МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА В ESG -ПОВЕСТКЕ
Aннотация
Государственная поддержка экономики требуют развития и привлечения дополнительных инвестиций на развитие малого и среднего предпринимательства. В качестве альтернативы рекомендуется расширить вовлечение малых и средних предприятий в ESG инвестирование. Это позволит привлечь средства на развитие производства и усилить ответственность предпринимателей за соблюдение социальной, экологической и корпоративной политики. Методика анализа ESG показателей, составления отчетности об ответственном управлении, для малого и среднего бизнеса до сих пор не разработана. В статье с использованием многокритериального подхода рассмотрены отдельные особенности анализа эффективности деятельности организаций в контексте ESG –стандартов. Методика исследования включает комплекс методов сравнения, группировки, сопоставления, декомпозиции, динамического анализа. В результате срез показателей представлен информацией о деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в целом по Российской Федерации, федеральным округам, категориям предприятий, годам исследуемого периода. Выделены критерии отбора показателей для проведения анализа эффективности деятельности в ракурсе ESG –повестки. Сформулированы предложения о цифровом формате сбора данных по требованиям ESG на основе национальных целей устойчивого развития.
Ключевые слова: интегрированная отчетность, коэффициент финансовой устойчивости, малый и средний бизнес, многокритериальный анализ, нефинансовая информация, ответственность, устойчивое развитие
Введение
В нынешних условиях прорывного развития нашей страны на мировой арене ESG –повестка выходит на лидирующие позиции. Она связана с выполнением национальных целей устойчивого развития в сфере экологии, социальной политики и корпоративного управления. Аббревиатура ESG идентична первым буквам понятий, которые характеризуют содержательные характеристики повестки: E – Environment (внимательное отношение к окружающей среде). S – Social (социальная ответственность). G – Governance (ответственное корпоративное управление). Бизнес и государственное управление направлено на соблюдение принципов ответственного руководства для достижения устойчивости и повышения качества жизни граждан в стране и мире.
В последнее время акценты ESG –повестки несколько изменились в сторону поддержки бизнеса, людей, местных сообществ в среднесрочной перспективе, но однако все управленческие решения необходимо направить на стратегические задачи и ориентиры сохранения планеты, роста благосостояния народов, снижения уровня бедности, индустриального и технологического развития производства. Решение вопросов и проблем устойчивой повестки основано на привлечении инвестиций, которые направляются на развитие бизнеса, регионов, городов [Золотарева Е.Л., Золотарев А.А., 2021]. Инвесторы заинтересованы в получении гарантий того, что их вложения будут освоены по назначению, а компания готова и открыто демонстрирует приверженность политике ESG. Сами компании и органы государственного управления демонстрируют свою ответственность перед природой, обществом и иными заинтересованными лицами путем раскрытия ESG показателей в интегрированной отчетности, составленной по требованиям глобальной повестки устойчивого развития. Путем влияния экологических, социальных и корпоративных факторов на результаты деятельности компаний определяется эффект от принятых решений, исполнения требований, соблюдения ответственности [Anang E., Vasiev M., Wang Q., 2022]. ESG –механизм связывает финансовые и нефинансовые факторы. Новый инструмент позволяет показать влияние нефинансовых показателей на финансовый результат, получение и распределение прибыли, наращивание собственных источников за счет привлечения инвестиций, их ответственное распределение и освоение [Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А., Киданова Н.Л., 2021]. В условиях недостатка финансовых ресурсов использование технологий ESG способствует адресности поддержки и приоритетному финансированию, которое направляется на решение конкретных первостепенных задач общества и государства.
Сегодня актуальность вопросов защиты государственных интересов, формирования независимого государства, сохранения природной среды, ресурсов и человеческого капитала, связывают с разработкой российских стандартов в области ESG. Безусловно, сохраняя мировые связи с дружественными нам государствами, необходимо учитывать мировые трансформации и национальные цели устойчивого развития. Дискуссируются вопросы о вовлеченности в ESG повестку малых и средних предприятий, необходимости разработки стандартных подходов для отраслевой экономики [Алексеев П. В., 2022]. Не ясно, как необходимо формировать экологические, социальные и корпоративные факторы, которые будут влиять на процессы и ценность компании или государственной единицы, как показатели должны раскрываться в отчетности, и как будет осуществляться рейтинг компаний для инвестиционного отбора. Более того, нет единого инструментального подхода к выбору критериев отбора, оценке и анализу результатов, взаимосвязи факторов с рисками и национальными целями устойчивого развития. Как нам представляется многоаспектность и особенность ESG стандартов обусловливает необходимость использования многокритериального подхода к анализу проблемы, раскрытию авторской точки зрения на ответственное управление и инвестирование, возможности трансформации мышления руководителей по вопросам ESG.
