КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ: ПРИНЦИПЫ И ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Aннотация
В статье рассматриваются такие ключевые вопросы развития аграрной экономики Республики Южная Осетия как принципы, концептуальные положения и законодательные инициативы, необходимые для восстановления сельского хозяйства региона с учетом вызовов и возможных угроз, обусловленных геополитической обстановкой в мире. На основе анализа уровня рекомендуемых медицинских норм потребления основных продуктов питания выявлена общая потребность недостающего производства и сделан вывод о необходимости вовлечения в решение проблемы продовольственного обеспечения населения республики имеющихся производственных ресурсов. Отмечается, что в условиях ограниченности пахотных земель важно расширять использование иных категорий сельскохозяйственных угодий для решения проблемы продовольственного обеспечения населения. Особый акцент делается на необходимости формирования системы кооперативных объединений в сельском хозяйстве как сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, так и путем привлечения личных подсобных хозяйств. В статье особо отмечается необходимость разработки и принятия в Республике Южная Осетия целого комплекса законодательных инициатив, которые могут быть положены в основу разработки концепции Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия. К таким инициативам необходимо отнести: Закон РЮО «О развитии сельского хозяйства», Закон о государственном регулировании земельных отношений и использования земельных ресурсов РЮО, Закон РЮО «О кооперации», Закон РЮО «О сельскохозяйственной потребительской кооперации», Закон РЮО «О сельскохозяйственной кредитной кооперации», Закон РЮО «О сельскохозяйственной производственно-сбытовой кооперации», Закон РЮО «О страховании в сельском хозяйстве», Закон РЮО «Об инвестиционных товариществах» и другие.
Ключевые слова: аграрная экономика, сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, государственная программа, сельскохозяйственные кооперативы, продовольственная безопасность
Введение
1. Актуальность. Необходимость выработки концепции развития аграрного сектора экономики такого субъекта как Республика Южная Осетия обуславливается особым статусом частично признанного государства. Признание или непризнание государства как самостоятельного объекта международного права со стороны мирового сообщества или его подавляющего большинства есть, по меткому выражению Толстых В.Л., борьба идеи естественного права (справедливости) и идеи позитивного права (воли), образующем матрицу международно-правовой аргументации [Буздалов И.Н., 2015]. Закрепленное в Организации Объединенных Наций (ООН) право на самоопределение народов не противоречит, на наш взгляд, принципу целостности государства, особенно в условиях глобальных потрясений, как это происходило в конце XX в. – начале XXI в. Не противоречит, прежде всего, вследствие отказа правительствами тех или иных государств в предоставлении малым народам, населяющим страну, права на формирование, например, автономного образования, или навязывании титульной нацией ограничений по использованию языка и письменности представителей в местах локального проживания, соблюдении культурных обычаев этноса и др., что препятствует и даже лишает их самоидентификации как самостоятельных объектов.
В этих условиях, стремление отдельных народов к реализации заложенного в Организации Объединенных Наций права на самоопределение может найти и находит выход в виде формирования самостоятельного образования, как это было в 1946 году с государством Израиль или, например, в 1992 году с Республикой Южная Осетия (РЮО). Но, если государство Израиль получило международное признание подавляющим большинством стран, то Республика Южная Осетия – только несколькими государствами, среди которых Российская Федерация, которая признала самостоятельность и независимость этой республики. Заключение в 2008 году Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия [Гуриева Л.К., Джиоева И.К., 2021] означало признание народа республики на реализацию закрепленного в ООН права самостоятельно определять свое развитие, свое будущее. В том числе определять перспективы политического устройства как самостоятельного государства, пути и направления социально-экономического развития народа РЮО.
За последние годы в РЮО был принят целый ряд республиканских законодательных актов, посвященных восстановлению и развитию экономики, среди которых особо следует выделить принятие в 25 июня 2022 года Меморандума о взаимопонимании в области сельского хозяйства между Министерством экономического развития Республики Южная Осетия и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с этим меморандумом стороны принимают на себя намерения о сотрудничестве в растениеводстве, животноводстве, механизации и автоматизации агропромышленного производства, переработке сельскохозяйственных культур и иных сферах. Это создает необходимые предпосылки для координации деятельности при разработке концептуальных направлений развития аграрного сектора экономики Республики Южная Осетия.
2. Цель исследования состоит в обосновании ключевых направлений концепции развития сельского хозяйства Республики Южная Осетия в условиях вызовов геополитической нестабильности и роста международной напряженности между странами различных регионов.
