«ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА И «ЗЕЛЕНЫЕ» ИНВЕСТИЦИИ КИТАЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Aннотация
Возрастающая антропогенная нагрузка современного мира приводит к ухудшению состояния окружающей среды и росту экологических проблем. Устойчивое развитие является глобальной проблемой. Более 100 стран и регионов объявили о своих целях в области устойчивого развития, взяв на себя определенные обязательства по эколого-социо-экономическому развитию стран. Данная статья посвящена рассмотрению одного из финансовых инструментов – «зеленых» инвестиций. «Зеленое» инвестирование направлено на создание бизнес-производств, технологий, позволяющих снизить воздействие на окружающую среду. В исследовании рассмотрен опыт Китая в реализации концепции устойчивого развития и «зеленой» экономики. Китай реализует экономическую политику, соизмеряя со своим населением, ресурсами и окружающей средой. В национальной политике подчеркивается необходимость «всестороннего укрепления строительства экологической цивилизации» и реализации новых концепций развития, в которых упор делается на «инновационное, скоординированное, экологичное и открытое развитие для всех». Приоритет Китая «достичь пика выбросов углерода к 2030 году и достичь углеродной нейтральности до 2060 года». В стране создаются экономические условия для достижения поставленной цели. Авторами проанализировано использование принципов ESG на предприятиях страны. Концепция ESG получила положительные отзывы в Китае. Предприятия страны внедряют инструменты ESG: внедрение новых энергосберегающих технологий, использование возобновляемых источников энергии, выпуск «зеленых» облигаций и другие. Концепции устойчивого развития и ESG приняты Китаем и являются важными ориентирами для развития «зеленого» инвестирования и инновационной экономики.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, «зеленые» инвестиции, Китай, устойчивое развитие, экологические проблемы
Введение
Мир становится «зеленым», начиная от переработки и производства электроэнергии и заканчивая органическими продуктами и устойчивым рыболовством. Почти все заинтересованы в облегчении бремени, которое человечество возлагает на окружающую среду, от ученых-климатологов до предприятий, потребителей и политиков.
«Зеленые» инвестиции сегодня можно охарактеризовать как процесс поиска предприятиями или фондами путей сокращения вредных загрязнителей или более устойчивого использования ресурсов. Это может происходить в виде альтернативных технологий, таких как солнечная/ветровая энергия, или исследования способов более эффективного использования ресурсов.
Исследовательское направление, связанное с развитием «зеленых» инвестиций и, в целом, «зеленой» экономики, актуальное и набирает обороты.
Среди российских ученых данной проблематикой занимаются Шишов В.Д.
[Шишов В. Д., 2019], Шевченко А.А. [Шевченко А. А., 2017], Не На, Яковлева Е. А. [Ne Na, Yakovleva E. A., 2022], Вильданова М.М. [Вильданова М.М., 2022], Ермакова Е.П. [Ермакова Е.П.,2020], характеризуя зеленое финансирование как современную тенденцию развития и мировой экономики, и отдельных ее стран, в том числе Китая.
Публикации по «зеленому» финансированию в конкретных секторах экономики, в частности, в строительстве, изучались такими исследователями как Нечипорук А.А. [Нечипорук, А. А.], Порфирьев Б.Н. [Порфирьев Б. Н., Владимирова И.Л., 2015], в энергетическом секторе – Клеандров М.И. [Клеандров М. И., 2022], Семенкова Е.В. [Семенкова Е. В., Колосов С.И., 2021], Колосов С.И. [Семенкова Е. В., Колосов С.И., 2021], в сфере развития «зеленых» облигаций – Богачева О.В. [Богачева О.В., Смородинов О.В., 2017], Смородинов О.В. [Богачева О.В., Смородинов О.В., 2017], Лазарева Т.В. [Лазарева Т.В., 2019] и многие др.
Основная часть
Экологически безопасные инвестиции могут принести как прибыль, так и экологические преимущества. По мере того, как мир приспосабливается к изменению климата, более старые технологии, связанные с ископаемым топливом, и отрасли, загрязняющие окружающую среду, вероятно, столкнутся с более высокими затратами и нормативными барьерами, что потребует поиска «экологических альтернатив». Многие фонды сегодня ищут эти альтернативные инвестиции, надеясь на высокую прибыль в будущем. Существует ряд проблем, решение которых может быть реализовано более эффективно именно в случае тесного сотрудничества между странами [Аржаев Ф.И., Мехдиев Э.Т., Соловьева Н.Е. 2022].
