16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2022-9-2-0-9

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ИРАКА В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Aннотация

В современных условиях развития как бюджетных отношений в Республике Ирак в частности, так и общем развитии экономики страны возникают ряд проблем и затруднительных ситуации, которые необходимо решать. Превышения статьи расходов над статьей доходы способствует формированию бюджетного дефицита, что формирует необходимость государства выявить дополнительные источники финансирования и нивелировать дефицит государственного бюджета. стараясь минимизировать его расходы в зависимости от геополитической ситуации в стране. В статье рассмотрены проблемы регулирования государственного бюджета Республики Ирака в современных рыночных условиях, которые заключаются в постоянном увеличение объема финансовых ассигнований и снижение результативности государственных расходов, а также диверсификации бюджетных доходов; сокращении чрезмерно высокого фонда заработной платы государственных служащих и реформирования пенсионной системы, обеспечении сбалансированности бюджета, его финансовой обоснованности.
Предложны необходимые меры, направленные на решение выявленных проблем с целью формирования государственного бюджета страны.


Для Республики Ирак вопрос развития государственного бюджета является одним из наиболее важных. Долгие годы формирование бюджета осуществлялось, преимущественно, за счет нефтяных доходов, в то время как поступления из других отраслей не способны были покрывать даже расходы на обслуживание государственного аппарата. Одной из главных причин служило отсутствие эффективной системы бюджетного контроля за поступлением средств в доходы бюджета, слабость или отсутствие регулирования в ряде отраслей экономики, не связанных с нефтью.

На сегодняшний день система бюджетного регулирования Республики Ирак проходит серьезные изменения, которые сопровождаются внесением изменений в законодательство, акты государственного регулирования. Важным шагом стало увеличение полномочий Федерального бюро финансового надзора в части контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, исполнением законодательства о бюджете и нормативных правовых актов, рассматривающих отдельные аспекты бюджетного процесса.

 Роль и сущность государственного бюджета в социально-экономическом развитии государства рассмотрены в трудах Р. Гараевой, Д.А. Гуденко, Э.Р. Мамедовой, Р.М. Севек. Проблемам государственного бюджета Республики Ирак и возможностям его регулирования в текущих рыночных условиях посвящены научные труды Аднан Хусейн Аль-Хайят, Атиф Лафи Марзоог, Бан Мухаммед Саед, Шата Халип.

Целью статьи является раскрыть проблемы регулирования государственного бюджета Ирака в современных рыночных условиях и предложить пути их решения.

Методология исследования основана на материалах зарубежных и отечественных экономистов по исследуемой проблеме. Следует отметить, что научное исследование проводилось на основе фактических материалов Министерства финансов Республики Ирак, отчетности Центрального Банка Ирака и Центральной статистической организации Ирак, которые включают в себя набор универсальных методов научного исследования, таких как: анализ, синтез, монографический подход к исследованию.

Основная часть

 Бюджетная система Республики Ирак пережила значительные реформы, которые в том числе связаны с постепенной гармонизацией иракского законодательства в международной правовой среде. Вопросы регулирования бюджета всегда стояли особенно остро, что было связано со сложившейся системой государственного управления и необходимостью претворения в жизнь новых реформ, которые были призваны улучшить общий механизм управления государственными средствами, исключить хищения государственных средств и сделать бюджетный процесс в Ираке прозрачным.

На сегодняшний день одной из наиболее больших проблем является проблема формирования государственного бюджета. В 2022 году ситуация усугубилась ввиду нестабильной политической ситуации, которая привела к срыву всех инвестиционных проектов, запланированных к завершению до конца года. Последствия не заставили себя долго ждать, отдельные отрасли экономики оказались полностью парализованы, что негативно отразилось на уровне жизни иракских граждан

Рассматривая причины кризиса бюджетной системы Ирака необходимо более подробно рассмотреть недостатки текущего бюджетного механизма.

