16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-9-2-0-8

РОЛЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ МЕТОДАМИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Aннотация

В статье охарактеризованы и проанализированы возможности формирования и развития национальных образовательных систем на основе психометрических моделей для целей устойчивого развития с использованием математического аппарата цифровой экономики Изложены возможные подходы к формальному моделированию стрессоустойчивости образовательной среды с по-
мощью искусственного интеллекта. Доказано, что стрессоустойчивость старшеклассников можно улучшить путем постоянной работы над развитием личностных качеств, таких как настойчивость, оптимизм и адаптивность. Подобный подход в использовании искусственного интеллекта полностью соответствует целям и задачам по разработке психометрических моделей стрессо-устойчивости в армянских школах на этапе оптимизации внедряемых в них современных образовательных процессов.


Введение

Модель образования XXI века должна ориентироваться на цели устойчивого развития и стать опережающей образовательной системой, чтобы всегда опережать другие сферы социальной активности. В пользу подобного утверждения свидетельствуют разработанные за последние годы многочисленные психометрические теории и методы анализа данных, полученных путем опроса от участников образовательных процессов (ОП). которые отличаются специфическими процессуальными компонентами. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, способствующие процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Последние, в свою очередь, сопровождаются целым рядом психологических процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания – из целого ряда воспитательных воздействий на личности и возникающего при этом процесса их самовоспитания. Именно поэтому повышению психического здоровья   участников   ОП, включая как школьников, так и их преподавателей, должна отводиться важнейшая роль в обеспечении устойчивого развития образования, а именно, повышению стрессоустойчивости всех участников

Сегодня для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к вступлению во взрослую жизнь. Формирование представленных личностных особенностей возможно лишь тогда, когда обучающиеся способны справляться с любой ситуацией, сохраняя при этом благоприятное духовное и эмоциональное состояние. т.е. подростки должны иметь высокую стрессоустойчивость. Роль преподавателя в процессе повышения стрессоустойчивости может сильно измениться. Учитель из единственного источника знаний будет превращаться в куратора образовательного процесса и режиссера, который его создает. Предлагается расширить круг задач преподавателя путем вовлечения учащихся в обучающий процесс, поддержкой мотивации учеников, созданием интерактивных образовательных процессов, формированием умения мыслить и критическим восприятием новой информации, получаемой ими на уроках.

 В наиболее общем виде подобный подход отражен в проекте Международного плана мероприятий в рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН, принятом в Париже 11 апреля 2005 года. Исходя из требований этого документа в европейских странах уже накоплен интересный опыт перестройки школьного образования, ориентирующий его на ценности устойчивого развития. В частности, Международным секретариатом инициативы «Хартия Земли» издано методическое пособие «Нести устойчивость в класс» (на английском языке), которое содержит описание подходов к насыщению различных школьных дисциплин элементами теории устойчивого развития и примерами устойчивых практик.

Как справедливо отмечается в литературе, образовательная система в настоящее время переживает кризис, вызванный различными причинами, среди которых следует выделить: преобладание у молодежи зарубежных культурных ценностей, рыночная переориентация ее мировоззрения, разорванность духовных связей поколений. Освоение инновационных образовательных технологий, не всегда прошедших экспериментальную апробацию и позитивно воздействующих на личность подростка, происходит недостаточно эффективными методами. Постоянно усложняющаяся школьная программа, зачастую некорректно реализуемая дифференциация в обучении, разделение школьников по престижным классам, школам, гимназиям несомненно способствуют увеличению количества стрессовых факторов, влияющих на эмоциональное состояние как преподавателей, так и учащихся [Тихомирова Т.С. 2004]. И действительно, в старшем школьном возрасте происходят серьезные изменения личности. Наиболее яркая характеристика данного периода – личностная нестабильность, неустойчивость. Она проявляется в тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки, что обусловливает низкую стрессоустойчивость. Для того, чтобы противостоять стрессовым ситуациям, обучающимся в старших классах нужно научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную стабильность. Существуют как общие (универсальные), так и специфические психологические механизмы в структуре обеспечения стрессоустойчивости (преодоления затруднений) у всех участников ОП.

