16+
DOI: 10.18413/2409-1634-2024-10-2-0-7

 
ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОЙ ЛОГИСТИКИ ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
 

Aннотация

В России нефтедобыча и нефтепереработка являются ведущими отраслями промышленности. Таможенная логистика экспорта и импорта нефтепродуктов имеет свои особенности и резерв совершенствования.

С целью соблюдения законности и повышения эффективности внешнеторговой деятельности в отношении нефтепродуктов необходимо строго контролировать все этапы логистического процесса. Эффективная таможенная логистика подразумевает комплексный подход к решению задач с позиции выявления издержек и их снижения в увязке со всеми логистическими звеньями - от снабжения до распределения.

В ходе исследования изучена специфика подхода к совершению таможенных операций в отношении нефтепродуктов как объекта экспортных и импортных логистических потоков в рамках перемещения их различными видами транспорта. Так же определена значимость развития таможенной логистики для развития внешнеэкономической деятельности и нефтяной промышленности.

Итогом исследования стали предлагаемые авторами направления повышения эффективности таможенной логистики при экспорте и импорте нефтепродуктов. В их числе: сокращение потерь нефти и нефтепродуктов при транспортировке; организация логистического процесса с учетом анализа передового опыта предприятий нефтепеработки; повышение эффективности управления запасами; оптимизация транспортных маршрутов и выбора транспортных средств; внедрение современных информационных технологий в логистические
процессы.


Введение

В России нефтяная промышленность является ведущей отраслью российской промышленности, в рамках которой осуществляется переработка нефти и производство нефтепродуктов. Нефтепродукты – это продукт переработки нефти и попутных нефтяных газов. Нефтепродукты представляют собой в основном опасные для человека и природы вещества. Они обладают такими характеристиками, как высокая испаряемость, огнеопасность, вплоть до взрывоопасности, способность накапливать статическое электричество при движении. В связи с этим к нефтепродуктам предъявляются повышенные требования к транспортировке, условиям и местам хранения, а рамках совершения в отношении них экспертной и импортной деятельности таможенная логистика имеет свои особенности. Исследуем этот момент в деталях.

Целью исследования является изучение специфики таможенной логистики в отношении нефтепродуктов, как объекта экспортных и импортных логистических потоков в рамках перемещения их различными видами транспорта, определение значимости развития таможенной логистики для развития внешнеэкономической деятельности и нефтяной промышленности Российской Федерации и разработка направлений ее совершенствования.

Итак, таможенная логистика, как отмечает Коптева А. С. представляет собой «…ряд мероприятий, основная задача которых решить вопросы различного рода, связанные с организацией и документальным обеспечением доставок грузов между странами» [Котова В. А., 2023]. При перемещении нефтепродуктов используются практически все виды транспорта. Среди внутригосударственных перевозок наибольшее распространение получила перевозка по железнодорожным магистралям и локальная перевозка автотранспортом, а если говорить о транспортировке через таможенную границу, то здесь стоит отметить водный/морской и трубопроводный способы (продуктопроводы). Продуктопроводы являются самым эффективным способом транспортировки нефти и нефтепродуктов, за исключением морских перевозок, осуществляемых танкерами. Таможенная составляющая таможенной логистики представляет собой совершение таможенных операций в отношении перемещаемого в рамках осуществления внешнеторговой деятельности товара, в данном случае нефтепродуктов. Это необходимое условие, выполнение которого обусловлено пересечением таможенной границы, либо изменением таможенной процедуры. Как и различные виды иных товаров, нефтепродукты через таможенную границу могут следовать в двух противоположных направлениях:

- осуществляется их вывоз с таможенной территории в рамках экспортных таможенно-логистических потоков;

- осуществляется их ввоз на таможенную территорию в рамках импортных таможенно-логистических потоков [Неудахин В. С., 2022].

 

Основная часть

В отношении ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, в том числе и нефтепродуктов в рамках таможенной логистики установлен перечень осуществляемых таможенных операций:

1. Подготовка необходимой документации для таможенного оформления нефтепродуктов (накладные, контракт, инвойс и т.д.).

2. Определение кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД). В соответствии с ТН ВЭД нефтепродукты отнесены к разделу 27, в котором далее классификация разделяется на позиции:

- 2709 «Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород»;

- 2710 «Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты».

Дальнейшее соотнесение нефтепродуктов по субпозициям зависит от их свойств, состава, характеристик. Достоверное определение кода нефтепродуктов задача сложная и связано это в первую очередь со степенью обработки товара, назначением и специальной терминологией номенклатуры.

