16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-1-1-2

СОЦИАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ
 

Aннотация

Статья посвящена концептуальным элементам социальной налоговой политики, где рассмотрены показатели, характеризующие налоговую политику государства и её типы. Обзор специальной литературы, официальных данных позволил сформулировать авторскую трактовку понятию «социальная налоговая политика», которое представляет собой сознательное активное взаимодействие части государственного аппарата, наделенными государственно-властными полномочиями с органами государственного управления в области налогообложения с целью достижения заданных параметров социально-экономического развития страны, обеспечивающего гармоничность доходов граждан, их социальную защищенность в виде гарантированных выплат, равенство при пользовании благами. На основе анализа теоретических аспектов исследуемой темы  предложена концепция социальной налоговой политики, которую можно сформировать и успешно реализовать при условии наличия совокупности финансово-кредитных, материально-технических, кадровых, информационно-аналитических, организационно-правовых и нормативных средств.


Введение

Налоговая политика, являясь частью социально-экономической политики государства, призвана обеспечить стабильность налоговых поступлений в бюджет, рациональность в распределении и использовании государственных доходов, а также сбалансированность интересов субъектов экономической деятельности.

Не утихают дискуссии по поводу социализации налоговой политики государства. Научные изыскания в этом направлении ведут А.В. Аронов [Аронов А.В. 2010], С.П. Волохов [Волохов С.П. 2012], Н.В. Довгалева [Довгалева Н.А. 2010], Д.В. Доспишил [Доспишил Д.В. 2003], Т.А. Журавлева [Журавлева Т.А., 2012], О.В. Калинина [Калинина О.В. 2011, 2012], О.Н. Семенова [Семенова Н.Н. 2021], Ю.Г. Тюрина [Тюрина Ю.Г. 2016, 2019] и др.

Цель исследования – рассмотреть показатели, характеризующие налоговую политику государства и её типы, на основе обзора специальной литературы, официальных данных сформулировать авторскую трактовку понятию «социальная налоговая политика», предложить концепцию формирования и реализации социальной налоговой политики.

Для достижения поставленной целевой установки были использованы эмпирические методы исследования, а именно сбор и изучение научных публикаций посвященных социальной налоговой политике, а также теоретический методический инструментарий: анализ, синтез, индуктивное и аналитическое обобщение, конкретизация и др.

Полученный материал позволяет понять теоретическую основу налогообложения, являющуюся базой для совершенствования налоговой системы страны и актуализации налоговой политики государства с учетом справедливости налогов.

Основная часть

Ценность и значение налоговой политики, проводимой государством можно оценить через систему показателей, которые характеризуют уровень налоговых доходов бюджета в валовом внутреннем продукте, структуру формирующих бюджет налогов и сборов, уровень налоговой задолженности бюджету, индикатор налоговой нагрузки и т.д. (табл. 1).

На протяжении последних четырех лет налоговое бремя на экономику России сокращалось. В 2020 году по сравнению с 2019 годом снижение произошло на 6,42%, с 32,53% до 30,44% к ВВП.

Таблица составлена автором на основании информации: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]

Лидером являются таможенные пошлины – снижение на 36,82%, затем следует налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – на 33,81%, третью позицию занимает налог на прибыль – на 9,62% (рис. 1).

 

Тяжесть налогов по видам экономической деятельности в 2020 году по сравнению с 2019 годом также уменьшилась на 11,61%, с 11,2% до 9,9%.

По состоянию на 1 января 2021 г., по данным фискальных органов, налогоплательщики задолжали бюджету по обязательным налоговым платежам 1 830,4 млрд. руб. (рис. 2). При этом, большая часть обязательств приходится на федеральные налоги и сборы (60,6%), в том числе по НДС – 36,2%, по налогу на прибыль – 12,0%, по акцизам – 4,2%.

Исходя из практики установления налогов в мире сложились две группы стран по выбору налоговой политики: первая группа придерживается либерально-ограниченной налоговой политикой, вторая группа выбирает для себя социально-направленную.

Либерально-ограниченная модель налоговой политики характеризуется достаточно строгими лимитами в отчуждении в бюджет принадлежащих налогоплательщикам средств и скромными социальными гарантиями со стороны государства. Вместе с тем, через установление налоговых преференций поддерживаются инвестиции в промышленном секторе экономики. Органы, выполняющие властные функции придерживаются концепции невмешательства в деятельность экономических субъектов, которые основаны на частной собственности, и не гарантируют особых преференций носителям рыночных отношений.