 В Стратегии ЕЭК ООН отмечается, что «необходимо в каждой стране разработать свою Национальную стратегию образования в интересах устойчивого развития, принять План реализации Национальной стратегии, создать организационные условия для выполнения Плана, ввести специальные нормативные документы, на основании которых станет возможной масштабная модернизация всей системы образования в целом. Названные акции позволят, в конечном счете, выработать у молодого поколения навыки самостоятельного анализа актуальных общественных проблем, планирования адекватных способов их решения, способности своевременно предотвращать кризисы развития» [Националтная стратегия, 2023].

 Общеизвестно, что модернизация образования в современных реалиях оказывает влияние на тех людей, которые решили   посвятить определенный отрезок своей жизни получению этого образования. Индустрия 4.0 изменила не только современную экономику, но и систему отношений между участниками образовательных процессов. Образовательная сфера, испытывающая в последние десятилетия инновационные изменения, является источником возникновения и развития различных стрессогенных ситуаций для всех участников образовательного процесса. В связи с возросшими требованиями к образованию возрастают и требования к психологическому развитию личности обучающихся.

Основная часть

 Несмотря на широкое использование таких терминов, как «устойчивое развитие», «психологическая устойчивость», «стрессоустойчивость», в научной литературе встречается множество неоднозначных и общепринятых определений этих понятий. Как нам представляется, имеет смысл дополнительно ознакомить читателя и с существующей концепцией психологической безопасности образовательной среды, в которой образование предлагается назвать отраслью человекопроизводства. Последняя функционирует в виде системы взглядов, обеспечивающих безопасность участников от угроз, возникающих в процессе педагогического взаимодействия. С подобными угрозами обычно сталкиваются и старшеклассники, которым за предыдущие годы обучения неоднократно приходилось преодолевать трудности, зависящие от приобретенных ранее навыков и умений, и различных других характеристик, в частности уровня опробованных в процессе учебы различных образовательных технологий,

В современных образовательных технологиях острой необходимостью стало повсеместное внедрение искусственного интеллекта (ИИ). роботизацию, позволяющую достигнуть глобального и регионального устойчивого развития, поиска и организации новых форм интеграции научных исследований, образовательных ресурсов и индустриальных технологий. Подобный подход, предполагающий «интеграцию промышленных предприятий с научными исследованиями, положен в основу создаваемых повсеместно технопарков (ТП), представляющих из себя специализированные территории, создаваемые для научно-производственной и инновационной деятельности и объединяющие научно- исследовательские институты, деловые центры, учебные заведения и выставочные площадки» [Давыдовский А.Г., 2017].

В состав ТП входят и учебные заведения.  Из всех информационных потоков, обеспечивающих высокоэффективную деятельность современных технопарков (социальных, психологических, производственных, технологических, экономических, финансовых, юридических и организационных) автор процитированной выше статьи А.Г. Давыдовский  выделил  девять потоков, отведя первое место образованию, По его мнению эти информационные потоки должны быть  направленны на обеспечение:

1.образования, повышения квалификации, переподготовку и стажировку административно–управленческого и инженерно-технического персонала (АУП и ИТП) технопарка (IАУП/ИТП);

2.научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических   работ (НИОКТР), направленных на создание новых и конкурентноспособных технологий, методов, инструментов и ноу-хау (IНИОКТР);

 3.применения информационных ресурсов о НИОКТР (ПИР) включая научно- технические материалы, публикации, доклады, заявки на изобретения, патенты, лицензии,

 аналитические справки, учебные материалы (IПИР);

4.организационно-управленческую и финансовую поддержку (ОУФП) технопарка (IОУФП);

5.распространения фундаментальных и прикладных знаний (ФПЗ), которые могут быть использованы для образовательной подготовки АУП и ИТП технопарка (IФПЗ);

6.разработки проектно-конструкторской и нормативно- технической документации (ПКД и НТД) относительно технологий производства наукоемкой продукции, организации и управления деятельностью технопарка (IПКД/НТД)

7.мобильности высококвалифицированных кадров (МВК), обусловливающей движение не только людей, но и знаний, умений и навыков, носителями которых эти люди являются (IМВК);

8.выявления «неявных знаний» (НЗ), обусловленных опытом междисциплинарной деятельности персонала технопарка и их интеграцию в производственно-технологические циклы и цепочки производственной деятельности технопарка.