3. Исчисление таможенных платежей. Согласно таможенному законодательству, исчисление таможенных платежей – обязанность участника ВЭД и в этом случае он несет ответственность за достоверное исчисление и своевременную их уплату. Таможенные платежи при ввозе товаров, в том числе нефтепродуктов включают в себя: ввозную таможенную пошлину, налоги (НДС, акциз) и таможенный сбор. Базой для исчисления ввозной таможенной пошлины является таможенная стоимость и ставка ввозной таможенной пошлины (утверждается Единым таможенным тарифом), в отношении НДС и акциза налоговым законодательством установлены их ставки, причем в соответствии с идентификацией товара с ТН ВЭД. Таможенный сбор уплачивается за совершенные таможенным органам таможенные операции, за хранение и сопровождение товара.

4. Перечисление на единый лицевой счет (далее - ЕЛС) денежных средств в счет исчисленных в отношении ввозимых нефтепродуктов таможенных платежей. Исчисленные таможенные платежи до подачи в таможенный орган таможенной декларации перечисляются на ЕЛС, администратором которого является ФТС России. Их списание произойдет автоматически после принятия таможенным органом решения о выпуске нефтепродуктов.

5. Заполнение и подача в таможенный орган таможенной декларации. Отметим, что в настоящее время декларирование товаров в рамках осуществления внешнеторговой деятельности осуществляется в электронном виде. Технологическим инструментом для подачи электронной декларации на ввозимые на территорию Российской Федерации нефтепродуктов является Личный кабинет участника ВЭД.

6. Осуществление форматно-логического контроля таможенной декларации и в случае необходимости таможенного контроля в установленных законодательством формах. Важным аспектом таможенного контроля при перемещении нефтепродуктов является контроль таможенной стоимости, которая определяется декларантом. В зависимости от нее рассчитывается пошлины и налоги, которые должны быть уплачены в соответствующие бюджеты. В этой связи выявляются правонарушения целью которых является снижение суммы исчисленных таможенных платежей. В этом случае уполномоченные должностные лица ФТС России руководствуются, так называемой «проходной» или «среднеконтрактной мировой» стоимостью товара, которая относится к системе управления рисками. Такая стоимость определяется на основании информации о таможенной стоимости ранее ввозимых идентичных нефтепродуктов. Проходная стоимость является тем нижним порогом, на который ориентируются таможенные сотрудники при проверке заявленных декларантом сведений. В случае, если товар был приобретен ниже такой планки, импортер или его представитель должен представить максимум возможных подтверждающих документов, иначе таможенная стоимость будет пересчитана в большую стоимость, а декларант может быть привлечен к административной ответственности, а груз может быть конфискован.

7. Выпуск товара, который предполагает возможность совершения действий в отношении перемещаемых через таможенную границу нефтепродуктов в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Для вывоза нефтепродуктов с таможенной территории таможенная логистика несколько отлична от той которая применяется при их ввозе и в большей части это наблюдается в рамках таможенного контроля, при котором осуществляются следующие действия сотрудников таможенных органов:

- инспекция емкостей с нефтепродуктами, при которой проверяется соответствие установленным стандартам, исключается нарушение герметичности, которое может привести к возгоранию или экологическому бедствию. Проверяется транспорт на соответствие экологическим нормам и соблюдение норма безопасности.

- инспекция собственно нефтепродуктов, посредством которой устанавливается объем перевозимых нефтепродуктов, применение портативных анализаторов позволяет определить содержимое емкостей для перевозки.

- изучение все сопровождающей груз документации: договоры, чеки, техническая документация и т.п.

- после осуществления таможенного оформления и контроля следует принятие решения о выпуске товара или об отказе в выпуске товара.

Таможенный контроль в таможенной логистике - отдельный этап в перемещении нефтепродуктов через таможенную границу. При транспортировке нефтепродуктов посредством отдельных емкостей, при осуществлении таможенного контроля неоценимую роль играют основанные на методах радиолокационного и ультразвукового зондирования переносные контрольно – измерительные приборы. Такие приборы позволяют сотрудникам таможенных служб определять технические параметры емкостей для перевозки, а также замерять уровень их заполнения. Применение таких и иных технических средств таможенного контроля позволяет предотвращать попытки умышленного занижения таможенных платежей посредством занижения объемов товара и неверного определения позиции товара в ТН ВЭД. В частности, большую роль тут играет такая таможенно-логистическая операция как отбор проб нефтепродуктов для проведения экспресс-анализа или дальнейшей экспертизы. Отбор проб и образцов производится сотрудниками таможенного органа, но в случае, если для осуществления этих действий необходимы специальные знания или технические средства, то привлекается таможенный эксперт из иных государственных органов или частных организаций. Отбор проб осуществляется обязательно в присутствии владельца товаров, декларанта или специально уполномоченного в отношении товара лица. В случае отсутствия указанных лиц, отбор проб таможенным сотрудником, осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых
[Силаева В.В., Гудкова О.В. …, 2021].