Основными направлениями современного зеленого финансирования являются:
- создание и производство энергии с помощью возобновляемых источников. Производство электроэнергии, основанное на использовании возобновляемых источников энергии, создает дополнительные источники инвестирования для частных лиц, компаний и государств.
- использование потенциала гидроэнергетики. Вода является основным ресурсом для возобновляемых источников энергии на протяжении веков. Сегодня такие проекты, как массивная плотина «Три ущелья» в Китае, могут обеспечить электроэнергией от 70 до 80 миллионов домохозяйств. По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), гидроэнергетика является наиболее экономичным способом производства электроэнергии. В этом пункте также можно остановить внимание на инвестициях в водопользование. Есть серьезные опасения, что в мире закончится пресная вода из-за изменения климата. Так, Европейское агентство по окружающей среде отмечает, что около 20 европейских стран зависят от других стран в отношении более чем 10% своих водных ресурсов. Пять сран (Нидерланды, Венгрия, Молдова, Румыния и Люксембург) полагаются на реки, впадающие из других стран, которые обеспечивают более 75% их воды. Портфель инвестиций в водные ресурсы может включать компании, занимающиеся сбором, очисткой и распределением воды.
- ветровая энергия, которая остается одним из самых быстрорастущих источников возобновляемой энергии: за последние два десятилетия его объем увеличился в 75 раз. Китай лидирует в мире с установленной мощностью 288,3 гигаватт в 2020 году, за ним следуют США и Германия с соответствующими значениями 122,3 и 62,9 гигаватт.
- солнечная энергия. Реализация потенциала солнечной энергии возможна только через производство и установку солнечных панелей. Особое значение в использовании солнечной энергии играет ее накопление и последующее использование. Инвестиции необходимы производителям солнечных панелей, модулей и систем.
- уменьшение и переработка отходов. Переработка отходов стала стандартной практикой. Современный человек осознает, что бумагу, металл и стекло можно перерабатывать и использовать повторно, а отработанное масло, аккумуляторы, сотовые телефоны, компьютеры и даже детали автомобилей могут обрести вторую жизнь. Необходимо создание бизнес-предприятий, которые будут осуществлять утилизацию и переработку отходов.
- альтернативное сельское хозяйство. Сельское хозяйство и, в частности, животноводство являются основными источниками выбросов углекислого газа, не говоря уже об экологических последствиях сельскохозяйственных удобрений и пестицидов. Существует несколько способов уменьшить экологический след сельского хозяйства через органическое земледелие. Органические фермы воздерживаются от использования пестицидов, придерживаются устойчивых методов ведения сельского хозяйства и реализуют полезную эко-продукцию.
«Зеленые» инвестиции могут стать одним из финансовых инструментов, позволяющим решить экологические проблемы отдельных стран и регионов мира. Еще в 2016 году на Саммите G20, который проходил в китайском Ханчжоу, стало включение в повестку дня в качестве самостоятельного пункта вопроса о «зеленом финансировании» с целью увеличения вклада финансового сектора в экологически устойчивый экономический рост [Худякова Л.С., 2016].
Одним их лидеров в мировой экономике по выбросам углекислого газа является Китай. Объем эмиссии по итогам 2021 года составил 12,47 Гт, или 33,9% от мирового объема. Президент Китая Си Цзиньпин объявил, что Китай намерен достичь пика выбросов углекислого газа к 2030 году и достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Сокращение выбросов углекислого газа и переход к условиям климатической нейтральности является одним из важнейших приоритетов национальной экономики и политики Китая.
Тринадцатый и четырнадцатый пятилетние планы Китая (2016-2020 и 2021-2025 годы соответственно) связаны со смещением акцента в политике Китая на борьбу с загрязнением окружающей среды.
Внутри страны движущими силами этого сдвига являются густой смог, который часто окутывает Пекин и другие районы, и резко растущий импорт нефти, что вызывает обеспокоенность по поводу целого ряда экологических проблем, рисков для здоровья и энергетической безопасности. Кроме того, внутренние опасения по поводу стабильности климата усилили и международное давление на Китай в связи с необходимостью активизации борьбы с глобальным изменением климата. Другими словами, ради национальных и международных интересов Китай больше не может продолжать следовать по своему традиционному пути поощрения экономического роста в ущерб окружающей среде.