В последние годы при формировании государственного бюджета Ирака наблюдается четкая направленность на развитие финансовой базы без осознания ее тесной связи с тенденциями экономического развития. В связи с чем, сам процесс подготовки бюджета характеризуется рядом недостатков, в том числе:

1. Постоянное увеличение объема финансовых ассигнований и снижение результативности государственных расходов в части обеспечения устойчивости экономического развития. За период с 2004 по 2019 годы бюджетные расходы выросли с 2 145 100 до 133 107 616 миллионов динаров, что также должно было сопровождаться повышением эффективности и результативности социальных и экономических расходов. Ассигнования достигли своего пика в бюджете 2013 года и составили 138 424 608 миллионов динаров, что было связано с ростом бюджетных поступлений от продажи нефти. Вплоть до конца 2014 года цены на нефть держались на отметке 120 долларов за баррель, но правительство не использовало эти возможности для достижения целей экономического развития. Это, в свою очередь, привело к росту инфляции, а статус государственного бюджета опустился до уровня обычной сметы доходов и расходов.

2. Отсутствие идеи аккумулирования финансовых излишков, образовавшихся в результате роста нефтяных доходов, которые в дальнейшем могли быть направлены на реализацию программ развития отраслей экономики и развитие социальной сферы. Отсутствие контроля за доходами и расходами государственного бюджета, а также освоение большого объема финансовых ассигнований без учета энергетических стандартов, которые бы позволили обеспечить качество и продуктивность государственных расходов, не позволили создать бюджетный механизм, который бы отражал реальные потребности по экономической диверсификации. Формируемые из излишков нефтяных доходов резервы могли бы быть направлены на учебные программы и проекты реального развития в области производства товаров, инфраструктуры и социальных услуг, в которых и по сегодняшний день нуждаются мухафазы Ирака.

3. Применение концепции «планового дефолта» при составлении бюджета длительные годы является основанием для расширения объемов финансовых ассигнований над плановыми доходами. Это служит одной из причин неприменения резервирования в отношении сверхдоходов от нефти. Концепция планового дефолта послужила причиной роста государственного долга Ирака. Средства из федерального бюджета выделялись в мухафазы в виде кредитов под предлогом покрытия этого дефицита. Это привело к значительной долговой нагрузке, величина рассрочки и процентов зачастую покрывает большую часть расходов бюджетов мухафаз. Вместе с тем, объем запланированного дефицита достигался лишь в определенные годы, все остальное время наблюдалось превышение фактических расходов над доходами. Проведём анализ государственного бюджета Ирака в миллионах динар (IQD млн.) рис. 1.  [Гос. бюджет, 2023]

 Анализ выявил, что формируется профицит государственного бюджета в Ираке вырос до 4645762 IQD млн. (3.557 млрд. USD) в феврале 2023. Максимальный профицит достигал 61244368 IQD млн., а дефицит -16599895 IQD млн.

 

Из графика можно наблюдать, что объем государственных доходов в Ираке вырос до 17668984 IQD млн. (13.529 млрд. USD) в феврале 2023. Максимальный объем достигал 119466400 IQD млн., а минимальный 1119448 IQD млн.[Гос. бюджет, 2023]

 

Наблюдается объем бюджетных расходов в Ираке вырос до 13023221 IQD млн. (9.972 млрд. USD) в феврале 2023. Максимальный объем достигал 111723520 IQD млн., а минимальный 468749 IQD млн.

 

Таким образом, анализ военных расходов в Ираке вывил, что наблюдается снижение до 4683 USD млн. (4.683 млрд. USD) в 2022. Максимальный уровень достигал 9493 USD млн., а минимальный 217 USD млн.[Гос. бюджет, 2023]

 

Дефицит государственного бюджета от ВВП в Ираке вырос до 0.8 % в 2021. Максимальный профицит достигал 10.7 %, а дефицит -34.9 %.

Все процедуры государственных заимствований, политика управления государственным долгом и связанные с ней ежегодные финансовые взносы в счет обслуживания долга, строились на основании объема запланированного дефицита. Проанализируем внутренний долг Ирака (таблица 1).[Fliginskih T.N., 2020].