 9.внедрения результатов инновационной деятельности в развитие ЧП технопарка, включая инвестиции в развитие образования, рекреации, сбережение здоровья, мотивацию, лояльности, социальное обеспечение персонала (IЧП).

В цитируемой статье введено понятие интегрального показателя продуктивности технопарка (ИПРТ), позволяющее, по мнеиию ее автора, приступить сразу к разработке модели развития технопарка. В ее основу заложена следующая кортежная запись:

Следует отметить, что обычно величину показателя продуктивности технопарков рекомендуется рассчитывать путем суммирования баллов, присвоенных технопарку по каждому фактору из числа вошедших в кортежные модели групп. «Значимость факторных характеристик эффективности функционирования технопарка не является неизменной и трансформируется под воздействием изменяющихся внешних и внутренних условий их развития, что предопределяет необходимость модификации их состава с течением времени» [Шаповалова К.С., 2023]  

Для практической реализации изложенной концепции индустриально-образовательного технопарка и ее дальнейших исследований автором предложена формальная математическая модель, представленная в виде 15 различных по своему назначению дискретных и дифференциальных   уравнений. По его мнению, реализация предложенной   модели в будущем   позволит создать «методологические и научно-практические предпосылки для перехода к эпохе ноосферного социального развития человеческой цивилизации в условиях постконфликтного мира».

 Что касается реалий, существующих в постсоветском пространстве, проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в процессе обучения на сегодняшний день приобрела особую остроту, так как боязнь неудачи на повсеместно введенных ЕГЭ является одним из основных стрессовых факторов, плохо влияющих на здоровье старшеклассника и его учебную деятельность. В этой связи интересно ознакомиться с современными подходами к моделированию и выработке с помощью этих моделей рекомендаций по повышению стрессоустойчивости у наиболее подверженных стрессу участников образовательных процессов, а именно - старшеклассников.

Исследования по выработке рекомендаций с целью повышения стрессоустойчивости школьников проводились в различных российских вузах. Наше внимание привлекли результаты двух исследований, проведенных в 2918-2019 годах.

 Первое из них было проведено на кафедре психологии образования института психологии Уральского государственного педагогического университета и посвящено оценке эффективности психолого-педагогической программы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников. Эта   программа была   направлена на развитие у старшеклассников умений осуществлять эмоциональную саморегуляцию и рефлексию своей деятельности, а также на осознание ими своих возможностей, что должно способствовать снижению общего уровня личностной тревожности [Кочеткова Н.В., 2019]. Результаты исследования, описанные в этой работе, получены путем проведения в олной из екатеринбургских школ двухмесячного эксперимента,

Исследования проводились с привлечением 50-ти старшеклассников в возрасте от 14 до 16 лет. Испытуемые были разделены на две группы. В первую (экспериментальную) группу вошли 25 старшеклассников, принимавших участие в тренинговой программе. Во вторую (контрольную) вошли также 25 старшеклассников, не принимавших участие в программе.

В процессе исследоваиия использовались психодиагностические батареи тестов, включивших в себя широко описанные в литературе следующие методики:

1. «Самооценка психических состояний» Айзенка;

2. «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина;

3. «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко;

4. Анкета «Прогноз» (позволяет установить наличие или склонность личности к нервно-психической неустойчивости);

5. «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой;

6. Диагностика стрессоустойчивости личности по Н. П. Фетискину;

7.16-факторный личностный опросник Кеттелла (в исследование динамики стрессоустойчивости были дифференцировали все шкалы опросника Кеттелла и выделено четыре ключевых фактора, характеризующих стрессоустойчивость и адаптационные возможности человека). Этими факторами оказались: (O) - тревожность, (С) – эмоциональная стабильность, (I) – эмоциональная чувствительность, (Q1) -. внутреннее напряжение.

8. Методика «Шкала психологического стресса» (адаптация Н. Е. Водопьяновой).