Если для транспортировки нефтепродуктов использовался автомобильный вид транспорта или железнодорожная цистерна, то отбор пробы осуществляет посредством применения переносного металлического пробоотборника, который позволяет осуществить отбор необходимой пробы с заданного уровня емкости, то есть «с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней внутренней образующей». Напротив, при отборе образцов нефтепродуктов из трубопроводного транспорта используется стационарный пробоотборник, при этом пробу из трубопровода отбирают только в процессе перекачивания при скорости жидкости на входе в пробозаборное устройство, равной средней линейной скорости жидкости в трубопроводе в том же направлении» [Минко М.А., Силаева В.В., 2022].

В таможенной логистике таможенная экспертиза, осуществляемая в отношении взятых проб и образцов по своей структуре практически, не отличается от всех других видов таможенных экспертиз и состоит из следующих этапов:

- таможенный орган принимает решение о необходимости проведения таможенной экспертизы, формулируются и ставя перед экспертом вопросы, на которые должна ответить экспертиза;

- декларант уведомляется о проведении таможенной экспертизы

- эксперту передаются отобранные пробы и образцы, вместе с ними передаются иные материалы, которые могут понадобится для проведения экспертизы;

- эксперт выносит заключение на основе проведенной экспертизы, отчет передается в таможенный орган, который был ее инициатором и принял решение о проведении таможенной экспертизы [Гудкова О.В., Муравьева М.А., 2023].

Исследование поступивших на экспертизу нефтепродуктов обычно кроме прочего включает в себя ответы на следующие вопросы:

- определение физико-химических свойств, которые необходимы для правильной классификации нефтепродуктов;

- идентификация товара в 27 группе ТН ВЭД ЕАЭС;

- установление назначения и возможной сферы применения товара.

Ряд особенностей имеет таможенная логистика при перемещении нефтепродуктов трубопроводным видом транспорта, что отражено в 41 главе ТК ЕАЭС (рисунок) [ТК ЕЭС, 2019].

Специфичность таможенной логистики при перемещении нефтепродуктов в рамках трансграничной торговли трубопроводным видом транспорта в том числе заключается и в особенностях декларировании данного вида товара, а именно при ввозе и вывозе нефтепродуктов трубопроводным транспортом законодательство позволяет осуществлять временное периодическое таможенное декларирование. Такое декларирование применяется в отношении товаров, по которым точные сведения об их количестве и/или стоимости не могут быть представлены в таможенный орган. Временная таможенная декларация (далее - ВТД) в этом случае подается из расчета примерного объема поставки товара, также ориентировочно указывается его стоимость. Не допускается при этом вывоз или ввоз такого количества товара, которое превышает заявленные во временной таможенной декларации объемы. После фактического осуществления внешнеэкономической операции декларант представляет таможенному органу полную декларацию, где уже указаны точные данные о стоимости товара и его количестве.

В рамках трансграничной торговли при перемещении нефтепродуктов трубопроводным транспортом ВТД подается декларантом на срок не более трех месяцев. В течение этого периода можно подать дополнительную ВТД, в случае если количество товара, указанное в первоначальной декларации, изменяется. Вывоз товара, в объемах, превышающих заявленный в ВТД, запрещен. Полная декларация подается декларантом по результатам поставки товара за каждый календарный месяц. В случае, если такая поставка не осуществлялась, декларант должен уведомить об этом таможенный орган до подачи полной таможенной декларации. Временное таможенное декларирование применяется не только при перемещении нефтепродуктов трубопроводным транспортом, но и при использовании других видов транспорта, например, при перевозке морскими нефтяными танкерами [Загнетная И.А., Силаева В.В., 2022].

Стоит отметить, что система временного таможенного декларирования при перемещении нефтепродуктов зарекомендовала себя двояко. С одной стороны, такая система позволяет оперативно проводить декларирование перемещаемых объёмов товаров, что особенно важно с учетом способа их перемещения (трубопроводный транспорт). С другой стороны, могла сложиться такая ситуация, что одна компания – экспортер нефтепродуктов могла задекларировать весь допущенный объем поставки товара, но при этом не вывезти его в полном предусмотренном объеме. Такая ситуация периодически может грозить срывом выполнению нашей страной своих обязательство по межправительственным соглашениям. В связи с этим, в товарообороте нефти и нефтепродуктов с отдельными странами временное таможенное декларирование отменено.

