ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В РОССИИ
Aннотация
В рамках данной статьи проблематизирован вопрос достижения целей устойчивого развития, особое внимание уделено исследованию возможностей преференциального налогообложения для обеспечения экологически ответственного поведения индивидов, как значимой грани проактивного подхода в решении экологических проблем. Подчеркивается важность соучастия государства и общества в достижении цели через предоставление налоговых преференций. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: исследовано место экологической ответственности в системе общей ответственности индивидов; обозначены роль и методы государства в системе поощрения экологически ответственного поведения и потребления населения; дана оценка перспектив применения преференций экологической направленности в системе налогообложения физических лиц. В ходе исследования выявлено, что в тоже время в настоящий момент в России практически не задействованы экологические налоговые инструменты. Предложены направления развития экологических налоговых преференций через распространение практики применения нулевых налоговых ставок по транспортному налогу, внедрения экологических налоговых вычетов, корректировку инвестиционных налоговых вычетов по налогу для физических лиц.
Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленая экономика, экологическая ответственность, налоговые преференции, государство, физические лица
Введение
В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации и ввела термин "устойчивое развитие" – модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения будущих поколений такой возможности. Взаимосвязь проблем окружающей среды, общества и экономики привели к появлению термина «инклюзивная зеленая экономика», направленная на улучшение благосостояния людей и обеспечение социальной справедливости, одновременно снижая экологические риски и дефицит. В 2008 году Программа ООН по окружающей среде запустила Инициативу зеленой экономики (GEI), программу глобальных исследований и помощи на уровне стран, призванную мотивировать политиков поддерживать экологические инвестиции.
В 2021 году на международном климатическом саммите в Глазго страны договорились отказаться от угольной энергетики, обратить вспять потерю лесов к 2030 году и радикально сократить выбросы CO2. Однако, действующие военные конфликты, напряженность в геополитической обстановке, формирование нового кроя мирового порядка, переформатирование глобализации экономики привели к так называемому «зеленому откату», то есть отодвиганию экологической повестки с первых позиций, мировыми лидерами ее продвижения, в том числе через сдвиги планов по сокращению выбросов и расконсервированию угольных шахт. Например, Германия приняла версию отопительного закона, которая предусматривает сдвиги перехода отопительной системы на 65 % экологически чистой энергии с 2024 года на 2028-2029 гг., а Швеция изменила цель программы достичь к 2040 году на 100% возобновляемой энергии и заменило эту цель на энергию «на 100% не на основе ископаемого топлива». Несмотря на очевидное сбавление темпов зеленой повестки, это говорит не о ее сворачивании, а скорее о том, что экологические инициативы перешли от абстрактных заявлений к реализации и столкнулись с трудностями реальности.
Кроме того, энергопереход уже подкреплен и экономическими причинами: Великобритания согласовала крупный проект по солнечные электроэнергетики из Марокко, продажи электромобилей в мире растут, американские власти предоставляют субсидии на покупку товаров отечественного производства. Также большое внимание в развитии экологической повестке в зарубежных странах уделено вопросу налоговых преференций как для компаний, так и физических лиц.
Россия находится на начальных этапах включения зеленой повестки в сектора экономики и нуждается в проработке синтеза экологических, экономических и социальных вопросов на разных уровнях. На наш взгляд, включение в «зеленую» повестку физических лиц (индивидов, домохозяйств), развитие их экологической ответственности, как доминирующего и самого богатого сектора экономики, – важнейшее условие достижения целей устойчивого развития. Развитие экологического вектора преференциального налогообложения физических лиц является значимой гранью проактивного подхода в решении экологических проблем, подчеркивающий важность соучастия государства и общества в достижении цели, путем формирования эффективной среды коммуникации общего дела через предоставление налоговых преференций.
Целью настоящей статьи является исследование возможностей повышения вовлеченности физических лиц в экологическую повестку через преференциальное налогообложение
Для достижения данной цели решены следующие задачи:
- исследовано место экологической ответственности в системе общей ответственности индивидов;
- обозначены роль и методы государства в системе поощрения экологически ответственного поведения и потребления населения;
- дана оценка перспектив применения преференций экологической направленности в системе налогообложения физических лиц в России.
Основная часть
Роль и методы государства в системе поощрения экологически ответственного поведения и потребления населения.
Экологическая ответственность является важной и неотъемлемой составляющей общей ответственности индивидов перед обществом, текущими и будущими поколениями. Исследователи определяют экологическую ответственность как «не просто умение личности предвидеть результаты своих действий и осознавать ответственность за них, но осознание личной сопричастности глобальным общественным и экологическим процессам» [Крайник В.Л., Сергазина Ж.Ж., 2018].