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап был посвящен знакомству с испытуемыми, установлению первичного контакта, наблюдению за старшеклассниками в естественных условиях. Второй этап   предназначался проведению непосредственного психодиагностического обследования старшеклассников. На третьем этапе собранные данные диагностического обследования были подвергнуты математическому анализу с использованием программ STATISTICA 8.0. Использовались стандартные статистические методы обработки экспериментальных данных, в частности, непараметрический критерий Манна-Уитни.

 В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что все испытуемые отличались повышенным уровнем тревожности, фрустрированности, эмоциональной неблагополучности, нервно-психической неустойчивости. Полученные результаты первичного диагностического исследования легли в основу разработки и апробации психолого-педагогической программы, направленной на формирование стрессоустойчивости у старшеклассников.

Результаты аналогичных   исследований, проведенных на кафедре общей и клинической психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета описаны в другой выпускной квалификационной работе, посвященной выявлению особенностей жизненной перспективы у старшеклассников с разным  уровнем стрессоустойчивости [Канищева М.А., 2018]. Автором этой работы была выдвинута гипотеза о существовании различий в сформированности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости и была поставлена задача по разработке, внедрению и  оценке эффективности программы коррекции низкого уровня стрессоустойчивости. Исследование проводилось на базе МБОУ «Волоконовская СОШ  No1»  п.  Волоконовки  Белгородской обл. Выборка испытуемых  состояла из 82 старшеклассников: 48 девочек  и  34  мальчиков, возрастом от 15 до 18лет.

 В отличие от исследования, проведенного в г.Екатеринбурге с использованием 8 методик, в этом исследовании были задействованы  всего 3 методики, а именно:

1.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р. Раге), адаптированная для детей Т.А. Крюковой.

2.Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин).

3. Тест   смысложизненных   ориентаций (СЖО)  («Цель  в  жизни» Дж. Крамбо, Л. Махолик; адаптация Д.А. Леонтьева).

В сети можно ознакомиться с подробным описанием особенностей всех   трех упомянутых выше тестов, применение которых  позволило автору исследования придти к следующим выводам:

1 В результате исследования у большой части старшеклассников выявлен низкий Уровень  стрессоустойчивости  (41%).  Они находятся  в  состоянии сильной стрессовой нагрузки, так как стоят перед выбором будущей профессии, дальнейшего  жизненного  пути. Для  них  характерны  такие  черты,  как ранимость, тревожность, состояние нервно-психического напряжения.

2. Старшеклассники с высоким  уровнем  стрессоустойчивости обладают высокой  степенью структурированности  жизненных планов, характеризующихся большим разнообразием, наличием ближайшей, средней и отдаленной  перспектив,  положительной  эмоциональной окрашенностью будущего, достаточно высокой  степенью  осмысленности.  Они четко представляют себя в будущем и готовы взять на себя ответственность за все, что  с  ними  происходит  и  произойдет.

3. После  реализации  программы  психологической  коррекции  низкого уровня стрессоустойчивости у старшеклассников  произошло  повышение уровня  стрессоустойчивости. Они  стали  легче  переносить  эмоциональные, волевые,  интеллектуальные  нагрузки  средней  интенсивности,  а  выполняемая деятельность стала более эффективной и продуктивной.

4. В контрольной группе качественных изменений уровня стрессоустойчивости не наблюдалось.

Авторы настоящей статьи планируют выяснить, изменилась ли степень повышения стрессоустойчивости армянских школьников после первых попыток  внедрения в  армянских школах так называемых  «революционных образовательных процессов».

К числу «революционных» преобразований в сфере армянского школьного образования отнесена школа «АйБ», открытая в Ереване в 2011 году. Предполагается, что в этой школе на сугубо национальной основе булут разрабатываться самые передовые достижения современного образования, что «позволило бы этой школе стать моделью армянской школы 21 века» [Школа «АйБ]. Именно поэтому уже в 2013 году образовательный фонд «АйБ» в сотрудничестве с Центральным банком РА открыл в г. Дилижан Центральную школу, которая входит в семейство школ «АйЬ» и стала первым школьным проектом, осуществленным фондом в рамках внешнего заказа и финансирования. Результатом сотрудничества Образовательного фонда «АйБ» и ЦБ РА стало создание модели городской школы, доступной не только для детей сотрудников ЦБ, но и других семей, проживающих в Дилижане.