За 2020 год внутренний долг Ирака достиг максимальных 65 496 млрд динар и в последующие два года вырос, несмотря на большой прирост ВВП. К концу 2022 года внутренний долг составляет 18% от ВВП или 70 505 млрд динар. За десять лет долг вырос почти в 4 раза. [Центральная статистическая организация, 2023]

Помимо внутренних заимствований у Ирака имеются также внешние заимствования, размер которых за 2010 год оценивался в 87,7 миллиарда долларов, из которых 80% имели возможность списания после соглашения со странами Персидского залива. Для сравнения, ВВП Ирака в 2010 г. составлял 82,2 миллиарда долларов [Центральный банк, 2023].

4. Расширение объема текущих расходов, на долю которых приходится основная часть ежегодных бюджетных ассигнований, в которых на статьи о заработной плате приходится наибольшая часть этого расширения. Слабость государственного административно-функционального аппарата провоцирует низкую производительность, в том числе по причине отсутствия возможностей трудоустройства за пределами государственного сектора. Вместе с дублированием и существенным завышением отдельных статей текущих расходов это приводит к проблемам операционной эффективности. На долю операционных расходов приходится до 70% всех государственных расходов. Расширение объемов расходов является прямым следствием роста числа рабочих и служащих государственного функционального аппарата, из которых только 6 миллионов человек приходится на тех, кто связан только с правительством [World Bank Data, 2023].

Провал экономической политики и низкое влияние общего бюджета на экономическое развитие в активизации роли частного сектора в экономической диверсификации и уменьшении проблем безработицы, приводит к инфляции государственных расходов, появлению дополнительных назначений из-за отсутствия возможностей трудоустройства в частной экономисткой деятельности. Помимо чрезмерной величины операционных расходов, важной проблемой является расточительность и отсутствие рациональности в финансовых ассигнованиях. Главная дилемма операционных расходов в их расширении заключается в том, что это расширение происходит за счет инвестиционных расходов, связанных с формированием активов из капитала, компенсирующего истощение запасов нефти и возможность их истощения в будущем.

Ирак, также, как и ряд других стран Ближнего Востока, продолжают использование устаревшего бюджетного механизма, который заключается в заинтересованности в росте бюджетных ассигнований без их привязки с достижениями в области развития и социальными благами, которые могут быть получены в результате этих ассигнований. Ряд стран уже развивают элементы новой экономической модели, создавая связи между финансовыми ассигнованиями и результатами экономических достижений, а также социальными выгодами, получаемыми от использования бюджетных средств, к которым в том числе относятся: учебные программы по инвестициям для проектов и экономической деятельности. Признаками новых бюджетных моделей являются переход к построению бюджетов на основе программ, повышение результативности и эффективности расходов с выходом на нулевой бездефицитный бюджет.

5. Инвестиционные расходы государственного бюджета Ирака имеют тенденцию к снижению. Помимо этой проблемы существует также проблема слабости и неэффективности этих видов расходов, а также проблемы, связанные с госконтрактами, методами и механизмами для реализации проектов, что мешает развитию частно-государственного партнерства и партнерства между секторами. Снижение государственных инвестиций отмечено в обрабатывающем и сельскохозяйственном секторе, а также в развитии туристических проектов, что является одним из наиболее важных препятствий на пути экономической диверсификации и стимулирования частных инвестиций в эти проекты. Следовательно, реформирование этого аспекта имеет большое значение для усиления роли бюджета в государственных инвестициях, что требует введения экономических критериев расходования средств и постановки реальных целей в области развития.

Помимо непосредственно проблем, связанных с государственным бюджетом и его влиянием на рыночные трансформации, также имеются проблемы административного аппарата, которые влияют на надежность и дисциплинированность среды государственных расходов, свободу бюджетного механизма от расточительства и коррупции. Поскольку результаты бюджетных расходов, развитие бюджета и социальная отдача от расходов во многом зависят от методов и механизмов, посредством которых осуществляется распоряжение бюджетными ассигнованиями. Для достижения результативности необходимо, чтобы требования к надежности бюджетного механизма применялись не только в отношении операционных расходов, которым свойственны более высокие риски расточительства, но и в отношении инвестиционных расходов, связанных с условиями и проблемами реализации проектов и государственных контрактов. Для этого необходимо создать заинтересованность в подготовке технико-экономических обоснований проектов, применении качественных спецификаций по экономическим соображениям и нормативов затрат.