3. Методы. В процессе исследования применялись традиционные методы изучения экономических явлений и процессов, такие как: монографический, аналитический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и другие. Также в отдельных случаях авторы сочли обоснованным применение такого метода, как бенчмаркинг в качестве одного из перспективных инструментов аргументации в построении доказательной базы.
При подготовке статьи использовались материалы государственных органов статистики Республики Южная Осетия, нормативно-правовые акты Правительства Республики Южная Осетия. В отдельных случаях привлекалась нормативно-правовая база РФ, включая документы Министерства иностранных дел РФ, а также аналитические и статистические материалы Российской таможенной службы. Также использовались результаты научно-исследовательской деятельности СКНИИ ГПСХ – филиала Владикавказского научного центра и других исследовательских центров и институтов соответствующего профиля Российской Федерации.
Основная часть
В настоящее время независимость Республики Южная Осетия признана пятью государствами – членами ООН и четырьмя непризнанными и частично признанными странами. Однако, признание Республики Южная Осетия как субъекта международного права небольшим числом стран, открывая возможности заключения межгосударственных соглашений с признавшими государствами, не дает, тем не менее, перспектив признания в Организации объединенных наций и, соответственно, права на всестороннюю помощь от этой организации в построении государственности. В этих условиях проблема развития экономики и укрепления производственного потенциала приобретает особую значимость, что определяет необходимость формирования долгосрочной концепции развития всего многоотраслевого народнохозяйственного комплекса в целом и его отраслей, в частности аграрного сектора, в содружестве с признавшими странами на основе равноправного партнерства.
Современное состояние в аграрном секторе экономики Республики Южная Осетия базируется до настоящего времени на существенно устаревшей материально-технической базе, при сокращении поголовья сельскохозяйственных животных и снижении качества обработки сельскохозяйственных угодий. За период с 1990 года практически разрушена мелиоративная сеть, охватывавшая в 1980-е годы всю республику, и в настоящее время фактически отсутствуют финансовые ресурсы для её восстановления. Кроме того, наблюдается отток специалистов из отрасли сельского хозяйства и рост безработицы на сельских территориях республики. Эти и многие другие проблемы освещались в трудах многих ученых аграрников: академика Семина А.Н. [Семин А.Н., Третьяков А.П., 2020, Кибиров А.Я., 2015], Кибирова А.Я. [Договор от 18.03.2015, 2023; Каменецкая О.В., 2005], Мазлоева В.З. [Гуриева Л.К., Каберты Н.Г., 2021, Семин А.Н., Мазлоев В.З., Кибиров А.Я., 2021] Джиоевой И.К. [Джиоева И. К., 2013], Гуриевой Л.К., Каберты Н.Г. [Гуриева Л.К., Каберты Н.Г., 2021] и др. Однако, следует отметить, что рассматриваемые данными исследователями вопросы развития экономики в целом и сельского хозяйства в частности, не в полной мере раскрывают проблему необходимости выработки концепции развития аграрного производства, особенно в контексте назревшей потребности повышения занятости населения Республики Южная Осетия. Отдельные исследования по концепции развития экономики РЮО [Кундиус В.А., 2021, Закон РЮО] посвящены в основном восстановлению производства после событий 2008 года. Сегодня, когда в мире резко обострились геополитическая ситуация и экономическая обстановка в России, что не может не сказываться на положении РЮО, вследствие возможных ограничений в рамках программы помощи республике, важно обозначить принципы и концептуальные направления, законодательные инициативы, которые необходимы для развития аграрной экономики и народнохозяйственного комплекса в целом.
По нашему мнению, в основе концепции развития аграрного производства лежат следующие принципы: целеполагание, планомерность, пропорциональность, единство, системность, комплексность, непротиворечивость, достоверность, реализуемость. Целеполагание как принцип, подразумевает развитие сельского хозяйства для решения проблемы продовольственного обеспечения населения республики и поставки сельскохозяйственного сырья для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности исходя из имеющихся земельных, трудовых и производственных ресурсов. Планомерность исходит из необходимости согласования во времени и пространстве мер, применяемых инструментов и механизмов по достижению целевой функции производства продукции сельского хозяйства в необходимых объемах и требуемого качества. Пропорциональность предусматривает исключение возможных искажений и перегибов в производстве тех или иных видов сельскохозяйственных культур и выращивании сельскохозяйственных животных в соответствии с имеющейся кормовой базой. Принцип единства базируется на реализации мер по развитию не только отраслей сельского хозяйства (растениеводства и животноводства), форм хозяйствования (сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств), сельскохозяйственных кооперативов, но и сопряженных с ними предприятий промышленности и системы распределения (пищевой и перерабатывающей промышленности, оптово-логистического комплекса и др.). Системность и комплексность вытекают из принципа единства, что предполагает становление и развитие аграрного производства как составного звена экономической системы Республики Южная Осетия, встроенной интеграционными и кооперационными связями с предприятиями и организациями Российской Федерации. Принцип непротиворечивости предусматривает отсутствие диаметрально противоположных направлений развития, когда каждое из них опровергает или низводит результаты другого. Важнейшим принципом концепции является достоверность, направленное на достижение объективно и научно обоснованного результата при реализации концепции развития аграрного сектора экономики. Реализуемость есть основа воплощения концепции исходя из наличия имеющихся земельных, производственных, трудовых ресурсов и финансово-инвестиционных источников обеспечения их использования.