Из множества задач, поставленных организаторами для всех средних школ, функционирующих в системе «АйБ» сформулированы в качестве основных, следующие задачи:

1.приобщая учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям, способствовать становлению у них гражданского самосознания;

2. обеспечить преемственность развития мыслительных, духовных и физических возможностей учащихся;

3. разнообразить сферы, форматы и инструментарий организации мыслительной и практической деятельности школьников, тем самым добиваясь гармонизации познавательных процессов и их практического воплощения;

4. организуя учебный процесс, исходить из принципа непременной взаимосвязанности знаний и навыков и обеспечивать их практическое применение.

 Ознакомление с ходом претворения в жизнь поставленных задач свидетельствует о том что авторы предлагаемого проекта совершенно проигнорировали упомянутое выше требование по повсеместной реализации на практике современных инновационных методов обучения, и, в частности, таких методов, которые позволяют оценить степень устойчивого развития образовательных процессов, т.е. определить уровень стрессоустойчивости армянских школьников.

 Для реализации этой задачи авторы настоящей статьи предполагают воспользоваться возможностями искусственного интеллекта, который уже используется в сфере образования.  В литературе отмечается, что «ИИ может автоматизировать выставление оценок, предоставляя преподавателям больше времени. Он может оценивать учащихся и адаптироваться к их потребностям, помогая им работать в своем собственном темпе. ИИ-тьюторы могут оказывать дополнительную поддержку учащимся, чтобы они не сбились с пути. И это может изменить то, где и как студенты учатся, возможно, даже заменив некоторых учителей» [9].  По утверждению автора цитируемой статьи Эда Барнса, системы ИИ работают, как правило, «поглощая большие объемы помеченных обучающих данных, анализируя эти данные на предмет корреляций и закономерностей и используя эти закономерности для прогнозирования будущих состояний.

 Таким образом, чат-бот, получающий примеры текстовых чатов, может научиться производить реалистичный обмен мнениями с людьми, а инструмент распознавания изображений может научиться идентифицировать и описывать объекты на изображениях, просматривая миллионы примеров. Программирование ИИ фокусируется на трех когнитивных навыках: обучении, рассуждении и самокоррекции.

 Процесс обучения. Этот аспект программирования ИИ фокусируется на сборе данных и создании правил того, как превратить данные в полезную информацию. Правила, называемые алгоритмами, предоставляют вычислительным устройствам пошаговые инструкции по выполнению конкретной задачи.

 Процесс построения рассуждения. Этот аспект программирования ИИ фокусируется на выборе правильного алгоритма для достижения желаемого результата.

 Процесс самокоррекции. Этот аспект программирования ИИ предназначен для постоянной тонкой настройки алгоритмов и обеспечения максимально точных результатов».

 В статье, посвященной описанию методов интеллектуального анализа данных и образовательной аналитики (современное образование) утверждается, что «в 2000-х годах появилась информационно-технологическая инфраструктура и инструменты, позволяющие обрабатывать и анализировать большие массивы данных (Big Data). Очень быстро эта техническая возможность переросла в социально-экономический феномен, серьезно повлиявший на бизнес, здравоохранение, производство, космическую отрасль, биотехнологии, маркетинг и многие другие сферы жизни, в том числе и образование» [Ширинкина Е.В., 2022]. 

Как утверждает автор цитируемой статьи «в ближайшие годы произойдет переход от обсуждений к практическому внедрению учебной аналитики в образовательные процессы».