Многокритериальный подход не является новым в науке и экономике. Его используют в управлении рисками, ресурсами, объектами и оценке эффективности. На основе выделения и группировки критериев проводится комплексный системный анализ деятельности [Самыгин Д.Ю., Туктарова Ф.К., 2022]. Однако, многокритериальный подход к анализу эффективности деятельности компаний при управлении ESG факторами и параметрами экосистемы не получил должного широкого распространения. Хотя этот метод имеет под собой обоснованную базу для выделения системы критериев для отбора факторов и показателей, которые должны раскрываться в интегрированной отчетности, проходить риск оценку с учетом существенности информации, анализироваться и оцениваться для инвестпредложений, либо государственной финансовой поддержки [Пласкова Н.С., 2022].
Ученые, проводя тематические исследования, так обосновывают научно-методическое и инструментальное назначение многокритериального подхода.
По мнению Чуйкина С.В., Колосова А.И. «степень обоснованности оценки можно увеличить в случае применения нескольких критериев, т.е. с помощью многокритериальной оценки» [Чуйкин С.В., Колосов А.И., 2020].
Решнёва Е.А., Пономаренко Т.В., Москера Урбано А.П. так описывают важность многокритериального подхода при решении аналитических задач. Целью многокритериального анализа решений, по мнению авторов, «является методическое и инструментальное обеспечение выбора лучшего решения в соответствии с заданными критериями, определенными заинтересованными лицами или сторонами. Методы представляют собой систематизированную процедуру анализа множества альтернатив с использованием нескольких критериев с целью преодоления ограничений неструктурированного индивидуального или группового принятия решений» [Решнёва Е.А., Пономаренко Т.В., Москера Урбано А.П., 2020].
О расширении базы оценки и сравнения в разных областях исследования пишут Зродников А.В., Коробейников В.В., Мосеев А.Л., Егоров А.Ф., Декусар В.М. «Особый интерес вызывает применение данного метода для сравнительной оценки эффективности», как отмечают авторы. Широкое применение многокритериальная оценка получила в тех областях исследований, где необходимо дать сравнительный анализ нескольких альтернативных вариантов по выбранному набору критериев [Зродников А.В., Коробейников В.В., Мосеев А.Л., Егоров А.Ф., Декусар В.М., 2020].
Применительно к обоснованию цели и методического аппарата исследования наиболее удачными, на наш взгляд, являются следующие преимущества использования многокритериального подхода. В их числе: разнородность большого количества данных, многокритериальность,
возможность наличия многоуровневой иерархической структуры критериев, возможность того, что критерии могут быть как количественными, так и качественными. Как справедливо отмечают Попова Е.В., Замотайлова Д.А., Коляда В.В., Горкавой П.Г. критерии зачастую невозможно однозначно определить – все это позволяет отнести многокритериальный анализ к достаточно сложному виду задач [Попова Е.В., Замотайлова Д.А., Коляда В.В., Горкавой П.Г., 2019].
В статье с использованием многокритериального подхода рассмотрены особенности анализа эффективности деятельности организаций в контексте ESG -стандартов.
Основная часть
На повестке сейчас вовлечение малого и среднего бизнеса в трансформации устойчивого развития экономики и общества на основе повышения ответственности и активного участия в происходящих процессах. В условиях ограничения финансовых средств инвестиции для малых предприятий, полученные за соблюдение принципов ответственного управления, являются дополнительным привлеченным источником и могут направляться на приращение стоимости. Новые приоритеты ESG -повестки связаны не только с формированием финансовых результатов, но и созданием ценности, которая будет полезна всем заинтересованным сторонам, и будет качественно отражаться на системе управления, жизнедеятельности, окружающей среде [Замышляева Е.Л., Парушина Н.В., 2020].
Цель исследования заключается в развитии теоретико-методических положений повышения эффективности деятельности субъектов предпринимательства на основе управления экологическими, социальными и корпоративными факторами с применением инструментария многокритериальной оценки. В статье рассмотрены базовые основы и отдельные организационные и методические положения такого анализа для экономического обоснования разработки стандартов в сфере ESG.
Методика исследования включает комплекс методов сравнения, группировки, сопоставления, декомпозиции, динамического анализа. Срез показателей представлен информацией о деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в целом по Российской Федерации, федеральным округам, типам предприятий, годам исследуемого периода.
В качестве источников информации использовались официальные данные Росстата, сведения цифровой платформы малого и среднего предпринимательства, государственные регламенты в области нефинансовой отчетности, интегрированная отчетность крупных компаний, результаты ESG –ренкинга.