Индивида можно назвать экологически ответственным, если он предпринимает положительные шаги в следующих направлениях: сокращение прямого и косвенного потребления; предъявление спроса на «зеленые» товары и услуги и отказ от «коричневых»; сокращение, сортировка и переработка отходов; сведение к минимуму использования загрязняющих видов транспорта и техники; защита и сохранение биоразнообразия; проявление экологической солидарности и справедливости; демонстрация небезразличия к состоянию окружающей среды, а также политическим, экономическим и прочим мерам по ее улучшению; стремление к соблюдению экологического законодательства; проявление интереса к экологически ответственному («зеленому») инвестированию.
Исследования показывают, что многие индивиды, несмотря на принятые в странах «зеленые» повестки, не обращают внимание на социальные и экологические аспекты производства товаров и услуг, которые они потребляют, даже в благополучных странах ЕС [Musa W., Ponkratov V., Karaev A., 2022]. В развивающихся же странах мира уровень экологической ответственности часто еще ниже [Неучева М.Ю., Шалина О.И., 2023]. Многие люди занимаются вредной для окружающей среды практикой из-за удобства, отсутствия альтернатив или сопротивления переменам. Исследователи называют такую практику «разрывом между экологическим мышлением и поведением».
Государство должно содействовать формированию экологической ответственности индивида. При этом, согласно институциональному экономическому подходу, лишь для малой части общества (носителей высокой морально-этической ответственности) достаточно применение «мягких» мер воздействия – пропаганды, экообразования и пр, а для остальных – необходимы более «жесткие» меры воздействия или более убедительные сознательные или подсознательные стимулы.
К государственным мерам воздействия экологическую ответственность и поведение индивида относятся: разработка и внедрение экологического законодательства и стандартов; «зеленое» просвещение и пропаганда; системное экологическое образование на всех уровнях; вовлечение населения в «зеленые» программы; способствование созданию рынка экологически чистых товаров и услуг, а также «зеленое» ценообразование [Неучева М.Ю., Шалина О.И., 2022]; строительство и поддержание «зеленой» инфраструктуры; поощрение экологически ответственного поведения граждан; наказание за нарушение экологических норм и правил; взимание налогов и сборов за загрязнение окружающей среды («зеленое» налогообложение); «зеленое» или ESG-финансирование.
В сочетании с другими инструментами, налоговые методы, благодаря своему обязательному и основанному на законе характеру, позволяют повысить эффективность для интернализации внешних экологических эффектов [Musa W., Ponkratov V., Karaev A., 2022].
В числе налоговых инструментов (мер) по развитию экологически ответственного поведения населения особое место занимают налоговые преференции. Понятие «налоговая преференция» в нормативных правовых актах, составляющих российское налоговое законодательство, не установлено. При анализе терминологии, можно отметить выделение «налоговых льгот» и «налоговых преференций» в силу различных механизмов предоставления при налогообложении. В рамках данного исследования налоговые преференции рассматриваются в более широком понимании как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения налоговой нагрузки с целью поощрения определенных видов деятельности, и включающими в себя налоговые льготы как частный случай. Под экологическими налоговыми преференциями мы будем понимать комплекс налоговых мер, стимулирующий физических лиц к поведению, потреблению, инвестированию, способствующих достижению ЦУР в области экологии.
Экологические налоговые преференции являются более новым инструментом, чем экологические налоги. Если «зеленые» налоги восходят к идее «загрязнитель платит», то «зеленые» налоговые преференции – к идее «экологически ответственный индивид получает поощрение» (таблица).
В одном из исследований ОЭСР содержатся общие выводы и рекомендации по применению налоговых льгот по экологическим налогам: снижение налоговых ставок для физических лиц и прямая финансовая поддержка облегчают положение домашних хозяйств, но не создают стимулы для «чистого» выбора (экологически ответственного поведения). В контексте российского опыта, где понимание экологически ответственного поведения индивида в условиях новых реалий находится на этапе становления, налоговые преференции, как и развитие экомаркировок товаров, экологического образования, условий для сортировки отходов, являются подтверждающим сигналом от государства о своих намерениях в области экологической политики и финансовой поддержкой индивидов и домашних хозяйств в их экологическом выборе.
Оценка перспектив применения преференций экологической направленности в системе налогообложения физических лиц в России.
Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане России обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. В 2000-х годах Россия активно включилась в ESG-повестку. Тема перехода к низкоуглеродной энергетике, «декарбонизации» экономики и достижения углеродной нейтральности (баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением) стала ключевой в экологической составляющей ESG (E-повестка). Переход к низкоуглеродному развитию намечен и в ряде стратегических документов, утвержденных в России: «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.», «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г.», «Концепции развития водородной энергетики в Российской Федерации». Геополитические потрясения 2022-2023 года, вопреки прогнозам экспертов, не снизили интерес компаний и государства к ESG-повестке, однако, по-прежнему рынок ESG-продуктов и услуг находится на стадии зарождения. Наиболее активными участниками являются банки и крупные корпорации, и здесь можно отметить работу государственного регулятора в части проработки налоговых стимулов: снижение налога на прибыль за счет повышенной амортизации основных средств по объектам высокой энергетической эффективности; предоставление инвестиционного налогового кредита на вложения инвестиций в объекты с высокой энергетической эффективностью, возобновляемые источники энергии, в производство тепловой, электрической энергии; техническое перевооружение с созданием рабочих мест для инвалидов, повышением энергоэффективности при снижении негативного воздействия на окружающую среду; трехлетнее освобождение от налогообложения имущества высокой энергоэффективности после постановки на учет при принятии льгот на уровне субъекта; освобождение от налога на добавленную стоимость и прибыль от реализации углеродных единиц с принятием к вычету входного налога по климатическим проектам. Что касается физических лиц, по данным исследования «Экологическая повестка как главный ориентир российской экономики и общества» экология важна для населения, но лишь часть индивидов готова совершать реальные действия по ее поддержанию. На наш взгляд, налоговые преференции, включая налоговые льготы, действительно являются важным фактором, подпитывающим расширение экологически ответственного поведения индивидов. Кроме того, такой сигнал от государства дает понимание о работе над данной проблемой «в команде», солидаризации общества и государства, а также служит поддерживающим фактором для других экологических стимулов.
В тоже время в настоящий момент в России практически не задействованы экологические налоговые инструменты:
- Система экологического налогообложения в России носит фрагментарный характер. К экологическим налогам в нашей стране условно можно отнести:
- акцизы на топливо (энергетический налог);
- транспортный налог и акцизы на транспорт (транспортные налоги);
- налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов (ресурсные налоги).
Данные налоги не выполняют все функции экологических налогов:
- в качестве объекта налогообложения выступает не объем загрязнения, а иной показатель (например, объем реализации подакцизной продукции для акцизов на топливо);
- отсутствует целевой характер налогообложения.
2. Налоговые экологические преференции в России включены в действующую налоговую систему в незначительной степени. В части льгот по экологическим налогам можно отметить только льготы по транспортному налогу для владельцев электромобилей. Льгота предоставляется в некоторых регионах в соответствии с «Концепцией по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года» и принятыми Минэкономразвития мерами поддержки развития электротранспорта. Например, в Москве с 01.01.2020 физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями, освобождены от уплаты транспортного налога в отношении указанных автомобилей. Такая же практика получила распространение во многих других регионах России, в частности на Сахалине, где планируется к 2025 году довести долю газомоторных и электрических транспортных средств до 50%. С точки зрения дальнейшего масштабирования такого опыта, следует рассмотреть вариацию ставок транспортного налога в зависимости от углеродного следа и целевом характере данного налога.
Единственный элемент экологических преференций в части налоговых вычетов – социальные налоговые вычеты по НДФЛ (ст 219 НК РФ), где в числе организаций для пожертвований упомянуты некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды и защиты животных. Сумма вычета предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.
Целесообразно дополнить Главу 23 НК РФ [Налоговый кодекс РФ, 2024] Налог на доходы физических лиц статьей Экологические налоговые вычеты. Введя подобный налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги в 2022 г., создана налоговая коммуникация, взаимосвязывающая национальный проект «Здоровье» и граждан, которые заинтересованы в проактивном подходе к поддержанию своего физического состояния. Видится, что цели, которые ставит государство в области экологии, также нуждаются в создании налоговой коммуникации с населением, посредством экологических налоговых вычетов.
Экологические налоговые вычеты должны предоставляться в объеме финансовых расходов физических лиц, понесенных на приобретение «зеленых» товаров и услуг (в рамках лимита). Однако Россия пока не готова к их незамедлительному применению, так как минимальным условием их внедрения является наличие развитого рынка зеленых товаров и услуг, их государственных реестров и «зеленой» маркировки товаров.