Социально-напряженная налоговая политика предусматривает установление высокой величины налога на единицу обложения, благодаря чему происходит сокращение создания материальных и нематериальных благ, а также перераспределение доходов между богатым и бедным населением. В странах с социально-напряженной налоговой политикой сохраняется косвенное налогообложение в виде налога на добавленную стоимость, который эффективно пополняет государственный бюджет за счет наложения излишнего бремени на материалоёмкие производства, отменяются ограничения в части налогообложения перемещения капитала из одной части света в другую, вводятся налоговые преференции для стран экспортеров капитала в рамках налогового соглашения ОЭСР, действуют высокие тарифы по социальным налогам.

Многие теоретики и практики считают, что налоговая политика, проводимая российским правительством, носила и продолжает носить фискальный характер. Так, например, эту точку зрения разделяют А.И. Пономарев [Пономарев А.И. 2011], О.Г. Воронцов [Воронцов О.Г. 2015], А.А. Скрябина [Скрябина А.А. 2018], Р.К. Шакирова [Шакирова Р.К. 2015] и др. С этим мнением сложно согласиться. На протяжении трех десятилетий при формировании налоговой политики в Российской Федерации были использованы разные институциональные подходы. При становлении налоговой системы современной России применялся действительно фискальный подход, поскольку ставилась задача максимально собрать с налогоплательщиков налоговые платежи и тем самым пополнить государственный бюджет. Этим можно объяснить большое количество налогов и сборов (более 50), которые были предусмотрены законодательством РФ в 90-е годы XX века. Позднее через налоги государство попыталось стабилизировать социальные процессы, происходящие в обществе и одновременно сохранить их фискальный характер, но все же немного смягчить его через установление льгот и освобождений, т.е. был использован стабилизирующий подход при формировании налоговой политики. Провозглашение Правительством РФ курса на инновационное развитие экономики опять потребовало пересмотра подхода к разработке налоговой политики. Внедрили, так называемый инвестиционный подход. Налоги стали рассматриваться в качестве драйвера роста инноваций и инновационных предприятий. XXI век по праву считается веком информации, знаний и открытий. На первый план выходит человек – генератор идей. Поэтому приоритетной задачей реализации новой государственной экономической политики является развитие человеческого капитала, в том числе через систему налогообложения. Новая концепция потребовала применения нового подхода к формированию налоговой политики – социально-ориентированного, что можно наблюдать во многих странах мира. В России также были предприняты определенные шаги по усилению социальной функции налогов. Примером может служить внедрение социальных вычетов с 2001 года и прогрессивной ставки с 2021 года в отношении НДФЛ. Вместе с тем, считаем, что этого недостаточно, чтобы полноценно заработал принцип справедливости в налогообложении доходов юридических лиц и граждан.

Если рассматривать налоговую политику с позиции социально ориентированного подхода можно выделить несколько её типов:

– политика максимальных налогов, которая не популярна у налогоплательщиков, поскольку аккумулируемые в бюджете налоговые поступления направляются на общегосударственные цели. Постоянное увеличение налоговых ставок приводит к сокрытию доходов, нежеланию платить налоги, и как, следствие, возникает дефицит бюджетных средств;

– политика экономического развития предусматривает разумное снижение налогового бремени, введение налоговых преференций для вновь созданных предприятий. Высвобожденная часть средств направляется предпринимателями на развитие бизнеса;

– политика социальной защиты (политика разумных налогов) сочетает в себе признаки вышеперечисленных подходов. Налоги могут быть достаточно высокими, но со стороны государства гарантируется социальная защищенность граждан.

О значимости социальной налоговой политики многие теоретики и практики.

Н.Н. Семенова считает, что без сомнения, социальный характер налоговой политики гарантирует повышение защищенности малоимущих слоев населения, оказывает содействие развитию человеческого потенциала и уменьшению неравенства в уровнях доходов различных групп населения [Семенова Н.Н. 2021].

Доцент Н.С. Трусова полагает, что современная налоговая политика должна придавать стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие государства [Трусова Н.С. 2019].

С позицией этих авторов можно согласиться, поскольку посредством реализации инструментов налоговой политики в рамках мотивации социально-экономического развития страны, а также конкретной территории, осуществляется воздействие как на рост инвестиционной активности путем сокращения налоговой нагрузки или льготирования наукоёмких производств, усиление эффективности бизнес-процессов и динамизм научно-технического прогресса через стимулирующую функцию налогов, так и на возрастающее увеличение доходов граждан через применение налоговых льгот и градацию налоговых ставок.