Заключение

   Внедрение учебной аналитики позволит выстроить стратегию обучения и совместить цели обучающей программы с эффективностью образовательного процесса и ожидаемыми результатами со стороны обучающихся. В этой связи необходимо изучить все виды учебной аналитики. Аналитика обучения, или образовательная аналитика в области повышения стрессоустойчивости старшеклассников предусматривает измерение, сбор, анализ и представление данных об обучающихся и образовательной среде с целью понимания особенностей обучения и максимальной ее оптимизации. В частности, по мнению ИИ «стрессоустойчивость старшеклассников зависит от многих факторов, таких как их личностных качеств, семейной и школьной среды, а также уровня поддержки со стороны окружающих. Однако, существуют общие стратегии, которые помогают старшеклассникам улучшить свою стрессоустойчивость» [Стрессоустойчивость старшеклассников, 2023]. .В их числе:

1.Здоровый образ жизни: регулярное упражнение, здоровое питание, и достаточный сон могут помочь снизить уровень стресса и улучшить настроение.

2.Организация времени: планирование своего времени и управление задачами могут помочь старшеклассникам справляться со своими обязанностями и уменьшить чувство беспокойства.

3.Поддержка со стороны окружающих: друзья, семья и учителя могут предоставить эмоциональную поддержку и помочь справиться со стрессом

4. Положительный настрой: старшеклассники могут учиться поощрять положительные мысли и отношения, что может помочь улучшить их самочувствие и уменьшить стресс

5. Умение расслабляться: техники расслабления, такие как медитация, йога, дыхательные упражнения и прогрессивная мускульная релаксация могут помочь уменьшить уровень стресса и улучшить психологическое здоровье.

В целом, стрессоустойчивость старшеклассников можно улучшить путем принятия этих стратегий и постоянной работы над развитием личностных качеств, таких как настойчивость, оптимизм и адаптивность.

 Подобный подход в использовании ИИ полностью соответствует целям и задачам по разработке психометрических моделей стрессоустойчивости в армянских школах на этапе оптимизации   внедряемых в них современных   образовательных процессов.

Список литературы

  1. Ваганова О.В., Кумаргей А.С., 2019. Повышение качества образовательных услуг на основе внедрения технологий бережливого производства в НИУ «БелГУ»// Научный результат. Экономические исследования. – Т.5, №1, 2019.
  2. Давыдовский А.Г., 2017. Математическое моделирование развития технопарка на основе информационных потоков //Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 40-ой Юбилейной международной научной школы семинара, г. Воронеж, 1-7 октября 2017: 518-521.
  3. Давыдовский А.Г., 2019. Математическое моделирование жизненного цикла научных школ как социотехнических систем // Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 42-ой Международной научной школы-семинара, г.Ростов-на-Дону, 1 – 6 октября 2019 г. Воронеж: «Истоки», 2019: 543–547.
  4. Канищева М.А., 2018. Особенности жизненной перспективы у старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости. Выпускная квалификационная работа. Белгород-2018.
  5. Кочетова Н.В., 2019. Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников. Выпускная квалификационная работа. Екатеринбург-2019.
  6. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf
  7. Стрессоустойчивость старшеклассников [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://chat.openai.com/chat. (Дата обращения: 11.02.2023)
  8. Титов А.Б., Ваганова О.В., 2016. Развитие региональной инновационной системы в условиях турбулентности // В сборнике: Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня основания НИУ «БелГУ». 2016. – С. 9-12.
  9. Тихомирова Т.С., 2004. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва – 2004. https://sci.house/pedagogika-obschaya/formirovanie-stressoustoychyvosgi-shkolnikov.html. (Дата обращения: 11.02.2023)
  10. Шаповалова К.С., 2023. Оценка эффективности деятельности технопарков  [Электронный  ресурс] Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/232853/1/478-481.pdf. (Дата обращения: 11.02.2023)
  11. Школа «АйБ», 2023. [Электронный ресурс] Режим доступа: (https: // aybshkool.am( page) about-ayb-school. (Дата обращения: 11.02.2023)
  12. Ширинкина Е.В., 2022. Методы интеллектуального анализа данных и образовательной аналитики // Современное образование. - 2022. - № 1: 51 - 67. DOI: 10.25136/2409-8736.2022.1.37582UR. [Электронный ресурс] Режим доступа: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=37582. (Дата обращения: 11.02.2023)
  13. Эд Барнс, 2023. Что представляет собой искусственный интеллект (ИИ) [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://habr.com/ru/post/710350/. (Дата обращения: 11.02.2023)