МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Aннотация
На протяжении двух последних лет российская экономика испытывает негативное внешнее воздействие в виде ограничительных мер со стороны недружественных стран и, как следствие, сталкивается с серьезными внутренними проблемами, характеризующимися спадом промышленного производства в отдельных отраслях экономики, диспропорциями в региональных экономических системах, ростом социального неравенства, деградацией окружающей среды и другими факторами. Поэтому возникает необходимость в приращении знаний и разработке нового методического инструментария по управлению устойчивостью регионального развития. Сегодня понятие устойчивости включает в себя социальные, экономические и экологические аспекты. В статье изложены результаты исследования по формированию механизма устойчивого развития региональных экономических систем.
Ключевые слова: региональная экономика, регион, экономические системы, региональные экономические системы, механизм управления
Введение
Регионы по-разному реагируют на внешние угрозы и неодинаково справля-ются с возникающими трудностями. Вме-сте с тем, основной целью государства яв-ляется достижение гармоничного развития экономических систем территориальных образований. При этом ставится задача, сделать так, чтобы удовлетворить потреб-ности нынешнего поколения и не причи-нить вред тем, кто родиться в будущем, не ущемить их интересы.
Вопросы устойчивости региональ-ных экономических систем, формирования механизма стратегического планирования и управления исследовались Е.М. Гусаро-вой, В.Э. Каратыш, И.Н. Коломиец, Е.Б. Дворядкиной, Г.И. Жиц, А.А. Мокрушиным и другими учеными.
Несмотря на достаточную изучен-ность региональных экономических си-стем, в настоящее время вопросы, связан-ные с оценкой их устойчивого развития, механизмом эффективного управления требуют конкретизации и практического решения. Этим можно объяснить актуаль-ность темы работы и проявленный интерес к её исследованию.
Цель работы – предложить механизм устойчивого развития региональных эко-номических систем в условиях цифровой трансформации с выделением задач, принципов, функций, субъектов и объек-тов управления, методического инстру-ментария, а также предложить сценарии управления.
При выполнении исследования при-менялся различный методический инстру-ментарий, например, анализ, позволяю-щий выделять и изучать отдельные части объектов исследования, синтез, способ-ствующий соединению различных элемен-тов в единое целое.
Разработан механизм устойчивого развития региональной экономической си-стемы в условиях цифровой трансформа-ции с выделением задач, принципов, функций, субъектов и объектов управле-ния, методического инструментария, а также предложены сценарии управления, характеризующие распределение ответ-ственности и обязательств между различ-ными институциональными уровнями.
Основная часть
Происходящий сегодня технологиче-ский и технический прогресс ускоряет из-менение макроэкономической среды и как следствие, модифицируются экономиче-ские структуры, связанные с ней. Он ока-зывает влияние вплоть до местного уров-ня. Особенно серьезное воздействие про-изводят:
– новые коммуникационные и ин-формационные технологии, которые уве-личивают обмен информацией и, следова-тельно, уровень активности и интенсивно-сти движения в обществе. На региональ-ном уровне это проявляется через рацио-нализацию, пространственный потенциал или изменения в коммуникативном пове-дении;
– новые технологии производства, производственные и логистические кон-цепции, которые позволяют дифференци-ровать разделение труда и, следовательно, ведут к увеличению объемов перевозок. Так называемые «бережливые концепции» направлены на сокращение использования капитала, труда и пространства, а также на ускорение бизнес-процессов;
– ускорение транспортных техноло-гий (особенно расширение аэропортов, увеличение объемов авиаперевозок, высо-коскоростное железнодорожное сообще-ние) приводит к усилению регионов с гу-стонаселенными центрами, которые инте-грированы в транспортные сети.
Все перечисленное подталкивает отечественных ученых активизировать научные исследования по разработке со-временного механизма управления регио-нальными экономическими системами.