В настоящее время не так много диссертационных исследований, которые бы были посвящены феномену социальной налоговой политики. Заслуживает внимание докторская диссертация Ю.Г. Тюриной, которая предложила свою концепцию формирования и продвижения социально-ориентированной налоговой политики на уровне региона, сформулировав её определение: социально ориентированная региональная налоговая политика – это деятельность субфедеральных органов власти и управления по аккумулированию финансовых ресурсов и реализации задач, направленных на развитие экономики региона, повышение уровня жизни населения, главным индикатором которой является показатель его налогового бремени [Тюрина Ю.Г. 2016]. Автор полагает, что о результатах такой политики должен свидетельствовать индикатор налоговой нагрузки. С этим вряд ли можно согласиться. Поскольку налоговая нагрузка может быть высокой, но при этом нет справедливости в уплате налогов, отсутствует социальная защищенность граждан, в том числе через использование налогового инструментария.

Обзор специальной литературы показал, что на сегодняшний день нет официального закрепления в налоговой базе статуса социальной налоговой политики. Есть понятия «налоговая политика», «социальная политика». Поэтому в целях исследования социальную налоговую политику можно интерпретировать как сознательное активное взаимодействие части государственного аппарата, наделенными государственно-властными полномочиями с органами государственного управления в области налогообложения с целью достижения заданных параметров социально-экономического развития страны, обеспечивающего гармоничность доходов граждан, их социальную защищенность в виде гарантированных выплат, равенство при пользовании благами.

Социальную налоговую политику формируют цель, задачи, субъекты и объекты, методический инструментарий. Она в своем движении проходит несколько стадий, регулируется со стороны государства, реализуется субъектами на основании определенных принципов (рис. 3).

Цель социальной налоговой политики может быть определена как достижение заданных параметров социально-экономического развития страны через использование налогового инструментария.

В соответствии с этой целевой установкой определены основные задачи социальной налоговой политики:

– накопление и сосредоточение финансовых средств, нужных для реализации общегосударственных задач и выполнения соответствующих функций на всех уровнях иерархии системы управления;

– регулирование государственными органами бизнес-процессов через использование специального налогового инструментария (минимальные и максимальные ставки налогов, налоговые льготы, освобождения и т.д.);

– решение государственными органами социальных задач через применение налогового инструментария, в том числе развитие человеческого капитала;

– осуществление контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц через процедуру администрирования, проводимую уполномоченными органами власти.

Субъекты социальной налоговой политики – это организации и (или) учреждения государственной власти, обладающие налоговым суверенитетом в рамках полномочий, закрепленных налоговым законодательством.

Объектом социальной налоговой политики выступает система общественных отношений, складывающихся по поводу установления и взимания обязательных налоговых платежей.

Социальная налоговая политика в своем движении проходит несколько стадий. Так, например, ученые Кубанского государственного университета И.В. Шевченко, А.С. Алеников [Шевченко И.В. 2012] выделили четыре этапа: 1) идентификация базовых экономических ориентиров при создании налоговой политики государства; 2) формирование налоговой политики государства; 3) реализация налоговой политики государства; 4) оценивание сформированной модели налоговой политики. Те мероприятия, которые реализуются на первом этапе, считаем, должны осуществляться на стадии формирования налоговой политики, поэтому в ходе исследования предложено три стадии жизненного цикла социальной налоговой политики (рис. 4).

При создании и реализации социальной налоговой политики рекомендуется применить различные методы:

– общий методический инструментарий (прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация и контроль, информирование, обсуждение и др.;

– специальный методический инструментарий (установление предельных уровней налоговой нагрузки, применение максимальных и минимальных налоговых ставок и льгот, полное освобождение от налогообложения и др.).

При разработке социальной налоговой политики следует учитывать неравномерность регионального развития РФ в географическом, экономическом, политическом и социальном разрезе, а также особенности государственного устройства и полномочия государственно-территориальных единиц в сфере налогообложения. Каждый субъект РФ вправе регулировать налоговые отношения, осуществлять мероприятия по социализации своей налоговой политики.

Социальную налоговую политику можно сформировать и успешно реализовать при условии наличия совокупности определенных средств: финансово-кредитных, материально-технических, кадровых, информационно-аналитических, организационно-правовых и нормативных (рис. 5).

