16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-0-8

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ФИНАНСОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Aннотация

Предложено создание аналога Мировых финансовых центров на территории РФ ‒ Международного центра финансов, что обеспечит расширение международной торговли и увеличению международных потоков капитала, способствующих возрастанию потребности обслуживания операций международного капитала, позволит значительно увеличить экономический потенциал страны, ускорить ее развитие, упрочить геополитические позиции. В работе определены необходимые элементы международного финансового центра, стратегия управления поэтапным развитием, основные мероприятия поэтапного разрешения вопросов становления Международного центра финансов.


Введение

Геополитическая ситуация, складывающаяся вокруг Российской Федерации за последнее время, требует достаточно решительных мер не только по укреплению государственности, в части формирования автономной финансовой системы, но и выработке собственных правил международных финансовых расчетов со странами-партнерами.

В феврале 2023 года группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, далее – FATF) приостановила членство России в организации, что является для нашей страны, по мнения автора, положительным обстоятельством, поскольку это снимает с нас обязательства строго следовать правилам, утвержденным в области ПОД/ФТ.

Цель и задачи. Основу реализации направления совершенствования механизма ПОД/ФТ на территории Российской Федерации в новых условиях, можно   через инициирование создания Международного центра финансов (МЦФ).

Основная часть

 Создание аналога Мировых финансовых центров на территории РФ послужит расширению международной торговли и увеличению международных потоков капитала, способствующих возрастанию потребности обслуживания операций международного капитала. Такой подход, создания Международного финансового центра (далее – МФЦ) на территории России носит дискуссионный характер еще с 2008 года. Но нами предлагается – МЦФ в области ПОД/ФТ на территории РФ. Согласно общепринятой методологии, построению и организации МЦФ предшествует ряд этапов, позволяющих получить статус – Международного центра финансов (рис. 1).

В упрощенной конструкции реализации стратегии достижения уровня международного, поступательное движение предполагает ряд последовательных процессов (рис. 2).

Создаваемый Международный финансовый центр должен в обязательном порядке следовать ряду установленных обязательных условий (табл. 1).

В настоящее время для реализации стратегической задачи, поставленной в процессе исследования, следует, что национальная экономика и финансовый рынок РФ имеют ряд проблем, которые требуют последовательного разрешения:

- негибкость законодательства, сегментирование регулирования, отсутствие единой финансовой инфраструктуры, низкая интегрированность в глобальные рынки, недостаточно развитая бизнес-инфраструктура и социальная инфраструктура, ограниченная ёмкость рынка;

- недостаточная покрытие инвестиционной потребности;

- несоответствие параметрам крупных мировых финансовых рынков. [Гужавина Л.М., Филиппов Д.И., 2010].

Ликвидация такого несоответствия и отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры, доступного инструментария требует от национального финансового рынка – повышения конкурентоспособности и рейтингового роста.

Для разрешения таких проблем – необходимо создание Международного центра финансов, но при этом необходимо выполнить ряд действий для выполнения требований на соответствие получения такого статуса (рис. 3).

Основные направления Международного Центра Финансов:

- совершенствованию системы регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке;

- развитие инфраструктуры финансовых рынков;

- повышению доступности финансовых инструментов и ресурсов;

- корпоративному управлению и правоприменению, включая защиту прав инвесторов;

- развитию социальной и бизнес-инфраструктуры с учетом новых территорий (городская среда и нефинансовое регулирование).

В качестве основной цели выступят:

- построение на территории Российской федерации высокотехнологичного и конкурентоспособного на мировом уровне – рынка финансов;

- увеличение возможностей общества более активно участвовать в финансовых операциях. 

В настоящее время в сфере регулирования финансового рынка достигнуты изменения в системе распределения компетенций:

1) создан единый регулятор финансового рынка на базе Банка России, что заложило базу для исключения регуляторного арбитража;

2) введено обязательное членство участников рынка в СРО и передача СРО отдельных полномочий регулятора;

3) произошло присоединение России к меморандуму Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO MMoU);

4) появилась действующая на постоянной основе система обратной связи с участниками рынка [Tiwari, M., Gepp, A., & Kumar, K., 2020].