Второе важное направление развития экологических налоговых преференций в России – преференции в области ESG-инвестиций («зеленые» или ответственные инвестиции). Финансовый рынок России в данном сегменте начал развиваться относительно недавно, но его объем и, соответственно, число потенциальных инвесторов стремительно растет. Так, только за первое полугодие 2023 года в России было проведено пять выпусков зеленых и социальных облигаций на сумму 28 млрд руб. Для обращения таких ценных бумаг (ESG-инструментов) на Московской бирже с 2019 года функционирует специальный сектор «Устойчивое развитие». Зеленые облигации размещают как крупные корпорации (например, РЖД, Ресурсосбережение ХМАО и др), так и муниципалитеты.
При осуществлении финансовых инвестиций физические лица уплачивают НДФЛ и имеют налоговые преференции в части инвестиционных вычетов. Ставка налога, налоговые льготы и инвестиционные вычеты в Главе 23 НК РФ ни дифференцируются в зависимости от соответствия финансового инструмента ESG-стандартам.
В разрезе увеличения инвестиционной активности физических лиц в активы, которые отвечают ESG-принципам следует рассмотреть:
- сокращение с трех до одного года срок владения ESG-инструментами, допущенным к торгам на бирже, для получения налогового вычета;
- отменить для розничных инвесторов налог на доходы, выплачиваемые по ESG-инструментам.
Также в качестве стимулирования развития углеродного рынка целесообразно рассмотреть освобождение физических лиц и ИП, занятых в выпуске и торговле углеродными единицами, от НДФЛ.
Через создание системы налоговых стимулов, вкупе с активной реализацией других инструментов (ESG- рейтингом, ESG-банкингом и пр), прослеживается попытка увязки стратегических целей РФ, национальных проектов с целями и интересами крупных компаний. По мере создания и проработки поддерживающих инфраструктурных условий будет обеспечиваться переход от соблюдения законов об охране окружающей среды к системному экологическому менеджменту. Вовлеченность индивидов в данный процесс на сегодняшний день преимущественно остается «за бортом» с позиции создания поддерживающих стимулов перехода к проактивной экологической позиции той части общества, которая имеет интерес к вопросам экологии. Согласно исследованиям, российское общество указывают среди ценностей на первом месте семью, на втором – здоровье, а экологию лишь на последнем (6) месте, первостепенную ценность экологии указывают только 6% респондентов. Думается, что проработка экологических налоговых преференций для физических лиц позволит выразить позицию государства в отношение каждого индивида, укрепить ценность заботы об окружающей среде в обществе, стимулирует к экологическим действиям, направленным на солидаризацию со стратегическими целями государства по данному вопросу.
Заключение
Налоговые методы, благодаря своему обязательному и основанному на законе характеру, позволяют добиться существенных результатов в обеспечении экологически ответственного поведения индивидов. Особое место отводиться экологическим налоговым преференциям.
В России до сих пор не создана действенная система экологического налогообложения, как в отношении экологических налогов, так и в отношении налоговых преференций.
В России меры налогового стимулирования экологически-ответственного поведения физических лиц применяются не так активно, как в странах ОЭСР. В части экологических налоговых льгот можно выделить только нулевую ставку транспортного налога для владельцев автомобилей (в ряде регионов), в части экологических налоговых вычетов - социальные налоговые вычеты по НДФЛ для пожертвований в НКО, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты животных.
Систему экологических налоговых преференций целесообразно развивать в следующих направлениях:
А) распространение практики применения нулевых налоговых ставок по транспортному налогу для физических лиц на все регионы России и включение в перечень автомобилей не только электромобилей, но и других типов автомобилей с энергоэффективным двигателем;
Б) расширение практики налоговых льгот и вычетов по налогу на доходы физических лиц путем:
- внедрения экологических налоговых вычетов. Добавить в перечень социальных налоговых вычетов экологические налоговые вычеты на финансовые затраты на покупку зеленых товаров и услуг, а также на покупку/установку энергоэффективного оборудования и энергосберегающее благоустройство жилых домов;
(Ст. 219)
- корректировки инвестиционных налоговых вычетов. Предусмотреть сокращение с трех до одного года срок владения ESG-инструментами, допущенным к торгам на бирже, для получения инвестиционного налогового вычета (Статья 219.1.);
- расширение перечня доходов, не подлежащих налогообложению (ст. 217 НК РФ). Ввести в перечень таких доходов купонные выплаты по зеленым облигациям.
Видится, что выраженность государственных целей РФ в налоговых преференциях позволит очертить понимание нормы экологически ответственного поведения индивида, проявит долгосрочность экологического вектора в обществе.
Список литературы
С. 2628-2639.