Таможенные пошлины за нефтепродукты, вывозимые трубопроводным транспортом, уплачиваются за каждый календарный месяц поставки. Пошлины исчисляются в зависимости от вида подаваемой декларации. При подаче временной таможенной декларации, они исчисляются на день регистрации такой декларации, а при подаче полной, исходя из ставок, действующих на пятнадцатое число месяца фактической поставки. Запреты и ограничения в отношении нефтепродуктов, перемещаемых трубопроводным транспортом, применяются на день регистрации ВТД.

Количество и характеристики нефтепродуктов, перемещаемых трубопроводным транспортом, устанавливаются на основании приборов учета. Такие приборы учета могут быть установлены либо на территории государства, являющегося страной отправления товара, либо на территории сопредельного государства, при наличии договора, устанавливающего порядок доступа сотрудников таможенного органа к таким приборам учета. Чтобы предотвратить несанкционированный доступ посторонних лиц к приборам учета, на такие приборы сотрудниками таможенных органов устанавливаются средства идентификации. Владелец объекта, на котором установлены приборы учета обязан обеспечить доступ соответствующих должностных лиц к приборам для совершения действий по установке средств идентификации, а также для осуществления последующего таможенного контроля. Кроме того, владелец объекта обязан предоставлять таможенному органу сведения о применяемом способе учета и порядке учета переваленных нефтепродуктов. Такие сведения предоставляются в двух случаях:

- по запросу таможенного органа;

- в случае изменения способа и порядка учета нефтепродуктов.

Срок предоставления сведения – 15 рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса или с момента изменения способа и порядка учета.

Еще одной спецификой таможенной логистики в рамках внешней торговли нефтепродуктами является наложение средств идентификации на приборы учета или их снятие, которое осуществляется сотрудниками таможенной службы той страны – члена ЕАЭС, на территории которой, собственно, и установлены такие приборы. Наложение средств идентификации происходи в обязательном порядке в присутствии владельца объекта, где осуществляется такая таможенная операция, либо в присутствии его законного представителя. По результатам этих действий таможенным органам составляется соответствующий акт, форма которого утверждается приказом ФТС России «Об утверждении порядка наложения (снятия) средств идентификации на приборы учета нефти и нефтепродуктов, перемещаемых трубопроводным транспортом». Данным приказом предусмотрено, что в качестве средств идентификации будут использоваться пломбы, печати, штампы и прочие средства идентификации, установлены элементы конструкции, на которые будут налагаться такие средства идентификации, а также установлена форма акта наложения/снятия средств идентификации [Котова В. А., 2023].

Приказом ФТС России № 1488 и Министерства энергетики Российской Федерации № 291 «Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение нефтепродуктов, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации» утвержден перечень мест, в которых устанавливаются приборы учета для контроля за ввозимыми и вывозимыми трубопроводным транспортом нефтепродуктами [Приказ ФТС России 2011]. В связи с технологическими особенностями трубопроводного транспорта, таможенные органы не осуществляют идентификацию нефтепродуктов, перемещаемых трубопроводным транспортом. Такую возможность предоставляет им статья 293 ТК ЕАЭС. В тоже время таможенные органы могут устанавливать количество перемещаемого товара, его качество и другие характеристики с целью осуществления таможенного контроля посредством сведений, подчерпнутых из документов и показаний счетчиков и других приборов измерения. Из этого можно сделать, что контроль за перемещаемыми трубопроводным транспортом нефтепродуктами, осуществляется, в основном, документально [Гудкова О.В., Муравьева М.А., 2023].

Таким образом, в отношении перемещаемых нефтепродуктов в целях осуществления выпуска товара совершается ряд таможенных операций, которые имеют определенную специфику, связанную с видом перемещения нефтепродуктов, осуществлением их декларирования (временное периодичное таможенное декларирование), проведение таможенного контроля (согласно данным приборов учета), исчисление и уплата таможенных платежей.

Важными направлениями совершенствования организации и повышения эффективности таможенной логистики при экспорте и импорте нефтепродуктов являются:

1. Сокращение потерь нефти и нефтепродуктов на пути от скважины до конечных потребителей - АЗС, НХК, экспортный терминал или нефтебаза. Несмотря на централизованное управление и государственный контроль, значительных успехов в снижении потерь пока не достигнуто, хотя ухудшений не наблюдалось. Современные нефтегазовые компании имеют полный цикл предприятий "от разведки до АЗС". Поэтому руководство и соответствующие службы должны обеспечивать полный контроль над всеми технологическими процессами и не допускать значительных потерь.