В части изменения инфраструктуры финансовых рынков и его развития в настоящее время выполнен ряд задач:

1) утверждена и реализована концепция создания центрального депозитария;

2) усовершенствованы процедуры листинга;

3) международные депозитарно-клиринговые компании Euroclear и Clearstream допущены к операциям с российскими бумагами (как облигациями, так и акциями).

В качестве мер повышения доступности финансовых инструментов и ресурсов – введены в законодательство и находятся в практической деятельности следующий ряд инструментов:

1) индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) с возможностью получения налогового вычета (действует с 2014 года);

2) налоговая льгота при долгосрочном инвестировании в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке (действует с 2015 года);

3) вычет по НДФЛ для долгосрочных страхователей жизни;

4) начато проведение биржевых торгов ETF, драгоценными металлами в обезличенной форме;

5) созданы условия для совершения сложных сделок по секьюритизации финансовых активов;

6) стал возможным допуск ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному обращению в Российской Федерации.

Исходя из реализованных мер и направлений выделим основные мероприятия поэтапной реализации организации Международного центра финансов (табл. 2).

Формирование международного финансового центра на территории России позволит значительно увеличить экономический потенциал страны, ускорить ее развитие, упрочить геополитические позиции [Norton, S.D., 2018]. Для его создания имеются основные предпосылки и условия. Практическая реализация формирования международного центра финансов потребует разработки целевой федеральной программы, предусматривающей участие региона, выбранного для создания такого центра.

Организационно-экономические преимущества организации формирования и функционирования Международного центра финансов (МЦФ) на территории Российской Федерации будет определять упрочение геополитической позиции в т.ч.:

1) обеспечение и поддержание на высоком уровне конкурентоспособности национального финансового сектора;

2) повышение доходности финансового сектора за счет наиболее выгодных и менее рискованных условий размещения национальных ресурсов;

3) безусловным является разрешение части проблем в сфере налоговых поступлений, т.е. пополнение бюджетов всех уровней от проведений финансовых операций;

4) рост уровня сеньоража, в рамках более масштабного использования национальной валюты в международных расчетах и его получение Центральным банком России;

5) обеспечение национальных компаний финансовыми ресурсами мирового рынка;

6) полноценная диверсификация инвестиционных портфелей национальных институциональных и частных инвесторов;

7) статус финансового сектора и сферы услуг и обеспечение высококвалифицированными специалистами;

8) емкий внутренний рынок с высоким платежеспособным спросом резидентов и нерезидентов [Zali, M., &Maulidi, A., 2018].

Формирование и организация Международного центра финансов сопряжено с обязательным комплексом финансовых, надзорных и оперативно-аналитических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение финансовых операций ОД/ФТ, что определяет предмет регулирования системы [Грибанич В.М., 2012]. В качестве субъектов (как стейкходдеров) выступят – государства, компетентные государственные органы, финансовые учреждения и иные финансовые посредники, а также юридические и физические лица, участвующие в операциях с денежными средствами или иным имуществом [Кучер М.О., Сафонов Д.С., 2014]. Цель образования Международного центра финансов вытекает из Концепции создания Международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденной Правительством еще в 2009 году на период до 2020 года [Центральный банк РФ, 2023]. За этот период времени сделано достаточно много шагов для реализации показанной концепции. Но и к настоящему времени она окончательно не разрешена в силу не достижения ряда обязательных требований, выступающих, как необходимые условия.  Сущность и механизм Международного центра финансов определяют элементы и процессы взаимосвязи и координации, как необходимые условия создания (рис. 4).

Концептуальный подход с точки зрения функциональной нагрузки механизма, определяет и полномочия всех стейкхолдеров центра, как региональных, так и международных. Концептуальная схема Международного центра финансов (рис. 5) [Международный финцентр, 2023].