О значимости управления регио-нальными экономическими системами вы-сказываются многие отечественные уче-ные-экономисты. А.Н. Антипин считает, что «управление территориями, в том чис-ле регионами, всегда нацелено на дости-жение поступательного развития, основ-ными параметрами которого в большин-стве программно-стратегических доку-ментов значатся рост уровня доходов на душу населения, повышение показателей качества жизни, наращивание ВРП, инве-стиционная и инновационная активность и др.» [Антипин, И.А. 2021.]. Практически того же мнения придерживаются Е.Б. Дво-рядкина, Д.М. Простова, указывая, что ре-гиональное управление нацелено на по-вышение эффективности социально-экономического развития региона или на «достижение позитивных тенденций и ре-зультатов социально-экономического раз-вития регионов страны, обеспечение и поддержание режимов их устойчивого и динамичного развития» [Дворядкина Е.Б., 2019].
При реализации стратегии управле-ния региональными экономическими си-стемами нужно придерживаться опреде-ленных цели, задач и принципов, чтобы добиться эффективности их функциони-рования и достижения устойчивого разви-тия [Владыка М.В., 2022.].
Обзор специальной литературы поз-волил выявить несколько подходов к сущ-ности механизма управления региональ-ными экономическими системами (рис. 1).
В целях исследования механизм управления устойчивостью региональной экономической системы целесообразно формировать с позиции стратегического подхода и определять его как совокупность основополагающих допущений и методических инструментов, используемых региональными органами власти для устойчивого развития такой системы [Доменко Ю.Ю., 2022].
Определенное понимание механизма управления устойчивостью региональной экономической системы осуществляется через раскрытие задач, принципов и функций управления (таблица).
Разработка адекватной стратегии развития региональной экономической системы является основой для сокращения региональных диспропорций путем поддержки занятости и экономической деятельности, генерирующей богатство и благосостояние, для достижения, сбалансированного и устойчивого регионального развития [Коломийченко О.В., 2003]. Стратегический подход к управлению устойчивым развитием региональной экономической системы отражает вызовы, проблемы и недостатки, которые необходимо устранить в целях сближения с общенациональной политикой в области стратегий регионального развития [Махотаева М.Ю., 2014].
Считаем, что в данном контексте необходимо разрабатывать мероприятия по:
– минимизации скрытой дифференциации регионов. В первую очередь нужно оживить развитие в отсталых и слабых регионах;
– повышению способности маргинальных регионов к развитию через усиление их инновационного потенциала, эффективного использования имеющихся ресурсов, улучшения качественных характеристик человеческого капитала;
– конструированию прочных связей с государственной политикой и деятельностью в области развития на региональном уровне путем координации связей между различными институциональными уровнями.
На основе вышеизложенного можно предложить три сценария, как может быть разработана и реализована стратегия развития региональной экономической системы, а также распределены ответственность и обязательства между различными институциональными уровнями (рис. 2).
Сценарий 1. Сбалансированное развитие региональной экономической системы. Речь идет об упорядоченном наборе институтов, которые должны определять роль и ответственность каждого уровня создания добавленной стоимости в регионе. Совокупность правовых актов устанавливает порядок выработки решений центральными органами управления различных отраслей. На местном уровне создается специальный институт, в функции которого входит координация, продвижение и реализация проектов при активном участии экономических субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность в регионе. Федеральный исполнительный орган власти выступает в роли главного координатора и контролера выстроенной иерархии. Он выделяет ресурсы, предоставляет информацию, предлагает инновации и техническую помощь для того, чтобы региональные экономические системы функционировали эффективно. Исполнительно-распорядительный орган в системе местного самоуправления также активно участвует в процессе, поддерживая партнерские отношения и создавая структуры, которые призваны разрабатывать инновационные решения для гармоничного развития. Данный алгоритм предлагает координацию действий различных субъектов экономики, как по вертикали, так и по горизонтали.
Сценарий 2. Развитие региональной экономической системы «снизу-вверх». Федеральное правительство определяет общие направления и основные ожидаемые достижения, а местный уровень формулирует свои действия по развитию, исходя из своих потребностей. Этот процесс может осуществляться при содействии специализированного агентства, в распоряжение которого передаются возможности и обязанности по планированию и реализации проектов регионального развития.