2. Организация закупок, выбор поставщиков и другие элементы логистического процесса должны осуществляться с учетом анализа передового опыта по снабжению предприятий нефтепеработки. Эти процессы становятся приоритетными для руководства компаний, подвергаясь совершенствованиям и реорганизациям.

3. В области снижения издержек при экспорте нефтепродуктов ключевое значение играет логистика распределения. Подход к стратегии распределительной логистики должен учитывать анализ потребностей рынка и внедрение новых технологий для эффективной организации распределительных сетей и транспортно-экспедиторского обслуживания.

4. Одним из направлений совершенствования таможенной логистики нефтепродуктов является эффективное управление запасами, которые являются одним из самых дорогостоящих активов большинства компаний в сфере добычи и переработки полезных ископаемых.

5. Оптимизация транспортных маршрутов и выбора транспортных средств для доставки нефтепродуктов позволит сократить затраты на транспорт и увеличить эффективность логистических операций. Это направление особенно актуально в условиях санкционного давления недружественных России стран и разрушения традиционных цепей поставок и логистических маршрутов.

6. Обеспечение законности в области таможенной логистики нефтепродуктов также является важным аспектом ее эффективности. Необходимо соблюдать все требования и нормативы, связанные с таможенными процедурами и таможенным контролем при перемещении нефтепродуктов через границу.

7. Развитие информационных технологий является необходимым условием совершенствования таможенной логистики нефтепродуктов. Использование современных систем управления складскими запасами, транспортом и отслеживания грузов позволяет оптимизировать процессы и повысить прозрачность всей цепочки поставок.

 

Заключение

Таким образом, развитие таможенной логистики нефтепродуктов должно быть направлено на повышение эффективности всех логистических процессов от добычи до поставки конечному потребителю, а также на сокращение издержек и повышение прозрачности всей цепочки поставок.

Подводя итог данного исследования, отметим, что одной из приоритетных задач государства в рамках повышения эффективности осуществления внешнеторговой деятельности, в которой нефтепродукты занимают немалую долю, является развитие таможенной логистики. Эффективная таможенная логистика позволяет более чем на 20% снизить временные издержки на совершение таможенно-логистических операций в отношении перемещаемых через таможенную границу нефтепродуктов, что является основополагающим фактором развития промышленной отрасли нефтепереработки.

 

Список литературы

  1. Гудкова О.В., Муравьева М.А., Назарова О.Г., Силаева В.В. Таможенный контроль после выпуска товаров. Курск, 2023. 271с.
  2. Загнетная И.А., Силаева В.В. Концепция продвижения на мировые рынки российских товаров и услуг в условиях цифровизации // В сборнике: Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях инновационного развития, модернизации и цифровизации. материалы национальной конференции с международным участием. Брянск, 2022. С. 198-203.
  3. Котова В. А. Рынок транспортно-логистических услуг: основные вызовы и значение для экономики страны // Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях инновационного развития, модернизации и цифровизации: Материалы национальной конференции с международным участием, Брянск, 20 апреля 2023 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2023. – С. 57-62.
  4. Куриленко К.С., Силаева В.В. Цифровизация сбыта отечественной продукции за рубежом // В сборнике: Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях инновационного развития, модернизации и цифровизации. материалы национальной конференции с международным участием. Брянск, 2022. С. 215-218.
  5. Минко М.А., Силаева В.В. Цифровые инструменты повышения конкурентоспособности предприятий на зарубежных рынках сбыта // В сборнике: Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях инновационного развития, модернизации и цифровизации. материалы национальной конференции с международным участием. Брянск, 2022. С. 226-229.
  6. Неудахин В. С. Актуальные проблемы таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. - № 4 (101). – С. 89-97.
  7. Приказ ФТС России «Об утверждении порядка наложения (снятия) средств идентификации на приборы учета нефти и нефтепродуктов, перемещаемых трубопроводным транспортом» от 01.09.2022 URL: https://docs.cntd.ru/document/351432566 (дата обращения: 03.02.2024).
  8. Приказ ФТС России и Министерства энергетики Российской Федерации «Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение нефтепродуктов, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации трубопроводным транспортом, расположенных в Российской Федерации» от 19.07.2011 г. № 1488 и № 291 URL: https://www.alta.ru/tamdoc/11pr1488/ (дата обращения: 03.02.2024).
  9. Силаева В.В., Гудкова О.В., Муравьева М.А., Назарова О.Г., Тачкова И.А. Анализ результатов работы таможенных органов и государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Курск, 2021. 509 с.
  10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.02.2024).