Концептуальный подход позволяет выделить основные направления ПОД/ФТ, которые включают в себя:

- во-первых, разработку, формирование, корректировку, дополнение и распространение международных стандартов показанной области на всей территории стран мира;

- во-вторых, проводить и давать оценку в т.ч. и на национальном уровне, на соответствие стандартам и их критериям;

- в-третьих, принимать участие и оказывать различного рода содействия, включая техническое, для успешного тиражирования в массы.

Поскольку создаваемый центр, это центр Международного уровня, то соответственно и правовые основы ПОД/ФТ носят Международный правовой характер, что делает его отличным от национальных стандартов, в силу большого объема источников их формирования, опять же следует оговориться, в силу независимости организаций, принимающих участие в таком нормотворчестве по указанному направлению. В качестве особенностей функционирования Международного центра финансов следует отметить:

- во-первых, для создания центра не является обязательным – выработка актов юридического направления, но носящих характер – рекомендаций;

- во-вторых, поскольку речь идет о механизме и его эффективности, а также и то, что в центре задействованы организации международного уровня и разрешаются вопросы международного сотрудничества компетентных органов иностранных государств, то юридически обязательны документы двухстороннего или многостороннего порядка.

образом, формирование рынка и рыночных отношений в России, в определенной степени предшествовало процессу формирования и дальнейшего развития системы государственного контроля за движением денежной массы, что в принципе, исходя из сочетания таких процессов как «либерализация» и свобода экономического выбора, сформировало среду, которая явилась достаточно комфортной  для организации преступной деятельности (извлечения незаконных доходов и инвестирования в незаконную, преступную деятельность и ее расширение) и ее подсоединения в легальную и законную экономику. Масштабы теневой экономики и экономической преступности в значительной степени связаны с качеством действующей законодательной и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования неразрывно связана с историей становления и развития российской государственности. В связи с чем, в качестве недостатков действующей системы российского законодательства следует выделить – отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей. С целью устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо – на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.

 

Список литературы

1. Ваганова О.В. Перспективы развития ключевых финтех-сегментов в России / Ваганова О.В., Коншина Л.А., Белоцерковский Е.Д. // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 6. № 2. С. 3-12.   

2. Грибанич В.М. Проблемы создания в России международного финансового центра // Вестник экономической интеграции. 2012. № 2. С. 18-24.

3. Гусаков А.В. Формирование и развитие финансового рынка России: Автореф. … дис. кан. экон. наук. –  М., 2008. – 21 с.

4. Гужавина Л.М., Филиппов Д.И. Совершенствование методов регулирования финансового рынка в России // Вестник Академии. 2010. № 4. С. 41-46.

5 Кучер М.О., Сафонов Д.С. Перспективы создания мирового финансового центра в России // Сфера услуг: инновации и качество. 2014. № 17. С. 3.

 6. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт, Москва. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/48265/pr_1809_3.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

7. Международный финансовоый центр: официальный сайт, Москва.   URL: https://mfc-moscow.com/assets/files/analytics/final-roadmap.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

8. Norton S.D. Suspicion of money laundering reporting obligations: Auditor compliance, or sceptical failure to engage? // Critical Perspectives on Accounting. 2018. Vol. 50. Pp. 56-66.

9. Tiwari M., Gepp A., Kumar K. A review of money laundering literature: the state of research in key areas // Pacific Accounting Review. 2020. Vol. 32(2), Pp. 271-303.

10. Zali M., Maulidi, A. Fighting against money laundering // BRICS law journal. 2018.
Vol. 5(3). Pp. 40-63.

11. Fliginskih T.N. Vaganova O.V., Usatova L.V., Solovjeva N.E., Bykanova N.I., Ragheed Y. The impact of e-banking on performance of banks: evidence from Russia // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020.
Т. 12. № S4. С. 231-239