Сценарий 3. Развитие региональной экономической системы «сверху вниз». При этом варианте предусматривается создание на центральном уровне механизма, координирующего деятельность с отраслевыми министерствами и создания правовой базы для регионального развития. Правительство возлагает на себя ответственность за социально-экономическое развитие с созданием национального органа (агентство или межведомственный комитет) и региональных отделений, уполномоченных реализовывать политику и мероприятия, разработанные на федеральном уровне. Федеральное правительство устанавливает механизмы и создает структуры для диалога с региональными субъектами. Оно принимает решения о распределении средств и приоритетов в различных регионах в соответствии с национальной Стратегией развития и отраслевыми планами развития. Муниципалитеты и региональные заинтересованные институты будут непосредственно реагировать на стратегии, планы и действия федерального правительства, согласовывая их на местах.
Представленные сценарии в практической плоскости могут быть скомбинированы с различными нюансами в зависимости от степени применения политических принципов. Кроме того, следует заключить, что реализация любого из рассмотренных сценариев невозможна без эффективного управления.
Заключение
В настоящее время не сложилось единого мнения о сущности механизма управления региональными экономическими системами. В работе были выявлены два подхода: 1) совокупность основополагающих допущений и методических инструментов воздействия на устойчивое развитие регионов (Доменко Ю.Ю., Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. и др.); 2) направленное воздействие (набор действий) государственных органов власти на деятельность субъектов экономики в интересах запрограммированных целей (Рабаданова А.А., Махотаева М.Ю., Фихтнер О.А., Григорьева О.В., Владыка М.В., Сереброва Т.В., Тикунов В.И. и др.). Для целей исследования было принято решение под механизмом управления региональной экономической системой понимать совокупность основополагающих допущений и методических инструментов, используемых региональными органами власти для ее устойчивого развития;
В работе были выделены концептуальные аспекты управления устойчивостью региональной экономической системы, а именно задачи, принципы, функции управления, субъекты и объекты управления, а также методический инструментарий.
В целях разработки и реализации стратегии развития региональной экономической системы, а также распределения ответственности и обязательств между различными институциональными уровнями, предложено три сценария: 1) сбалансированное региональное развитие; 2) региональное развитие «снизу-вверх»; 3) региональное развитие «сверху вниз», каждый из которых определяет конкретный механизм институционального взаимодействия и распределения ресурсного потенциала.
Список литературы
1. Антипин, И.А. 2021. Региональное стратегическое планирование и управление: теоретические и методологические основы: монография / И.А. Антипин; под науч. ред. Н.Ю. Власовой; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2021. – 237с.
2. Владыка, М.В. 2022.Региональный механизм устойчивого развития / М.В. Владыка, Т.В. Сереброва, В.И. Тикунов // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 10-1. –С. 32-36.
3. Дворядкина, Е.Б. 2019. Некоммерческие организации в региональной экономике: теоретический подход к исследованию /
Е.Б. Дворядкина, Д.М. Простова // Journal of New Economy. – 2019. – Т. 20. – № 4. – С. 56.
4. Доменко, Ю.Ю. 2022. Управление экономикой региона на основе инструментов стратегического планирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Доменко Юрий Юрьевич. – Мытищи, 2022. – 23 с.
5. Коломийченко, О.В., 2003. Стратегическое планирование развития регионов России: Методология, организация / О.В. Коломийченко, В.Е. Рохчин; Рос. акад. наук. Отд-ние обществ. наук, Ин-т пробл. реион. экономики. – СПб.: Наука, 2003. – 234 с.
6. Махотаева, М.Ю. 2014. Механизм реализации стратегии инновационного развития / М.Ю. Махотаева, О.А. Фихтнер, О.В. Григорьева // Вестник ПсковГУ. Серия «Экономические и технические науки». – 2014. – № 4. –С. 76-88.