Для повышения устойчивости экономики и снижения зависимости иракского бюджета от доходов от нефти при одновременном обеспечении расходов на социальные нужды, стране необходима более жесткая налогово-бюджетная политика. Это необходимо для достижения ключевых приоритетов регулирования иракского бюджета, ими являются:

- диверсификация бюджетных доходов;

- сокращение чрезмерно высокого фонда заработной платы государственных служащих и реформирования пенсионной системы;

- обеспечение сбалансированности бюджета, его финансовой обоснованности.

На сегодняшний день Правительство Ирака не сформировало ни одного актуального нормативно-правового акта, касающегося вопросов регулирования экономики и социальной сферы в текущих макроэкономических условиях. Как результат, регулирование иракского бюджета, осуществляется на основании положений ранее утвержденных законов об исполнении государственного бюджета Ирака, положений таможенно-тарифной политики, закона о пенсионном обеспечении, среднесрочной стратегии государственного долга и плана заимствований.

Достижение бюджетной обеспеченности в краткосрочной и среднесрочной перспективах обеспечивается путем реализации стратегии заимствований. Основными направлениями регулирования бюджета выступают:

1. Сокращение числа косвенных денежных операций.

2. Поддержка бюджета за счет актуализации внешних льготных кредитных заимствований.

3. Поиск внешних кредитов с более низкой процентной ставкой и займов для финансирования проектов через официальных кредиторов.

4. Использование инструмента еврооблигаций в качестве второго приоритета внешних заимствований.

5. Использование гарантий экспортно-кредитных агентств для финансирования инвестиционных проектов.

6.Установление верхнего предела суверенной гарантии, представляемой Министерством финансов Ирака государственным предприятиям.

7. Диверсификация финансовых инструментов.

8. Сокращение автоматической пролонгации за счет консолидации долга или реструктуризации для повышения прозрачности облигационных займов.

9. Увеличение сроков погашения внутренних государственных ценных бумаг.

10. Достижение договоренностей по неурегулированному наследственному долгу на площадке Парижского клуба.

11. Сокращение использования национальных резервов для финансирования бюджетного дефицита.

От эффективности управления государственным долгом, в конечном итоге, зависит текущая бюджетная обеспеченность, что особенно актуально в условиях резких изменений доходов от нефти в течении года.

Управление расходами иракского бюджета осуществлялся путем применения лимитов бюджетных ассигнований. Данные лимиты вводятся для каждого Министерства Ирака, их предельная величина определяется законом о бюджете на очередной год. Данный метод управления расходами определяется как метод балансирующих статей, который применяется при планировании государственных расходов уже более полувека. Несмотря на это, данный метод обладает рядом недостатков, одним из главных является отсутствие ясности в отношении целей, на которые выделяются бюджетные средства, и отсутствие стандартов оценки результатов деятельности государственных единиц и эффективности реализации различных программ, что снижает рациональность данных расходов и приводит к растрате средств.

Для обеспечения экономической диверсификации и создания новых рабочих мест необходимо реформировать налогово-бюджетную политику, основные меры, которые должны быть направлены на создание справедливого налогообложения, повышение эффективности системы налогового администрирования, обеспечение поддержки частного сектора, деятельность которого не связана с нефтяной сферой, за счет введения специальных налоговых режимов и льгот. Таким образом, будет обеспечено не только достижение краткосрочных целей в виде роста доходов бюджета, но и долгосрочных целей развития Ирака.

Другими перспективными мерами связаными с регулированием экономических процессов в целях достижения устойчивого роста можно  отнести меры регулирования, которые призваны оказать влияние на сбалансированность бюджетных поступлений.