Еще в ноябре 2012 года Восемнадцатый Национальный съезд Центрального комитета Коммунистической партии Китая принял общую политику создания «экологической цивилизации». Это ставит экологические цели на один и тот же уровень приоритета политики в области экономического, политического, культурного и социального развития – и подчеркивает, что ценности экологической цивилизации будут внедрены во все аспекты экономического развития.
С учетом грандиозного видения создания экологической цивилизации встает вопрос о том, как Китай будет справляться с экологическими издержками потребления энергии, необходимыми для стимулирования экономического роста, особенно с последствиями изменения климата. Это создает огромную дилемму в области климатической политики не только для Китая, но и для всего мира, учитывая масштабы выбросов в Китае и его динамичную экономику.
Это верно даже в контексте нынешнего замедления китайской экономики, поскольку несмотря на то, что темпы роста Китая замедлились, постепенный прирост этого уровня роста по-прежнему значителен на глобальном уровне. На этом фоне цели и политика Китая в области энергетики и охраны окружающей среды становятся актуальными важными как для исследовательских целей, так и для ознакомления китайского опыта.
В 2015 году Китай принял первую в мире национальную Таксономию по выпуску зеленых облигаций (Green Bond Endorsed Proyect Catalogue). В настоящее время Народный банк Китая работает над созданием таксономии переходного финансирования для наиболее углеродоёмких секторов – тепловая энергетика, производство стали и цемента, а также сельское хозяйство. Центральный банк Китая начал кредитовать банки для последующего финансирования сокращения выбросов. Кредиты по пониженной процентной ставке выдаются в рамках механизма сокращения выбросов углерода для продвижения зеленых проектов и усилий по сокращению выбросов углерода [Никонов И.В., Хачатрян А.В., Копалкина Е.А., 2023].
Китай стал вторым по величине рынком «зелёных кредитов» в Азиатско-Тихоокеанском регионе и вторым после США по выпуску «зелёных облигаций». В 2021 году Китай стал крупнейшим рынком климатических инвестиций за пределами Европы, обогнав США, при этом активы «климатических» инвестиционных фондов, зарегистрированных в стране, достигли рекордных 46,7 млрд долларов (+149 % к 2020 году).
В стране используются и внедряются различные зеленые финансовые инструменты, среди которых преобладают «зеленые» кредиты и «зеленые» облигации. Получают активное развитие такие инструменты, как:
- создание в провинциях экспериментальных зон «зеленого» финансирования, позволяющих через консультативные услуги развивать систему «зеленого» финансирования, а также предоставляющих «зеленые» кредиты и субсидии по «зеленым» облигациям;
- национальная система торговли выбросами по принципу «ограничения и торговля». Система торговли выбросами Китая – это инструмент, позволяющий сократить объемы выбросов углекислого газа в энергетической секторе. Правительство устанавливает верхние пороговые значения на выбросы парниковых газов угольными и газовыми электростанциями. Компании обладают разрешениями на каждую единицу выбросов, разрешения получаются бесплатно или покупаются у государства или других компаний, которые участвуют в системе по «принципу торговли». В 2021 году совокупный объем сделок с квотами на выбросы углерода составил 179 млн тонн, совокупная стоимость сделок – 7,661 млрд юаней. До 2025 года 80% квот на выбросы будет распределяться бесплатно, недостающие квоты покупаются компаниями на Шанхайской эколого-энергетической бирже. В перспективе СТВ распространится на химическую, сталелитейную, нефтяную и нефтеперерабатывающую и другие отрасли промышленности [Никонов И.В., Хачатрян А.В., Копалкина Е.А., 2023];
- зеленые инвестиционные фонды. Главной целью создания таких фондов является привлечение финансирования для инвестирования в проекты, связанные с уменьшением выбросом парниковых газов, низкоуглеродные и экологически чистые проекты. По данным Ассоциации управления активами Китая, существует 1178 государственных и частных инвестиционных фондов с экологически безопасными и устойчивыми направлениями инвестиций ESG с общим объемом 882 млрд юаней, что на 34% больше, чем в 2020 году. Среди них 242 публичных фонда. фонды с масштабом управления более 442 млрд юаней и 936 фондов прямых инвестиций с масштабом управления более 400 млрд юаней.