За последний год цифровые сведения контура малого и среднего предпринимательства представлены следующими данными [Цифровая платформа МСП, 2023]. На начало 2023 года у нас в стране насчитывается 13,6 тыс. крупных предприятий. Число средних предприятий составляет 18 тыс. ед. малый бизнес демонстрирует успехи и насчитывает 212,2 тыс. субъектов предпринимательства. Деловая активность наблюдается в сфере микропредпринимательства. Сейчас у нас в стране зарегистрировано 5,74 млн. юридических лиц в микро- бизнесе. Увеличилось число самозанятых граждан – их по данным оперативной оценки 6.56 млн. человек. Таким образом общее число субъектов малого и среднего предпринимательства, формирующих аналитический срез МСП (далее малое и среднее предпринимательство) составляет 5,97 млн (18.0 тыс.+ 212.2 тыс.+ 5.74 млн).
Оборот МСП от общего по РФ составляет 1957 млрд руб., что составляет 35% от общего оборота по России.
Всего занятых от общего РФ 27,3 млн. чел. Это составляет 40% от занятых в экономике. Причем на малый бизнес приходится – 18,0 млн. чел, на микробизнес – 8,3 млн. чел, на средний бизнес – 2,2 млн чел.
Многокритериальный подход позволяет провести анализ субъектов бизнеса по категориям предпринимательских структур (критерию типизации), результаты которого приведены на рисунке 1. Выборка представлена по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, формируемого Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Выборке подлежали только юридические лица, как потенциальные участники ESG – программы.
Анализ предпринимательской активности, по данным рис 1., позволяет сделать вывод о том, что с 2021 г. удалось стабилизировать и даже увеличить количество зарегистрированных малых и средних предприятий. Положительная динамика наметилась среди среднего бизнеса. По числу предприятий среднего бизнеса, значительно расширивших численность работников и обороты, мы практически вышли на показатель 2019 г. – допандемийного периода.
Углубленная многокритериальная оценка состояния МСП по видам федеральных округов – уровням управления, показывает, что территориальная расположенность субъектов по –разному влияет на предпринимательскую активность (таблица 1).
По данным таблицы наглядно видно, что по количеству субъектов МСП превалируют Центральный, Приволжский, Южный федеральные округа. В этих же регионах складывается устойчивая картина роста числа предприятий. В новых Юго-Западных регионах по состоянию на 01.01.2023 г. число МСП составляет 18943 единицы. Открытие новых предприятий по федеральным округам свидетельствует о желании предпринимателей начинать свой бизнес, доверии к государственным программам поддержки, ответственности руководителей перед обществом, экономикой и людьми.
В качестве критерия для проведения анализа эффективности деятельности МСП, политики руководства по соблюдению принципов ответственного управления и вкладу предприятий в развитие экономики можно рассмотреть показатель изменения численности занятых в данном сегменте (рисунок 2). Показатель представлен на уровне Российской Федерации. Данные реестра МСП отражают снижение числа работников, занятых в предпринимательстве за период пандемии, что связано было с введением дополнительных антикризисных мер государственной поддержки бизнеса и снижением социальной напряженности в обществе. По итогам 2022 года удалось стабилизировать ситуацию, заинтересовать бизнес мерами государственной поддержки, выйти на прирост численности работников на 4 %. По состоянию на январь 2023 г. в МСП насчитывается 15191543 работника, что выше показателя 2022 г. на 529346 человек.
Возможности многокритериального подхода позволяют оценить социальный качественный эффект увеличения численности занятых в коммерческих структурах в разрезе округов, регионов и по категориям предприятий, что наглядно представлено на рисунке 3. Уровень социальной ответственности наиболее высок в сегменте микро- и малых предприятий. Лидерами по численности занятых работников в МСП являются: Центральный, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский, Южный федеральный округа. Заслуживает особого внимания анализ данных о занятости в сфере МСП по Юго-Западным субъектам России, что свидетельствует об участии субъектов в программах государственной поддержки и повышения инициативы участия в проектах устойчивого развития своих территорий.
Критерием анализа эффективности деятельности МСП является показатель выпуска продукции, цифры по которому приведены на рисунке 4.
По данным цифровой аналитики можно наблюдать устойчивый рост выпуска продукции по видам в течение анализируемого периода. Причем МСП несмотря на годы пандемии демонстрировало ответственное управление предприятиями по обеспечению продуктами питания, работами и услугами российских граждан. Однако расчет темпов роста количества выпускаемой продукции за последние два года характеризует снижение показателя. Если по итогам 2021 г. темп роста продукции был 1,14%, то в 2022 г. он несколько снизился и составил 1,08%. Наблюдаются диспропорции в показателях занятости и выпуска. При том, что за счет государственной поддержки удалось добиться стабилизации занятости, пока не получается выйти на темпы роста производства допандемийного периода и это при условии, что МСП закрывает по данным цифровых подсчетов 35% общего объема оборота товаров, работ, услуг по России. Следовательно, помимо мер поддержки занятости необходимо акцентировать внимание на решении проблемы выпуска для продовольственной защищенности страны, предотвращения голода и бедности.