Решение проблемы продовольственного обеспечения отдельные авторы (на примере Болгарии) рассматривают через призму обоснования концепции развития сельского хозяйства, в основе которой лежит государственная поддержка [Каменецкая О.В., 2005]. Хотя государственная поддержка любого государства выступает составляющим элементом концепции развития сельского хозяйства и агропродовольственной политики страны, тем не менее, обосновывать роль государства как ключевую, можно лишь в контексте непосредственной регуляторной функции. Тогда как концепция развития аграрной экономики представляет собой систему теоретических построений и взглядов на развитие производительных сил и производственных отношений в сельском хозяйстве, исходя из степени обобществления средств производства, общественного разделения труда и многих других факторов. Переход в начале 1990-х годов XX века на либерально-демократические ценности в построении рыночной экономики, как единственно верной модели общественного развития, и отказ от наработок предыдущих десятилетий государственного управления экономикой, по истечении одной трети века свидетельствует об ошибочности выбранного курса реформ на бывшей территории 1/6 части суши, которую занимал СССР и входящие в него республики.
Как отмечают исследователи «… научные базы, теории, …, «либерально-демократической модели развития» и соответствующие подходы не могут обеспечить разработку научно обоснованной концепции и программы эффективного социально-экономического развития сельского хозяйства на новый уровень, закрепленный в Указах и Посланиях Президента Российской Федерации» [Каменецкая О.В., 2005]. Это применимо не только к Российской Федерации, но и в особенности к Республике Южная Осетия и другим республикам бывшего СССР. И, для изменения ситуации, данные авторы предлагают формирование «… Второй индустриализации России и сельского хозяйства. Все это предполагает внедрение отечественной: качественно новой научной базы, адекватной теории организации с учетом действия совокупности всеобщих и социально-экономических законов развития природы и общества, системно-целостной междисциплинарной методологии; воспитания и подготовки инновационных кадров всех категорий …; систему прорывных отечественных экологически чистых технологий; … ; информационные технологии нового поколения, основанные на использовании объективных показателей и систему рационального управления по всем уровням хозяйствования, обеспечивающих постоянное достижение синергетического эффекта со знаком плюс по уровням хозяйствования» [Каменецкая О.В., 2005]. В экономической литературе сложились также и подходы к переходу концепции устойчивого развития сельского хозяйства [Буздалов И.Н. 2015; Формирование системы, 2018; Кундиус В.А.], 2021, в том числе на основе кластерного подхода с использованием биоинтентенсивных технологий, механизмов и методов его развития. Эти и другие концепции реализуемы в условиях самодостаточных моделей функционирования экономики. Тогда как, по нашему мнению, концепция развития аграрной экономики должна учитывать не только приоритеты макроэкономики и условия хозяйствования товаропроизводителей, но и факторы, дестабилизирующе влияющие на результаты деятельности сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств и состояние рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Одним из таких дестабилизирующих факторов выступает сокращение занятости в сельском хозяйстве и промышленности, которое происходит не вследствие роста технической и технологической модернизации производства, что было бы естественным процессом, а из-за низкой загруженности имеющихся производственных мощностей. Так, в 2022 году в целом структура занятых в экономике менялась с сокращением доли в материальном производстве и увеличением доли в сфере оптово-розничной торговли, культуре и других сферах. В сельском хозяйстве удельный вес занятых снизился до 1,5% против 2,1% по сравнению с 2015 годом, в промышленности – до 6,4% с уровня 7,7% в 2015 году. При этом, общий фактический уровень безработицы в 2022 году составил более 46% при официально зарегистрированной – не выше 4,8% или 1,9 тыс. человек безработных, получающих пособия от государства РЮО. Такой высокий уровень фактической безработицы не может не являться источником социального напряжения в республике, требующим выработки конкретных мер по преодолению сложившегося положения и значительного улучшения благосостояния населения Южной Осетии. Одним из решений этой проблемы Правительство РЮО видит в механизме льготного финансирования, реализуемого в рамках Государственной программы социально-экономического развития Республики Южная Осетия. Но, этот механизм предусмотрен для всех сегментов бизнеса в республике, тогда как аграрный сектор экономики требует своего особого подхода в силу его способности оказывать существенное влияние на продовольственную обеспеченность населения продуктами собственного производства при создании необходимых финансовых, экономических условий хозяйствования.