Учитывая текущие тенденции развития экономики, а также проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время, предлагается внедрить следующие мероприятия в целях повышения эффективности регулирования государственного бюджета Ирака:

  1. разработать фискальную политику, которая бы отвечала современным потребностям диверсификации экономики.
  2. повысить эффективность регулирования государственного бюджета путем перехода к программно-целевому бюджетированию.
  3. использовать краткосрочные прогнозы, с определением комплекса мер в целях оперативного реагирования на снижение доходов от нефти.

Заключение

Таким образом, сущность регулирования заключается в участии государства в общественном воспроизводстве через образование и использование денежных фондов. При выборе направлений регулирования государство исходит из собственных целей социально-экономического развития, приоритетов и направлений государственной политики, в зависимости от которой различают: регулирование с помощью изменения пропорций расходов, с выбором форм регулирования, с акцентом на повышение уровня жизни населения, с акцентом на изменение бюджетно-налоговых механизмов, с акцентом на трансформацию экономических систем.

Государственный бюджет является главным инструментом поддержания рыночных трансформаций национальной экономики. Перераспределяя средства бюджета на стратегически важные направления экономического развития, государство тем самым стимулирует экономические преобразования. Современный бюджетный механизм призван стимулировать потребительскую активность в качестве главного условия обеспечения стабильного спроса на выпускаемые товары и реализуемые услуги.

Список литературы

  1. Государственный бюджет Ирака: объем, расходы и доходы, 2023. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/government-budget/iraq/(дата обращения: 16.06.2023).
  2. Министерство финансов Республики Ирак, 2023. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mof.gov.iq/pages/MOFPublicReports.aspx. (дата обращения: 16.06.2023).
  3. Центральная статистическая организация Ирака: промышленная статистика, 2023. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cosit.gov.iq/documents/AAS2021/4.pdf. (дата обращения: 16.06.2023).
  4. Центральный банк Республики Ирак, 2023. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbi.iq/news/view/93. (дата обращения: 16.06.2023).
  5. Fliginskih T.N., Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Bykanova N.I., Ragheed Y., Usatova L.V., 2020. The Impact of E-Banking on Performance of Banks: Evidence From Russia // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Т. 12. № S4. С. 231-239. 
  6. Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Lesovik R.V., Lesovaya S.L., 2020.  Digital Transformation of Russias Agricultural Sector // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. No. Extra 12. Pp. 397-406. 
  7. World Bank Data: Iraq, 2023. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.worldbank.org/country/IQ. (дата обращения: 16.06.2023).
  8. قانون الموازنة العامة االتحادية لجمهورية العراق للسنوات المالية 2023 و 2024  (Федеральный закон об общем бюджете Республики Ирак на 2023, 2024 и 2 финансовые годы). URL: https://iq.parliament.iq/blog/2023/04/17/تقرير-اللجنة-المالية-حول-مشروع-قانون-ا/ (дата обращения: 05.05.2023).
  9. Vaganova O., Bykanova N., Gordya D., Evdokimov D., 2021. Growth Points of Fintech Industry in the Perception of Financial Market Transformation // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). - 2021. - Vol. 103. - Pp. 435-441.
  10. Yousef Ragheed, Vaganova O. V., 2021. Development of Internet banking as an innovative distribution channel in Syrial, Research Result. Economic Research, 2021, 7(4), 95-102, DOI: 10.18413/2409-1634-2021 -7-4-0-10.
  11. Vaganova O.V., Bykanova N.I., Mityushina I.L., Mohanad A.-S., Salim R., 2019. Introduction of the Latest Digital Technologies in the Banking Sector: Foreign Experience and Russian Practice. Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, vol. 7, no. 5, pp. 789-796.
  12. Ваганова О. В., 2019. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1: 21-30. DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-1-21-30.
  13. Ваганова О.В., Быканова Н.И., Гордя Д.В., Голубоцких В.Н., 2022. Развитие системы OPEN BANKING в России. Современная экономика: проблемы и решения, 1(145): 27–37. https://doi. org/10.17308/meps.2022.1/2752