В 2021 году создан Пекинский инвестиционный фонд зеленой инфраструктуры, который применяет концепцию развития ESG и реализует «зеленые» инвестиционные проекты в различных отраслях промышленности. В ноябре 2022 года Алюминиевая корпорация Китая объединила усилия с Сельскохозяйственным банком Китая в создании зеленого фонда прямых инвестиций для предприятий с низким уровнем выбросов углерода в размере 6 миллиардов юаней [Nedopil C., Song, Z., 2023].
Одним из направлений инвестирования в Китае является инвестирование в экологически чистый транспорт. За 10 лет построено две трети новых линий метро в мире и почти 90% новых высокоскоростных железнодорожных линий. Во многих китайских городах большинство городских автобусов уже являются электрическими. По прогнозам, электромобили к 2030 будут составлять 40 % от всех продаж автомобилей в стране.
Ориентируясь на национальные стратегические цели в области «зеленой» экономики, китайский корпоративный сектор активно участвует в реализации политики устойчивого развития и глобальной охраны окружающей среды. Китайские компании динамично развивают стимулирование переориентации инвестиций на декарбонизацию экономики, реализуют мероприятия и проекты по очистке окружающей среды и сокращению загрязнения, выносят в корпоративные цели своих бизнес-стратегий – повышение энергоэффективности и ресурсоэффективности.
Для китайских компаний остается актуальной повестка внедрения принципов экологии, социальной политики и корпоративного управления (ESG-принципы: Environmental, Social and Corporate Governance), несмотря на изменения, появившиеся в мировой экономике в 2022 году. [3]
В июне 2022 года вступил в силу набор добровольных руководящих принципов для китайских компаний по отчётности об экологических, социальных и управленческих показателях.
В таблице 2 приведен обзор деятельности ведущих китайских компаний, реализующих ESG-принципы.
Таким образом, зеленые инвестиции ищут возможности, которые приносят пользу окружающей среде. Одним из основных направлений зеленого финансирования являются технологии возобновляемой энергии (ветровая, солнечная энергия и гидроэнергетика). Еще одной новой технологией, сокращающей потребление ископаемого топлива, является «зеленый» транспорт, электромобили. Борьба с загрязнением, сокращение отходов и устойчивое сельское хозяйство являются альтернативными способами защиты окружающей среды.
Заключение
Современная китайская модель национального развития предполагает сдвиг в сторону экономического роста более высокого качества, но с более низкими количественными показателями, с особым акцентом на четыре направления: услуги, инновации, сокращение неравенства и экологическую устойчивость.
Реализация принципов экологической устойчивости в контексте взаимосвязи между общей экономической активностью современного Китая, структурой промышленности, экономической стратегией и политикой правительства, спросом на энергоносители – все это составляет ключевую часть истории изменения климата в стране.
Начиная с 2006 года, Китай ввел и расширил ряд целевых показателей и стратегий по улучшению энергосбережения в промышленности и других секторах экономики. При этом страна стремится стать мировым лидером в области продвижения «зеленого финансирования» на собственной территории.
Поддержка со стороны правительства Китая и давление со стороны инвесторов сделали ESG-повестку ключевой для компаний, привлекающих финансирование в стране. Вместе с тем, для реализации амбициозных задач, закрепленных в стратегических документах, Китай пытается адаптировать мировые стандарты ESG-принципов к национальной специфике. Обязательность, строгость выполнения и соблюдения какого-либо из компонентов будет определяться китайскими властями исходя из конкретной социально-экономической обстановки [Луконин С.А., Аносов Б.А., 2021].
В качестве итогового вывода, хочется отметить слова Управляющего Народного Банка Китая Чжоу Сяочуань: «В Китае создание системы «зеленого финансирования» стало национальной стратегией. Обязательства лидеров страны в этой сфере отражают стремление реорганизовать национальную финансовую систему, с одной стороны, и послужить делу инклюзивного зеленого развития с другой. Мы надеемся, что другие страны последуют нашему примеру» [Худякова Л.С., 2016].
Список литературы