При среднегодовой численности населения РЮО за последний год в количестве 56263 человек, объем недостающего производства из собственного сельскохозяйственного сырья в соответствии с медицинскими нормами потребления представлен в таблице. Как показывают наши исследования, на долю хозяйств населения приходится свыше 96% производства мяса, 48,5% – молока, яиц – 48,6%, картофеля – 45%; фруктов – 23%, овощей – свыше 93%. Остальная часть производимой продукции сельского хозяйства приходится на предпринимательский сектор отрасли – сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства.
Возможно ли исходя из наличия земельных, трудовых и производственных ресурсов в сельском хозяйстве обеспечить производство недостающей продукции и обеспечить продовольственную независимость и безопасность РЮО? Ответ на этот вопрос может быть отрицательным в силу, прежде всего, ограниченности земель сельскохозяйственного назначения, таких как пашня. Но, тот объем, который может быть произведен при конкурентных ценах с импортной продукцией на рынке, возможен и должен быть объектом внимания Правительства Республики Южная Осетия. И, на вопрос о возможности сокращения ввозимых продуктов питания следует дать положительный ответ в том случае, если экономические условия для производства будут обеспечивать более низкие издержки для собственной продукции сельского хозяйства и пищевой и перерабатывающей промышленности по тем видам, которые можно и нужно развивать на территории Республики Южная Осетия.
С этой целью необходимо проведение целого комплекса мер на законодательном уровне и принятие таких важнейших самостоятельных нормативно-правовых актов, как: Закон РЮО «О развитии сельского хозяйства», Закон о государственном регулировании земельных отношений и использования земельных ресурсов РЮО, Закон РЮО «О кооперации», Закон РЮО «О сельскохозяйственной потребительской кооперации», Закон РЮО «О сельскохозяйственной кредитной кооперации», Закон РЮО «О сельскохозяйственной производственно-сбытовой кооперации», Закон РЮО «О страховании в сельском хозяйстве», Закон РЮО «Об инвестиционных товариществах» и других.
Эти законодательные акты создадут правовую основу для разработки и принятия таких программ, как: Государственная программа регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Государственная программа развития семейных животноводческих ферм (молочных, мясных, овцеводческих, свиноводческих); Государственная программа развития садоводства в личных подсобных хозяйствах, фермерских хозяйствах; Государственная программа развития овощеводства, Государственная программа рыбного хозяйства; Государственная программа развития горных территорий РЮО и т.д.
В республике приняты и действуют нормативные акты регулирования экономикой и финансовой сферой Южной Осетии, но их потенциала недостаточно, на наш взгляд, для решения проблемы расширения производства сельскохозяйственной продукции на основе вовлечения имеющихся производственных, земельных, трудовых ресурсов, в том числе неиспользуемых в настоящее время. Так, например, Закон «О развитии сельского хозяйства» позволит придать основополагающий статус данной отрасли в государственной политике Республики Южная Осетия и заложит законодательные основы для формирования необходимых «защищенных» статей в бюджете региона при распределении финансовых ресурсов на те или иные мероприятия. Необходимо отметить и такой аспект, как уникальные природно-климатические условия для выращивания органической сельскохозяйственной продукции. Поэтому в Законе «О сельском хозяйстве РЮО» важно предусмотреть и отметить роль государства в становлении именно данного направления и его государственную поддержку на этапе производства и реализации экологически чистой продукции.
