая российским правительством, носила и продолжает носить фискальный характер. Так, например, эту точку зрения разделяют А.И. Пономарев [Пономарев А.И. 2011], О.Г. Воронцов [Воронцов О.Г. 2015], А.А. Скрябина [Скрябина А.А. 2018], Р.К. Шакирова [Шакирова Р.К. 2015] и др. С этим мнением сложно согласиться. На протяжении трех десятилетий при формировании налоговой политики в Российской Федерации были использованы разные институциональные подходы. При становлении налоговой системы современной России применялся действительно фискальный подход, поскольку ставилась задача максимально собрать с налогоплательщиков налоговые платежи и тем самым пополнить государственный бюджет. Этим можно объяснить большое количество налогов и сборов (более 50), которые были предусмотрены законодательством РФ в 90-е годы XX века. Позднее через налоги государство попыталось стабилизировать социальные процессы, происходящие в обществе и одновременно сохранить их фискальный характер, но все же немного смягчить его через установление льгот и освобождений, т.е. был использован стабилизирующий подход при формировании налоговой политики. Провозглашение Правительством РФ курса на инновационное развитие экономики опять потребовало пересмотра подхода к разработке налоговой политики. Внедрили, так называемый инвестиционный подход. Налоги стали рассматриваться в качестве драйвера роста инноваций и инновационных предприятий. XXI век по праву считается веком информации, знаний и открытий. На первый план выходит человек – генератор идей. Поэтому приоритетной задачей реализации новой государственной экономической политики является развитие человеческого капитала, в том числе через систему налогообложения. Новая концепция потребовала применения нового подхода к формированию налоговой политики – социально-ориентированного, что можно наблюдать во многих странах мира. В России также были предприняты определенные шаги по усилению социальной функции налогов. Примером может служить внедрение социальных вычетов с 2001 года и прогрессивной ставки с 2021 года в отношении НДФЛ. Вместе с тем, считаем, что этого недостаточно, чтобы полноценно заработал принцип справедливости в налогообложении доходов юридических лиц и граждан.
Если рассматривать налоговую политику с позиции социально ориентированного подхода можно выделить несколько её типов:
– политика максимальных налогов, которая не популярна у налогоплательщиков, поскольку аккумулируемые в бюджете налоговые поступления направляются на общегосударственные цели. Постоянное увеличение налоговых ставок приводит к сокрытию доходов, нежеланию платить налоги, и как, следствие, возникает дефицит бюджетных средств;
– политика экономического развития предусматривает разумное снижение налогового бремени, введение налоговых преференций для вновь созданных предприятий. Высвобожденная часть средств направляется предпринимателями на развитие бизнеса;
– политика социальной защиты (политика разумных налогов) сочетает в себе признаки вышеперечисленных подходов. Налоги могут быть достаточно высокими, но со стороны государства гарантируется социальная защищенность граждан.
О значимости социальной налоговой политики многие теоретики и практики.
Н.Н. Семенова считает, что без сомнения, социальный характер налоговой политики гарантирует повышение защищенности малоимущих слоев населения, оказывает содействие развитию человеческого потенциала и уменьшению неравенства в уровнях доходов различных групп населения [Семенова Н.Н. 2021].
Доцент Н.С. Трусова полагает, что современная налоговая политика должна придавать стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие государства [Трусова Н.С. 2019].
С позицией этих авторов можно согласиться, поскольку посредством реализации инструментов налоговой политики в рамках мотивации социально-экономического развития страны, а также конкретной территории, осуществляется воздействие как на рост инвестиционной активности путем сокращения налоговой нагрузки или льготирования наукоёмких производств, усиление эффективности бизнес-процессов и динамизм научно-технического прогресса через стимулирующую функцию налогов, так и на возрастающее увеличение доходов граждан через применение налоговых льгот и градацию налоговых ставок.
В настоящее время не так много диссертационных исследований, которые бы были посвящены феномену социальной налоговой политики. Заслуживает внимание докторская диссертация Ю.Г. Тюриной, которая предложила свою концепцию формирования и продвижения социально-ориентированной налоговой политики на уровне региона, сформулировав её определение: социально ориентированная региональная налоговая политика – это деятельность субфедеральных органов власти и управления по аккумулированию финансовых ресурсов и реализации задач, направленных на развитие экономики региона, повышение уровня жизни населения, главным индикатором которой является показатель его налогового бремени [Тюрина Ю.Г. 2016]. Автор полагает, что о результатах такой политики должен свидетельствовать индикатор налоговой нагрузки. С этим вряд ли можно согласиться. Поскольку налоговая нагрузка может быть высокой, но при этом нет справедливости в уплате налогов, отсутствует социальная защищенность граждан, в том числе через использование налогового инструментария.