Изучение состояния развития сферы МСП позволило выделить несколько критериев отбора показателей для проведения анализа эффективности деятельности в ракурсе ESG –повестки, которые могли быть необходимы для разработки стандартов в области ответственного управления и формирования шкалы рейтинга предприятий, соблюдающих ESG (таблица 2).
Многокритериальный подход позволяет выявить особенности проведения анализа эффективности, выявить факторы, которые влияют на финансовые показатели устойчивости субъекта МСП, отобрать показатели для анализа, которые будут коррелировать с ESG – функциями предпринимательства (экологическая, социальная и корпоративное управление).
При анализе показателей эффективности деятельности, которые будут отражать политику в области ответственного управления, на наш взгляд, важно идентифицировать ESG-показатели предприятия, согласно целям устойчивого развития,
которые предварительно нужно разделить в соответствии с ESG-стандартами.
Такое методологический подход позволит оценить вклад субъекта экономики в достижение целей устойчивого развития, проходя всю многоуровневую цепочку управления.
Банк России в июле 2021 г. выпустил Методические рекомендации по созданию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, представленной в интегрированной отчетности [Информационное письмо о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ, 2021]. В них содержится перечень показателей, которые подлежат раскрытию крупными предприятиями для оценки их соответствия принципам ESG. Данные методика не применима для малых и средних предприятий, более того, она рассчитана на составление интегрированной отчетности в области устойчивого развития, что не применимо для МСП. Следовательно, МСП целесообразно придерживаться цифрового формата сбора и анализа данных, возможности участия в рейтингах и допуска к «зеленым» инвестициям.
Основной проблемой на сегодняшний день является разработка единого стандартного подхода к классификации ESG -показателей для разных категорий субъектов бизнеса. В этой связи как нам представляется целесообразно идти по пути определения минимального перечня показателей, который позволил бы получить характеристику предприятия о соблюдении ESG принципов. Соответственно крупный бизнес сможет расширить минимальный перечень показателей на основе оценки существенности и риска факторов, которые могут повлиять на устойчивость развития, решения инвесторов и кредиторов. По нашему убеждению, показатели следует вычленить из перечня показателей устойчивого развития на национальном уровне. По данным статистики выстраивается национальный набор показателей ЦУР, показатели которого можно дегагрегировать до уровня субъекта предпринимательства [Национальный набор показателей ЦУР, 2022]. При этом за сбор каждого показателя отвечает конкретный орган исполнительной власти (ФНС, Росстат, Казначейство России, Минсельхоз России и пр.), который обеспечит группировку ESG -информации в цифровом формате.
Заключение
В результате исследования были получены следующие выводы и сформулированы следующие предложения:
1. ESG –повестка, несмотря на санкции и глобальные изменения, не теряет своей актуальности. Более того, она приобретает особое значение, позволяет расширить доступность для инвестиций и кредитов малым и средним предприятиям, нуждающимся в государственной поддержке.
2. Если для крупных компаний рекомендуется порядок раскрытия нефинансовой информации о экологических, социальных и корпоративных в интегрированной отчетности, то для малого бизнеса такие рекомендации отсутствуют. Более того, их применение затруднено, т.к. МСП применяют упрощенный способ ведения учета и составления отчетности. Как показало исследование целесообразно пойти по пути минимального перечня показателей на основе цифрового сбора данных.
3. Для сбора и группировки информации о соблюдении ESG принципов рекомендуется применять многокритериальный подход, который основан на отборе факторов и показателей для составления рейтинга ESG для малого и среднего бизнеса. Многокритериальная оценка позволит расширить значение анализа, исследовать тенденции и закономерности развития предпринимательства, направить инвестиции на решение социальных, экологических и управленческих проблем.
4. Для выбора факторов и показателей нефинансового характера и их взаимосвязи с финансовыми результатами рекомендуется отобрать коэффициент финансовой устойчивости, как отражающий обеспеченность предприятия собственными и заемными источниками, и показатели на основе статистики ЦУР. Они доступны, могут использоваться в методике, и связаны с национальными программами страны и регионов.
Список литературы
Т. 15. № 1: 162-185.
Е.В. Попова, Д.А. Замотайлова, В.В. Коляда, П.Г. Горкавой // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2019. № 153: 19-32.
№ 2: 63.
А.И. Колосов // Экология и промышленность России. 2020. Т. 24. № 3: 54-57.
Pp. 38-62.