Закон о государственном регулировании земельных отношений и использования земельных ресурсов РЮО позволит упорядочить землепользование в республике, в том числе расширит вовлечение в производство сельскохозяйственной продукции той части пастбищ и естественных сенокосов, которые в настоящее время активно не используются аграрными товаропроизводителями. И, самое важное, закон создаст необходимые предпосылки для ответственного подхода к выбору сельскохозяйственными производителями специализации при выращивании той или иной сельскохозяйственной культуры, применению рациональных и обоснованных севооборотов, размещению многолетних насаждений, использованию мелиоративных сооружений и т.д. В настоящее время, из порядка 104,0 тыс. га пастбищ и сенокосов в РЮО, аграрными товаропроизводителями официально (по данным органов статистики республики) используется чуть меньше 3% на производство кормов и выпас сельскохозяйственных животных. А, учитывая, что на долю личных подсобных хозяйств населения приходится свыше 93,3% поголовья крупного рогатого скота, 88,2% поголовья овец и коз, то вопрос рационального использования товаропроизводителями всех форм хозяйствования имеющейся кормовой базы – пастбищ и естественных сенокосов – приобретает особое значение.
Одним из необходимых институтов, которому в РЮО уделяют чрезвычайно мало внимания является кооперация, прежде всего, в аграрном секторе экономики. Тогда как только объединение сельскохозяйственных производителей в различные кооперативные сообщества, позволяет добиваться существенно значимых результатов в конкурентной борьбе за рынки сбыта. Как показывает мировая практика кооперативного движения в сельском хозяйстве, малые и средние аграрные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства не в состоянии себя полностью укомплектовать техникой ни за счет собственных средств, ни через кредиты и лизинг. И, именно поэтому объединяясь в кооперативы, оставаясь юридически самостоятельными, они передают в кооперативы только те функции, которые экономически выгоднее выполнять сообща в интересах всех его членов. Например, в Австрии фермеры через так называемые «ринговые» объединения выполняют многие сельскохозяйственные работы по обработке почвы, операции по уходу за растениями и уборкой, совместно используя одну и ту же технику, и финансируют свои «ринги» через два вида платежей – ежегодный взнос в пропорции от обрабатываемой площади и платеж от каждой сделки в размере 1% от каждой стороны договора [ИП cельскохозяйственная кооперация, 2023]. Такой же принцип кооперативного объединения непосредственных товаропроизводителей развивается и совершенствуется в Федеративной Республике Германии [Кибиров А.Я., 2015]. В целом, в развитых странах с рыночной экономикой кооперативное движение получило широкое распространение и по оценкам Международного кооперативного альянса в мире действует около 3 млн кооперативов, объединяя 12% всего человечества не для получения вознаграждения за капитал, а движимые иными ценностями, действуют сообща [Международный кооперативный альянс, 2023] и в интересах каждого из своих участников.
По нашему мнению, в РЮО сегодня экономические условия хозяйствования на селе объективно требуют формирования кооперативного движения при активном участии государственных органов исполнительной и законодательной власти. В регионе важно развивать сельскохозяйственную потребительскую кооперацию, сельскохозяйственную кредитную кооперацию, сельскохозяйственную производственно-сбытовую кооперацию.
Принятие и реализация указанных выше и других аналогичной направленности программ, способно оказать позитивное влияние на развитие аграрного сектора республики, при условии соответствующего финансового обеспечения их воплощения. Одним из возможных и перспективных источников финансирования этих программ может быть, на наш взгляд, бюджетный целевой беспроцентный (или низкопроцентный – не более 1-2%) заём из Российской Федерации бюджету Республики Южная Осетия. Условия предоставления такого займа могут быть предметом переговоров Правительства РЮО с соответствующими ведомствами России. Но, важно иметь ввиду, что данный заем не может включаться в состав Финансовой безвозмездной помощи Республике Южной Осетии со стороны Российской Федерации. Особое влияние на процесс развития сельского хозяйства республики и темпах его реализации может оказать создание сельскохозяйственной технологической платформы, с формированием такого института как особая экономическая зона (ОЭЗ) или зона опережающего развития сельских территорий. Для формирования технологической платформы и ОЭЗ потребуется принятие комплекса нормативных актов, направленных на создание льготных экономических условий деятельности хозяйствующих субъектов и системы финансовых и налоговых стимулов привлечения частных инвесторов как из России и РЮО, так и из стран, признавших самостоятельность и независимость республики.
Заключение
Успешное развитие аграрного сектора экономики как фактора повышения уровня жизни населения Республики Южная Осетия требует принятия и проведения целого комплекса экономических механизмов, нормативно-правовых мер и международных соглашений, направленных на обеспечение функционирования всего хозяйственного механизма. И, одной из решающих сил, в этом комплексе является формирование необходимой материальной базы сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств) – объединенных на основе государственного регулирования кооперативного движения и предлагаемой к созданию сельскохозяйственной технологической платформы.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ проекта №20-510-07003 МОН РЮО а «Развитие аграрного сектора как фактора повышения уровня жизни и миграционной привлекательности Республики Южная Осетия».
Список литературы