Заключение

Исследование концептуальных элементов социальной налоговой политики позволяет заключить, что на сегодняшний день нет официального закрепления в законодательной и нормативной базе статуса социальной налоговой политики. Есть понятия «налоговая политика», «социальная политика». Поэтому под социальной налоговой политикой нужно понимать сознательное активное взаимодействие части государственного аппарата, наделенными государственно-властными полномочиями с органами государственного управления в области налогообложения с целью достижения заданных параметров социально-экономического развития страны, обеспечивающего гармоничность доходов граждан, их социальную защищенность в виде гарантированных выплат, равенство при пользовании благами. Социальную налоговую политику формируют цель, задачи, субъекты и объекты, методический инструментарий. Она в своем движении проходит несколько стадий (создание, реализация, актуализация), регулируется со стороны государства, реализуется субъектами на основании определенных принципов. Социальную налоговую политику можно сформировать и успешно реализовать при условии наличия совокупности определенных средств: финансово-кредитных, материально-технических, кадровых, информационно-аналитических, организационно-правовых и нормативных.

 

Список литературы

  1. Аронов А.В. 2010. Социализация налоговой политики Российской Федерации / А.В. Аронов // Финансовый бизнес. – 2010. – № 1: 11-19.
  2. Аронов А.В. 2007. Социальная значимость проводимой в России налоговой политики / А.В. Аронов // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2007. – Т. 4. – № 32: 61-68.
  3. Волохов С.П. 2012. Налог на доходы физических лиц как инструмент социально-ориентированной налоговой политики: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Волохов Сергей Павлович. – Москва, 2012. – 24с.
  4. Воронцов О.Г. 2015. Налоговый (фискальный) федерализм: понятие и роль в построении налоговой системы / О.Г. Воронцов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. – 2015. – № 3-2: 44 – 47.
  5. Довгалева Н.А. 2010. Социальная налоговая политика государства: роль в совершенствовании использования налогового механизма и повышении эффективности контрольной работы налоговых органов / Н.А. Довгалева // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – № 3: 223-228.
  6. Доспишил Д.В. 2003. Реализация социальной функции налоговой политики в странах с постсоциалистической экономикой: На примере России и Чехии: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Доспишил Дмитрий Валерьевич. – Москва, 2003. – 25с.
  7. Журавлева Т.А. 2012. Налоговая и социальная политика в России: выбор приоритетов / Т.А. Журавлева // Экономика. Налоги. Право. – 2012. –№ 5: 110-116.
  8. Калинина О.В. 2012. Принципы и методы социально ориентированного развития налоговой политики Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.10 / Калинина Ольга Владимировна. – Иваново, 2012. – 36с.
  9. Калинина О.В. 2011. Генезис социальной роли налога и социальной налоговой политики государства / О.В. Калинина // Экономика и управление. – 2011. – № 3 (65): 25-27.
  10. Пономарев А.И. 2011. Модернизация налогового администрирования в современной России / А.И. Пономарев // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 12: 41-49.
  11. Семенова Н.Н. 2021. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в России в контексте формирования социально ориентированной налоговой политики / Н.Н. Семенова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2021. – № 2: 28-41.
  12. Скрябина А.А. 2018. Современные направления налоговой политики в Российской Федерации / А.А. Скрябина // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления. Казань, 15 января 2018 г. Уфа: АЭТЕРНА, 2018: 115-117.
  13. Тюрина Ю.Г. 2016. Формирование и реализация социально ориентированной региональной налоговой политики: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.10 / Тюрина Юлия Габдрашитовна. – Ростов-на-Дону, 2016. – 50с.
  14. Тюрина, Ю.Г. 2019. Социально ориентированная региональная политики: теория и методология / Ю.Г. Тюрина // Вестник Казахского национального университета. Серия экономическая. – 2019. – № 3 (129): 116-138.
  15. Трусова Н.С. 2019. Влияние налоговой политики на экономику регионов /
    Н.С. Трусова // Международный бухгалтерский учет. – 2019. – № 12: 1419-1433.
  16. Шакирова Р.К. 2015. Становление и развитие фискального федерализма в России / Р.К. Шакирова // Сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции: Современные тенденции развития науки и технологий, г. Белгород, 31 декабря 2015 г.: В 8 ч. Белгород: ИП Ткачева Е.П. – 2015. – № 9. –Часть VII: 129-134.
  17. Шевченко И.В. 2012. Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории / И.В. Шевченко, А.С. Алеников // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 37: 41-51.
  18.  ФНС России // https://www.nalog.gov.ru/rn77/. (дата обращения: 02.12.2022)