Обзор специальной литературы показал, что на сегодняшний день нет официального закрепления в налоговой базе статуса социальной налоговой политики. Есть понятия «налоговая политика», «социальная политика». Поэтому в целях исследования социальную налоговую политику можно интерпретировать как сознательное активное взаимодействие части государственного аппарата, наделенными государственно-властными полномочиями с органами государственного управления в области налогообложения с целью достижения заданных параметров социально-экономического развития страны, обеспечивающего гармоничность доходов граждан, их социальную защищенность в виде гарантированных выплат, равенство при пользовании благами.
Социальную налоговую политику формируют цель, задачи, субъекты и объекты, методический инструментарий. Она в своем движении проходит несколько стадий, регулируется со стороны государства, реализуется субъектами на основании определенных принципов (рис. 3).
Цель социальной налоговой политики может быть определена как достижение заданных параметров социально-экономического развития страны через использование налогового инструментария.
В соответствии с этой целевой установкой определены основные задачи социальной налоговой политики:
– накопление и сосредоточение финансовых средств, нужных для реализации общегосударственных задач и выполнения соответствующих функций на всех уровнях иерархии системы управления;
– регулирование государственными органами бизнес-процессов через использование специального налогового инструментария (минимальные и максимальные ставки налогов, налоговые льготы, освобождения и т.д.);
– решение государственными органами социальных задач через применение налогового инструментария, в том числе развитие человеческого капитала;
– осуществление контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц через процедуру администрирования, проводимую уполномоченными органами власти.
Субъекты социальной налоговой политики – это организации и (или) учреждения государственной власти, обладающие налоговым суверенитетом в рамках полномочий, закрепленных налоговым законодательством.
Объектом социальной налоговой политики выступает система общественных отношений, складывающихся по поводу установления и взимания обязательных налоговых платежей.
Социальная налоговая политика в своем движении проходит несколько стадий. Так, например, ученые Кубанского государственного университета И.В. Шевченко, А.С. Алеников [Шевченко И.В. 2012] выделили четыре этапа: 1) идентификация базовых экономических ориентиров при создании налоговой политики государства; 2) формирование налоговой политики государства; 3) реализация налоговой политики государства; 4) оценивание сформированной модели налоговой политики. Те мероприятия, которые реализуются на первом этапе, считаем, должны осуществляться на стадии формирования налоговой политики, поэтому в ходе исследования предложено три стадии жизненного цикла социальной налоговой политики (рис. 4).
При создании и реализации социальной налоговой политики рекомендуется применить различные методы:
– общий методический инструментарий (прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация и контроль, информирование, обсуждение и др.;
– специальный методический инструментарий (установление предельных уровней налоговой нагрузки, применение максимальных и минимальных налоговых ставок и льгот, полное освобождение от налогообложения и др.).
При разработке социальной налоговой политики следует учитывать неравномерность регионального развития РФ в географическом, экономическом, политическом и социальном разрезе, а также особенности государственного устройства и полномочия государственно-территориальных единиц в сфере налогообложения. Каждый субъект РФ вправе регулировать налоговые отношения, осуществлять мероприятия по социализации своей налоговой политики.
Социальную налоговую политику можно сформировать и успешно реализовать при условии наличия совокупности определенных средств: финансово-кредитных, материально-технических, кадровых, информационно-аналитических, организационно-правовых и нормативных (рис. 5).
Заключение
Исследование концептуальных элементов социальной налоговой политики позволяет заключить, что на сегодняшний день нет официального закрепления в законодательной и нормативной базе статуса социальной налоговой политики. Есть понятия «налоговая политика», «социальная политика». Поэтому под социальной налоговой политикой нужно понимать сознательное активное взаимодействие части государственного аппарата, наделенными государственно-властными полномочиями с органами государственного управления в области налогообложения с целью достижения заданных параметров социально-экономического развития страны, обеспечивающего гармоничность доходов граждан, их социальную защищенность в виде гарантированных выплат, равенство при пользовании благами. Социальную налоговую политику формируют цель, задачи, субъекты и объекты, методический инструментарий. Она в своем движении проходит несколько стадий (создание, реализация, актуализация), регулируется со стороны государства, реализуется субъектами на основании определенных принципов. Социальную налоговую политику можно сформировать и успешно реализовать при условии наличия совокупности определенных средств: финансово-кредитных, материально-технических, кадровых, информационно-аналитических, организационно-правовых и нормативных.
Список литературы
Н.С. Трусова // Международный бухгалтерский учет. – 2019. – № 12: 1419-1433.